В возрасте 5–6 лет у ребёнка продолжаются совершенствоваться и развиваться навыки работы с предметами и различными материалами. Преобладает наглядно-образное мышление, а игровая деятельность становится коллективной. Дети в старшей группе начинаются применять к себе правила и нормы какой-либо деятельности, которые ранее предъявлялись старшими (воспитателем или родителем). Это важный момент - зарождение самоконтроля. Активно развивается самостоятельное планирование предстоящей работы: ребёнок знает практическую цель и продумывает этапы работы, способы для её осуществления. Он приобретает навык самооценки.
Развитие самостоятельности становится заметным в изобразительном творчестве детей. За продуманным замыслом следует создание зрительного образа. Ребята старшей группы работают с разнообразными материалами и осваивают сложные техники и конструирование. Казалось бы, с ясельной группы знакомы с бумагой, столько поделок создано, но много интереснейшей работы предстоит и потом.
Подготовка к занятию по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада
Ребята 5–6 лет активно познают окружающий мир, они задают много вопросов, любят экспериментировать и фантазировать. Воспитанники владеют многими навыками и приёмами, обладают необходимыми для перехода на более сложный уровень конструирования способностями и психологическими качествами:
- Знание основных свойств предметов. Ребёнок имеет чёткое представление о цветах и оттенках, может различать по размеру большое количество предметов, выстраривать их в ряд по какому-либо признаку (от большего к меньшему, от светлого к тёмному и наоборот).
- Начальные знания геометрии. Дети знают основные фигуры, могут рассказать об отличии одной фигуры от другой, используя специальные термины: «линия», «угол», «вершина», «окружность», «точка». Ребёнок может на тетрадном листе в клеточке нарисовать изображение заданного объекта, используют в основе рисунка только геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
- Следование словесным указаниям. Воспитателем задаётся какое-либо правило или задание к выполнению. Так, дети могут отобрать из предложенных элементов только тех форм, что дано в задании, или найти на рисунке фигуры определённого цвета и заштриховать их и т. д.
- Совершенствование навыков работы с ножницами. Дети вырезают различные геометрические фигуры, умеют разрезать их пополам, нарезать полоски, делать бахрому.
- Устойчивая память. Ребёнок запоминает несложные приёмы работы, форму прямого показа воспитатель использует редко в старших группах. В качестве подсказок для детей служат каточки со схемами и рисунками. При использовании в работе сложных приёмов привлекается наглядный материал (перед выполнением действий ребята изучают его): плакаты, чертежи, подробные схемы.
- Способность к прогнозированию действий и разработке замысла. Дети уже готовы к самостоятельному созданию зрительного образа. Знание свойств бумажных материалов и приёмов работы с ними даёт возможность к продумыванию этапов творческого процесса и их реализации самим ребёнком.
Занятие по конструированию из бумаги в старшей группе
Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, конструированию) проводятся в старшей гриппе 3 раза в неделю. Конструирование отлично подходит для проектной деятельности: долгосрочные проекты следует проводить к тематическим мероприятиям в жизни детского сада, краткосрочные (с привлечением родителей) - для раскрытия тем «Мой дом», «Мой город», «Моя комната», «Моя семья» и т. д.
Длительность занятия по конструированию из бумаги составляет 20–25 минут.
Форма прямого показа в старшей группе редко используется воспитателем. Основными приёмами конструирования из бумаги ребята владеют, хорошо обращаются с ножницами, самостоятельно вырезают необходимые элементы, нарезают лист бумаги на полоски, делают надрезы и бахрому. Показ имеет место, когда воспитанникам предстоит работать с непривычными материалами (бумажные формочки) или вырезание элементов из картонных форм (конфетной коробки, втулки, стаканчика и др.).
Мелкая моторика у детей 4–5 лет развита на хорошем уровне для конструирования с мелкими деталями и предметами (например, спичечными коробками). Однако стоит помнить, что создание маленьких по размеру поделок не всегда означает простоту конструирования. Например, сделать цыплёнка из вырезанных частей коробки из-под яиц не так-то просто. Подобные моменты надо иметь в виду при составлении плана занятия, на сборку мелких деталей может потребоваться больше времени, чем на склеивание частей большой поделки.
На подготовительном этапе занятия рекомендует продумать дополнительные задания по конструированию для более успевающих детей. Простые задания могут ослабить интерес к творческой деятельности, ребёнок начнёт отвлекаться, чем может сбить в работе других детей. Давать задания разного уровня сложности можно при создании коллективной работы. Например, для создания поделки «Зима пришла»: первая подгруппа конструирует деревья из цветной бумаги на плоскости, вторая подгруппа делает снеговиков из полосок бумаги, третья подгруппа выполняет более трудоёмкое задание - конструирование домиков.
