Гомзяк О.С.
Г64 Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию
связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 128 с. -(Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
ISBN 978-5-296-00749-0
Вниманию логопедов предлагается пособие, входящее в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников*. Оно включает перспективный тематический план и конспекты занятий по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе логопедической группе.
Предлагаемые занятия помогут логопеду спланировать и провести целенаправленную коррекционную работу по развитию связной речи и словесно-логического мышления в течение всего учебного года.
Пособие адресовано логопедам и воспитателям логопедических групп.
мастерскую-студиюеСИНЕРГИЯ» ([email protected] )
и лично Юрия Петровича Боровского
и Дмитрия Ивановича Петровского за помощь,
оказанную в издании данной книги.
©Гомзяк О.С, 2007ISBN 973-5-296-00749-0 ф Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ ч Д», 3007
ВВЕДЕНИЕ
Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений, «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.
Речевые нарушения у детей при общем недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.
Предлагаемое пособие входит в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Комплект включает в себя:
Конспекты фронтальных занятий I, II, III периодов обучения;
Три индивидуальных альбома для детей «Говорим правильно. Упражнения по обучению грамоте»;
Три тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя;
Конспекты занятий по развитию связной речи и демонстрационный материал к ним.
В данном пособии вниманию педагогов предлагается перспективный тематический план и 32 конспек-
Введение
Та занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической группе. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обучения. Каждую неделю, начиная с третьей недели сентября, проводится по одному занятию.
На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:
Составление описательного рассказа с опорой на схему;
Пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;
Составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом-рассказом логопеда и без него;
Придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;
Составление рассказа на заданную тему.
В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.
перспективный тематический
план занятий по развитию связной речи
у детей 6-7 лет с онр
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Недели | Темы | № зан. |
Сентябрь | ||
1,2 | Обследование речи детей | |
Рассказывание по теме «Осень» | ||
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания | ||
Октябрь | ||
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации | ||
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин | ||
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему | ||
Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов | ||
Ноябрь | ||
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин | ||
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | ||
Составление описательного рассказа с опорой на схему |
6 Перспективный тематический план занятий
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
Перспективный тематический план занятий 7
III период обучения (март, апрель, май)
Недели | Темы | № эан. |
Декабрь | ||
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец - рассказ логопеда) | ||
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам | ||
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) | ||
Январь | ||
1-2 | Каникулы | |
Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | ||
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» | ||
Февраль | ||
Пересказ сказки «Две косы» | ||
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» | ||
Составление рассказа «Собака - санитар» по серии сюжетных картин | ||
Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий |
Недели | Темы | № эан. |
Март | ||
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» | ||
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | ||
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин | ||
Пересказ рассказа ГА, Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий | ||
Апрель | ||
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий | ||
Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) | ||
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | ||
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий | ||
Май | ||
Составление рассказа «Человек» по серии картин | ||
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин |
Ход занятия
/. Организа ционный момент. Игра «Отга дай загадку»
Он и в дождик, он и в зной Клубни прячет под землей. Клубни вытащишь на свет - Вот и завтрак, и обед. (Картофель)
Врос он в землю крепко. Сидит на грядке колобок. Круглый бок, желтый бок. Что же это? (Репка) Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста)
2.Объявление темы.
Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.
3.Чтение сказки с последующим обсуждением*
Что посеял мужик?
Почему ему пришлось делиться с медведем?
Когда мужик собрал урожай репы?
Как он разделил урожай? Почему?
Почему рассердился медведь на мужика?
Что посеял на следующий год мужик?
Как поступил медведь?
Кто выиграл в этот раз? Почему?
Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?
4.Игра «Отгадай по вкус у».
Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор - он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.
* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 109-110).
Конспекты занятий по развитию связной речи
5. Физкультминутка «Урожай».
6.Повторное чтение с установкой на пересказ.
7.Пересказ текста детьми.
После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.
Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь - маску, мужик - кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.
8.Итог занятия.
Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?
Кто главные герои?
О каком овоще говорилось в сказке?
Конспекты занятий по развитию связной речи 19
Ход занятия
У. Организационный момент.
Логопед говорит, что осень славится урожаем. А вот какой урожай фруктов можно собрать в саду (появляется ваза с фруктами).
20 Конспекты занятий по развитию связной речи
Детям дается задание: «Давайте угостим друг друга». Дети выбирают, чем и кого они будут угощать и говорят: «Я угощу Ваню сливами» и т.д. (Обязательное условие: всем детям должно достаться угощение.)
Фрукты складываются на отдельный стол, и в конце занятия дети смогут их забрать.
2.О бъявление темы.
Фрукты очень полезные и вкусные. А вот что произошло с мальчиком, который любил сливы.
После прочтения рассказа логопед объясняет
слова «горница» и «сочла»,
О ком этот рассказ?
Что купила мама?
Почему Ване очень хотелось слив?
Как он поступил?
Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?
Что произошло за обедом?
Как поступил папа?
Почему все засмеялись после Ваниных слов?
А почему Ваня заплакал?
Как вы бы поступили на месте Вани? Логопед анализирует ответы детей, исправляет
аграмматизмы и следит за звукопроизношением (если звуки поставлены и автоматизируются). 4. Физкультминутка.
* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 110).
Конспекты занятий по развитию связной речи 21
5.Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Логопед объясняет детям, что когда они будут пересказывать, то могут воспользоваться подсказками (сюжетными картинами). Сюжетные картины выставляются во время прочтения соответствующего фрагмента в рассказе.
6. Пересказ рассказа детьми.
7. Итог занятия.
О чем говорилось в рассказе?
Правильно ли поступил Ваня?
Как нужно поступать в таких случаях?
Ход занятия
/. Организационный момент. Отгадывание загадки: Хоть они и жалят больно, Их работой мы довольны. (Пчелы)
2.Объявление темы.
