Главатских Марина Станиславовна
Особенности самооценки детей дошкольного возраста
Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности . Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя , не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают : детей с неадекватно завышенной самооценкой , с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой .
Положительная самооценка основана на самоуважении , ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в круг представлений о самом себе . Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание , негативное отношение к своей личности.
Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.
Дошкольники с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя . Дети с заниженной самооценкой тревожны , неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать, и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый.
Чем более значима для него деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.
Развитие самооценки детей дошкольного возраста зависит от многих факторов. Факторы индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.
В одних случаях неадекватно завышенная обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии.
В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается» : он не слышит травмирующих его критических замечании в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.
Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге кризиса 6 – 7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности – в игре, на спортивных занятиях – они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной.
Считается, что завышенная самооценка дошкольника при наличии попыток анализа себя и своей деятельности несет в себе позитивный момент : ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представлении о себе в процессе деятельности.
Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей , как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей .
Проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.
Развитие адекватной самооценки , умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки . Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.
Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зарубежной и отечественной психологии, можно выделить основные направления в определении понимания самооценки . Изучение само -оценки возможно в структуре личности, в структуре самосознания , в структуре деятельности.
Самооценка является одной из форм проявления самосознания , оценочной составляющей «Я-концепции» , аффективной оценкой представления индивида о самом себе , которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Старший дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка. У старшего дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка , и возникает на основе знаний и мыслей о себе.
Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека. В игре как в ведущей деятельности дошкольника проявляется самооценка , ее особенности .
В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.
Как показала диагностика самооценки дошкольников дети дошкольного возраста имели различный уровень самооценки : 35% – завышенный уровень, 30% – высокий, 25% – средний, 20% – заниженный уровень. Считается нормой, если дети этого возраста оценивают себя высоко. Заниженный уровень самооценки говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей . Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.
Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения , которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.
Для развития адекватной самооценки у детей дошкольного воз-раста нами была составлена программа на основе традиционных и современных принципах, которая носит индивидуально-дифференцированный характер, предполагает не только работу с детьми с заниженной самооценкой , но и со всеми детьми, их родителями, воспитателями и педагогом-психологом.
Проведенная работа дала возможность формулировки ряда конкретных рекомендаций воспитателям, родителям, педагогам, имеющим реальное взаимодействие и общение с детьми.
При анализе результатов прежде всего обращают внимание, на ка-кую ступеньку ребенок себя поставил сам. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие» . В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней ) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.
Исходя из полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что практически у большинства детей в данной выборке (75%) достаточно высокая самооценка и у 25% самооценка адекватная .
В психологии активно используется такое понятие, как самооценка. Она влияет на поведение человека, принятие решений в различных ситуациях, отношение к миру и самому себе. Разделяют несколько видов самооценки, среди которых самой приемлемой является завышенная. Лучше проявлять признаки завышенной самооценки, нежели заниженной. Какие причины ее появления?
Что такое самооценка? Это оценивание человека самого себя. Самое удивительное заключается в том, что одни виды самооценки базируются на оценивании индивида самого себя, а другие – на оценке, которую дают окружающие. Таким образом, самооценка – это то, каким человек себя видит. На чем основано данное мнение, уже влияет на то, какая самооценка у человека развивается.
Выделяют такие виды самооценки:
- «Я+, Вы+» — стабильная самооценка, которая основывается на положительном отношении к окружающим и самому себе.
- «Я-, Вы+» — , в которой человек проявляет такое качество, как самобичевание. Человек чувствует себя хуже, ниже и несчастнее остальных.
- «Я+, Вы-« — завышенная самооценка, основанная на поиске недостатков, ненависти к окружающим и подтверждении позиции, что окружающие люди плохие. Обычно такой человек всех обвиняет, кроме самого себя, и считает окружающих «козлами», «идиотами» и прочими названиями.
С самооценкой человек не рождается. Она формируется в течение жизни. Зачастую она становится такой, какой была у родителей, что объясняется теми качествами характера и отношением, которое человек перенимает у своих мамы и папы.
