Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
и методов педагогического воздействия Обзор диагностических методик КУ ХМАО – Югры « Урайский специализированный Дом ребёнка» Составила: воспитатель Антоненко М.Ф. Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе.
Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия на ребенка.
Шкала развития Н. Бейли. Многолетние научные исследования Н. Бейли и ее коллег по университету в Беркли. Предназначена для обследования детей от двух до тридцати месяцев, выражается в шкале оценок стандартного показателя QI . Шкальные оценки составлены с интервалом в полмесяца для детей от 2 до 6 месяцев и в 1 месяц для детей от 6 до 30 месяцев. Умственная шкала: сенсорное развитие, память, способность к научению, зачатки словесного общения, элементы абстрактного мышления, обучаемость.развития Результатом является «индекс умственного развития» (MDI) . Моторная шкала: измеряет уровень мышечной координации и манипулирования (умение сидеть, стоять, ходить, развитость мелких движений пальцев руки). Результатом является «индекс психомоторного развития». (PDI) . Запись поведения ребенка отмечает эмоциональные и социальные проявления поведения, объем внимания, настойчивости. Шкала Н. Бейли полезна для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательного влияния окружающей среды на развитие ребенка. В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МЕТОДОМ ТЕСТИРОВАНИЯ. ТЕСТЫ ПОСТРОЕНЫ ПО ТИПУ ШКАЛЫ.
« Таблица развития» А.Газелла Включает показатели нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: Моторика Язык А даптивное поведение Личностно-социальное поведение. Основана на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых близкими людьми. Предназначена для возрастного диапазона от четырех недель до шести лет Шкала психомоторного развития в раннем детстве. Предложенная О. Брюне и И.Лезин, разработанная на основе тестов А.Газела. Содержит 160 заданий, касающихся проявлений поведения ребенка в четырех областях: Моторика. Зрительно-моторная координация. Речевое развитие. Социальное развитие. Нормативные критерии расположены в соответствии с возрастными уровнями (16 уровней). За выполненные задания начисляются баллы по каждой области отдельно. Итоговый показатель отражает «возраст» ребенка и определяется «коэффициент развития». Шкала предназначена для исследования детей в возрасте от 1 до 30 месяцев.
«Шкала развития» Д.Лешли. Она разработала схему наблюдений, которая позволяет составить представление о развитии ребенка. В карточках Д.Лешли отражены следуюшие сферы развития ребенка: Физическое развитие (развитие движений, локомоций и моторики); Общение и развитие речи (внимание ко взрослому, понимание речи); Социальное развитие и игра (включенность в общение, вокализации, обмен игрушками); Самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования ребенок может занять сам себя); Особенности поведения ребенка (непоседливость, концентрация внимания, легкость включения в игру). Особенность процесса наблюдения состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам. Полученная информация оценивается сравнением показателей для детей данного возраста и показателями данного ребенка в более ранний период. Система методических подходов Ж.Пиаже. Методики Ж.Пиаже не были созданы для целей диагностики, однако послужили основой для создания шкал. Шкала И. Ужгирис и Дж.Хант предназначена для детей от 2 недель до 2 лет. Этот возраст соответствует периоду, который Пиаже называет сенсомоторным и внутри которого он выделяет 6 стадий. Шесть тестов нарастающей сложности: от слежения глазами до целенаправленных действий с предметами. Представляет собой закономерную смену периодов и стадий от рождения до взрослости. Выявления по данной шкале показывает, что от условий воспи тания зависит возраст, в котором ребенок достигнет разных ступеней развития.
В отечественной науке диагностика развития детей младенческого возраста разрабатывалась в 20-30 годы. Н.М.Щелованов сформулировал принцип, в соответствии с которым готовность функциональных структур мозга, создает возможность появления реакций, а их возникновение обуславливается воспитательным воздействием. В 40-е годы Н.М.Щеловановым были разработаны «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня нервно-психического развития с 2-х до 13 месяцев. Данная разработка была дополнена Н.С.Аксариной для детей до 3-х лет. Центральный институт усовершенствования врачей по материалам Н.М.Щелованова, М.Ю.Кистяковской, Э.Л. Фрухт, Г.В.Гридневой создали «Методическую разработку» рекомендуемую для использования в домах ребенка или яслях. В качестве основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года выступали: Зрительные и слуховые ориентировочные реакции; Эмоции и социальное поведение; Движение руки и действия с предметами; Подготовительные этапы в развитии речи; Навыки.
Диагностика нервно-психического развития детей первого, второго и третьего года жизни разработаны К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г. Голубевой. Оцениваются следующие линии развития: Понимание речи и активная речь; Сенсорное развитие; Развитие игры и действий с предметами; Развитие общих движений; Формирование навыков самостоятельности; Формирование изобразительной и конструктивной деятельности (третий год жизни). Оценка уровня развития: первый год – ежемесячно; Второй год – каждые три месяца; Третий год – каждое полугодие. Выделены 4 уровня оценки: 1-ая группа – нормальное развитие; 2-ая группа – первоначальная задержка на один эпикризный срок; 3-я группа – задержка на 2 эпикризных срока; 4-ая группа – глубокая задержка на 3 эпикризных срока и более.
