1. Опросник на выявление депрессии у детей и подростков CDI. (Children’s depression inventory, M. Kovacs, 1992)
Разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет. Выбери в каждом пункте одно высказывание, которое лучше всего описывает твоё самочувствие в течение последнихдвухнедель, включаясегодняшнийдень. Обведикружкомномервыбранноготобойвысказывания. Есливодномпунктетебеодинаковоподходятнесколько высказываний, поместивкружоквысказываниеснаибольшимномером.
Я бываю грустным только иногда |
|||
Я часто бываю грустный |
|||
Мне всегда грустно |
|||
У меня никогда ничего не получается |
|||
Я редко бываю уверен, что у меня что-нибудь получится |
|||
У меня все получается хорошо |
|||
Я практически все делаю хорошо |
|||
Я много делю не так |
|||
Я все делаю неправильно |
|||
Многое приносит мне удовольствие |
|||
Кое-что доставляет мне радость |
|||
Меня ничего не радует |
|||
Я плохой всегда |
|||
Я часто бываю плохим |
|||
Я редко бываю плохим |
|||
Я редко думаю о том, что со мной может случится плохое |
|||
Я беспокоюсь о том, что со мной может случиться что-то плохое. |
|||
Я уверен, что со мной произойдет что-нибудь ужасное |
Я ненавижу себя |
|||
Я не люблю себя |
|||
Я себе нравлюсь |
|||
Все плохое происходит в результате моих ошибок |
|||
Многое плохое происходит в результате моих ошибок |
|||
Плохое, как правило, происходит не по моей вине |
|||
Я не думаю о том, чтобы покончить с собой |
|||
Я думаю о самоубийстве, но я не совершу его |
|||
Я хочу убить себя |
|||
Я плачу каждый день |
|||
Я часто плачу |
|||
Я плачу редко |
|||
Я все время испытываю беспокойство |
|||
Я часто испытываю беспокойство |
|||
Я редко испытываю беспокойство |
|||
Мне нравится быть с людьми |
|||
Мне не нравится быть с людьми |
|||
Мне совсем не хочется быть с людьми |
|||
Я не могу решиться на многое |
|||
Мне трудно на многое решиться |
|||
Я легко принимаю решения |
|||
Я выгляжу хорошо |
|||
Кое-что в моем облике меня не устраивает |
|||
Я выгляжу уродливо |
|||
Мневсевремяприходитсязаставлятьсебявыполнятьшкольныезадания |
|||
Мне часто приходится себя заставлять выполнять школьные задания |
|||
Выполнение школьных заданий для меня не большая проблема |
|||
Я плохо сплю каждую ночь |
|||
Я часто сплю плохо |
|||
Я сплю очень хорошо |
Я редко устаю |
|||
Я часто устаю |
|||
Я все время чувствую себя усталым |
|||
В большинстве случаев не хочу есть |
|||
Я часто не хочу есть |
|||
Я ем очень хорошо |
|||
Меня не беспокоят боли |
|||
Меня часто беспокоят боли |
|||
Меня все время беспокоят боли |
|||
Я не чувствую себя одиноким |
|||
Я часто чувствую себя одиноким |
|||
Я всегда чувствую себя одиноким |
|||
Школа никогда не приносит мне удовольствие |
|||
Иногда школа мне приносит удовольствие |
|||
Школа часто радует меня |
|||
У меня много друзей |
|||
У меня есть друзья, но мне хотелось бы иметь их больше |
|||
У меня нет друзей |
|||
С моей учебой все в порядке |
|||
Я учусь не так хорошо, как прежде |
|||
Сейчас у меня плохие отметки по тем предметам, которые раньше |
|||
шли хорошо. |
|||
Я никогда не стану таким хорошим, как другие ребята |
|||
Если захочу я смогу стать таким хорошим, как другие |
|||
Я такой же хороший как другие ребята |
|||
Меня никто по настоящему не любит |
|||
Я не уверен в том, что меня кто-нибудь любит |
|||
Я уверен в том, что меня любят |
|||
Обычно я делаю то, что мне сказали |
|||
Как правило, я не делаю того, что мне говорят |
|||
Я никогда не делаю того, что меня просят сделать |
Обработка и интерпретация результатов.
Шкала А – общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.
Шкала В – индификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание.
Шкала С – высокий уровень убеждения неэффективности в школе. Шкала Д – высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одино-
чества Шкала Е – негативная оценка собственной неэффективности, наличие су-
ицидальных мыслей.
Чтобы узнать общий суммарный показатель все шкалы складываются
Шкала А (негативное настроение) – п.п. 1 6 8 10 11 13 Шкала В (межличностные проблемы) – п.п. 5 12 26 27 Шкала С (неэффективность) – п.п. 3 15 23 24
Шкала D (ангедония) – п.п. 4 16 17 18 19 20 21 22
Шкала Е (негативная самооценка) – п.п. 2 7 9 14 25
Подсчет общего показателя: Эта сумма баллов, выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.
Затем с помощью специальной таблицы последующие показатели конвертируются в Т – показатели, для этого нужно знать возраст и пол ребенка (см. таблицу)
Таблица 1 Интерпретация Т – показателя CDI.