Сегодня мы будем составлять рассказ о пчеле. Но прежде у меня для вас есть сюрприз. Одна пчелка решила вас угостить. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
Логопед угощает детей медом. Дети рассказывают, какой у меда вкус и запах.
3.Беседа по предметной картинке и схеме.
- Кто изображен на картинке?
Какая пчела? (Маленькая, полосатая, трудолюбивая.)
Какой звук издает она при полете?
Конспекты занятий по развитию связной речи 23
Назовите части тела пчелы (совместно с логопедом).
Где живет пчела?
Как передвигается?
Чем питается?
Пользу или вред приносит природе?
Какую пользу или вред приносит человеку?
Что делает в зимнее время?
Мед, который вырабатывают пчелы, чей? (Пчелиный.)
Как называется семья пчел? (Пчелиная.)
Что делает пчела? (Носит мед.)
Как можно назвать пчелу, если соединить эти два слова: мед носит? (Медоносная.)
4. Составление рассказа с опорой на схему. Логопед предлагает детям образец рассказа.
Конспекты занятий по развитию связной речи
Конспекты занятий по развитию связной речи 25
Примерный образец Это пчела. Пчела - это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мед вкусный и очень полезный.
5. Рассказы детей.
6. Итог занятия.
О ком составляли рассказ?
Почему пчелу называют медоносной?
Какую пользу пчела приносит человеку?
Ход занятия
/. Организационный момент. Игра «Образуй слово»
У утки короткий хвост - значит, это короткохвостая утка.
У грача острый клюв - значит, это остроклювый грач.
У гуся красные лапы - значит, это краснолапый гусь.
У цапли длинные лапы - ...
У грача черные крылья - ...
У аиста тонкая шея - ...
2. Объявление темы.
Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как - те, которые остаются на зиму?
Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».
26 Конспекты занятий по развитию связной речи
3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.
Куда собрались улететь журавли?
В какое время года птицы улетают в теплые края?
Как собираются журавли для полета?
Как сказать по-другому: «косяк»? ... («журавлиный ключ»)
Над чем пролетали журавли?
Где останавливались на отдых?
Какой был лес? (Мрачный, темный.)
Когда журавли продолжили свой путь?
Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?
Когда можно ждать журавлей обратно?
4.Физкультминутка. «Кукушка».
5. Повторное чтение рассказа с установкой на переска з.
Во время чтения логопед выставляет опорные сигналы, соответствующие данному отрывку в рассказе.
* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111).
Конспекта/ занятий по развитию связной речи ____________________ 27_
в. Пересказ произведения детьми.
7. Итог занятия.
Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
Полет каких птиц был описан в рассказе?
Как выстраиваются журавли для полета?
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «По грибы»
Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.
2.Объявление темы.
Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.
3.Чтение рассказа с последующим обсиждением*.
Кто приехал погостить к Жене и Павлику?
Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?
Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?
Как вы оцениваете их поступки?
Кто больше насобирал грибов?
Какие грибы оказались в корзине у Павлика? А у Жени?
Почему Инночка тихо стояла в сторонке?
Что увидела мама в ее корзинке?
Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?
* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111-112).
Конспекты занятий по развитию связной речи ____________________ 29
4.Игра «Сосчитай грибы».
У каждого ребенка - по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика,... семь боровиков и т.д.»
5.Физкильтминитка, «По грибы».
Во время чтения логопед выставляет сюжетные картины.
7. Пересказ рассказа детьми.
8. Итог занятия.
Куда ходили дети?
Кто был самым лучшим грибником?
Какие грибы нельзя класть в корзинку?
Ход занятия
/. Организаиионный момент.
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род,
На охоту вышел... (кот.) (Из коробочки логопед достает игрушечного кота и предлагает детям оставить его в гостях на все занятие.)
2. Объявление темы.
Кот Вася хочет рассказать нам историю о том, как он однажды охотился. Но история эта, ребята,
Конспекты занятий по развитию связной речи 31
зашифрована, и вы должны догадаться сами, что произошло с Васей. (Логопед выставляет серию сюжетных картин, в которой «зашифрована» история «неудачной охоты» Васи.)
3.Игра «Составь предложение».
Дети составляют предложения по демонстрируемым логопедом действиям.
Выставляется игрушечное дерево. Логопед помещает игрушечного котенка: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.
Дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под деревом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.
4.Беседа по картинкам.
Ребята, давайте «расшифруем» историю кота Васи, а затем спросим у него, правильно ли мы его поняли.
Какое время года изображено на картинках? (Осень).
Почему вы так думаете? (Потому, что на деревьях желтые листья, а птицы, за которыми охотится Вася - воробьи - зимующие.)
Что делает Вася?
Почему он обратил внимание на воробьев?
Какая мысль пришла ему в голову?
Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)
Заметили его птицы?
Почему охота у Васи не удалась?
32 Конспекты занятий по развитию связной речи
5. Физкультминутка. «Кошка».
6.Составление рассказа детьми. Коллективное составление рассказа детьми, с
помощью логопеда, по картинкам. Логопед начинает рассказ, а дети продолжают. После совместного составления рассказа дети составляют рассказ индивидуально. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.
Примерный рассказ После вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.
7.Итог занятия.
- Чью историю вам пришлось расшифровывать?
Конспекты занятий по развитию связной речи ___________________ 33
Какие особенности вы узнали об охоте кошек?
Давайте спросим у Васи: так ли было все на самом деле? (Логопед «спрашивает» у игрушечного котенка и говорит, что Вася очень удивлен, как точно дети расшифровали его историю.)
Ход занятия
/. Организационный момент.
