З адание 1. Родителям рекомендуется :
Напомнить ребенку о том, какое сейчас время года; обратить внимание на погоду (на улице холодно, идет снег, дует холодный ветер, может быть метель);
Рассказать ребенку о зимней одежде, головных уборах и обуви, об их назначении;
Обратить внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью;
Во время прогулки вместе с ребенком понаблюдать за тем, как одеты люди зимой, и рассказать ему о том, что одежду можно не только покупать, но и шить в ателье, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи, закройщицы;
В качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают различные ткани, и ателье по пошиву одежды, головных уборов.
Задание 2. Назвать зимнюю одежду, обувь, головные уборы.
Задание 3. Сравнить зимнюю и летнюю (осеннюю) одежду, обувь и головные уборы.
Задание 4. Отгадать загадки, прослушать стихотворение, выучить по выбору.
Рукавички новые, теплые, пуховые!
Мне их бабушка связала, подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки не озябнут ручки».
Две сестрички, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - их надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днем - домой. (Валенки)
Задание 5. Дидактическая игра «Сначала - потом» (составление сложносочиненных предложений с союзом а).
Сначала мы надеваем шубу, а потом - варежки. Сначала мы надеваем рейтузы, а потом - .... Сначала мы надеваем носки, а потом - ....
Задание 6. Подобрать как можно больше признаков к существительному: шуба (какая?) - теплая, пушистая, мягкая...; шапка (какая?) - ...; валенки (какие?) - ....
Задание 7. Ответить на вопросы.
Где продают одежду, ткани? Кто работает в магазине? Где шьют одежду? Кто работает в ателье? Что делают с одеждой в ателье? в магазине?
Задание 8. Дидактическая игра «Подбери слова» (вини тельный падеж).
Что вяжут? - Шапку, варежки, ...
Что шьют? - Пальто, платье, ...
Что надевают? - Пальто, свитер, ...
Что обувают? - Сапоги, валенки, ...
Что штопают? - Чулки, носки, ...
Что завязывают? - Шнурки, платок, ...
Задание 9. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (Взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребенок называет, что это и кому принадлежит.)
Задание 10. Дидактическая игра «Из чего - какой?» (образование относительных прилагательных): из ситца - ситцевый, из льна - льняной, из шелка - шелковый, из шерсти - ..., из меха - ..., из пуха - ..., из резины - ... . (По возможности следует познакомить ребенка с различными тканями и материалами.)
Задание 11. Дидактическая игра «Магазин» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).
Покупатель. Что у вас есть из меха?
Продавец. Меховая шуба, меховые рукавицы, ... .
Покупатель. Что у вас есть из кожи?
Продавец. Кожаные перчатки, кожаные сапоги, ...
Покупатель. Что у вас есть из шерсти? шелка?
Задание 12. Дидактическая игра «Узнай материал на ощупь». (Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из которого сделан предмет.)
Задание 13. Упражнение для пальчиков.
Задание 14. Вырезать картинки с изображением зимней одежды, обуви, головных уборов и вклеить в альбом.
Осенняя одежда, обувь, головные уборы.
Обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;
объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;
Объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;
спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом - панаму, босоножки, шорты?»;
Совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;
Закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).
Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава..).
Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).
Это чья шапка? - Моя.
Это чьи перчатки? - Мои.
Это чей шарф? - Мой.
Это чье пальто? - Мое.
Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям : моя - шапка...;
мой - шарф...;
мои - сапоги... .
Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений).
Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф...
Задание 8. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):
Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.
Что ты сделал сначала, а что потом?
Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (употребление множественного числа существительных): перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;
Задание 10. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов шапка - шапочка; сапоги - ...; пальто - ...; куртка - ...; кепка - ... .
Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак».
Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .
Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .
Шарф (какой?) - ....
Пальто (какое?) - .
Задание 12. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):
сапоги из резины - резиновые сапоги;
шапка из шерсти - шерстяная;
перчатки из кожи - кожаные... .
Задание 13 . Игра «Что у кого» (составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам)
У мальчика рубашка, а у девочки платье.
