Расскажите об истории золотного и лицевого шитья. Как раньше расшивали ткани, с какого века возникло это шитье?
Лицевое шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства. Древняя Русь, издавна связанная с Византией дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течение столетий поступали из Византии памятники ее искусства. Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства, привозимые из Царьграда.
С утверждением в Киевской Руси в конце Х века христианства как государственной религии, наряду с существовавшим издревле орнаментальным шитьем стало развиваться изобразительное, или «лицевое» шитье. Содержанием произведений лицевого шитья являлись библейские и евангельские сюжеты, а также лики святых и сцены их житий. Предметами лицевого и золотного шитья были плащаницы, покровы на гробницы святых, подвесные пелены, хоругви, воздухи и судари, завесы царских врат, походные и домашние иконостасы, облачения духовенства.
Дошедшие до нас памятники лицевого шитья, выполненные русскими мастерицами, являются произведениями высокой культуры, в которых сочетались талант художника и тонкий вкус, духовное богатство, исполнительское мастерство вышивальщиц. «Живопись иглой» – так назвал это искусство один из его исследователей.
Лицевое шитье, возникнув внутри византийского региона, на Руси вобрало в себя и богатые традиции славянской культуры языческой поры с ее радостным, красочным звучанием, привнесло свое самобытное, напоенное национальным звучанием слово.
Рисунок для вышивки обычно делали художники – иконописцы. На Руси XVI-XVII вв. их называли знаменщиками, травщиками, словописцами. В Греции, на Афоне и в др. центрах вышиванием занимались не только женщины, но и мужчины. На Руси – только женщины. Фоном для вышивки служили однотонные ткани – камка, тафта, шелк, атлас, – под которые для крепости подкладывали холст или хлопчатобумажное полотно. Личное* (обнаженные части тела и лик) шили на проем гладьевыми швами (атласным и в раскол). Серебряные и позолоченные (золотные) нити были: пряденые, волоченые, сканые. Ими шили «на проем» (в раннее время), но чаще – «в прикреп», иногда по настилу из толстых льняных или х/б нитей, и пришивали цветными шелками, создающими при этом разнообразные швы и узоры.
Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях. Во главе такой мастерской стояла сама хозяйка, нередко принимавшая непосредственное участие в работе. В зависимости от материального и служебного положения главы дома составлялся «штат» мастерской, иногда насчитывающий до 100 мастериц. В светлицах цариц вышиванием занимались жены и дочери служилых людей во главе с боярынями, а у служилых и торговых людей – простые крестьянки.
Мастерицы специально обучались художественному шитью, их труд ценился высоко. Недаром Иван Грозный забирал в дворцовые светлицы искусных вышивальщиц у опальных или казненных им бояр. А в одной из повестей XVII в. рассказывается, что окольничий Василий Волынский, человек недалекого ума, получил в управление Посольский приказ не только благодаря угодничеству и лицемерию, но и высокому искусству вышивальщиц своей супруги.
Шитье и «низанье» жемчугом были очень распространены на Руси. При этом применялся как привозной («гурмышский» и «кафимский») жемчуг, так и более мелкий – свой, добываемый во многих северных реках (известно более 60 «жемчужных» рек).
Памятников русского шитья XII-XIV вв. известно сравнительно немного. В музеях Москвы, Чернигова, Киева хранятся интересные фрагменты женских одежд и головных уборов, найденные при археологических раскопках. Красотой травных узоров отличаются поручи Варлаама Хутынского – сохранившийся памятник лицевого и орнаментального шитья XII в. Известны также Пелена запрестольная и Распятие с предстоящими, относящиеся к новгородскому шитью последней четверти XII в. Эти памятники имеют утраты древнего фона и шитья в личном и золотном шитье.
Памятники шитья середины – второй половины XIII в. неизвестны. Опустошительное вторжение татар на русские земли нанесло непоправимый ущерб развитию культуры и искусства. Незначителен вещевой материал и XIV в. Представление о них дают лишь несколько уцелевших памятников. Это облачения первых московских митрополитов Петра и Алексея – саккосы, епитрахили, поручи. Наиболее ранним из них является саккос митрополита Петра 1322 г. Сшитый из лазоревого византийского атласа с золотыми ткаными крестами, он по зарукавью и оплечью украшен дробницами, обнизанными жемчугом. Интересен саккос митрополита Алексея, выполненный в 1364 г. с использованием дробниц, жемчуга, изображением птиц и древа жизни. Как и в произведениях XII в., наблюдается переплетение христианских символов с языческими: изображения христианских святых на дробницах в окружении языческих идеограмм.
В XV в. большого расцвета достигло шитье разноцветными шелками («живопись иглой»), например, икона Дмитрия Солунского вышитая на малиновой тафте, напоминает икону А. Рублева. Фигура полна грации, хрупкости. Для большинства древнерусских памятников шитья XV в. при их необыкновенной живописности характерны локальные цвета шелков, иногда в довольно смелых сочетаниях. В этих традициях была вышита пелена с изображением Смоленской иконы Божией Матери, 1465 г. в мастерской великой княгини Марии Борисовны (собрание Московского Кремля). Гармонична по цветовому решению, композиции и искусному исполнению многофигурная пелена «Церковная процессия», 1498 г., созданная в великокняжеской мастерской Елены Волошанки.