Игра «Назови семью»
Логопед показывает картинки, а ребенок называя всю семью, отвечает:
По картинке, на которой изображена лиса: лис -лиса - лисята - это лисья семья;
По картинке, на которой изображен медведь: медведь - медведица - медвежата - это медвежья семья. И т.д.
2.Объявление темы.
Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться. (Ответы детей.)
3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.
Почему испугался охотник?
Куда он взобрался от испуга?
Кто появился на берегу реки?
Медведица и медвежата - это какая (чья) семья?
Что стала делать медведица?
Почему один из медвежат убежал в лес?
Почему медвежата остались довольны купанием?
Как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьей?
Расскажет ли он своим друзьям о том, что видел?
А вы рассказали бы?
* Текст рассказа представлен в приложении {см. с. 112-113).
4. Физкильтминитка.
5. Повторное чтение с установкой на пересказ.
6. Пересказ произведения детьми.
7. Итог занятия.
Как назывался рассказ?
Чья семья испугала охотника?
Что больше всего вам запомнилось из рассказа?
Ход занятия
/. Организационный момент. Игра «Что из чего - какое?» Сядет тот, кто скажет:
Платье из ситца (какое?) - ситцевое.
Рубашка из шелка (какая?) - ...
Шуба из меха (какая?) - ... и т.д.
2.Объявление темы.
Логопед говорит о том, что перед занятием почтальон принес письмо для ребят. (Открывает конверт и читает.) Письмо пришло от Карлсона. Он пишет, что на крыше нашел одежду, но не знает, что ему можно носить, а что нет, и просит вас помочь решить эту трудную задачу.
Мы сегодня попробуем помочь Карлсону. (Логопед выставляет предметные картинки с изображением предметов одежды.)
3.Беседа по картинкам.
Как одним словом назвать эти картинки?
Для кого платье, рубашка, куртка, плащ?
Конспекты занятий по развитию связной речи
Логопед выставляет схему описания одежды и говорит, что в такой последовательности детям нужно будет рассказывать. (Подробное объяснение схемы.)
Какого цвета?
Из какого материала?
Из каких частей состоит?
Когда носят?
Кто носит?
Может ли надевать Карлсон?
Как ухаживать?
(Для закрепления навыка составления рассказа объяснение может провести кто-то из детей.)
4. Составление рассказа.
Первый рассказ составляют ребенок и логопед совместно (например, о плаще), затем об остальных
Конспекты занятий по развитию связной речи
38 Конспекты занятий по развитию связной речи
предметах одежды дети составляют рассказы самостоятельно.
5. Физкультминутка.
6. Рассказы детей.
7. Итог занятия.
Кому помогали на занятии?
О какой одежде говорили? (Мужской, женской, детской.)
Ход занятия
/_ Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно подберет слово по теме «Зима».
Снежный (что?) - ... Морозный (что?) - ...
Снежная (что?) - ... Ледяная (что?) - ...
Белый (что?) - ... Трескучий (что?) - ...
Холодная (что?) - ... Сильный (что?) - ...
2.Объявление темы.
Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. (Выставляется картина.) Но прежде мы сыграем в игру.
3.Игра «Подбери признаки».
Снег (какой?) - белый, холодный, скрипучий.
Ветер зимой (какой?) - колючий, холодный, сильный.
40 Конспекты занятий по развитию связной речи
Воздух зимой (какой?) - свежий, морозный, холодный.
Лед (какой?) - блестящий, зеркальный, скользкий.
При затруднениях логопед помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? - скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой? - зеркальный и т.д.)
4.Беседа по картине. Рассмотрите картину и скажите:
Где гуляют дети?
Какой выдался день?
Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр.)
Какие стоят кусты? А деревья? А дома?
Что можно сказать о настроении детей?
Если подойти поближе к горке, что можно услышать?
Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? (Имеются в виду изменения в природе.)
5.Физкультминутка «Снег».
Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок. (А. Барто)
Конспекты занятий по развитию связной речи 41
6. Составление рассказа.
Логопед говорит, что ему понравилось, как ребята отвечали на вопросы. Получился целый рассказ.
Примерный рассказ
Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла. Из-за туч выглянуло солнышко.
Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться с горки или нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился, и девочки слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга снежками. Весело и интересно на снежной горке!
7. Рассказы детей.
8. Итог занятия.
О каком времени года говорили?
В какие игры можно играть зимой?
На чем можно кататься зимой?
Ход занятия
7, Организаиионный момент. Игра «Узнай по описанию»
Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) -воробей.
Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) - синица.
Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) - снегирь.
Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) - сорока.
Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев - дятел.
Черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает - ворона.
Конспекты занятий по развитию связной речи ________________ 43
При каждом правильном ответе логопед выставляет соответствующую картинку.
2. Объявление темы.
Логопед: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.
.?. Составление рассказа.
Логопед предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».
Почему дети решили сделать кормушку?
Что им для этого понадобилось?
Где дети повесили кормушку?
Кто с радостью прилетал к кормушке?
Логопед просит придумать имена детям.
4. Физкильтминитка.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю снег.
С неба все скользят пушинки -
Серебристые снежинки.
Кружатся над головою
44 Конспекты занятий по развитию связной речи
Каруселью снеговою. На снегу-то, посмотри, - С красной грудкой снегири.
5. Рассказы детей.
Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.
Примерный рассказ, составленный детьми Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот робота закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.
6. Игра «Сосчитай птиц у кормушки».
Выставляется кормушка, изготовленная детьми. Логопед дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры логопед говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.
Конспекты занятий по развитию связной речи ______________ 45
7. Итог занятия.
О чем составляли рассказ?
Как называют птиц, которые остаются зимовать?
Как можно помочь птицам зимой?
После занятия дети совместно с логопедом одеваются, берут свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут проводить наблюдения за птицами.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Чтение стихотворения С. Маршака. «Откуда стол пришел?»
