Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Иммунитет и его виды. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста
Выполнила:
Кочергина Мария Александровна
Старший воспитатель
МАДОУ д/с общеразвивающего вида №50
Введение
Глава 1. Основная часть
1.1 Что такое иммунитет?
1.2 Виды иммунитета
1.5 Особенности иммунитета
2.3 Восстановление иммунитета
Приложение
Введение
В народе говорят: "Здоровье, как погода, пока хорошее - не замечаешь".
Зачем людям - не медикам, нужно знать об иммунитете? Анализ состояния здоровья населения во всем мире показал, что медицине не удается сделать здоровыми без вооружения человека знаниями о его собственной природе, о причинах возникновения болезней о путях восстановления и поддержания нормальной деятельности всех органов и систем организма.
В этой связи осведомленность людей - не медиков, в вопросах сохранения нормального функционирования иммунной системы организма неоценимо важна. В современном мире у человека могут формироваться различные иммунные нарушения, в результате чего человек становится, по сути, заложником иммунодефицита на всю жизнь, который и определяет его "здоровье".
Исследования последних лет показали, что основной причиной многих и многих заболеваний являются нарушения иммунитета. Чем бы и как бы человек не лечился, болезнь возвращается вновь и вновь до тех пор, пока не будет восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам.
Цель: выяснить, что такое иммунитет, как его повысить и формировать у детей дошкольного возраста.
изучить и проанализировать материал по теме;
Размещено на http://www.allbest.ru/
рассмотреть механизм действия иммунитета;
Размещено на http://www.allbest.ru/
выяснить причины ослабления иммунитета;Размещено на http://www.allbest.ru/
найти пути повышения иммунитета;
Размещено на http://www.allbest.ru/
детский иммунитет;Размещено на http://www.allbest.ru/
проанализировать и систематизировать полученные Размещено на http://www.allbest.ru/
сведения.
Глава 1. Основная часть
1.1 Что такое иммунитет?
Сегодня одна из модных тем это иммунитет человека. На эту тему пишутся различные статьи, научные работы, но безграмотность населения относительно этого вопроса остается еще достаточно высокой. А тем не менее, чтобы успешно заниматься вопросами восстановления своего здоровья, а еще лучше - его профилактикой, необходимо разбираться в этих фундаментальных понятиях.
Иммунитет - защитная реакция организма, способность противодействовать повреждающим факторам и обеспечивать невосприимчивость к инфекции. Иммунитет контролирует сложный механизм взаимодействия нескольких систем одновременно: нервной, эндокринной, обмена веществ и других.
Состоит из ряда звеньев - клеточного, гуморального, фагоцитарного, интерферонового, взаимодействие которых обеспечивает правильные реакции защитной системы. Недостаток или избыток любого из них приводит к нарушениям.
Элементами иммунной системы человека являются костный мозг, вилочковая железа, селезёнка, лимфатические узлы, лимфоидные образования кишечника, эмбриональная печень, а также клетки костномозговой природы - лимфоциты и моноциты, присутствующие в крови и тканях. Иммунитет осуществляется самими клетками (клеточный) и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный).
Защита организма человека имеет многоуровневую систему и поэтому чужеродным организмам невозможно выжить при условии если наша иммунная система (ИС) здорова и все ее компоненты работают отлажено. Но чтобы в случае чего "помочь" своему иммунитету, необходимо знать его "структуру", каким образом она работает.
1 .2 Виды иммунитета
По механизму развития различают следующие виды иммунитета:
Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида. Он, в основном, связан с отсутствием необходимых условий для размножения возбудителя.
Например, собаки не болеют некоторыми болезнями человека (сифилис, гонорея, дизентерия), и, наоборот, люди не восприимчивы к возбудителю чумы собак. Строго говоря, данный вариант резистентности не является истинным иммунитетом, так как он не осуществляется системой иммунитета. Однако есть варианты видового иммунитета, обусловленные естественными антителами. Такие антитела исходно имеются в необходимом количестве против многих бактерий и вирусов.
Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых, может быть активным и пассивным.
Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов. иммунитет организм дошкольный
Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.
Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.
Искусственный активный иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части
1.3 Механизм действий иммунного ответа
Иммунный ответ - реакция организма на агрессию микробов или токсинов. Его вызывает любое вещество, по структуре отличное от тканей человека, но в зависимости от заложенных механизмов он различен.
Неспецифический иммунный ответ - первая реакция при обнаружении инфекции. Он почти одинаков для любого типа микробов и определяет общую сопротивляемость. Его задача - формирование очага воспаления как универсального защитного процесса локализации и первичного разрушения микробов.
Специфический иммунный ответ - второй этап защиты организма. Он характеризуется распознаванием микроба и созданием факторов специфической защиты.
Неспецифический и специфический иммунитеты согласуются и дополняют друг друга. Различают два типа специфического иммунитета: клеточный и гуморальный.
Клеточный иммунный ответ - формирование К-лимфоцитов, разрушающих клетки, содержащие инородные материалы. Направлен преимущественно на ликвидацию вирусной инфекции и некоторых типов бактерий (проказа, туберкулёз), а также раковых клеток.
Гуморальный иммунный ответ - активация В-лимфоцитов, после распознавания активно синтезирующих антитела (иммуноглобулины).
На поверхности одного микроба может быть множество различных антигенов, поэтому вырабатывается целая серия антител, каждое из которых направлено на определенный антиген. Иммуноглобулин - молекула белка, способная прилипать к микроорганизмам определенной структуры и вызывать его разрушение.
Сила иммунного ответа различна и зависит от реактивности организма - уровня реакции на инфекцию и токсины.
1.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе
Нездоровый образ жизни
Размещено на http://www.allbest.ru/
Загрязнение окружающей среды
Размещено на http://www.allbest.ru/
Появление новых вирусных бактерий
Размещено на http://www.allbest.ru/
Частые бактериальные и вирусные инфекцииРазмещено на http://www.allbest.ru/
Неправильное питание
Размещено на http://www.allbest.ru/
Длительное лечение антибиотиками и др. препаратами
Размещено на http://www.allbest.ru/
Тяжелые физические и умственные нагрузки, стрессРазмещено на http://www.allbest.ru/
1.5 Особенности иммунитета
При решении задачи укрепления иммунной системы (ИС) необходимо учитывать особенности иммунитета, которые зависят от возраста индивидуума. Мы уже знаем, что формирование ИС человека начинается уже со 2-го месяца беременности и заканчивается к 14-16 годам.
За это время человек проходит несколько критических периодов, связанных с особенностями иммунитета.
К примеру, в первые месяцы своей жизни малыш обладает только неспецифическим иммунитетом, наследованным от родителей и сильно подвержен ко всякого рода инфекциям, которые имеют специфическую природу. Это, конечно же, необходимо учитывать. В преклонном возрасте формирование специфических иммунных клеток так же проблематично т.к. тимус уже потерял свою активность и в 10 раз (по сравнению со своим максимальным весом) уменьшился в объеме. Именно по этим причинам особенности иммунитета нужно учитывать постоянно, занимаясь вопросами своего здоровья.
1.6 Причины снижения иммунитета
сбои пищеварительной системыРазмещено на http://www.allbest.ru/
недостаток витаминов и микроэлементов
хирургические вмешательства
Размещено на http://www.allbest.ru/
острые респираторные заболевания
Размещено на http://www.allbest.ru/
хронические и повторяющиеся заболевания
Размещено на http://www.allbest.ru/
медикаменты (антибиотики, стероиды, онкологические препараты)
Размещено на http://www.allbest.ru/
неполноценный рацион, дисбаланс питания (например, недостаток белка или клетчатки)
Размещено на http://www.allbest.ru/
малоподвижный образ жизни, редкие прогулки
недосыпание, умствРазмещено на http://www.allbest.ru/
енные и физические перегрузки
постоянные стрессы
активное и пассивное курение,
Размещено на http://www.allbest.ru/
врождённые нарушения иммунитета
Размещено на http://www.allbest.ru/
Возрастные изменения, старение и износ организма также приводят к снижению иммунитета. Но существуют и разнообразные методики укрепления здоровья и повышения иммунитета у детей и взрослых.
Глава 2. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста
2.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета
Детский иммунитет формируется в период внутриутробного развития. Если ребёнок часто болеет, причиной может быть курение или злоупотребление спиртного родителями, перенесённые мамой инфекционные заболевания при беременности или недостаток молока в период грудного вскармливания, которое очень важно для формирования иммунитета ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливание от рождения до полугода, гораздо реже болеют и растут крепкими. Каждая капля материнского молока ценна для малыша и способна поднять иммунитет: ведь с молоком в детский организм поступают антитела к заболеваниям, перенесённым ранее матерью.