У мальчика ботинки, а у девочки туфли.
Задание 14. Игра «Скажи наоборот» (усвоение антонимов)
Большой – маленький,
Чистый – грязный,
Детский – взрослый,
Короткий – длинный,
Сухой – мокрый.
Задание 16. О тветить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными) : одна пара сапог, две пары сапог... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).
Задание 15. Пересчитать предметы (согласование существительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки... пять шапок; одно пальто, два пальто... пять пальто.
Задание 17. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).
Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».
Задание 13. Н азвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.
Задание 14. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.
Загадки по теме «Одежда, обувь»
Дождик, дождик - кап-кап-кап, мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.
Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.
©Меня часто зовут, ожидаются, А приду - от меня укрываются.
(Дождь)
© Из-под крыши крыша под дождик вышла.
(Зонт)
© Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью - под кроватью. (Туфли)
© Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (Перчатки)
© Если дождик, мы не тужим - бойко шлепаем по лужам
Будет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять (Сапоги)
© Сижу верхом, не ведаю на ком.
Знакомца встречу - соскочу, привечу.
(Шапка)
Четвертый лишний. 3 картинки с изображением одежды, 1 - с обувью. 3 картинки с изображением обуви, 1 - одежды. 3 картинки с верхней одеждой, 1 - с нижним бельем. 3 картинки с нижним бельем, 1 - с верхней одеждой. 3 платья с аппликацией, 1 - без нее. 3 платья гладких, 1 - с вышивкой. 3 платья одноцветных, 1 - в клеточку. 3 платья нарядных, 1 - без отделок. 3 юбки на лямках, 1 - без них. 3 юбки длинные, 1 - короткая. 3 юбки в складку, 1 - прямая. 3 фартука с карманами, 1 - без карманов. 3 платья летних, 1 - зимнее. 3 платья детских, 1 - взрослое. 3 взрослых платья, 1 - детское. 3 платья без одной детали (недошитые), 1 полностью готовое
БЕСЕДА ЦЕЛЬ: Активизировать знания об одежде. ХОД БЕСЕДЫ: Расспросите ребенка об одежде, придерживаясь следующего плана: -Для чего нужна людям одежда? -Какая она бывает (мужская – женская -детская, спортивная – деловая, праздничная – повседневная, летняя - зимняя и т.д.) -Как надо ухаживать за одеждой?
ИЗ ЧЕГО ЖЕ? ЦЕЛЬ: Упражнять в подборе прилагательных. ХОД ИГРЫ: Вы называете предмет одежды, обуви или головной убор и говорите из какого материала он сделан. Предложите ребенку соединить два существительных в словосочетание. Например Вы: «Платье из ситца» Ребенок: «Ситцевое платье». Возможные варианты: Шорты из хлопка, варежки из шерсти, ботинок из кожи, сапоги из резины и т.д. Спросите у ребенка, как будет называться рубашка в клетку? В полоску?
МУЖСКАЯ, ЖЕНСКАЯ, ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ: Развитие и уточнение словаря по лексической теме. ХОД ИГРЫ: Договоритесь заранее, о каком виде одежды будете говорить: о мужской, женской или детской. Игра заключается в том, что вы по очереди перечисляете названия одежды (головных уборов), относящейся к тому или иному виду.
КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ? ЦЕЛЬ: активизация словаря по теме, развитие долговременной памяти, развитие умения представлять предмет в деталях, развитие операций анализа и синтеза. ХОД ИГРЫ: попробуете вместе с ребенком назвать как можно больше деталей одной вещи. В начале можно смотреть на предмет, а в дальнейшем, для усложнения, предложите ребенку действовать без опоры на наглядность.
ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие воображения ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте разноцветные геометрические фигуры. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку собрать веселых человечков. А каких человечков придумает сам ребенок?
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПУГОВИЦЫ ЦЕЛЬ: Развитие мышления, умение классифицировать по различным основаниям, закрепление представлений о цвете и форме предметов. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте разноцветные геометрические фигуры. С помощью дырокола проделайте в них дырки. Предложите ребенку разложить пуговицы на группы сначала по цветам, затем по формам, по количеству дырочек в них и т.д.
