Традиция украшать дом на Троицу уходит корнями в Ветхий Завет и в языческие традиции. И это один из немногих случаев, когда языческие обычаи совершенно мирно сосуществуют с православными.
Зачем украшать дом на Троицу
У Троицы - ветхозаветные еврейские корни. Ее второе имя - Пятидесятница. И в этом имени - сразу два памятных для верующих людей события. На пятидесятый день после исхода евреев из земли египетской они подошли к горе Синайской. И Господь-отец дал Моисею десять заповедей, которые известны сейчас даже людям неверующим. Гора Синайская в это время была полностью покрыта цветами и зеленью, поэтому в древней Церкви в день Пятидесятницы, чтобы ощутить свою сердечную связь с теми событиями, было принято украшать храмы и дома зеленью.
В Новозаветной церкви принято украшать дом на Троицу в память о сошествии на апостолов Благодатного огня, который дал им возможность говорить на всех языках мира. Дом, в котором находились в это время апостолы, был украшен зеленью в честь Ветхозаветной пятидесятницы.
Языческий обычай украшать дом зеленью связан с духами умерших предков и русалками. Считалось, что весной души умерших родственников собираются на полях, чтобы помочь растениям налиться силой. Укрытием им служили травы. Чтобы привлечь силу предков в дома, люди устилали пол травами на три определенных дня. «Нагостившись» и сделав для своих родственников все, что было в их силах, души покойников покидали дома живых людей и возвращались к себе «домой». Травы выносились из дома и сжигались. Естественно, укрытием для душ могли служить далеко не все травы.
Эти три обычая соединились воедино. И каждый из них внес свою лепту в традицию украшения дома на Троицу.
Какими травами украсить дом на Троицу
Ветки березы - это, пожалуй, первое растение, которым нужно украшать дом на Троицу. Березу очень чествовали в народе во время Русалочьей недели (неделя до Троицы). Ее украшали в лесах, водили вокруг нее хороводы, на ней гадали. Несмотря на это (гадания, как известно, да и вообще «идолопоклонство» церковью, как известно, запрещено) ветками березы на Троицу украшают не только дома, но и церкви.
Аир в народе нвазывают «ангельской травой».
Парадоксальное вообще-то, название для травы, которую принесли на нашу земли завоеватели - монголо-татары. Эта травы на родине захватчиков считалась священной - татары верили, что водоем, в котром растет эта трава, будет чист. Поэтому, идя с «огнем и мечом» по славянским землям, татары разбрасывали по нашим прудам кусочки корней аира. И он прижился. А славяне спустя какое-то время заметили, что в водоемах, заросших аиром, меньше комаров, вода там не застаивается, не «гниет». Поэтому «чужестранный» аир был принят в число священных трав. Украсить свой дом на Троицу и не использовать для этого аир - это, простите. Нонсенс. Бросьте на пол несколько веточек аира, поставьте его в вазы и добрые духи обязательно почтут вас своим присутствием в этот день. Но упаси вас Бог на Троицу сказать в доме грубое, обидное, а еще страшнее - матерное слово! Добрые духи, смертельно обидевшись, покинут ваш дом и зазвать их обратно будет нелегко.
С праздником Святой Троицы (Днем сошествия Святого Духа или Пятидесятницей) связано немало интересных символов. Например, почему на Троицу украшают храм березой? И вообще - причем тут зелень и Дух Святой?
Подробные ответы на эти вопросы, а также пояснения священнослужителей представлены в нашей статье.
Зачем на Троицу ветки березы: откуда пошла традиция
Троица всегда отмечается на 50 день после Пасхи, который тоже выпадает на воскресенье: 27 мая 2018, 16 июня 2019 и т.д. В этот день проходят особые праздничные богослужения, когда все священнослужители облачаются в специальные торжественные одеяния зеленого цвета.
И храм принято украшать ветвями березки, полевыми цветами и вообще свежей зеленью. Почему так сложилось? Ответ довольно простой, но в одно предложение его не уместить.
Еще при жизни Христос обещал, что после его смерти Бог пошлет на землю Утешителя – Святого Духа. На 40 день после Пасхи Спаситель вознесся на небо, а еще спустя декаду обещанное действительно исполнилось: Дух сошел на последователей Иисуса, находящихся в одном из домов Иерусалима.
