О дин из элементов одежды, который известен еще с древних времен – классический женский платок. Относительно недавно он был достаточно популярен, хотя сегодня встретить в городе женщину в традиционном платке сложнее, чем, к примеру, в деревне.
Небольшое отступление. В современном городе появилась тенденция носить платок на шее. Для примера несколько фотографий модных блогеров:
В деревне платок чаще носят на голове. И многочисленные примеры бабушек в платочках Вы можете вспомнить самостоятельно. Но даже эта фраза не должна Вас остановить от идеи попробовать примерить платок как героини ретро-фильма! На блоге элегантности и стиля — — есть самостоятельная публикация Как завязать платок на голове и видео:
История платков насчитывает несколько столетий. Первые упоминания о квадратном отрезе материи появились задолго до истории Древней Греции, Индии, Египта и Турции. Среди африканских народов они были не менее популярны.
В разных странах значение платков было различным. В одних странах – это самостоятельный элемент костюма, в других – часть головного убора. У некоторых народов он был показателем социального статуса. Женщины из знатных семей носили платки из дорогой ткани, вручную расшитые золотыми нитями.
Кроме прямого предназначения, платок нередко использовался во время танца. Танцующая девушка с его помощью старалась как можно лучше подчеркнуть грациозность и легкость своих движений. И сегодня платок часто используется с той же целью.
В истории платков этот аксессуар носили не только на голове или шее, использовали его также в качестве пояса. Моду повязывать платок на шее можно отнести к римским легионерам. А после распада империи, эту тенденцию подхватили народы других стран. В их числе: Румыния, Хорватия и Франция. Легкие широкие платки стали популярными еще в XVIII веке.
Подводя небольшой итог, справедливо будет сказать, что женский платок и сегодня не утратил своей актуальности. Он может быть как предметом для согревания в холодное время года, так и аксессуаром, который преобразит любой наряд.
Вам знакомо имя женщины, которая придумала носить меховые накидки с вечерними нарядами? Обязательно познакомьтесь с этой королевской особой в статье Кто придумал палантин.
Самые красивые примеры, которые были найдены специально для этой публикации:
Чтобы познакомиться со всеми статьями, которые сейчас есть на блоге элегантности и стиля — http://сайт/, перейдите на страницу Карта блога
Вконтакте
Эти платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. К XVII веку убрус уступает место платку или шали.
vector-images.com , CC BY-SA 3.0К началу XVIII века в районе г. Павловский посад уже существовали традиции кустарного текстильного производства. В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.
, CC BY-SA 3.0
Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово Иваном Дмитриевичем Лабзиным. Лабзины имели небольшое производство. Большая часть материалов раздавалась крестьянам окрестных селений, которые на домашних станах вырабатывали шелковые и бумажные материи и платки.
Правнук, Яков Иванович Лабзин, совместно с Василием Ивановичем Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павлово-посадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0
Расцвет мануфактуры приходится на 1870-1880-е годы. В 1881г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.
После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0
В 1937 году фабрика участвует во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.
В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0
В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года - ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».
Фотогалерея
Дата начала: XVII в.
Полезная информация
История - павловопосадские платки
Названия фабрики
После 1855 года платочное предприятие имело разные названия:
1868г. - Полное товарищество "Яков Лабзин и Василий Грязнов"
1892г. - Товарищество на паях "Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова в Павловском Посаде"
1918г. - фабрика была национализирована и стала называться
Старо-Павловская фабрика № 11 Государственного камвольного треста ВСНХ
1928г. - фабрика имени 10-й годовщины Красной Армии Главного управления шерстяной промышленности
1963г. - Московское производственное платочное объединение
1989г. - Павлово-Посадское производственное платочное объединение
1992г. - Акционерное общество закрытого типа "Павлово-Посадские шали
с 1995г. - Открытое акционерное общество "Павловопосадская платочная мануфактура"
Василий Павловопосадский
Василий Грязнов был широко известен при жизни среди окрестного населения не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами. Много лет он состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова.
В августе 1999 г. В.И.Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.
Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
А.Блок
Сегодня мне бы хотелось поговорить с Вами о женском, нежном, целомудренном предмете женского гардероба – о платке.