О.В.Баженова «Диагностика психического развития детей первого года жизни» Основывается на разработанной в отечественной психологии концепции психического развития (Л.С.Выготский, Р.А.Лурия, Н.А.Берштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин). Особенности развития психической активности изучались в связи с формированием предметно-манипулятивной деятельности и общения. Для диагностики разработана система показателей (98 проб и 100 показателей), которая легла в основу анализа нарушения развития психической активности ребенка. Учитывались реакции: двигательные, сенсорные, эмоциональные, голосовые, действия с предметами и взаимодействие с взрослым. Для каждой реакции определялись 4 степени: отсутствие, намеченность, несовершенная форма, совершенная форма 3 степени нарушения (легкая, средняя, тяжелая).
Е.А.Стребелева « Ранняя диагностика умственного развития». Разработана на основе теоретического и методического подхода школы Л.А.Венгера. Представляет серию из 10 методик, направленных на определение уровня умственного развития детей от 2 до 3 лет и разработана для выявления нарушений умственного развития детей раннего возраста и разработки методов коррекции. За основу взято положение о том, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, а основным способом усвоения общественного опыта является совместная деятельность со взрослым. Е.А.Стребелева разработала диагностические ситуации с учетом постепенного возрастания уровня сложности. Каждое задание оценивается по 4-х бальной шкале. При оценке учитывается зона ближайшего развития.
Все перечисленные диагностические методики для детей раннего возраста обеспечивают процедуру обследования и оценку хода развития ребенка. В настоящее время зарубежные авторы в процессе разработки и модернизации Тестов совершенствовали методику их использования, стремясь к большей надежности и объективности результатов. Как отмечает К.М.Гуревич, для большинства современных зарубежных тестов характерен высокий методический уровень, высокая валидность (адекватность и действенность теста), а также репрезентативность выборок, на которых получены стандартные показатели. В отечественной науке наиболее детально и последовательно показатели, характеризующие развитие младенца, представлены в диагностике нервно – психического развития детей (Фрухт Е.Л.). Развитие ребенка рассматривают как качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений. Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня биологического созревания ребенка. Нервно – психическое развитие регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за ребенком, являясь отражением степени его социализации.
Литература: 1. Ю.А.Разенкова Альманах института коррекционной педагогики РАО 6/2003. Выготский Л.С. Собрание сочинений М.Педагогика 1985. 2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития М.Педагогика1989г. Интернет рессурсы: Сайт www . Supint.ru/ .И.Ю. Левченко Психолого-педагогическая диагностика.
светлана мешалкина
Аналитическая справка по результатам мониторинга во второй группе раннего возраста на конец 2015–2016 года
Аналитическая справка по результатам мониторинга во второй группе раннего возраста 2 за 2015–2016 учебный год.
В конце 2015 – 2016 учебного года во второй группе раннего возраста 2 была проведена психолого – педагогическая диагностика освоения детьми основной общеобразовательной программы ГБДОУ «Детский сад №4» Приморского района по образовательным областям.
Итоги диагностики освоения программного материала показали, что детьми второй группы раннего возраста 2 материал по образовательным областям усвоен на среднем уровне. Обследовано : 26 воспитанников.
Формы мониторинга :
Наблюдение за ребенком;
Экспертные оценки;
Критериально - ориентированные методики не тестового типа (результаты представлены в таблице) .
Периодичность и сроки проведения мониторинга : 2 раза в год.
Образовательные области :
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие;
Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие "
В мониторинге по образовательной области " Социально-коммуникативное развитие " использовались наблюдения за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, индивидуальные беседы организуемые педагогом ребенку предлагается ответить на вопросы. Дети освоили программный материал на среднем уровне. Результаты следующие :
Низкий уровень – 7%;Средний уровень – 65 %;Высокий уровень – 28%;
Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 57,4 %.
Средний показатель 3,7 балла
Высокий уровень имеют дети, которые могут принимать на себя роль, активно общаются со сверстниками во время игры. Правильно применяют игрушку во время игры, умеют организовывать самостоятельные игры. Показывают высокий уровень самообслуживания. Средний уровень имеют дети, которые участвуют в играх, организованных другими детьми и взрослым.
период : продолжать работу с детьми через использование дидактических игр по проблеме; заинтересовывать детей через игровые ситуации, чтением книг с проблемными ситуациями. Использовать в работе с детьми дидактические игры «Мои друзья» , «Какое настроение» , «Какой мой друг» и др. необходимо уделять внимание обогащению сюжета игр,общаться со взрослыми и сверстниками.
Образовательная область " Познавательное развитие "
Анализ показателей динамики освоения программного материала по образовательной области «Познавательное развитие» показал, что материал усвоен в основном на среднем уровне. Использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа, игровые тестовые задания.
Результаты следующие :Низкий уровень – 5%,Средний уровень – 69 %;
Высокий уровень – 26%;Средний показатель 3,1 балла
Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 68,1 %.
Дети, с высоким уровнем самостоятельно справляются с заданием , правильно отвечают на вопросы. Узнают шар и куб,называют размер,проявляют интерес к книгам. Со средним уровнем дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания. Называют времена года . Знают о том, что нужно бережно относиться к природе, но выполняют не все.
Рекомендации на летний оздоровительный период : проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры, умение решать проблемные задачи необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так же использовать в своей работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Образовательная область "Речевое развитие"
Программный материал образовательной области «Речевое развитие» освоен всеми детьми на среднем уровне.
Результаты следующие :Низкий уровень – 15 %;Средний уровень – 47%;
Высокий уровень – 38 %;Средний показатель 2.1 балла
Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 63 %.
Образовательная область " Художественно-эстетическое развитие "
Приобщаем детей к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество. Использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа, тестовые задания. В основном на среднем уровне освоен программный материал образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .
Результаты следующие :Низкий уровень – 12%;Средний уровень – 52 %;
Высокий уровень – 35 %;Количественный показатель – 100 %;
Качественный показатель – 58 %.Средний показатель по 3.2 балла
В конце года большинство детей второй группы раннего возраста умеют рисовать и называть формы : округлые, прямоугольные (круг, овал, прямоугольник, квадрат) . Проводить линии в разных направлениях. Освоили навыки рисования карандашом и кистью. Научились работать с пластилином,познакомились с клеем и фломастерами. Большинство узнают знакомые мелодии,музыкальные фразы. Улучшился интерес к выполнению движений :притопывают ногой,хлопают в ладоши,извлекают звуки из музыкальных инструментов.
Образовательная область "Физическое развитие"
Программный материал по образовательной области " Физическое развитие " освоен воспитанниками на высоком уровне :Результаты следующие :
Низкий уровень – 6 %;Средний уровень – 38 %;Высокий уровень – 56%;
Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 60,5 %.
Средний показатель 3.2 балла
В группе отмечается сформированность основных движений и потребность в двигательной активности, проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, дети стремятся к самостоятельности в двигательной деятельности, не наблюдается избирательное отношение к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
Рекомендации на летний оздоровительный период : особо уделять внимание закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств, продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия закаливания организма, формировать основные движения. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5 минут в соответствии с возрастными особенностями детей .
Таким образом, результаты мониторинга освоения программного материала детьми во второй группе раннего возраста за 2015-2016 учебный год показали в основном средний уровень. Итоговый результат :
Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 61,4 %.
Татьяна Красникова
Диагностика детей раннего возраста
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)
Диагностика развития познавательного уровня
При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.
Цветовой гнозис (4 цвета : красный, синий, желтый, зеленый)
Нормативы :
различение от 1,5-2 лет;
выбор по названию - в 2-3 года;
самостоятельность названия - в 2,5-3 года.
Стимульный материал : цветные наборы дидактических игр "Бабочки и крылья", "Рыбки и хвостики", "Цветочек и лепесточек", "Носки и варежки", "Листочки" и др.
Пример инструкций :
1) "положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек";
2) "покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек";
3) "назови, какого цвета этот цветочек".
Аналогично предъявляются другие задания.
Нормативы :
сличение - от 1,5-2 лет;
выбор по названию - в 2 года;
самостоятельность названия - в 3 года.
Стимульный материал : круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.
Пример инструкции :
1) "дай такую же" (форма и цвет совпадают) ;
2) "покажи, где кубик";
3)"назови форму".
Предметный гнозис
Стимульный материал : 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам) .
Инструкция :
1) "покажи, где нарисован. ";
2) "что нарисовано?" или "что это?"
Нормативы :
В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.
В 2,5 года называют многие предметы из групп : игрушки, посуда, одежда, мебель.
В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия : игрушки, одежда, мебель, обувь.
Методика "Выбор по образцу" (парные картинки)
Стимулъный материал : шесть пар одинаковых предметных картинок.
Нормативы :
выбор из двух карт инок - в 2 года;
выбор из четырех картинок - в 3 года.
Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.
Конструктивный праксис (методика "Разрезные картинки")
Стимульный материал : картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.
Нормативы :
разрезная картинка из двух фрагментов - в 2,5-3 года;
разрезная картинка из трех фрагментов - в 3 - 3,5 года.
Анализ результатов :
1) совершает целенаправленные действия;
2) соединяет части без анализа полученного целого;
3) прикладывание с разворотами;
4) зрительное соотношение частей без прикладывания.
Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5- З лет)
Стимульный материал : кубики, прямоугольные бруски (кирпичики, треугольные призмы (крыша, полусферы разных цветов.
Анализ результатов :
1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным) ;
2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;
3) сопоставление и исправление ошибок;
4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;
5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.
Пространственный гнозис
Стимулъный материал : мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.
Пример инструкций :
"Посади мишку около коробки", "Положи в коробку", "Посади на коробку", "Спрячь картинку под коробку", "Достань из-под коробки", "Покажи, где верх (низ) ", "Иди вперед (назад) ".
Нормативы :
2,5-3 года - дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются;
3,5-4 года - выполняют все задания.
Диагностика способов деятельности.
Складывание пирамидки. Складывание матрешки
Стимульный материал : пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.
Нормативы :
снимают кольца с пирамидки - в 1 год;
собирают пирамидку без учета диаметра колец - в 1,5-2,5 года;
собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания - в 3-3,5 года; работа зрительным соотношением.
Анализ результатов :
1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.) . Данные действия являются неадекватными;
2) простое манипулирование (специфическая манипуляция) ;
3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета) ;
4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);
5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);
6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы) .
Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.
Методика "Вкладыши" ("Мисочки")
Стимульный материал : семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.
Анализ результатов :
1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия) ;
2) специфические манипуляции (познавательные) ;
3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша) ;
4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);
5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);
6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;
7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только
зрительного анализа);
До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5-3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.
Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту , следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка . Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.
Методика "Почтовый ящик" ("Коробочка форм") (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)
Стимульный материал : деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями - полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.
Анализ результатов :
до 3 лет допускается силовая проба;
в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.
Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы :
ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; примеривание : ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг - к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное соотнесение : ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.
Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)
Стимульный материал и исследование : ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.
Нормативы :
15 месяцев - подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может
вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;
18 месяцев - снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая
одновременно 2-3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит
игрушку на новом месте;
2 года - запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу - каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных
действий;
2,5 года - подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.) . Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;
3 года - подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.