Появление Святого Духа означает наступление благодатного времени, когда на земле постоянно присутствует сам Бог (ведь Дух – это третье лицо Троицы). Теперь он всегда незримо с нами, а значит, каждый человек может помолиться ему простой молитвой, и он будет услышан. Это событие является символом животворящей веры, великого чуда и блага, которое послал Господь.
Даже грешная душа может искренне покаяться и попросить прощения, после чего получит его сполна. Получается, что любой человек может как бы возродиться от неправедной жизни ко спасению. Причем получить этот бесценный дар можно совершенно свободно – личные заслуги и профессиональные достижения в этом деле не играют никакой роли.
Таким образом, праздник Троицы символизирует возрождение души и исполнение воли Бога. А что ассоциируется с возрождением, если подумать о природе? Конечно же, весна – время, когда солнце светит все ярче, а пейзаж на улице становится все зеленее.
Почему на Троицу украшают храм травой и березой: комментарий священнослужителя
Ответы на этот вопрос уже неоднократно давались священниками. Например, протоиерей Борис Старк еще в 1981 году говорил о том, что здесь можно привести по крайней мере две причины.
Одна из них связана с легендарным историческим событием, а другая имеет чисто символическое, но не менее важное значение. Ниже приводится довольно подробный комментарий по вопросу, почему на Троицу украшают храм березой и травой.
Зачем на Троицу украшают дом березовыми ветками
Ну а почему на Троицу храм и жилище украшают именно ветками березы – ответ также очевиден. Береза – это вообще сакральный символ нашей страны без всякого преувеличения.
Это дерево является одним из самых распространенных, причем встретить его можно не только в сельской местности, но и на просторах шумного города. Вот почему многие люди на Троицу срывают молодые ветки березы, делают из них венки или просто собирают в охапку и несут в дом.
Предварительно можно освятить зелень в храме, после чего положить этот своеобразный букет рядом с иконой или на самое видное место в доме.
Как украсить дом ветками березы
Итак, понятно, для чего на Троицу украшают дома ветками березы. Но как это сделать? Тут можно дать полный простор своей фантазии. Ветви можно просто поставить в вазу, а ее разместить на столе.
Можно положить молодую зелень на обеденный стол. Кстати, его неплохо декорировать зелеными салфетками, посудой такого же цвета и элементами декора (статуэтками, вазами).
А еще можно сделать настоящую зеленую гирлянду, повесив ее под потолком, как это и было принято делать на протяжении многих веков.
Березовые веточки, сорванные на Троицу, принято хранить целый год, а после их можно заменить новыми. Кстати говоря, этот букет не стоит выбрасывать, как обычный мусор. Нужно просто аккуратно собрать их и унести на природу или отправить по течению реки – т.е. положить туда, где никто бы не стал топтаться или проезжать по ним.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Традиция украшения жилища березовыми ветвями на Троицу тесно пересекается с главным символом Вербного воскресенья – ветвью ивы с набухшими почками.
По сути, верба олицетворяет наступившую весну, а береза – лето. Одновременно ли сложились эти традиции или нет, но даже если это и простое совпадение, оно как минимум весьма примечательно.
Березовые ветки на Троицу: народные традиции
Интересно, что зелень вообще и конкретно березовые ветви на Троицу стали интересным символом не только в церковной традиции, но и в народных обрядах.
Девушки, например, плели венки из зелени и полевых цветов, пускали их по воде и гадали на суженого. Приметы были такие: поплывет венок – скоро будет свадьба, останется на месте – нужно подождать, утонет – грядет какое-то непростое испытание. А еще было принято хранить березовые ветви в течение всего года рядом с иконой, чтобы он приносил счастье и достаток в дом.
Многие хозяйки стремились сделать из них веник, которым можно прибираться в помещении, а также на кладбище, куда также стремились попасть в день Троицы. Надо сказать, что эта традиция едва ли заслуживает внимания, ведь в такой светлый праздник заниматься наведением порядка на могиле не стоит.
Более того – накануне торжества наступает специальная Троицкая родительская суббота, когда можно помянуть своих ушедших близких и прибраться на кладбище. А Троица – день праздничный: всему свое время.