Берете книгу и тетрадь, Садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной, Пришел он из глуши лесной. Вот этот стол - сосновый стол - К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной - Он сам когда-то был сосной. Сочилась из его ствола Прозрачная смола...
Но вот горячая пила Глубоко в ствол его вошла. Вздохнул он - и упал...
И в лесопилке над рекой
Конспекты занятий по развитию связной речи 47
Он стал бревном, он стал доской. Потом в столярной мастерской Четвероногим стал...
Стоит чернильница на нем, Лежит на нем тетрадь. За ним работать будем днем, А вечером - читать. На нем чертеж я разложу, Когда пора придет, Чтобы потом по чертежу Построить самолет.
2.Объявление темы.
Стук в дверь. Вносят конверт. Логопед достает из него картинки и выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?» Выслушав ответы детей, логопед читает обратный адрес. Оказывается, что письмо прислали работники фабрики, изготовившие мебель, которая стоит в кабинете. Они просят детей составить рассказ по картинкам о том, как все происходило, записать и выслать его.
Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин «Откуда к нам пришла мебель».
3.Беседа по картинкам.
Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)
Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)
48 Конспекты занятий по развитию связной речи
Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)
Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы, столяры, плотники, мастера-краснодеревщики.)
Чем занимается каждый из них?
Что нужно сделать для то
Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида №70
Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волжский
Образовательные цели:
закрепление знания признаков осени, представлений о перелётных птицах, обобщающего понятия «перелётные птицы»;
расширение, уточнение и активизация словаря по теме.
Развивающие цели:
развитие речевой активности, связной речи при составлении описательного рассказа, используя схему Ткаченко, слухового и зрительного внимания, мышления, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные цели:
формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
Предметные картинки перелётных птиц, картинки с изображением перелётных птиц «ошибка художника», мольберт, схема Ткаченко, цветные карандаши, мяч.
1 Организационный момент (мотивация)
(дети стоят возле стульчиков)
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали,
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься,
Будем очень мы стараться.
(садятся на стульчики).
2 Введение в тему (развитие связной речи по схеме Ткаченко)
- Какое сейчас время года? (Осень)
- Осень какая? (Поздняя)
- Назовите признаки поздней осени.
- Как одним словом можно назвать птиц, которые улетают в тёплые края?
- Назовите перелётных птиц.
Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Первыми улетают на юг птицы, которые питаются… (насекомые прячутся)
Кукушка не высиживает своих птенцов… (не вьёт себе гнезда)
Все люди любят слушать соловья… (красиво поёт, заливается)
Последними улетают птицы… (замерзают водоёмы)
Весной птицы возвращаются назад… (выводить птенцов)
Птиц называют друзьями человека… (радуют своим щебетаньем, сохраняют урожай)
- Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать мяч каждому из вас, а вы мне будете возвращать его с ответом.
Дидактическая игра «Подбери действие»
Птицы что делают? (летают, вьют гнёзда, поют, клюют, ловят насекомых, кормят птенцов, откладывают яйца).
Дидактическая игра «Назови ласково»
Птица - перо - хвост - птенец - клюв - журавль –
Дидактическая игра «Скажи одним словом»
У цапли длинные ноги. Она какая?
У аиста длинный клюв. Он какой?
Ласточка любит тепло. Она какая?
У стрижа острые крылья. Он какой?
У гуся красные лапы. Он какой?
- Молодцы. Вы уже много знаете о перелётных птицах. Подойдите к столу и возьмите каждый по предметной картинке перелётных птиц (садятся на стульчики). Сегодня мы будем составлять описательный рассказ о перелётной птице по схеме (Ткаченко) (Первый описательный рассказ – образец воспитателя).
3 Составление описательного рассказа о перелётной птице по схеме Ткаченко.
Динамическая пауза «Игра – подражание»
Вокруг себя повернись и в … (цаплю, ласточку, утку, детей) превратись.
4 «Художественное творчество» Поможем птицам улететь в тёплые края.
На столе предметные картинки перелётных птиц с недостающими частями тела (клюв, крыло, лапки и т.д.)
- Ребята, давайте их дорисуем и поможем птицам улететь в тёплые края.
5 Пальчиковая игра «Выпустим птицу»
Накрыть ладонью с широко расставленными пальцами рисунок с птицей (клетка), поочерёдно приподнимать пальцы, выпустить птицу, произнося слова «Я из клетки выпущу… (название птиц).
Пока дети рисуют, воспитатель беседует с детьми о перелётных птицах.
- Ребята, а как же птицы находят дорогу на юг и обратно?
- Птицы улетели и вернутся они к нам когда? (весной)
- Ребята, а что произойдёт, если птицы не вернутся к нам весной? (ответы детей). Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить семена ягод и растений. Мы никогда не услышим их чудесных песен. Спасибо вам, наши верные друзья – птицы, за то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.
Запомни
Оказывается, одни птицы улетают ночью, другие днём, Перед полётом они едят больше обычного, нагуливают жирок – в полёте им подкрепиться негде. Ориентируются они на звёзды, если облачно и звёзд не видно, то ориентируются на магнитные колебания земли. Птицы улетают по одной или группой. Как называется группа птиц? (стая)
Гуси, утки, лебеди – улетают вереницей.
Ласточки, грачи, скворцы – стаей.
Журавли – клином.
Кукушки – поодиночке.
Итог занятия
- О чём мы сегодня беседовали на занятии?
- Что интересного и нового вы узнали?
- Как птицы находят дорогу в тёплые края и обратно?
Список использованной литературы:
1.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»
Подготовительная группа.
2.С.И.Карпова В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7лет»
3.Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»
4.Т.Г.Кислова «По дороге к азбуке»(Методические рекомендации)
5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы Т.С Комаровой М.А Васильевой.