ЗАГАДКИ Отгадай загадку - кто мы: В ясный день сидим мы дома. Если дождь у нас работа: Топать, шлепать по болотам. (сапоги) Две сестренки, две плетенки Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять - так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Перчатки) Я как зонт ~ не промокаю, От дождя вас защищаю, И от ветра вас укрою, Ну, так что же я такое? (Плащ) Я любой девчонке Прикрою волосенки, Прикрою и мальчишке Стрижки коротышки. От солнца я защита Для этого и сшита. (Панама) ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства языка. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Прежде, чем загадывать загадку, объясните ребенку все незнакомые слова, содержащиеся в ней. ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов. ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Затем попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками. Береги одежду, пока нова, а здоровье - пока молод. По одежде не суди, по делам гляди.
ТЕМА: «ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» Д/и «Много-один» Цель: образование существительных в ед. числе Сапоги - сапог, носки – носок, варежки – варежка, ботинки – ботинок, перчатки – перчатка, тапочки – тапочек, кроссовки – кроссовок и т.д. Д/и «Скажи наоборот» Цель: образование антонимов длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие носки, зимняя
одежда -…летняя одежда
,
чистые ботинки
-…грязные ботинки,
Пришивать – отрезать, Яркий – бледный, Снимать – надевать, Толстый – тонкий, Вешать – снимать, Сухая – сырая, Расстёгивать – застёгивать, Лёгкий – тяжёлый, Завязывать-развязывать, Дорогая – дешёвая, Чистить – пачкать, Длинный-короткий, Шнуровать – развязывать, Твёрдый – мягкий, Найти – потерять, Покупать – продавать, Старый – новый, Намочить – высушить, Высокие-низкие, Много-мало, Детский-взрослый. Д/и «Назови ласково» Цель : упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-. Ход игры: педагог называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например, Д/и «Всё наоборот» Цель: образование глаголов муж . и жен. рода и согласование их с существительным Катя разделась, а Дима…оделся, Катя застегнула пуговицы, а Дима…расстегнул пуговицы, Катя обулась, а Дима… Катя надела свитер, а Дима… Катя развязала шарф, а Дима… и т. д. Д/и «Что из чего?» Цель
:
упражнять в образовании относительных прилагательных. Блузка из хлопка (какая?) – хлопковая. Шуба из меха (какая?) – меховая. Д/и «Подбери слова» Цель: образование сущ. Винит. падежа Что вяжут?.. шапку, варежки… Что шьют?.. платье, пальто… Что надевают?.. куртку, юбку… Что обувают ?. сапоги, валенки… Что завязывают?.. шнурки, шарф… и т. д. Д/и «Жадина» ( «Мой, моя, моё») Цель: согласование сущ. ед. и мн. числа с притяжательными местоимениями мой, моя, мое. Ход игры: педагог раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё». Мой
(что?)
