В современном сознании Масленица ассоциируется с разгулом, гуляньями…, короче - с «проводами Русской зимы». Но мы мало задумываемся о странном совпадении – Масленица каждый год празднуется в разное время. Это оттого, что (как это не покажется странным) время Масленицы зависит от Церковного календаря.
Каждая их , предшествующих Великому посту, имеет свое наименование. Первая из них – «О Закхее», вторая – «О мытаре и фарисее», третья – «О блудном сыне». Четвертая – . Пятое воскресение, последний день перед Великим постом, посвящено «Воспоминанию Адамова изгнания из рая». Таким образом, последняя неделя перед Великим Постом неделя (или - «седмица», по церковно-славянски) начинается назиданием о Страшном суде, а заканчивается напоминанием об изгнании Адама из Рая и Прощеным воскресеньем, когда все православные просят друг у друга прощение.
Именуется эта, последняя неделя перед Великим постом, в церковном календаре так: «Седмица Сырная (масленица)». Сырная оттого, что уже готовясь к предстоящему Великому посту, нельзя есть мясо, а только сыр, масло, яйца, творог… (кстати, слово «сыр» раньше имело значение "творог". Именно поэтому мы до сих пор творожные оладьи мы называем сырниками. Творог в древности не нагревали для свёртывания, а он свёртывался естественным, т.е. «сырым» способом).
Русский обычай проводить масленичную неделю с блинами вполне соответствует особенностям христианского благочестия. Блины, как праздничное яство, встречается еще в книгах Святого Писания под именем «млинов». В церковно-славянской Библии, во Второй книге Царств (гл.6, стих 19) мы читаем, как царь Давид раздавал их народу по случаю празднества при перенесении кивота Господня: «И раздели всем людям… по сковородному млину». У русских слово «млин» означало изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, подмазанной маслом, позднее переменилось в «блин».
Но из всех 15 Православных Церквей в таком виде - с праздничным разгулом, с блинами и снежными городками, Масленица существует только в России. Естественная для русских, она неизменно поражала и поражает до сих пор иностранцев, которые не могли постичь ни широты гульбы, ни обычая в конце празднования каяться перед всем миром, ни последующей жестокой строгости поста, который налагали на себя вчерашние буяны.
На Масленице уже не венчаются и не играют свадеб - обрученным придется ждать до окончания Пасхальных праздников.
На принято ходить в гости, звать гостей, угощать бедных, жертвовать нищим. Первый испеченный блин всегда отдавали нищим - на помин души усопших родичей. В дни Масленицы вообще стирались сословные различия. По традиции блинами угощали всех неимущих, странников. Даже к столу в богатом доме обязательно приглашались люди незнатные, бедные. Хождение друг к другу «на блины», - сближало, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год. А вот предстоящим Великим постом уже не принято ходить в гости или праздновать дни рождения. Вот и стараются люди посетить родных сейчас, на Масляной.
В последний день Масленицы, в « », в церквах совершается чин прощения: вначале священники просят прощения у прихожан, а те - у батюшек и друг у друга. Не простить нельзя. Принято говорить «Бог простит. И я прощаю. И ты меня прости…»
Русский писатель Иван Шмелев в своем великом произведении «Лето Господне» так вспоминает о Масленице: «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью…- перед постом… Завтра будет печальный звон. Завтра – «Господи и Владыка живота моего…» будет. Сегодня прощеный день, и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуги, у дворника, у всех. …Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи чистились» .
Стоит нам помнить и слова : «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. …Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина» .