Высокая концентрация иммуноглобулинов класса A в первом грудном молоке, который при вскармливании распределяется в полости рта, желудочно-кишечном тракте, верхних дыхательных путях, обеспечивает малышу полноценную защиту. Таким образом, иммунитет ребёнка, не болея сам, "знакомится" с целым спектром болезней. Искусственное питание молочными смесями таких иммуноглобулинов, естественно, не содержит, и вероятность заражения ребёнка возрастает.
Часто у новорождённых наблюдаются признаки неполного созревания иммунной системы. Причина - замедленное внутриутробное развитие. В таких случаях требуется постоянный врачебный контроль, процедуры для укрепления здоровья детей, способствующие формированию иммунной системы и поддерживающие ребёнка до его завершения.
Как правило, набор и количество антител достигает нормальной концентрации к 2-3 годам жизни.
2.2 "5 критических периодов в жизни детей"
Известны "5 критических периодов в жизни детей, каждому из которых присущи особенности иммунитета.
1. Первые 28 дней жизни, когда дети имеют иммунитет, полученный от матери. Отсутствие материнских антител от какой-либо инфекции, повышает чувствительность ребёнка. Так называемый первый перекрёст в формуле белой крови на пятые сутки жизни устанавливает преобладание лимфоцитов. В это время очень важно сохранять грудное вскармливание. Однако в этом периоде недостаточен неспецифический иммунный ответ за счет неразвитого фагоцитоза(слабая способность зернистых лейкоцитов локализовать инфекции и разрушать возбудителя)
2. В 3-6 месяцев происходит разрушение материнских антител. Период, когда формируется активный иммунитет. Дети подвержены ОРВИ, кишечным инфекциям, пищевым аллергиям и нуждаются дополнительных факторах (например, вакцинации) для поднятии иммунитета.
3. Около 2 лет, когда ребёнок активно познаёт мир, могут проявляться атопический диатез, врождённые аномалии.
4. В 4-6 лет уже накоплен активный иммунитет, сформированный благодаря перенесённым инфекционным заболеваниям и вакцинации. Возможно возникновение острых процессов и хронических заболеваний.
5. В 12-15 лет происходит бурная гормональная перестройка. Повышенная секреция половых гормонов сочетается с уменьшением размеров лимфоидных органов. Время окончательного формирования типов иммунного ответа. Одновременно организм ребёнка впервые сталкивается алкоголем, курением, наркотиками.
Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета
Часто болеющий ребёнок - совсем не редкость. Зачастую источник повторяющихся заболеваний - снижение иммунитета.
Явные признаки ослабленного иммунитета: хроническая усталость, быстрая утомляемость, головные боли, сонливость, бессонница, ломота в мышцах и суставах, частые простудные заболевания и обострения герпеса, длительные повышения температуры, сбои в работе желудочно-кишечного тракта.
На формировании и уровне иммунитета у ребёнка могут сказаться различные факторы.
2.3 Восстановление иммунитета
Восстановление иммунитета у детей может быть двух видов.
Для специфической иммунокоррекции применяются препараты, непосредственно воздействующие на иммунную систему и помогающие в эффективном лечении ОРВИ:
Иммуностимуляторы, способствующие возрастному созреванию иммунной системы,
Размещено на http://www.allbest.ru/
Индукторы иммунологической толерантности, повышающие активность иммунной системы.Размещено на http://www.allbest.ru/
Иммуносупрессоры для поддержки иммунной системы
Размещено на http://www.allbest.ru/
Эти препараты могут быть назначены врачом иммунологом и только после детального обследования состояния уровня иммунитета у конкретного ребенка.Размещено на http://www.allbest.ru/
При неспецифической иммунокорреции повысить иммунитет позволяют: пРазмещено на http://www.allbest.ru/
равильное питание: разнообразная и качественная пища. Регулярное употребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, зелени, кисломолочных продуктов. Исключение из рациона консервантов, продуктов с избытком сахара. Отказ от диет и, с другой стороны, борьба с избыточным весом.
Витамины и минералы: витамины A, B5, C, D, F, PP, минералы - селен, цинк, магний, кальций, железо, йод и марганец.Размещено на http://www.allbest.ru/
Пробиотики - продукты, стимулирующие рост в организме полезных бактерий: репчатый лук и лук-порей, чеснок, бананы и артишоки.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Закаливание организма. Чередование низких и высоких температур: контрастный душ, обливание холодной водой, баня, сауна.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Природные средства: эхинацея, солодка, женьшень, лимонник, а также травяные отвары и настои. Возможно использование и лекарственных средств, изготовленных на основе растительных адаптогенов, или применение индукторов интерферона (Размещено на http://www.allbest.ru/
потенцируют выработку собственных интерферонов в организме) - анаферон детский, эргоферон.
Активный образ жизни, физические упражнения: гимнастика, бег и плавание, фитнес, аэробика, длительные пешие прогулки.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Расслабление. Правильное расслабление помогает эффективно бороться с последствиями стрессов. Спокойная музыка, позитивные мысли, дыхательная гимнастика.Размещено на http://www.allbest.ru/
Борьба с дисбактериозом: поддержание баланса полезных бактерий и палочек в кишечнике.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Полноценный сон. Спать нужно не менее 8 часов в сутки, а для детей дошкольного возраста оптимальным является продолжительность ночного сна -10 часов.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.
Многие острые и хронические болезни негативно влияют на иммунитет, что существенно снижает резистентность ребенка к инфекции и другим повреждающим факторам. Поэтому в ряде случаев с целью повышения эффективности лечения, предупреждения тяжелых осложнений и снижения риска неблагоприятного исхода болезни назначаются препараты, повышающие функциональную активность органов и тканей иммунной системы (иммунотропные препараты). Приоритетное место среди них должны занимать лекарственные средства эндогенного происхождения, обладающие максимальной иммуномодулирующей активностью и безопасностью. Прежде всего, это препараты интерферона.
В экстренных ситуациях, угрожающих жизни или эпидемиологической безопасности, для воздействия на иммунитет предпочтение отдают препаратам иммуноглобулинов для внутривенного или внутримышечного введения.
Список литературы и информационных сайтов
1. Большая медицинская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. А.Н. Бакулев. М.: Госмедиздат; издание 2-е, 1956 - 1967, т. 11. - 716 с.
2. Грунтенко Е.В. Иммунитет. За и против. - М., "Знание", 1982. - 248
3. Покровский В.М., Коротько Г.Ф., Физиология человека, М., "Медицина", 1997, т. 1, с. 298-307.
4. Ройт. А. Основы иммунологии. М., "Мир", 1991. - 328 с.
5. Семенов Э.В. Анатомия и физиология человека. - Пособие для поступающих в ВУЗы - М., АНМИ, 1995. - 97 с.
6. http://ru.wikipedia.org/wiki
7. http://mirsovetov.ru/a/fashion/beauty-and-health/strengthen-immunity.html
8. www.mednovosti.ru
10. www.transferfaktory.ru
Приложение
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Определение изменений организма в младшем и подростковом возрасте. Рассмотрение необходимости активного образа жизни и физических нагрузок для детей. Изучение индивидуального подхода к разработке тренировочных упражнений для укрепления иммунитета.
реферат , добавлен 27.02.2010
Изучение характеристик и специфики возбудителя туберкулёза. Раскрытие процесса инфицирования и развития заболевания, механизма формирования иммунитета в ходе вакцинации БЦЖ. Исследование особенностей иммунного ответа детского организма на вакцинацию.
курсовая работа , добавлен 24.05.2015
Понятие, виды иммунитета в зависимости от механизма развития и факторы, способствующие его ослаблению. Главные и вторичные органы иммунной системы. Признаки и причины иммунодефицитного состояния. Семь простых правил укрепления и повышения иммунитета.
научная работа , добавлен 27.01.2009
Иммунитет как защитная реакция организма в ответ на внедрение инфекционных и других чужеродных агентов. Механизм действия иммунитета. Состав иммунной системы. Врожденный и приобретенный виды иммунитета. Определение состояния иммунной системы человека.
презентация , добавлен 20.05.2011
Гуморальный иммунитет как один из механизмов реализации защитных свойств организма в жидкой среде. Неспецифические и специфические факторы гуморального иммунитета. Формирование антител. Иммунный ответ. Система комплемента, ее роль в заболеваниях.
презентация , добавлен 08.10.2017
Системная стимуляция иммунитета. Особенности формирования микрофлоры кишечника у детей первого года жизни. Процесс формирования микробиоценоза. Микрофлора пищевода и желудка у здоровых детей. Понятие о эубиозе и дисбактериозе, клинические особенности.
реферат , добавлен 17.04.2015
Центральные лимфоидные органы и иммунокомпетентные клетки. Виды иммунитета: врожденный и приобретенный. Формирование иммунной системы у новорожденного. Физиология его становления, характеризующаяся наличием критических периодов развития организма ребенка.