Занятие по конструированию из бумаги в средней группе
Виды конструирования
Материалы
Для конструирования на плоскости и создания объёмных предметов традиционно используются наборы цветной бумаги и картона. Для имитации различных поверхностей стоит использовать бархатную бумагу (конструирование животных, предметов одежды и обуви, насекомых, цветов), специальную бумагу с тиснением или обрезки обоев (создание стен и крыш домов, предметов мебели и др.). Для изготовления праздничных поделок стоит привлекать яркие и блестящие материалы: старые открытки, упаковочную бумагу, обёртки от шоколадок и конфет.
Когда базовые приёмы конструированы из бумаги освоены (складывание и склеивание), ребёнок может потерять интерес к процессу создания модели. Разнообразить творческий процесс поможет использование нетрадиционных материалов. Ведь конструирование материала - это не только работа с наборами цветной бумаги и картона. Особые эмоции вызывает у воспитанников привлечение бросового материла. Казалось бы, ненужные обрезки и тара могут стать отличной основой для создания поделки или послужить оригинальному украшению модели.
Бросовый материал
- Пакеты из-под молочных продуктов. Подходят в качестве основы для изготовления птичьих кормушек, домиков для игры и др.
- Спичечные коробки. Незаменимый материал для создания кукольной мебели с выдвижными ящиками. Также из них можно сконструировать машины и даже робота.
- Одноразовые тарелки и стаканчики. Эти предметы можно использовать в целом виде в качестве основы для поделки, а можно отрезать отдельные части для моделирования сложных предметов.
- Картонные втулки. В средней группе ребята создавали из втулки простой стаканчик и ведёрко, а теперь могут использовать по нескольку втулок для конструирования сказочных замков, сложных образов животных или космической ракеты.
- Картонные коробки из-под яиц. Из этого материала существует множество неожиданных для ребят идей, что радостные эмоции от поделок обеспечены!
- Формочки для выпечки кексов. Для детского творчества лучше использовать бумажные формочки ярких цветов и с рисунком - тогда даже не самая сложная по технике исполнения работа будет выглядеть радовать своим внешним видом.
Фотогалерея: примеры готовых поделок из молочных пакетов
Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования функционального предмета из бросового материала. Поделку можно использовать как вазу для сухоцветов Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Функциональная и оригинальная поделка из молочной коробки
Фотогалерея: идеи для конструирования из спичечных коробков
Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Пример поделки из спичечных коробков
Фотогалерея: одноразовые тарелки и стаканчики как материал для конструирования
Поделка, в основе которой - одноразовый бумажный стаканчик
Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования
Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования
Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования
Вариант использования бумажных стаканчиков в качестве основы для конструирования
Идея для создания кукольной мебели из бумажных стаканчиков
Конструирование из бумажных стаканчиков
Фотогалерея: картонные втулки как материал для конструирования
Использование картонных втулок в конструировании Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок
Фотогалерея: идеи использования коробок из-под яиц для поделок
Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования
Фотогалерея: праздничные поделки из бумажных формочек для выпечки
Пример простого конструирования на плоскости с использованием бумажных формочек
Поделки из формочек для кексов
Необычная идея конструирования из бумажных формочек
Идея для простого конструирования с формочками для кексов
Создание поделки с использованием бумажных формочек
Конструирование поделки с использованием бумажных формочек
Материалы для занятия оригами
Традиционно для обучения техники оригами используется цветная бумага. Для отработки складывания базовых фигур можно использовать тетрадные страницы, листы из журналов. Не рекомендуется использование газетной бумаге, поскольку она легко рвётся и деформируется в процессе конструирования, а типографская краска пачкает пальцы, ладони и рабочую поверхность.
В специализированных магазинах для хобби и творчества можно приобрести наборы бумаги для оригами. Рассмотрим преимущества этой бумаги:
- Бумага для оригами имеет квадратную форму. Это сэкономит время, ведь основная форма для складывания фигурки-оригами - квадрат, прямоугольные листы из наборов цветной бумаги нужно сначала обрезать.
- Тонкость и прочность. Специальная бумага для оригами легко складывается, но при этом выдержит многочисленные сгибания.
- Бумага для оригами цветная с обеих сторон. Визуально получаются более приятные работы.
Идеальный вариант для работы в технике оригами
Листы специальной бумаги могут отличаться по цвету с разных сторон. Поделки из такой бумаги получаются красочными и яркими.
Позволит создать яркие и праздничные работы
Бумага для оригами бывает с узорами и тематическими рисунками. Такой материал привлечёт внимание ребёнка и послужит созданию оригинальной поделки.
Яркий и необычный материал
Синтез техник изобразительного творчества при создании поделок из бумаги
Помимо самого конструирования, в работе по изготовлению поделки могут быть использованы приёмы из других техник изобразительного искусства:
- Рисование: для достижения завершённого образа (дорисовывание частей лица или мордочки, конечностей, окошек и дверей у домика и т. д.).