Шитье начала – середины XVI в. продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Большую художественную ценность второй половины XVI в. представляют собой работы мастерской удельной княгини Евфросинии Старицкой, являющие высокое мастерство вышивальщиц и художников – знаменщиков. Плащаницы работы этой мастерской отличает монументальность, многофигурность, деталировка, красочность, выражение человеческих переживаний.
В XVI в. все еще продолжает жить и древняя языческая символика. Она встречается в церковных и в бытовых предметах. Например, женский головной убор – волосник – из погребений цариц в кремлевском Вознесенском монастыре. Это – вязаная шапочка, на очелье которой по красному шелку золотой нитью вышит повторяющийся рисунок – «древо жизни» – со стоящими по бока «инрогами». Ниже – узкая полоса орнамента из растительных побегов. Единорог считался на Руси символом плодородия, он был также личным знаком Ивана Грозного, на его печатях и др. предметах.
Нередко мотив для вышивки давали мастерицам наблюдения над окружающей природой и произведениям других видов искусства. Это, например, саккос митрополита Дионисия (1583 г.), шитый в кремлевских мастерских по приказу Ивана Грозного. Саккос – из редчайшего золотного турецкого атласа – украшен жемчужным шитьем, в котором узор в виде звездочек-снежинок сочетается с каймой из «византийской плетенки».
Надписи в шитых изделиях имели не только смысловое значение, но играли и художественную роль. Вышитая на кайме надпись создавала своеобразную рамку для изображения, законченность всей композиции. Мастера – словописцы старались сделать надпись как можно красивее, буквы соединялись одна с другой, как бы «вязали». Такая вязь смотрелась нарядным узором.
Золотное шитье XVII в. отличает вкус к пышности, стремление к сложной узорности, задача передать вышивку в виде металлической поверхности – все это свойственно всем школам этого периода, начиная от Годуновской (конец XVI – начало XVII) и до провинциальных мастерских, которые подражали царским и столичным произведениям. Шитая вещь уже явно подражает металлу – золоту, а обильная отделка жемчугом и драгоценными камнями делает ее скорее ювелирным изделием.
Своеобразным направлением русского искусства в XVII в. явилось стремление в шитье подражать золотым окладами и дорогим привозным тканям. Узоры заимствовались из восточных или западноевропейских тканей. В музеях Кремля сохранилось несколько фрагментов вышивок, имитирующих драгоценные ткани. Среди них – полоса черного бархата с вьющимися по нему стеблями и плодами граната, шитыми золотыми и серебряными нитями. Вышивка имитирует турецкий золотный бархат XVII в. Выполнение таких тканей стоило тогда значительно дешевле, чем приобретение драгоценных заморских тканей.
Ведущей становится мастерская «именитых людей» Строгановых – солепромышленников, купцов, крупнейших землевладельцев. Из простых людей они поднялись до звания «гостей» (членов высшей, привилегированной корпорации купцов). Возникновение искусства лицевого шитья в Сольвычегодске связано с именем Никиты Григорьевича Строганова. Все шитые работы были его вкладами не только в их домовые храмы в Сольвычегодске и пермской области, но и поступали в крупнейшие храмы и монастыри по всей Руси.
Строгановские мастерские существовали с конца XVI в. и до начала XVIII в. Это была последняя школа подобного масштаба, во многом определившая развитие лицевого шитья в XVII в., которое было тесно связано со средневековым мировоззрением и с самим укладом жизни. Поэтому история лицевого шитья, несмотря на попытки его возрождения, закончилась в начале XVIII вв.
Все основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии: те же типы Божией Матери, евангельских сцен, ветхозаветных композиций. Греческие художники, попадавшие на Русь, привозили с собой книги образцов (на Руси до XIV в. не было бумаги, пергамент – дорог), с которых русские мастера делали копии (списки). Так можно объяснить быстрое распространение иконописи в Киевской Руси.
Образцами (прорисями) пользовались и Рублев, и Дионисий. Но их отношение к образцам было более свободным, чем в XVI – XVII вв., когда церковь и государство установили централизованный контроль за иконописью. В XVII в. начали появляться собрания выполненных на бумаге прорисей (иконописные подлинники), – и это стало законом.
Известны памятники золотного и лицевого шитья, которые являлись вкладами великих князей, царей, князей и бояр в различные монастыри. Например:
– пелена св. Кирила Белозерского, вклад великого князя Василия III и Саломонии Сабуровой в Кирилло-Белозерский монастырь. Это – моление о «плоде чрева», с которым великий князь Василий III и его жена Саломония Сабурова ездили по монастырям.