Считается, что лучше обладать завышенной, нежели заниженной самооценкой. В такой самооценке действительно есть свои преимущества, о которых следует поговорить на сайте психологической помощи сайт.
Что такое завышенная самооценка?
Что такое завышенная самооценка? Под ней понимается переоценивание собственного потенциала индивидом. Другими словами, человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле. Вот почему говорят о том, что люди с завышенной самооценкой часто оторваны от реальности. Они необъективно оценивают себя, чаще всего замечают в окружающих недостатки, нежели достоинства. В некоторой степени это можно связать с нежеланием индивида видеть в других хорошее, на фоне чего они заметят собственные недостатки.
Завышенная самооценка – значит видеть за собой только достоинства, игнорируя недостатки. При этом другие люди кажутся слабыми, глупыми, недоразвитыми. То есть человек видит исключительно чужие недостатки, не обращая внимания на имеющиеся достоинства.
Однако не все так однозначно с завышенной самооценкой. Ее привлекательность заключается в том, что человек с такой самооценкой испытывает абсолютную уверенность в себе. Он в себе не сомневается, не унижает, не подавляет. Он уверен в собственных силах – это положительная сторона завышенной самооценки.
Отрицательной стороной могут выступать:
- Пренебрежение чужим мнением и интересами окружающих.
- Переоценка собственных сил.
Отмечается, что завышенная самооценка, как и заниженная, может ввергать человека в депрессивное состояние. Это происходит при возникновении многочисленных неудач. А депрессивное состояние можно описать как «Я-, Вы-», то есть человек видит плохое в себе и в окружающих.
Признаки завышенной самооценки
Завышенную самооценку можно легко определить по характерным ей признакам. Самое примечательное, что бросается в глаза, — это то, что человек возвышается над окружающими. Это может происходить как по его воле, так и потому, что люди сами его возводят на пьедестал. Завышенная самооценка – это отношение к себе, как к Богу, королю, лидеру, и видение окружающих как ничтожных, недостойных людей.
Другими признаками завышенной самооценки являются:
- Убежденность в собственной правоте, несмотря на то, что могут приводиться доказательства и доводы на подтверждение противоположной точки.
- Убежденность в существование только единственно правильной точки зрения – его личной. Человек не может даже согласиться с тем, что может существовать другое мнение, особенно если оно противоположное. Даже если он вдруг примет чужую точку зрения, то однозначно будет считать ее неправильной.
- Оставление последнего слова за собой. Человек уверен, что именно он должен делать выводы и определять, что делать дальше и как обстоят дела.
- Неумение извиняться и просить прощение.
- Убежденность в виновности других людей и окружающей среды в собственных бедах. Если что-то не получается, виноваты другие люди. Если индивид достигает успеха, значит, это все благодаря ему самому.
- Постоянное соперничество с окружающими за право называться самым лучшим.
- Стремление быть идеальным и не совершать промахов.
- Высказывание своего мнения даже тогда, когда его не спрашивают. Человек уверен, что другие люди всегда желают слышать его мнение.
- Частое употребление местоимения «я».
- Наступление раздражительности и чувства «выбитого из колеи» при наступлении неудач и промахов.
- Пренебрежительное отношение к чужой критике. Человек считает, что критика является неуважением по отношению к нему, поэтому не обращает на нее внимания.
- Неумение просчитывать риски. Человек всегда готов браться за трудные и рискованные дела.
- Боязнь показаться перед окружающим слабым, неуверенным в себе, беззащитным.
- Чрезмерный эгоизм.
- Личные интересы и увлечения, которые ставятся всегда на первое место.
- Склонность к перебиванию, поскольку предпочитает больше говорить, нежели слушать.
- Склонность к поучению других, даже если речь идет о какой-то мелочи. Происходит это даже тогда, когда его не просят ничему поучать.
- Тон высокомерного характера, а просьбы – приказного.
- Стремление быть во всем самым-самым и лучшим, первым. В противном случае он впадает в депрессию.
Люди с завышенной самооценкой
Выявить людей с завышенной самооценкой достаточно легко по их высокомерному и надменному поведению. В глубине души они могут ощущать одиночество и тоску, неудовлетворенность собой. Однако на внешнем плане они всегда стараются быть на высоте. Чаще они не являются лучшими, однако всегда себя такими воспринимают и стремятся казаться быть. К окружающим при этом они могут относиться , высокомерно, вызывающе, надменно.