- Раскрашивание: особенно актуально при работе с картонными коробками и втулками, белыми одноразовыми тарелками и стаканчиками. Нераскрашенная работа имеет незавершённый вид.
- Лепка: используется для создания объёмных элементов (шарики на ёлке, глаза, пуговицы на одежде, ручки на дверцах) и фигурок для создания композиции с изготовленным предметом (водитель машинки, зайчик в домике, птицы в кормушке).
- Аппликация: чаще всего используется прямая или обрывная аппликация для создания композиции (трава у домика, оперение птицы, снег в лесу и т. д.). Возможна обратная взаимосвязь, когда из сконструированных бумажных поделок создаётся коллективная аппликация.
- Пластилинография (техника заполнения пластилином контура на бумажной основе): может быть применена для создания фона для конструирования на плоскости или отдельных элементов на готовой поделке (цветы на вазе, окна на стене и проч.).
Фотогалерея: примеры сочетания бумаги с другими материалами
Бумажные тарелки, использованные в поделке, раскрашены, для украшения работы использована техника обрывной аппликации Лицо куколки нарисовано Фигурки для завершения композиции и/или игры сделаны из пластилина Коллективная работа: аппликация из фигурок-оригами Привлечение техники рисования для завершения композиции и дорисовки деталей поделок Сочетание конструирования из бумаги на плоскости с лепкой отдельных элементов по замыслу (стебельки цветов) Пример раскрашивания картонной поделки и дорисовывания элементов
Мотивирующее начало занятия
Поскольку ведущей формой деятельности у детей 5–6 лет является коллективная игра, для привлечения интереса к теме занятия по конструированию и изготовления поделки рекомендуется использованием педагогом игровых элементов в начале занятия. Можно настроить ребят на предстоящую игру и предложить создать игровые предметы при помощи конструирования из бумаги. Для возникновения творческого импульса и активизации фантазии актуально привлечение интересного наглядного материала, прослушивание песен. Побуждает к деятельности беседа, в процессе которой дети делятся личным опытом, своими догадками или мечтами. Чтение коротких сказок, стихотворений и потешек, использование загадок, проведение тематических физкультминуток оказывается результативным в каждой возрастной группе детского сада.
Примеры использования мотивирующего материала
Тема занятия | Использования мотивирующего материала на начальном этапе занятия |
«Заюшкина избушка» | В начале занятия воспитатель предлагает ребятам вспомнить русскую народную сказку
«Заюшкина избушка». Для активизации памяти воспитатель рассказывает начало сказки (Жили-были заяц и лиса. У Лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Весной ледяная избушка растаяла, и лисичка выгнала зайца из его жилища.) Воспитатель спрашивает, какие животные пытались помочь зайчику (собака, волк, медведь) и кому удалось выгнать лису (петух). Затем воспитатель побуждает детей к фантазированию: что же стала делать лисичка, когда петух её прогнал. Не жалко ли ребятам лисичку? Наверняка она сожалеет о своём поступке, стоит её простить. Воспитатель предлагает сделать избушку и для лисы. |
«Подарок для мамы» | Воспитатель загадывает детям загадку
: Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой - улей пчела Первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Весной.) С воспитанниками проводится беседа об особенностях весеннего времени года. Обсуждаются весенние праздники (Масленица, Первое мая, 8 Марта), беседуют о Международном женском дне. Воспитатель спрашивает, кого из родственников и знакомых ребята поздравят первой (маму). Воспитатель зачитывает стихотворение : Ах, мама, мамочка, какое это счастье, Что наша дружба просто - не разлей вода! Всегда со мной твоя любовь, твоё участье, Неиссякающим потоком доброта. Физкультминутка с музыкальным сопровождением : Солнышко, солнышко, Золотое донышко, Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей. Прилетело сто грачей. А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают. Воспитатель предлагает сделать мамам в подарок открытки с цветами из оригами. |
«Весёлый снеговик» | Занятие начинается с сюрпризного момента
: Раздаётся стук в дверь, заходит снеговик, которого изображает заранее наряженный младший воспитатель или кто-то ещё. Снеговик задаёт детям загадку , каждую строку которой дети сопровождают движениями , повторяемыми за снеговиком: Друг на друге три шара(показывают шары руками) Их скатала детвора(Дети гладят себя по голове) Напоследок очень ловко, прилепили нос морковку (поочерёдно дотрагиваются указательными пальцами до носа), Не, почём ему мороз (грозят пальцем), Аж, вспотел морковный нос, И к метелям он привык (Дети выполняют круговые движения кистями рук), Кто же это? (хором) Снеговик! Снеговик жалуется ребятам, что дедушка Мороз попросил его сделать детям подарки к празднику, а он не успевает. Он просит ребят сделать ему помощников, при помощи наводящий вопросов и подсказок воспитателя дети приходят к идее, что они могу сделать снеговиков из бумаги. |
Подготовка конспекта занятия
Длительность занятия по конструированию из бумаги в старшей группе составляет 20–25 минут.
