В США принято приветствовать новую жизнь. Громко, шумно, весело, а главное - самой широкой из всех улыбок
Чтобы понять, откуда берутся взрослые американцы, как они есть, нужно пройтись по улицам с младенцем и пару часов провести на городской детской площадке. А затем заглянуть в ближайшую школу. Поскольку здесь тот же принцип: США, как и другие страны, начинаются в условной песочнице.
Каждый день я с ней (в коляске или в слинге) иду к океану, на детскую площадку, в парк или в ресторан. Благодаря чему получила бесценный опыт, и обросла миллионом подсмотренных и подслушанных историй. Об отношениях между родителями и детьми. Об отношениях между детьми и детьми. И вообще - о воспитании в США.
1. Младенцы, или "Самый прекрасный малыш в мире". Младенцы здесь - предмет культа, восторга и интереса вообще всех. Завидев маму с младенцем, практически любой прохожий набирает больше воздуха, приближается и обязательно заглядывает в коляску, чтобы с неподдельным восторгом сообщить, что младенец прекрасен, что он - самое красивое дитя на свете. Спросит, сколько младенцу отроду и, реже, но все же, попросит подержать.
В кафе недалёко от меня официантка, заметив Оливу, натурально смахнула слезу. Затем убежала внутрь (мы были на террасе) и вернулась с коллегой. «А можно и она посмотрит, - спросила меня официантка, подталкивая коллегу вперёд. - Она страшно сентиментальна». Я, безусловно, разрешаю. И ещё разрешаю подержать ребенка на руках. Обе находятся в состоянии практически аффекта. Улыбаются от уха до уха. Не только мне, но и младенцу.
И тут дело не в Оливе (хотя, как нормальная мама, я её считаю самым прелестным ребёнком в мире), дело в культуре. Точнее в культе. Здесь принято приветствовать новую жизнь. Громко, шумно, весело, а главное - самой широкой из всех улыбок.
Вот именно из этого восторженного отношения к новой жизни вырастает, мне кажется, американская невыносимая лёгкость бытия и умение праздновать жизнь.
2. Дошкольник, или "Какой ты молодец". В США нет детских садов в нашем понимании. То есть места, куда бы детвору сдавали в промышленных масштабах. И институт бабушек тут тоже не очень развит (кроме недавно переехавших "наших"). И неработающих мам тут тоже немного. Так что детей сдают в небольшие детские сады или нанимают бебиситтеров. А вне работы их повсюду таскают с собой: на футбольные матчи, в рестораны, в музеи и в гости. Вы никого не удивите годовалым ребёнком в слинге на светском рауте. И не просто не удивите - ребёнку там будут рады: ему станут улыбаться, с ним будут здороваться и разговаривать, и нахваливать даже за самые банальные штуки. Поощрять попытки маленького человека сделать что-то правильно.
Вы никого не удивите годовалым ребёнком в слинге на светском рауте. И не просто не удивите - ребёнку там будут рады: с ним будут здороваться и разговаривать
Во время обеда сын моих приятелей шести лет отроду от скуки заполз на высоченный барный стул. Он начал болтать с барменами, а затем принялся помогать симпатичному официанту, который его всячески подбадривал. Помощь - проще не придумаешь: отнести счёт, забрать меню, подать салфетки. Мы собрались уходить, и официант выдал мальчишке в качестве платы за помощь доллар: "It is your tips". Нужно было видеть сияющие от счастья и гордости глаза мальчишки. Этот официант сделал совершено незнакомому ребенку прививку нужности, самостоятельности и предпринимательства.
Детям всячески дают понять: ты важный, твоя помощь нужна, твои попытки что-то сделать - ценятся, ты не лишний, главное - действуй. Причём не только родители, но и окружающие. Своего рода "инклюзивная система воспитания детей", когда во взрослом мире их ценят в любом возрасте и не вытесняют в "специально отведённые места".
Я ни разу не видела, чтоб мамы одёргивали своих чад, требовали от них "вести себя прилично", пугали их "злыми дядями" или ругали за опрокинутую еду "что ты наделал, выпачкал новую футболку, весь в отца". Я ни разу не видела, чтобы посторонние люди одёргивали чужих детей или встревали в разборки пятилеток на детских площадках.