Если пообщаться с человеком с завышенной самооценкой, то можно проследить одну линию – он хороший, а другие люди плохие. Причем это происходит постоянно. Человек с завышенным оцениванием самого себя видит в себе только достоинства. А когда речь заходит о других, то здесь он готов говорить только об их недостатках и слабых сторонах. Если разговор начинает идти в сторону того, что другие хорошие, а он оказывается в чем-то плох, тогда впадает в или агрессию.
Таким образом, критика в их адрес всегда провоцирует отрицательные эмоции. Они начинают негативно относиться к тем, кто их критикует.
Единственное, что они ждут от окружающих, — это подтверждение позиции того, что они во всем превосходят. Это происходит через похвалу, одобрение, восхищение и прочие проявления в адрес людей с завышенной самооценкой.
Причины завышенной самооценки
Самооценка начинает формироваться с детства, поэтому причины ее завышенности можно найти в неправильном воспитании. Завышенная самооценка является результатом поведения родителей, которые постоянно восхищаются, умиляются и во всем потворствуют своему чаду. Что бы он ни сделал, все является правильным. Каким бы он ни был, в нем все хорошо. В итоге у ребенка формируется мнение о собственном «Я» как абсолютно идеальном и совершенном.
Завышенная самооценка у девушки является зачастую гипертрофированной, когда она вынуждена занимать свое место в мужском мире. Нередко она основывается на внешних данных: красавицы всегда переоценивают себя, нежели не красавицы.
У мужчин завышенная самооценка формируется на уверенности в том, что они являются центром Вселенной. Если это подтверждается поведением других людей, особенно женщин, тогда самооценка растет. Такие мужчины часто являются нарциссами.
Людей с завышенной самооценкой среди мужчин намного больше, чем среди женщин, что психологи связывают с нормами воспитания обоих полов.
Завышенная и заниженная самооценки
Противоположностью завышенной самооценки является заниженная. Самооценка – внутреннее оценивание человека себя, своего потенциала, жизненной позиции и социального статуса. Это влияет на то, как он будет жить, относиться к себе и к окружающим.
- Завышенная самооценка характеризуется неправильным оцениванием самого себя в сторону возвышения. Человек не видит себя реального, а оценивает надуманный образ. Он считает себя во всем лучше других. Он идеализирует свой потенциал и внешние данные. Человеку кажется, что его жизнь должна быть лучше других. Вот почему он готов идти по головам даже друзей и родных.
- Заниженная самооценка является следствием тоже неправильного воспитания, однако когда родители постоянно утверждали, что ребенок плохой и другие детки лучше него. Она характеризуется негативным оцениванием себя и своего потенциала. Нередко она основывается на мнении окружающих или на самовнушении.
Завышенная и заниженная самооценки являются крайностями, когда человек не видит реального положения дел.
Вот почему предлагается убирать перекосы в своем характере. К примеру, завышенную самооценку предлагают убирать такими методами:
- Прислушиваться к чужому мнению и считать его тоже правильным.
- Слушать окружающих молча.
- Видеть собственные недостатки, которые часто скрываются за ширмой завышенной самооценки.
Завышенная самооценка у ребенка
Формирование завышенной самооценки у ребенка начинается с детства, когда малыш подчиняется родительскому воспитанию. Она формируется на поведении родителей, которые восхищаются любыми мелочами, которые проявляет малыш – его уму, сообразительности, первому шагу и т. д. Родители словно игнорируют его недостатки, никогда не наказывают, а во всем и всегда поощряют.
Неумение ребенка видеть за собой недостатки приводит к отсутствию социализации. Когда он попадает в группу сверстников, то не может понять, почему им не восхищаются, как это делали родители. Среди других детей он является «одним из», а не «самым-самым». Это может вызвать агрессию по отношению к детям, которые могут быть при этом в чем-то лучше него.