Временной план занятия
- Организационный момент 1–2 минуты.
- Мотивирующий этап 4–6 минут.
- Устный инструктаж воспитанников по выполнению работы, подробный разбор схемы конструирования 4–5 минут.
- Самостоятельная работа воспитанников 7–9 минут.
- Демонстрация работ, обсуждение 3 минуты.
- Подведения итогов 1–2 минуты.
При разработке занятия воспитатель должен помнить, что поставленные их цели и задачи должны соответствовать возрастным особенностям детей, а также имеющихся у них умений и навыков. Рассмотрим на примерах конкретных занятий, как соотносятся цели и задачи с техниками исполнения и шаблонами, работать с которыми обучаются воспитанники:
Тема занятия | Цель | Задачи | Техника исполнения задания |
«Забавные поделки: мордочка собаки, кошки, лодочка, соловей» | Создание простых поделок в технике оригами. | - совершенствование базовых приёмов работы с бумагой; - воспитание аккуратности и старания; - обучение помощи товарищу путём словесного комментирования выполняемых действий. |
Конструирование поделок при помощи сгибания листа пополам, вчетверо, в разных направления и разглаживания. |
«Игрушка кошка» | Изготовление игрушки из бумаги. | - закрепление навыков работы с бумагой; - развитие образного мышления; - воспитание бережного отношения к природе и животным; - воспитание усидчивости и трудолюбия. |
Самостоятельное создание элементов поделки по готовой выкройке. Конструирование при помощи складывания, сгибания и склеивания частей. |
Конспект НОД на тему «Коробочка»
Цель | Изготовление поделки «Коробочка» путём складывания из квадрата. |
Задачи | Совершенствовать конструктивные умения и навыки создания из бумаги разных поделок без использования ножниц. Продолжать упражняться в складывании квадрата по диагонали. Закреплять умение следовать устным инструкциям педагога. Развитие пространственного мышления и интереса к конструктивной деятельности. Воспитывать усидчивость и старание в работе. |
Ход занятия | В начале занятия воспитатель ставит на стол перед детьми корзину с овощами и читает стихотворение Т. Шорыгина:
Я корзину овощей Проведение пальчиковой гимнастики: |
Итоги занятия | Анализ и оценка деятельности детей воспитателем. Воспитатель благодарит детей за проделанную работу и старание, особо выделяет наиболее успешные работы. Предлагает взять с собой домой получившиеся корзиночки для игры или хранения каких-либо вещиц. |
Конспект занятия «Грачи»
Цель | Знакомство с особенностями жизнедеятельности грача. Создание фигурки грача в технике оригами. |
Задачи | - стимулирование интереса к познавательной деятельности; - закрепление навыков работы с бумагой и ножницами; - развитие памяти; - воспитание правильного отношения к природе, в частности, к птицам. |
Ход занятия | Воспитатель приветствует ребят, обозначает цель занятия. Предлагает сыграть в игру «Так бывает или нет»: - Осенью листья жёлтые летят и шуршат, шуршат, шуршат (Да); - А зимой растут цветы, небывалой красоты (Нет); - Летом любим загорать и плескаться в речке (Да); - Осенью ловить стрекоз и кузнечиков (Нет); - Поиграть зимой в снежки очень любят дети (Да); - А весной пускать кораблики в ручейки и речки (Да); - Летом в небе тучки хмурятся и снежок летит на улице (Нет); - Снег растаял и пришла к нам красавица весна (Да). Проводится беседа о весне, признаках и особенностях этого времени года. Воспитатель просит вспомнить ребят, какие пословицы и поговорки о весне они знают. Методом наводящих вопросов воспитатель подводит ребят к мысли о том, что весна - это время больших перемен в природе, просыпается всё живое, возвращаются перелётные птицы. Воспитатель рассказывает об особенностях жизнедеятельности грачей, привлекает наглядный материал (картинки). Физкультурная минутка «Птичка»: |
Программа кружка по оригами
Программа должна быть ориентирована на особенности детей возраста 5–6 лет. На этапе создания календарно-тематического планирования должна соблюдаться художественно-эстетическая направленность и основополагающая задача всестороннего развития личности дошкольника. Подобная деятельность должна приобщать детей к всеобщим культурным ценностям, вызывать положительные эмоции и способствовать продуктивному взаимодействию всех участников творческого процесса (воспитанников, воспитателя, родителей).
По окончании творческого процесса
Цель программы : развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с техникой оригами.
Задачи программы : обучение детей работе в технике оригами, развитие фантазии и эстетического вкуса, привитие культуры труда, воспитание аккуратности и усердия, демонстрация достижений (выставка детских работ по итогам каждого полугодия).