Диагностика развития игры .
Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.
Анализ уровня развития игры :
2) манипуляция с предметами - до 2 лет;
3) процессуальные игровые действия - с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.) ;
4) процессуальная игра с элементами замысла - от 2-3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.) ;
5) сюжетная игра - к 3 годам.
Диагностика развития двигательной сферы.
Общая моторика.
Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам :
1 год - самостоятельная ходьба;
1,5-2 года - поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;
2,5 года - подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;
3 года - поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.
Одновременность движений : по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.
Отчетливость движений : ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.
Тонкие движения пальцев рук
Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.
Нормативы :
2 года - повторяют штрихи, рисуют круги;
2,5-3 года - рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека - "головонога".
Оральный праксис :
губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку) ;
щек (надуть и втянуть щеки) ;
языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка "горку").
Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.
Исследование памяти
Выполнить по памяти серию инструкций : встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.
Нормативы :
1,5 года - выполняют 3 действия;
2 года - выполняют 3-4 действия;
3 года - выполняют 5 действий.
Игра "Что изменилось - чего не стало"
Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.
Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.
Исследование внимания
Методика "Зрительный диктант"
Стимульный материал : три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку) .
Нормативы :
для детей 2-2 ,5 лет - найти две повторяющиеся картинки;
для детей 3-4 лет - найти две повторяющиеся картинки;
для детей 5 лет - отыскивание картинок в таблице.
Инструкция : "Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) . Как можно быстрее. Но не ошибайся".
Анализ результатов :
скорость выполнения одной таблицы - 1,5 минуты.
Нарушения внимания :
1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания) ;
2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий) ;
3) "застреваемость" внимания (нарушение переключаемости, слабая способность переходить с одного объекта на другой;
4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации) .
При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются : контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.
1. Контактность :
а) легкий, быстрый контакт;
б) поверхностный;
в) контакт устанавливает с трудом;
г) уходит от контакта;
д) протестная реакция.
2. Внимание :
а) взгляд фиксирует (не фиксирует) ;
б) устойчивое (неустойчивое) ;
в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;
г) "застревание";
д) с явлениями генерализации.
3. Фон настроения :
а) нормальный;
б) несколько повышен (снижен) ;
в) эйфорический;
г) депрессивный;
д) контрастирующий.
4. Реакция на поощрение и порицание :
а)адекватная;
б) индифферентная;
в) с повышением (понижением) результативности работы;
г) корректировка деятельности;
д) отсутствие реакции;
е) отказ от деятельности при порицании;
ж) агрессивная реакция на порицание;
з) дезорганизация деятельности.
Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого . Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.
Развитие речи | |
Понимание речи | Уметь различать и называть знакомые игрушки и окружающие предметы, их основные качества; |
иметь представления об одежде, назначении вещей; закрепить названия одежды и ее деталей, обозначение действий и последовательность одевания на прогулку; |
|
уметь называть изображенные на картинке предметы и их качества, действия; выполнять действия по картинкам |
|
Уметь показывать по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки; закреплять умение определять части тела человека и животных |
|
Уметь выполнять поручения по просьбе взрослого, связанные со знакомыми действиями |
|
Уметь рассматривать картинки в книжке, слушать потешки, стихи |
|
Активная речь (произносит до 20 облегченных слов) | Уметь произносить простые слова, соотносить их с предметами |
Уметь сравнивать предметы по величине; отчетливо произносить звук о |
|
Иметь представления о том, кто, что и как ест; учить отчетливо произносить звук а |
|
Уметь произносить простые слова, соотносить их с действиями |
|
Иметь способность к обобщению путем упражнения в подборе к глаголам соответствующих существительных |
|
Иметь представления о назначении предметов, активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии |
|
Уметь произносить длительные «гудящие» звуки – уууу |
|
Уметь отчетливо произносить звуки «у», «а»; закрепить произношение «ау» |
|
Уметь различать и называть птиц; побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподражания (кря-кря, га-га-га, кко-кко-кко, бал-бал-бал) |
|
Сенсорное воспитание | |
Форма | Уметь группировать предметы по их форме (круг, квадрат) |
Цвет | Уметь группировать предметы по цвету |
Величина | Уметь чередовать предметы по величине |
Нанизывание колец одинакового раз мера | Уметь снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием |
Нанизывание колец, разных по размеру | Уметь надевать и снимать большие и маленькие кольца на стержень пирамидки |
Действия с кубиками | Уметь детей ставить кубики один на другой (строить башню, дом) |
Показ предметов в действии | Разыграть с несколькими предметами |