В результате у ребенка появляется множество трудностей в налаживании контактов с окружающими. Он не хочет понижать свою самооценку, при этом агрессивно относится ко всем, кто кажется лучше него или критикует.
Чтобы не развивать в ребенке завышенной самооценки, родителям следует понимать, когда и за что хвалить его:
- Хвалить можно за поступки, которые малыш сам совершил.
- Не хвалят за красоту, игрушки, одежду и пр.
- Не хвалят за все подряд, даже за самое мелочное.
- Не хвалят за чувство жалости или желание понравиться.
Итог
Все люди обладают самооценкой. По частоте распространения завышенная самооценка стоит на втором месте. Кажется, что лучше обладать ею, нежели заниженной самооценкой. Однако нередко итогом неадекватной завышенной самооценки является резкий переход ее к заниженной.
Привет, привет, родители!
В малыше с двух лет уже начинает формироваться самооценка, он начинает понимать и осознавать всю важность своего прибытия и может в некотором смысле нести ответственность за свои поступки и даже действия.
В будущем это непосредственно скажется на его жизненном статусе, его социальном положении, взаимоотношениях с другими людьми.
Самооценка, как взрослого человека, так и маленького ребенка играет непосредственную роль в его жизни и напрямую связана с его личными успехами и достижениями. Безусловно, немаловажную роль в этом играет и .
Поэтому, так важно отнестись к ее формированию именно в дошкольный период, когда закладывается фундамент. Если не будет слишком перекошена в ту или иную сторону, можно скорректировать в последующие годы.
Но как, говорится, лучше все делать вовремя и меньше нужно будет исправлять в последствии.
Из чего же складывается самооценка маленького ребенка? От чего зависит ее перекос? Как не наделать ошибок или исправить имеющиеся? Как узнать самооценку ребенка?
Как формируется?
Мнение о себе у маленького ребенка начинает формироваться в возрасте с 2,5 — 3 лет посредством переживания , когда ему хочется все попробовать делать самому. Вторым показателем формирования является , это является основным стимулом для дальнейшего выполнения определенных действий.
Часто в этом возрасте малыши делают определенные поступки для того, чтобы на них обратили внимание, сначала для мамы: ребенок рисует и бежит показывает маме свое изображение, или висит на турнике с одной рукой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как он может. Встревает в разговоры взрослых со своей «срочной»просьбой.
Важно обращать на все это внимание, не игнорировать, а корректировать, стимулировать, подбадривать, объяснять, мягко направлять в нужное русло.
Повторю, сначала это для мамы и близкого окружения, где вращается ребенок, затем для воспитателя, учителя, тренера, а потом для понравившейся девочки и так далее. Так складывается наша жизнь, и все это наслаивается, формируется, и лепется она, как слоеный пирог, самооценка человека.
Как определить?
Чтобы определить самооценку своего ребенка совсем не обязательно быть детским психологом, в помощь вам подойдут всевозможные тесты, игры, да и само поведение ребенка расскажет вам об этом.
У ребенка и у взрослого человека может быть завышенной, заниженной и адекватной.
При нормальной (адекватной) самооценке человек оценивает свои силы и возможности так, какие они на самом деле, без каких-то обид на себя или окружающих. Это не приводит к дискомфорту. Взрослый, зная свои слабые и сильные стороны, может использовать в своих личных целях. Такие люди жизнерадостны и оптимистичны.
Признаки заниженной самооценки
Заниженная самооценка приносит много печали и горя своему обладателю. Ребенок превращается в закоренелого пессимиста.
- Очень раним и обидчив, часто капризничает, плачет. Его переполняет неуверенность в себе и своих силах. Испытывает стеснение, волнение, тревогу, чаще уединяется или замыкается.
- Обратите внимание, какие слова он использует в разговоре: я не могу, у меня не получится, они сделают лучше.
- Даже не пытается проявить инициативу, уверен, что все равно у него не получится или кто-то другой сделает лучше него.
- Не участвует в общественных мероприятиях и командных играх. Ребенку трудно находиться в коллективе, играть и контактировать с другими детьми.
- Нет настойчивости, стремления, нет цели.