Таблица: картотека тем
Тема занятия | Освоение и/или закрепление навыков конструирования из бумаги |
- обучения работе с базовой формой «треугольник»; - нахождение и проглаживание линии сгиба. |
|
«Башня» | - обучение созданию фигуры из геометрических фигур. |
- работа с базовой формой «треугольник». | |
«Машина» | - формирования навыков работы по схеме; - обучение активному слушанию и комментированию собственных действий. |
«Обувь» | - работа с базовой формой «воздушный змей»; - складывание туфелек. |
«Флаг России» | - знакомство с техникой модульного оригами. |
«Подводная лодка» | - сгибание меньших сторон прямоугольника к середине; - наклеивание дополнительных частей по замыслу. |
«Стрекоза» | - умение правильно выбирать базовую форму; - украшение поделки по замыслу. |
«Утка» | - закрепления навыков работы с ножницами; - отработка навыка складывания базовых форм. |
Фотогалерея: пооперационные карты и примеры работ оригами
Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами и образец Пооперационная карта оригами и образец Работа в технике оригами Модульное оригами Мордочки животных в технике оригами Примеры работ по оригами Примеры поделок оригами Коллективная работа по оригами
Юлия Нащекина
Конспект НОД по конструированию в старшей группе «Строители »
Цель : учить детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки , закреплять умение детей строить разные дома , учить конструировать по чертежу .
Образовательные задачи :
Учить детей планировать свою деятельность;
Развивающие задачи :
Закреплять знания детей о деталях конструктора и их свойствах .
Продолжать совершенствовать навыки работы с мелким конструктором ;
Развивать чувство формы и композиции;
Воспитательные задачи :
Воспитывать умение работать не мешая другу -другу, уметь договариваться.
Самостоятельно подбирать нужный строительный материал ;
Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Словарная работа :
Обогащение словаря детей : «архитектор» ,
Активизация (слева, справа, вверху, внизу, рядом, около, под, над) .
Материалы и оборудование :
Демонстрационный –Иллюстрации, фотографии
Раздаточный –конструктор
Предварительная работа :
Во время прогулок рассматривание домов в ближайшем окружении;
Рассказ воспитателя и рассматривание фотографий в альбоме «Моя улица»
Чтение художественных произведений рассматривание иллюстраций;
Игры детей с конструктором (ЛЕГО, маленький деревянный) .
Методы и приемы :
Игровой, наглядный, словесный (вопросы, беседа) .
Ход работы образовательной деятельности
1 часть. Беседа.
Воспитатель сообщает тему конструирования . Вспоминают, что дети видели на улицах города, какие здания, дома. Вспоминают из каких деталей конструктора собирали дома в группе .
2 часть. Какие красивые и разные дома в нашем городе.
Ребята, а как вы думаете, кто создает проект дома? Правильно – архитекторы.
Давайте, ребята, попробуем назвать, детали конструктора , которые изображены на данном рисунке.
Дети рассматривают, называют детали конструктора , которые изображены на рисунке. Воспитатель задает уточняющие вопросы :
Педагог предлагает совместно подумать и решить, какой именно дом они будут строить . Можно сконструировать дома по любому чертежу, или по своему замыслу.
Затем несколько детей рассказывают о будущей постройке .
Воспитатель предлагает подойти к столам и приступить к постройке дома . Проводится пальчиковая гимнастика «Строители » .
Мы строители , мы строим , Ребенок стучит кулачком о кулачок.
Много мы домов построим , Загибает по очереди пальцы на обеих руках.
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье – Произносит слова веселым голосом.
В новом доме новоселье! Произносит громко слово «новоселье» , поднимая руки вверх.
Проделав половину работы предлагаю немного размяться.
Физминутка :
То не град, то не гром (Дети встают на носочки, поднимают руки вверх,
Кровельщик на крыше. изображая стук молотком кулачками)
Бьет он громко молотком –
Вся округа слышит. (закрывают ладонями уши)
Он железом кроет дом,
Чтобы сухо было в нем. (наклоняются вниз, доставая ладонями пол)
3 часть. Итог
По окончании работы педагог предлагает детям рассмотреть постройки друг друга . Воспитатель предлагает рассказать о том, кто, что строил .
Ребята, давайте рассмотрим дома, которые у вас получились. Понравилось ли вам строить дома ? (Ответы детей) .
Дети, дома у вас получились разные, прочные и красивые. Работали вы дружно, помогали друг другу. Молодцы.
Публикации по теме:
Онструирование в старшей группе «Сказочный город» Цель: учить детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки, закреплять.
Программное содержание. Цель: создать условия для формирования УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных, а именно конструирование.