презентация , добавлен 15.05.2016
Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста и их профилактика. Физиологические обоснование воздействия средств ЛФК при нарушениях осанки. Методика проведения занятий корригирующей гимнастики детей дошкольного возраста.
дипломная работа , добавлен 19.11.2009
Краткий очерк и направления научных исследований профессора Мечникова, его открытия в области изучения внутриклеточных процессов. П. Эрлих как основатель иммунологии, его значение в истории медицины. Формирование и развитие, содержание теории иммунитета.
презентация , добавлен 28.12.2014
Факторы, влияющие на снижение иммунитета. Понятие антигена и антител. Роль растений в восстановлении и укреплении иммунитета. Лекарственные растения, обладающие иммуномодулирующими свойствами. Фитопрепараты для укрепления и восстановления иммунитета.
Спасибо
Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!
Иммунитет - это невосприимчивость организма к различным инфекционным возбудителям, их токсинам (ядам), а так же к различным другим чужеродным органическим веществам. Работа иммунитета включает в себя запуск сложного многоступенчатого механизма, взаимодействие одновременно нескольких систем: нервной, эндокринной, регулирование обмена веществ и других сложных процессов в организме.Какие органы формируют иммунную систему?
Иммунная система человека состоит из вилочковой железы, костного мозга, эмбриональной (во внутриутробном периоде) печени, лимфоидных образований кишечника, лимфатических узлов, селезенки, а также постоянно находящиеся в крови и тканях клетки костномозгового происхождения - лимфоциты , моноциты и др. Иммунная охрана организма осуществляется как клетками иммунной системы (клеточный иммунитет), так и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный иммунитет).
Виды иммунитета
Существует несколько видов иммунитета:Видовой иммунитет
Приобретенный: естественный иммунитет (активный и пассивный)
Видовой иммунитет передается по наследству. Например, человек не может заразиться определенной инфекцией от животных (чумой). Следующий вид иммунитета приобретенный: естественный иммунитет, вырабатывается при длительном контакте с возбудителями инфекции , при этом заражения не происходит. Приобретенный иммунитет, который в свою очередь бывает активным: после перенесенного заболевания (ветряная оспа или краснуха) и после введения вакцин . Пассивный иммунитет, который развивается в ответ на введение специальных сывороток с антителами (при инфекционных заболеваниях).
Особенности иммунитета у детей
Иммунитет детей имеет ряд особенностей на определенных этапах развития.Детский иммунитет характеризуется наличием 5 основных критических периодов:
Первый критический период в течение первых 28 дней жизни ребенка. В этот период дети имеют иммунитет, приобретенный от матери во время внутриутробного развития. В этот же период очень высока чувствительность ребенка к вирусным инфекциям, против которых он не защищен материнскими антителами. На 5 сутки жизни осуществляется первый перекрест в формуле белой крови и устанавливается абсолютное и относительное преобладание лимфоцитов. В этот период особенно важно сохранять грудное вскармливание (подробней о пользе грудного вскармливания у детей первого года жизни в статье «Ценность грудного вскармливания у детей первого года жизни»).
Второй критический период в возрасте 4-6 месяцев обусловлен разрушением материнских антител. В этот период особенно важно начать вакцинацию, с последующей ревакцинацией для формирования активного иммунитета против определенных видов инфекций. В этом возрасте дети особенно подвержены воспалительным процессам органов дыхания и кишечным инфекциям, нарастает частота пищевой аллергии.
Третий критический период приходится на возраст 2 лет. Это связанно с активным познанием мира ребенка в этот период. В этот период у ребенка могут проявиться различные врожденные аномалии и атопический диатез . Более подробно смотри статью «Атопический дерматит у детей ». В этот же период жизни формула характеризуется абсолютным и относительным лимфоцитозом (физиологический лимфоцитоз).
Четвертый критический период в возрасте 4-6 лет. Характеризуется уже накопленным активным иммунитетом, который сформировался под воздействием вакцинации и перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний. В этот период возможно формирование многих хронических заболеваний. Для предотвращения этого необходимо своевременное и правильное лечение острых процессов.
Пятый критический период в возрасте 12-15лет. Происходит на фоне бурной гормональной перестройки для девочек 12-13 лет, для мальчиков 14-15 лет. На фоне повышенной секреции половых гормонов уменьшается объем лимфоидных органов. В этот период окончательно формируется сильный и слабый типы иммунного ответа.
В период полового созревания (пятый критический период) организм ребенка впервые сталкивается с неблагоприятными экзогенными (внешними) факторами, такими как курение , алкоголь и употребление различных синтетических наркотических средств.
Причин и факторов, снижающих иммунитет очень много. Основные из них это прежде всего неправильное питание, с низким содержанием белка и витаминов, что приводит к транзиторному снижению иммунитета, наличие хронических очагов инфекции (кариозные зубы, синусит , тонзиллит , пиелонефрит , цистит и др.), наличие хронических болезней органов пищеварения, инфекционных болезней в анамнезе, экологически неблагоприятная обстановка на территории проживания ребенка, нарушение состава кишечной микрофлоры, неадекватное использование антибиотиков .
Иммуномоделирующее лечение
Прежде чем начинать иммуномоделирующее лечение необходимо оценить и скорректировать следующие моменты:качество питания ребенка. Сбалансированное питание ребенка должно быть, прежде всего, разнообразным, включать белки, витамины и микроэлементы и состоять из продуктов растительного и животного происхождения.
Условия жизни ребенка, спокойная психоэмоциональная обстановка в семье, родительская любовь и ласка, также способствует правильному формированию иммунитета.
Оценка состояния внутренних органов, санация очагов хронической инфекции, для этого необходима консультация педиатра или семейного врача
Когда необходимо начать иммуномоделирующее лечение?
Использование иммунокорректирующих средств оправданно в следующих случаях:
Ребенок слишком часто болеет, больше 6 раз в год простудными заболеваниями .
Ребенок плохо реагирует на стандартное лечение, длительность заболевания выше, чем в среднем у детей данного возраста.
Обычные простуды протекают, как правило, с осложнениями (бронхиты , отиты , ангины).
Прежде чем начать лечение необходимо произвести стандартное обследование состояния здоровья ребенка, включающее в себя:
Общий анализ крови
общий анализ мочи
биохимический анализ крови (Ig E, глюкоза, более подробно необходима консультация врача)
обсследование у ЛОР-врача (для исключения очагов инфекции)
анализ кала на яйца гельминтов и наличие дисбактериоза
УЗИ внутренних органов (для оценки состояния внутренних органов).
Иммунокоррекция состоит из двух видов: неспецифической и специфической:
Неспецифическая иммуностимуляция включает в себя, прежде всего грудное вскармливание, а в дальнейшем сбалансированное питание, закаливание, правильная организация сна и отдыха.
Группы препаратов используемые для специфической иммунокоррекции
Препараты, которые могут непосредственно воздействовать на иммунную систему, делятся на 3 группы:1. Иммуностимуляторы
2. Индукторы иммунологической толерантности (эта группа препаратов способствует повышению функциональной активности иммунной системы).
3. Иммуносупрессоры (препараты поддержки иммунной системы, изменяющие некоторые специфические иммунные ответы).
Иммуностимуляторы - это препараты способствующие процессам возрастного созревания иммунной системы, включают в себя следующие группы препаратов:
витамины (Пиковит, Гровит, Мултитабс, Киндер биовиталь, Витрум Кидс, Мултивитамол и др.)
Препараты содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3, рыбий жир, оливковое масло.
пробиотики (Бифидум бактерин , бактисубтил, линекс , лактацид, субтил, бифиформ).
Индукторы иммунологической толерантности - эта группа препаратов состоит из 5 подгрупп:
препараты растительного происхождения
изготавливаются из лекарственных растений, обладающих иммуностимулирующими и адаптогенными свойствами. Данная группа препаратов может быть назначена без обследования иммунного статуса ребенка, но дозировка и длительность использования должна быть обязательно согласована с врачом.
В эту группу входят: препараты Эхинацеи пурпурной (Иммунал, настойка эхинацеи доктора Тайса), как правило, их назначают для лечения ОРВИ и для профилактики простудных заболеваний. Препараты женьшеня, радиолы розовой, элеутерококка - эти препараты желательно использовать у детей в возрасте после 6 лет.
препараты группы интерферонов
, используются в первую очередь при вирусных заболеваниях, гриппе, а также при вирусных гепатитах, герпесе. Интерфероны бывают 2 поколений: первое поколение, это препараты синтезированные из донорской крови (интерферон человеческий лейкоцитарный), в настоящее время не используется.
Второе поколение синтетические интерфероны (Гриппферон, Виферон , Кипферон)
препараты способствующие выработке собственных интерферонов
(индукторы интерферонов): Арбидол , Анаферон , Циклоферон .