Раньше я надевала платок только для посещения храма, даже не платок, а палантин, и это было так удобно, и красиво, и ощущения совсем другие, не такие, как от вязаной шапки.
Этой зимой я хотела обновить шапочку, и сколько не искала – все безуспешно, все казалось неудобным, или мне не идет, или цвет не тот. Тогда я вдохновилась образами девушек, которые носят платки вместо других головных уборов, и решила попробовать.
Конечно, для меня было важно, чтобы платок был из натуральных тканей, а также теплым и красивым. Поэтому я напрямую отправилась в магазин «Павлопосадские платки» (Павлопосадкая мануфактура работает с 1795 г.) Выбор платков просто завораживает, выбрать было нелегко, но все же я определилась, выбрав платок бруснично-розово-алых тонов со смешанным узором – немного цветочков и немного орнамента «огурцы». Конечно же, в моем списке ближайших покупок появилось еще минимум 2-3 платка.
Скажу честно – ощущения от ношения платка удивительные. Он смотрится очень женственно и необычно, мягко и скромно. Он сдерживает – в платке намного сложнее, например, грубить, или спорить.
Мне стало интересно изучить историю платка на Руси, и понять, почему же он вызывает у меня такие ощущения?
Предлагаю Вам отправиться вместе со мной в небольшое путешествие по истории.
Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата.
После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма.
Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться “простоволосой” было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение ‘опростоволоситься’, то есть ‘опозориться’.
В Древней Руси женщины носили венцы или венчики, сначала из кожи или бересты, обтянутые богатой тканью, а затем металлические, украшенные драгоценными камнями. Сверху к венцам прикрепляли длинные покрывала, которые ниспадали на спины. По словам В. О. Ключевского, с XIII в. знатные русские женщины стали носить на головах кокошники. Слово произошло от слова «кокошь», то есть наседка, курица. Кокошники напоминали по форме луковицу. Край кокошника обрамляли поднизи в виде сеточки или бахромы.
Обшивали кокошники темно-красной материей и красиво унизывали жемчугами и камнями. Кокошники для богатых боярынь и боярышень изготовляли специальные мастерицы.
Художник Журавлев.
Затем женщины стали носить убрус - часть головного убора замужней женщины - полотенце, богато украшенное вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника - мягкой шапочки, закрывавшей волосы, - и завязывался или закалывался булавками.
Убрус представляет собой прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40-50 см в ширину. Материал зависел от благосостояния владелицы. Наиболее распространённый вариант - украшенное вышивкой или каймой льняное полотно или другая плотная ткань. Знатные женщины носили убрус из белого или красного атласного полотна и парчи. Носили такой платок поверх головного убора.
В повседневной жизни крестьянки носили простые платки – символ замужества.
Художник Суриков
В конце XIX века платки в качестве головного убора повсеместно были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины в разное время года. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда - концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ - XIX вв., а образ русской женщины - "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, - сформировался уже в XX веке.
Платок в образе русской женщины был логическим завершением костюма. Он был как бы окладом для ее лица, женщина без платка, все равно, что "дом без кровли", "церковь без купола". Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок.
Художник Куликов.
Платок как обозначение социального статуса
У незамужних девушек были иные головные уборы и прически. Главным их головным убором были венцы, называемые также красой. Например, изображение терема в несколько ярусов, разделенных жемчужной обнизью. Венец представлял собой наклеенную на твердую прокладку ленту из византийской парчи, один край которой приподнят и вырезан зубьями. Венчик изготавливали из серебра или бронзы.
На концах венчика устраивали крючки либо ушки для шнурка, которым он завязывался на затылке. Затылок у девушек в таких головных уборах оставался открытым. Вдоль щек спускались от венца рясы - нити бус из камней или чаще жемчуга, а лоб украшали поднизью. Венец был всегда без верха, потому что открытые волосы считались признаком девичества. Венцы девушек среднего достатка состояли из нескольких рядов золотой проволоки, которые иногда украшались кораллами и полудрагоценными камнями. Иногда это была просто широкая повязка, вышитая золотом и жемчугом. Такая повязка суживалась на затылке и связывалась широкими вышитыми лентами, спадавшими на спину.