Конспект НОД по конструированию «Мы-строители» в подготовительной группе Богомазова Елена Константиновна Воспитатель МБДОУ Детский сад «Звездочка» ЯНАО, Тюменская область, г. Новый Уренгой Конспект НОД по конструированию.
Конспект НОД по конструированию «Здания нашего города» в старшей группе. Задачи: 1. продолжать учить детей создавать простые и сложные конструкции.
Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Собака» Программное содержание: - учить детей изготавливать игрушки на основе цилиндра; - упражнять в умении соединять лист бумаги прямоугольной.
Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Подснежники» Программное содержание. Учить детей делать поделку из бумаги способом оригами, честно выполнять инструкции воспитателя. Развивать память,.
«Дом, в котором я живу»
Предварительная работа:
- Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с изображением домов разного вида;
- Беседа на тему: «В каком доме ты живешь?»;
- Чтение художественной литуратуры: Ю.Мориц «Домик с трубой»; Б.Житков «Белый домик»; Г. Ладонщиков «Звездочка»;
- Выставка рисунков «Дом, в котором я живу».
Программное содержание
Образовательные задачи:
- ввести термин «архитектура»;
- знакомить детей с современной архитектурой;
- формировать представление о строении дома, его назначении;
- закреплять умение работать по схемам;
- учить анализировать архитектурное здание.
Развивающие:
- развивать творческие способности, самостоятельность, инициативу, конструктоские навыки;
- развивать эмоциональную сферу у детей.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие;
- воспитывать коммуникативные способности.
Образовательные области: познание, коммуникация, труд, здоровье.
Методы и приемы: рассказ, беседа, объяснение, рассматривание, обследование образца, анализ образца, игра, чтение, моделирование, проблемный вопрос.
Оборудование и материалы
Демонстрационные: фотографии, иллюстрации домов, образцы готовых домов (2 шт.).
Раздаточные: фотография своего дома, схема, заготовка дома из бумаги, клей, кисть, клеенка, тряпочка, цветная бумага, шаблон двери и окна.
Место проведения: группа.
Посадка детей: столы расставлены буквой П или рядами.
Ход НОД
- Оргмомент
В.: Ребята отгадайте загадку.
Никого нет краше, никого нет выше,
Облака ночуют на огромной крыше.
Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,
А к полночи стих и замер, смотрит темными глазами.
Городские великаны прячут жителей в карманы.
В.: Что же это?
Д.: многоэтажный дом.
- Основная часть
Сюрпризный момент. Появление Кота ученого.
К.у.: Здравствуйте, ребята!
Д.: Здравствуйте!
К.у.: Ребята, я Кот ученого и много знаю. Хочу вас познакомить с архитектурой нашего края. И сегодня мы с вами отправимся на стройплощадку и будем строить дома. Вы согласны?
Дети садятся за столы.
В.: Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой. Архитектура это то, что нас окружает, и она бывает разная:
- жилые здания - это наши с вами дома, общественные здания - больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания - заводы, фабрики;
- сады, парки, городские скверы и бульвары. бассейны, фонтаны;
- создание новых городов и поселков, реконструкция старых городских районов.
А придумывает все архитектурные сооружения - архитектор. Он придумывает и чертит схемы построек. А воплощать в жизнь свои задумки ему помогают строители. Вот мы сегодня будем строителями и будем строить свои дома. Нам их придумывать не надо, а просто нужно построить из имеющихся материалов.
В.: Сколько этажей может быть у домов?
Ответы детей.
В.: Давайте рассмотрим ваши дома. Из чего сделан дом? Сколько этажей? Сколько подъездов? Какая крыша?
Дети по очереди отвечают.
Показ способов действий
В.: У вас есть развертка дома, у всех разные. Вам нужно согнуть по пунктирным линиям развертку и проклеить ее. Также мы поступаем с разверткой крыши. Пока наши детали будут сохнуть, берем желтую бумагу и разрезаем по линиям. Это будут окошки. Далее берем шаблон двери и обводим его на коричневой бумаге и вырезаем. Приклеиваем крышу к основанию. Приклеиваем окошки, смотря на фотографию. Между окошками не забывайте оставлять пространство. Приклеиваем внизу дверь.
Физкультминутка
Динь-дон, динь-дон, | Постукивание кулачок об кулачок |
Гномы строят новый дом. | |
Красят стену, крышу, пол. | Плавные движения руками, имитирующие покраску кистью |
Прибирают все кругом. | Имитированные движения подметание пола |
Мы к ним в гости придем | Шаг на месте |
И подарки принесем. | Имитация вручение подарков |
На пол мягкую дорожку, | Как-будто расстелают дорожку |
Расстелив ее к порожку. | |
Две подушки на диван, | Руки прислонить к щеке, как-будто спят |
Меду липового жбан. | Погладить живот |
Практическая работа
Дети выполняют самостоятельно работу, воспитатель помогает и подсказывает по мере необходимости.