Воспроизведение одного знакомого действия с игрушкой | Уметь детей по подражанию воспроизводить одно знакомое действие (качает, возит и т.д.) |
Действия с | Уметь переносить знакомые действия с одним предметом на другой предмет, учить выполнять действия с простейшими транспортными средствами для перевозки небольших предметов, игрушек, (каталка, коляска тележка), отмечать особенности (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся) |
Действия с разными игрушками | Уметь производить одинаковые действия с разными предметами |
Развитие движений | |
Ходьба | Уметь ходить самостоятельно |
Общеразвивающие упражнения | Уметь устойчиво стоять, приседать, наклоняться, поворачиваться |
Упражнять в ползании, способствовать развитию самостоятельности |
|
Основные движения | Упражнять в ползании и пролезании под препятствие |
Разнообразные движения (действия) с предметами круглой формы | Уметь выполнять разнообразные действия с предметами круглой формы: переносить, бросать, катать, учить подниматься по лесенке детской горки приставным шагом |
Уметь бегать в указанном направлении |
|
Развитие бытовых навыков | |
Бытовые навыки | Уметь пить из чашки |
Уметь держать ложку в кулачке, опускать в густую пищу, доносить до рта, есть (взрослый докармливает) |
|
Уметь правильно умываться, мыть и вытирать руки, лицо после умывания |
|
Уметь проситься на горшок |
|
социально-эмоциональная сфера | Уметь подражать мимике, движениям близкого взрослого (смеется, хмурится, улыбается) |
Уметь познавать окружающее через эмоциональные ощущения (упасть – больно, дотронуться до батареи – горячо) |
|
Уметь заинтересовываться новой игрушкой |
|
Уметь проявлять интерес к играм детей |
|
Уметь различно реагировать на плясовые и спокойные мелодии, напевность стихов, прибауток |
Примерный план диагностического исследования детей в 1 год 6 месяца
Познавательная сфера (способности) | Уровень развития навыков (способностей) |
Развитие речи | |
Понимание речи | Уметь показывать части тела по просьбе взрослого, понимать слова, обозначающие части тела человека и животных |
Уметь обобщать по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера и цвета |
|
Уметь выполнять знакомые бытовые действия по просьбе |
|
Активная речь | Продолжается развитие подражания звукам, имитирующим голоса животных. В активной речь присутствуют общеупотребляемые слова |
Сформировано четкое произношение звуков м, п, б (мь, пь, бь), изучено, отчетливо и внятно произносить отдельные звукосочетания, закреплены в речи названия отдельных предметов |
|
Закреплены произношение звука ф; закреплены названия предметов и их качеств; укреплены артикуляция и голосовой аппарат |
|
Сенсорное воспитание | |
Форма | Уметь ориентироваться в двух формах (шар – куб, кубик – |
Уметь подбирать предмет такой же формы, как на образце |
|
Уметь группировать однородные объекты, ориентировать на слова «такой», «не такой» |
|
Величина | Уметь ориентироваться в двух величинах (большой и маленький), находить предметы этих величин после показа и по просьбе взрослого |
Величина | Уметь собирать пирамидку из двух контрастных колец по величине после показа |
Цвет | Уметь ориентироваться в двух - трех цветах находить такого же цвета игрушку, как просит или показывает взрослый |
Уметь формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов |
|
Уметь различать цвета и понимать названия цвета |
|
Уметь располагать грибочки в отверстия на квадрате аналогичной окраски |
|
Игровые действия с предметами | |
Игровые действия | Уметь переворачивать страницы книг, учить катать перед собой коляску |
Уметь тянуть игрушку за веревочку за собой |
|
Уметь производить (отображать) часто наблюдаемые действия: кормить куклу; причесывать куклу |
|
Уметь использовать в играх предметы-заместители. Производить с ними такие же действия, что и с реальными предметами |
|
Уметь проявлять сообразительность: подставлять что-то, например, вязать; использовать дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь |
|
Развитие движений | |
Ходьба обычная | Уметь хорошо самостоятельно ходить: прямо, по кругу, огибая предметы |
Перешагивание, Ходьба по лесенке | Уметь перешагивать через препятствия на полу приставным шагом |
Уметь входить и сходить по детской лесенке чередующимся шагом |
|
Уметь проходить по слегка наклонной доске |
|
Уметь бросать мяч вниз, вперед вверх |
|
Развитие бытовых навыков | |
Бытовые навыки | Уметь держать ложку в кулаке |
Уметь есть частично полужидкую и жидкую пищу |
|
Уметь пить из чашки, почти не проливая во время кормления |
|
Уметь самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем |
|
Социально-эмоциональная сфера | |
Социально-эмоциональная сфера | Уметь проявлять социально значимые жесты и мимику («жалеет») |
Уметь переключаться с одного эмоционального состояния на другое (огорчается – успокаивается) |
|
Уметь уступать игрушку другому ребенку, не отнимать игрушку |
|
Уметь воспринимать различные художественное слово |
|
Уметь повторять с удовольствием знакомые движения под музыку |
Примерный план индивидуального развития детей в 1 год 9 месяца
Познавательная сфера (способности) | Уровень развития навыков (способностей) |
Развитие речи | |
Понимание речи | Уметь понимать сюжеты по картинке; отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что делает?», «Где?»; |
Уметь выполнять (и запоминать) два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси) |
|
Уметь понимать несложный рассказ со знакомыми событиями |
|
Активная речь; четкое произношение | Уметь использовать предложения из двух слов: |
Сенсорное воспитание | |
Форма | Закреплено умение сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм: |