Суммарный показатель |
Интерпретация |
Очень значительно превышает средний |
|
Значительно выше среднего |
|
Выше среднего |
|
Чуть выше среднего |
|
Чуть ниже среднего |
|
Ниже среднего |
|
Много ниже среднего |
|
Значительно ниже среднего |
Пубертатный возраст – испытание для родителей и детей. Необходимо вовремя распознать признаки депрессии у подростков, чтобы своевременно оказать помощь. Первые проявления опасного состояния можно заметить в 12–14 лет, когда ребенок пытается принимать собственные решения, нести ответственность за поступки, но неокрепшая психика не всегда готова к столь радикальным переменам.
Причины подростковой депрессии
Депрессивные состояния проявляются в виде постоянной подавленности, грусти, плохого настроения, возможны приступы агрессии – психика ребенка еще не умеет адекватно реагировать на критику, стрессы, усугубляет положение гормональная перестройка организма.
Почему возникает депрессия у подростков:
- неприятие действительности – в пубертатном возрасте рушатся детские идеалы, подростки начинают понимать, что мир более жесток и несправедлив, чем ему казалось ранее;
- период взросления сопровождается юношеским максимализмом, категоричностью во взглядах, эгоцентризмом, поэтому подростку постоянно кажется, что его не слышат, потребности игнорируют;
- разрыв с друзьями, переезд в другой город – подростку приходится заново завоевывать расположение учителей, одноклассников, что является сильным стрессом;
- интернет-зависимость – потеря связи с реальным миром оборачивается тяжелыми психологическими проблемами;
- неблагополучная семья, плохие отношения между родителями, развод, невозможность приобрести желаемые вещи из-за небольшого достатка – все эти факторы часто провоцируют развитие депрессивных состояний;
- несоответствие внешности идеалам, нелюбовь к собственному телу;
- насмешки, издевательства в школе, одиночество;
- давление со стороны родителей, несоответствие их идеалам – подросток страдает от постоянной критики по поводу плохой успеваемости, проигрыша в соревнованиях;
- чрезмерная опека – подростку нужна свобода, он должен совершать собственные ошибки, чтобы научиться делать выводы;
- неудачный первый сексуальный опыт, разрыв с любимым человеком, потеря близких людей.
Важно! Депрессия у подростков никогда не возникает без причин, всегда есть события и обстоятельства, которые послужили причиной развития опасного состояния. Родителям не следует списывать все на гормональную перестройку организма, а постараться вникнуть в ситуацию.
Симптомы депрессивного состояния
Один из главных признаков депрессии – снижение или полное отсутствие интереса к привычным и повседневным делам. Этот симптом появляется первым, присутствует до полного излечения.
Как проявляется депрессия у подростков:
- ребенок начинает хуже учиться, часто прогуливает школу;
- аффективные признаки – подавленное настроение, апатия, что часто выражается в виде повышенной раздражительности;
- искажение мышления, склонность к поспешным выводам, пессимизм, ожидание негативных последствий;
- ангедония – социальная замкнутость, отсутствие интереса к жизни, неспособность получать удовольствие от любимых ранее вещей и занятий;
- синдром дефицита внимания;
- трудности в принятии самостоятельных решений, сложности с концентрацией;
- отсутствие или заметное увеличение аппетита;
- бессонница, постоянное желание спать;
- вспышки гнева и агрессии, плаксивость, беспричинное возбуждение;
- чувство вины, ощущение собственной бесполезности, беспомощности;
- мысли о самоубийстве, попытки суицида.
Депрессия может проявляться в виде соматических признаков – мигрень, нарушение стула, мышечная слабость, сердечные и желудочные боли, зуд, кожные высыпания.
Важно! Депрессивные состояния могут быть вызваны наследственными факторами – если у родителей есть или были психические отклонения, то риск развития депрессии в пубертатном периоде увеличивается в несколько раз.
Возрастные характеристики
Депрессивные состояния диагностируют в 12–17 лет. Существуют некоторые отличия в клинической картине у подростков разного возраста.
Проявления депрессии в зависимости от возраста:
- В 13–17 лет может резко измениться поведение подростка – он становится вспыльчивым, неуравновешенным, грубит, перестает учиться, начинает курить, может употреблять спиртные напитки и наркотические средства. При этом ребенок утверждает, что у него все хорошо, отрицает наличие проблем.
- В 14–16 лет может развиться ипохондрия – ребенок постоянно жалуется на плохое самочувствие, не отказывается от обследований, принимает все лекарства. Но состояние при этом не улучшается, появляется плаксивость, он перестает учиться, настроение стремительно ухудшается.
- В 12–15 лет дети начинают жаловаться на трудности в учебе – подростку сложно сконцентрироваться, ухудшается память, появляется хроническая усталость. При этом ребенок до минимума ограничивает круг общения, теряет интерес к хобби, перестает выходить из дома.
Важно! Депрессия проявляется разными симптомами, поэтому, если поведение подростка резко меняется, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту.
Виды проявления депрессии
Признаки депрессии очень разнообразны. Клиническая картина заболевания зависит от вида патологии, наблюдаются и смешанные формы.
Виды депрессивных состояний:
- Реактивная депрессия – наиболее распространенная форма патологии среди подростков, отличается доброкачественным течением, часто возникает на фоне развода, потери близких людей.
- Меланхолическая – заболевание проявляется в виде угнетенного состояния, тоски, подросток теряет интерес ко всему происходящему, ведет малоподвижный образ жизни. Развивается выраженная заторможенность реакций, нарушается сон, аппетит. Если у девочки-подростка уже начались месячные, возникают серьезные сбои в цикле. Появляются суицидальные мысли.
- Тревожная – подросток постоянно находится в состоянии паники, страха и растерянности, боится смерти, потери близких, что его выгонят из дома.
