Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы по чтению художественной литературы
Рассказ В. Осеевой «СТОРОЖ»
Задачи: Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Развивать умение внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по его содержанию. Воспитывать дружеские отношения.
Материалы и оборудование : презентация к рассказу В. Осеевой «Сторож», песня«Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)
Организационный момент.
Звучит песня «Если добрый ты». Дети слушают 1 куплет с припевом.
Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.
Что значит быть добрым?
Кого называют жадным?
У вас друзья добрые или жадные?
С каким человеком интереснее играть?
Послушайте рассказ о мальчике. (Воспитатель читает рассказ В. Осеевой ).
Чтение рассказа. (с показом презентации)
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили – игрушек хватало на всех.
– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.
– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.
«Что ответили дети за него?»
Воспитатель: Хорошо! А, окончание рассказа вы узнаете после
физкультминутки.
Физкультминутка. «Мы работали отлично»
Мы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас.
На зарядку нам привычно
Встать у наших мест сейчас.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись
И друг другу улыбнулись.
Снова дружно зашагали
И на месте тихо встали.
(выполнение движений по тексту
– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.
Вопросы к детям:
Почему мальчик не играл с детьми?
Почему мальчику было скучно?
Почему всем детям было весело?
Почему дети назвали его «сторожем»?
Как бы вы назвали мальчика?
Что бы вы посоветовали этому мальчику?
Воспитатель: Вас в группе очень много, вы все играете в игрушки, но чтобы вам было всем хорошо и уютно, надо уметь уступать игрушки, играть вместе в игры, которые вам интересны. Если вам нужна какая – то игрушка, надо вежливо попросить товарища и он вам даст поиграть. Не надо брать сразу много игрушек, а возьмите ту, с которой вам хочется поиграть.
Рефлексия.
Дети, кто помнит, как назывался рассказ В. Осеевой?
О чем мы сегодня говорили?
Что вам понравилось на занятии?
РАССКАЗ В. ОСЕЕВОЙ «СТОРОЖ».
ПЕСНЯ «ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)
Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.
Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Сторож».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.
- Что значит быть добрым?
- Кого называют жадным?
- У вас друзья добрые или жадные?
- С каким человеком интереснее играть?
- Послушайте рассказ о мальчике. (Воспитатель читает рассказ В. Осеевой.)
2. Чтение рассказа.
СТОРОЖ
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
- Мое! Мое! - кричал он, закрывая игрушки руками. Дети не спорили - игрушек хватало на всех.
- Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились воспитательнице. А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.
- Почему? - удивилась воспитательница. - У тебя так много игрушек! Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
Воспитатель прерывает чтение и спрашивает: «Что ответили дети за него?»
- Да потому, что он не игралыцик, а сторож, - объяснили за него дети. Воспитатель показывает детям иллюстрации к рассказу. Вопросы:
- Почему мальчик не играл с детьми?
- Почему всем детям было весело?
- Почему мальчику было скучно?
- Почему дети назвали его «сторожем»?
- Как бы вы назвали мальчика?
- Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?
- Что бы вы посоветовали этому мальчику?
Воспитатель. Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботиться друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.
3. Слушание песни.
Дети слушают песню «Если добрый ты» муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского и подпевают.
4. Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что вам понравилось на занятии?
песня «Если добрый ты…»
Реализация содержания программы в образовательных областях : «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.
Целевые ориентиры дошкольного образования : умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение В. Осеевой «Сторож» и выражает свое отношение к персонажам рассказа; проявляет положительные эмоции при прослушивании песни «Если добрый ты…».
Материалы и оборудование : иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Сторож».
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.
– Что значит быть добрым?
– Кого называют жадным?
– У вас друзья добрые или жадные?
– С каким человеком интереснее играть?
– Послушайте рассказ о мальчике. (Воспитатель читает рассказ В. Осеевой.)
2. Чтение рассказа.
Сторож
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
– Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили – игрушек хватало на всех.
– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились воспитательнице.
– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.
– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
Воспитатель прерывает чтение и спрашивает: «Что ответили дети за него?»
– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.
Воспитатель показывает детям иллюстрации к рассказу.
Вопросы :
– Почему мальчик не играл с детьми?
– Почему всем детям было весело?
– Почему мальчику было скучно?
– Почему дети назвали его «сторожем»?
– Как бы вы назвали мальчика?
– Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?
– Что бы вы посоветовали этому мальчику?
Воспитатель . Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботиться друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.
3. Слушание песни.
Дети слушают песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) и подпевают.
4. Физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка. Шагаем на месте.
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите, Движения руками: в стороны,
Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.
5. Рефлексия.
– О чем мы сегодня говорили?
– Что вам понравилось на занятии?
Тема: Персонажи рассказа В. ОСЕЕВой « Сторож». Характеристика героя.
Цель: формирование правильной читательской деятельности.
Задачи:
формировать положительную мотивацию к чтению;
совершенствовать эмоциональную сферу.
совершенствовать навык вдумчивого чтения целыми словами;
отрабатывать правильное произношение и употребление слов;
расширять читательский кругозор;
обогащать лексический запас и грамматический строй речи;
развивать мыслительные операции и устную речь;
способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, смены поз, психологический комфорт.
Планируемые результаты:
– личностные : смыслообразование – понимать социальную роль и нравственную позицию ученика; самоопределение – иметь адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности в учении; анализировать текст, учиться формулировать оценочные суждения.