Величина | Уметь ориентироваться в трех величинах одной формы (большой – поменьше – маленький) |
Уметь управлять, нанизывать и снимать двух- трёх-размерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу, потом по два кольца каждой величины |
|
Цвет | Уметь ориентироваться в цветах: красный, желтый, зелёный, синий. Уметь группировать предметы по цвету |
Игровые действия с предметами | |
Игровые действия | Уметь отображать жизненные действия в игре (кормить, возить, баюкать) |
Уметь укладывать куклу спать, побуждать к называнию слов, обозначающих одежду куклы, ласковых слов «убаюкивания» |
|
Уметь произносить слова, обозначающие столовые принадлежности, использовать их при кормлении куклы |
|
Уметь пользоваться предметами-заместителями |
|
Уметь воспроизводить из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа |
|
Развитие движений | |
Ходьба-перешагивание | Уметь перешагивать через небольшие препятствия на полу |
Ходьба по гимнастическим снарядам (доске, скамейке) | Уметь проходить по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической развивать чувств скамеечке; развивать чувство равновесия, умение ориентироваться пространстве |
Метание | Уметь забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу |
Бег | Уметь бегать в разных направлениях |
Лазание | Уметь легко влезать на диван, стул, спускаться на пол |
Развитие бытовых навыков | |
Бытовые навыки | Уметь самостоятельно есть любую пищу |
Уметь есть с хлебом |
|
Уметь самостоятельно снимать шапку, обувь |
|
Уметь частично одеваться (натягивать шапку, надевать туфельки и другую одежду, обувь по погоде и времени года) |
|
Уметь обращать внимание на грязное лицо, руки |
|
Уметь знать место игрушек, одежды и других вещей |
|
Социально-эмоциональная сфера | |
Социально-эмоциональная сфера | Уметь подражать взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги |
Уметь при общении со взрослым использовать эмоционально окрашенные возгласы, мимику, движения |
|
Уметь контактировать со сверстниками |
|
Уметь эмоциональному узнаванию настроения, т. е. собственно реагировать на речь, музыку, художественное слово |
Примерный план диагностического исследования детей в 2 года
Познавательная сфера (способности) | Уровень развития навыков (способностей) |
Развитие речи | |
Понимание речи | Уметь понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях; отвечать на вопросы об этих событиях |
Уметь выполнять до 3 поручений (возьми, отнеси, положи) |
|
Уметь называть названия детали лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.) |
|
Уметь использовать предложения из 2-3 слов при общении со взрослыми и детьми |
|
Уметь употреблять в речи: |
|
Уметь договаривать четверостишия в знакомых стихах |
|
Уметь называть предметы по картинкам |
|
Уметь говорить «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй» |
|
Сенсорное воспитание | |
Форма | Уметь соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец |
Уметь группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы |
|
Величина | Уметь ориентироваться в трёх и более контрастных величинах |
Уметь собирать пирамидку по убыванию размера из 4-5 колец |
|
Цвет | Уметь различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, некоторые из них называть |
Уметь устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов |
|
Качества предметов | Уметь различать величину предмета: тяжелый – легкий; учить различать фактуру: мягкий – твердый; учить различать температуру: холодный – теплый |
Игровые действия с предметами | |
Игровые действия | Уметь доставать (вылавливать) сачком га воды понравившуюся игрушку |
Уметь производить несколько последовательных игровых действий, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинки); учить пользоваться предметами-заместителями |
|
Уметь выполнять два последовательных действия |
|
Уметь сооружать из кубиков знакомые постройки для мягких игрушек |
|
Развитие движений | |
Ходьба | Уметь перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом |
Ходьба и бег | Уметь удерживать равновесие при ходьбе по ограниченной площади или по гимнастическому снаряду, лежащему на полу |
Уметь подниматься и спускаться по лестнице, забираться на детскую горку и спускаться с нее |
|
Уметь менять темп: ходьба и бег |
|
Бег | Уметь бегать семенящим шагом |
Прыжки, подскоки | Уметь подпрыгивать, подскакивать |
Ловля и бросание | Уметь удерживать мяч одной или двумя руками |
Уметь бросать мяч в горизонтальную цель |
|
Уметь ловить мяч с близкого расстояния |
|
Катание предметов | Уметь скатывать с горки предметы круглой формы |
Развитие бытовых навыков | |
Бытовые навыки | Уметь есть аккуратно, не обливаясь |
Уметь при умывании тереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком |
|
Уметь самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться |
|
Уметь частично раздеваться |
|
Уметь складывать на место одежду, обувь, посуду, игрушки |
|
Уметь пользоваться носовым платком (при напоминании) |
|
Социально-эмоциональная сфера | |
Социально-эмоциональная сфера | Уметь проявлять эмоции при общении (мимика, возгласы, движения) |
Уметь улыбаться, пользоваться эмоционально-окрашенной речью при совместных играх с детьми |
|
Уметь эмоционально заинтересовать детей музыкой, пением, фольклором |
|
Уметь смотреть мультфильмы, детские телевизионные передачи |
|
Уметь сопереживать, сочувствовать другому человеку, учить понимать фразы: «Это можно», «Это нельзя» |
Методика психолого-педагогической оценки негативных тенденций в развитии детей 1-3 лет (Афонькина Ю.А.)
Методика проводится в ходе наблюдения за ребенком в разных видах деятельности, беседы с воспитателями или родителями.