Данные препараты обладают выраженным противовирусным и иммуностимулирующим действием. Препараты индукторы эндогенных (собственных) интерферонов не рекомендуется применять одновременно с препаратами из предыдущей подгруппы, так как возможна неадекватная реакция организма на сочетание этих препаратов. Использование препаратов этой группы целесообразно с первых часов болезни (как только вы заметите первые признаки начинающийся вирусной инфекции).
препараты бактериального происхождения
для повышения иммунитета
(Бронхомунал П,Бронхомунал, ИРС-19б, Ликопид , Рибомунил).
Данные медикаменты содержат фрагменты бактерий, но не несут никакой инфекционной опасности для заражения, обладая при этом иммуностимулирующим действием. Использование данных средств, требует обязательной консультации врача специалиста.
препараты изготовленные из вилочковой железы (тимуса): Тималин, Т-активин, Тимостимулин и другие использование препаратов данной группы ограниченно и требует постоянного контроля врача иммунолога.
Необходимо помнить, что иммунитет это основная защита нашего организма. Неправильное вмешательство в работу этой тонкой системы может привести к серьезным последствиям и сделать организм вашего ребенка открытым для любых воздействий извне. Поэтому прежде чем начинать использование иммуностимулирующих средств, необходимо проконсультироваться с врачом.
Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.Анатомо-физиологические особенности, резервные возможности.
Развитие иммунной системы организма продолжается на протяжении всего периода детства. В процессе роста ребенка и развития его иммунной системы выделяют “критические” периоды, которые являются периодами максимального риска развития неадекватных или парадоксальных реакций иммунной системы при встрече иммунной системы ребенка с антигеном.
Первый критический период - это период новорожденности (до 29 дней жизни). В этот период постнатальной адаптации становление иммунной системы только начинается. Организм ребенка защищен почти исключительно материнскими антителами, полученными через плаценту и с грудным молоком. Чувствительность новорожденного ребенка к бактериальным и вирусным инфекциям в этот период очень высока.
Второй критический период (4 - 6 мес.жизни) характеризуется утратой пассивного иммунитета, полученного от матери, в связи с катаболизмом в организме ребенка материнских антител. Способность к формированию собственного активного иммунитета у ребенка развивается постепенно и в этот период ограничивается преимущественным синтезом иммуноглобулинов M - антител без формирования иммунологической памяти. Недостаточность местной защиты слизистых связана с более поздним накоплением секреторного иммуноглобулина A. В связи с этим чувствительность ребенка ко многим воздушно-капельным и кишечным инфекциям в этот период очень высока.
Третий критический период (2-й год жизни), когда значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром и с возбудителями инфекций. Иммунный ответ ребенка на инфекционные антигены остается неполноценным: преобладает синтез иммуноглобулинов M, а синтез иммуноглобулинов G страдает недостаточностью продукции одного из наиболее важных для антибактериальной защиты субкласса G2. Местная защита слизистых все еще остается несовершенной из-за низкого уровня секреторного IgA. Чувствительность ребенка к респираторным и кишечным инфекциям все еще высока.
Пятый критический период - подростковый возраст (у девочек с 12 - 13 лет, у мальчиков с 14 - 15 лет), когда пубертатный скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов, а начавшаяся секреция половых гормонов (в том числе, андрогенов) служит причиной угнетения клеточных механизмов иммунитета. В этом возрасте резко возрастают внешние, часто неблагоприятные, воздействия на иммунную систему. Дети этого возраста характеризуются высокой чувствительностью к вирусным инфекциям.
В каждом из этих периодов для ребенка характерны анатомо-физиологические и регуляторные особенности иммунной системы.
При рождении в крови ребенка преобладают нейтрофилы, часто со сдвигом лейкоцитарной формулы влево до миелоцитов. К концу первой недели жизни происходит выравнивание количества нейтрофилов и лимфоцитов - так называемый “первый перекрест” - с последующим нарастанием количества лимфоцитов, которые в последующие 4 - 5 лет жизни остаются преобладающими клетками среди лейкоцитов крови ребенка. “Второй перекрест” происходит у ребенка в возрасте 6 - 7 лет, когда уменьшается абсолютное и относительное количество лимфоцитов и лейкоцитарная формула приобретает вид, характерный для взрослых.
Гранулоциты новорожденных отличаются пониженной функциональной активностью, недостаточной бактерицидностью. Функциональная недостаточность нейтрофилов новорожденных детей в какой-то степени компенсируется большим количеством этих клеток в крови. К тому же гранулоциты новорожденных и детей первого года жизни отличаются от гранулоцитов взрослых более высоким уровнем рецепторов для IgG, необходимых для опосредованного специфическими антителами очищения организма от бактерий.
Абсолютное количество моноцитов крови у новорожденных выше, чем у детей более старшего возраста, но они отличаются низкой бактерицидной активностью и недостаточной миграционной способностъю. Защитная роль фагоцитоза у новорожденных детей лимитируется недоразвитием системы комплемента, которая необходима для усиления фагоцитоза. Моноциты новорожденных отличаются от моноцтов взрослых более высокой чувствительностью к активирующему действию гамма-интерферона, чем компенсируется их исходная низкая функциональная активность, т.к. гамма-интерферон активирует все защитные функции моноцитов. способствуя их дифференцировке в макрофаги.
Содержание лизоцима в сыворотке новорожденного превосходит уровень материнской крови уже при рождении, уровень этот нарастает в течение первых дней жизни, а к 7 - 8-ому дню жизни несколько снижается и достигает уровня взрослых людей. Лизоцим является одним из факторов, обеспечивающих бактерицидность крови новорожденных. В слезной жидкости новорожденных содержание лизоцима ниже, чем у взрослых, с чем связана повышенная частота конъюнктивитов у новорожденных..
В пуповинной крови при рождении ребенка общий уровень гемолитической активности комплемента, содержание компонентов комплемента С3 и С4, фактора В составляют около 50% от уровня материнской крови. Наряду с этим уровень компонентов мембранатакующего комплекса С8 и С9 в крови новорожденных едва достигает 10% уровня взрослых. Низкое содержание фактора В и компонента С3 в крови новорожденных является причиной недостаточной вспомогательной активности сыворотки крови при взаимодействии с фагоцитирующими клетками. С этим связаны выше описанные дефекты фагоцитарной активности гранулоцитов и моноцитов новорожденного. Примерно к 3-му месяцу постнатальной жизни содержание основных компонентов комплемента достигает уровней, характерных для взрослого организма. В условиях неспособности к выработке эффективного специфического иммунитета у детей раннего возраста основная нагрузка в процессах очищения организма от возбудителей падает на альтернативный путь активации системы комплемента. Однако у новорожденных система активации комплемента по альтернативному ослаблена из-за дефицита фактора В и пропердина. Только ко второму году жизни окончательно созревает продукция компонентов системы комплемента.
В крови новорожденных содержание естественных киллеров значитель ниже, чем у взрослых. Естественные киллеры детской крови отличаются сниженной цитотоксичностью. О снижении секреторной активности естественных киллеров новорожденного косвенно свидетельствует ослабленный синтез гамма-интерферона.
Как видно из выше сказанного, у новорожденных детей резко ослаблены все основные механизмы неспецифической защиты организма от патогенных бактерий и вирусов, чем объясняется высокая чувствительность новорожденных и детей первого года жизни к бактериальным и вирусным инфекциям.
После рождения иммунная система ребенка получает сильнейший стимул быстрого развития в виде потока чужеродных (микробных) антигенов, поступающих в организм ребенка через кожу, слизистые дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, активно заселяемые микрофлорой в первые часы после рождения. Быстрое развитие иммунной системы проявляется увеличением массы лимфатических узлов, которые заселяются Т- и В-лимфоцитами. После рождения ребенка абсолютное количество лимфоцитов в крови резко повышается уже на 1-й неделе жизни (первый перекрест в формуле белой крови). Физиологический возрастной лимфоцитоз сохраняется на протяжении 5 - 6 лет жизни и может рассматриваться как компенсаторный.
Относительное количество Т-лимфоцитов у новорожденных понижено по сравнению со взрослыми, но в связи с возрастным лимфоцитозом абсолютное количество Т-лимфоцитов в крови новорожденных даже выше, чем у взрослых. Функциональная активность Т-лимфоцитов новорожденных имеет свои особенности: высокая пролиферативная активность клеток сочетается с пониженной способностью Т-лимфоцитов реагировать пролиферацией на контакт с антигенами. Особенностью Т-лимфоцитов новорожденных является присутствие в их крови около 25% клеток, несущих признаки ранних стадий внутритимической дифференцировки Т-клеток. Это свидетельствует о выходе в кровоток недозрелых тимоцитов. Лимфоциты новорожденного обладают повышенной чувствительностью к действию интерлейкина-4, чем предопределено преобладание у них дифференцировки Th2.