Зимой девицы покрывали голову высокой шапкой, которая называлась столбунец. Низ ее оторачивали бобровым или собольим мехом, а высокий верх делали из шелка. Из-под столбунца выпадали косы с красными лентами. Дело в том, что под столбунец надевали еще повязку, спереди широкую и сзади узкую, которая там же и завязывалась лентами. К девичьим лентам пришивали косники - плотные треугольники из кожи или бересты, обтянутые шелком или расшитые бусами, жемчугом, полудрагоценными камнями. Они вплетались в косу с помощью золотой крученой нити. После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором.
Платок на голове замужней женщины еще с библейских времен был символом женского благородства и чистоты, покорности и смирения перед мужем и Богом, вот почему не используя платок женщина выражала свою гордыню, непокорность, в связи с чем не могла быть допущена в храм для духовного покаяния.
Также считается, что замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить.
Платок дает женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, добавляет женственности, скромности и целомудрия.
Производство платков
На протяжении 19 в. все платки были безымянные. До нас не дошли все имена фабричных мастеров, авторов чудесных платков. Данила Родионов -первый мастер, чье имя упомянуто, он был и резчиком и набивщиком.
Восточные шали в России появились раньше, чем во Франции. В официальную моду они вошли в конце 18в. - в 1810 г., когда пришел стиль "ампир". В десятые годы 19 в. появились первые русские шали.
- Они изготовлялись в основном на 3-х крепостных фабриках.
- 1. Колокольцовские шали - на фабрике Дмитрия Колокольцова, воронежского помещика.
- 2. В мастерской помещицы Meрлиной, которая начинала с производство ковров в Воронежской губернии, затем перешла на шали и перевезла мастерскую в Подрядниково Рязанской губернии. "Шарфы и платки госпожи Мерлиной высокой своею добротою заслужили первое место среди продукции этого типа".
- 3. В мастерской воронежской помещицы Елисеевой.
В середине 19 в. в России складывается особый центр производства национальных платков - Павловский Посад.) 0 нем есть материал в журнале "Мануфактура и торговля" за 1845 г. Отрывки оттуда: " 13 мая 1845 г. село Вохна Богородского уезда и 4 рядом лежащие деревни переименованы в Павловский посад".
Купец Лабзин и вступивший с ним в дело Грязнов открыли фабрику набивных платков, на фабрике работало 530 рабочих. Шелковые и бумажные изделия фабрики раскупались на ярмарках, которых устраивалось в Павловском Посаде до 9-ти в год.
В 1865 г. Штевко открыл крупное производство набивных платков по шерсти и ситцу. Но только с 80-х годов 19 в., когда фабрика Лабзиных перешла на анилиновые красители, начинает формироваться тип павловского платка, прославившего Павловский Посад. Дело в том, что природными красителями получить чистые яркие цвета на шерстяной ткани чрезвычайно трудно. И вот на смену природным красителям пришли яркие химические - к концу 50-х годов анилиновые, а с 1868 г. - ализариновые.
К концу 19 в. - началу 20 в. павловские платки экспонируются на Международных выставках, покоряя своеобразием и национальной самобытностью. Яркие, многокрасочные они стали самыми любимыми в народе. Их популярность способствовала их универсальность: платок шел ко всему и ко всем - к нарядам крестьян и городских низов.
Узоры павлопосадских платков
Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно декорировались так называемым «турецким» узором, стилистика которого восходит к тканым восточным шалям. Этот узор наиболее характерен для русских тканых и набивных платков 1-ой половины XIX века. Он предполагает использование определенных орнаментальных мотивов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм. В России интерес к искусству Востока был достаточно устойчив на протяжении всего XIX в. Хотя некоторые исследователи ошибочно связывают с павловским платком исключительно цветочную орнаментацию, но, тем не менее, павловские шали с «турецким» узором также были довольно разнообразны.
Во 2-ой половине XIX в. изображение цветов, причем в несколько натуралистической трактовке, было очень модным. Вероятно, это было обусловлено свойственными всей эпохе историзма романтическими тенденциями связи человека с живой природой. Предпочтение цветочным мотивам отдавалось в вышивке, кружеве, тканях. Букетами цветов декорировали фарфор, подносы, их изображения стали появляться в росписи интерьеров. Так что в украшении шалей цветами проявилось стремление павловских мастеров сделать модный товар, который будет пользоваться спросом у покупателей.