Анализ работ
III . Итог
В.: Ребята, какое новое слово вы сегодня узнали?
Д.: Архитектура.
В.: Какая бывает архитектура? жилые здания - это наши с вами дома, общественные здания - больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания - заводы, фабрики; сады, парки, городские скверы и бульвары. бассейны, фонтаны; новые города и поселки, реконструкция старых городских районов.
Дети отвечают с помощью воспитателя.
В.: Что мы сегодня с вами строили?
Д.: Свои дома.
В.: Вам понравилось быть строителями?
В.: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились.
Цели и задачи:
Обучающие:
1. формировать умения следовать устным инструкциям;
2. обучать различным приемам работы с бумагой;
3. знакомить детей с основными геометрическими понятиями: , квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
4. обогащать словарь ребенка специальными терминами;
5. создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:
1. развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
2. развивать мелкую моторику рук и глазомер;
3. развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
4. развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
5. развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
2. формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
3. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Материалы и оборудование : заготовки бумаги, схема работы.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся. А теперь покажите, как нужно правильно сидеть за столом во время занятия.
Я хочу вам задать вопрос, он будет в стихах:
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня …(весна)
2. Ознакомление с приметами весны.
Назовите приметы весны. (Солнце светит выше и ярче, тает снег и лед на реках, бегут ручьи, появляются первые цветы - ландыши, подснежники, на деревьях набухают почки, появляются листочки, природа оживает, появляются насекомые, звери тоже просыпаются.)
Верно, весной тает снег, бегут ручьи…….
3. Словарная работа.
Бегут ручьи. Задумайтесь над этой фразой. Почему говорят, бегут ручьи? Бежать может человек, собака, лошадь и другие животные. Бегут те, у кого есть ноги. У ручейка нет ног. Так посему же так говорят про него?
Ответы детей….
(Правильно, потому что вода в ручейке быстро течет, быстро движется вперед.)
Как вы думаете, хорошо или плохо людям от того что по улицам бегут ручьи?
Ответы детей…
Обобщаю ответы детей: нужно быть аккуратными, чтобы пройти и не замочить ноги. Ручьи несут воду от растаявшего снега для того, чтобы напоить влагой поля, соды, огороды, дополнить водой пруды и реки. А еще, я расскажу, как радовались весенним ручейкам в детстве мы с друзьями.
Знаете почему?
Потому что наступало время, когда можно отправить в плавание наши бумажные кораблики. Они были вот такие (показ образца)
А хотите я вас научу делать кораблики, чтобы и вы отправили свои кораблики в плавание?
4. Показ приемов работы и объяснение.
- Я приготовила заготовки из бумаги, какой формы они? (прямоугольной)
Этапы:
1 . Я беру лист бумаги. Какой он формы? Ребята, на столе у нас прямоугольник. Кладу перед собой прямоугольный лист и складываю его пополам по длинной стороне, так, чтобы соединились боковые стороны прямоугольника.
У меня снова получился прямоугольник, только поменьше. На линии сгиба (по вертикальной стороне) я обличу середину согнув ее слегка пополам теперь складываем еще пополам, чтобы найти его центр.
2. Загибаю верхние углы к центру под прямым углом
(правый загибаю и левый, так чтобы уголки точно встретились друг с другом). Хорошенько проглаживаю линию сгиба.
У нас остались свободные края снизу. Подогну их наверх с двух сторон. Вот так…. одну загибаю, другую, снова проглаживаю линию сгиба.
Загибаю углы краев во внутрь.
Какая фигура получилась? (треугольник)
3 . Раскрываю наш треугольник и свожу противоположные углы получившегося треугольника. Какая фигура получилась? (квадрат). Закрепляю новую линию сгиба.
4 . Загибаю нижние углы к верхнему углу с двух сторон, чтобы получился треугольник.
5 . У получившегося треугольника свожу противоположные углы друг к другу - получился опять квадрат.
6 . Держу квадрат за верхние уголки и развожу их в сторону, пока не получится кораблик.
5. Физкультминутка.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,
Значит к нам пришла- весна!
Если снег везде растаял
И трава в лесу видна
И поет нам птичья стая -значит к нам пришла весна!
Если солнце разрумянит наши щеки до красна,
Нам еще приятней станет -значит к нам пришла весна!
5. Закрепление, выполнение работы.
А сейчас вы будете выполнять работу по схеме.
Но для начала вспомним этапы работы.
Ответы детей.
Давайте выполним теперь эти этапы самостоятельно.
6. Итог занятия :
Посмотрите, какие кораблики получились. Вы хорошо поработали кораблики получились ровные, красивые.
Спасибо вам за работу. А теперь давайте посмотрим чей же кораблик поплывет? (опускаем кораблики в емкость с водой).
