Ф.И.О. педагога: Сайфиева Елена Игоревна
Название и номер образовательного учреждения: Государственное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение детский сад № 69 Выборгского района
Должность : Воспитатель
Контактная информация:
Тел.: 558-84-37
Моб: 8-911-152-01-34
E-mail: е[email protected]
Представляемый на конкурс материал: сценарий (конспект) проведения родительского собрания в ГБДОУ
Номер и название конкурсной номинации: Номинация № 1. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в ГБДОУ.
Сценарий (конспект) родительского собрания, проводимого в форме деловой игры .
ТЕМА: «ДЕТИ – ЭТО СЧАСТЬЕ, СОЗДАННОЕ ВАШИМ ТРУДОМ»
В.А. Сухомлинский
Участники: педагоги, родители.
Цель: создание системы в работе по воспитанию детей в семье; структурирование работы воспитателей с родителями, придание ей комплексного характера; ориентирование родителей на саморазвитие и самосовершенствование; создание в группе атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Задачи: обогатить знания, установки и умения, необходимые для ухода за детьми и их воспитания, гармонизировать семенные отношения, помочь осознать ответственность за воспитание ребёнка, понять мир ребенка, который надо уважать, чувствовать, беречь.
Подготовка к собранию:
1 этап. Подготовительный.
Изготовление детьми приглашений на собрание с учетом его темы
Изготовление плакатов с русскими народными пословицами о воспитании.
Оформление фотовыставки «Мама, папа, я - счастливая семья»
Оформление выставки детских рисунков «Моя семья»
Анкетирование родителей
Создание детского словаря «Что такое семья»
2 этап. Ход собрания
Воспитатель приветствует родителей и задает вопрос: «Как Вы думаете, что такое семья? И какова её функция?» (Ответы родителей, зачитывание ответов детей).
Воспитатель объявляет игру.
- «МИШЕНЬ ЦЕЛЕЙ»
«Тот, у кого нет цели, не может найти правильного пути. И тогда вся его жизнь превращается в замкнутый круг» Х. Моргенштерн
Цель:
Помочь родителям обозначить стратегию семьи с учетом мнений и интересов всех её членов.
Помочь родителям сформулировать цели семьи на ближайшее время
Донести до родителей, что если они не определили цели, их действия традиционны, как и достигаемые результаты. Иными словами: делая то же, что и всегда – получаешь то же, что и всегда.
Вспомогательный материал: расчерченный плакат на четыре графы на каждую семью.
Проведение игры: раздать родителям пустые плакаты, определить время заполнения – 10 минут, затем попросить представителя от каждой семьи выйти и выступить перед остальной аудиторией и презентовать цели своей семьи. Для помощи родителям раздать вспомогательные карточки с вопросами. Вопросы и образец заполненного плаката оформлен в Приложении № 1.
- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПАУЗА
Воспитатель объявляет интеллектуальную паузу и задает задачу: «Сколько в семье человек?»
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка, и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший я.
Какая же у нас семья?
Воспитатель выслушивает ответы и объявляет новую деловую игру.
- «ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ»
Цель:
Наглядно продемонстрировать, как важно правильно поставить задачу для правильной реализации.
Наглядно продемонстрировать, как важно умение слышать и слушать друг друга.
Вспомогательный материал: мозаика, буклет на котором нарисована коровка.
Проведение игры: из числа родителей выбираются три человека: два остаются в зале, один уходит в другое помещение. Два оставшихся человека поворачиваются спиной друг другу, первому дается буклет с нарисованной коровкой, он пытается устно донести до партнёра, что у него в руках, и что должно получиться в результате (чем подробнее будет описание, тем лучшим будет результат игры, вопросы второму участнику задавать не возбраняется, а только приветствуется). Время ограничено: 5 минут.
Первый участник с буклетом удаляется, входит третий участник. Ему задавать вопросы и разговаривать запрещено. Он должен сделать только то, что будет просить делать участник № 2. Цель: собрать из мозаики коровку, идентично повторяющую картинку буклета. Время ограничено: 5 минут.
Затем участники собираются вместе, и аудитория обсуждает, что помогло в ходе игры, а что помешало достичь цели.
Образец буклета оформлен в Приложении № 2.
- «ПЛАНИРОВАНИЕ ОТРЕЗКА ВРЕМЕНИ»
Цель: наглядно продемонстрировать, на примере эластичной резинки, как важно постепенно усложнять поставленные ребёнку задачи, расширять его кругозор.
Вспомогательный материал: тонкая резинка для денег.