Масленица заканчивается напоминанием о человека – изгнания Адама из Рая. Чем согрешил первый человек? Тем, что, послушав змея-искусителя, съел запретный плод, т.е. нарушил заповедь воздержания - поста. Человек поверил, что в еде, а не в Боге, источник Жизни. Человек решил, что именно земные плоды - дают жизнь, земные утехи - радость, человеческие знания - победу над природой, суетная политическая возня - свободу, равенство, братство… Удовольствия? В детском садике они у меня были одни, в юность – уже другие, в зрелом возрасте – третьи… Если все время гоняться за все возрастающими потребностями, если и впрям следовать рекламному слогану «Бери от жизни все!!!», то логическое завершение этой безумной гонки – смерь от передозировки…
Человек создан по образу и подобию Божию, создан для вечной Жизни. Бог смерти не сотворил. Но когда человек решил, что он сможет прожить и без Бога, то он прервал свою связь с Ним – он лишил себя подлинного Источника Жизни и в мiр пришла смерть. И сегодня мы вынуждены есть, чтобы жить. «Жизнь – способ существования белковых тел» - утверждает либеральная, безбожная философия. Но сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Нет в пище Источника Жизни. Сколько бы я не съел – рано или поздно плотская жизнь придет к своему концу.
Предстоящий и есть поиск Источника Жизни. Если я голоден и не поем, то ведь могу и умереть. …А если поем? Разве не умру? Нет, рано или поздно тело моё умрет. А как же душа? Где источник пищи для неё, источник её вечного существования? Что является условием моего Воскресения?.. К ответу на эти вопросы мы постараемся дойти через пустыню Поста. Великий Пост должен стать моим возвращением к Богу, дорогой домой - обратно в Царство Небесное, к Источнику вечной Жизни – Богу! Только один Бог и есть сама Жизнь, только Он - Источник её и её Творец.
Таким образом, предстоящий Великий Пост - это время, когда человек воздерживаясь от пищи, лакомств, развлечений по-новому узнает их вкус, учиться получать их от Бога, испытывать радость и благодарность. Но самое важное - мы можем понять смысл и цель свой Жизни, можем вновь вернуться к самому Богу, ко всему тому, что Он сотворил для нас. И тогда ясней станут для нас строки Пасхального Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков…»
Масленица — последняя неделя перед Великим постом. Что можно делать на этой неделе, чего нельзя? Что можно православным, а что — пережиток язычества? На вопросы о масленице отвечают православные священники.
Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса.
Поскольку эта неделя – подготовительная перед , хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.
В языческих представлениях наших далеких-далеких предков была праздником проводов зимы и встречи весны. Зима уходила безвозвратно, навстречу шла весна, новое время года, время обновления природы, обновления чувств.
В языческом мире славян этот праздник особенно ярко отмечался в народной среде: проводились широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело «масленицы», совершались обряды, имеющие прямое отношение к язычеству. После христианизации Руси с X -го века Церковь непрестанно боролась с этими проявлениями. С тех пор прошли века, но народные представления о Масленице сохранили некоторые элементы дохристианских верований.
Во многих местах по-прежнему на Масленицу жгут соломенное чучело. Хотя участники этого действа и не относятся к нему как к языческому обряду, я хотел бы предостеречь православных людей от участия в подобном «веселье».
Необходимо помнить о том, что готовит нас к Великому посту – времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост – время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. Поэтому во время широких гуляний на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.
– Власти обещают многочисленные гуляния на масленицу. Можно ли участвовать в них православным?
– Никто не говорит, что надо вообще не посещать эти гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Другое дело, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека. Мы же знаем, каким бывает развлечение, выходящее за всякие рамки: употребляется большое количество алкоголя, что влечет к неблаговидным, а часто и безнравственным поступкам, греху.
–В «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова нарисована запоминающаяся сцена народного масленичного гуляния, сразу вспоминается и русская поговорка «не согрешишь, не покаешься». Нужно ли русскому человеку дойти до крайности, чтобы только после этого покаяться?
– Если у человека отсутствуютудерживающие его духовные и нравственные скрепы, то он легко впадает в такие недопустимые крайности, о которых впоследствии начинает каяться и сожалеть.