У новорожденного тимус полностью сформировани в течение первого года жизни достигает максимальных размеров (Рис.3-6). Напряженное функционирование тимуса, в котором проходят созревание все Т-лимфоциты, сохраняется в течение первых 2 - 3 лет жизни. В эти годы в тимусе идет постоянная пролиферация тимоцитов - предшественников Т-лимфоцитов: из общего количества 210 8 тимоцитов 20-25% (т.е. 510 7 клеток) заново образуются ежедневно при их делении. Но только 2-5% (т.е. 110 6)из них в виде зрелых Т-лимфоцитов ежедневно поступают в кровь и расселяются в лимфоидных органах.. Это значит, что 5010 6 (т.е. 95-98%) тимоцитов ежедневно погибают в тимусе, а выживают лишь 2-5% клеток. Из тимуса в кровоток и в лимфоидные органы поступают только такие Т-лимфоциты, которые несут рецепторы, способные распознавать чужеродные антигены в комплексе с собственными антигенами гистосовместимости. Такие зрелые Т-лимфоциты отвечают на распознавание антигена пролиферацией, дифференцировкой и активацией защитных функций в ходе специфического иммунного ответа. Быстрое нарастание массы тимуса в первые 3 месяца жизни продолжается более медленными темпами вплоть до 6 - летнего возраста, после чего масса тимуса начинает снижаться. С двухлетнего возраста начинает снижаться и продукция Т-лимфоцитов. Процесс возрастной инволюции тимуса ускоряется в пубертатном периоде. В течение первой половины жизни истинно тимическая ткань постепенно замещается жировой и соединительной тканью (Рис.3-6). Из этого следует, что свою основную функцию формирования пула Т-лимфоцитов тимус успевает осуществить в первые годы жизни.
В первые годы жизни на фоне максимальной напряженности процессов созревания Т-лимфоцитов в тимусе происходят, в основном, первичные контакты организма с антигенами патогенных микроорганизмов, что ведет к формированию клонов долгоживущих Т-клеток иммунологической памяти. В течение первых трех лет жизни проводится плановая вакцинация детей против всех наиболее опасных и частых инфекционных заболеваний: туберкулеза, поломиелита, дифтерии, столбняка, коклюша, кори. В этом возрасте иммунная система организма отвечает на вакцинацию (убитыми или ослабленными возбудителями, их антигенами, их обезвреженными токсинами) выработкой активного иммунитета, т.е. формированием клонов долгоживущих Т-клеток памяти.
Существенным дефектом Т-лимфоцитов новорожденных является пониженное количество на них рецепторов для цитокинов: интерлейкинов 2, 4, 6, 7, туморнекротизирующего фактора-альфа, гамма-интерферона. Особенностью Т-лимфоцитов новорожденных является слабый синтез интерлейкина-2, цитотоксических факторов и гамма-интерферона. У новорожденных снижена активность мобилизации Т-лимфоцитов из кровяного русла. Этим объясняются ослабленные или отрицательные результаты Т-зависимых кожно-аллергических проб (например, туберкулиновой пробы) у детей раннего возраста. В отличие от этого, быстрое нарастание уровней провоспалительных цитокинов (туморнекротизирующего фактора альфа, интерлейкина-1) в крови новорожденных при развитии сепсиса свидетельствует, о раннем созревании механизмов продукции и секреции провоспалительных цитокинов.
Абсолютный и относительный лимфоцитоз в крови детей вплоть до препубертатного периода отражает процесс накопления клонов лимфоцитов, имеющих специфические рецепторы для распознавания разных чужеродных антигенов. Этот процесс завершается, в основном, к 5 - 7 годам, что проявляется изменением формулы крови: лимфоциты перестают доминировать и начинают преобладать нейтрофилы (Рис.3-7).
Лимфоидные органы ребенка раннего возраста отвечают на любую инфекцию, на любой воспалительный процесс выраженной и стойкой гиперплазией (лимфоаденопатией). При рождении ребенка он имеет мукозно-ассоциированные лимфоидные ткани (МАЛТ), потенциально способные реагировать на антигенные стьимулы. Для детей первых лет жизни характерен ответ на инфекции гиперплазией МАЛТ, например МАЛТ гортани, с чем связывают повышенную частоту и опасность быстрого развития отека в области гортани у детей при инфекциях и аллергических реакциях. МАЛТ желудочно-кишечного тракта, у детей первых лет жизни остается незрелой, с чем связан высокий риск кишечных инфекций. Низкая эффективность иммунного ответа на инфекционные антигены, поступающих через слизистые, у детей первых лет жизни связана также с запаздывающим созреванием популяции дендритных клеток - главных антиген-презентирующих клеток МАЛТ. Постнатальное развитие МАЛТ у детей зависит от системы вскармливания, вакцинации, перенесения инфекций.
По количеству В-лимфоцитов в крови новорожденных и их способности к пролиферативному ответу на антигены не было выявлено существенных отличий от В-лимфоцитов взрослых. Однако их функциональная неполноценность проявляется в том, что они дают начало антителопродуцентам, синтезирующим только иммуноглобулин M и не дифференцируются в клетки памяти. С этим связаны особенности синтеза антител в организме новорожденных - в их кровяном русле накапливаются только иммуноглобулины класса M, а иммуноглобулин G в крови новорожденного имеет материнское происхождение. Содержание иммуноглобулина G в крови новорожденного не отличается от уровня этого иммуноглобулина в крови матери (около 12 г/л), все cубклассы иммуноглобулина G проходят через плаценту. В течение первых 2 - 3 -х недель жизни ребенка уровень материнских иммуноглобулинов G резко снижается в результате их катаболизма. На фоне очень слабого собственного синтеза иммуноглобулина G ребенка это ведет к снижению концентрации иммуноглобулина G между 2-м и 6-м месяцами жизни. В этот период резко снижена антибактериальная защита организиа ребенка, т.к. IgG являются главными защитными антителами. Способность к синтезу собственных иммуноглобулинов G начинает проявляться после 2-месячного возраста, но лишь к препубертатному периоду уровень иммуноглобулинов G достигает уровня взрослых людей (Рис.3-8).
Ни иммуноглобулин M, ни иммуноглобулин A не обладают способностью к трансплацентарному переходу из организма матери в организм ребенка. Синтезированный в организме ребенка иммуноглобулин M присутствует в сыворотке новорожденного в очень небольшом количестве (0,01 г/л). Повышенный уровень этого иммуноглобулина (свыше 0,02 г/л) свидетельствует о внутриутробной инфекции или внутриутробной антигенной стимуляции иммунной системы плода. Уровень иммуноглобулина M у ребенка достигает уровня взрослых к 6 годам. На первом году жизни на различные антигенные воздействия иммунная система ребенка отвечает продукцией только иммуноглобулина M. Способность к переключению синтеза иммуноглобулинов с Ig M на Ig G иммунная система приобретает по мере созревания, в результате чего в предпубертатном периоде в крови устанавливается баланс разныхъ классов иммуноглобулинов, характерный для взрослых и обеспечивающий антибактериальную защиту и кровяного русла, и тканей организма.
Иммуноглобулин A в крови новорожденных либо отсутствует, либо присутствует в незначительном количестве (0,01 г/л), и лишь в значительно более старшем возрасте достигает уровня взрослых (после 10 - 12 лет). Секреторные иммуноглобулины класса А и секреторный компонент отсутствуют у новорожденных, а появляются в секретах после 3-го месяца жизни. Характерные для взрослых уровни секреторного иммуноглобулина A в секретах слизистых достигаются к возрасту 2 - 4 года. До этого возраста местная защита слизистых, зависящая, в основном, от уровня секреторного IgA, у детей остается резко ослабленной. При грудном вскармливании недостаточность местного иммунитета слизистых частично компенсируется поступлением секреторного иммуноглобулина A с молоком матери.
Несмотря на раннее начало формирования элементов иммунной системы в онтогенезе(на 40-ой день беременности) к моменту рождения ребенка его иммунная система остается незрелой и неспособной обеспечить полноценную защиту организма от инфекций. У новорожденного слабо защищены слизистые респираторного и желудочно-кишечного трактов - входные ворота большей части инфекций. Недостаточность защиты слизистых, связанная с поздним началом синтеза иммуноглобулина А и продукции секреторного IgA, на протяжении всего детского возраста остается одной из причин повышенной чувствительности детей к респираторным и кишечным инфекциям. Ослабленная противоинфекционная защита организма ребенка усугубляется в периоды снижения уровня защитного IgG в кровяном русле (между вторым и шестым месяцами жизни). В то же время, в первые годы жизни ребенка происходит первичный контакт с большинством чужеродных антигенов, что ведет к созреванию органов и клеток иммунной системы, к накоплению потенциала Т- и В-лимфоцитов, способных в дальнейшем отреагировать защитным иммунным ответом на попадание в организм патогенных микроорганизмов. Все четыре критических периода детства - период новорожденности, период утраты материнских защитных антител (3 - 6 мес), период резкого расширения контаков ребенка с внешним миром (2-й год жизни) и период второго перекреста в содержании форменных элементов крови (4 - 6 лет) являются периодами высокого риска развития инфекций в детском организме. Неполноценность и клеточного, и гуморального иммунитета делает возможным развитие хронических рецидивирующих инфекций, пищевой аллергии, различных атопических реакций и даже аутоиммунных заболеваний. Индивидуальные особенности развития и созревания иммунной системы в период детства определяют иммунный статус взрослого человека. Именно в детстве, в период расцвета функций тимуса формируется специфический противомикробный иммунитет и соответствующая иммунологическая память, которой должно хватить на всю последующую жизнь.