Проведение игры: воспитатель берёт резинку в руки, и перед аудиторией демонстрирует, натягивая резинку на указательном пальце правой руки на 5 см, поставленную перед ребенком цель (например, прочтение одной страницы из книги), затем подтягивает палец левой руки, и показывает, как натяжение резинки ослабевает, что означает, что результат стоит на месте, и нужно при приближении к цели, резинку натягивать все дальше и дальше. Цель: сегодня – прочтение 1 страницы из книги, на неделю – прочтение половины книги, на месяц – прочтение целой книги. Схема планирования отрезка времени и рисунок натяжения резинки обозначены в Приложении № 3.
Воспитатель объявляет новую деловую игру.
- «ПООЩРЕНИЕ РЕБЁНКА»
Цель:
Наглядно продемонстрировать родителям, как важно поощрять ребенка на этапе правильно выполненной задачи, как важно использовать позитивное подкрепление.
Проведение игры: Для игры необходимы два человека: «обучающийся» и «тренер». Оптимально количество шесть человек, потому что тогда каждый может побывать и обучающимся и тренером, прежде чем группа утомится; наблюдать за этим почти так же увлекательно, как участвовать. Вы отсылаете обучающегося из комнаты. Остальные выбирают тренера и поведение, которое должно быть сформулировано: например, написать свое имя на доске, попрыгать или взобраться на стул. Обучающийся приглашается в комнату, и его просят двигаться по комнате и производить любые движения; тренер хлопком подкрепляет движения в направлении желаемого действия . Обучающийся должен понять, что хлопок производится именно тогда, когда действие совершено правильно.
Разговаривать запрещается. Смех, вздохи и другие проявления эмоций допускаются (разрешаются), но инструкции и обсуждения исключаются до тех пор, пока не достигнуто задуманное поведение.
- ДИАЛОГ С РОДИТЕЛЯМИ
Родители озвучивают заранее подготовленные цитаты о воспитании и защищают их.
- ЛИТЕРАТУРНАЯ ПАУЗА
Чтение стихотворения В. Шапова «Почему?». Пауза заканчивается цитатами о роли отца в воспитании детей.
- « 10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЕЙ»
Обсуждение памятки 10 заповедей родителей. Памятка представлена в Приложении № 4.
Родители подводят итоги, оформляя протокол собрания. Решено:
- Поддерживать в семье положительный психологический климат, выделяя больше времени для общения со своим ребенком
- Обозначить цели по схеме планирования отрезков времени.
- Придумать герб своей семьи, отображающий её интересы и традиции, оформить выставку лучших семейных гербов.
- Составить картотеку вопросов детей и авторских загадок в группе и дома (Почему? Зачем? Отчего?)
- Создать совместный словарь взрослого и ребенка « Семья – это»
- Подготовить презентацию «Наша прогулка по городу»
Приложения № 1.
Вопросы, относящиеся к целевым формулировкам и способствующие правильной постановке цели:
- Что? Результат?
- Когда? Когда он должен появиться на свет?
- Какой? Каким он должен быть?
- Кто? Кто им будет пользоваться?
- Зачем? Зачем ему это? Каков смысл результата для него?
- Почему? Почему это необходимо?
- Как? Как будет оцениваться/измеряться результат
Приложение № 2.
Приложение № 3
Приложение № 4.
- НЕ жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- НЕ думай, что ребенок твой: он Божий.
- НЕ требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
- НЕ вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что ты посеешь, то и взойдет.
- НЕ относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
- НЕ унижай!
- НЕ мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь.
- Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) – для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.
Список литературы:
- Н.М. Метенова. Родительские собрания. Часть первая. ИПК «ИНДИГО», 2009
- Т.Н. Зенина. Родительские собрания в детском саду. Педагогическое общество России, 2006
- С.В. Глебова. Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия. ТЦ «Учитель», 2005
- Л.Е. Осипова, Работа детского сада с семьей. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008
- «Дошкольное воспитание». Журнал № 3, выпуск 1994 года.
- Карен Прайор. «Не рычите на собаку», Селена +, 1995
Милена Барболина
Родительское собрание «Учимся играть вместе» в первой младшей группе
Цель : Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Дать понять родителям , что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.
Оборудование и наглядность :
Мягкая игрушка, предметы заместители, листочки бумаги, карандаши, выставка игрушек.
Ход собрания:
(слайд 1)
Уважаемые родители !
Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети . Зачем нужна ребенку игра ? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть . Чаще игры, в которые играют дети , невеселые, агрессивные. Поэтому наша задача осторожно направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них терпимость, желание помогать. Научить детей играть – значит научить жить.
Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку ? (Высказывания родителей ) .
Воспитатель обобщает высказывания родителей .
(слайд 2)
Игра для ребенка – это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни : учителем, водителем, врачом. (Слайд 3) Игра – дело серьезное . «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» (А. Макаренко) .(слайд 4)
Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки, тренирует силы и ловкость, развивает способности и ум, в игре дети учатся понимать друг друга, помогать сверстникам. (слайд 5) Игры при умелой организации взрослых учат терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке. (слайд 6)
Таким образом, игра – ведущая деятельность в детском возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. (слайд 7)
Игра «Разброс мнений»
Родители передавая друг другу игрушку должны продолжить :
Мой ребенок любит играть…
Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста. (слайд 8)
Это сюжетные, или образные игрушки (предлагаю родителям –(слайд 9) куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, проявляет заботу о ней. (слайд 10)
Следующий вид игрушек – технические игрушки (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 11) транспорт, конструкторы, развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество. (слайд 12)
Игрушки – забавы (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 13) в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать смех, радость. (слайд 14)
Особый тип – спортивно-моторные игрушки (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 15) это игрушки способствующие повышению двигательной активности детей, развитию координации движений. (слайд 16)
Театральные игрушки (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 17) они имеют особое назначение – служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. (слайд 18)
Музыкальные игрушки (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 19) погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, балалайки. (слайд 20)
Особое место принадлежит дидактическим игрушкам (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 21) это игрушки с помощью которых детей знакомят с сенсорными эталонами : матрешки, мозаики, пазлы, и др. Эти игрушки воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца.
(слайд 22)
Игра «Какую игрушку предпочитает ваш ребенок
(на слайде изображены игры и игрушки имеющиеся в группе . Родителям предлагается подумать и сказать в какую игрушку (игру) их ребенок больше всего любит играть в детском саду .)
(слайд 23)
Сейчас мы проведем небольшое соревнование.
(предлагаю родителям разделиться на две команды)
1 задание.
Написать как можно больше детских игр, которые вы знаете, любых – подвижных и сюжетно-ролевых.
2 задание.
Командам раздаются коробки с предметами-заместителями.
Подумайте и расскажите, чем могут быть эти предметы в детской игре?
(шарик – пирожок, яичко, яблоко и др., кубик – кусочек хлеба, пирожное, домик и т. д.)
Оценивается фантазия и творческое мышление родителей .
3 задание.
Назовите как можно больше игровых действий в игре
1 команда – «Мишка заболел» , 2 команда – «Угостим куклу чаем» .
(поставить градусник, потрогать, горячая ли голова, сделать укол; сервировать стол, приготовить угощения, заварить чай и т. д.)
4 задание.
«Выбери игрушки»
Каждой команде предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют :
1 команда
социально-эмоциональному развитию (напр. животные, куклы, посуда, набор «Доктор» , набор «Парикмахерская» и др.)
2 команда
физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др) .
5 задание
«Конверт дружеских вопросов»
Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. Каждая команда берет по 2 карточки, читают вопросы и отвечают на них.
Что делать, если ребенок просит вас поиграть , а вы смотрите телевизор?
Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?
На что вы опираетесь в подборе игрушки?
Каково ваше отношение к игрушкам – монстрам?
Подведение итогов родительского собрания .
В конце встречи мамам и папам вручается памятка с советами по проведению игр, которая рассматривается в качестве решения родительского собрания .
И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра , если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
Публикации по теме:
Итоговое родительское собрание в 1 младшей группе за 2014 – 2015 учебный год Цель собрания: - подвести итоги совместной деятельности воспитателей.
Цель собрания: - подвести итоги совместной деятельности воспитателей и родителей за прошедший год; - определить перспективы на будущее.
Родительское собрание «Будем знакомы!» Первое собрание в младшей группе РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «БУДЕМ ЗНАКОМЫ!» Первое собрание в младшей группе. Цель: Познакомить родителей друг с другом. Знакомство родителей.
Родительское собрание «Готовимся к школе вместе» План проведения родительского собрания по теме «Готовимся к школе вместе» Вступительное слово Уважаемые родители! Совсем скоро Ваши дети.
Родительское собрание «Готовимся к школе вместе!» Добрый вечер, уважаемые родители! Мне с большим удовольствием хочется поздравить вас, с тем, что вы уже не просто родители, а родители будущих.
Родительское собрание «Учимся общаться с детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Былина» Родительское собрание.
Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Развитие речи младших дошкольников Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше родительское собрание. Сегодня.
Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Составила и провела воспитатель Никифорова Елена Валентиновна.
