Светлана Ховерко
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента , как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего села, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Духовно –нравственное воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие» , с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Белокатайского района, направленная на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.
Ведущей идеей этой области является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного села - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.
Целью является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.
Это предполагает решение целого комплекса задач : образовательных, развивающих, воспитательных.
1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;
2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с историей России.
3. Формировать общие представления о своеобразии природы Башкортостана, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;
4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.
5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.
Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном селе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свое село и его жителей.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона . При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому : от семьи к селу и далее к региону , стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства : развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;
Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.
Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов .
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном селе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.
Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей– это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории поселка, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.
Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах оформляются уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным селом, Башкортостаном и родной страной. Но наибольшую ценность имеет мобильный мини – музей : «Русская изба» . В его создании принимают участие все : сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.
Для того, чтобы полученные знания о родном селе стали для детей личностно значимыми - предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта : в играх, знакомящих детей с родным селом.
Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности : макеты, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству села, нашего детского сада, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, проводимых администрацией района праздничных концертах для ветеранов, праздниках посвященных Дню села. Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой, участвуем в выставках детских рисунков.
Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному селу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего села.
Родители оказывают помощь в обеспечении образовательного процесса коллекционными материалами, оказывает помощь при организации экскурсий (пеших, автобусных, приобщают детей к традициям своей семьи, своего народа обеспечивают потребность в двигательной активности детей через использование народных подвижных игр, участие в мероприятиях учреждения.
Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории села, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному селу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.
Начиная работу по региональному компоненту , педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона , где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины
Воспитание любви к своей Родине, своему селу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному селу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
ПРОГРАММА (1-4)
с использованием регионального компонента
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования в образовательной области «Окружающий мир» для учащихся начальных классов по комплекту учебников образовательной системы «Школа 2100» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др.
Рабочая программа составлена с использованием интегрированных уроков, содержащих национально-региональный компонент.
Базисный план отводит на изучение национально-регионального компонента не менее
10 %-15% часов на изучение предмета «Окружающий мир».
Количество часов
Класс
Всего часов за год
Региональный компонент
Присутствие «регионального компонента» в школьных программах как необходимая составляющая в образовании; знания, приобретенные по традиционной культуре региона, в будущем более чем востребованы и нужны.
Программа учитывает возраст учащихся, их общий кругозор, уровень знаний и умений.
Основной целью изучения программы являются: формирование у учащихся единого, ценностно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.
Программа нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Эта цель определяет следующие задачи :
Задачи первого года обучения.
Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.
Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.
Задачи второго года обучения.
Осознание детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае.
Потребность общения с родной природой.
Бережное отношение к народному наследию.
Задачи третьего и четвертого года обучения.
Показать сходство, обусловленное общей природой человека и историческими народными связями.
Обобщить знания детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека.
Показать значимость своей республики среди других областей страны.
С введением интегрированного курса «Окружающий мир» (человек, природа, общество, история) краеведческие знания учащихся обогащаются, поскольку материал этого курса изучается в значительной степени на краеведческой основе.
В содержание программы входят:
1.Природа как объект краеведческой деятельности
природное краеведение.
изучение рельефа и полезных ископаемых
климатические условия
гидрологические условия
изучение почв растительности и животного мира (флора и фауна)
2.Население и экономика края как объект краеведческой деятельности.
экономика края
население края
хозяйство
производственные предприятия
поселение
3.История края как объект краеведческой деятельности
историческое краеведение
памятники истории и культуры
4.Искусство края как объект краеведческой деятельности искусствоведческое краеведение.
Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край. Понятие «край»- условное. Для детей младшего школьного возраста край - это район, поселок, республика, в котором они живут.
С первого класса учащиеся получают элементарное представление о своей семье, своем крае, его природе и жизни людей. Основной целью работы по ознакомлению школьников с родным краем, является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. Помогают в ознакомлении школьников с родным краем такие формы работы, как создание панно «Моё Таксимо»; фоторепортажи «Муйская долина»; просмотр видеоматериалов о Муйском районе; беседы об известных людях края; создание альбомов; чтение стихотворений и др.