Пособие для логопеда. Под ред. Р.И. Лалаевой - М. : ВЛАДОС, 2006.- 182 с.: ил.- (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-01504-4.
Пособие предлагает доказавшую свою эффективность систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР) на третьем этапе коррекционной работы.
На основе практического опыта автора - учителя-логопеда общеобразовательной школы собран и систематизирован представленный материал. Он включает в себя планирование и конспекты логопедических занятий, материал для закрепления и контроля знаний, загадки, кроссворды, знаковые схемы, демонстрационные предметные и сюжетные картинки, серии картин.
Пособие предназначено для логопедов, учителей начальных классов массовых и специальных школ V и VII вида, студентов факультетов коррекционной педагогики.
Устная связная речь.
1 занятие.
ТЕМА.
Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложении (полных ответов на вопросы).
ЦЕЛИ:
формировать умения отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова;
развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память.
ОБОРУДОВАНИЕ:
предметные картинки, запись на доске, схема предложения.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто отгадает загадку, назовет предмет на картинке-отгадке и выделит гласный звук в начале слова (УТКА, АИСТ, ОКУНЬ, ИВОЛГА) (рис. 1)
Пухом богата, клюв - лопата,
В речке бродит, вперевалочку ходит.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Холит... (окунь) в глубине,
В глубине, на самом дне,
Равнодушным круглым оком
На меня косится... (окунь).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Устная связная речь».
Занятие 1. Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы)
Занятие 2. Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы
Занятие 3. Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам
Занятие 4. Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы
Занятие 5. Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа
Занятие 6. Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок опорных слов-действий
Занятие 7. Выборочный пересказ. Составление плана пересказа
Занятие 8. Краткий пересказ. Составление плана пересказа
Занятие 9. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа
Занятие 10. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа
Занятие 11. Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа
Занятие 12. Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам
Занятие 13. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам
Занятие 14. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке
Занятие 15. Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам
Занятие 16. Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы
Занятие 17. Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических (знаковых) схем, вопросов
Занятие 18. Устное сочинение «Осень и весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем
Занятие 19. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов
Занятие 20. Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова Конспекты логопедических занятий по темам раздела. «Лексика»
Занятие 1. Определение лексического значения слов
Занятие 2. Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте
Занятие 3. Однозначные и многозначные слова.
Занятие 4. Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами
Занятие 5. Омонимы
Занятие 6. Этимология слов. Работа с этимологическим словарем
Занятие 7. Антонимы. Подбор антонимов к слову
Занятие 8. Нахождение антонимов в тексте
Занятие 9. Синонимы. Подбор синонимов к слову
Занятие 10. Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте
Занятие 11. Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов
Занятие 12. Прямое и переносное значение слова
Занятие 13. Образные слова и выражения. Загадки
Занятие 14. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения
Занятие 15. Пословицы и поговорки
Литература.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников, Устная связная речь, Лексика, Пособие для логопеда, Часть 1, Андреева Н.Г., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «РУЧЕЁК»
Муниципального образования город Новый Уренгой
Ямало-ненецкого автономного округа
Конспекты занятий
по развитию связной речи
у детей дошкольного возраста 6-7 лет
с ОНР (3-й уровень) второго года обучения
с использованием метода интервьюирования.
Подготовила:
Кротова Ирина Владимировна
учитель-логопед
МДОУ ДС КВ «Ручеёк»
Г. Новый Уренгой ЯНАО
Новый Уренгой
2010
Тема: Интервью детей на зимней городской площади.
Цель:
Задачи:
Уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения» за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствование грамматического строя речи: подбор слов-признаков и синонимов к словам, употребление существительных в косвенных падежах, глаголов движения с приставками.
Развитие умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельное проявление творчества, креативности, опыта. Развитие просодической стороны речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развитие коммуникативных способностей.
Воспитание умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитание чувства эмпатии к родной природе.
Вырабатывание и закрепление диафрагмального типа дыхания. Устранение избыточного, психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время речи. Устранение аграмматичного использования слов в структуре связной речи.
Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, снежные комки, указка.
Предварительная работа:
Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения». Чтение сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы».
Ход занятия:
Организационный момент и объявление темы занятия.
Стук в дверь. Почтальон передает письмо.
Ребята посмотрите, какой красивый конвертик, со снежинками. А почему снежинки, а не листочки зеленые? (Потому что сейчас на улице, в природе зима)
Хорошо. Сейчас посмотрим, что там внутри: в конверте лежат картинки, где нарисованы дети в зимнем смешанном лесу; картинки зимних месяцев; картинки-эмоции.
Ребята, взгляните, эта картинка нам уже знакома. Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах. Вспомните, в прошлый раз мы отправлялись в зимний смешанный лес. А во что мы были одеты? (Мы были одеты в зимних теплых шапках, в шубах, в валенках, в варежках и т.д.)
Здесь еще есть картинки – эмоции, а вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к этому времени года.
Зима – это хорошо, почему? (Потому что можно кататься на лыжах, коньках и т.д.)
Зима – это плохо, почему? (Потому что дует сильный ветер, мороз, холодно, метет метель, животным и птицам холодно и голодно)
Молодцы. Но это еще не все, здесь еще лежит письмо. Сейчас я зачитаю:
«Здравствуйте мальчики и девочки. Пишут вам ваши друзья подготовительной группы детского сада «Ручеек». У нас здесь так весело, интересно, даже не хочется возвращаться в детский сад. Вы еще не догадались, о чем мы пишем вам и где мы находимся? Тогда мы вам отправляем загадки, и по ответам вы поймете, куда мы вас приглашаем. В этих загадках есть отгадка ».
Два коня у меня, два коня, 3. Все лето стояли,
По воде они возят меня. Зимы ожидали
А вода-то тверда, Дождались поры-
Словно каменная. Помчались с горы.