Праздник Пятидесятницы практически всегда выпадает на начало лета или конец весны – самое заветное время года, когда впереди теплый сезон, пора отпусков и многих ярких моментов, пишет портал сайт. Нет такого человека, который бы не радовался приходу чего-то светлого и доброго (как в прямом, так и в переносном смысле). Поэтому Троица – это праздник для всех.
Через семь недель после светлого Христова Воскресенья христиане восточного обряда будут отмечать Троицу — праздник, в который возносят молитвы Господу в трех его ипостасях: Отцу и Сыну, и Святому Духу. Этот день чаще всего отмечают дома в кругу семьи, за праздничным столом, после посещения утренней церковной службы. Именно поэтому стоит позаботиться о том, чтобы украсить дом на троицу подобающим образом. Пишет
Как же украсить дом на Троицу (Зеленую неделю)?
Накануне праздника Троицы (Зеленая неделя) принято очищать свои помыслы от зла и осуждения, а также приводить в порядок свое жилище. Генеральную уборку заканчивают в субботу к вечеру. В это же время семья собирается для того, чтобы совместно украсить дом на троицу. Декорирование комнат цветами и травами подарит неповторимую, свежую атмосферу «зеленого» праздника. При этом, подбирать растения для украшения нужно с соблюдением обычаев наших предков.
Славяне-земледельцы испокон веков поклонялись природе, именно ее силы призывали на помощь в борьбе со злыми духами. Чтобы защитить урожай, принято было вносить в дом обереги из молодых ветвей деревьев. Можно украсить дом на троицу ветками дуба, березы, бузины и липы. В почете на зеленые святки также ольха, ясень и клен. Однако есть и запрещенные деревья, ветки которых нельзя вносить в дом на Троицу. Проклятым деревом считалась осина. Христиане опасались этого дерева, т.к. согласно легенде, Иуда повесился на нем. Не ломали также ветки вербы — ее почитали за добро, которое дарила она на Вербное Воскресенье.
Ветви молодых деревьев или клечання служили не только оберегом для древних славян. Наши пращуры верили в то, что в «зеленый» праздник души умерших родственником спешат навестить родных. Прячутся они в ветках дерева, поэтому необходимо было обильно украсить дом на троицу, особенно стены и оконные проемы. В «Клечальную» неделю украшали не только комнаты жилища (включая ставни, заборы, крыльцо и ворота), но и сараи, хлев, другие хозяйственные помещения.
Часто для того, чтобы наполнить дом ароматом, полы устилали стебельками и листьями болотного аира (татарское зелье). По поверью, если аиром украсить дом на троицу, то его магическая сила привлечет в жилище благополучие и здоровье для всех обитателей. Считалось, что аир помогает очистить атмосферу дома и призвать добрых духов. Оставаться в доме листья и стебли татарского зелья должны все три дня Троицы.
Сила болотного аира не преувеличена. Во времена татаро-монгольских набегов это растение было принесено кочевниками на территорию Украины. Листья и стебли, помимо приятного аромата, обладали лечебным, заживляющим и обеззараживающим свойством. На сегодняшний день аир болотный активно применяется в народной медицине.
Кроме этого растения в троичный букет обычно входят полынь, мята, чабрец, любисток, череда и другие ароматные травы лугов. Можно также украсить дом на троицу и праздничный букет полевыми цветами. Ароматный оберег нужно обязательно взять с собой на службу в церковь.
В конце праздничной службы священник освящает букеты и ветви, принесенные прихожанами. Весь год эти травы в засушенном виде нужно хранить возле икон, это будет сильный и действенный оберег от сглаза и неприятностей.
Если же не украсить дом на троицу, то его обитатели навлекают на себя грех. «Зеленое» воскресенье чтится христианами всех , поэтому и требует к себе особого внимания. Весь день рекомендуется проводить дома, вдали от лесов и водоемов, чтобы не попасть в руки русалок, водяного или лешего. Подарить родным и близким свое тепло в атмосфере зеленых и ароматных «лап» молодых деревьев — это и есть почитание святого праздника Троицы, дня мира и единения.
В этом году мы празднуем День святой Троицы 8 июня, этот день отмечается на 50 день после Пасхи.