Однако люди меняются, и ментальность наших соотечественников, как мне кажется, отличается от той, что имела место даже сто лет назад. Раньше люди работали до седьмого пота, и в гуляниях не знали устали. Сегодня многие горожане прагматичнее относятся ко всему, и особенно сейчас, во время финансового кризиса, несколько раз подумают, прежде чем решиться спустить часть семейного бюджета на праздник.
Наше общество теряет элементы народной традиционности. В этом есть свои отрицательные и положительные стороны, ведь народная культура и духовность – это не одно и то же. Церковь всячески противостоит потере или ослаблению традиционной духовности, но если в прошлое уходят языческие пережитки – совсем другое дело.
– А что в современном праздновании Масленицы напоминает о язычестве? Выпечка блинов?
– Отношение к блину в языческие времена было, безусловно, отражением языческого мировоззрения. Блин даже внешне, своим золотистым цветом и формой напоминал солнце, поэтому на праздник встречи солнца, на Масленицу, и пекли блины.
Другое дело в христианский период - этот обычай тщательно воцерковлялся, можно сказать, «переваривался» Церковью с тем, чтобы придать ему новый христианский импульс. Со временем употребление блинов, пирогов и всего того, что связано с угощением на Масленицу, потеряло языческую подоплеку. Сегодня мы уже не можем сказать, что православному христианину недопустимо кушать блины только потому, что первоначально такого рода угощения были языческими.
– Что можно сказать про обычай прыгать через костер?
– Такой обычай сохранился далеко не во всех уголках нашей страны, но и он, безусловно, имеет непосредственное отношение к язычеству. Дело в том, что в языческом мире считалось, что прыжки через костер способствуют очищению огнем от каких-то беззаконий, прегрешений, проступков. Язычнику, для того чтобы очиститься, достаточно прыгнуть через костер, который символически опаляет грехи. Но мы прекрасно знаем, что покаяние возможно только в Боге, что только Бог может прощать грехи. Поэтому Церковь настаивает на необходимости прибегать к Таинству покаяния.
Церковь призывала людей идти в храмы и приносить покаяние Богу, а не прыгать через костры, чтобы получить прощение своих грехов и очиститься. То обстоятельство, что этот обычай почти исчез, говорит об успехе церковной проповеди.
Сегодня эта традиция встречается далеко не повсеместно и сохраняется лишь в качестве какой-то народной забавы, демонстрации удали, лихости молодецкой.
– Но соломенное чучело по-прежнему жгут с удовольствием?
– Да, это наиболее сохранившаяся традиция, но сегодня она не опасна для Церкви, потому что для наших современников она также потеряла свою привязку к язычеству. Церковь просит православных людей не участвовать в сжигании чучела Масленицы, чтобы не поддерживать дальнейшего развития этого языческого по своему глубинному содержанию обряда. Впрочем, и среди тех, кто присутствует при этом действии, никто не считает, что он участвует в языческом ритуале. Это дань традиции, прошлому, которая сегодня не имеет отношения к религии и к духовности. Русь пережила это много столетий назад.
Сжигание чучела притягательно своей необычностью. В реальной жизни мы ни с чем подобным не встречаемся, и вдруг, раз в год, на площадях начинают сжигать какое-то соломенное чучело. Людей вообще привлекает все необычное. Ведь и блины можно кушать в другое время года, но в память о наших народных традициях мы совершаем это именно на Масленицу.
– Наверное, эту традицию можно воцерковить и как бы перевести в русло милосердия?
– Конечно. Более того, было бы замечательно, если бы наши власти задумались о том, чтобы этот праздник посвятить помощи неимущим.
Вспомним пример святого князя Владимира, прозванного в народе «Красным солнышком». Он специально посылал по Киеву повозки со снедью и угощениями для раздачи их бедным людям. Почему бы сегодня властям, прежде всего муниципальным, не устроить на протяжении всей Масляной недели выпечку блинов для раздачи их в первую очередь там, где люди элементарно нуждаются в пище – на вокзалах, у теплопунктов, у переходов метро. Там, где всегда много лиц без определенного места жительства, бродяг.