Резервные возможности защиты организма новорожденного связаны с грудным вскармливанием. С молоком матери в организм ребенка попадают готовые антибактериальные и антивирусные антитела - секреторные IgA и IgG. Секреторные антитела поступают непосредственно на слизистые желудочно-кишечного и респираторного трактов и защищают эти слизистые ребенка от инфекций. Благодаря наличию специальных рецепторов на слизистой желудочно-кишечного тракта новорожденного, иммуноглобулины G проникают из желудочно-кишечного тракта ребенка в его кровяное русло, где пополняют запас материнских IgG, ранее поступивших через плаценту. Резервные возможности защиты организма ребенка связаны с повышенным количеством циркулирующих в организме лейкоцитов, чем частично компенсируется их функциональная неполноценность.
Факторы риска.
Выше описанные признаки незрелости иммунной системы ребенка первых лет жизни свидетельствуют о несовершенстве противоинфекционной защиты. Поэтому инфекции представляют собой важнейший фатор риска для иммунной системы детей. Группу повышенного риска развития инфекций среди новорожденных составляют недоношенные, а среди них - маловесные дети, страдающие наиболее выраженными и стойкими иммунологическими дефектами. У детей первых лет жизни выявлена неспособность к полноценному иммунному ответу на полисахаридные антигены, широко распространенные у патогенных бактерий (Streptococcus pneumonie, Klebsiella pneumonie). Недостаточность местного иммунитета слизистых у детей приводит к возможности проникновения через эти входные ворота микрорганизмов - возбудителей респираторных и кишечных инфекций. Слабость клеточных механизмов защиты делает детей особенно чувствительными к вирусным и грибковым инфекциям, защита от которых требует участия функционально полноценных Т-лимфоцитов. Именно в связи с дефектностью клеточных механизмов защиты на протяжении всего периода детства сохраняется высокая степень риска заболевания туберкулезом в связи с широкой циркуляцией возбудителя туберкулеза. Чувствительность ко многим инфекциям резко возрастает у детей после 6 месяцев жизни, с момента утраты пассивного иммунитета - антител, полученных от матери. Риск развития инфекций в детском возрасте на фоне недоразвитой иммунной системы связан не только с опасностью для жизни ребенка, но и с опасностью отдаленных последствий. Так, многие неврологические заболевания взрослых людей этиологически связаны с перенесенными в детстве инфекциями: корью, ветряной оспой и др., возбудители которых не удаляются из организма в связи с низкой эффективностью клеточного иммунитета у детей, длительно сохраняются в организме, становясь у взрослых пусковыми моментами развития аутоиммунных заболеваний, таких как рассеянный склероз, системная красная волчанка.
Таблица 3-3.
Факторы риска, влияющие на иммунную систему детей,
ФАКТОРЫ РИСКА |
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ |
Инфекции |
Специфическая вакцинация. Грудное вскармливание |
Недостаточность питания |
Грудное вскармливание. Конструирование детских пищевых смесей. Сбаллансированные детские диеты. |
Приобретение повышенной чувствительности к антигенам окружающей среды, аллергизация |
Предупреждение пренатальных контактов с аллергенами. Рациональное детское питание.Комплексы витаминов и микроэлементов. Грудное вскармливание |
Экологическое неблагополучие |
Рациональное детское питание. Комплексы витаминов и микроэлементов. |
Психоэмоциональные стрессы |
Разъяснительная работа с родителями, воспитателями, учителями. Комплексы витаминов и микроэлементов. |
Чрезмерная инсоляция (УФ-облучение) |
Строгое соблюдение режима дня, ограничение времени инсоляции детей |
Постепенное заселение слизистых ребенка микроорганизмами способствует созреванию его иммунной системы. Так, микрофлора воздухоносных путей контактирует с МАЛТ респираторного тракта, микробные антигены захватываются местными дендритными клетками и макрофагами, которые мигрируют в региональные лимфоузлы, секретируют провоспалительные цитокины, что способствует повышению продукции гамма-интерферона и дифференцировке Th1. Проникающие через желудочно-кишечный тракт микроорганизмы являются основными двигателями постнатального созревания всей иммунной системы ребенка. В результате в созревающей иммунной системе устанавливается оптимальный баланс Th1 и Th2, ответственных за клеточный и гуморальный иммунный ответ.
По мере созревания иммунной системы ребенка, совершенствования механизмов специфического иммунного ответа повышается степень риска чрезмерного реагирования его иммунной системы на контакт с антигенами окружающей среды и развития аллергических реакций. Даже пренатальный контакт плода с вдыхаемыми матерью пыльцовыми аллергенами приводит к последующему развитию у новорожденного атопических реакций и заболеваний. Высокий риск развития атопических реакций у детей первых лет жизни связан с преобладанием у них дифференцировки Th2, контролирующих синтез иммуноглобулина E и повышенную секрецию гистамина базофилами и тучными клетками. Низкий уровень секреторного IgA на слизистых у детей способствует беспрепятственному проникновению аллергенов черзе слизистые респираторного и желудочно-кишечного тракта. Особенностью атопических реакций у детей первых лет жизни можно считать более высокую частоту пищевой и более низкую частоту пылевой/пыльцовой аллергии по сравнению со взрослыми. У детей нередко проявляется аллергия к коровьему молоку (2 - 3% детей в индустриально развитых странах). Коровье молоко содержит более 20 компонентов белковой природы, а многие из них способны вызвать синтез иммуноглобулина Е. Широкое распространение такой аллергии затрудняет искусственное вскармливание детей, заставляя искать адекватные заменители (например, соевые продукты).
Перенесенные инфекции оказывают стойкое неспецифическое действие на характер иммунного ответа ребенка на другие антигены. Например, среди детей, перенесших корь, вдвое снижена заболеваемость атопией и аллергией к домашней пыли по сравнению с детьми, не болевшими корью. Вирус - возбудитель кори вызывает системное переключение на дифференцировку Th1. Микобактерии, в том числе вакцина BCG, тоже являются активаторами Th1. После вакцинации детей вакциной BCG кожно-аллергическая туберкулиновая проба (показатель активного клеточного иммунного ответа) у них становится положительной и дети, имевшие до ревакцинации симптомы атопии, утрачивают их. В отличие от этого, вакцинация коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакциной (АКДС), индуцирующей Th2-опосредованный ответ, не только не оказывает защитного действия от атопии, но может повышать частоту Th2-опосредованных атопических заболеваний у детей.
Фактором риска, влияющим на иммунную систему ребенка, является недостаточностью питания матери в период беременности или самого ребенка. . Между недостаточностью питания и инфекциями у детей отмечена взаимосвязь: с одной стороны, низкий социальный статус родителей, плохое питание ребенка способствуют ослаблению иммунной системы и повышению чувствительности к инфекциям, с другой стороны, инфекции ведут к потере аппетита, развитию анорексии, нарушению всасывания, т.е. к ухудшению питания. В связи с этим недостаточность питания и инфекции рассматриваются как два взаимосвязанных важнейших фактора, определяющих экологический фон заболеваемости детей, особенно в развивающихся странах. Показана прямая корреляция инфекционной заболеваемости детей в развивающихся странах со степенью отставания их массы тела от возрастной нормы, с которой коррелирует и низкая эффективность клеточного иммунитета.
Фактором риска для иммунной системы детей является стресс. Стрессогенной для ребенка первого года жизни является длительная разлука с матерью. У детей, рано лишенных материнского внимания, выявлены дефекты клеточного иммунитета, которые сохраняются на протяжении первых двух лет жизни ребенка.. Для детей дошкольного возраста важнейшими являются социально-экономические условия жизни семьи, которые могут стать для них причиной психосоциального стресса. Стресс, как правило, сопровождается временным угнетением механизмов иммунитета, на фоне которого резко повышается чувствительность ребенка к инфекциям. У детей, проживающих на Крайнем Севере, выявлено угнетение факторов неспецифической защиты (фагоцитирующих клеток, естественных киллеров), изменение соотношения в сыворотке крови отдельных классов иммуноглобулинов: повышение уровня иммуноглобулина M, снижение содержания иммуноглобулинов G, сниженное содержание секреторного иммуноглобулина A в слюне и снижение напряженности специфического противоинфекционного иммунитета, формирующегося в ответ на вакцинацию.