- Дистимия – хроническое депрессивное состояние, клиническая картина смазанная, поэтому патология может продолжаться несколько лет. Болезнь часто развивается у меланхоликов, негативно сказывается на социально-психологической адаптации, сложно поддается лечению.
- Биполярное расстройство – наблюдается частая смена маниакальной и депрессивной фазы заболевания.
Наиболее опасной считается сильная депрессия – заболевание может продолжаться до 9 месяцев. Симптомы схожи с проявлением патологии у взрослых – перепады настроения, бессонница, отсутствие аппетита, мысли о самоубийстве.
Депрессия у мальчиков и девочек: половые различия
Депрессивные состояния имеют некоторые гендерные различия – юноши часто ударяются в пьянство, начинают употреблять наркотики, сбегают из дому. У подростка-девочки они проявляются следующими признаками – скрытность, замкнутость, резкая смена внешности. Девочки стараются все переживания загнать внутрь, что чревато различными психосоматическими заболеваниями.
Важно! Различные проявления депрессивных состояний диагностируют у 60–75% подростков. У девочек болезнь развивается практически в 2 раза чаще, нежели у мальчиков.
Признаки суицидального поведения
Мысли о самоубийстве часто сопровождают депрессивные состояния у подростков. Основным фактором суицидального риска является травля со стороны одноклассников, неблагополучная атмосфера в семье, отсутствие внимания и понимания со стороны родителей, безответная любовь. Ежегодно жизнь самоубийством заканчивает около 5 тыс. детей в пубертатном возрасте.
Как распознать склонность к суициду:
- отсутствие мечтаний, надежд, планов;
- подросток постоянно говорит о своей никчемности, утверждает, что никому не интересен;
- подготовка к самоубийству – просмотр специфических сайтов и форумов, составление предсмертной записки;
- полная апатия, отсутствие интереса к чему-либо;
- мрачные рисунки, умышленное нанесение увечий себе;
- истерические припадки, когда подросток угрожает убить себя.
Важно! Интернет сильно влияет на становление личности подростка, часто именно в сети дети находят себе кумиров, что может быть опасно. Пример тому группы «Синий кит», администраторы которых подталкивали детей к самоубийству. Существует много программ, предназначенных для отслеживания сайтов и форумов, на которые заходит ребенок.
Лечение депрессии
При появлении признаков депрессивного состояния в подростковом возрасте нельзя заниматься самолечением, скорректировать поведение может только специалист. Для устранения тревожных симптомов используют комплексный подход – медикаментозное лечение и различные виды психотерапии.
При легкой и средней степени тяжести депрессии используют методы психокоррекции. После определения причин развития заболевания специалист назначает индивидуальные или групповые сеансы, цель которых укрепить самооценку, развить способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, научить подростка правильно взаимодействовать с людьми. При неблагополучной атмосфере в семье необходимо обратиться к семейному психотерапевту.
Медикаментозную терапию используют при тяжелых формах патологии, лечение проводят при помощи антидепрессантов – Флуоксетин, Эсциталопрам. В зависимости от причины, которая спровоцировала развитие болезни, могут назначать другие препараты для ускорения работы левого полушария и замедления процессов правого. Для коррекции поведения используют гормональные средства, витамины, стимулирующие или седативные медикаменты.
Родительская помощь подростку
Лечением и предотвращением депрессивных состояний у детей и подростков должен заниматься не только специалист, но и родители.
- строить доверительные отношения с детьми – никакой критики, давления, чрезмерной опеки;
- укреплять самооценку, поощрять и развивать умение самостоятельно принимать решение;
- искренне радоваться успехам ребенка;
- интересоваться жизнью, увлечениями подростка;
- избегать конфликтных ситуаций;
- на личном опыте показывать, как можно выходить из сложных жизненных ситуаций.
Родителям необходимо найти совместное занятие с ребенком – тренировки, подвижные игры. В домашних условиях можно заниматься арт-терапией – лечение танцами, музыкой, рисованием. Это помогает нормализовать психоэмоциональное состояние.
Важно! Самый лучший способ избежать и вывести подростка из депрессии – любить его и не забывать говорить об этом.
С незначительными отклонениями в поведении ребенка родители могут справиться самостоятельно, иногда достаточно просто поговорить по душам. Но если апатия и подавленность наблюдается у подростка дольше 2 недель, он не идет на контакт, достучаться до него невозможно – следует незамедлительно обратиться за помощью к специалисту. Депрессия – это не просто плохое настроение, а серьезная угроза для жизни и здоровья ребенка.
КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
8 -11 КЛАССОВ И СТУДЕНТОВ АГРАРНО - ПРОМЫШЛЕННОГО ТЕХНИКУМА
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
_______________________________________________________
Секция 1
Предметы гуманитарного цикла
Подсекция 3. Педагогика и психология
ТЕМА:
Депрессивные состояния
в период кризиса подросткового возраста.
Исследовательский проект
Филимонова Мария Викторовна,
обучающаяся 10 «С» класса
Научный руководитель:
Федосеева Алина Агляметдиновна,
педагог-психолог
Образовательное учреждение:
Филиал МБОУ Уваровщинской сош
в с.Соколово Кирсановского района
c . Соколово
2015 год
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………………3
I. Теоретическая глава……………………………………………………………… 5 - 14
1.1.Депрессия как эмоциональное состояние личности…………………………… 5 -7
1.2.Особенности проявления депрессивных состояний у подростков…………… 7 - 9
1.3.Симптомы депрессии у подростков……………………………………………… 9 - 10
1.4. Причины подростковой депрессии………………………………………………10 - 12
1.5.Диагностика, коррекция и профилактика депрессивных состояний………… 12 - 14
II. Практическая глава……………………………………………………………… 15 - 17
2.1.Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросника CDI.