Нравственный эффект и общественный резонанс от такого рода помощи был бы намного выше, чем от всех усилий по организации широкой Масленицы и гуляний. Участники этих гуляний и так способны купить себе не только блины, но и более серьезные вещи. А вот помочь нуждающимся…
Передвижная блинопекарня не является чем-то безумно дорогим, она не требует громадных капитальных вложений. А если бы такую блинопекарню привезли в детский дом и угостили бы детей блинами с вкусной начинкой, какой бы след в душах ребят оставило это угощение и внимание!
Рецепты блинов на Масленицу 2013
Не сжигать чучело
Масленица, которая в церковном календаре называется Сырной седмицей, говорит нам, что Великий пост совсем близко, вводит нас в него. Уже – запрет на мясную пищу, уже не совершается таинство Венчания. В храмах читается с коленопреклонением.
В воскресенье вечером совершается в храмах , чтобы войти в пост, примирившись со всеми. К стоит готовиться всю неделю. Ведь традиция ходить к родственникам на блины (с которыми, может быть, и особенно не общались) – это возможность сблизиться, забыть обиды и недовольства, накопившиеся за год.
На праздник Масленицы, который организуется нашим приходом, приезжают не только жители Усад, но и гости из других городов и даже регионов. Думаю, что людей привлекает не только весёлый концерт, угощение с блинами, сладостями, с кашей на полевой кухне, но и нечто другое: возможность стать ближе друг к другу…
Протоиерей Федор Кречетов
Запастись кальцием и примириться
, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца Патриаршего подворья в Грузинах:
Масленица для православного христианина – премудрое установление святых отцов, подготовка к посту, в том числе и в телесном плане. Например, тот момент, что последнюю неделю перед постом человек употребляет много молочной и рыбной пищи, даёт возможность его организму «запастись» необходимыми ему кальцием и фосфором, чтобы без вреда для здоровья перенести предстоящий подвиг.
А если говорить в духовном контексте: в семье моих родителей была традиция в завершении Масленицы встречаться с родственниками и просить друг у друга прощения, кланяясь до земли. Сейчас это не всегда удаётся: служим в разных храмах… Но если не получается сделать это в само Прощеное воскресение (хотя это очень желательно), то можно встретиться чуть пораньше – помириться перед постом.
Т.е. смысл Масленицы в примирении с людьми, для чего и существовал обычай навещать друг друга в этот период, чтобы потом в течение поста принести покаяние и примириться с Богом.
Священник Сергий Звонарев
Не злоупотреблять
Клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве, сотрудник Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС:
Поскольку эта неделя – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.
Во время широких гуляний на нужно опасаться, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.
Никто не говорит, что надо вообще не посещать гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Важно, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека.
С чем у нас ассоциируется масленичная неделя ? Ну конечно, с блинами - горячими, румяными, аппетитными и обязательно с шумным весельем. И хотя сегодня катание на тройках уже скорее экзотика, а праздновать семь дней - непозволительная роскошь, все равно народ сохранил традиции Масленицы.
Календарь Масленицы
У праздника Масленицы еще дохристианские корни, и раньше его отмечали в день весеннего солнцестояния.
Это Масленица идет, блин да мед несет
А сейчас каждый год дата, когда начинается масленичная неделя, меняется в зависимости от празднования Пасхи и предшествующего ей Великого поста.
Самый строгий пост у христиан длится семь недель. Если отминусовать от даты Пасхи эти 49 дней, получается заключительный день масленичной недели - Прощеное воскресенье. Соответственно, предыдущие дни, начиная с понедельника, и есть праздничные.
Когда начинается Масленица в 2016 году? Светлое Христово Воскресенье приходится на 1 мая, отнимаем семь недель Великого поста - 13 марта и будет завершающим масленичную неделю Прощеным воскресеньем. А начнется Масленица 7 марта.