Родительское собрание во второй младшей группе «Здоровье - это здорово» Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Здоровье –это здорово». Цель и задачи родительского собрания: Цель - знакомство.
Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Учимся играть вместе с детьми» Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения.
Библиотека изображений:
Родительское собрание – деловая игра
совместно с учащимися
«В дружбе наша сила»
Цели:
Выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
На основе примеров и жизненого опыта показать важность и ценность настоящей дружбы;
Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и дружного, сплоченного коллектива.
Воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
Участники: учащиеся 3-го класса, родители, психолог и классный руководитель.
Оборудование: магннитофон, фонограмма песни «Если с другом вышел в путь», рассказы В.Сухомлинский «Как на свете жить», И.Туричин «Дружба», Н. Чабаевский «Одинаковые», В.Осеева «Три товарища», выставка фотографий «Наши праздники и будни», пословицы о дружбе, выставка коллективных творческих работ учеников и их родителей.
Оформление: класс украшен шарами,парты расставленыдля четырех микрогрупп, на столах лежат тексты для коллективного обсуждения, пословицы, цветная бумага, ножницы, клей, листы фатмана. На доске - слова В.И.Даля «Дружба - … бескорыстная стойкая приязнь», выставка фотографий,
Подготовка:
За две-три недели до собрания классный руководитель совместно с родительским комитетом обсуждает замысел собрания, проводится анкетирование родителей и детей, оформляется выставка творческих работ и фотографий.
Анкета для родителей
1. Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?
2. Знаете ли вы друзей вашего ребенка?
3. Как вы встречаете друзей своего ребенка?
Всегда доброжелательно, приветливо;
В зависимости от настроения;
Сухо, с недовольным видом.
4. Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?
5. Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка?
Только отличника;
Хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем вашему ребенку;
Вам все равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребенку.
6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?
7. Дружите ли вы семьями?
8. Замечаете ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?
9. Как вы считаете, ваш ребенок – хороший друг? Почему? Как вы поступите, если между детьми возникает конфликт?
Анкета для детей
1. Есть ли у тебя в классе друг?
2. Что ты больше всего ценишь в своем друге?
3. Какие радости и огорчения бывают в дружбе?
4. Что значит дружить хорошо?
5. Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил?
6. Когда мы говорим «ябеда», а когда – «хороший товарищ»?
7. Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?
8. Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?
Отличника;
Хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всем подчиняться;
Тебе все равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.
9. Приходит ли друг к тебе домой? Как его встречают твои родители?
Приветливо;
По настроению;
С недовольным видом
10. Бываешь ли ты в гостях у друга?
11. Как тебя там встречают?
Приветливо;
По настроению;
С недовольным видом.
12. Ты считаешь себя хорошим другом?
13. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?
Пословицы:
Без беды друга не узнаешь.
Друг познается в несчастии.
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружба дружбе рознь, а иную брось.
6. Нет друга ищи, а нашел- береги.
Ход проведения собрания:
Родители и их дети занимают отведенные места для работы микрогрупп. В каждую микрогруппу входят три родителя и четыре ученика. Один из родителей выполняет роль организатора работы группы.
Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему собрания, называет причины, побудившие его провести, а затем предоставляет слово классному руководителю. Звучит песня «Когда мои друзья со мной».
1. Выступление классного руководителя.
Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? (Ответы детей и родителей). Послушайте стихотворение «Что такое дружба?». Ученики читают стихотворение по ролям.
Что такое дружба?- Это что-то огромное,
Спросила я у птицы. Радостное и большое!
Это когда коршун Это когда ребята все сразу,
Летает вместе с синицей. Все вместе играют,
Спросила я у зверя: Это когда мальчишки
Что такое дружба?- Девчонок не задирают.
Это кода зайцу Дружить должны все на свете:
Лисицы бояться не нужно. И звери, и птицы, и дети!
А после спросила у девочки:
Дружба- что такое?
Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, - эгоизм. Если человек – эгоист, то у него не может быть настоящего друга… Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, на доске.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки – буду с ним дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив…
Дружба начинается в семье. Семья- начало нашей жизни, мы в ней растем и взрослеем. Недаром пословица гласит «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
Как вы считаете, могут ли родители быть вашими друзьями? (Ответы детей).
Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы, в этом вам помогут ваши родители.
2. Работа в микрогруппах . Каждая группа получает один текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные в конце них вопросы и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывается на листе ватмана.
Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие тексты:
«Как на светае жить?» В.Сухомлинского; «Дружба» И.Туричина; «Одинаковые» Н.Чабаевского, В. Осеева «Три товарища» .