В рисовальной мастерской фабрики в 1871 г. работало уже 7 рисовальщиков: Степан Васильевич Постигов, Иван Иванович Иванов, Михаил Ильич Судьин (Судин), Аким Васильев, Павел Захарович Невесткин, Борис Ефремович Красильников, Захар Андреевич Проханов. К концу века их число достигло одиннадцати. Труд художников высоко ценили: жалованье самого высокооплачиваемого из них Степана Постигова составляло в то время 45 рублей, что почти в 2 раза превышало зарплату резчика и в несколько раз заработок рабочих других специальностей.
Конец XIX - начало XX в. можно рассматривать как время окончательного сложения стиля павловского платка. Узор набивался на кремовом или цветных грунтах, чаще всего черном или красном. Орнамент включал объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка. Иногда цветы дополняли тонкими орнаментальными полосками или небольшими элементами стилизованных растительных форм. Отличительной особенностью павловских платков была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора. Не случайно предприятие получает в 1896 г. высшую награду промышленной выставки в Нижнем Новгороде: право изображения Государственного герба на вывесках и этикетках.
С середины 1920-х годов традиционный цветочный орнамент получает несколько иную трактовку. Цветочные формы в эти годы укрупняются, обретая порой почти осязаемую объемность. Колорит платков строится на ярких контрастирующих сочетаниях красных, зеленых, синих и желтых красок.
Рисункам послевоенного периода свойственна декоративная насыщенность, более плотная скомпанованность цветочного узора. Цветовая и композиционная наполненность рисунка со сложными светотеневыми разработками соответствовала общей тенденцией развития прикладного искусства тех лет.
В последнее десятилетие проводится работа по восстановлению рисунков старых павловских шалей. Создание новых рисунков ведется в двух направлениях. Наряду с развитием классической линии появились новые, современные рисунки, учитывающие общеевропейские тенденции развития платка. В соответствии с модой и стилем времени меняется цветовой строй изделий. Колористическая гамма строится на гармоничном сочетании сближенных тонов с преобладанием бежевых, охристых, коричневых и зеленоватых.
Если Вас также, как и меня, заинтересовали платки, то посмотрите платочки на
Форма проведения: экскурсия в школьный историко-этнографический музей по материалам исследовательской работы
Цели:
- познакомить учащихся с историей появления платка и шали, способам изготовления;
- показать платок во всем его многообразии: по видам ткани, способам украшения и как неотъемлемую часть русского традиционного костюма;
- пробудить интерес к народным традициям;
- способствовать формированию уважения к труду и таланту мастеров, понимание красоты, вкуса.
Оборудование: экспозиция «Русские платки - отражение души народа», мультимедийная презентация .
План:
- Введение
- История возникновения
- Правила ношения
- Техника изготовления и украшения
- Районы производства
- Заключение
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами поговорим о русских платках. Наша экскурсия в школьный музей к экспозиции «Русские платки - отражение души народа» наглядно расскажет о духовном и материальном человеческого начала. Кто знает, что такое платок? (работа со словарями) «предмет одежды - кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы» Из словаря С.И.Ожегова. Или «лоскут равносторонний,шелковый, бумажный, шерстяной, холщовый, какими женщины повязывают голову, мужчины шею, а женщины и накидывают на шею, носят в руках или кармане» из словаря В.И.Даля. Шаль - от персидского слова «шал» большой. Это крупный прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом, мерная тонкая шерстяная ткань саржевого переплетения. В XV веке. В Кашмире делались шали из тонкой шерсти тибетских коз.
2. История возникновения платка
Ребята, а кто может предположить, когда появились платки? Еще в раннехристианскую эпоху (300-600гг) головной платок был неизменным атрибутом женского костюма. Мужской шейный платок поначалу имел исключительно прикладное значение - еще воины Древнего Китая и римские легионеры обматывали шею куском ткани в случае болезни или, желая защититься от холода и ветра. Уже гораздо позже стали носить исключительно для красоты.
Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой - убрус, которым женщины покрывали голову. С конца XVII века он уступает место платку, а спустя 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль. Производство русской шали началось в самом начале XIXв., но первые образцы подражали восточным.
Первые сведения о появлении в Оренбуржье изделий из козьего пуха начали появляться еще в конце XVIII века.
Павлово-Посадские платки появились в первой половине XIX века.
3. Правила ношения
Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Девушки так и делали, выйти простоволосой не то, что из дому, даже из своей горницы считалось позором «грехом». А «окосматеть» женщину, то есть совать головной убор. Было тяжелой обидой и даже преступлением. Платок для женщины был обязательной частью гардероба. Две трети жизни она проводила в нем.
Еще в древности легко было определить по наряду девушку, ее возраст- совершеннолетняя или нет, можно ли сватать. А вот замужем или нет - об этом говорил в первую очередь головной убор. До замужества головной убор не покрывал головы, оставляя волосы открытыми. Носили на лбу маленькие тесемочки, взрослея, вместе с поневой они получали «красу» девичий венец. Головной убор «мужатой» женщины непременно укрывал волосы полностью, это обычай был связан с верой в магическую силу волос. Во время свадьбы жених накидывал своей избраннице на голову покрывало и делался,таким образом ее мужем и господином.
4. Техника изготовления и украшения
Понятие «русский платок» признано в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров по ткацкому и красильному делу.
До появления монопольной промышленности крестьяне ткали платки дома на простых самодельных станках. Украшали узорами и ткаными полосами. На Руси украшать материал умели в древности- были и тканые и вышитые. В 10 веке уже было известно украшение тканей набивным способом, когда с появлением городов ткани стали предметом торговли. Чтобы ускорить процесс нанесения рисунка доску с резным рисунком покрывали краской, клали на ткань и ударами деревянного молотка помогали изображению отпечататься. В XVII веке набойкой для себя и на продажу занимались нижегородские кустари. Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже XVIII-XIX вв. Основой будущей текстильной промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станами. Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Ручной крестьянской набойке уже приходилось конкурировать с фабричным ситцепечатанием.
В коллекции представлены два шелковых платка: черного и коричневого цвета «файева» (местное название). Рисунок состоит из цветков, веток, листьев,перьев, которые сотканы на атласном фоне. Дополнительным украшением таких платков служит вышивка. В экспозиции видно большое разнообразие ситцевых платков фабрик Посылина «желтый» с маркировкой, Прохоровский, самый лучший из хлопка с маркировкой на одном из них, фабрики Рубачевых, с маркировкой. Прохоровские платки были сдержанными по цвету. Чаще всего они имели светлый фон - белый, золотистый, бежевый. Букеты и гирлянды мягкие по колориту -приглушенный зеленый, темно -красный, лиловый, синий и желтый. Для большей выразительности узор всегда очерчен тонким черным кружевом.
Платки фабрики Рубачевых отличаются черным фоном и многоцветным узором, где яркие, розовые, красные тона сочетались с теплым зеленым.Местное название «полузеленый». Такие недорогие платки имелись почти в каждой семье- бедные их носили в праздник, богатые в будни. Излюбленным орнаментом фабрик становится «восточный огурец». На ситцах мануфактуры Рубачевых «огурцы» то вплетались,то складывались во многолепестковый цветок, то заполняли всю поверхность ткани- вариантов множество.
Искусство цветочного орнамента и колорита Павловского платка имеет свою традицию. Она связана с высоким мастерством резчиков набойных досок. Мягкая воздушность роз и других цветов, сочность красок и красота их сочетаний в букетах Павловских платков покоряют своей декоративностью и образностью.
Полушелковые платки, сочетающие черный, желтый и алые цвета и образующие мелкую клетку были праздничными. Шелковые платки «парочка», для невесты собирался «шишом» и «шапочкой» для женщин.
Ребята, а с какой целью мастера наносили разнообразные рисунки?