– свитер, сарафан, шарф, костюм… (можно усложнить : моя юбочка, мои юбочки) Д/и «Сравнилки» Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать предметы Детям предлагается сравнить перчатки и варежки, зимнюю одежду и летнюю одежду , … Д/и «Для чего это нужно?» Цель: развитие связной речи Для чего нужен? (карман, пуговицы, шнурки, рукава, воротник … и т. д.). Д/и «Добавь словечко» Цель: образование сущ. Творит. падежа Пуговицу пришиваем чем? (иглой). Одежду гладим чем? (утюгом). Ткань разрезаем чем? (ножницами) Блузку стираем чем? (мылом). Обувь чистим чем? (щеткой) Варежки вяжем чем? (спицами) и т. д. Д/и «Исправь предложение» Цель: развитие слухоречевого внимания и восприятия Одежда была грязная потому , что ее постирали. Платье было мятое, потому что его погладили. Мама гладил юбку. Папа завязала шнурки. и т. д. Д/и «Чего нет?» Цель: образование сущ-х в ед.. числе Род. падежа Платье - нет чего? …нет платья, сапог – нет чего? … нет сапога, Шапки - нет чего? …нет шапки, кепка – нет чего? … нет кепки, Блузка – нет чего? … нет блузки, ботинок – нет чего? … нет ботинка и т.п. Д/и «Подберите слова» Цель: формирование умения подбирать прилагательные к существительному (синонимы) Шуба какая?-…теплая, пушистая, мягкая, новая, длинная, красивая, зимняя…; Туфли какие? - … черные, удобные, новые, красивые, кожаные… Платье какое? … красивое, длинное, вечернее, нарядное, шелковое Блуза – какая?- …шёлковая, разноцветная, лёгкая … Куртка – какая?-…осенняя, удобная, лёгкая … Свитер – какой?-...тёплый, вязаный, шерстяной … Кеды – какие?-…спортивные, модные, мягкие … Д/и «Разложи по полочкам» Цель
:
упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов. Д/и «Что лишнее?» Цель: формирование умения находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Ход игры. Педагог показывает ребёнку картинки (или словесно), просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя. Юбка, брюки, сапоги , кофта. Что лишнее? Сапоги - потому что, это обувь. Одежду стирают, купают, гладят, сушат. Выделите лишнее слово. Д/и «Закончи предложение» Цель : употребление в речи глаголов Покупая в магазине обувь , покупатель (что делает?) …покупает. Ухаживая за обувью , человек (что делает?) … ухаживает. Надевая платье, девочка (что делает?)… одевает. Обувая сандалии, мальчик (что делает?) … обувает и т. д. Упражнение «Подбери словечко и повтори» Цель: употребление в речи сущ-х в В.п. и Р.п мн.числа У Вани рубашка, у мальчиков..., а в магазине много... У Маши кофта, у девочек..., а в магазине много... У мамы платье, у женщин..., а в магазине много... У папы шляпа, у мужчин..., а в магазине много … Д/и «Во что одет Ваня? Таня?» Цель: формирование умения составлять описание одежды, развитие связной речи. Д/и «Расскажи-ка» или «Писатель» Цель: составление описательного рассказа о предметах одежды по наглядному плану (мнемотаблице). Название? Цвет? Из каких частей состоит? Из какого материала сшита? Для кого предназначена? Д/и «Сосчитайка» Цель: согласование сущ. с числительными Одна варежка, две варежки, три варежки, четыре варежки, пять варежек… (можно усложнить - одна синяя варежка, две синих варежки) (шляпа, платье, сапог) Дидактическое упражнение. «Что будет, если...» Цель: развитие связной речи Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...». Что будет, если летом носить меховую шапку? Что будет, если зимой ходить в трусах и майке? Что будет, если в дождь обуться в тапочки? Что будет, если в жару не надеть панамы? Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки? Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке? Д/и «Два – две»» Цель : формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными. Ход игры: Педагог предлагает детям ответить на вопросы: Д/и «Прохлопай названия одежды, обуви», «Исправь ошибку» Цель: развитие внимания, слоговой структуры, слухового восприятия. Воспитатель произносит слова с неправильным ударением, а дети исправляют: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук. Д/и «Чей? Чья? Чьё?» Цель: формирование умения употреблять в речи притяжательные прилагательные Чей шарф? Это – Викин шарф. Чья рубашка? Это – Мишина рубашка. Чье платье? Это Юлино платье и т.д. Дидактическая игра «Отгадайте одежду, обувь или головной убор» Цель