Тексты для работы микрогрупп
В.Сухомлинский
КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?
У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит мама тихо плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:
Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, нечего не сказав, побежали гонять в мяч.
Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».
Наш папа выздоровел, - сказала она.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.
Вопрос для коллективного обсуждения:
Почему заплакала Катя? Как бы вы поступили?
ДРУЖБА.
И. Туричин
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.
Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.
Давай, - согласился Вася.
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
Пожар! Пожар! – кричит.
Подбежали другие ребята.
Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
Я – Васин друг! И я одни буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.
Подбежал к нему Сережа.
Я- твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.
Давай, - согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
И меня примите.
Не примем, - сказал Сережа.
Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.
То вчера, - сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
Вопросы для коллективного обсуждения:
Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?
Можно ли назвать Сережу настоящим другом?
ОДИНАКОВЫЕ.
Н. Чабаевский.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
Я получила по арифметике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
Да, ты уже хуже стала…
Я? – удивилась Соня. - Но ведь тройку получила не я!..
Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты…
Вопросы для коллективного обсуждения :
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Какие качества характера проявились в поступке девочки?
Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?
3. Защита правил. Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, дает на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.
1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.
4. Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаваться и исправиться.
Правило еще раз читается хором всеми участниками собрания.
А теперь среди пословиц найдите ту, которая подходит к данному правилу, и объясните ее смысл.
(Классный руководитель зачитывает подходящие к данному правилу ответы на вопросы анкеты детей, а председатель родительского комитета - ответы родителей. Идет сапостАвление ответов).
Ответы на вопросы анкет детей и родителей в основном совпадают. Это говорит о том, что родители и дети понимают что такое дружба и кто может быть настоящим другом.
А вы сами умеете дружить? Много ли у вас друзей? Что вы делаете для того, чтобы сохранить дружбу? (Высказывание мнений детей и родителей).
Молодцы! Я вижу, что и у вас, и у ваших родителей много друзей, что многие из вас умеют дружить. Но всегда ли все гладко и хорошо у друзей? Могут ли друзья ссориться, спорить? (Ответы детей и взрослых).
Ссоры и споры, конечно, неизбежны, но настоящие друзья никогда не будут ссориться по пустякам, а серьезные проблемы решат сообща, вместе. Но даже если ссора и возникла, если вы дорожите своим другом, вы сумеете найти способ помириться.
Сегодня у нас в гостях педагог- психолог нашей школы Наталья Викторовна. Она проведет с вами тренинг по сплочению нашего коллектива.
Тренинг по сплочению коллектива.
Сегодня я хочу провести с вами тренинг по сплочению вашего коллектива. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные мои задания. Вы сможете выполнить эти упражнения, если будете держаться вместе, помогать друг другу и поддерживать.
Упражнение «Акула» Создается общая атмосфера занятия и атмосфера поддержки и доверия членов группы. Ведущий раскладывает на полу несколько больших листов бумаги.
Мы в открытом море, я предлагаю вам окунуться в воду.Вы ходите по классу, как будто плаваете. По команде «Акула»- вы должны быстро запрыгнуть на островок (лист бумаги), чтобы все оказались в безопасности.
Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных островках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.
Почему вам удалось спастись от акулы? Что понравилось в этой игре? (Ответы детей и родителей)
\6. Коллективное творческое дело.
Что может помочь в сплочению нашего коллектива? Конечно же, разные совместные мероприятия, конкурсы, игры, экскурсии, совместная работа. Мы свами часто проводим такие мероприятия, где участвуюете не только вы, ребята, но и ваши родители. Этому свидетельствует выставка фотографий с разных мероприятий.
Сейчас каждая микрогруппа постарается сделать свой цветок дружбы. Середина цветка – это вы, а лепестки - ваши друзья. Вырежьте лепестки из бумаги, напишите на лепестках имена своих друзей.
(Используя цветную бумагу, дети вместе с родителями выполняют задание под песню «Улыбка». Выставка работ «Вот как много у нас друзей»).
Итог родительского собрания.
Что вам сегодгя понравилось на собрание? Какой выод вы сделаете для себя? Как вы думаете, почему так важно сохранить дружбу?
Потерять друга легко, а найти- очень сложно. Некоторые люди не находят друзей за всю свою жизнь. Им живется очень сложно и одиноко. Но чтобы иметь много друзей, надо самому быть общительным, чутким, отзывчивым, преданным, добрым и хорошим другом. А когда у вас будет много друзей, вы не будете чувствовать себя одиноко, вас будет много.
В заключении все вместе давайте споем песню «Вместе весело шагать»).