И чем дольше так происходит, тем еще сильнее падает самооценка. Обратите внимание, в каком обществе вращается ваш ребенок, кто его друзья, какие у них отношения с вашим ребенком?
Признаки завышенной самооценки
Завышенная самооценка ничем не лучше заниженной, поскольку оборотная сторона все той же медали. Противоположная крайность.
Самооценка может меняться в течение жизни, но ее основное формирование происходит в раннем возрасте, что бывает достаточно проблематично изменить. Здесь закладываются детские комплексы, обиды, несбывшиеся надежды и мечты.
Вариантов определения самооценки ребенка множество. Ознакомившись с ними, можете просто время от времени наблюдать за своим ребенком, но делать конкретные выводы можно после шести лет. Тогда ребенок уже может воспринимать себя как отдельную личность, отвечать и осознавать свои поступки, оценивать свои силы. Наблюдайте и прислушивайтесь к своему ребенку:
Смотрим, какого человечка ребенок выбрал красным, а какого зеленым. каким он хочет быть и каким является на самом деле. Чтобы было понятно, человечки пронумерованы.
Выбор человечков под номерами 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 - хорошие отношения с окружающими, общительность.
№ 4 - устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 - мотивация на развлечения.
№ 13, 21 - отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 - отстраненность, уход в себя.
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 - кризисное состояние, депрессия.
№ 20 часто выбирают дети с завышенной самооценкой.
Если ребенок выбрал человечка №16 или №17, обязательно уточните, что именно ребенку видится. Здесь важно: что №16 несет на себе №17, а не то, что они играют или обнимаются.
4. Методика оценки «Кружочки». На рисунке ниже нарисованы кружки. Представь, что эти кружки — люди. Каким кружком ты видишь себя?
Если ребенок указывает на третий — четвертый круг слева, значит адекватно воспринимает особенности своего « Я -образа», осознает свою целостность и принимает себя.
При указании на первый круг, имеет завышенную самооценку.
Характерные ошибки родителей
Развитие самооценки ребенка происходит постепенно и складывается путем наложения нескольких факторов. В первую очередь, если идет дисбаланс, то в этом непосредственную роль играют близкие члены семьи: его родители, братья и сестры, бабуси и дедуси:
И таких примеров можно привести миллиарды, даже порой мы не придаем им особого значения, они происходят как бы сами собой. Но ребенок все та же губка, которая все впитывает и впитывает.
Так же если ребенок старался, делал поделку или рисовал, радостно с вдохновением показывает маме свое творение, но мама, занятая домашними делами, не проявила достаточного интереса. Ребенок разочарован, он думает, что маме не понравилось, теряется стимул для дальнейшего творчества, если подобное происходит регулярно.
В школьные годы ребенка начинают оценивать не только близкое окружение, но и учителя, тренера и другие люди. Происходит сравнение его с другими ребятами, их отношение к нему. Как много у него друзей и есть ли они вообще, их взаимоотношения. Все это приводит к формированию мнения о себе.
Как правильно сформировать самооценку у ребенка
Оценивайте поступки, а не самого ребенка , не переходите на личности. Ты не помыл посуду, получил двойку, не сделал уроки — значит ты плохой. Ты погулял с собакой, убрался в квартире, сходил в магазин — ты молодец! Так важно понимать и отделять сами поступки от ребенка. «Мне не нравится твой поступок, ты поступил неправильно», — так ребенок учится контролировать именно свои действия и не проецировать переживания на себя, как на личность.
Всегда проговаривайте, что вам нравится, что не нравится, как нужно делать, как не следует поступать. В раннем возрасте, до 5 лет, ребенок интуитивно отождествляет свои поступки с реакцией взрослых. Если ему не сделали замечание, не объяснили, значит это не плохо, нормально.
Всегда объясняйте ребенку, как можно поступать, а как не следует и почему. Ребенок должен услышать это от вас, а не читать ваши мысли и догадываться и самостоятельно делать ошибочные выводы.
Оценивайте поступки правильно . Не нужно чересчур восхищаться и нахваливать ребенка за обычные повседневные дела. Да сделайте акцент, что он вам помог — теперь у вас появится время, чтобы вместе поиграть, это хорошо. За хорошие поступки хвалите, за проказы — поправляйте и корректируйте поведение. Знайте меру.