Со второго класса школьники знакомятся со своеобразием родного края – Бурятии не только с помощью информации, но и предоставляется им возможность переживать, сочувствовать. Другими словами используются те методы ознакомления с родным краем, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей. Это такие формы работы, как наблюдение за погодой родного края; фоторепортажи «Байкал в разные времена года»; «Достопримечательности Бурятии», взаимодействие с краеведческими центрами;
С третьего учащиеся знакомятся с государственной символикой России и Бурятии. Получают представления о том, что каждая республика, страна имеют герб, флаг, гимн. Составляют рассказы «Мой край родной», «Как могу помочь природе», собирают сведения о своем поселке, создают альбомы с пословицами краеведческой тематики; чтение рассказов и легенд, бурятских сказок; папки-передвижки с иллюстрациями «Животный и растительный мир Муйской долины» «Красная книга Бурятии».
С четвертого класса до детей доводится информация об исторических фактах, о природе своего края, о промышленности; об обычаях; рассматривание карты Бурятии, её районов; викторины («Знай и люби свой край»); («Достопримечательности Улан-Удэ».
Интегрированные уроки дают возможность изучить краеведческий материал во всем его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления,
Интеграция содержания позволяет исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни.
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. И поэтому при планировании требуется тщательное определение нагрузки различными видами деятельности учащихся.
Например: интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства во 2 классе. Тема урока «Леса. Что такое лес?». На данном уроке дети знакомятся с понятием «лес», выявляют характерные признаки леса, находят различия лесов на территории нашей страны, родного края, доказывают взаимосвязь растений и животных в лесной зоне, учатся рисовать лесной пейзаж по представлению.
Интегрированный урок окружающего мира и трудового обучения. 2 класс . Тема урока: Животный мир. На уроке вспоминают отличительные особенности рыб, птиц, насекомых, учатся различать группы животных, изготавливают по одному виду животного в технике “оригами”.
При изучении раздела «Природа нашего края» создаются исключительно благоприятные условия для формирования у учащихся гражданственности, качеств, таких, как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Здесь уместно вспомнить слова М.И. Калинина: «Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма. Но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей Родины».
На уроках окружающего мира ведется работа по охране природы на примере бурятского народа, для которого вода была святыней: великим грехом считалось селиться вблизи истока ключей, засорять их нечистотами, черпать воду грязной посудой, стирать белье в реке. Широко был распространен обычай почитания огня. В связи с этим были выработаны определенные правила обращения с огнем: нельзя плевать в огонь, бросать в него мусор, нельзя ковырять в огне острыми предметами, нельзя играть или шалить с огнем, нельзя с размаху бросать поленья в огонь… Это воспитывает не только почтительное отношение к огню, но и осторожность, и бережливость в обращении с ним. А знание учащимися народных обычаев по охране природы помогает формированию у них ответственного отношения к природе.
На интегрированных уроках «окружающий мир и изобразительное искусство», «окружающий мир и трудовое обучение» по теме: «Наш край» ребята знакомятся с народно-прикладным искусством, разнообразными узорами, украшающими одежду, с внутренним убранством юрты, снаряжениями коня, орудиями производства. С помощью мультимедиа ребята знакомятся с творчеством бурятских мастеров, национальными одеждами, произведениями искусства.
Я убеждена, что знание учащимися обычаев, традиций бурятского народа поможет им уважать культуру и традиции других народов.
Использование педагогических технологий сюжетно – ролевых и ролевых игр помогает ребятам лучше изучить и понять учебный материал с различных позиций.
Роли в сюжете игр предусматривают обучающий эффект совместных действий. Действия, в свою очередь- основа первоначальных знаний.
Игры основаны на моделировании социального содержания краеведческой деятельности. Дети инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли из реальной жизни. Успех игры зависит от предварительной подготовки.
Например, ребята пробуют себя в роли гидов. Знакомят гостей поселка с родным краем. Можно предложить детям или они сами могут предложить такие темы:
Заочное путешествие по родному краю.
Достопримечательности поселка Таксимо
Что дает наш край Родине?
Зачем нужно приезжать в наш край?
После изучения раздела «Родной край – часть большой страны», дети пишут мини-сочинения о малой родине, используя местный материал о первопроходцах БАМа (просмотр DVD )
С позиций здоровьесберегающего подхода в программе учитывается построение урока с учетом динамики работоспособности учащихся, рациональность использования ТСО, рациональность организации двигательной активности учащихся (физминутки, динамические перемены )
С позиций компетентностного подхода данная программа способствует формированию у учащихся ключевых компетентностей, т.е.