Решение родительского собрания.
Председатель родительского комитета зачитывает решение собрания:
Ежедневно жить по правилам дружбы, которые вывели сегодня.
Принимать активное участие вместе с детьми во всех мероприятиях.
Строить отношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Литература.
Е.Н. Степенов «Калейдоскоп родительских собраний».
И.А. Каиров «Азбука нравственного воспитания».
СЛ.С. Бескоровайная «Настольная книга учителя начальных классов».
Газета «Начальная школа» № 13, 2008 г.
Конкурсант:
Новосёлова Мария Александровна
МКДОУ детский сад «Золотая рыбка -3»,
п. Юмас, Кондинский район, ХМАО-Югра
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Вспомнить разнообразные способы и приемы воспитания.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Привлечь родителей к обмену мнениями по данной теме.
Установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями.
Предварительная работа: анкетирование родителей, разучивание с детьми старшего возраста тематических частушек.
Пособия и материалы: анкеты для родителей (приложение 1), две куклы – мальчик и девочка, листы бумаги, фломастеры, аудиозаписи для релаксации (используются во время выполнения заданий), аудиозапись «В мире много сказок», фонограмма для частушек, шаблоны кактуса без иголок и цветка без лепестков на листах ватмана.
Ход собрания:
Здравствуйте, дорогие родители. Начать наше собрание хочется строками поэта Эдуарда Асадова:
Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.
Пишут о строгости и о такте,
Что благо, а что для учебы враг.
Твердят, что воспитывать надо так-то,
А вот по-иному нельзя никак!
Нет, беды не сами собой являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Все чаще от мудрых своих родителей.
Каждый человек на протяжении всей своей жизни примеряет разнообразные социальные роли – ребенка, дочери, брата, сестры…, но самая главная роль – родитель.
Появление ребенка в семье существенно влияет на жизнь семьи в целом, большую часть времени приходится уделять маленькому существу, который требует особого внимания. Меняются не только жизненные устои семьи, меняются взрослые, которые либо активно, либо пассивно участвуют в жизни ребенка, оказывая огромное влияние на детское развитие. Родитель, не имея специального образования и подготовки, методом проб и ошибок старается выстроить свою линию воспитания, свою методику. В каждой семье она уникальна и своеобразна, каждый родитель стремиться вложить все самое лучшее в воспитание ребенка, осознавая, что все приобретенное в детстве будет являться фундаментом личности человека на протяжении всей жизни.
Далеко ушли в прошлое всем известные методы «кнута и пряника», человечество развивается, меняются жизненные устои, но в тоже время существуют определенные методы, которые на протяжении многих лет доказывают свою эффективность в воспитании детей.
Наше общение пройдет в форме деловой игры – мы вместе постараемся не только вспомнить как можно больше методов воспитания, а еще попытаемся найти новые.
(родители делятся на 2 команды, желательно по половому признаку детей, команда родителей девочек и команда родителей мальчиков.)
Командам даются соответствующие названия команд – «Умники» и «Умницы»
1 задание « Разминка»
(на столы каждой команде выкладывается любой овощ)
Перед вами всем знакомые продукты питания. Кроме традиционного использования этих предметов в пищу, найти как можно больше приемов традиционного и нетрадиционного использования.
(Например: помидор – жонглирование, игра «Узнай по вкусу», игра« Узнай на ощупь», выкладывание узора из нарезки помидоров, метание в цель и т.д.)
Ведущий благодарит участников и подводит итог:
Каждая команда получила равноценный материал в виде овоща и нашла свои способы использования. Так и в жизни воспитывая ребенка, чтобы добиться цели можно использовать один метод воздействия, а можно взглянуть на проблему с разных сторон и найти множество приемов, более действенных и эффективных.
2 задание «Внимание, у вас ребенок!»
Ни для кого не секрет, что жизнь кардинально меняется с появлением в доме малыша….
«Внимание, у вас появился ребенок!» (перед родителями на столы выставляются игрушки, для родителей команды девочек – кукла-девочка, для родителей команды мальчиков – кукла-мальчик)
Каждый хочет видеть в нем состоявшуюся личность, наделяя его такими качествами, которые помогут ему жить и развиваться в человеческом обществе.
Задание: - Наделить вашего «ребенка» 5-ю качествами личности, учитывая пол вашего «ребенка», которые для вас являются приоритетными, значимыми в жизни. (Например: целеустремленный, воспитанный и т.д.) и запишите на листах бумаги.
Родители зачитывают свои записи.