Шкала наблюдения (вопросов):
1.Наличие вредных привычек у ребенка:
Проявляются постоянно(4 балла)
Проявляются эпизодически под влиянием внутреннего состояния ребенка, например в ситуации стресса (3 балла)
Проявляются эпизодически в зависимости от внешних факторов, например ухода родителей (2 балла)
Проявляются редко, чаще на фоне переутомления (1 балл)
Не проявляются (0 баллов)
2. Наличие страхов:
Проявляются очень часто; устойчивы, навязчивы, множественны; приводят к снижению уровня активности, нарушениям в физиологической сфере (сон, питание и пр) (4 балла)
Проявляются часто и приводят к дезориентации ребенка и ярко выраженному эмоциональному дискомфорту (3 балла)
Проявляются не часто, но сохраняются в течении определенного времени (2 балла)
Проявляются редко, обычно под влиянием сказочных персонажей, и легко проходят (1 балл)
Не проявляются (0 баллов)
3. Аффективность:
Превращается в обычный способ поведения (4 балла)
Становится средством воздействия на взрослого, манипулирования им для достижения собственных целей (3 балла)
Проявляется эпизодически в некоторых ситуациях (2 балла)
Не присуща (0 баллов)
Становится привычным способом поведения (4 балла)
Проявляется часто в определенных ситуациях; может выступать неадекватным коммуникативным актом, средством воздействия на взрослого (3 балла)
Проявляется не очень, в определенной ситуации; переключение достигается с трудом (2 балла)
Проявляется редко, обычно при переутомлении, плохом самочувствии, легко проходит (1 балл)
Не проявляется (0 баллов)
5. Негативизм:
Становится привычным способом поведения (4балла)
Проявляется во многих видах деятельности (3 балла)
Проявляется часто, настойчиво (2 балла)
Проявляется при нарушении самостоятельности (1 балл)
Не проявляется (0 баллов)
Интерпретация данных:
Низкий уровень развития негативных тенденций у ребенка – 0-6 баллов
Средний уровень – 7-14 баллов
Высокий уровень – 15-20 баллов
Методика психолого-педагогической оценки общения воспитателя с детьми 1-3 лет (Афонькина Ю.А.)
Наблюдение за общением воспитателя с детьми в различных видах деятельности.
Обработка данных проводится по следующей шкале.
1.Особенности обращения к ребенку:
Всегда обращается на личностно-эмоциональном уровне (4 балла)
Эпизодически обращается на личностно-эмоциональном уровне (3 балла)
Обращается на деловом уровне (оценивая, указывая, одергивая и пр.) (2 балла)
Обращается к ребенку редко, только в ситуации нарушения дисциплины, правил и пр (1 балл)
Не обращается к ребенку (0 баллов)
2. Преодоление особенностей детей, препятствующих их успешной деятельности (ситуативности поведения, низкой работоспособности и пр.):
Преодолевает успешно: широко использует разнообразные приемы, реагирует на специфические проявления каждого ребенка (4 балла)
Преодолевает успешно: ориентируется на содержание и структуру деятельности и используемый дидактический и игровой материал (3 балла)
Преодолевает не очень успешно: не всегда удается организовать деятельность ребенка (2 балла)
Преодолевает неуспешно, использует неадекватные приемы (1 балл)
Не замечает особенностей детей, мешающих им активно участвовать в деятельности (0 баллов)
3. Организация использования предметно-развивающей среды:
Побуждает детей к активной деятельности, с активизацией разнообразных анализаторов и форм активности; создает действенную мотивацию с опорой на интересы и потребности ребенка; учит продуктивно действовать; создает условия для индивидуальной активности (4 балла)
Побуждает детей к активному использованию среды, учит действовать в ней, но не индивидуализирует их активность (3 балла)
Побуждает детей действовать в предметно0развивающей среде, учит разнообразным способам активности, но директивно, не опираясь на потребности ребенка (2 балла)
Предлагает детям развивающий материал, но не обучает способам активной деятельности: берет инициативу на себя, отводя детям роль созерцателей и помощников (1 балл)
Предлагает детям развивающий материал, который не соответствует их потребностям, возможностям; игнорирует их инициативу (0 баллов)
4. Регулирование детских взаимоотношений:
Стимулирует у детей симпатии друг к другу; побуждает к содействию; предотвращает конфликты (4 балла)
Стимулирует интерес к сверстнику; содействие детей стимулирует редко; позитивно и быстро разрешает конфликты (3 балла)
Обращает внимание ребенка на сверстника, приводя его в пример; побуждает подражать; конфликты разрешает директивно (2 балла)
Включается в детские контакты только при наличии конфликтов; предпочитает метод санкций (1 балл)
Не акцентирует внимание на детских взаимоотношениях (0 баллов)
5. Создание психологического климата:
Дети заняты деятельностью; заинтересованы, доброжелательны, инициативны (4 балла)
Дети заняты деятельностью; настроены на общую с воспитателем активность, но никаких эмоций (восторг, радость, удивление) не проявляют (3 балла)
Не все дети включены в деятельность; могут испытывать дискомфорт по разным причинам; эмоции неустойчивы (2 балла)
Наблюдается повышенная конфликтность детей (1 балл)
Интереса к деятельности нет; дети часто отвлекаются, не проявляют выраженного интереса к педагогу или предлагаемому материалу; конфликтны; наблюдается физическая агрессия по отношению к сверстникам или игрушкам; на предложения воспитателя отвечают отказом (0 баллов)
6. Отношение к детской самостоятельности:
Самостоятельность поощряется на уровне постановки и достижения целей (4 балла)
Воспитатель самостоятельность поощряет, но не учит ребёнка достигать цель; быстро разрешает сам поставленную перед ребенком задачу (3 балла)
Самостоятельность не поощряет; делает акцент на послушании; директивное общение с детьми (2 балла)
Самостоятельность организована директивно; проявления самостоятельности не отмечаются (1 балл)
Самостоятельность организована директивно; проявления самостоятельности не поощряются (0 балл)
Интерпретация данных:
Низкий уровень – 0-9 баллов
Средний уровень – 10-17 баллов
Высокий уровень – 18-24 баллов
Методика изучения прогноза адаптации.
Анкета поможет родителям и педагогам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, получаем примерный прогноз на адаптационный период ребенка.