Этот
получил также «Пятидесятница», потому что это событие произошло в 50-й день после Пасхи, совпадая с иудейской Пятидесятницей - праздником первых плодов и воспоминанием о даровании через Моисея израильскому народу синайского закона - десяти заповедей.
Евангелие от Луки повествует: на 50-й день после воскресения Иисуса Христа, утром, 12 апостолов и Богоматерь, находившиеся в одной горнице, услышали шум с неба, как бы несущегося сильного ветра, который наполнил весь дом. И явились огненные языки, и остановились по одному на каждом из учеников Христовых. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.
Этот праздник называется еще Троицей, так как в сошествии Святого Духа проявляется полнота Божества (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), завершившего домостроительство спасения рода человеческого именно в этот день.
Именно с этого дня миру раскрылось действие Пресвятой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа. Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим.
Праздник в честь Троицы, узаконенный церковью в 4 веке, долгое время не был широко распространен в древней Руси. В 14-16 веках
становится чрезвычайно популярным в русских землях, и связано это с деятельностью Сергия Радонежского, наиболее почитаемого в народе святого. Он избрал своим жизненным служением Троицу, чтобы созерцанием ее «побеждался страх ненавистной розни мира сего». Троица - праздник мира и добра.
Что празднуется перед Троицей?
Суббота накануне Троицына дня была у славян одним из главных поминальных дней. Поэтому нередко ее называли
или задушной субботой. С троицкими обычаями поминовения родственников, умерших преждевременной смертью, прямо соотносятся поверья о появлении на земле в этот период русалок - душ умерших детей или девушек, не доживших до вступления в брак. Так Господь приближает к себе всех, не только живущих, но и усопших.
Как украшают дом на Троицу?
В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев. Окна домов украшали свежими березовыми и яблочными ветками, вставляли их за образа в комнатах.
Что приготовить на праздник?
Много зелени, салатов, круглый хлеб, яичницу, как символ солнца, вареные яйца. В этот день пекли много пирогов, караваев, медовых коврижек. На столах было много хмельных медов и вин. В эти дни в каждой семье столы были обильными и праздничными, а скатерть на столах была зеленого цвета.
О символе праздника - березе
Символ праздника - березка. Березовыми ветками и полевыми травами украшались дома: стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники пахучей зеленью и цветами. Считалось, что береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Ветки березы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов.
На Троицу девушки, украсив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. В ближайшей роще выбирали молодую кудрявую березку, украшали ее лентами и, взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. Затем устраивали под березкой праздничную трапезу, а после ломали с той же березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни.
Почему называют праздник у нас в Украине «зелеными святками»?
Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.
А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей. В этот день люди святят в церкви ветви деревьев, полевые цветы. Праздник Троицы всегда был связан с проводами весны и встречей лета. За два дня до Троицы, на седьмой четверг после Пасхи праздновали Семик, поэтому вся неделя перед Троицей называлась семицкой или троицкой. Ее символом стала молодая березка.
Считалось, что молодое деревце, вобравшее в себя силу пробуждающейся земли, поможет новому урожаю, даст людям и животным здоровье и благополучие. Много зелени, много веселья, вот что включал в себя праздник. Господь с нами всегда, радуясь, говорят люди.
Почему Троица - девичий праздник?
В этот день девушки одевали самые лучшие наряды, нередко сшитые специально для троицких гуляний. Девичьи ритуалы сопровождала непременная троицкая трапеза. В этот день пекли каравай, относили его в рощу и, украсив венками, клали на скатерть, вокруг которой водили хороводы. Затем делили каравай на части и раздавали их по семьям, где были девушки на выданье. Эти кусочки засушивали и использовали при изготовлении свадебного каравая, считая, что это принесет новой семье счастье и любовь.
Гадания на Троицу
- Очень увлекательное занятие троицкой недели - гадание по венкам, которые плели из березовых ветвей. Считалось, чей венок пристанет к берегу - та останется в девках, чей уплывет или пристанет к другому венку - та выйдет замуж, чей потонет - та не скоро дождется суженого.
- Был и такой девичий обычай. В Троицын день девушки спрашивают у кукушки, долго ли еще быть им в доме отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества. Образ кукушки как вещей птицы был очень тесно связан с культом цветущей природы, почитания растительности и поминовения предков.
Чем еще славится праздник Троицы?