2.2. Проведение дополнительного анкетирования и онлайн тестирования по методике
Люшера среди подростков с высокими показателями депрессии.
Заключение …………………………………………………………………………………19
Список литературы ……………………………………………………………………… 20
Приложения …………………………………………………………………………… 21 -29
Введение
Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А., Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.). Еще античные философы отметили, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей. В ситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфере личности, что является предпосылкой развития стрессовых реакций, следствием которых являются тревожность, невротичность, депрессия.
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие подростка - один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия - депрессивные состояния. В 60-70 г. г. ХХ столетия подростковая депрессивность упоминалась лишь зарубежными исследователями и только в клиническом смысле (Эйслер, 1958г., Оффер, 1969г., Раттер, 1976г., Ковакс, 1984г). В 90-е г. г. ХХ века и в начале ХХI века произошли серьезные изменения в исследовании депрессии у подростков. В зарубежной и отечественной науке наблюдается значительный рост интереса к этой проблеме со стороны психологии - общей, педагогической, возрастной. Появились фундаментальные теоретические труды, крупномасштабные исследования (Коул, 1991г., Ратерсон и Капалди, 1990г., Ковакс, 1992г., Хейманс, Подольский, 1996г) Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко (5-6%), но эти состояния опасны по своим последствиям; они осложняют процесс взросления и могут приводит подростков к дезадаптации.
Поскольку депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы. Следовательно, проблема данного исследования состоит в изучении специфики и коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и а так же их профилактики.
Объектом моего исследования является подросток.
Предмет исследования : депрессивные состояния в период кризиса подросткового возраста.
Цель: изучить симптомы, последствия и пути профилактики депрессивных состояний подростков.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу : предполагаем, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно осуществлять психологическую диагностику и коррекцию депрессивных состояний у подростков
Задачи:
изучить литературу и Интернет-источники по теме;
провести анкетирование среди подростков;
проанализировать материалы теоретического и практического исследования;
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, наблюдение, тестирование, регистрация, ранжирование.
I. Теоретическая глава:
2.1. Депрессия как эмоциональное состояние личности
Ч то же такое депрессия? Из литературы и Интернет-источниковя узнала, что депрессия (от лат. depressio – подавление) -это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления. Депрессия - это утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, происшедшие в жизни. Он может испытывать чувство вины за эти события и ощущение беспомощности перед лицом других жизненных трудностей, которые будут сочетаться с чувством бесперспективности.
Депрессивное состояние включает в себя две составляющие:
1) субъективное переживание отрицательного аффекта;
2) симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма. При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент - патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, одно из проявлений которого - эмоциональные нарушения.
Наиболее очевидный и типичный признак депрессии - тоскливое настроение, а также переживание подавленности, одиночества или апатии. Человек в состоянии депрессии может плакать, даже тогда, когда казалось бы нет очевидного повода или, наоборот, утрачивает способность плакать при подлинно тяжелых событиях. Гнетущее ощущение подавленности, опустошенности, полной безнадежности являются симптомами депрессивных расстройств большинства людей. Мрачное расположение духа - не просто печаль, это мучительная душевная боль. Однако печаль отмечают у себя не все страдающие депрессией. У детей и подростков состояние депрессии проявляется чаще в форме не унылого настроения, а раздражительности. Молодые люди в состоянии депрессии в основном капризны, легко раздражаются и говорят они главным образом о собственном "уродстве", "глупости", о своей "бесполезности". Иные взрослые в состоянии депрессии также бывают совсем не печальны, а брюзгливы, ворчливы и даже гневливы и враждебны. Пожилые же чаще жалуются не на подавленное настроение, а на неприятные физические ощущения и боли.
Курпатов А.В. считает, что в депрессии многие замыкаются в себе, отгораживаются от других. Характерно, что человек в состоянии депрессии имеет весьма негативный взгляд на самого себя. Он убежден в собственной беспомощности и полном одиночестве на белом свете. Обвиняет себя за самые тривиальные погрешности и недостатки. Для депрессивных людей характерен пессимистичный взгляд на себя, мир, собственное будущее. Депрессивный человек теряет интерес к тому, что происходит вокруг, и зачастую не получает удовольствия от тех занятий, которые обычно его радовали. Он часто испытывает трудности в принятии, а также в выполнении уже принятых решений.
Чрезмерная тревога и ужас перед настоящими событиями также могут сопровождать депрессию: согласно исследованиям, более 60 процентов людей, страдающих депрессией, чувствуют сильную тревогу; у них может нарушиться обычный аппетит и сон. Большинство теряет вес, но некоторые в результате своей болезни начинают есть еще больше, а бывает, то объедаются, то вообще ничего не едят. Сон и усталость также являются основными проблемами. Люди, страдающие депрессией, могут рано просыпаться, иногда не могут заснуть вообще или спят намного больше, чем обычно. Даже если они спят, то сон их, как правило, беспокойный, без сновидений, им трудно заснуть или их мучают кошмары, наполненные образами смерти, разрушения и тьмы. Следовательно, сон мало облегчает их всепоглощающее чувство усталости и у них наступает истощение.