Не манипулируйте, не угрожайте ребенку, не шантажируйте своими чувствами: если он не сделает, то вы его не будете любить, если сейчас же не приберешься в своей комнате, не поедешь на выходные в лагерь.
Чаще давайте ребенку различного характера просьбы : помочь вам почистить картошку, вынести мусор, прибраться в квартире. Это делает ребенка более самостоятельным и ответственным, что в формировании самооценки играет не последнюю роль.
Просите ребенка делать то, что ему по силам, то что он сможет сделать . Тогда он будет помогать вам с удовольствием. Если вы будете давать ребенку постоянно непосильные задачи, то это скажется отрицательно на формировании его самооценки.
Если ребенок провинился, контролируйте свои эмоции, речь и тон . В порыве мы можем наговорить разного. Старайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми, не обобщайте что произошло: ты как всегда не смотришь под ноги, ты все время грязный.
Если все же не удержались, наговорили — имейте смелость извиниться даже перед самым маленьким ребенком. Это вызовет его доверие, и на вашем примере будет понимать, что нужно и можно извиняться, в этом нет ничего предосудительного.
Уважайте вашего ребенка не смотря на его возраст . Учитывайте его мнение и желание, но не путайте с ленью и наглостью.
Работайте над ошибками вместе . Если ребенок сделал что-то неправильно, или не получается сделать, подбадривайте его: давай сделаем в следующий раз по-другому и обязательно получится.
Помните, что самооценка маленького ребенка напрямую зависит от влияния взрослого окружения. Любите вашего ребенка, не бойтесь говорить ему теплые слова и обнимать ежедневно.
В заключение хочется отметить, что в дошкольном возрасте все еще можно поправить. Если обнаружили тревожные звоночки, не впадайте в панику, это положение вещей на текущий момент и примите меры по коррекции.
С возрастом самооценка ребенка может формироваться и без вашего участия, ведь ребенок вращается не только в кругу семьи, у него появляются свои друзья и знакомые, свои победы и неудачи.
В ваших же силах все решить и исправить, дорогие родители!
Пока, пока, до новых встреч!
Психолог.
Влияние самооценки на ребенка трудно переоценить, ведь на ее основе формируется личность. Эрик Берн утверждал, что при рождении детская самооценка безупречна, однако со временем она претерпевает множество изменений.
Если эти изменения позитивные и развитие самооценки ребенка проходит адекватно, его жизнь в дальнейшем также сложится благополучно. В противном случае уровень самооценки ребенка оставляет желать лучшего, что непременно скажется на его будущем.
Формирования самооценки ребенка
Ребенок рождается без каких-либо представлений о том, как себя вести, без сложившейся самооценки. Он ориентируется на опыт окружающих его людей и на то, как они его оценивают. На формирование самооценки ребенка большое влияние оказывают позитивная или негативная оценка им собственной внешности, а также суждениях окружающих людей о ней. Кроме того, особенности самооценки детей напрямую зависят от отношений с родителями и оценки учебных способностей другими значимыми взрослыми.Развитие самооценки проходит 4 этапа
1 этап – от рождения до 18 месяцев.В этот период закладывается базовое доверие к окружающему миру и основа позитивного отношения к самому себе. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности. Позитивная эмоциональная оценка со стороны родителей способствует формированию адекватной самооценки ребенка.
2 этап – от 1,5 до 3-4 лет.
У ребенка развивается чувство автономности или зависимости – смотря как взрослые реагируют на его первые попытки добиться самостоятельности. Самооценка ребенка дошкольного возраста напрямую зависят от уровня их автономии. Одобрение самостоятельности и любознательности закладывают основу повышенной самооценки у детей.
3 этап – от 4 до 6 лет.
Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается из его первых представлений о том, каким он может стать человеком. В зависимости от того, как протекает процесс социализации ребенка, у него формируется базовое чувство вины либо инициативы. Самооценка ребенка дошкольного возраста зависит от того, насколько жесткие правила поведения установлены для него и как строго родители контролируют их соблюдение.
4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет.