Более того - я ни разу не видела, чтобы американские мамаши вползали за своими чадами на все горки. И контролировали каждый шаг. Напротив - они обычно сидят где-то рядом, наблюдают за происходящим и в какие-то моменты громко хвалят своих детей (как по мне - по поводу и без).
Именно так, мне кажется, самоуважением воспитывается и свобода у американских детей. Когда человек не боится пробовать, не боится показаться лишним, не боится оказаться наказанным. И отсюда же - вот это предпринимательство как национальная черта. Хотя иногда эта абсолютная детская свобода кажется мне чрезмерной, и руки чешутся, хоть немного уместить её в рамки.
3. Школьники, или "Вы имеете право". В школах США, точнее в младшей школе, обучение - это эдьютеймент. Практически вся учеба проходит в игровой форме. Здесь по любому поводу поют песни, и тексты для них есть на все темы - от алфавита до правил безопасности. Я была поражена тому, как много детей приходит в нулевой класс, не зная алфавита, не умея читать и писать. Больше! Многие на Юге не говорят по-английски (только по-испански). Но никто не делает из этого трагедию и к концу подготовительного класса ситуация выравнивается. Зато именно в школе детей учат их правам и обязанностям. Знакомят с законом, учат азам бизнеса.
Ещё одни мои знакомые (в прошлом - киевляне) в Штатах живут второй год. Их дочь сейчас в выпускном классе и в первый учебный день я стала свидетелем семейного совета. Девочка выбрала довольно сложные предметы из-за преподавателей (то есть, выбирала педагогов, а не предметы) и по двум предметам получила других тьюторов. Но сам факт выбора предметов вызывал у нее восторг, ее потрясло, как много появилось возможностей и как много ее прав. А вот необходимость самой "разруливать" результаты своего не совсем удачного выбора оказались для неё большой и неприятной неожиданностью. Как и то, что в школе особо никто её не контролировал: учиться или не учиться - тоже было её право и её выбор. Педагоги - тема для отдельного поста. Скажу одно: в любой муниципальной школе немало учителей, которых дети любят, дружат с ними и в определённой степени ими восхищаются. И это, на мой взгляд, дорогого стоит.
Кстати, девочка в такой системе очень быстро научится принимать ответственность за свои решения. И исправлять свои ошибки тоже. И это - отличная прививка от патернализма, я считаю.
4. И последнее - безопасность. Американцы помешаны на безопасности детей и на защите их прав и интересов. Знакомые как-то рассказали, что наказывают своего сына. Но мера наказания всегда согласовывается с ним. Как это работает, понятия не имею, но факт остаётся фактом, как и то, что социальные службы в США действительно могут забрать из семьи ребёнка за то, что у нас считается нормой. Возможно, это одна из причин, почему детей в США не наказывают физически. Даже по попе не шлепают. Чревато.
Я не идеализирую отношение американцев к их детям. Я просто хочу сказать вот что: все успехи и проблемы Америки рождаются из их отношения к детям. Как все успехи и проблемы Украины - родом из украинского детства. И нет никакой конкретной науки в том, чтобы воспитывать наших детей как-то правильно. Всего-то и нужно помнить, что воспитывать их бесполезно - они все равно вырастут похожими на нас.
Американца можно узнать издалека: по раскованности, неспешности, умении достойно выходить из неприятных ситуаций и непременной «американской улыбке». Они очень законопослушны внешне и свободны внутренне.Дело в воспитании?
Мы не имеем в виду страны латинской Америки, – возьмем только США – в конце концов, именно они породили Спока, Серзов и других известных гуру воспитания.
Как воспитывают детей в среднестатистической американской семье?
Семейные традиции
Говорят, нет понятия «американская нация» - и частично это верно, ведь страна молодая, и состоит в основном из иммигрантов и их потомков. И их менталитет – результат слияний разных менталитетов и культур. Тем не менее, семья для американцев – наивысшая ценность. Хотя создавать ее здесь не спешат – считают, сначала нужно самим встать на ноги, получить образование, устроиться на хорошую работу. Проще говоря, концепция такова: есть деньги–есть возможности–можно обзаводиться потомством. Потому средний возраст вступающих в брак в Америке – около 30 лет, а рожают детей женщины впервые все ближе к 40 годам – и не менее 2-3 детишек-погодок. Считается, одному малышу трудно расти среди взрослых, а детей-погодок растить легче: у них одинаковые интересы.