5. Районы производства
Самая первая мануфактура, начавшая выработку шалей по образу кашмирских, возникла в 1806 году в вотчине помещицы Н.А.Мерлиной в деревне Скородумовке Нижегородской губернии. В 1813 году в селе Хава Воронежской области в имении помещицы В.А.Елисеевой была открыта мануфактурная мастерская. Великолепны были знаменитые «колокольцевские» шали. Назывались они так потому, что делались в сельце Александровка Саратовской губернии, в имении генерала Д.Колокольцева. Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами. Инициаторами их производства были московские фабриканты Гучковы в 40-х гг. XIX века. Техника ткачества позволяла делать узоры одно- и двусторонние.
В экспозиции широко представлены разноцветные платки, популярные среди крестьянства России. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков была Владимирская губерния. «Русским Манчестером» называли село Иваново Шуйского уезда, где в начале XX века открывались первые механические ситценабивные фабрики. Ситцевые платки кумачовые («французские») и кубовые (синие) мануфактур Баранова и Буданова (Москва), Посылина (Шуя), братьев Рубачевых (Шуя), Трехгорной мануфактуры Прохоровых (Москва), выпускающая до 40 видов платков. Шали Павловского Посада Московская губерния.
6. Заключение
Итак, мы выяснили, что платок прошел длительное время развития. Это зависело от условий, в которых жили люди, уровня развития техники, вкусы, мода, материальных возможностей. Ребята, а какую роль играет платок в наши дни?
Рефлексия
Приведите в соответствие:
Ответы: 1-Г, 2-Д, 3-Б, 4-В, 5-А.
Приведите в соответствие:
Ответы: 1-Б; 2-А; 3-Г: 4-Д; 5-В.
Русская красавица в павлопосадском платкеКультура того или иного народа многокомпонентна. Кухня, быт, традиции и особенности в одежде — все это составляет целостную картину, делая узнаваемой ту или иную народность. Именно мелочи, нюансы, особенности и отдельные детали традиционного костюма являют всему миру народный образ. Без преувеличения, одной из самых ярких и многоликих считается российская культура. Симбиоз трудолюбия искусных ремесленников и мастерства художников дал начало такому уникальному произведению прикладного искусства, как павлово-посадские шали (платки).
История платка
Сегодня каждый иностранец — гость великой и необъятной России, почтет за честь приобрести в качестве сувенира необыкновенные посадские платки или шали. Но мало кто знает, что история такого уникального и популярного во всем мире аксессуара насчитывает уже более 200 лет.
Павлопосадский платок можно встретить на многих картинахИстоки берут свое начало в середине ХIХ века. Город на Руси Павловский Посад, ранее именованный Богородским уездом, издавна считался своего рода центром талантливых и искусных ремесленников, а в особенности текстильного мастерства. В те далекие времена именно в Павловском Посаде насчитывалось бесчисленное множество текстильных цехов, которые сохранились с еще более старинных времен. В ХVII столетии богородские шали уже имели широкую известность, благодаря узнаваемому рисунку-орнаменту из золоченых нитей.
Да и как такая красота могла не стать популярной
Позже производство стремительно набирало обороты и уже посадские платки изготавливались из различных тканей, а характер рисунка приобрел более характерные национальные черты и узнаваемый русский характер.
Мануфактурное производство расширялось, появилось направление шелкоткачества, платки изготавливались также из шерстяных и полушерстяных тканей.
История павлопосадских платков
Традиционные посадские платки имели одну особенность — необычный и уникальный в своем роде набивной рисунок. Узоры были настолько эксклюзивные, что невозможно было отыскать два идентичных платка.
Техника нанесения рисунка
Великолепие цвета, сложного и единственного в своем роде цветочного узора или орнамента достигается непростой технологией нанесения. Изначально узор переносился на материал при помощи резных деревянных форм. Такие доски-формы назывались «цветками» и «манерами». Доска «цветки» вырезалась из дерева, с ее помощью на ткань наносились краски, а вот досками «манерами» набивался контур орнамента или узора.
«Манера» для нанесения узоров
Эволюция коснулась и технологий набивания принтов, поэтому уже в 70-х годах прошлого столетия рисунок стал наноситься на посадские платки и шали способом трафаретной печати и специальных нейлоновых шаблонов. Более современные павлопосадские текстильные изделия несколько видоизменились: рисунок стал менее детализированным, а контуры орнаментов приобрели менее затейливые и несколькострогие очертания.