В этом возрасте происходит развитие любви к труду и самовыражению в продуктивной работе. Опасности этапа – отсутствие у ребенка определенных практических навыков и низкий статус в группе сверстников. Эти факторы могут привести к заниженной самооценки у ребенка. Он может разувериться в том, что способен наряду с другими участвовать в каком-либо труде. Даже самооценка одаренных детей существенно зависит от их представлений себе как о творческих и способных работниках.
Особенности самооценки детей
Формирование самооценки связано с активной деятельностью ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно создают ему ситуации, в которых он должен как-то отнестись к себе – оценить свои навыки, умение соблюдать правила, проявлять нужные качества личности и соответствовать различным требованиям.В детстве круг общения предельно сужен. В основном родители влияют на самооценку малыша: если они любят его, уважают, хвалят за успехи, то, у ребенка складывается позитивное восприятие себя. Низкая самооценка у ребенка формируется, если с первых лет жизни он сталкивается с пренебрежением и неприязнью.
В раннем детстве в сознании создается как бы своеобразный фильтр, через который впоследствии человек будет воспринимать любую ситуацию. Поэтому так важно, какие установки родители заложили своим воспитанием.
Уровни самооценки ребенка
Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу:Самооценка = Успех / Уровень притязаний
Где уровень притязаний – это то, к чему человек стремится в разных сферах жизни. Уровень притязаний служит идеальной целью любой деятельности и закладывается еще в детстве. Он напрямую зависит от уровня самооценки ребенка.
Низкий уровень детской самооценки показывает, что ребенок не уверен в себе, застенчив, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.
Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле. Адекватная самооценка означает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.
Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности.Он игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков.
Конструктивная критика воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная. Ребенок с неадекватной самооценкой не признает своих ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения.
Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль и негативно сказываются на успехах ребенка.
Диагностика самооценки ребенка
В современной психологии существует несколько признанных методик исследования самооценки ребенка.Методика В.Щур под названием "Лесенка" дает характеристику самооценки ребенка, основываясь на том, как они сами оценивают себя, как выглядят в глазах окружающих и как эти суждения относятся между собой. Эта методика применяется как в групповом, так и в индивидуальном формате.
Групповая работа позволяет быстро определить уровень самооценки у нескольких детей одновременно. Индивидуальная – обнаружить причины неадекватной самооценки. Ребенку показывают нарисованную лесенку, состоящую из 7 ступеней. Он определяет свое место на этой лестнице, причем на первой ступени располагаются самые "хорошие дети", а на 7-й соответственно – "самые плохие".
Также определить уровень самооценки у детей можно с помощью техники А.Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки. Ребенку предлагаются 8 кругов, нарисованных в один ряд, и дается инструкция: "Укажи, где находишься ты. Поставь букву "Я" в нужном кружке".
Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего "Я- образа", осознает свою ценность и принимает себя.При указании на первый- второй круг – завышенная самооценка. При указании на круги далее четвёртого – заниженная самооценка.
Метод Д. Лампена под названием "Дерево", адаптированный Л. Пономаренко, используется для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки.
Интерпретация результатов методики дерево с человечками проводится исходя из того, какие позиции выбирает ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное состояние и совпадают ли они между собой.
Как поднять самооценку ребенку
Основные стратегии коррекции самооценки ребенка строятся на взаимодействии ребенка со сверстниками, родителями и другими значимыми взрослыми.Со стороны взрослых необходимо создать для него атмосферу любви, уважения и бережного отношения к особенностям и потребностям ребенка. Родителям и учителям необходимо проявлять интерес к его делам и занятиям, выражать уверенность в его способностях достичь успеха.
Однако работа с самооценкой ребенка немыслима без адекватной требовательности и последовательности со стороны взрослых. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним анализировать результаты его действий, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления.
При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится. При этом важно научить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами.
Для повышения самооценки необходимо обеспечить ребенку полноценное общение со сверстниками. Если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ему приобрести уверенность в общении.
Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка – один из важнейших факторов повышения детской самооценки. Чем разнообразнее и самостоятельнее его деятельность, тем больше у него возможностей проверить свои способности и расширить представления о себе и мире.