– покров св. Кирилла Белозерского, 1553 г., вклад царицы Анастасии Романовны: болезнь Ивана Грозного, младенца Димитрия;
– «въздух большой» ,1565 г. – вклад старицы Евдокии (Евфросинии Старицкой) в Кириллов монастырь.
– надгробный покров св. Кирилла Белозерского царицы Марии Нагой (вклад 1592 г. по царевиче Димитрии в годовщину его смерти). В это время Мария Нагая была уже старица – инокиня Марфа Никольского монастыря на Выксе;
– пелена «Великомученица Ирина» к. XVI в., – вклад царицы Ирины Федоровны Годуновой;
– воздух «Спас во гробе» и 2 покровца – «Се Агнец» и « Богоматерь Знамение» – вклад 1654 г. И. А. Голицина в Кирилло-Белозерский монастырь по шурину Телятев- скому.
– воздух «Положение во гроб», 1644 г., – вклад Ф.И.Шереметьева в Афанасьевский монастырь в Москве.
– Из чего делали материалы?
Во всех дошедших до нас произведениях были использованы дорогие привозные материалы: шелковые ткани, золотные, серебряные и разноцветные шелковые нити, жемчуг, драгоценные камни, золотые и серебряные дробницы, а позднее – канитель, поэтки, трунцал.
– Как готовится рисунок для шитья?
Высокие художественные достоинства произведений, наличие на них прекрасно выполненных литургических и вкладных надписей говорит об участии в их создании кроме мастериц-вышивальщиц профессиональных художников, упоминаемых в исторических документах XVI – XVII вв., где встречаются имена знаменщиков сюжетных изображений, знаменщиков-орнаменталистов («травщиков») и знаменщиков –«словописцев». Рисунок делался либо сразу на ткани, либо переносился методом «препороха». В настоящее время используются канонические прориси, рисунок с которых переносится иногда вышеуказанным способом, но чаще – с использованием копировальной бумаги, тонкого шила или иглы, а также – стола со стеклянной столешницей и лампы.
– Можно ли повторить нитками то, что так сложно повторить красками, как это достигается?
Действительно, трудно представить, чтобы шитая нитками работа могла бы быть на уровне работ великих мастеров кисти и красок. Но следует посетить ризницу Троице-Сергиевой Лавры, Патриаршие палаты московского Кремля, Новодевичий монастырь, Русский музей и многие другие, чтобы убедиться в том, что памятники лицевого шитья на Руси являются художественными шедеврами. В последние десятилетия XX века возникло стремление возродить старинное искусство, и теперь на ежегодных выставках можно увидеть много замечательных работ золотного и лицевого шитья, где бывают представлены работы со всех концов страны. Надо иметь в виду, что «живопись иглой» имеет определенные отличия от иконописи, например, в XVI в. лик шился двумя тонами, мало отличающимися один от другого, но имеющими определенные границы (полутон). В шитье полутон не растушевывается (как в иконописи), а имеет определенные границы, приобретая вид полос более темного цвета. Попытки полностью подражать иконе с ее плавными переходами из тона в тон были сделаны в некоторых мастерских, создававших вышивку не ручным, а машинных способом. Эти попытки потерпели неудачу, их авторам пришлось обратиться к канонам лицевого шитья.
Больших высот достигло искусство вышивки шелковыми нитками и мулине светских работ. Есть мастерицы, которые повторили нитями шедевры Шишкина, где сосновый лес наполнен солнцем, и играет каждая травинка; Леонардо да Винчи – Дама с горностаем, где переливается тончайшими оттенками шелковистый мех зверька и тонкая ткань одежды; натюрморт старинной серебряной посуды неизвестного художника, – понять, что это не краски, а нитки можно, только приблизившись вплотную к работе. Можно перечислять еще очень много – это и портреты, и пейзажи, и натюрморты, и т.д. – и радоваться тому, как талантлив наш народ.
Если в древности работа мастериц в светлицах и монастырских мастерских была их основным трудом, то посмотрите, как наша современница совмещает работу, подработку, заботу о семье и детях, учебу и кропотливый труд шитья! Сколько терпения, упорства стоит за этим кажущимся со стороны немудреным занятием. Достаточно сказать, что вышить один квадратный сантиметр золотом или шелком составляет 1-2 часа. Есть мастерицы, для которых это единственный путь содержать семью, другие шьют во славу Божию для храмов, как моление о здравии, устроении жизни, упокоении своих близких.
– Шитье – это просто шитье или ему должна предшествовать определенная подготовка?
В отличие от работы иконописца или художника возможность приступить к обучению золотному и лицевому шитью не предполагает наличие у учащихся специальных талантов. Освоение техники шитья – долгий и кропотливый труд, требующий терпения и целеустремленности, и при наличии этих качеств ею может овладеть каждый. Но чтобы шитье не было ремесленничеством, нужны знания в более широком плане. Это и освоение символов в иконописи, в том числе, понимание символического значения цвета, это и знание истории развития некоторых направлений и школ (мастерских), знание и умение анализировать содержание и художественные особенности памятников лицевого шитья, – и многое другое. Все это по мере возможности осваивают учащиеся в процессе учебы.