овладению основами умения учиться;
способности к организации собственной деятельности;
готовности самостоятельности действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательности, умению слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполнению правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Основные требования к знаниям и умениям к концу изучения программы:
К концу 4 класса учащиеся должны знать :
Положение России, своего края на карте;
Особенности природы края; поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края
Правила поведения в природе
Учащиеся должны уметь:
Различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для, луга, водоема своего края;
Формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальные, коллективные, групповые.
Методы обучения: ч астично – поисковый, репродуктивный, наблюдение, сравнение, объяснительно-побуждающий, проблемный, наглядно-иллюстративный, инструктивно-практический.
Примерное тематическое планирование
1 класс
Тема
Цели и задачи
Знания об окружающем мире
Интеграция
Общие понятия
Практическая деятельность
Твоя семья и твои друзья
Кто я в школе и кто я в семье
Объяснить ребятам роль семьи в жизни человека, взаимопомощь членов семьи. Воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи.
Что такое семья, члены семьи и обязанности каждого из них. Класс-коллектив. Правила поведения в школе и дома. Что такое общение и какова его роль в жизни человека.
Труд. Аппликация.
«Подарок маме»,
ИЗО
рисование на тему «Моя семья»
Труд, отдых в семье. Твоя семья и ее состав. Взаимопомощь
в семье. Роль в семье каждого ее члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья. Коллектив, обязанности членов коллектива, условия дружной и успешной работы.
Обыгрывание и разбор ситуации из семейной и школьной жизни
Что нас окружает
Село, в котором мы живем.
Мое село, мой край, моя страна.
Дать понятие о большой и малой родине; показать взаимосвязь между жителями города и села. Воспитание любви к родному краю.
Наш поселок- часть большой страны. Место нашего края на карте и глобусе, важнейшие города республики и страны, название сел и деревень района.
Труд. ИЗО.
«Мой поселок»,
составление коллективной работы.
Большая и малая родина, карта и глобус, столицы и страны, домашний адрес ученика, родной край, достопримечательности. Твой двор. Жилой район: дома, улицы, парки. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города.
Просмотр фрагмента видеофильма «Муйский район» Групповая работа.
Составление панно «Моё Таксимо»
Живые обитатели планеты
Наши помощники – домашние животные и культурные растения
Познакомить с домашними животными и их ролью в хозяйстве человека. Познакомить с разнообразием культурных растений своего района
Домашние животные, уход за ними, польза для человека. Культурные растения и их особенности
Труд. Оригами. «Животные»
ИЗО
рисование с натуры овощей нашего края.
Забота о домашних животных. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи.
Коллективное составление панно
«Наши меньшие братья»
2 класс
Тема
Цели и задачи
Интеграция
Общие понятия
Практическая деятельность
Раздел 1. Земля и солнце.
Погода и климат
Познакомить с терминами «погода», «температура», «облачность», «метеорология», «явления погоды». Развивать умения самостоятельно проводить наблюдение за погодой родного края.
Рисование
на тему: «Дождик идет» (на основе наблюдений).
Погода как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность, осадки, метеорология, явления погоды (туман, гололед, метель, буря, гроза). Выбор одежды для путешествия.
Наблюдение за погодой родного поселка. Просмотр фильма «Осенние краски Таксимо». Сочинить стихотворения или загадку о явлениях погоды.
Раздел 2. Что изображено на глобусе и на карте
Реки и озера
родного края.
Познакомить с разнообразием водоемов нашего края; раскрыть значения водоемов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны.
Труд.
Оригами. Стаканчик.
ИЗО.
Рисование на тему: «У озера»
Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Очистные сооружения, экология. Озеро Баранчеевское, озеро Ульто, реки Витим, Муя. Крупные реки Бурятии.
Просмотр видеосюжета «Долина неразгаданной красы», фоторепортажа «Байкал в разные времена года».
Составление рассказа «Почему надо экономить воду?»
Раздел 3. Многообразие земли
Леса. Что такое «лес»
Познакомить с понятием «лес», показать различия лесов на территории нашей страны, родного края. Формировать представления о многообразии растений и животных родного края.
Труд. Оригами. Птицы.
ИЗО.
Рисование по представлению «Лесной пейзаж»
Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса. Деревья, кустарники, трава, насекомые, птицы, звери. Культурные, дикорастущие растения
Подобрать материал о растениях и животных своего края. .