:
развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать её по описанию. Д/и «Кто больше назовет» Цель: закрепление названий одежды, обуви, головных уборов. Правила игры: дети делятся на три команды, 1- называет одежду, 2- обувь, 3- головные уборы. Отвечают по очереди, побеждает та команда, которая больше назовет. Д/и «Какая бывает одежда?» Цель: Одежда для спорта какая? (спортивная). Одежда для лета? (летняя). Одежда для зимы? (зимняя). Одежда для праздника? (праздничная). Одежда для дома? (домашняя). Одежда для весны? (весенняя). Одежда для детей? (детская). Одежда для женщин? (женская). Одежда для мужчин? (мужская). Одежда для осени? (осенняя). Одежда для работы? (рабочая). Пальчиковые игры 1).Раз, два, три, четыре, пять - Соединять пальцы обеих рук, начиная с больших. Будем вещи мы стирать. Сжать ладони в кулачки, поднимать и опускать ладони. Платье, брюки и носочки, Загибать пальцы сначала на правой, а затем, на левой руке, начиная с большого. Юбку, кофточку, платочки. Шарф и шапку не забудем – Их стирать мы тоже будем. Потереть кулачки друг о друга. 2).Посчитаем мы сейчас, Стукнуть кулачками друг о друга, хлопнуть в ладоши. Сколько обуви у нас. Круговые движения кулачками. Туфли, тапочки, сапожки, Соединить большой палец правой руки по очереди с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Для Наташки и Сережки. Да еще ботинки, Затем то же проделать с левой рукой. Для нашей Валентинки. А вот эти валенки Для малышки Галеньки. Хлопнуть в ладоши. 3).Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной Рукой другую руку, Я в нее не попадаю. как будто надевают перчатку. Сосчитайте - ка, ребятки, Ритмично сжимают кулачки. Сколько пальцев у перчатки. Загибают пальчики на обеих руках, Раз, два, три, четыре, пять». Координация речи с движением. «Помощники» Дружно помогаем маме, (Встают, наклоняются, руками двигают вправо, влево) Мы бельё полощем сами. (Раз, два, три, четыре). Потянулись, (Тянутся, вытирают правой рукой пот со лба). Наклонились. (Снова полощут). Хорошо мы потрудились. (Вытирают рук о руку). Физминутка Ох, испачкалась одежда, Дети разводят руки в стороны, Мы ее не берегли, пожимают плечами. Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли. Дети сжимают и разжимают пальцы рук. Надо нам ее спасти, Дети «грозят» пальцем. И в порядок привести. В тазик воду наливаем, Имитация движений: «Наливаем воду». Порошочек насыпаем. Пальцы сложены щепотью, дети имитируют движения насыпания порошка. Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрем, На каждое действие выполняют Постираем, прополощем, имитирующие движения. Отожмем ее, встряхнем. А потом легко и ловко, На каждое действие выполняют Все развесим на веревках. имитирующие движения А пока одежда сушится, Мы тобой вдвоём покружимся. Дети кружатся парами. СТИХОТВОРЕНИЯ Головные уборы Если солнце ярко светит, Без панамы не гуляй. Если снег закружит, ветер, Тогда шапку надевай. Девочкам идут платочки, В шляпках модницы всегда, А у мальчиков - пилотки И бейсболки неспроста. Головной убор к одежде Подбирают не спеша, Чтоб не просто грел, но прежде. Был к лицу и украшал. В любое время года С очень давних пор Защищает голову Головной убор. Обувь Часто ходим в сапогах, Если снежно и бело И дождем все залило. Летом носим мы сандалии, Чтобы ноги не устали. Туфли в праздник примеряем, В них на утренник шагаем. А в кроссовках ловко скачем. И гоняем круглый мячик. Жить без обуви не можем, В непогоду нам поможет Быть здоровыми она, Обувь всякая важна. Цель: «Одежда. Ателье» Просмотр содержимого документа
|
В шапочках желтых мы стали цыплята, | (Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.) |
В шапочках белых мы стали зайчата, | (Показывает заячьи ушки) |
В шапочках красных мы стали грибочки, | (Соединяет руки над головой.) |
В шапочках черных – черника на кочках, | (Присаживается на корточки.) |
В шапочках синих дождинками стали | (Встает, ставит руки на пояс). |
И по дорожкам легко поскакали. | (Прыгает вперед на двух ногах). |
Физминутка «У Матрешиной сестрицы»
У Матрешиной сестрицы
По деревне небылицы:
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка - в жилете,
Петушок - в берете,
Коза - в сарафане,
Заинька - в кафтане,
А всех их пригоже
Корова в рогоже.