– Какие элементы и этапы самые сложные, какие вообще есть этапы у шитья?
Здесь мы поговорим о работе над образом святого. Рассказывая о схеме работы, я остановлюсь только на основных технических этапах, подразумевая, что, безусловно, человек должен прежде хорошо изучить житие этого святого и молитвенно обращаться к его помощи.
После того как по благословению батюшки человек приступает к шитью образа, следует ряд подготовительных этапов. На натянутую на пяльцы подтонированную ткань переносится рисунок с прориси. Затем его следует обшить шелковой нитью по контуру, прошить черты лика. Должно быть продумано, в стиле какой эпохи будет выполнена работа. Одной из самых сложных задач является подбор цвета шелковых и золотных нитей, которые должны сочетаться между собой и с цветом ткани, на которую будет перенесена потом работа. Поэтому делается ряд пробных образцов, на которых отрабатывается выбор как нужных тонов золотных и шелковых нитей, так и виды прикрепов и цвета нитей для них. Порядок выполнения образа таков: сначала шьется все доличное – фон (свет), нимб, облачение, ландшафт и архитектура, если они есть, – затем шьется личное. Наконец, работа должна быть поименована, проклеена с обратной стороны и после просушивания перенесена на красивую шелковую или бархатную ткань.
– Как долго существует Ваша школа, много ли выпускников, что делают выпускницы, где работают?
Первые занятия в группе золотного и лицевого шитья проводились в начале 90 –х годов, тогда ощущался какой-то особенный энтузиазм, подъем духовной жизни и большая тяга прикоснуться к одному из прекрасных видов церковного искусства. Причем возрастной разброс был довольно широким: в группе могли заниматься вместе 14-15 – летние школьницы, и женщины, у которых была работа, семья и послушание в храме. Соответственно, разные пути и после окончания курса: кто-то из девочек поступил в Свято-Тихоновский университет на соответствующий факультет, кто-то, сочетая работу, семью и т.д., шьет для храма и в дар близким, кто-то решил продолжать образование в этой области.
– Где и как часто проходят занятия, как они строятся, только шитье или что-то еще?
Из истории древнерусского лицевого шитья известны многие мастерские XV – XVII вв., из которых вышли замечательные работы художественного шитья. Это мастерские Вознесенского монастыря Московского Кремля: княжны Анны – дочери вел. князя Ивана III, великих княгинь Марии Борисовны, Софьи Палеолог и Саломонии Сабуровой, цариц Анастасии Романовны, Ирины Годуновой, удельной княгини Евфросинии Старицкой, «именитых людей» Строгановых и многие другие. Каждая из них имела свои особенности, свой стиль и характер. В программу обучения входит изучение памятников лицевого шитья различных эпох и их характерные черты. Проводится ряд занятий по рисунку (копирование образа), по разработке светотени на прориси, изучается наиболее яркие моменты из истории древнерусского шитья.
Занятия по технике шитья включают в себя обучение работе с золотной нитью и шелком, освоение основных видов прикрепов, начиная с древних, XIV-XVвв., вышивку креста, изготовление ленты-закладки для Евангелия с крестом или серафимом, пасхального яйца с вышивкой. Особое место уделяется освоению атласной глади шелком, проработе лика. Как правило, на втором году обучения группа приступает к коллективной работе – это может быть комплект покровцов, пелена или плащаница. Индивидуально – образ Пресвятой Богородицы, образ Спасителя или одного из святых. Программа обучения включает в себя работу с жемчугом, трунцалом, канителью, стразами, шнурами, галунами, бахромой, использованию таких тканей как шелк, атлас и бархат.
Занятия проходят при , ул. Новослободская, д. 58, стр. 6, начиная с сентября, один раз в неделю, с 18-30 до 20-30 в день, удобный для большинства учащихся.
Золотное шитье - вышивка золотными нитями, которые производят из синтетической пряжи и пленки, имитирующей металлическую и металлизированную нить . Эти нити обладают металлическим блеском и выпускаются не только «золотыми», «серебряными» и «медными», но и всех цветов радуги - от красного до фиолетового.
Золотные нити различаются и по толщине, и по фактуре, имеют вид тончайшей узенькой пленочки (люрекс), хлопковой нити с добавлением пленки, нити, похожей на скань, канитель, мишуру, а также выпускаются в виде тонкого и толстого шнура, отделочной тесьмы и др. Изобилие разнообразных материалов для золотного шитья позволило широко использовать его для украшения одежды и предметов быта. Однако все эти материалы, как и металлические и металлизированные нити, весьма хрупкие, при работе они ломаются, шить ими иглой обычным способом невозможно. Поэтому золотное шитье полностью аналогично золотому - в нем используются те же швы, те же приемы и соблюдаются те же правила.