Педагоги также проводят различные игры и упражнения направленные на формирование позитивной самооценки у детей, формирование общности с другими людьми, снижение тревожности, психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.
В вопросе как повысить самооценку ребенку, задача родителей и детских психологов заключается в том, чтобы внимательно и чутко отнестись к его потребностям и помочь ему раскрыть свои способности. Для этого можно предлагать ему посильные задания развивающие ситуации. Вкупе с эмоциональной поддержкой и похвалой от взрослых, это будет значительно способствовать становлению адекватной самооценки у ребенка.
Адекватная самооценка - важнейшая составляющая правильного формирования личности. Ребёнок, который правильно оценивает себя, в будущем достигает хороших успехов, тянется к знаниям и саморазвитию. Какими особенностями обладает самооценка у детей? Давайте поговорим об этом.
Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, быстро адаптировался и умел преодолевать трудности, он должен иметь положительное представление о себе. То есть, самооценка у дошкольников и детей в младшем школьном возрасте должна быть в норме. Но, к сожалению, ребёнок не всегда может оценивать себя и свои возможности правильно. В раннем возрасте у каждого ребёнка самооценка адекватна, но её особенность состоит в том, что впоследствии, по мере взросления малыша, она изменяется, и тогда задача родителей - обратить на это пристальное внимание и помочь ему.
Как самооценка влияет на успеваемость младших школьников? Как она сказывается на развитии навыков общения у дошкольников? Если самооценка понижена, то крайне негативным образом. Если завышена - это также ведёт к различным трудностям и проблемам.
Диагностика самооценки младших школьников и дошкольников
Понять, какая самооценка у вашего ребёнка, несложно. Если он постоянно «копается» в себе, ищет слабые стороны, видит в своей личности только плохое и не чувствует уверенность в своих силах - самооценка понижена. Если же, наоборот, ребёнок постоянно хвастается и гордится своей персоной, ставя себя выше других - одноклассников, друзей, товарищей по группе в детском саду, его самооценка завышена.
Завышенная самооценка у ребёнка: что делать?
Завышенную самооценку у детей часто можно встретить в дошкольном возрасте. В этом ничего страшного нет, так как в таком возрасте малыш только познаёт себя. Задача родителей - развивать в ребёнке чувство уверенности, положительную самооценку, так как если она понизится, сделать её адекватной будет очень и очень сложно.
Безусловно, всё время нахваливать малыша не нужно. Здесь важна мера. Критика тоже может иметь место, но в разумных пределах. Например, вместо: «Ты не смог», вы должны говорить своему ребёнку: «Ты смог, но…».
Завышенная самооценка встречается и у первоклассников. Обычно дети в этом возрасте переоценивают себя. Важно поймать этот период и не дать упасть самооценке, а это вполне может произойти из-за того, что ребёнок не справляется с какими-то заданиями и поручениями.
Как повысить самооценку ребёнку
Если самооценка у ребёнка занижена, нужно ему помочь. Формирование и развитие адекватной самооценки у дошкольников и младших школьников потребует от родителей всех усилий. Как поднять самооценку ребёнку? Для этого нужно придерживаться некоторых правил:
- Коррекция самооценки у младших школьников и детей раннего возраста невозможна без полного доверия. То есть, родители и ребёнок должны доверять друг другу, общаться, обсуждать различные проблемы. Всегда интересуйтесь у малыша, как он провёл день, что у него получилось, а что нет. Возможно, ему требуется ваша помощь.
- Не ругайте ребёнка. Даже если он что-то не может сделать, объясните или покажите ему, если нужно, несколько раз. Не ставьте малышу в пример других детей.
- Обязательно замечайте успехи ребёнка. Если вы будете воспринимать их, как должное, и при этом за каждый промах ругать сына или дочь, у них обязательно понизится самооценка. Заслуженная похвала - хороший стимул. К тому же, она вселяет уверенность в себе.
Любите своих детей и придерживайтесь правил воспитания.
От вас зависит, каким вырастет ваш ребёнок в будущем, помните об этом. Принимайте ребёнка таким, какой он есть, и у него обязательно всё получится!