Стрессогенным фактором для детей является воздействие света через зрительную систему на определенные зоны мозга или через кожу. Видимый свет (400-700 nm) может проникать через слои эпидермиса и дермы и воздействовать непосредственно на циркулирующие лимфоциты, изменяя их функции. В отличие от видимой части спектра облучение ультрафиолетовыми лучами UV-B (280-320 nm), UV-A (320-400 nm), действуя через кожу, способно угнетать иммунологические функции. В наибольшей степени выражено угнетение ультрафиолетовым облучением механизмов клеточного иммунитета, продукции отдельных цитокинов и факторов роста. Эти данные заставляют рассматривать инсоляцию как один из факторов риска, влияющих на иммунную систему детей.
Одним из надежных методов активизации иммунной системы и профилактики инфекций у детей является вакцинация. Для обеспечения пассивного иммунитета новорожденного в первые месяцы жизни достаточно эффективна вакцинация беременных женщин: против столбняка, дифтерии, гепатита В, стафилококка, стрептококка. Новорожденных детей в течение первого года жизни вакцинируют против туберкулеза, коклюша, дифтерии, столбняка, кори, полиомиелита с последующей ревакцинацией на протяжении всего периода детства и подросткового периода.
Повышение резервов иммуной системы и профилактика инфекций у новорожденных достигается грудным вскармливанием . Женское молоко содержит не только комплекс необходимых ребенку пищевых компонентов, но и важнейшие факторы неспецифической защиты и продукты специфического иммунного ответа в виде секреторных иммуноглобулинов класса А. Поступающий с грудным молоком секреторный IgA улучшает местную защиту слизистых желудочно-кишечного, респираторного и даже мочеполового тракта ребенка. Грудное вскармливание за счет введения готовых антибактериальных и антивирусных антител класса SIgA существенно повышает устойчивость детей в отношении кишечных инфекций, респираторных инфекций, среднего отита, вызванного Haemophilus influenzae. Поступающие с грудным молоком иммуноглобулины и лимфоциты матери стимулируют иммунную систему ребенка, обеспечивая долговременный антибактериальный и противовирусный иммунитет. На фоне грудного вскармливания повышается иммунный ответ детей на вводимые вакцины. Грудное вскармливание препятствует развитию аллергических заболеваний и аутоиммунного заболевания - целиакии. Один из компонентов грудного молока - лактоферрин участвует в стимуляции иммунологических функций, будучи способен проникать в иммунокомпетентные клетки, связываться с ДНК, индуцируя трнскрипцию генов цитокинов. Непосредственной антибактериальной активностью обладают такие компоненты грудного молока, как специфические антитела, бактериоцидины, ингибиторы бактериальной адгезии. Все выше сказанное требует большого внимания в профилактической работе с беременными женщинами к разъяснению преимуществ грудного вскармливания. Полезными являются специальные образовательные программы, вовлекающие не только женщин, но и их мужей, родителей и других лиц, способных повлиять на принятие женщиной единственно верного решения о грудном вскармливании ребенка (Рис.3-9).
Очень сложной является задача конструирования детских пищевых смесей, способных заменить грудное вскармливание не только по пищевой ценности, но и по стимулирующему действию на иммунную систему ребенка. Планируется вводить в такие смеси необходимые цитокины и ростовые факторы, полученные с помощью генноинженерных технологий.
Рациональное детское питание является одним из универсальных способов поддержания правильного развития и созревания иммунной системы и предупреждения инфекций и других заболеваний у детей, например, последствий стрессорных воздействий на иммунную систему ребенка. Молочнокислые продукты, содержащие живые молочнокислые бактерии, служат безопасным источником антигенов, которые действуют на уровне МАЛТ желудочно-кишечного тракта, способствуя созреванию антиген-презентирующих клеток и Т-лимфоцитов. Использование нуклеотидов в качестве пищевых добавок ускоряет созревание иммуной системы у недоношенных новорожденных. В качестве пищевых добавок для ослабленных детей рекомендованы: глютамин, аргинин и омега-3 жирные кислоты, способствующие установлению баланса клеточных и гуморальных механизмов иммунного ответа. Введение цинка в качестве пищевой добавки используется для нормализации массы тела и иммунологических функций у детей. В сыворотке недоношенных новорожденных концентрация витамина А (ретинола) значительно ниже, чем у доношенных, что является основанием для использования витамина А в качестве пищевой добавки для первых. Комплексы витаминов и микроэлементов рекомендованы для постоянного применения детям первых лет жизни, что способствует созреванию их иммунной системы (Табл.3-3).
Детям с выраженными проявлениями иммунодефицитов применяют заместительную терапию. Например, пытаются восполнить недостаток иммуноглобулина G введением донорского иммуноглобулина. Однако введенный донорский IgG имеет еще более короткий полупериод циркуляции в организме ребенка, чем материнский IgG. Профилактика инфекций при нейтропении у детей связана с использованием препаратов ростовых факторов: Г-КСФ и ГМ-КСФ, которые стимулируют миелопоэз, повышают количество и активность фагоцитирующих клеток в крови ребенка.
Иммунитет - важнейшее свойство организма человека. Иммунная защита сложна и многоступенчата, она начинает функционировать еще во внутриутробном периоде, совершенствуется и развивается непрерывно в течение всей жизни, защищает организм от проникновения чужеродных ему субстанций.
Выделяют два основных типа иммунитета: наследственный (видовой) и приобретенный (индивидуальный). Видовой иммунитет делает человека невосприимчивым по отношению ко многим заболеваниям животных (например, чуме собак) и наследуется последующими поколениями. Индивидуальный иммунитет вырабатывается на протяжении жизни каждого человека и по наследству не передается.
Также различают активный и пассивный иммунитет. Активный иммунитет вырабатывается самим организмом после перенесенного инфекционного заболевания или введения вакцины (прививки), которая содержит ослабленных или убитых возбудителей инфекции. Пассивный иммунитет появляется после введения в организм уже готовых антител, которые содержатся в сыворотках (а также передача антител от матери к ребенку во время беременности через плаценту). Активный иммунитет формируется с течением времени, сохраняется долго, пассивный появляется сразу, но скоро исчезает. Соответственно активный иммунитет (вакцины) используется для профилактики, а пассивный (сыворотки) - для лечения инфекционных заболеваний.
Иммунный ответ
Любое вещество, чья структура отличается от структуры тканей человека способно вызвать иммунный ответ. Он бывает не специфический и специфический. Не специфический иммунный ответ - это первый этап борьбы с инфекцией. Такой механизм запускается сразу же после попадания микроба в организм, практически одинаков для всех типов микробов и подразумевает первичное разрушение микроба и формирование очага воспаления. Воспалительная реакция это универсальный защитный процесс, который направлен на предотвращение распространения микроба. Не специфический иммунитет определяет общую сопротивляемость организма.
Специфический иммунный ответ -- это вторая фаза защитной реакции: организм распознает микроба и вырабатывает против него специальную защиту. Специфический иммунный ответ в свою очередь тоже бывает двух типов: клеточный и гуморальный. Организм может нейтрализовать чужеродную субстанцию (антиген), вырабатывая активные клетки, захватывающие и переваривающие антиген. Это клеточный иммунитет. Основными элементами иммунной системы организма являются особые белые клетки крови - лимфоциты. Если же антиген уничтожается с помощью специальных химически активных молекул -- антител, то речь идет о гуморальном иммунитете (от лат. «humor » - жидкость). Роль антител выполняют белки (иммуноглобулины) крови.
Особенности иммунитета новорожденных
Иммунитет у ребенка начинает формироваться еще в утробе матери. В этот период основная роль отводится наследственности, то есть особенностям иммунной системы у родителей. К тому же большое значение имеет благополучное протекание беременности, образ жизни будущей мамы (характер ее питания, соблюдение рекомендаций врача).
Синтез собственных антител у плода начинается примерно на 10-12 неделе беременности. Однако, плод способен выработать лишь ограниченное количество иммуноглобулинов. Основу же иммунитета у новорожденных составляют антитела матери. Процесс перехода антител от матери к плоду происходит в основном в конце беременности, поэтому недоношенные дети оказываются недостаточно защищенными от инфекций по сравнению с малышами, родившимися в срок.
Состояние иммунной системы ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от того, как младенца кормят. Роль грудного молока, защитные свойства которого хорошо известны, особенно велика. Доказано, что дети, вскармливаемые грудью, реже болеют инфекционными заболеваниями, так как в грудном молоке содержится много материнских антител и специальных клеток, способных поглощать микробы. Правда, полученные таким путем антитела, действуют только в кишечнике. Они хорошо защищают ребенка от кишечных инфекций. Кроме того, белки материнского молока лишены аллергенных свойств, поэтому грудное вскармливание является профилактикой аллергических болезней.