Фамилия имя ребенка______________________________Дата рождения_______________
1.Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное - 3 балла
Неустойчивое - 2 балла
Подавленное - 1 балл
2. Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла
Долго не засыпает - 2 балла
Неспокойно - 1 балл
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да - 1 балл
Нет - 3 балла
4 .Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч - 3 балла
1 ч - 1 балл
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший - 4 балла
Избирательный - 3 балла
Неустойчивый - 2 балла
Плохой - 1 балл
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - 3 балла
Отрицательно - 1 балл
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да - 3 балла
Нет, но бывает сухой - 2 балла
Нет и ходит мокрый - 1 балл
8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)- 1 балл
Нет - 3 балла
9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
11. Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Не играет сам - 1 балл
12. Какие взаимоотношения со взрослыми?
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
13. Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач по оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.
Педагогическая диагностика
(термин предложен в 1968г. К.Ингенкампом)
Цель ------ Функции
оптимизация процесса обучения
Информационная
Оценочная
Корректирующая
Виды------- Методы
начальная
текущая (корректирующая)
обобщающая (итоговая)
Тесты учебных достижений (широко ориентированные, специализированные, узконаправленные)
Наблюдение
Анализ продуктов деятельности ребенка
Педагогическая диагностика ≠ диагностика в сфере образования
Педагогическая диагностика ≠ педагогический мониторинг
(мониторинг – от англ. контроль, наблюдение)
22.Основные тенденции развития психодиагностики
23. Деонтологические правила в психодиагностике
24.Диагностика развития младенцев и детей раннего возраста
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ
Обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 – 2 мес.
Существует несколько методик изучения психофизического развитии ядетей первого года жизни: Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (DDST) и др.. Среди отечественных методов модно отметить работы Г.В.Пантюхиной, К.Н.Печоры, Э.Л.Фрухт, О.В.Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М.Мастюковой.
И отечнственные и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают набор заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличесния возраста эти задания усложняюися. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом.
В практике обычно пользуются следующими приемами обследования детей первого года жизни (О.В.Баженова, Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова).
Детей старше 8 мес. можно исследовать на специальном столе, более старших детей можно сажать за спциальный детский столик или на колени матери. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровыми, сухими, сытыми, нераздраженными, неутомленными.
1.Вначале устанавливается контакт с ребенком, отмечают его особенности. Особое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью.
2.Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество конроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений.
3.Затем определяют развитие сенсорных реакций: А) изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7-10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направлениях.
У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке игрушек в поле зрения ребенка. Для исследования возможности прослеживания невидимой траектории объекта и его попеременного появления в определенных частях пространства пользуются специальными экспериментальными приемами.
Б) Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и тоже время.
5. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 мес погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжительность удерживания, характер манипуляций. Затем детям старше 8 мес дают вторую погремушку, оценивают возможность ее захвата и удерживания двух погремушек.
Особое внимание следует уделить на развитие действий ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Специальное внимание обращают на развитие интереса к предметам, взять которые можно только двумя пальцами – указательным и большим.
6. Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем. Выясняют у матери, понимает ли она определеннее желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в нем паузы для реакции взрослого, является ли крик ребенка модулированным; какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя игрушками в ее присутствии и под ее контролем, понимает ли он элементарные инструкции, выраженные мимикой и жестами, особые слова-метки и некоторые другие слова и, наконец, владеет ли указательным жестом.
В процессе обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений.
Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии.
РАННИЙ ВОЗРАСТ
Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Прежде всего необходимо отметить, что результаты обследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком был установлен доброжелательный контакт и он был достаточно заинтересован в выполнении задания. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.
Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:
Познавательные процессы;
Эмоционально-волевую сферу;
Предречевое и речевое развитие;
Двигательное развитие.
Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.
Наиболее сложным является педагогическое обследование слуха детей 2 – 3 года жизни. Это связано с тем, что звуки постепенно перестают быть для ребенка безусловными сигналами.
Чтобы получить реакцию в виде поворота головы в сторону источника звука, необходимо предъявить непривычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. В качестве источника звука используются барабан, дудка, голос разной громкости. Звуки стимулы предъявляются за спиной ребенка на расстоянии 6 м. Зрительное восприятие речи должно быть исключено.
Нормальной реакцией на звук в раннем возрасте может быть поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция на шепот с расстояния 6 м.
К числу симптомов снижения зрения в раннем возрасте можно отнести: использование рта в качестве дополнительного тактильного органа; приближение предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.
Важен не столько результат выполнения задания, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:
Принятие задания (согласие ребенка выполнять предложенное задание);
Способы выполнения задания:
при помощи взрослого
самостоятельное выполнение после обучения
Обучаемость в процессе обследования (т.е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях)
Отношение к результату своей деятельности (для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и и к полученному результату),
При отборе методик психолого-педагогического изучения детей раннего возраста необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности – от наиболее простых до сложных.
Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются «Доска Сегена» (2 – 3 формы), складывание пирамидки (из шариков, из колечек), разборка и складывание матрешки (двусоставной, трехсоставной), парные картинки (2 – 4), разрезные картинки (из 2 – 3 частей).
Логопедическое обследование проводится по традиционной схеме с учетом этапов развития детской речи.
Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:
Общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности;
Контактность (желание сотрудничать со взрослыми).
Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение.
Эмоциональное реагирование на замечания и требования.
Реагирование на трудности и неуспехи деятельности.
Параметры оценки развития общей моторики базируются на общевозрастных нормативах развития двигательной сферы у детей.
Уровень развития мелкой моторики можно оценить по исполнению таких заданий, как построение башни, выполнение заданий с досками, застегивание пуговиц, рисование.
Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.