Необходимые материалы для работы
Ткань и подкладка;
. нить вышивальная крученая (ирис, шелковый гарус, шелк строчевой и др.); золотная нить (металлическая, металлизированная, канитель, люрекс, искусственная, имитирующая металлическую);
. нить вспомогательная - очень крепкая шелковая или синтетическая в цвет рабочей нити;
. материал для настила: подложки (тонкий прочный картон, гладкий драп, сукно, кожа), мягкая толстая нить, «веревочка» (хлопчатобумажная леска, кордовая нить, любая крученая тонкая бечевка и т. п.);
. вспомогательные материалы: клей для ткани, пчелиный воск, фольга;
. материалы для украшения: бисер, стеклярус, жемчуг, бусины, пуговицы, пайетки и т. п.;
. инструмент обычно применяемый при вышивании (ножницы, наперсток, ножик, булавки и т. д.);
. квадратные пяльцы или рамы;
. иглы вышивальные № 1-2, игла для тонкого шелка с маленьким ушком, большая игла для шитья гарусом и пригодная для «веревочки», игла для шитья бисером;
. шило (можно сделать из толстой иглы или шприцевой иглы);
. витейка;
. крючки вязальные № 1-1,5.
Правила золотного шитья
. Ткань должна быть натянута в пяльцы или на раму очень туго (как на барабане) и весь рисунок должен быть открыт для работы (cлишком сильное натяжение не допускается).
. Переводить рисунок на рабочую ткань следует очень аккуратно, лучше всего методом припороха , так как пользуясь тем же сколком, следует заранее приготовить подложки из картона или другого материала. Вырезать подложки следует очень аккуратно, без зазубрин и наклеивать клеем для ткани по месту на рисунке.
. Рабочую нить следует намотать на витейки , которыми может служить обычная деревянная катушка со спрямленными головками. Такую катушку, как и витейку, легко перекладывать с места на место на поверхности работы по ходу укладывания нити на узор.
. Рабочая нить (золотная) всегда должна быть хорошо скрученной , поэтому ее следует постоянно подкручивать.
. Рабочую ткань с рисунком лучше всего нашивать на подкладку , которой должна служить плотная ткань (полотно, сукно, драп и т. п.); можно (в случае необходимости) сложить рабочую ткань в несколько слоев (2-4).
✔ Чтобы вспомогательная нить легче проходила через толстый слой плотной ткани, ее следует натирать пчелиным воском (вощить).
✔ Чтобы первая прокладываемая нить не соскальзывала с подложки, на ее краю можно сделать 1-2 стежка нитью или маленький мазок клея для ткани.
✔ Чтобы скрыть небольшие огрехи при прокладке рабочей нити, следует веревочку и картон подкрашивать в цвет нити.
✔ Край детали, заполненный тем или иным узором, лучше закрывать, проложив по нему нить с пико, шнурок (рис. 3), тонкую тесьму, канитель, нить с бисером или жемчугом.
✔ Канитель пришивают, как бисер, продевая через пружинку иглу с тонкой нитью. Ее можно прикреплять дополнительно и по длине, стараясь положить вспомогательную нить между витками спирали (образец 21).
✔ Окончив работу, обрежьте лишние нити на изнанке, закрепите обрезанные концы и узелки клеем для ткани. Сняв работу с пялец, срежьте лишнюю ткань и закройте изнаночную сторону подкладкой из ткани или картона - так вышивка сохранится лучше.
Швы и приемы золотного шитья
При работе золотными нитями используются особые швы и приемы : чаще всего - это шов «вприкреп » (мягкий и счетный), наиболее характерный - литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол» ).
Мягкий прикреп
Мягкий прикреп применяют для закрепления прокладываемой нити по узору (см. образец 1) или шнура (2), для прокладки отделочной нити с пико (3). На образце 4 показано, как размещают прикрепы при выполнении пико. Во всех перечисленных случаях для прикрепа пользуются тонкой нитью в цвет рабочей нити. Прикреп кладут мягко, не затягивают и по возможности незаметно.
Кроме того, такой же прикреп используют при наложении декоративной сетки, закрепляя рабочую нить в местах поворота ее по краю узора. Разделывают сетки обычно шелковым гарусом контрастного цвета (образцы 5 и 6).
Мягким прикрепом пользуются также для закрепления рабочей нити при заполнении детали узора так называемой плоской гладью (образцы 7 и 22). Золотную нить укладывают плотными рядами по узору, перекладывая витейку туда и обратно), прикрепляя ее по краю узора на повороте маленьким стежком шелковой нити в цвет золотной. Иногда при необходимости делают прикреп и по ходу нити. Иглу с прикрепляющей (вспомогательной) нитью проводят в один прокол, а переходят от прокола к проколу по изнанке. Все прикрепы делают как можно незаметнее. Однако иногда для придания вышивке особой «игривости» и мерцания прикреп выполняют шелковой нитью контрастного цвета (образец 7а). Выполнять плоскую гладь можно и не по прямой, а по линиям заполняемой формы, например по кругу или по линии листика (образец 22).