То есть всегда масленичная неделя предшествует Великому посту.
Сырной седмицей называется в календаре православных христиан неделя накануне Великого поста. Мясные блюда уже исключаются из рациона, разрешены рыбные и молочные.
Народные традиции Масленицы связаны с обильным угощением, походами в гости, веселыми гуляньями, причем каждый день недели праздновался по-особому.
С особым размахом отмечалась широкая Масленица - с четверга по воскресенье. Если в первые три дня еще разрешалось управляться по хозяйству, то с середины недели работы отменялись, и масленичные гулянья набирали обороты.
День первый - Встреча
Масленичная неделя начинается понедельником - встречей Масленицы. Молодежь и детвора из соломы сооружали чучело, наряжали его и катали по деревне на санях с веселыми прибаутками, затем водружали на высокой горке. С нее и катались, причем, кто дальше съедет, у того и лен выше и гуще вырастет.
Молодежь в этот день также, собравшись в компании, ходила по домам с песнями, а хозяйки угощали всех свежеиспеченными блинами.
В этот день принято было готовить запасы, чтобы хватило всем желающим - пекли блины , пироги, калачи, оладьи. Первый блин нужно было отдавать нищим, чтобы те поминали усопших.
В гости к сватам приходили свекры, за чарочкой обсуждали, как праздновать Масленицу. К дню встречи праздника уже нужно было подготовить ледяные горки, балаганы, прочие места для гуляний.
Вторник - Заигрыш
Веселые забавы набирали обороты уже со вторника: на то он и заигрыш. Народ веселили скоморохи, ряженые, устраивались медвежьи потехи и кукольные театры. Масленичная неделя немыслима без катания на санях, особенно тройках.
А главное, чему служил заигрыш - это сватовству. Во время совместных забав парни присматривались к девушкам, выбирая кандидатуры на роль жены.
Девицы тоже времени даром не теряли, приглядываясь к кавалерам и строя глазки понравившимся. А уже по окончании Великого поста игрались свадьбы.
Среда - Лакомка
Знакомая всем поговорка «к теще на блины» возникла благодаря традиции третьего дня масленичной недели. Заботливые тещи готовили богатый стол и звали зятьев отведать угощений. Подавались блины с маслом, сметаной, медом, вареньями. Во многих семьях варили пиво и потчевали гостей хмельным напитком. Угощали не только зятьев, но и многочисленную родню.
В городах в торговых палатках продавали горячий чай из пузатого самовара, ароматные сбитни (медовый напиток с пряностями), пряники, каленые орехи.
Разгуляй - веселый четверг
Масленичная неделя к четвергу уже вовсю набирала обороты. От мала до велика - все собирались на массовые гулянья. Развлекались кулачными боями, взятием снежных крепостей, песнями, скоморошьими потехами, катанием на качелях.
Целые санные поезда под веселый гам и смех, перезвон колокольчиков разъезжали по деревням и поселкам. И конечно, с аппетитом поедались не только блины, но и прочие вкусности.
Пятница - Тещины вечерки
За тещины блины нужно было благодарить особым образом - приглашать тещу к себе в гости. Зятю полагалось накануне лично позвать вторую маму, а на это застолье собиралась также и многочисленная родня.
А вот теще нужно было еще с вечера послать в дом зятя посуду для блинов и все необходимое для их выпечки. Тесть же отправлял по обычаю гречневую крупу и сливочное масло. И попробуй зять не соблюсти традицию - вечная вражда с тестем и тещей обеспечена. Так что обычаи чтили и уважали.
Золовкины посиделки в субботу
День этот был трудным для молодой жены - полагалось звать в гости на обильное угощение сестер мужа - золовок. Приходили и другие родственники супруга - оценить хозяйские таланты новоиспеченной жены.
В компанию к незамужним сестрам мужа принято было звать своих подружек, а если сестрицы супруга уже имели семьи, то невестка приглашала только замужних подруг.