Раздел 4. Части света
Природа и достоприме
чательности своего края
Познакомить с природой родного края.. с достопримечательностями Бурятии.
Труд. Книжка-раскладушка на тему «Самые интересные уголки нашего района»
Природа России, достопримечательности столицы- Улан-Удэ, народы, населяющие Россию, их численность
Фоторепортаж «Достопримечательности Бурятии». Сбор материала на тему «Достопримечательности поселка Таксимо»
3 класс
Тема
Цели и задачи
Интеграция
Общие понятия
Практическая деятельность
Раздел 1: Обитатели Земли. Тема 3. Экологическая система.
Почва – важнейшая часть экосистема Почва родного края
Формировать представление о разнообразии почв; познакомить с почвами края; обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв.
Труд.
Изготовление коллекции «Виды почв»
Чернозем, подзолистые почвы, круговорот веществ, перегной, плодородие
Проведение опыта с почвой
Тема 4: Живые участники круговорота веществ
Как нам жить в дружбе с природой. Охрана природы.
Расширить представление о вреде, который наносит человек природе. Изучить правила поведения на природе на примере бурятского народа.
Чтение. Сочинение «Как могу помочь природе»
ИЗО. Рисование экологических знаков
Экология, правила поведения в лесу, заповедник, Красная книга. Лекарственные растения, редкие растения.
Сочинение «Как могу помочь природе»
Составление правил поведения в лесу
Раздел 2: Моё Отечество. Тема 1. Твои родные и твоя Родина.
Наш край
Расширить представление о своем крае, определить положение на физической карте России, познакомить с картой республики,
Чтение. Составление рассказа «Мой край родной»
Карта республики, край, Родина, малая родина, Бурятия,
Просмотр видеосюжета «Муйский район: Новый день». Рассматривание карты Бурятии. Посетить музей, собрать сведения о своем поселке.
Тема 6. Современная Россия
Народы России. Буряты.
Познакомить с двумя значениями термина «народ», разнообразием культур и обычаев народов, населяющих Россию. Формирование уважительного отношения к разным культурам, обычаям.
Музыка
Музыка моего народа (Бурятские, русские), гимн России, Бурятии.
Народ. Большая и малая родина, символы России, Бурятии, флаг, герб, гимн, президент. Языки и обычаи народов России. Праздники: Сагаалган, Сурхарбан, Алтаргана.
Разучивание песен, гимна.
4 класс
Тема
Цели и задачи
Умения
Интеграция
Общие понятия
Практическая
дея-ность
Часть 1. Человек и природа
Рукотворная жизнь.
На службе у человека
Познакомить со способами выведения сортов культурных растений и пород домашних животных. Познакомить с особенностями растениеводства и животноводства края в сравнении с другими районами республики.
Уметь различать отрасли животноводства и растениеводства, объяснять необходимость бережного отношения к живым организмам.
Труд.
Аппликация из ниток «Домашние животные»
Сорт, порода. Земледелие. Цветоводство, овощеводство. Свиноводство, коневодство, птицеводство, скотоводство .
Презентация
«Конь в жизни бурят»
Сочинение о домашнем животном.
Горные породы и минералы Металлы
Сформировать понятие о свойствах горных пород, минералов и металлах и о способах их использования людьми. Показать необходимость
и способы охраны подземных богатств.
Уметь различать полезные ископаемые своего края по признакам.
Труд. Составление букета из алюминиевой проволоки.
Чтение.
Загадки и сказки о полезных ископаемых
Гранит, нефрит, торф, уголь, нефть, железная руда, природный газ.
Просмотр видеосюжета «Муйский район». Фоторепортаж «Изделия народно-прикладного искусства».
Часть 2.Человек и человечество. Тема3. Человек и прошлое человечества.
История происхождения бурят.
Познакомить с историей происхождения бурят, расширить представление об обычаях и традициях бурятского народа.
Уметь показывать на карте границу, столицу Республики Бурятии, знать особенности жизни и быта бурят.
Труд. Работа с бумагой. Изготовление юрты.
Азия, племена, бурят- монголы, горы Мунко-Сардык, Бурин-Хан
Фоторепортаж «Почему юрта круглая?»