Прикреп по счету
Прикреп по счету используется для выполнения особых, присущих лишь золотному шитью узоров, которыми заполняют обычно крупные детали рисунка. Каждый из таких узоров имеет свое традиционное название (например, «ягодка », «денежка », «рядки », «перышки » и т. д.) Образуется узор цветным прикрепом , который делают по выкладываемой золотной нити по счету линий, нанесенных на подложку (картон), или веревочек, натянутых предварительно по месту выполнения узора (образцы 8-12).
На образце 8 показан узор «рядки» . На картон-подложку нанесены параллельные линии на расстоянии 2-3 мм друг от друга. Располагая рабочую нить поперек линий, делают по ходу прикрепы на каждой четвертой линии. Иглу с цветной нитью выводят с изнанки на лицо в отверстие, проколотое шильцем, обвивают этой нитью рабочую нить и иглу опускают в то же отверстие (не затягивая!). Через три линии на следующей повторяют процесс, прикрепляя ту же рабочую (золотную) нить. На краю узора делают прикреп вспомогательной тонкой нитью в цвет рабочей и золотную нить укладывают в обратном направлении. Прикреп сдвигают согласно узору на одну линию. Как вы понимаете, работать приходится двумя иглами и витейкой, т. е. использовать одновременно три вида нитей (рабочую, цветную и вспомогательную). На образце 9 показан тот же узор, выполненный по веревочке и другими петлями.
На образцах 10 и 11 показан узор «рогожки» (иначе называемый «кнопец» ). Техника выполнения та же. Прикрепы выполняют в шахматном порядке, скрепляя одним прикрепом 2, 3, 4 нити. В этом случае иглу с цветной нитью для прикрепа выводят на лицо в одной точке, а возвращают на изнанку в другой. Отверстия делают в подложке шилом. Вышивая «по веревочке», прокол шилом (если ткань не очень толстая) можно и не делать. На образцах 12 показано, что по счету линий и веревочек можно выполнить любой узор.
Узор «корзиночка» (образец 13) можно выполнять полностью золотной нитью (золотого, серебряного или другого цвета), так как прикрепляются нити только по краям узора вспомогательной нитью. Сначала заполняют одной нитью все пространство детали, затем переплетая 1-3 нитями 1-3 настеленные нити закрепляют новую рабочую нить по краям и поворачивают в обратном направлении. Шьют этот узор с натяжением. Если второй (переплетающей) нитью служит шелковый гарус, то можно шить его, как двустороннюю гладь.
Литой шов
Литой шов (образцы 14-20) - это разновидность односторонней глади , при выполнении которой рабочую нить (золотную) укладывают на подложку (из картона, кожи или в виде мягкого настила) и закрепляют на краю узора. Качество выполнения этого шва зависит не только от навыка вышивальщицы, но и от правильного подбора рабочей нити, которая должна быть ровной, не толстой и не слишком тонкой и иметь хорошую ровную крутку. Особенность этой работы заключается в способе прикрепа золотной нити . Сделав прокол шильцем в начале шитья у края подложки, протягивают через него конец рабочей нити с лица на изнанку с помощью вязального крючка или вспомогательной нити. В последнем случае иглу со вспомогательной нитью продевают сквозь прокол на лицо, охватывают рабочую нить, опускают в тот же прокол и протягивают ее на изнанку. Там кончик закрепляют, делая на нем узел (или другим способом). Проложив золотную нить по настилу до противоположного края узора, на этом краю делают прокол шильцем, выводят иглу со вспомогательной нитью на лицо, охватывают ею рабочую нить и, опуская иглу в то же отверстие, затягивают маленькую петельку рабочей нити на изнанку. Далее укладывают эту нить по подложке в обратном направлении.
На другом краю детали закрепляют ее тем же способом, проделав отверстие рядом с предыдущим с этого края. В результате этой работы все нити, проложенные по подложке, должны быть ровно, без перекосов натянуты. На изнанке по обе стороны узора должны получиться маленькие петельки из золотной нити, стянутые друг с другом крест-накрест вспомогательной нитью.
Литой шов с расколом или «в раскол»
Литой шов с расколом (или «в раскол» ) - это тот же литой шов, но с узором по гладьевой поверхности в виде углубленных линий (как в английской глади «в раскол»). Для его выполнения узор наносят на подложку и при прокладывании рабочей нити в месте, где нить пересекает линию узора, делают прокол и (с помощью той же вспомогательной нити, которой закрепляют рабочую нить по краю) протягивают маленькую петельку рабочей нити на изнанку. Повторяя этот процесс каждый раз по ходу укладывания рабочей нити, и получают узор (рисунок и образцы 14 и 18).
Тот же метод используют при выполнении узоров по счету (по разлинованному картону или веревочке). В качестве примера показан образец шитья узора, носящего название «бабий шов» (образец 19). В этом случае по месту «прикрепа» делают на картоне заранее проколы и, утягивая в этих местах прокладываемую золотную нить на изнанку, получают углубленные полоски, создающие на поверхности тот или иной узор.