Кроме щедро накрытого стола, обычай предписывал еще и одаривать золовок подарками. Зато, если все прошло удачно, то молодой хозяйке были гарантированы почет и уважение. И часто — дружеские отношения с золовками.
На этих смотринах гости оценивали даже то, как жена смотрит на молодого мужа, как его целует. После чего довольные родственники отправлялись в другие дома.
Прощеное воскресенье
Прощеное воскресенье, Прощеный день, Проводы, Целовальник - так называли день, которым завершалась масленичная неделя. На большом костре сжигалось чучело Масленицы, обряд сопровождался песнями, танцами, хороводами, забавами и саночными катаниями. Зиму таким образом провожали, давая дорогу грядущей весне.
Отдадим почтенье на сырной в воскресенье
Обязательно просили друг у друга прощения, чтобы все обиды оставить в прошлом и вступить в Великий пост с легким сердцем и чистой совестью.
Современная Масленица
Мы, в отличие от наших предков, уже не можем позволить себе, чтобы масленичная неделя продолжалась все семь дней. Ритм жизни другой, и традиции со временем меняются. Но приглашать друг друга в гости, готовить вкусные угощения, проведывать больных и помогать обездоленным нам ничто не мешает.
В кафе и ресторанах сегодня обязательно присутствует масленичное меню - если вы очень занятой человек и на домашнюю выпечку нет времени, полакомиться блинами вы всегда сможете.
В выходные дни традиционно проходят праздничные гуляния, где по возможности воссоздается атмосфера прошлых лет с веселыми балаганами, снежными городками (если климат позволяет), конкурсами и играми.
В традициях православных христиан масленичная неделя - подготовка к Великому посту. Это время хорошо посвятить благотворительности, добрым делам, спокойному общению с близкими. И обязательно - примирению и прощению обид.
В храмах во время службы совершают особый чин, когда и священнослужители, и прихожане просят друг у друга прощения и очищают душу накануне трудного испытания - Великого поста.
У каждого дня Масленицы есть свое особенное название, традиции и правила: церковные и народные. Почти все обычаи, о которых мы расскажем ниже существовали задолго до того, как Русь стала православной страной и часто имеют исключительно языческие или просто народные, бытовые корни.
Церковь не сделала Масленицу своим праздником, но переосмыслила этот период года - дни, предшествущие Великому посту. Именно под влиянием христианства этот языческий праздник стал Масленицей в том виде, которой мы ее знаем уже многие века. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего языческого значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья (подробнее об истории и церковном понимании Масленицы читайте ). При этом в разных странах у этого праздника есть свой национальный колорит.
В славянской традиции Сырная седмица делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица - это понедельник, вторник и среда. Широкая Масленица - четверг, пятница, суббота и воскресенье.
Понедельник открывает Узкую Масленицу. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами шли в гости к сватам. Договаривались о времени и месте гуляний. Заканчивали строить снежные города, качели, балаганы.
В понедельник начинали печь блины. Первый блин дарили бедным соседям, чтобы те помянули усопших.
Исключительно языческими и никак не связанными с Православием были все традции связанные с чучелом Масленицы. Его мастерили из соломы и старой одежды, возили по улицам на санях.
В этот день проходили смотрины невест. Родителям надо было успеть сосватать молодых до начала Великого поста, ведь венчаться в пост Церковь не разрешает. Если все складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку, игралась свадьба.
Поэтому во вторник Сырной седмицы парни и девушки знакомились, вместе катались с горок, приходили друг к другу на блины.
В среду зять приходил к теще на блины и приводил с собой других гостей. Теща пристально наблюдала, как зять ведет себя за столом. В народе говорили, что если мужчина выбирает блины с соленой начинкой, значит он упрямый и с непростым характером. А если сладкие, то и с женой будет мягким и ласковым. Но эта примета, разумеется, также не связана с православной традицией и считается суеверием.
Вообще в этот день было принято есть блинов, сколько душа пожелает.