Депрессия стала таким распространенным явлением в наши дни, потому что мы живем в нереальности, и большая часть энергии уходит на преследование нереальных целей. Человек будет до тех пор подвержен депрессии, пока будет искать источники для самореализации вне себя. Если он будет думать, что, имея все материальные преимущества, которыми обладают его соседи, станет более важным, будет в большей степени человеком, будет жить в мире с собой, то может горько разочароваться. А с разочарованием придет и депрессия.
Итак, при депрессии страдают практически все сферы - эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах клиента, так и объективно - в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость - различные формы досуга, общения, чтение книг, хобби и пр. Пропадет не только чувство удовлетворения в результате такой деятельности, у страдающего депрессией нет мотивации, не возникает желание приступить к этой деятельности, а интерес к самой деятельности сменяется равнодушием и раздражением, эти нарушения составляют один из главных диагностических признаков депрессии, который обозначается как "утрата интереса и удовольствия".
1.2.Особенности проявления депрессивных состояний у подростков
Подростковый период - такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения, которые делают возможным выполнение задач, стоящих перед взрослым человеком - выполнение его социально-профессиональной функции и функции образования семьи.
Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.
Подростковую депрессию отличает отсутствие равнодушия к радостям жизни, повышенная реакция на внешние ситуации или источники стресса, раздражительность или отсутствие наркотической реакции на трехфазные антидепрессанты.
Подростки предъявляют жалобы нередко спонтанно на грусть, уныние, чувство скуки, нежелание ничего делать, что с их точки зрения "не совсем правильно". Снижение активности они прямо связывают с понижением настроения, при этом относят к плохому настроению и "никакое настроение". Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий.
Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен за счет засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий.Утомляемость подростков заметна особенно во второй половине дня, они часто нуждаются в послеобеденном отдыхе, и, если пользуются им, чувствуют себя значительно лучше.
http://lusher.op-team.ru/
Приложения
Приложение 1
Бланк опросника CDI
Инструкция: « Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
1.□ У меня редко бывает грустное настроение.
□ У меня часто бывает грустное настроение.
□ У меня все время грустное настроение.
2.□ У меня никогда ничего не получится.
□ Я не уверен, что у меня все получится.
□ У меня все получится.
3.□ В основном я все делаю правильно.
□ Я многое делаю не так.
□ Я все делаю неправильно.
4.□ Многое для меня является забавным.
□ Некоторые вещи меня забавляют.
□ Ничто меня не забавляет.
5.□ Я все время себя плохо чувствую.
□ Я часто себя плохо чувствую.
□ Я редко себя плохо чувствую.
6.□ Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от времени.
□ Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.
□ Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.
7.□ Я себя ненавижу.
□ Я себе не нравлюсь.
□ Я доволен собой.
8.□ Все плохое происходит по моей вине.
□ Многие плохие вещи происходят из-за меня.
□ Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.
9.□ Я не думаю о самоубийстве.
□ Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.
□ Я хочу покончить с собой.
10.□ Желание заплакать я испытываю каждый день.
□ Желание плакать появляется у меня довольно часто.
□ Желание заплакать я испытываю редко.
11.□ Меня все время что-то беспокоит.
□ Меня часто что-то беспокоит.
□ Меня редко что-то беспокоит.
12 □ Я люблю находиться среди людей.
□ Я не люблю часто бывать с людьми.
□ Я вообще не хочу быть с людьми.
13.□ Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.
□ Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.
□ Я легко изменяю свое мнение
14.□ Я выгляжу хорошо.
□ В моей внешности есть недостатки.
□ Я выгляжу безобразно.
15.□ Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.
□ Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.
□ У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.
16.□ Я плохо сплю каждую ночь.
□ Я часто плохо сплю.
□ У меня нормальный сон.
17.□ Я редко чувствую себя усталым.
□ Я часто чувствую себя усталым.
□ Я все время чувствую себя усталым.
18.□ У меня часто нет аппетита.
□ Иногда у меня нет аппетита.
□ Я всегда ем с удовольствием.
19.□ Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.
□ Меня часто беспокоят боль или недомогание.
□ Я все время испытываю боль или недомогание.
20.□ Я не чувствую себя одиноким.
□ Я часто чувствую себя одиноким.
□ Я все время чувствую себя одиноким.
21.□ В школе ничто не доставляет мне радости.
□ В школе мне бывает приятно только время от времени.
□ Мне часто радостно в школе.
22.□ У меня много друзей.
□ У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.
□ У меня совсем нет друзей.
23.□ С учебой у меня все хорошо.
□ Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.
□ Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались легко.
24.□ Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как другие.
□ Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие, если
□ Я такой же благополучный, как и остальные люди.
25.□ Меня никто не любит.
□ Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.
□ Я уверен, что меня кто-то любит.
26.□ Я часто делаю то, что мне говорят.
□ В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.
□ Я никогда не делаю то, что мне говорят.
27.□ Я хорошо лажу с людьми.
□ Я часто ссорюсь.
□ Я постоянно ввязываюсь в ссоры.
Приложение 2
Восьмицветовой тест Люшера
Цель: выявление эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния.
Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Основные преимущества данной методики: быстрота тестирования, простота поставленной перед испытуемым задачи, полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой, возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого, результат не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.
Цветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов.
Основные цвета и их символические значения:
№1 - синий цвет. Символизирует спокойствие, удовольствие, нежность и привязанность.
№2 - зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.
№3 - красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.
№4 - желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, Любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.
Дополнительные цвета и их символические значения.