Промышленное производство отнюдь не сыграло в пользу красоты платка
Некоторое время для нанесения рисунка применялась техника ручной набойки, но в силу особой трудоемкости процесса, популярным он так и не стал. Хотя именно в этот период были созданы настоящие эксклюзивные модели, достойные звания культурной ценности России.
В 90-х годах прошлого столетия, в то время, когда многие отрасли поразил кризис, производство не только не сошло на нет. Павлопосадские изделия стали еще более красочными и самобытными. Количество красок на один платок или шали достигло 23-х. Сегодня трафаретная технология сохранилась, уникальный рисунок предварительно разрабатывается художниками, после чего изготавливаются трафареты, затем шали и платки запускаются в производство.
Разработка рисунка будущего платка — задача не из простых
Создание павлопосадских платков
Особенности узоров
С давних времен по сегодняшний день посадские платки и шали делятся на два основных вида:
- Первые — это платки и шали, которые изготавливаются из тонкой полупрозрачной шерсти. Такие павлопосадские изделия могут иметь шелковую праоснову. Рисунок на такой шали или платке набивался на кремовом, черном, темно-вишневом или алом цветовом грунте. Орнамент представлял собой крупные цветы или букеты, строго подобранные стилевые узоры. Как говорится, награда нашла своего героя. Такие посадские платки получили в 1896 году высшую государственную награду, что дало право изображения Национального Герба на этикетке или вывеске.
- Вторые — это павлопосадские изделия, которые выполнялись из плотной шерсти. Такие модели, как правило, отличались от первых не только тканями, но и орнаментом. Заглавным узором был позаимствован у восточного народа «огурец», заключенный в цветочные узоры. Акцент в таких платках делался на края, и точнее, углы платка, оставляя в центральной части небольшую фигуру средника.
В послевоенные период посадские платки приобрели большую яркость, нежели модели военного периода. Колорит павлово-посадской шали строится на контрастах желтого, зеленого, красного и синего. В рисунке появляются светотеневые обработки, которые придают реалистичности и осязаемости цветочным принтам.
Такой принцип ярких и необычных контрастов, национального орнамента или цветочных узором настолько уникален в своем роде, что делает посадские платки и шали вне веяний моды.
Подобная красота не может выйти из моды
Как носить павлово-посадский платок или шаль?
Современные тенденции в моде — это дань уважения и даже преклонения перед мастерством наших предков. Поэтому павлопосадские палантины, шали и платки невероятно популярны и сегодня среди модниц. Такой яркий и необычный аксессуар несомненно обладает своим характером, историей и душой, что придает образу самобытные народные ноты в необычном современном обрамлении, словно драгоценный бриллиант.
Образ русской красавицы будет не полным без такого платка
Есть несколько советов, как одеть павловопосадский аксессуар:
- Традиционным способом, как носили на Руси, одевая на голову и завязывая под подбородком. Такой способ подойдет красавицам с четкими и правильными чертами лица.
Повязать платок традиционным способом очень просто - Одевая на голову, а концы платка обматывая вокруг шеи. Идеально смотрится с шубой или дубленкой. Нужно быть осторожной с образом, состоящим из шубы в пол и павлопосадского платка, чтобы не принять облик боярыни Морозовой.
- Можно надеть на голову в виде банданы или тюрбана, а концы закрепить вокруг головы. Такой способ выглядит необычно и современно.
Павлопосадский платок в виде банданы - Просто накидывая на плечи, произвольно завязывая концы платка, чтобы окружающие могла восхищаться красотой рисунка.
Оригинальная юбка из павлопосадского платка
Способов, как и с чем надевать посадские платки, палантины и шали немало. Можно смело отпускать фантазию и экспериментировать с таким необыкновенным аксессуаром, создавая свой собственный яркий и оригинальный образ.
Умелое сочетание или шали поможет придать облику не только народной самобытности. Павлопосадские изделия — это не просто модные аксессуары, они обладают душой, преображая облик женщины не только внешне, но и внутренне. Такие яркие расписные аксессуары никогда не выйдут из моды, формируя настоящий русский стиль вне модных тенденций.
Интересная информация о павлопосадских платках