Необходимо заметить, что обычно при выполнении узоров счетным прикрепом по краю узора золотную нить закрепляют так же, как и в литом шве, а не мягким прикрепом.
Все швы и приемы золотного шитья можно с успехом использовать и при вышивании обычными нитями, особенно при работе на толстой плотной ткани, замше и коже.
Хочу посоветовать начинающим осваивать золотное шитье работать обычными кручеными нитями (ирисом, шелковым гарусом и т. п.) и, лишь научившись выполнять литой шов и счетный прикреп, приступать к вышиванию золотными нитями. Вышивать этим способом можно любой рисунок. На нашей фотографии вы видите две работы - «Птица» (владимирская гладь) и «Цветок» (гладь), выполненные не специалистами, а начинающими золотошвейками.
Полный размер изображения доступен по клику на нем
На протяжении нескольких столетий золото-серебряное кружево наряду с жемчужным и золотным шитьем, вышивкой и ткачеством активно использовалось в украшении предметов светского быта и церковного культа.
Золото-серебряное кружево впервые появилось на Руси во второй половине XVI века. Этот своеобразный вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам из Западной Европы.
Золото-серебряным кружевом богато украшались царские, боярские, княжеские одежды, дворянское платье,облачение духовенства, разнообразные предметы светского и церковного обихода, а в XVIII веке оно активно проникает и в народный быт.
Центрами кружевоплетения могли быть боярские, княжеские светлицы, а также женские монастыри, в которых трудились
талантливые мастерицы.Излюбленными в золото-серебряном кружевоплетении XVII века были мотивы гвоздики и тюльпана - типичные для орнаментики всего русского и западноевропейского искусства данного столетия.
Мотивы гвоздики и тюльпана встречаться в кружевах с XVIII века, как например, на фелони малиновой парчи с крупным
серебристым цветочным узором. В начале XVIII века возникают и развиваются различные композиции русского аграманта. Наиболее
характерными для аграманта первой половины XVIII века были растительно-геометрические орнаменты. Такие орнаментальные элементы, как «вилюшка», зубцы-фестоны, «сетка», веерообразные мотивы получили дальнейшее развитие в нитяном кружевоплетении XVIII-XIX веков.
Растительно-геометрические орнаменты второй половины - конца XVIII века отличаются предельной композиционной насыщенностью, но в то же время строгой ритмичностью и ясностью построения. С середины ХVIII века в золото-серебряное кружево стала добавляться цветная бить (синяя, красная, зеленая), что значительно повысило декоративный эффект.
Особую составляет кружево XVIII века западно¬европейского происхождения, получившее в России название «подышпаны» (или «подишпаны») от французского «point d’Espagne». «Подышпаны» представляют собой кружево-гипюр, выполненное из очень
тонкого золотного, серебряного шнурка либо пряденой нити в сцепной технике.
В XVIII-XIX веках в Западной Европе и России большой популярностью пользовались выплетавшиеся из шелковых нитей блонды. Их
главная особенность заключалась в контрасте очень тонкого тюлевого фона и массивного узора. Нередко в него вплетались золотные или серебряные нити, придававшие кружеву неповторимое изящество.
Едва ли не единственной сферой его применения в то время оставался церковный и крестьянский быт.
Искусством металлического кружевоплетения в XIX - начале XX века по традиции занимались в женских монастырях
Лицевое шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства. Древняя Русь, издавна связанная с Византией
дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течении поступали из Византии памятники ее искусства.
Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства,
привозимые из Царьграда.
]
С утверждением в Киевской Руси в конце Х века христианства как государственной религии, наряду с существовавшим
издревле орнаментальным шитьем стало развиваться изобразительное, или «лицевое» шитье.
Шитье и «низанье» жемчугом были очень распространены на Руси. При этом применялся как привозной («гурмышский» и «кафимский») жемчуг, так и более мелкий – свой, добываемый во многих северных реках (известно более 60 «жемчужных» рек).
Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях.
Золотое шитьё - вышивка золотой и серебряной нитью - очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка - так тогда называлось шитьё золотой нитью.
Выделывали металлическую нить особым способом - волочением , получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спряденную нить, которую так и называли пряденой . Позже стали изготавливать пряденую нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название скань . Четвёртой разновидностью металлической нити была бить (названная так по способу получения), которая представляла собой очень тонкую и узкую полоску. Из битья путем скручивания этой тонкой полоски в спираль получали витушку , называемую также канителью . Разумеется, из-за дороговизны материала и трудоёмкости изготовления из него разных нитей весьма велика была и цена самих нитей.
На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века, но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV века. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже. Металлическая нить не только дорогая, но ещё и очень непрочная - хрупкая, ею нельзя шить, как простой льняной или шёлковой нитью. Её укладывали по узору на ткани и прикрепляли шёлковой нитью в цвет металла или очень ярких контрастных цветов, создавая одноцветные и многокрасочные узоры.