Отцы и дети
Американские дети, как правило, просто-таки купаются в заботе родителей, не обделены вниманием, а семейные походы на природу, пикники, экскурсии и загородные уикенды – традиция подавляющего большинства американских семей. Есть даже понятие «family day» - это, как правило, один из выходных, полностью посвященный семье. Кроме того, детишек, даже грудных, родители берут с собой всюду: в парк, в гости, в ресторан, на вечеринку, в путешествия – и это воспринимается обществом абсолютно нормально.
Мало того, в нем, обществе, все для этого приспособлено: всюду есть детские стульчики, пеленальные столики, детские комнаты. А в музеях многие экспонаты можно (и нужно) трогать руками – они рассчитаны на детей. Есть даже специальные музеи - «детские» (Children’s Museums). А вот бабушкам-дедушкам детей в Америке не принято оставлять. Считается: дети – это проблемы родителей, и коль семья решилась иметь малышей, пусть и занимается ими полностью. Американские бабушки вообще не обременены заботой о внуках – они с удовольствием пользуются своим заслуженным отдыхом. Родители чаще всего, если есть необходимость, нанимают беби-ситтера – но это достаточно дорогое удовольствие (около7 у.е. в час).
Странности воспитания
Об отцовстве
В связи с распространенностью гражданских браков Федеральный закон США требует официальной приписки каждого биологического отца к своему отпрыску: женщина обязана заполнить анкету с данными потенциального отца, которому посылают уведомление с требованием сдать кровь на ДНК – добровольно либо принудительно, в судебном порядке (даже если он проживает с матерью ребенка). Если ДНК совпадают, отцу присуждают платить алименты ребенку – 1/3 зарплаты.
О наказании
По законам США за любые «неправомерные» действия родителя ребенок может подать на него в суд с последующими мерами вплоть до лишения родительских прав или свободы. И даже лишение сладкого и прочих удовольствий в качестве наказания может расцениваться как abuse (противоправные действия). Потому лучшее наказание – беседа. Законом также карается, если родители оставили ребенка до 12 лет одного дома или в машине.
О самостоятельности
Неотъемлемая черта американца – установка на полную самостоятельность с 18 лет. Как правило, после поступления в колледж лет ребёнок уже не живёт с родителями (живет в общежитии, либо подрабатывает и снимает квартиру), иначе рискует прослыть лузером.
О мобильности
Средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни. Зато на Рождество 25 декабря и День Благодарения 26 ноября американцы собираются всей семьей с разных концов континента, чтоб побыть в кругу близких.
О гордости
Американцы гордятся своей мультикультурностью, и в то же время – принадлежностью к американской нации – даже в подготовительном классе школы ежедневно занятия начинаются с хорового прочтения «Клятвы на верность США».
Дошкольники
Формальных детсадовских структур в Америке не так много, и стоят они подчас дороже, чем беби-ситтеры. Да и попасть туда сложно – официально они открыты только для малообеспеченных, оплачиваются казной штата. Подавляющий контингент – дети рабочих мексиканских и черных кварталов. И еду, как правило, в сад нужно приносить свою. Частные сады и, тем более, ясли (nursery) – вообще удовольствие для людей с хорошим достатком.
Зато очень распространены различные клубы-развивалки, «домашние» детсады (в которых одна мама остается на день с несколькими детьми) и различные неформальные объединения. Главная их функция – не развитие детей, а совместное времяпровождение и общение «по интересам». Потому дошкольное воспитание, как правило, сводится в основном к семейному. А обучать детей «по-настоящему» начинают только в подготовительном классе при школах.
Школьники
Учиться ребенок начинает с 5 лет – когда поступает в подготовительный (нулевой) класс при школе – там им занимаются профессиональные педагоги. Это необязательно и бесплатно. Теперь ребенка ждут 12 лет обучения. Частные школы, как правило, готовят к поступлению в престижные вузы и часто работают по принципу интерната, принимая учеников на конкурсной основе и со всех уголков страны.
Особенности американских школ
1. Четкое деление на категории:
Elementary School: начальная школа: 1-4 (5) классы.
-Middle School: средняя школа: 5 (6)-8 классы.
-High School: старшая школа: 9-12 классы.
Каждый уровень предусматривает отдельное здание, администрацию и преподавательский состав.