Какими хорошими качествами вы наделили своего ребенка, а сейчас нужно определиться и подобрать такие способы и приемы воспитания, которые помогу вам воспитать ребенка с личностными качествами, которые вы выбрали. Разнообразие использования методов приветствуется.
(Родители записывают на листах бумаги в форме лепестков, в ходе обсуждения ведущий помогает правильно сформулировать ответы. Например: «воспитанный» – личный пример, чтение художественной литературы, беседы и т.д.)
После выполнение задания, «лепестки» собирает помощник.
3 задание «Сказка ложь, да в ней намек»
Звучит детская песня « В мире много сказок»
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. А сейчас вспомним всеми любимые сказки. Назовите как можно больше детских произведений, в которых взрослые допускали ошибки в воспитании детей (например: «Гуси-лебеди» - оставление детей без присмотра, «Хаврошечка» - грубое отношение к ребенку т.д.).
(родители записывают на листах бумаги в форме треугольников - «колючек»)
Записи озвучиваются родителями (члены противоположной команды могут вносить свои поправки и дополнения)
(после выполнения задания помощник собирает «колючки»)
Ни для кого не секрет, что порой рядом с правильными методами воспитания могут присутствовать и нежелательные, влияющие негативно на развитие ребенка. В то же время наказание, как метод имеет место быть, но не в той форме, которая была раньше (физическое воздействие), это может быть замечание, общественное порицание, отстранение от важного дела, исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд, осуждение, возмущение….
Музыкальная пауза.
Главные участники воспитательного процесса – дети, тоже имеют свое мнение, для вас звучат «Детские страдания» (приложение 2)
(во время выполнения 4 задания, помощник с помощью двустороннего скотча приклеивает лепестки и колючки на шаблоны цветов на ватмане)
4 задание «Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает» Колеридж
Дать совет родителям в решении педагогических проблем.
(Обсуждение проблемных ситуаций по результатам анкетирования. Если родители не указали проблемы в воспитании, педагог подбирает сам)
Ведущий обращает внимание на получившиеся цветы (приложение 3)
В воспитании, как и в природе все взаимосвязано. Кактус выживает в условиях пустынь, где жгучий зной сменяется пронизывающим холодом. Недостаток тепла, питательных веществ, суровые ветры сделали свое дело, растение вырастает колючим одиночкой.
Самое большое разнообразие растений произрастает в условиях комфортных условиях тропических лесов. Богатство красок, ароматов делают их привлекательными для большинства окружающих, но в то же время не надо забывать о трудностях адаптации этих растений в измененных условиях. Взрослым в воспитании детей нужно найти такие методы воспитания, которые помогут урегулировать невидимые весы воздействия на развитие, чтобы не вырастить исключительно «тепличного» или «колючего» ребенка.
В конце обсуждения ведущий благодарит участников игры, подводит итог и озвучивает решение собрания:
Использовать в воспитании детей разнообразные методы воспитания.
Относится со всей серьезностью к процессу воспитания детей, стараться быть для детей хорошими родителями.
Ведущий прощается, благодарит за участие.
Елена Мостова
Родительское собрание в первой младшей группе «Игра - не забава»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи.
Задачи:
1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.
2. Расширять педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей в играх.
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
4. Познакомить родителей с игровой деятельностью в группе.
Подготовительный этап
1. Оформление красочных приглашений.
2. Подготовка презентации «Игровая деятельность в нашей группе»
3. Оформление памятки на каждую семью.
Ход собрания
Вступление
Звучит спокойная музыка, родители проходят в группу и садятся за столы.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворить не потому, что «делу – время, потехе – час», а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Уважаемые родители, как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка, играть вместе с ребёнком. (Ответы родителей)
Обобщение. Если не играть, не руководить игрой с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек.
Основная часть
Работа с памятками
Уважаемые родители! Прочитайте, пожалуйста, памятку «Какие игрушки приобретать детям» и выскажете своё мнение об этом, дополните. Какие трудности испытываете вы в выборе игрушек?
Что надо учитывать, покупая игрушку? Надо ли делить игрушки по принципу для мальчиков, для девочек? Какую игрушку, по-вашему, можно считать хорошей? (Ответы родителей)
Обобщение.
Игрушка должна быть безопасной, без острых углов и токсичной краски, иметь сертификат и соответствовать возрасту; и должна вызвать интерес прежде всего у ребёнка, а не у родителей.
К примеру, папа дарит своему трёхлетнему сыну сложный конструктор. Это хорошая игрушка, но для трёхлетки никак не подходит. Ребёнок несколько раз тщетно попытается соединить детали, а потом с досадой отбросит их в сторону. Причём свою неудачу он запомнит и долго не будет играть ни с чем, что хоть отдалённо напоминает этот конструктор.