Татьяна Марару
Конспект занятия по конструированию в средней группе «Башня для петушка»
Конспект занятия по конструированию в средней группе
тема: «Башня для петушка»
Це ль:
1. Учить детей анализировать образец постройки, выделяя в нём основные части предмета, имеющие своё особое назначение.
2. Выделять в постройке строительные детали, называя их (призма, кирпичик, и находить их у себя на столе.
3. Формировать умение накладывать детали, наращивать постройку в высоту (7-8 деталей); развивать речевую активность, навыки создания конструкции по схеме; учить обыгрывать постройки
Зада чи:
Образовательные: Учить строить башню из 7-8 кирпичиков и крыши (треугольной призмы). Побуждать детей называть красный, синий, зеленый цвета, упражнять в названии постройки.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, мышление, сенсорное восприятие.
Воспитательные: Воспитывать желание помочь сказочным героям.
Средства обучения. Настольный строительный материал, игрушка-петушок.
Ход заняти я
Загадка:
Рано, рано, на рассвете,
Вместе с солнышком встаёт.
Чтоб проснулись все на свете
Песню звонкую поёт.
Важная походка,
Красная бородка,
Шпоры, алый гребешок-
Кто же это? (Петушок)
Правильно, петушок. Вы хотите, чтобы петушок к нам в гости пришел? Давайте его позовем:
- «Петушок, петушок, покажи свой гребешок!»
Появляется грустный петушок.
Петушок, что с тобой случилось, почему ты такой грустный?
Петушок: «Жил я в башне и будил солнышко: «Ку-ка- ре-ку!». (Воспитатель показывает действия с игрушками.) Но вот однажды подул сильный ветер, и башня разрушилась.
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем петушку построить новую башню, чтобы он смог будить солнышко, как и прежде.
Мы можем воспользоваться схемой. Подумайте и скажите, какие детали нам понадобятся для постройки башни? (кирпичики, треугольная призма).
Какого цвета кирпичики?
Сколько красных? Синих? Зеленых?
Сколько трапеций? Какого цвета?
Чтобы башня не разрушилась, какой она должна быть? (прочной, должно быть плотное соединение деталей)
Что в основании башни лежит? (2 зеленых кирпичика). Это фундамент.
Что на него крепится? (кирпичики)
Как по цветам чередуются кирпичики? (красные с синими)
Что используем вместо крыши? (треугольная призма)
Показ воспитате ля:
Давайте отберем нужное количество деталей.
Опираясь на схему, соберем башню. Начнем с фундамента.
На него установим башню, чередуя красные и синие кирпичики.
Сделаем крышу из треугольной призмы.
Башня для петушка готова.
Прежде, чем вы начнете работать индивидуально, давайте подготовим к работе пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Петуш ок» .
Петушок наш вдруг проснулся
Прямо к солнцу повернулся
Кукарекнул раз, два, три
Ты сегодня не проспи
Индивидуальная работа дет ей.
Воспитатель. Молодцы, какие красивые башни вы построили.
Петушок: Спасибо, ребята! Теперь я, как и прежде, смогу взлетать на башенку и будить по утрам солнышко.
Воспитатель: Давайте пригласим Петушка поиграть с нами в игру, которая называется «Бродят куры бережком».
Я буду петушком, а вы - курочками.
Игра «Бродят куры бережк ом» .
Бродят куры бережком
За усердным петушком:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!Ко-ко-ко! Ко-ко-ко
Петя зёрнышки найдёт –
Сразу курочек зовёт:
Бродят куры бережком,
Не нахвалятся дружком:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Куд – куда ты не пойдёшь,
Лучше Пети не найдёшь!
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Лучше Пети не найдёшь!
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Ит ог:
Ребята, вам понравилось играть с петушком?
А, что мы строили для петушка?
Из чего строили башню?
Какого цвета у нас были кирпичики? А призма?
Мы помогли петушку, значит, мы сделали доброе дело. Мы – молодцы!
Публикации по теме:
Конспект занятия по конструированию в средней группе «Грузовые машины» Конспект открытого занятия по конструированию в средней группе. Подготовила воспитатель Сивцева Лариса Алексеевна Тема занятия: Грузовые.
Конспект ООД по конструированию в средней группе «Башня с флажком» Цель:Учить детей анализировать образец; развивать умение различать и называть отдельные детали, пользоваться этими названиями в своей речи;.
Конспект открытого занятие по конструированию в подготовительной группе. Тема: «Улица» Программное содержание: Учить детей сооружать различные по величине и форме постройки, планировать основные этапы конструирования. Материал.
Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к основным достопримечательностям нашей страны, стремление запечатлевать их в своих.
Цель:развитие пространственного мышления. Задачи: - знакомство с японским искусством оригами; - создание из бумаги сложной фигуры; - развитие.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №1» Конспект ООД по конструированию в средней группе