№5 - фиолетовый, №6 - коричневый, №7 - черный, №0 - серый. Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение.
Инструкция: " Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. При этом ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с какими-либо вещами - цветом машины, одежды, которая вам к лицу, косметики и прочим..."
Заключение тестирования Люшера (ученик №1)
Желаемые цели и поведение, продиктованное этими целями
Первая выборка
Считает, что с ним обращаются несправедливо; он не заслуживает такого обращения. Hадежды также обманули его. Рассержен и бунтует против сложивщихся обстоятельств, в которых он видит личное оскорбление.
Вторая выборка
Испытывает потребность освободиться от стресса. Жаждет мира, покоя, чувства удовлетворенности.
Сдерживаемые свойства и неуместное при этом поведение
Первая выборка
Чувствует себя отрезанным от других и несчастным из-за трудностей в достижении необходимой ему степени сотрудничества или гармонии, к которым он стремится.
Вторая выборка
Считает, что он получает меньше того, что ему причитается, что нет ни одного человека, у которого бы он мог всегда найти сочувствие и понимание. Сдерживаемые эмоции делают его обидчивым. Но он сознает, что должен как можно лучше использовать обстоятельства такими, как они есть.
Психологическая интерпретация
Стремится производить хорошее впечатление, однако, беспокоится и сомневается в возможности успеха. Считает, что он вправе получать то, на что он питает надежды и чувствует себя беспомощным и страдает, когда обстоятельства оборачиваются против него. Однако, лишь возможность неудач чрезвычайно его огорчает и это может привести к нервному истощению. Видит в себе "жертву", которую ввели в заблуждение и чьим доверием злоупотребляли, принимает этот вымысел за действительность и пытается убедить себя, что в его неудаче достичь какого-нибудь положения и признания виноваты другие.
Разочарование в несбывшихся надеждах и страх, что, если он поставит перед собой новые цели, то это приведет только к новым неудачам, вызвали значительную тревогу. Он пытается найти спасение от этого в спокойных и гармонических отношениях, которые оградили бы его от разочарований и недостатка признания.
Заключение тестирования Люшера (ученик №2)
Откуда в Вас столько негативных установок в отношении себя? Страх, чувство бесперспективности, ощущение утраты личностной позиции, самоуничижение невозможно скрыть даже под маской нарочитой беспечности. Вам срочно нужно повысить самооценку и по-настоящему полюбить себя, со всеми своими мнимыми и действительными недостатками.
Вы почему-то находитесь в конфронтации с окружающим миром - вы нетерпимы к внешним воздействиям, имеете ирреальные требования к окружению, применяете протестные формы высказываний и поведения, яростно отстаиваете свою самостоятельность принятия решений. Это противостояние вызывает у Вас переутомление, ощущение несчастливости, желание бегства в мир иллюзий. В своем неприятии действительности Вы можете дойти до импульсивных разрушительно-агрессивных поступков. Стоит разобраться в себе и в своем отношении к миру.
Вы тратите слишком много сил на преодоление возникающих на жизненном пути препятствий. Вам необходимо перестать сомневаться в себе и в прочности своей позиции. Тогда не будет необходимости обвинять в неудачах внешние обстоятельства, скрывать тревогу и ощущение собственного бессилия.
Ваша эгоцентрическая обидчивость зачастую мешает вам налаживать взаимоотношения с окружающими. Эмоциональная сдержанность со стороны кажется холодностью. Физиологическая сфера не блокирована. А значит, единственная проблемная сторона Вашей жизни - коммуникативная. Стоит развить в себе способности к общению.
Ваши желания не воплотились в реальность, а надежды разбиваются необходимостью, что вызывает в Вас чувство протеста и состояние выраженного разочарования. Тревожная неуверенность, вызванная неудачами, привела Вас фактически к состоянию стресса, когда Вы не в состоянии эффективно действовать. Осознавая малую результативность своих усилий, Вы пытаетесь уйти от ответственных дел и решений, переключиться на малозначимые занятия. Необходимо осмыслить причины неуспеха, справиться с нерешительностью и начать действовать.
Сейчас Вы испытываете выраженный стресс в связи с блокировкой самореализации. Проблема прежде всего связана с уязвленным самолюбием и неудовлетворенностью своим социальным статусом. Ощущение собственного бессилия перед лицом препятствий, которые субъективно воспринимаются как неодолимые, и враждебность окружающих вызывают негодование и беспомощность.
Приложение 3
Как победить депрессию
1. Прежде всего, необходимо устранить причину, вгоняющую Вас в депрессию или отдалиться от неё. Если это невозможно, тогда измените своё отношение к ситуации или обстоятельствам. В зависимости от сложности ситуации попробуйте не пропускать её через себя, не принимая близко к сердцу, насколько это возможно.
2. Если причина или объект остались в прошлом и сейчас не присутствуют в Вашей жизни, но Вы об этом все время думаете, отпустите все обиды и неприятности, связанные с этим объектом или ситуацией. Не держите это в себе. Отгоняйте все мысли об этом объекте и не пускайте их в свою голову.
3. Не оглядывайтесь на прошлое, не вините себя ни в чем. Живите настоящим и стройте планы на будущее.
4. Не лежите на диване и не жалейте себя. Гиподинамия ещё более усугубляет депрессию, а жалость делает слабым и занижает Вашу самооценку. Будьте уверены в себе и своих планах на будущее.
5. Пересмотрите свои приоритеты, которые помогут стать счастливым. Подумайте, что нужно для счастья и в чем оно для Вас может заключаться.