Не следует покупать много игрушек, особенно одного вида (кукол, отличающихся по размеру, машинок, это ограничивает его интерес, опыт, а значит и развитие.
Не следует покупать специально игрушки для мальчиков и для девочек. Всем одинаково нужны куклы, машинки, механические игрушки и конструктор.
Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10 % на долю игрушки, то это хорошая игрушка.
Сравним сложную механическую игрушку с набором кубиков. В первом случае всё, что приходится делать ребёнку – это нажать на кнопку и пассивно наблюдать, как игрушка движется по полу. Первые 10-15 минут это радостно и интересно, но потом надоест.
С набором кубиков иначе. Здесь 90% игры приходится на самого ребёнка. Возможности игры здесь несравнимо шире.
Прекрасной игрушкой может стать большая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём и крепостью, и ракетой. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки-иллюминаторы, разрисовать цветными карандашами или краской.
Ребёнку надо не просто дать игрушку, а назвать её, объяснить, как с ней нужно обращаться, и показать разные варианты игры.
Например, устройте для куклы комнату, пригласите игрушки на день рождения.
В раннем возрасте определяется характер и интересы ребёнка. Один любит возиться с машинками, другой – что-то мастерить из кубиков и просит купить ему побольше строительного материала – не препятствуйте целенаправленному увлечению, купите.
Третий мальчик играет с куклами, не стыдите его за это. А четвёртому интереснее играть с домашней утварью: кастрюлей, крышкой –пусть играет, следите только, чтобы опасные предметы были ему не доступны.
Игрушек должно быть немного. Поэтому часть игрушек убирайте, меняйте время от времени.
Вопрос к родителям. Как вы учите ребёнка играть, расскажите, пожалуйста. (Родители рассказывают о домашних играх вместе с детьми)
Вопрос к родителям. Что делать, если дети не убирают игрушки?
Ситуация. Таня играет, разбрасывая игрушки по всей комнате. Однажды мама потребовала от Тани собрать всё до единой игрушки (а их больше 50) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своём. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!». Вмешался папа. Он приласкал Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, и в следующий раз уже сама будешь собирать» Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальные положил в недоступное для Тани место. Мать упрекнула отца в том, что он «спрятал» от ребёнка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня должна сама собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно убрала в ящик. Папа дал ещё 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала играть охотно.
Кто поступил правильно, кто допустил ошибки, и какие? Как вы поступаете, если ребёнок отказывается убирать игрушки? (Высказывания родителей)
Обобщение. Если ребёнок отказывается убирать игрушки, можно прибегнуть к маленьким хитростям:
1. «Ну –ка, -говорит мама, -кто быстрее наведёт у себя порядок: ты или я? Ты уберёшь свои игрушки, а я вымою посуду и уберу со стола»
2. «Пора собираться гулять. Все игрушки по местам. Все игрушки – по местам. Кукла Наташа, посмотри, как Машенька будет наводить порядок. Потом расскажешь, аккуратна ли Маша»,- говорит мама.
Вопрос к родителям. Как воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам? (Ответы родителей).
Обобщение. Приучайте детей ухаживать за игрушками: стирать кукольное бельё, мыть посуду. Не разрешайте ребёнку бросать кукол, держать их за волосы, ноги. Не показывайте в этом пример.
Время от времени вместе с ребёнком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не торопитесь выбрасывать, так как с этой игрушкой у ребёнка связаны приятные воспоминания. Если у мишки оторвалась лапка, ото взрослому нужно превратиться в доктора Айболита, а ребёнку предложите роль медсестры, если отскочило колесо, то машину поставить на время ремонта в гараж, сделанный из строительного материала.
Вопрос к родителям. Где хранить игрушки? (Высказывания родителей)
Обобщение. Игрушки следует расположить так, чтобы подсказать малышу игру. Все игрушки не должны быть в поле зрения ребёнка. Часть их можно убрать и оставить на виду только те, которые нужны ему для игры: пирамидку поставить на низенький столик, игрушечного мишку посадить на машину. Куклу усадить за столик, строительный материал положить в коробку.
Книги, карандаши, пластилин - не игрушки. Выделите для них особое место.
Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, а не хранить их в одной коробке.
Просмотр презентации
А сейчас мы с вами посмотрим специально приуроченную к теме нашего родительского собрания презентацию «Игровая деятельность в нашей группе». (По ходу просмотра презентации рассказываю об играх детей в группе)
Заключительная часть.
Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу.
А. де Сент-Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»
Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка. До новых встреч!