2. Возможность выбора учеником дисциплин в рамках определенных категорий по склонностям (например «технологии», «искусство», «иностранные языки»). Факультативно можно посещать курс сексуального воспитания. Это формирует чувство свободы уже в раннем возрасте и осознанный подход к учебе. Кстати, атмосфера на уроках тоже свободная.
3. Обилие различных воспитательных, развлекательно-познавательных и оздоровительных мероприятий, регулярные костюмированные представления, утренники.
3. Ориентация на индивидуальность, а не на коллектив: в старшей школе классов, как таковых, не существует – на каждом уроке они разные, а в обучении делается упор на практические знания и навыки.
4. Удобство – детям: в школу их возит школьный автобус, не надо носить портфели – все необходимое хранится в индивидуальном шкафчике-lockerе с замком.
5. Отметки выставляются по системе A/B/C/D/F, где A - лучшая отметка, F - неудовлетворительная.
Студенты
Высшее образование в США считается одним из лучших в мире. Особенно это касается частных вузов (Гарвард, Йель, Принстон, Стенфорд). Чем отличается университет от колледжа? И там, и там учатся 4 года, но в колледже научная работа, если она есть – на втором плане. Вступительных экзаменов, как таковых, не существует – выпускники проходят единый для всей страны выпускной тест SAT (Standard Aptitude Test). Кроме того, необходимо заполнить специальную анкету, где указываются не только школьные оценки, но и «внеклассные» интересы, достижения, подаются рекомендации от учителей. Главное – поступить в вуз, факультет же можно окончательно выбрать в процессе обучения.
Иногда к основной специальности можно добавить дополнительные. Обучение в основном платное, но малоимущим, если они успешно прошли все тесты, платят стипендию. После 4-летнего обучения студенты получают степень бакалавра – undergraduate level. Затем можно учиться дальше еще 2-3 года, чтобы получить степень магистра или доктора философии, медицины, права. Это уровень graduate level, соответствующий нашей аспирантуре. Затем еще через два года можно получить, например, степень MBA (Master"s of Business Administration) или заниматься дальнейшей научной работой. В США высокий уровень образования гарантирует более высокий уровень доходов: американец со степенью магистра или доктора, зарабатывает, в среднем на треть больше, чем бакалавр.
Конечно, по «задорновским» меркам американцы нам – не указ, и в их воспитании и обучении есть свои недостатки, все же некоторые особенности американского воспитания можно взять на заметку.
Разорвина Анна Сергеевна, аспирант УлГПУ им. И.Н. Ульянова, Россия, г. Ульяновск
Некоторые особенности семейного воспитания в США
Исторически сложилось так, что Россия – страна, находящаяся между востоком и западом, во многих сферах жизни перенимает черты, свойственные как восточному, так и западному укладу жизни. В данной статье рассмотрим некоторые значимые аспекты семейного воспитания в США, выявим различия и, возможно, черты, которые можно было бы перенести в новую российскую действительность, поскольку формирование целостной системы семейного воспитания в нашей стране еще продолжается .
Ведущее место в семейном воспитании отводится США как стране с современными концепциями в этой сфере, поэтому сегодня с целью дальнейшего использования в нашей стране целесообразно изучение идей и достижений американской педагогической мысли семейного воспитания.
Главной тенденцией современной американской педагогики стала активизация взаимодействия школы с родителями и семьей вообще. Заметным признаком деятельности многих социальных работников и педагогов США является их стремление придать совместной деятельности школы и семьи системный характер. Современная американская исследовательница Лилиан Кац (L. Katz) выделяет 7 основных разногласий между матерью и учителем в восприятии ребенка. Например, она отмечает, что «родители, безусловно, любят своего ребенка как индивидуальность, в свою очередь, учителя имеют возможность рассматривать этого же ребенка и его индивидуальные особенности в условиях группы». То есть они видят ребенка по-разному, с разных сторон, а чтобы увидеть его в целом, следует объединить усилия родителей и учителей.
Говоря о родительском просвещении в США следует отметить, что на данный период оно достигает очень высокого уровня. Социальные и педагогические работники проводят специальные курсы семейного воспитания для родителей, на всех уровнях (школа, микрорайон, город и др.) действуют родительские ассоциации, организуется благотворительная деятельность, проводится работа с неблагополучными семьями. Также в США действуют родительско-учительские ассоциации, работа которых включает лекции для родителей, групповые и индивидуальные беседы, встречи с родителями, посещение детей на дому и так далее .
Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Привязанность здесь – скорее отрицательное понятие, близкое к зависимости. А быть независимым, быть всегда самим по себе и для себя – самое главное, поэтому у детей поощряется агрессивность, напористость и умение активно отстаивать свою позицию. Считается, что такими качествами обладает настоящий лидер, а это качество приветствуется в американских воспитательных учреждениях. Детям разрешается спорить и с родителями, и с учителями, но для индивидуалистов-американцев это всего лишь форма выражения собственного мнения и активного восприятия того, что слышишь, так же как и способ утвердиться в своих правах . Общеизвестным является факт того, что уровень требований в американской школе ниже, чем в российской, сами программы значительно сокращены (американские школьники отстают от российских на 2-3 года в математике и естественно-научных знаниях, хуже знают литературу и историю). Академические достижения ребенка (к примеру, раннее овладение чтением или письмом) не сильно беспокоят американских родителей, считается, что когда придет время, ребенок всему научится. Неуспевающим в школе уделяется меньше внимания, учителя больше занимаются с хорошими учениками, между ними развита сильная конкуренция. Позиция такова: изначально в классе равные условия для всех, но одни пользуются ими сполна и добиваются успехов, а другие не могут или не хотят, зачем же учителю тратить на них лишнее время? Главное, чтобы они не чувствовали себя неудачниками, учителю нужно помочь им выбрать специальность, не требующую высокого уровня образования. Набор предметов в американской школе может удивить наличием таких курсов как искусство общения, убеждающая аргументация, сексуальное просвещение, искусство упаковки вещей и других.
Воспитание в семье – важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. Непременной составляющей культа семьи в Америки являются дети, но, несмотря на это, родители не становятся их заложниками. Кардинальное отличие американской семьи от русской заключается в том, что в русской семье главой является не женщина и не мужчина, а ребенок – все подчинено ему, особенно когда ребенок маленький, а в американской семье «главой» является семейная пара.
Забота американских родителей о физическом здоровье ребенка является заботой номер один, при этом они достаточно равнодушно относятся к прогулкам на свежем воздухе, очень редко можно увидеть в парках женщин с колясками, практически нет детей, гуляющих самостоятельно, исключения составляют игровые площадки с детскими спортивными сооружениями. Там дети получают первые навыки физических упражнений, которые помогают им плавно перейти к настоящим спортивным занятиям. Спорт – это образ жизни в американской семье, можно даже сказать, что спорт – это Бог в американской системе воспитания.
Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению, все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры . В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, и чтобы их дети поиграли вместе. Неформальность подобных объединений, конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания. В США нет системы дошкольного образования с программой воспитания и обучения, обязательной для всех регионов, но есть отдельные Дневные центры ухода за ребенком– Day Care Center, которые имеют самый разный статус (частные, муниципальные, университетские, принадлежащие крупным корпорациям или фондам и т.д.), плата за их посещение различна, но, как правило, высока. Тем не менее, есть 2 важных черты, присущие всем этим центрам – внешняя неприглядность и даже аскетичность внутреннего устройства и крайне доброжелательная атмосфера и терпение воспитателей. Воспитатель обязан создать у ребенка стойкое уважение к самому себе, он не боится перехвалить воспитанника, а вот создавать у ребенка чувство вины – очень плохой путь воспитания.
Бабушки в США, как правило, не отягощены заботами о внуках, во многом такое отношение происходит из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети – это проблемы родителей, и т.к. они сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы – очень мобильная нация, по некоторым подсчетам средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому часто внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году. Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит очень дорого, и большинство семей просто не может себе этого позволить. Но и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих детей тепличные условия. Детям предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому их нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США – женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегальные), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение .
Американские родители на каждом шагу советуются со своими детьми, обсуждая с ними разные вопросы, детей с раннего возраста приобщают к семейным делам, чтобы и они могли сказать свое слово, например, какие булочки или спагетти будут сегодня на обед или куда поехать отдохнуть. Американские дети, в отличие от своих зарубежных сверстников, рано привыкают самостоятельно решать, что есть, во что одеваться и как разнообразить свой досуг. Трудовой этике детей обучают с малых лет, путь к ней обычно начинается с помощи в работе по дому, за что ребенок получает вполне заслуженное вознаграждение (карманные деньги) и ребенок, из какой бы семьи он ни был, познает прелесть финансовой независимости. Уже в 13-14 лет школьник совершенно официально поступает на работу, где он занят несколько часов в день (чаще всего это официант в кафе или продавец, посудомойка в ресторане или мойщик машин, помощник в библиотеке или компьютерном зале). Как только дети подрастают, они уезжают из родительского дома и чем дальше, тем лучше. Они должны один на один встречаться с трудностями и уметь их преодолевать, сами зарабатывать на жизнь и лишь в чрезвычайных обстоятельствах обращаться за помощью, и совсем не обязательно получат эту помощь – родители могут отказать из педагогических соображений. Нам такие методы кажутся достаточно жесткими, спартанскими, но они дают результаты – молодые американцы вырастают уверенными в себе, независимыми и способными самостоятельно решать большинство своих бытовых проблем, т.е. приспособленными к жизни. Здесь мы наблюдаем резкий контраст с Россией – в нашей стране родители не спешат отпускать своего ребенка из-под своей опеки достаточно долго, стараются помогать им на протяжении всей жизни насколько это возможно, а совместное или близкое проживание родителей и детей для большинства является желательным.
Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию. Много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников, любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью запретны.
Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе преобладает мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют. А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны родителей, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и. т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер.
В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и других удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). Таким образом, лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей. Именно этим и отличается американская система воспитания от русской, где до сих пор в большинстве семей преобладает контролирующий стиль воспитания детей, где жесткие правила и нормы регулируют процесс развития ребенка .
В заключение нужно сказать, что американская система воспитания может дать обществу творческих личностей, способных мыслить нестандартно, но в то же время данная система зачастую не способна воспитать послушных работников, непреклонно следующих приказам начальника.
Литература :
Валеева, Н.Ш., Шубович, М.М. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей. // Вестник Казанского технологического университета. 2009. №4.
Жуков, В.И. Семья и семейное воспитание. Кросс-культурный анализ на материале России и США,РГСУ , 2009 г.
Петров,C. Воспитание по-американски: от пуританства к узаконенной свободе. // Мама и Малыш. 2005. №5. с. 10-16.
Визитной карточкой каждого американца можно назвать широкую и приветливую улыбку. Откуда же в США столько милых позитивных людей? Чтобы ответить на этот вопрос, можно просто занять наблюдательный пост вблизи любой детской площадки и посмотреть на американских детей. Возможно, получится перенять манеру воспитания американских мам и узнать пару полезных педагогических советов.
Наталья Емченко поделилась некоторыми негласными правила воспитания детей, которые знакомы американкам с самого детства.
Младенцы. «Самый лучший ребенок в мире!»
В Штатах существует просто какой-то культ младенцев. Мать с ребенком на руках в 90% случаях вызывает неподдельное умиление. Каждый второй прохожий непременно сообщит родителям, что их новорожденный малыш просто очарователен. Каждый третий попросит подержать ребенка на руках. А некоторые даже позовут друга, чтобы и он полюбовался таким чудесным ребенком. Не стоит подозрительно относиться к подобным восторженным проявлениям внимания. Это типичная черта американской нации – видеть во всем самое лучшее и не преминуть этим восхититься.
Дошкольники. «Ты просто молодец!»
В Штатах не увидишь прототипов советского детского сада — с переполненными группами, поломанными игрушками и манной кашей с комочками каждое утро. Длительный декрет тоже не приветствуется (в первую очередь самими молодыми мамами, которые стремятся успеть построить карьеру). И культ бабушек тоже не настолько развит, как в странах СНГ. Вопрос: куда же деваются в таком случае дети, когда родители вынуждены идти на работу? Детские сады в США, конечно же, существуют, однако группы там с минимальным количеством детей. А роль советских бабушек выполняют няньки. Но в свободное от работы время родители всюду берут малыша с собой – будь то хоть званый ужин у родственников или же бейсбольный матч в шумной компании друзей. Присутствие разновозрастных детей на взрослых мероприятиях никого не удивляет, более того окружающие всегда найдут время пообщаться и чем-то занять ребенка.
Русская иммигрантка в США рассказывает о том, как шестилетний сын ее друзей изнывал от скуки в кафе, пока родители были заняты общением с друзьями. Официант решил немного взбодрить малыша и попросил помочь ему обслуживать столики. Мальчик с огромным энтузиазмом нес счет, подавал меню и выполнял прочие мелкие поручения. Когда родители собрались идти домой, официант торжественно вручил парню доллар в качестве заработной платы за вечер. Трудно представить себе более счастливые глаза, чем были в тот вечер у шестилетнего мальчишки.