Это воплощение символа веры, единение христианства и язычества. Наши предки считали, что за Троицей шла русальная неделя. По народным поверьям, именно в это время русалки, обитательницы рек и озер, странствуют по земле, гуляют по лесам, избирая себе приютом старые деревья, особенно, дубы. Они качаются на древесных сучьях или разматывают пряжу, похищенную у тех хозяек, которые ложатся спать без молитвы. Да и в славянской
русалки совсем не похожи на своих западноевропейских сестер, которых обычно представляют в виде девушки с рыбьим хвостом.
Принято было считать, что постеленные на полу в домах мята, чабрец, а также разложенный на окнах чеснок, послужат защитой от нечисти и русалок.
Заключительный этап троицких обрядов характеризуется разнообразными формами ритуальных «проводов»: выбрасыванием, уничтожением или сплавлением по воде березки и троицкой зелени.
источник
Троицу отмечают на 50-й день после Пасхи, поэтому иногда этот праздник называют Пятидесятницей и в этом году выпадает на 31 мая. Отмечать Троицу начали с IV века, когда на II Константинопольском соборе был окончательно утвержден догмат о Троице: единый Бог существует в трех лицах - Бога-Отца, Бога-Сына и Бога–Духа Святого.
Клечальная неделя
Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.
Проводили Троицу на воздухе, в лесу, в общем, на природе. Гулянья были веселыми, шумными. С утра пекли каравай и созывали гостей, одаривая их венками из трав. В народной традиции Троицкие гулянья напрямую связаны со свадебными обрядами, поэтому были чрезвычайно популярны среди молодежи.
В Украине последние три дня перед Троицей называли Клечальной или Русальной неделей, а три дня после нее - Зелеными праздниками. Наши предки называли это время торжеством весны на пороге лета.
Большинство народных поверий связано с русалками, и четверг перед Троицей считался русалочьей Пасхой. По народным поверьям, на свою Пасху русалки выходили из воды и смотрели, почитают ли их люди. Если кто-нибудь работал, то они могли наслать беду на посевы. В четверг на меже своего поля глава семьи оставлял для русалок краюхи хлеба, а хозяйки ставили на подоконник горячий каравай, чтобы русалки могли насытиться его запахом.
На Киевщине в Русальный четверг на восходе солнца девушки шли на ржаное поле, взяв с собой хлеб, выпеченный из ржаной муки и освященной воды. В поле они делили каравай поровну, потом каждая направлялась к отцовской меже и оставляла там кусочек хлеба для мавки: чтобы рожь родила. На Полтавщине в этот день девчата тайно относили в лес венки для мавок, чтобы те им женихов наслали.
Украшаем дом
На Троицу существует обычай украшать дом ветками аиром. С этим связано несколько старинных земледельческих обрядов. На Зеленые праздники, как правило, цветет рожь. Чтобы собрать хороший урожай, нужно было защититься от злых духов. От них и прятались, укрывшись зелеными ветками. Накануне Святой Троицы молодицы, девушки и дети шли в рощу и на луг, чтобы собрать побольше душистых трав: чабреца, полыни, папоротника, любистка и, конечно же, аира. Вечером вся семья украшала дом ветками клена, липы, ясеня, березы, ольхи или тополя.
Ломать вербу категорически запрещалось, ведь это дерево уже заплатило дань Богу и людям на Вербное воскресенье. Кроме комнат, озеленяли двери, ставни, заборы и загоны для скота. Молодые деревья и ветки, срубленные в этот день, называли «клечанням». Отсюда и название недели - Клечальная (ее еще называли Дедовой).
Не украсить дом было большим грехом. Предки верили, что на Троицу души умерших родственников прилетают к живым и прячутся в ветках. Все внимание уделялось дверям, стенам домов и ставням - их густо закрывали липовыми ветками.
Полы в доме устилали травами: аиром, чабрецом, полынью и любистком. За иконы клали васильки и мяту. Перед образами зажигали свечку или лампадку. В Клечальную субботу существовал обычай плести венки. Свитый из живых цветов венок, по народному поверью, имел силу оберега.