(Коньки) (Санки)
2. По снегу покатите-
4. На городской площади на снегокате Я подрасту,
Ваня к горке (подъехал) На костре согреете-
на горку (въехал) Я пропаду.
С горки (съехал) (снежный ком)
За горку (заехал)
Вокруг горки (объехал)
Из городской площади (уехал).
Молодцы, отгадали загадки . Кто догадался, куда приглашают нас ребята?
(На городскую площадь)
- Сегодня мы с вами отправимся на городскую площадь. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью у детей, которые отдыхают на городской площади. Водитель, который нас повезет должен быть внимательным на дороге, и его глаза должны хорошо видеть. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.
2. Зрительная гимнастика
Наши глазки отдохнули, сняли напряжение. Все ли мы подготовили, чтобы поехать к ребятам на площадь и начать брать интервью? Мы должны подготовить наш план работы и дальнейшие наши действия.
Корреспонденту в построении диалога, помогут условные знаки. Посмотрите на первый условный знак. Что изображено? (Нарисованы волнистые линии, волны.)
Вы правильно сказали. Попробуйте сказать, что это будет обозначать?(…….)
Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.
Взгляните, что изображено на следующем условном знаке? (Нарисовано пожатие рук.)
С чего начинают корреспонденты свой диалог, т.е. что нужно сказать, когда подходишь к незнакомому человеку и хочешь чем-то поинтересоваться?
(Здравствуйте. Добрый день…)
Молодцы! О чем нам подскажет следующий условный знак? Что нарисовано? (Лицо ребенка.)
Эта схема будет обозначать «Позвольте представиться». Нужно ли представиться? И как вы это скажите? (Меня зовут Катя, Сабина..)
Микрофон будет обозначать «Объявление темы диалога». Как корреспондент объявит тему диалога? (Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о «Зимних развлечениях детей на городской площади».)
Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Изображены зимние развлечения на улице )
Правильно. Так мы и назовем следующий план «Зимние развлечения». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы знаете, предпочитаете зимние развлечения? - Нам нравиться кататься на коньках, на лыжах, на санках, лепим снежную бабу, играем в хоккей, играть в снежки…)
О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено?
Этот знак обозначает «Настроение». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы принимаете участие в зимних развлечениях? - Я выбираю радость, потому что мне весело скатываться с горки и т.д.)
Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает?
Этот знак обозначает безопасность . Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время зимних развлечений?)
О чем нам подскажет следующий условный знак. Что изображено, и что обозначает? (На седьмой схеме нарисована дверь.)
Этот условный знак обозначает «выход из диалога». Что говорит корреспондент, когда заканчивает интервью?
Смотрим на седьмую схему. Что нарисовано? (На восьмой схеме нарисовано сердце)
Эта схема будет обозначать «Благодарность». Как скажет корреспондент, выражая благодарность за полученное интервью? (Спасибо вам за рассказ.)
Молодцы! Вы знаете дети, которые ждут нас на площади, лепят снеговиков, катаются на лыжах и т.д. Нам тоже с вами нравиться играть в зимние развлечения, поиграем?
4. Динамическая пауза.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы.
5. Распределение ролей.
Дети остаются в кругу. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу - фотоаппарат, видеооператору - камеру.
6. Зимнее интервью детей на городской площади .
Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться на городскую площадь (проводится упражнение на общую моторику).
Мы приехали на елку, вокруг много детей. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми. Фотограф фотографирует, видеооператор - снимает. (Дети не используют условные знаки).
7. Итог занятия.
Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о зимних развлечениях. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Ребята решили вам преподнести медали - снежные комки: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, - зимняя площадь с новогодней елкой. Вместе с Ольгой Николаевной, воспитателем по изобразительной деятельности, нарисуйте вокруг елки зимние развлечения, о которых мы сегодня с вами беседовали, и вы давали интервью. Пока-пока.
Схема составления связного высказывания по лексической теме
«Зимние развлечения»
Тема: Экскурсия детей к водителям автотранспортного предприятия.
Цель: Развитие диалогической формы речи с включением второго ребенка в речевую деятельность.
Задачи:
Уточнять и расширять словарь детей по теме «Транспорт» за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствовать грамматический строй речи: подбор родственных слов, употребление существительных в косвенных падежах, активизация словаря по теме «профессия».
Развивать умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельно проявлять творчество, креативность, опыт. Развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развивать коммуникативные способности.
Воспитывать умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитывать чувства эмпатии к родной природе.
Вырабатывать и закреплять диафрагмальный тип дыхания устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время речи. Устранять грамматичное использование слов в структуре связной речи.
Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, игрушки машин, письмо, посылка, карточки с буквами, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, мячик, указка.
Предварительная работа:
Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт».
Ход занятия:
1. Организационный момент и объявление темы занятия.
Стук в дверь. Принесли посылку.
Ребята, посмотрите, какая посылка: большая, красивая. Прислали ее вам водители с автотранспортного предприятия. Не хотите посмотреть, что там внутри? Мне тоже так интересно посмотреть, что они вам прислали.
Обращение водителей к ребятам:
«Здравствуйте, ребята. Пишут вам водители автотранспортного предприятия. Мы посылаем посылку с сюрпризами: чтобы отгадать, что внутри посылки, написали вам слова, по которым вы должны составить в кроссворде слово по первым буквам этих слов. Слова эти необычные, связанные одним из времен года, которое сейчас у нас за окном ».
(Логопед достает слова из посылки)
- Т еплая (карточка……………………………………………….)
- Р учьи (карточка …………………………………………………..)
- А прель (карточка …………………………………………………..)
- Н енастье (карточка …………………………………………………..)
- С осульки (карточка …………………………………………………..)
- П одснежник (карточка …………………………………………………..)