6. Составьте планы на неделю, месяц, год и 3 года. Смотрите в будущее и представляйте его светлым и прекрасным. После черной полосы всегда наступает белая, а ширина полос зависит только от Вас, от того, как воспринимаете ту или иную ситуацию.
7. Полюбите себя и мир вокруг вас: людей, природу, животных, птиц и даже полезные вещи, которые вокруг Вас. Дарите больше любви, добра и тогда с Вами будут происходить только хорошие события, а на пути будут встречаться только хорошие
8. Как можно больше общайтесь с другими людьми. Активно участвуйте в общественных мероприятиях, направленных на получение только позитивных эмоций, посещайте приятные общественные места.
9. Измените свой внешний вид: прическу, цвет или длину волос. Купите новую одежду, обувь, сумку или другой интересный аксессуар. Делайте себе подарки.
10. Повесьте на стену или поставьте на стол в красивой рамке свою старую или новую фотографию, на которой Вы улыбаетесь и счастливы.
11. Старайтесь себя постоянно чем-то занять, чтобы не оставалось времени на негативные мысли, но физически не перенапрягайтесь.
12. Старайтесь соблюдать режим дня и спать 7-8 часов
13. Займитесь подвижным спортом
14. Вспомните о своем любимом хобби
15. Организуйте себе отдых в том месте, куда давно хотели поехать или пойти. Смените на время обстановку. Эта пауза даст Вам возможность самовосстановиться.
16.Чаще общайтесь с живой природой. Свежий воздух и зелень успокаивают и расслабляют, а солнечный свет поднимает настроение и тонус. По этой причине, находясь дома в пасмурную погоду, включайте более яркое освещение.
17. Оградитесь от негативных эмоций. Не смотрите фильмы и передачи, несущие негатив. Не заводите и не поддерживайте разговоры на негативные темы. Не обсуждайте и не критикуйте других людей, не завидуйте, не делайте зла другим людям.
18. Общайтесь с людьми, которые не ворчат, не тревожатся, не жалуются, не грузят Вас своими проблемами, а радуются жизни, несут позитив и готовы Вас понять и поддержать.
19. Не заводите и не поддерживайте разговоры на негативные темы. Не обсуждайте и не критикуйте других людей, не завидуйте, не делайте зла другим людям, так как этот негатив по закону бумеранга обязательно возвращается, но в виде болезней и неприятностей.
20. Избавьтесь от вредных привычек: злословие, курение, алкоголь и т.п.
21. Вдыхайте приятные запахи, используя ароматерапию.
22. Не употребляйте так называемую «быструю» пищу.Несбалансированная диета – частая причина депрессии.
Приложение 4
Список продуктов которые необходимо употреблять в период депрессии и преддепрессивного состояния :
лосось, белая рыба, индейка, нежирное отварное мясо;
орехи, 4-5 штук в день;
сырые фрукты и овощи;
зелень;
ягоды;
мед, 3-5 ложек в день;
крупы, хлеб отрубной;
яйца;
молочные продукты, сыр;
растительное масло.
Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин Валерий Павлович
Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний»
Применяется для обследования подростков и взрослых с целью дифференциальной диагностики депрессивных состояний, состояний, близких к депрессии, и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
Цель: определение уровня депрессии.
Описание. Полное тестирование с обработкой занимает 20–50 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Опросник
Продолжение таблицы
Интерпретация данных. Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
УД = ? пр. + ? обр. ,
где? пр. – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываням № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;
Обр. – сумма цифр «обратных», зачеркнутыми высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16,17,18, 20.
Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму 1 балл и т. д. В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.
автора Соломин Валерий ПавловичМетодика «Шкала самооценки тревожности» Данный тест – надежный и информативный способ самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Применяется для
Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий ПавловичМетодика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени депрессивного состояния.Инструкция. Читайте каждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа, каждый из
Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий ПавловичМетодика диагностики психических состояний С помощью этой методики можно определить уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Применяется для обследования подростков и взрослых. Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических
Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла СпартаковнаПриложение 2 Методика «Шкала состояний» (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой, 1984) Инструкция: «Прочтите каждую из представленных ниже пар полярных утверждений и на оценочной шкале отметьте, в какой степени ваши ощущения в данный момент времени ближе к тому или иному
автора Копытин Александр Иванович4.1. Рисуночные тесты Сильвер как средство диагностики депрессивных состояний и агрессивности среди детей и подростков Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала несколько диагностических, коррекционных и развивающих методик, в том числе: Рисуночный тест Сильвер
Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович4.3. Методы арт-терапевтической коррекции депрессивных состояний и агрессивности у детей и подростков При наличии в рисунках детей и подростков признаков депрессивного состояния и агрессивности применению методов арт-терапевтической профилактики и коррекции должно
Из книги Развитие личности [Психология и психотерапия] автора Курпатов Андрей ВладимировичКритерии дифференциальной диагностики кризисов развития личности и пограничной психопатологии Практически все психотерапевтические направления можно условно разделить на две группы: представители первой уверены (нас интересует только практическая сторона вопроса)
Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард КарлМЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,
Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений ПавловичМетодика «Шкала совестливости» Приводимая ниже шкала взята из «Психодиагностического теста», разработанного В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла)."Шкала совестливости" предназначена для измерения
Из книги Психология воли автора Ильин Евгений ПавловичМетодика «Шкала: робость, стеснительность» Инструкция. Прочитайте утверждения вопросника и в случае согласия с ними поставьте рядом знак «+», при несогласии - знак «-».Текст опросника:1. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.2. В компании я
Из книги Техники психотерапии при ПТСР автора Дзеружинская Наталия АлександровнаШкала для клинической диагностики ПТСР (Clinical-Administered PTSD Scale – Caps) Пациент____________________Дата______________Интервьюер____________A. ТРАВМАТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ____________________B. ПОСТОЯННО ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ(1) Повторяющиеся навязчивые воспоминания о событии,
Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович3.5.3. Шкалы для диагностики депрессивных расстройств Для изучения психического состояния больных с депрессивными нарушениями разработаны многочисленные оценочные шкалы, позволяющие констатировать не только сам факт наличия депрессии, но и ее выраженность. При
Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл Из книги Измени свой биологический возраст. Back to 25 автора Лавриненко Семен ВалерьевичПриложение 2. Опросник Бека. Диагностика депрессивных состояний Несмотря на простоту выполнения, опросник Бека показал высокую клиническую эффективность при предварительных обследованиях.Инструкция: Перед вами находится опросник, содержащий 13 групп (А-Н) из 4-х
автора Жуков. Дмитрий Анатольевич Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков
Исследование наличия депрессивных состояний у подростков проводилось в МОУ СОШ №7 города Тюмени. Испытуемыми были учащиеся 8-9 классов, в количестве 62 человек, в возрасте 13-15 лет.