– метапредметные : регулятивные – учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов; приобретать навыки работы с текстом; коммуникативные – учиться формулировать свои мысли, понимать собеседника, вступать в диалог; познавательные – осуществлять смысловое чтение;
– предметные : полно и правильно отвечать на вопросы по содержанию, представлять в своем воображении образ героя, читать текст выразительно, понимая содержание текста.
Ход урока
I . Организационный момент.
Какой раздел литературного чтения мы читаем? (Читая – думаем.)
Чему мы учимся, читая произведения этого раздела? (Понимать прочитанное.)
Прочитаем на доске девиз нашего урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать» .
II. Проверка домашнего задания.
С творчеством каких писателей вы познакомились на прошлом уроке? (В.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук» и С.Козлов «После долгой разлуки…»)
Чему учат нас Сухомлинский и Козлов на примере своих сказок? (Каждому живому существу есть место в мире.)
Вспомните героев этих произведений и найдите на стенах нашего класса черту характера, которая соответствует каждому персонажу.
соловей жадный
жук жизнерадостный
медвежонок заносчивый
ёжик мудрый
мечтательный
Заносчивый – высокомерный, самоуверенный, самовлюбленный.
Какая черта характера не соответствует ни одному из персонажей? (жадность)
Как вы объясните, что такое жадность?
В толковом словаре дается следующее объяснение:
Жадность - это стремление к наживе, чрезмерная бережливость. Скупость.
III . Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация.
Кто догадался, о каком человеческом качестве мы будем говорить сегодня?
Сегодня мы поговорим о таком человеческом качестве, как жадность, познакомимся с произведением на эту тему, будем учиться давать характеристику герою.
Откройте учебник на с. 53, прочитайте фамилию автора. Знаком ли вам автор этого текста?
Прочитаем полное имя, отчество и фамилию писательницы.
Что вы можете о ней сказать? Какое её произведение мы читали в 1 классе? (Все вместе.)
А сейчас я прочитаю , как сама Осеева говорила о том, почему она стала писать.
“Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась:
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных”
Прочитайте название произведения и рассмотрите иллюстрацию. Какие мысли, предположения у вас возникли? Кто будут герои нашего произведения? Что вы о них можете сказать?
Что надо сделать, чтобы проверить наши предположения? (Надо текст прочитать.)
III . Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное восприятие текста.
Читает учитель.
Вам понравился рассказ? Какие мысли и чувства у вас возникли? Подтвердились ли ваши предположения?
Кто главный герой рассказа? Какой он по возрасту?
2. Подготовительные упражнения.
А начнем мы с речевой разминки – с.53.
1) «Задание слоговика»
Читаем плавно по слогам, помогая ногами, затем – целыми словами.
Учебник максимально удалён от глаз – на вытянутой руке.
2) «Цепочка слов» 1-й ряд – первое слово и т.д.
Объясните превращение слов в другие.
3) Читайте внимательно. Одно слово на левой стене, другое – на правой. Одно слово, которое вы будете читать, взято из текста, другое, похожее, вам предлагается для чтения в паре.
Чем различаются слова? (Одной-двумя буквами)
Меняются местами.
3. Комментированное чтение.
Какие игрушки были в детском саду?
Как вели себя ребята?
Как вел себя мальчик? Прочитайте, как описывается поведение мальчика во время игры.
Почему он так поступил? (Он маленький, он жадничает в открытую.)
Что вызвало удивление у воспитательницы?
Как мальчик объяснил причину скуки?
А вы можете сказать, почему мальчику было скучно?
Что сказали другие дети?
Почему дети назвали мальчика сторожем?
Каким другим словом можно заменить слово «сторож» в этом рассказе?
4. Работа в паре.
Расскажите о герое этого рассказа друг другу. Вам поможет план:
1. Возраст мальчика.
2. Поведение мальчика во время игры.
3. Настроение мальчика.
Ничего не говорите, подумайте, а вас никогда так не называли: жадина?
5. Работа с текстом после чтения.
Можно ли этого мальчика научить делиться с другими?
Каким человеком вам представилась В.А.Осеева? (добрая, чуткая, понимает и любит детей)
Всю свою жизнь посвятила детям. Она писала маленькие рассказы для того, чтобы её читатель смог самостоятельно прочитать. Ее герои дети. С ними происходят различные истории. А в конце своих рассказов В.А. заставляет своего читателя задуматься. Вот и сегодня мы прочитали рассказ и тоже задумались.
Зарядка для глаз.
6. Творческое задание.
Как вы думаете, когда рассказ будет звучать интересней: когда читает один читатель или чтение по ролям?
Сколько действующих лиц? (Воспитательница, ребята, мальчик.)
Определите, где чьи слова. Слова автора возьмите в скобки.
По тексту учебника определите, каким голосом нужно читать слова воспитательницы? (удивилась)
Ребят? (весело, похвалились)
Мальчика? (кричал)
Послушайте несколько исполнений рассказа по ролям и определите, кто читал роли выразительнее, эмоциональнее и артистичнее.
Выслушать 3 пары детей.
IV . Итог урока.
О каком человеческом качестве мы говорили?
Как вы думаете, к чему может привести жадность? (Останешься один.)
Хочется закончить нашу беседу такими словами:
И она к тебе не раз еще вернется.
Звучит песня «Улыбка»
Домашнее задание: тетрадь с.30-32.
Прочитайте еще один рассказ В.Осеевой. Подумайте, чем он похож на рассказ «Сторож». Ответьте на вопросы после текста.