Американские родители с самого детства подбадривают своих детей – ты молодец, у тебя получится, не сдавайся! Благодаря такой методике воспитания, ребенок растет, не страдая от заниженной самооценки, и чувствуя любовь и поддержку окружающих.
Фразы, которые постоянно разносятся на российских площадках, в стиле «не трожь!», «не балуйся!», «что за ребенок!», никто никогда не услышит от американской мамы. И уж тем более последней не придет в голову пугать малыша тем, что его заберет полицейский.
Малыши в США получают полную свободу действий, у родителей не принято ходить за ними по пятам и контролировать каждый шаг. Именно такая модель воспитания помогает вырастить свободных людей, которые не испытывают чувства страха, не боятся начинать что-то новое, которых любопытство толкает на покорение новых вершин.
Школьники. «Вы имеете право»
Младшая школа отличается тем, что все обучение происходит исключительно в игровой форме. Многие дети в начале обучения не знают букв, но по истечении недолгого срока уже вовсю распевают песни об алфавите (петь в американских школах очень любят, в нулевом классе дети разучивают множество песен практически на каждую изучаемую тематику). Но помимо изучения грамматики и фонетики, дети получают азы в области бизнеса и законодательства, практически каждый малыш школьного возраста знает свои права.
Семья киевлян, проживающая в США, столкнулась с определенными сложностями, когда их дочери пришлось самостоятельно составлять список изучаемых предметов. Девочка делала выбор, исходя из своего расположения к учителям. Понятно, что такой подход оказался не вполне разумным, ведь интересный и хороший учитель может преподавать вовсе бесполезный для конкретного ребенка предмет. Похожая ситуация и с контролем обучения. Никто не будет заставлять школьника получать знания, если он сам того не хочет. Поэтому с самого детства малышам ненавязчиво внушается мысль о необходимости хорошего образования.
Однако, такой образовательный метод учит ребенка самостоятельности, ответственности за свои решения.
Итог. «Безопасность превыше всего». Американские родители очень заботятся о безопасности и защите прав своих детей. Физические наказания, даже в виде невинных шлепков, в Штатах полностью исключены. Да, детей наказывают, но другими методами.
Конечно, модель воспитания в США не идеальна и тоже имеет свои недостатки. Но, глядя на позитивных успешных американцев, невольно задумываешься о том, что у них все-таки можно кое-чему поучиться. А начать можно с изменений самого себя – ведь дети это зеркальное отражение своих родителей.
Рассмотрим американскую модель воспитания и обучения детей. Раскроем секреты американского воспитания
Американская система воспитания формировалась под воздействием европейской. Ведь Америка — это страна переселенцев, куда съезжались люди со всех стран Старого Света. Так же как и в европейской системе, индивидуальность малыша и свобода в действиях занимают первое место в американской системе.
Средние американцы, у которых нет в запасе достаточного количества семейных накоплений, наиважнейшим пунктом своей взрослой жизни считают получение хорошей работы. Есть работа — есть деньги, возможность спокойно жить, купить дом в хорошем районе, путешествовать.
Молодые люди, получив высшее образование, не спешат вступать в брак. Только к 30 годам, если настойчиво идти к своей цели, можно получить приличную работу, заплатить первый взнос за дом и... подумать о семье, ребенке. Причем совсем не обязательно устраивать свадьбу. Гражданские браки очень распространены в Америке, многие пары оформля-ют свои отношения после рождения нескольких общих детей.
Решившись стать родителями, американцы рожают двоих-троих детей подряд, считая, что одному малышу трудно расти среди взрослых. По их мнению, детей-погодков растить гораздо легче: у них одинаковые интересы, да и все возрастные трудности родителям переживать легче, когда детей несколько. Американские мамы не спешат отдавать своих крох в дошкольные учреждения, предпочитая заниматься воспитанием ребенка самостоятельно. В Америке считается, что, отдавая ребенка в детский сад или ясли, родители тем самым лишают его детства.
Непременной составляющей культа семьи в Америки являются дети. Но, несмотря на это, родители не становятся их заложниками. Кардинальное отличие американской семьи от украинской или русской заключается в том, что в украинской и русской семье главой является не женщина и не мужчина, а ребенок. Все подчинено ему, особенно когда ребенок маленький. В американской семье «главой» является семейная пара.