Четверг - день начала Широкой Масленицы. Хозяйственные работы прекращались, начинались гулянья.
Развлечения были самые разные: катались на санях и санках, устраивали кулачные бои и битвы за снежные города, пели колядки, жгли ритуальные костры (еще один пережиток язычества) и прыгали через огонь.
В этот день теща приходила в гости к зятю с ответным визитом, причем брала с собой компанию подруг. Дочь пекла блины для мужа и гостей.
Молодые невестки приглашали в гости золовок и других родственников мужа. Интересно, что если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, а если замужем, то в гости приходила замужняя родня. Невестка должна была непременно вручить золовке какой-то подарок.
Проводы Масленицы, или Прощеное воскресенье, - главный день Сырной седмицы, заговенье перед началом Великого поста. В храмах совершался чин прощения, священнослужители и миряне просили прощения друг у друга за все обиды прошедшего года.
Вечером поминали усопших, ходили на кладбище.
В то время, как верующие готовились к началу поста у поклонников языческих традиций праздник лишь начинался. , а пепел развеивали по полям, чтобы год выдался плодородным. К месту сжигания чучело везли на санях, запряженных лошадьми, это называлось «масленичный поезд». В некоторых местностях проводили «похороны Масленицы», это была пародия на церковную похоронную процессию.
Таким образом Масленица сочетает в себе как христианские, так и абсолютно несвязанные с христианством традиции. Выбор остается за человеком. Однако важно, что и Церковь не запрещает веселье на Масленицу, предостерегая лишь от суеверий и излишнего обжорства.
На заставке фрагмент фото
Название дней масленичной недели
Последняя неделя перед Великим постом называется Сырной седмицей, Масленицей. После нее уже начинаются приготовления к Пасхе. Масленица справляется за семь недель до Пасхи.
Масленица - это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.
Традиция отмечать праздник Масленицы уходит корнями в языческие времена. У древних славян этот праздник символизировал проводы зимы, а отмечали его четырнадцать дней. В народе любили его и называли ласковыми словами: «честная Масленица», «веселая», «касаточка», «перепелочка», «переберуха», «ясочка». С внедрением христианской религии были попытки искоренить языческий праздник, но церковникам удалось лишь перенести его сроки (обычно это конец января — начало марта) и сократить до восьми дней.
Вся масленичная неделя называлась мясопустной, это означало полный отказ от мясного. Это своеобразная подготовка к последующему Великому посту, который длится семь недель, до самой Пасхи. Но запрет на мясо не означал отказа от других скоромных продуктов, поэтому едят молоко, сыр, творог. Поэтому масленичная неделя получила название «Сырная». Кроме того, не воспрещается рыба.
Но главным атрибутом этого праздника на Руси всегда считались блины . Есть такая поговорка: «Без блина не Маслена, без пирога не именинник». Впрочем, украинцы и белорусы часто на Масленицу блинов не пекли, заменяя их варениками с сыром или теми же блинами, но из гречневой муки.
Блины пекли в течение всей масленичной недели (она еще называлась блинницей или блинщиной). По традиции первый испеченный блин клали на слуховое окошко за упокой родительских ДУШ, говоря при этом: «Честные родители наши, вот для вашей Душки блинок!» Иногда первый блин не кладут на окно, а отдают нищим, сопровождая просьбой помянуть усопших.
Писатели и историки отмечают, что Масленица всегда праздновалась с большим размахом, в празднестве участвовали все, независимо от возраста и социального положения. Вспомним, как Пушкин писал об этом празднике в «Евгении Онегине».
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины...
А. Пушкин. «Евгений Онегин»
В течение масленичной недели проводились разного рода обряды и празднества, причем в определенной последовательности. Это можно проследить по названиям дней Масленицы.
Понедельник назывался встречей . В этот день из соломы делали чучело Масленицы, одевали его в старую женскую одежду, а затем, посадив его на шест, катали его по деревне в санях. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. В день встречи пелись веселые песни:
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали...