Интересно, что иммунная система новорожденного находится в состоянии физиологического угнетения. Это природная защитная реакция организма, смысл которой в предупреждении развития бурных иммунных реакций, которые могли бы развиться при контакте только что родившегося младенца с огромным количеством микроорганизмов в окружающем мире. Первые 28 дней жизни считаются первым критическим периодом в формировании иммунной системы. В это время малыш особенно восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию микробов. Кроме того, еще одной особенностью иммунитета детей первых месяцев жизни является неспособность ограничивать инфекцию: любой инфекционный процесс может быстро распространиться на весь организм ребенка, (это называется генерализацией инфекции). Именно поэтому нужно, например, очень тщательно ухаживать за заживающей пупочной ранкой.
Второй критический период - 3-6 месяцев жизни. Происходит постепенно разрушение материнских антител в организме ребенка. Но в ответ на проникновение инфекции в организме малыша развивается первичный иммунный ответ. Он характеризуется тем, что не оставляет иммунологической памяти. При следующей встрече с этим же микроорганизмом ребенок будет болеть, как в первый раз. В этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ, отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Также, тяжело и нетипично протекают детские инфекции, если ребенок не получил материнские антитела (мама сама не болела, не была привита, не кормила грудью). В этот же время возможно появление пищевой аллергии.
Третий критический период - 2-3 года жизни ребенка. Происходит расширение контактов с окружающим миром. При этом основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ. Система местного иммунитета остается неразвитой, дети особенно склонны к повторным вирусным инфекциям и воспалительным заболеваниям органов дыхания.
Четвертый критический период - 6-7 лет. Уровни иммуноглобулинов соответствуют параметрам у взрослых, однако местный иммунитет слизистых оболочек остается несовершенным. В 6-7 лет формируются многие хронические заболевания, нарастает частота аллергических заболеваний.
Пятый критический период - подростковый возраст (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки сочетается с уменьшением лимфоидных органов, играющих большую роль в системе иммунной защиты. После периода спада отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний. Тяжесть атопических болезней (бронхиальной астмы и др.) у многих детей ослабевает.
Знание механизмов становления иммунитета и критических периодов в развитии иммунной системы ребенка крайне существенно не только для врачей, но и для мам. Это важно для сохранения здоровья наших детей и профилактики развития у них различных заболеваний. А, как известно, профилактика всегда эффективнее лечения.
В формировании иммунитета у детей выделяют пять критических периодов: первые два наблюдаются в период новорожденности (до одного года), третий приходится на второй год жизни, четвертый – на 4-6-й годы жизни, пятый – на подростковый возраст. Каждый из этих периодов для развития иммунной системы очень важен, и родители должны сделать все, чтобы иммунитет у ребенка сформировался крепким.
Становление иммунитета у детей во время беременности матери
Во время беременности иммунная система матери не отторгает плод. Женский организм, плацента и плод синтезируют ряд белковых факторов небелковых соединений, подавляющих реакции отторжения. Становление иммунитета у детей протекает следующим образом.
Между восьмой и десятой неделями у плода появляются В-лимфоциты. Вначале это совершенно незрелые клетки.
Плод синтезирует очень небольшие количества IgG.
С развитием иммунной системы у доношенных детей к рождению уровень IgG повышается. Это достигается в результате транспорта IgG через плаценту в самые последние недели беременности (потому снижен иммунитет у недоношенных детей).
Материнские антитела класса IgG защищают новорожденного от дифтерии, вирусов полиомиелита, кори, краснухи, от микробных инфекций, вызываемых менингококками и стрептококками, отчасти от столбняка, и от многого другого.
Иммуноглобулины других классов, как уже отмечали, через плаценту не передаются.
В случае контакта с антигенами иммунная система плода отвечает незначительным появлением IgM. Резкое повышение концентрации IgM в пуповинной крови свидетельствует о внутриутробном инфицировании ребенка.
Синтез IgE может возрасти во внутриутробном периоде у детей из семей с повышенным риском развития аллергических заболеваний. В этих случаях повышенная концентрация IgE определяется уже в пуповинной крови.
Синтез IgA, и особенно его секреторной формы, у плода крайне ограничен.
Как формируется иммунитет у грудного ребенка
С развитием иммунитета у детей к концу первого года жизни в крови имеется примерно 50-60% количества IgG и только около 30% IgA от средних значений у взрослых.
К концу второго года жизни при формировании иммунной системы у детей содержание IgM и IgG составляет уже около 80% значений взрослых, a IgA - около 40%.
Секреторные иммуноглобулины класса А появляются в секретах после 3-го месяца жизни.
На протяжении первых четырех лет жизни их концентрация в слюне, назальных секретах в 4-5 раз ниже, чем у взрослых.
Значит, в первые годы жизни недостаточны системы местного иммунитета (высокая частота пищевой аллергии, ОРЗ). А если еще лишить малыша материнских иммуноглобулинов!
Лимфоидные органы ребенка раннего возраста отвечают на инфекционные агенты значительной гиперплазией (увеличением объема), которая сохраняется длительное время после преодоления инфекции.
Лимфаденопатия сопровождает практически любой воспалительный процесс, усиливаясь при конституциональном лимфатизме. В лимфатических узлах у детей могут длительно сохраняться микроорганизмы.
Стадии развития иммунитета младенцев и детей старшего возраста
В процессе роста ребенка существуют критические периоды для его иммунной системы. Как формируется иммунитет у ребенка на каждой стадии?
Первый такой период охватывает первые 29 дней жизни (период новорожденности). Иммунитет у грудничка обеспечивается в основном материнскими антителами. Характерна незавершенность фагоцитоза.
Ребенок слабо сопротивляется даже условно-патогенной микрофлоре, а также гноеродной и некоторым вирусам.
Проявляется склонность к септическим состояниям.
Второй критический период (3-6 мес.) характеризуется ослаблением гуморального иммунитета в связи с выводом из организма ребенка материнских антител.
На большинство антигенов развивается ответ с преимущественным синтезом антител класса IgM, не оставляющим иммунологической памяти.
Дети сохраняют очень высокую чувствительность к вирусам , парагриппа, аденовирусам.
Атипично протекают , которые не сопровождаются развитием стойкого иммунитета (ребенок может заболеть повторно!). Проявляется недостаточность системы местного иммунитета младенцев (повторные острые респираторные вирусные инфекции); развиваются симптомы дисбактериоза, выявляются многие наследственные иммунодефициты; нарастает частота пищевой аллергии.
Третья критическая стадия развития иммунитета приходится на второй год жизни, когда значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром. Сохраняется первичный характер иммунного ответа на многие антигены, но синтез антител класса IgM уже переключается на образование антител класса IgG.
Однако синтез IgG запаздывает. Система местного иммунитета (IgA) остается неразвитой, дети по-прежнему чувствительны к вирусным инфекциям.
В этот период проявляются многие малые аномалии иммунитета, иммунопатологические диатезы (атопия), иммунокомплексные болезни.
Дети особенно склонны к повторным вирусным и микробно-воспалительным заболеваниям органов дыхания, JIOP-органов.
Четвертый критический период - четвертый-шестой годы жизни. Особенность развития иммунитета у детей в этом возрасте – перекрест в содержании форменных элементов крови.
Средняя концентрация IgG и IgM в крови соответствует аналогичным показателям у взрослых, уровень IgA в плазме еще не достигает окончательных значений, но значительно повышается содержание IgE.
Система местного иммунитета у большинства детей еще не завершает своего развития. Данный период характеризуется высокой частотой атопических, иммунокомплексных заболеваний, проявлением поздних иммунодефицитов. Формируются многие хронические заболевания.
Пятый критический период - подростковый возраст (У девочек с 12-13 лет, у мальчиков с 14-15 лет). Пубертатный скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов.
Стимуляция секреции половых гормонов (андрогенов) ведет к подавлению клеточного иммунитета и стимуляции гуморального.
У детей старшего возраста содержание IgE в крови снижается. Окончательно формируются типы иммунного ответа (сильный и слабый).
Нарастает воздействие на иммунную систему экзогенных факторов, например курения. Отмечается новый подъем частоты хронических, воспалительных и аутоиммунных заболеваний. Тяжесть атопических болезней (бронхиальной астмы и др.) у многих детей ослабевает.
В критические периоды становления иммунной системы особенно часто проявляются наследственные особенности иммунного ответа и иммунопатологические отклонения.
В эти же периоды одна болезнь может сменить другую. Например, у аллергика уменьшится пищевая аллергия, но разовьется аллергический ринит или бронхиальная астма. А у того, кто страдал дерматитом, появится полиартрит.
Но в эти же периоды болезнь может отступить или уйти насовсем.
Статья прочитана 14 051 раз(a).