Расы и народы
Как жить в мире людей
Познакомить учеников с тем, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей (народов)
Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей,
Уметь отличать национальность человека от его расы; объяснять, какие поступки людей противоречат правам человека: ущемляют права людей той или иной расы, национальности
ИЗО. Декоративное рисование «Бурятский национальный костюм»
«Раса», « народ» «национальность», жители Бурятии: буряты, русские, эвенки и другие.
Обыгрывание ситуации познакомиться с ребятами с других стран.
Фоторепортаж «Бурятский национальный костюм»
Эльвира Шабанова
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
«Конвенция о правах ребенка», статья 29
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края
Познакомить детей с особенностями и традициями северного края;
Формировать представления о родном поселке: истории, улицах, профессиях;
Познакомить с именами знаменитых земляков;
Сформировать знания о живой и неживой природе Русского Севера;
Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
Результаты диагностического этапа показали, что реализация регионального компонента в ДОУ происходит стихийно и без концентрации знаний дошкольников на быте, фольклоре и традициях. Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации национально-культурной направленности регионального компонента путем апробации выявленных педагогических условий.
Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы в детском саду накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характер.
Опираясь на принцип воспитания «от близкого к далекому», педагоги связывают патриотическое воспитании с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок, затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – родного поселка, страны, всего культурного мира.
Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия, сотворчество воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность.
Специально организованные занятия
Знакомство детей с особенностями Севера включает в себя интеграцию 4 познавательных блоков. По каждому блоку разработаны темы НОД, что позволяет педагогам, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, определить объем и содержание НОД в соответствии с общей темой. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями на среднюю, старшую, подготовительную группы с учетом принципов доступности, системности и последовательности усложнения материала.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в работе по обучению грамоте (работа с предложением, словарная работа).
При отборе краеведческих сведений для занятий важно придерживаться следующих правил:
События местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей;
Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
Предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия»;
Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать «неизвестное в известном, незнакомое в знакомом»;
При организации совместной деятельности большую роль в реализации данного принципа играет проектная деятельность. Так в детском саду совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник». А методические продукты проекта «Кизема – железнодорожная держава» альбомы, фотографии, схемы, худ. и энциклопедическая лит – ра, широко используются в работе воспитателей, в частности, подробный перспективный план по ознакомлению дошкольников с железной дорогой. В старших группах организована с – р игра «Железная дорога»;
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно так же путем создания в ДОУ центров краеведения, мини - музеев. Музейная педагогика способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. На протяжении последних 5 лет в учреждении функционировали следующие мини – музеи: «Железная дорога». «Русская изба», «Изделия из бересты», «Северный лес», «Наша старина», «Головные уборы», «Ломоносов – Великий помор», «Музей хлеба». Условно содержание знаний о родном крае в музее можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного поселка. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
В 2010 -2011 учебном году в ДОУ была создана агитбригада «ЛУЧ», где творческий коллектив старших дошкольников и педагогов, выступающий по различной тематике, большое внимание уделяет экологической направленности выступлений. Это единственно – доступный жанр, позволяющий в понятной для детей форме, обратиться к природоохранной теме.
Проведение традиционного экологического праздника «День рождение Земли» (более 10 лет, поэтических сезонных утренников формирует у детей любовь и уважение к малой Родине, ее традициям и культуре.
А экологические акции позволяют применить полученные знания на практике.
Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района. (на слайде результативность).
Взаимодействие с родителями .
Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ». Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов Севера, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей северной природы, сборники музыкальных произведений.
По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика улучшения знаний детей по региональному компоненту детей старших групп и уровня подготовленности педагогов ДОУ по использованию регионального компонента в практике, что подтверждают представленные диаграммы.
Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Севера, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.
Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».
Региональный компонент в ДОУ
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Духовно – нравственное воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие» , с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Мордовского края, направленная на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.
Ведущей идеей этой области является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного города - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.
Целью является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.
Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.
1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с историей России.3. Формировать общие представления о своеобразии природы Мордовии, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.
Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном городе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свой город и его жителей.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего города, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;
Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.
Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.
Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей – это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории города, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.
Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со младшего возраста, в группах оформляются уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом, Мордовией и родной страной. Но наибольшую ценность имеет мини – музей: «Родной край» . В его создании принимают участие все: сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.
Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми - предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта: в играх, знакомящих детей с родным городом.
Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству города, нашего детского сада, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, конкурсах. Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой, участвуем в выставках детских рисунков.
Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.
Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории города, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины
Воспитание любви к своей Родине, своему городу, краю – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу, краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.