Распространены были «величальные» песни в честь Масленицы:
Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные;
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!
Вторник назывался заигрышем . В этот день начинались различные увеселения: катания на санях, народные гулянья, представления. По улицам ходили толпы ряженых, они же катались по городу на тройках и на простых розвальнях. На улицах ставили балаганы, где давались представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом, устраивались и домашние концерты. Некоторые катались с горок.
Екатерина II после своей коронации в Москве дала народу на Масленице маскарад, режиссером которого был известный актер XVIII века Федор Волков.
Насмотренье маскарада и на вечернее катание с гор приглашались и простые, и знатные люди.
Среду называли лакомкой . С этого дня начинались пиршества во всех домах. Гостей угощали блинами, накрывали столы, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки, торгующие горячими сбитнями (напитки из воды, меда и пряностей), калеными орехами, пряниками. Здесь же продавали чай из кипящего самовара.
Четверг — разгул, перелом, широкий четверг : на этот день приходилась середина игр и веселья. В этот день проходили так называемые кулачки — кулачные бои, известные еще с Древней Руси. По правилам нельзя было закладывать в кулак тяжелое, бить лежачего, нападать нескольким людям на одного, бить ниже пояса или по затылку. Тех, кто нарушал это правило, строго наказывали. Биться можно было «стенка на стенку» («коллективные бои») или «сам на сам» (один на один), вести так называемые «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков.
И все-таки это были скорее не серьезные соревнования, а веселая игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда.
Пятница называлась тещиными вечерами . Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару.
Очень много внимания уделялось молодоженам. По традиции они, нарядившись, выезжали в расписных санях, посещали всех гостей, которые были у них на свадьбе. Также они под песни катались с ледяной горы. Зятья в этот день должны были посетить тещу, которая должна была испечь блины и хорошо угостить зятя. В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т- е. в среду на Масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.
Если зятья навещали тещ в среду, то в пятницу уже зятья должны были пригласить тещу на блины — этот обычай носил название «тещины вечерки». В пятницу же приглашали и бывшего дружку, который выполнял те же обязанности, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща, которую приглашал зять, должна была еще с вечера прислать зятю все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось позором и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота — золовкины посиделки : к молодым невесткам приходили родные. Как видим, каждый день масленичной недели сопровождался особым застольем.
Воскресенье — проводы, целовник, Прощеный день, Прощеное воскресенье . Этим днем завершается масленичный цикл. Если в течение года люди чем-либо оскорбили друг друга, в Прощеное воскресенье они просили прощения. Встретившись, люди приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог тебе простит!» — и на этом все обиды заканчивались.
С той же целью в Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.
В воскресенье масленичной недели чучело — «сударыню - Масленицу» ставили на сани, рядом с ним садилась красивая девушка. В сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по улицам. Сани с чучелом сопровождала вереница саней — так называемый масленичный поезд. За околицей зажигали большой костер, давали Масленице блин, а затем торжественно сжигали на костре. При этом приговаривали: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блины тоже бросали в костер, как бы принося в жертву для будущего плодородия. Чучело Масленицы сжигали в знак проводов зимы и встречи весны.
Это хорошо выражено в пьесе-сказке «Снегурочка» А.Н. Островского. Думая о весне, крестьяне-берендеи пели:
Масленица-мокрохвостка!
Поезжай долой с двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Весна-красна,
Наша ладушка пришла!
В прощальных песнях, которые поют в воскресенье Масленицы, уже появляются грустные нотки. Масленицу укоряют в том, что она обманула людей, разорила их, все поела, а теперь они вынуждены соблюдать Великий пост. Но все же основным содержанием является уход зимы — «Полно, зимушка, зимовать». Отмечали этот праздник зимы, чтобы поблагодарить ее за все хорошее, что она дала. В то же время ее гнали вместе с морозами, с нетерпением ожидая весну.