В Дедову субботу святили в церкви молоко, сыр, калачи и несли гостинцы на кладбище, чтобы угостить друг друга в память об умерших. В Украине с давних времен был обычай поминать умерших в канун больших религиозных праздников. Троица не исключение. Предки верили, что, когда цветет рожь, мертвецы просыпаются. Чтобы в это время не произошло ничего дурного, люди просили помощи у умерших родственников. В благодарность за защиту полагалось в эту субботу справить на могилах обед-тризну.
С утра люди празднично одевались и шли в церковь. Особенно нарядными были девчата - традиционные белые сорочки, бусы и ленты они дополняли венками из цветов и ароматных трав. Кроме того, каждая девушка несла в руках букетик из полыни, барвинка или любистка.
На Троицу церкви также украшали травами и зелеными ветками. Делалось это в честь того, что Святой Дух дал жизнь всему, сотворенному Богом. Этот обычай был позаимствован у иудеев. Так, в Украине еще в позапрошлом веке люди несли в церковь травы. В середину букета православные ставили тройную свечу, которая должна была гореть во время всей службы. Огарок не выбрасывали, а сохраняли. Его давали в руки умирающему, чтобы облегчить страдания. Ароматные зеленые травы использовали, как обереги.
После обедни все собирались возле церкви, у вкопанного в землю высокого деревянного шеста. Шест обязательно украшали ветками и цветами.
Традиционно в этот день готовились блюда из яиц, молочных продуктов и трав: салат из молодой капусты, салат из листьев одуванчика, яйца, рубленные с чесноком, драники и омлеты с зеленью, кутью и коливо (для поминального обеда), гречаники, тушеную рыбу и курицу, запеченное мясо, разные блины и налистники, пироги и караваи, украшенные пряными травами. Из напитков популярными были кисели и взвары.
Карп, тушеный в пиве
1 карп (приблизительно 800 г), 2 луковицы, 2 моркови, 2 корня петрушки, 1 ч. ложка меда, 175 г светлого пива, растительное масло, соль, перец.
Подготовленный карп уложить в форму. Спассеровать на масле нарезанные соломкой лук, морковь, корень петрушки. Посолить. Нафаршировать карпа частью овощей. Посолить, поперчить. Мед развести с 1 ст. ложкой теплой воды, полить карпа. Налить в форму пиво (не поливая рыбу). Выложить оставшиеся овощи. Поставить в духовку и тушить 25 минут при температуре 180оС. При подаче к столу украсить зеленью.
Помидоры, фаршированные яйцами
6 помидоров средней величины, зелень петрушки, 0,5 стакана сметаны, соль, молотый перец.
Для фарша: 1 луковица, 3 яйца, перец, сметана, соль.
Твердые красные помидоры обмыть, вытереть и разрезать каждый на 4 части так, чтобы нижняя часть долек осталась соединенной. Затем каждый помидор посыпать солью, молотым перцем и оставить на 20 минут, чтобы они пропитались солью. Яйца для фарша сварить вкрутую, охладить, порубить, добавить мелко нарезанный лук, сметану, перец, соль и все перемешать. Приготовленную массу уложить между раздвинутыми дольками помидоров. Сверху полить сметаной и посыпать зеленью петрушки, аккуратно уложить на блюдо. Промежутки украсить зеленью петрушки. Помидоры можно начинять и другим фаршем: грибной массой, майонезом с сыром или селедочной массой, как фаршированные яйца.
Салат из листьев одуванчика
Листья - 0,5 кг, 1 луковица (красная, сладкая), 2 яйца, зубок чеснока, 2 ст. ложки бальзамического или винного уксуса, 1 ст. ложка горчицы, 3 ст. ложки растительного масла, молотый душистый перец и соль - по вкусу.
Сваренные вкрутую яйца очистить и разрезать на 4 части, луковицу - полукольцами, чеснок - измельчить.
В небольшой миске смешать чеснок, уксус, горчицу и масло. Взбить соус вилкой, затем посолить. Полученную заправку прогреть в сотейнике на маленьком огне, не доводя до кипения и при постоянном помешивании, 2 минуты.
Листья одуванчика помыть, высушить и сложить в салатник, добавив нарезанный лук. Полить салат заправкой, приправить перцем и перемешать. Выложить на листья яйца, по желанию можно добавить несколько ломтиков подрумяненного сырокопченого бекона.
Это блюдо издавна считалось обязательным на праздничном столе во время «зеленых праздников».