Н.В. Нищева
Физминутка «Забота»
«Не плачь, куколка моя»
Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки, твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью, постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Поработали вдвоем,
А теперь мы отдохнем.
Физминутка «Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем,
Крепко, крепко их потрем.
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмем.
А теперь мы все платочки
На веревку отнесем.
Пусть посохнут все платочки,
А пока мы отдохнем.
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом.
Мы платочками помашем,
С ними весело попляшем.
Ю. А. Фадеева
Физминутка «Стирка»
Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко
Всю развесим на верёвках.
А пока одежда сушится
Мы попляшем и покружимся.
Физминутка «Мороз»
На дворе с утра мороз. Отморозить можно нос. | (Потрите рукой нос) |
Шапка, куртка и сапожки – Не замерзнут наши ножки. | (Имитируйте движения одеваться) |
Будем прыгать и скакать, Наши ножки согревать. | (Прыгайте на двух ногах с продвижением вперед) |
Н. Ф. Юрченко
Физминутка «Неряха»
Дети ходят по кругу
Коля, Коля, Николай, за собою убирай! | (идут по кругу друг за другом) |
У тебя ленивы руки | (хлопают в ладоши) |
Под столом ремень и брюки, | (приседают) |
Не в шкафу рубаха, | («рисуют» четырехугольник) |
Николай – неряха. | (грозят пальчиком и качают головой) |
Н.В. Нищева
Физминутка «Пошли звери на базар»
Пошли звери на базар
Посмотреть новый товар.
Поросёнок в шубке,
А собачка в …(юбке).
Кот в жакете,
Мышка в…(берете).
Кошечка в сережках,
Корова в… (сапожках).
Барашек в кафтане,
Коза в … (сарафане)
Физминутка «Прогулка»
Мы зимой гуляли – шубы надевали,
Шубы надевали и в снежки играли.
Мы весной гуляли - плащи надевали,
Плащи надевали - лужицы считали.
Летом мы гуляли - шорты надевали,
По лугу ходили - бабочек ловили.
Физминутка «Шьем одежду»
Н.В. Нищева
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Стирка»
Постираю чисто с толком | (Движения кулачками, имитация стирки) |
Рубашку, кофту и футболку, | (Поочередное потирание всех пальцев) |
Свитерок и брюки - Устали мои руки. | (Встряхивание кистей рук) |
Н.В. Нищева
Пальчиковая гимнастика «Одежда»
О. И. Крупенчук
Пальчиковая гимнастика «Аленка»
Воспитатель. Посмотрите, сколько дел сделала Аленка. Давайте их перечислим.
Аленка – маленка Шустра, быстра: |
|
Воды наносила, Сарафан дошила, Носок довязала, Ягод насобирала, Песню допела, | (Загибают пальчики по одному, начиная с большого) |
Везде поспела. В охотку ей дело. | (Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза) |
Н.В. Нищева
Пальчиковая игра «Жили-были в домике»
Жили-были в домике Маленькие гномики: | (Сжимаем и разжимаем кулачки.) |
Токи, пики, лики, Чики, микки. | (Загибаем пальчики, начиная с больших, на обеих руках одновременно.) |
Раз, два, три, четыре, пять. | (Разгибаем пальчики) |
Стали гномики стирать | (Тереть кулачками друг о друга) |
Токи- рубашки, Пики- платочки, Лики-штанишки, Чики- носочки, Микки умница был, Всем водичку носил | (Загибаем пальчики, по пальчику на каждую строчку, начиная с больших на обеих руках одновременно) |
А. Дорожкина
Пальчиковая игра «Я перчатку надеваю»
Пальчиковая игра «Маша варежку надела»
Список литературы:
Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М., 2014. – 16 с.
Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПБ, 2015 – 32 с.
Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПБ, 2015 – 32 с.
Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)). – СПб. , 2013. – 624 с.
Новиковская, О. А. Домашний логопед. Чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи / О. Новиковская. – М.: 2015. – 96 с.
Савельева, Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб. , 2013. – 64 с.
Составила: Воспитатель МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида», Агафонова Яна Борисовна