Золотошвейные работы выполнялись в те далекие времена в монастырях. В XV веке золотое шитьё стали применять и для украшения одежды богатого люда. На вышитых изделиях часто встречаются имена владельцев мастерских, которые свидетельствуют, что и при дворах князей, бояр, богатых торговцев уже существовали свои мастерские - «светлицы» , где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Ведущее положение с конца XV века занимали московские великокняжеские «светлицы», которые в конце XVI века получили название «царицыных светличных палат» .
Одновременно, а по некоторым сведениям, даже и раньше, чем золотое шитьё, появилось на Руси жемчужное шитьё . Ведь во многих русских реках в изобилии имелся речной жемчуг. Мастера золотого и жемчужного шитья использовали в своих работах и драгоценные камни, и бисер, и стеклярус, а также цветной гарус из натурального шёлка. Расшивали головные уборы, кокошники, оплечья, воротники и манжеты, душегреи, разные сумы, сумки и сумочки, кошели, футляры для оружия и стрел, ножны и т. п. Все они были очень дорогими, передавались по наследству, составляли самую ценную часть приданого.
Постепенно небольшие мастерские укрупнялись, возникали золотошвейные артели . Одним из таких центров стала существующая до сих пор мастерская в Торжке.
Начиная с XVII века всё шире стали вводить в золотошвейную работу различные заменители натуральных дорогих металлов. Так, золотые и серебряные нити заменили позолоченными и посеребренными медными и бронзовыми, дорогостоящие камни и натуральный жемчуг - искусственными и стеклянными бусинами и пуговицами, вместо натурального шёлка стали применять искусственный, а позже и синтетический. В XX веке широко начали заменять металл искусственной пленкой. Так появился люрекс , а затем и нити с добавлением синтетического блестящего волокна, придающего металлический блеск шёлковой и хлопчатобумажной нити. Изобилие новых материалов, называемых золотными , имитирующих металлические и металлизированные нити, позволило заняться золотным шитьем большему числу специальных мастерских и индивидуальных вышивальщиц. Однако новые материалы остаются хрупкими и непрочными, что требует навыка в работе с ними и знания особых приёмов шитья. В следующем номере журнала мы познакомим вас с правилами, швами и приёмами золотного шитья.
Золотное шитье – древнейший вид рукоделия. Изначально рисунок на ткани вышивался золотыми или серебряными нитями, позднее их заменили более дешевые позолоченные нити, в которых было всего два – три процента золота. Поэтому декоративное шитье стало называться золотным, а не золотым.
Искусство вышивки золотыми нитями зародилось на Востоке, принято считать, что к нам оно пришло более тысячи лет назад. Своего расцвета золотное шитье достигло именно на Руси, в XV – XVI веке.
Секреты мастерства передавались по наследству из поколения в поколение, и не каждая мастерица могла овладеть искусством сложнейшей вышивки. Со второй половины XIX века золотное шитье становится народным промыслом, создаются артели вышивальщиц. Золотыми нитями расшиваются пояса, сафьяновая обувь, женская одежда, головные уборы, изделия вышиваются по заказу и просто на продажу. В монастырях золотом расшивают предметы церковного обихода. Лучшие вышивальщицы украшали узорами парадную одежду для царской семьи.
Известно несколько разновидностей техники золотного шитья
, но все объединяет одна особенность – нити крепились поверх тканей, особая фактура нитей диктует и особую технику шитья. Мастерицы шили вприкреп, золотная нить не протаскивалась сквозь ткань, а закреплялась на лицевой стороне с помощью различных швов шелковыми нитями в тон основной нити или же наоборот, контрастной нитью. У одних изделий поверхность была плоская, нити располагали в разных направлениях и так создавался эффект золотого блеска. Другие изделия имели выпуклую поверхность – на ткани закреплялись фрагменты узора, вырезанные из бересты или картона, и обшивались золотыми нитями.
При шитье вприкреп нить укладывается на лицевой стороне ткани вертикальными рядами вплотную одна к другой. Закрепляется при помощи вспомогательной нити поперечными стежками. Регулируя расстояние между ними, получают геометрический орнамент, который образуется на фоне золотной нити. Эти орнаменты и называются швами шитья в прикреп. У каждого из них есть несколько разновидностей и свое название – «перышко», «черенок», «городок», «ягодка». Кроме золотистой нити для швов в прикреп используют и цветные,
Золотом шили по бархату, шелку, парче и по плотным, суровым тканям, подложка делалась из холста. Ткань выбирали в зависимости от узора. Если он был сплошным и покрывал всю поверхность ткани, то ткань – основа подбиралась плотная, если же золотом вышивались только узоры, то использовали шелк, бархат или парчу, и ткань подбирали и по фактуре и по цвету. Кроме нитей в золотном шитье используют канитель для орнамента или для обводки контура узора, жемчуг и драгоценные камни для украшения изделий.
Золотное шитье очень тонкая и кропотливая работа, мастерице требовалось несколько месяцев, а то и больше года, чтобы закончить изделие. Лучшие образцы и сейчас хранятся в музеях, в Эрмитаже можно увидеть парадное платье Екатерины II.