Одной из черт американского стиля жизни можно назвать привычку всюду брать с собой детей, даже грудных. Если молодым родителям захотелось отдохнуть, провести вечер с друзьями, а ребенка не с кем оставить, они отправятся на вечеринку вместе с ним. Дети ведут себя вполне естественно: спят, сидят на руках, иногда плачут. Но никого вокруг это не удивляет и тем более не раздражает. Во всех общественных заведениях есть места, где можно переодеть и покормить малыша, а во многих ресторанах его могут даже развлечь, предложить цветные мелки и листы бумаги.
Впрочем, оставлять детей дома многие просто не имеют возможности. Привыкшие с 17 лет жить отдельно от родителей, американцы не могут рассчитывать на помощь бабушек и дедушек. Да это и не принято. А платить няне 5 долларов в час (средний заработок американцев составляет 8—12 долларов в час) довольно трудно.
Другой причиной, по которой американцы предпочитают не расставаться с детьми в свободное время, является безопасность. Киднеппинг — очень распространенное в США явление. В некоторых штатах действует закон, запрещающий оставлять ребенка до 12 лет одного на улице и даже дома.
Вмешательство государства в процесс воспитания в Америке очень велико. Любые жалобы ребенка на наказания или ограничения могут повлечь серьезные судебные разбирательства с родителями.
Исходя из этого сформировалось основное правило американской системы воспитания: любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. Американскими психиатрами доказано, что после разговора с ребенком задуманное наказание уже не кажется таким уж оправданным.
Именно этим и отличается американская система воспитания от русской или украинской. Ведь у нас до сих пор в большинстве семей преобладает контролирующий стиль воспитания детей, где жесткие правила и нормы регулируют процесс развития ребенка.
Послушания детей в Америке добиваются за счет внушения, а в Украине — за счет психологического или физического воздействия.
Американская система воспитания может подготовить обществу творческих личностей, способных мыслить нестандартно. Но в то же время данная система зачастую не способна воспитать послушных работников, непреклонно следующих приказам начальника.
Суровые методы воспитания звездных детей
Многие звезды Голливуда руководствуются в воспитании своих детей суровыми правилами: никогда не убаюкивать ребенка, чтобы он заснул, укладывать новорожденного в кроватку бодрствующим (если он поплачет 20 минут, хуже ему от этого не будет); никогда не забирать его из кроватки, если он не прекратил плакать. Ребенок, согласно этим правилам, должен усвоить, что в доме командует не он. И лучше пусть он выучит этот урок, иначе у него в будущем будет много проблем.
Рейчел Вэддилав, благодаря 30-летнему опыту и нескольким успешным книгам, стала гуру детского воспитания. Свою методику она излагает в «Книге о детях и о том, как наслаждаться первым годом их жизни».
Молодым родителям эту методику советуют освоить Гвинет Пэлтроу, Джуд Лоу, Кейт Мосс, Барбара Стрейзанд, Бен Стиллер, Роберт Де Ниро, у которых Рейчел Вэддилав работала няней.
Пожалуй, самой суровой мамой среди звезд можно назвать Мадонну. Так, она с гордостью говорит: «Лурдес (старшая дочь Мадонны) знает, что, если она оставит свою одежду на полу в комнате, придет мама и все выбросит. Кто не делает уроков, тот не смотрит телевизор, но тот, кто его смотрит, делает это не больше 30 минут в день». Она также запрещает детям сладости и мороженое. Мадонна не разрешает своим детям Лурдес и Рокко пить много молока или читать газеты, позволяет смотреть фильмы и читать книги только по воскресеньям. Мадонна заявляет, что делает «все необходимое, чтобы поддерживать дисциплину».
Мадонна говорит о том, что позволяет им «три каприза в неделю», но жалуется на то, что бывший муж разрушал ее стратегию, принося детям конфеты. Мадонна говорит, что если Лурдес отказывается надевать какое-то платье, то она заставляет дочь носить его несколько дней подряд.
Одним из минусов американской системы воспитания является довольно равнодушное отношение родителей к дошкольному образованию малыша. Именно поэтому некоторые американские дети приходят в первый класс, не умея писать или считать. И общество относится к этому нормально. Придет время, сам изучит — основное правило даже самых именитых и знаменитых американских мам.