Этапы исследования:
1. Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросников CDI и СПА.
2. Проведение индивидуальной стандартизированной беседы среди подростков с высокими показателями депрессии и дезадаптации.
3. Применение теста Люшера, с целью уточнения психологического диагноза.
Опросник CDI ("Описание детской депрессии") в изучении депрессивных состояний у подростков.
Данная методика была выбрана, поскольку позволяет выявить состояние депрессии у подростков.
Цель: выявить депрессию у подростков и детей в возрасте от 13 до 15 лет.
Данный опросник специально разработан М. Ковач для диагностики депрессии у детей и подростков. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.
Данный опросник состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Бланк опросника представлен в Приложении 1.
При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.
1,3,4,6,9,12,14,17, 19, 20,22,23,26,27 |
|||
2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25 |
|||
Интерпретация:
0-10 - состояние без депрессии;
11-16 - легкое снижение настроения;
17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;
20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.
В таблице №1 представлены результаты по методике CDI М. Ковач. Данные свидетельствуют о том, что депрессивное состояние присутствует у трех испытуемых, что соответствует пяти процентам от общей группы испытуемых. Это подтверждает данные ученых о том, что в подростковом возрасте встречаемость депрессивных состояний составляет пять-семь процентов.
На диаграмме № 1 в процентном соотношении представлены результаты данного диагностического исследования. Это свидетельствует о том, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.
Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания.
Таблица 1. Данные по опроснику CDI
Для наглядности представим данные опросника на рисунке 1.
Рис.1 Данные опросника CDI
Диагностика и развитие творческих способностей подростков
Основными методами исследования творческих способностей являлись: метод психометрического тестирования, метод корреляционного анализа. Метод психометрического тестирования - стандартизированные методики психодиагностики...
Коррекция депрессивных состояний у подростков
Подростковый период - такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения...
Коррекция депрессивных состояний у подростков
Трудности диагностики депрессивных явлений привели к осознанию специалистами необходимости учета психологических аспектов возникновения и развития данных явлений у подростков...
Коррекция депрессивных состояний у подростков
Когнитивная модель депрессии основывается на том положении, что ведущие симптомы депрессии, такие как печаль, слабость или полная утрата мотивации, суицидальные желания, находятся в зависимости от нарушения познавательных процессов...
Коррекция депрессивных состояний у подростков
Задача семейной психокоррекции - ознакомить членов семьи подростка с его проблемой и показать им, как они могут помочь. Семья служит мощным источником сил для подростка с депрессивным расстройством. Разногласия членов семьи...
Коррекция депрессивных состояний у подростков
Особенности взаимосвязей агрессивности и психического состояния подростков
О переходном периоде обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п...
Особенности психических состояний студентов в период сессии
Исследование проходило на базе ИГПИ им. П.П. Ершова, г. Ишима. В эксперименте участвовали 20 студентов 3 курса, 901 группы, педагогического факультета специальности «Педагогика и психология», из них 1 юноша и 19 девушек...
Особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе
Цель исследования: выявить особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе Объект исследования: психические состояния студентов Предмет исследования: особенности психического состояния Гипотеза исследования:...
Подходы к изучению и классификации депрессивных расстройств
Этапу диагностики депрессивных состояний предшествует период распознавания заболевания, что связано с большим количеством затруднений...
Профилактика суицидального поведения у подростков в групповых формах внеурочного взаимодействия
Речь при депрессии
депрессивный эмоциональный психология речь Депрессия - это синдром, характеризующийся пониженным настроением (гипотимией), торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением витальных побуждений...
Работа по стимулированию самовоспитания учащихся начинается с диагностирования готовности к самовоспитанию. Это позволяет выяснить, знаком ли подросток со способами самопознания и саморегулирования. Хочет ли он больше знать о себе...
Средства и пути оптимизации самовоспитания подростков и юношей
Работая над курсовой, я подумала, что без рассмотрения вопроса об акцентуации характера подростков и педагогической помощи им в самовоспитании, моя тема не будет раскрыта достаточно полно...