- О ттепель (карточка …………………………………………………..)
- Р анняя (карточка …………………………………………………..)
- Т рещит (карточка …………………………………………………..)
Молодцы. Какое слово получилось? (Транспорт ).
Итак, в посылке лежит транспорт. А какой транспорт, вы должны отгадать по загадкам, которые прислали водители:
Он в безбрежном океане Что за чудо – синий дом! Паровоз без колес!
Туч касается крылом. Ребятишек много в нем. Вот так чудо паровоз!
Развернется над лугами, Носит обувь из резины Не с ума ли он сошел-
Отливает серебром. И питается бензином. Прямо по морю пошел.
(Самолет)воздушный (Автобус)наземный (Пароход)водный
Молодцы. Назовите родственные слова к слову Транспорт.
(Транспортное депо, трансагенство, транспортировка, транспортник, транспортер, транспортный, транспортировать и т.д.)
Здесь еще есть картинки – эмоции. Вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к слову транспорт.
Транспорт – это хорошо, почему? (Потому что можно ……………..)
Транспорт – это плохо, почему? (Потому что если ездить неаккуратно, не соблюдать правила дорожного движения, то можно попасть в аварию и т.д.)
Молодцы. Водители не просто так прислали посылку вам, они вас приглашают в гости туда, откуда они начинают свой путь, работу. Хотите к ним съездить, ребята? (Да.)
Сегодня мы с вами отправимся в автотранспортное предприятие, где работают водители на различных машинах. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью по теме «Транспорт» у водителей, которые там работают. Водитель, который повезет нас, должен хорошо видеть и знать правила дорожного движения. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.
2. Зрительная гимнастика
Дети смотрят на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см., и на счет «1-4» приближаем его к кончику носа, затем переводят взор вдаль на счет «1-6». Повторить 4-5 раз.
Молодцы ребята. Глазки отдохнули. А что водители и пешеходы встречают на дороге? (На дороге водители и пешеходы могут увидеть светофор). Правильно. А сейчас я проверю, как вы знаете цвета светофора.
«Светофор» Динамическая пауза
Три цвета есть у светофора. Логопед показывает 3 круга
Они понятны для шофера:
Красный цвет – проезда нет. (Если я покажу красный – вы стоите на месте)
Желтый – будь готов к пути, (показав желтый цвет – нужно приготовиться)
а зеленый свет – кати, (показав зеленый – дети имитируют движения).
Дети садятся на свои места.
Молодцы, теперь я вижу, что вы готовы отправиться дальше в путь. А в этом нам помогут наши условные знаки.
3. Предварительная беседа по схеме ведения диалога в форме интервью.
Вам эти условные знаки уже знакомы. Поэтому мы только рассмотрим основную часть беседы по теме «транспорт».
Посмотрите на первый условный знак. Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.
Взгляните, что изображено и что должен говорить корреспондент, увидев следующий условный знак? (Нарисовано пожатие рук.)
Корреспондент говорит (Здравствуйте. Добрый день…)
Молодцы! Следующий условный знак нам подскажет о чем говорить: «Позвольте представиться». (Позвольте представиться. Меня зовут Катя, Сабина..)
Молодцы! А что изображено дальше? Какой следующий вопрос будет задавать корреспондент? (Объявление темы диалога. Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о «Транспорте» )
Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Транспорт )
Какие виды транспорта вам известны? (наземный, воздушный, железнодорожный, пассажирский, грузовой, водный)
Какие автомобили ездят в Новом Уренгое? (Легковые, грузовые, специальные)
На каком виде транспорта вы сегодня приехали в садик?
Как называется транспорт, который перевозит людей?
Как называется транспорт, который перевозит грузы?
На каком виде транспорта, вы предпочитаете передвигаться?
О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено? (На пятой схеме нарисованы эмоции, настроения.)
Этот знак обозначает «Настроение». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы возите людей на автобусах, на самолетах, на корабле)
Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает? (Изображена скорая помощь. Здоровье человека….)
Этот знак обозначает безопасность. Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время передвижения на транспорте?)
Следующий условный знак обозначает выход из диалога.
(Вы очень интересно рассказывали…)
Седьмая схема обозначает «Благодарность». (Спасибо вам за рассказ.)
Молодцы! Водители, которые ждут нас в автотранспортном предприятии, знают, кто, чем управляет. А вы знаете? Я тоже хочу проверить, справитесь ли вы с этим заданием. А в этом нам поможет озорной мячик.
Динамическая пауза.
Игра с мячом «Кто чем управляет?»
Нужно продолжить предложение.
Автобусом управляет ….водитель,
Грузовиком управляет ……шофер,
Поездом управляет …..машинист,
Вертолетом управляет …. Вертолетчик,
Самолетом управляет …….Летчик,
Мотоциклом управляет …мотоциклист,
Велосипедом управляет …велосипедист
5. Распределение ролей.
Дети остаются в кругу и тянут жребий или бумажку. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу - фотоаппарат, видеооператору - камеру.
6. Экскурсия детей в автотранспортное предприятие.
Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться в автотранспортное предприятие. (Проводится упражнение на общую моторику).
Мы приехали в автотранспортное предприятие, фотограф не забывает фотографировать разнообразные машины. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми, видеооператор - снимает.
7. Итог занятия.
Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о транспорте. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Водители решили вам преподнести веселые машинки с надписями: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, собеседнику, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, где нарисовано, по центру, земля, вода, воздух. Все это говориться одним словыом – транспорт. Вместе с Ольгой Николаевной нарисуйте вокруг АТП разные виды транспорта, о которых мы сегодня с вами беседовали, и брали интервью. Пока-пока.
Схема составления связного высказывания
по лексической теме «Транспорт»
Список литературы.
Ванюхина Г.А. Секреты-советы связной речи. Сборник – 3. Новоуральск, 2005 – 68 с.
Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 256 с. – (Логопед в
Покутнева С.А. Развитие связной речи у дошкольников с нарушением зрения. Киев, 1988.
Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. М., 2003.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ,2002. – 144 с.
Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 176 с.
К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям и пр. - то есть к связным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
При работе с детьми 4-летнего возраста, когда «рассказ» ребенка зачастую выглядит как набор непоследовательных аграмматичных фраз, очень важна поэтапность начального, пускового периода обучения (она подробно описана в книге «Если дошкольник плохо говорит»).
Работая с шестилетними детьми указанной категории, каждый раз убеждаешься в большом диапазоне индивидуальных и групповых различий их связной речи. Поэтому в перспективном плане занятия данного профиля не конкретизированы. Рассмотрим 3 основных варианта их последовательности.
Благодаря мастерству логопедов, усиленной работе родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, планка сформированности их связной речи в некоторых группах поднимается достаточно высоко и большинству дошкольников удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.
В таких группах логопеду от репродуктивных форм связной речи (пересказ, рассказ по картине и т. п.) следует переходить к ее инициативным формам. К ним, помимо прочих, относится творческое рассказывание, которое в коррекционной педагогике считается наиболее сложным.
При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи мы рекомендуем педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:
добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий,
составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия,
составление рассказа с включением (исключением) объектов,
составление рассказа по комплекту игрушек,
рассказывание по частично закрытой сюжетной картине,
придумывание рассказа про знакомого героя,
составление рассказа по его названию,
придумывание рассказа по нескольким опорным словам и пр. При среднем уровне речевых возможностей детей, когда ими полностью
усвоена программа предыдущего года обучения, а к инициативным формам связного высказывания большинство дошкольников еще не подготовлено, мы советуем 21 занятие, предусмотренное перспективным планом для развития связной речи, распределить следующим образом:
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин - 4 занятия
Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов - 4 занятия
Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин - 4 занятия
Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине - 2 занятия
Составление описательных рассказов (с использованием схем) - 5 занятий
Творческое рассказывание - 2 занятия
Если уровень сформированное связной речи большинства детей ниже среднего, в указанных видах рассказывания целесообразно использовать тексты с наиболее простым и доступным содержанием и то количество занятий на каждом этапе, которое логопед считает достаточным.
В предложенной схеме нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания. Рассмотрим их подробнее.
При пересказе с использованием серии сюжетных картин вспомогательными средствами являются текст, дающий детям необходимое лексико-грамматическое наполнение речи, а также зрительная наглядность, облегчающая построение высказывания и его плана.
В пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки (см. приложение № 6). Для их изготовления логопедам не понадобятся художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.
Последующие 2 этапа - составление рассказа по серии картин и одной картине - лишены текстового образца, зато обеспечены наглядной опорой, уровень сложности которой логопед может регулировать по собственному усмотрению.
Составление описательного рассказа, для которого ребенку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти, вызывает немало затруднений у наших воспитанников. Мы разработали схемы, позволяющие решить эти проблемы и, следовательно, существенно облегчить детям данный вид рассказывания (см. приложения №6, 7).
В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к сложному. Проанализируем, каким образом обеспечивается данный принцип в предлагаемой последовательности видов рассказывания - не только от этапа к этапу, но и на протяжении всего периода обучения в старшей группе.
Пересказ используется и в старшей, и в подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщено, а объем увеличен по сравнению с аналогичными в предыдущем году. То же можно сказать и о сериях сюжетных картин. Кроме того, усложнение в разделах, которые дублируются на первом и втором годах обучения, достигается за счет включения логопедом в занятия:
обсуждения вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;
аргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;
проигрывания ситуаций общения (по материалам рассказа);
установления причинно-следственной зависимости действий в рассказе и пр.
Остановимся на некоторых организационных вопросах проведения занятий по развитию связной речи.
Составной частью всех занятий является анализ рассказа, или, другими словами, ответы детей на вопросы по его содержанию. Очень важно, чтобы вопросы были тщательно продуманы и подготовлены логопедом. От этого зависит качество рассказов, воспроизведенных или составленных детьми.
Важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости и пр. (см. выше), но и предусматривали моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа.
Сравним, например, вопросы к одному и тому же действию из рассказа «Щенок и чашка» (см. указанное пособие Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше):
В чем Петя захотел признаться маме? - О чем мальчик поспешил рассказать маме? - Почему Петя рассказал маме о своем поступке? - За что Петя попросил у мамы прощения? И пр.
Очевидно, что каждый из данных вопросов предусматривает составление детьми своего, отличного по сложности, количеству, порядку слов и их связи варианта предложения. Вот почему в ходе анализа произведения мы рекомендуем вариативность вопросов логопеда к каждой фразе рассказа.
С другой стороны, на один и тот же вопрос дети могут ответить различными предложениями, например:
Петя захотел признаться маме, что это он разбил чашку; или:
Петя захотел признаться маме, что он ее обманул и щенок не виноват. И т. д.
Мы рекомендуем добиваться от дошкольников нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Выбор одной, наиболее точной, емкой, грамотной и структурно доступной фразы из нескольких создает у детей дух соревнования, повышает их интерес к занятию и привлекает внимание воспитанников к конструкции предложений, составляющих рассказ.
Очень важно то, с каким настроем логопед слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное отношение взрослого удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему воспитаннику. И наоборот: напряженное, недовольное выражение лица педагога может парализовать выступление самого способного ребенка.
Ниже приведем несколько конспектов занятий, в которых отражен каждый из шести этапов обучения детей связному рассказыванию в подготовительной к школе группе. Более подробно все занятия по совершенствованию связной речи дошкольников с общим ее недоразвитием планируется осветить в соответствующей «Логопедической тетради».