Конспект занятия для средней группы на тему: Пасха.
Цель : узнать о традиции празднования праздника Пасхи
Задачи:
$11. Образовательные: познакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.
$12. Воспитательные: приобщить к истокам культурных традиций русского народа .
$13. Развивающие: развитие внимания и наблюдательности, концентрации движений .
Оборудование и материалы : окрашенные яйца, яйца-писанки, изображение кулича, пасхального стола, горка для катания яиц, сувениры.
Конспект занятия
Воспитатель: «Пасха - самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.
Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе:
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)
Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиверию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные – кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.
С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.
Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким».
Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».
Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.
А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.
Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?» (ответы детей).
Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор.
Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.
А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.
Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:
Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? (ответы детей)
Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».
Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?» (ответы детей)
Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.
Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?» (ответы детей)
Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».
Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.
(Дети повторяют за воспитателем хором):
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.
Воспитатель: Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.
Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.
Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества, помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.
Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.
В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.
Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.
Хотите ли вы узнать, как праздник Пасхи отмечали наши дедушки и бабушки? (ответ детей)
Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.
Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.
Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.
«Игра-несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.
«Игра-путаница»: Выбирается ведущий, остальные дети встают в круг, держатся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать.
Интегрированное занятие по познавательному развитию
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Долгова Т.И.
«Пасха, светлая пасха»
(для детей старшей группы)
Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям,
знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.
Задачи:
- познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово. Пасха. и Вербным воскресением.
- воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
- формировать эстетический вкус;
- развивать воображение и фантазию.
Оформление:
- ваза,
- веточки вербы,
- блюда с крашеными и расписанными яйцами,
- блюдо с куличом,
- колокол.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?
Ответы детей.
Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.
Слушание музыки.
Педагог: Что же вы представляли себе, слушая музыку?
Ответы детей.
– Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?
Педагог: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.
Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Ватага вольных воробьев
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад,-
Весь мир весне весёлой рад!
– Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.
Педагог: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?
Ответы детей.
– А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?
Ответы детей.
Педагог: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.
Педагог: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж.
Педагог: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?
Ответы детей.
Педагог: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?
Ответы детей.
Педагог: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?
Ответы детей.
Педагог: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.
Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?
Ответы детей.
Весна:
Весна ещё не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь вербы распушила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам –
Веселые, живые,
Как маленькие детки.
Весна:
Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.
Педагог: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.
Педагог: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?
Ответы детей.
Педагог: Давайте вместе с Весной мы споем .
Педагог: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.
Сердце с бедами свыкается –
Но, когда ускачет бес,
К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес.
Пасха русская, старинная,
С пестротой и толчеей,
Неподдельная, былинная –
Та, что празднуем семьей.
Педагог:
Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.
Педагог: Правда, красивый русский обычай?
Педагог: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?
Ответы детей.
Педагог:
Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.
Педагог: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.
Педагог: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру « Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится,тот и победит.
Звучит народная музыка
Педагог: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.
- Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
- Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
- Пестрое – от веснушек.
- С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
- С жёлтыми колосьями – для урожая.
- С домом – к новоселью.
- С дубовым листом – будешь сильным.
- С зайчиком – этот символ означает храбрость.
- С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
- Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.
Педагог: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.
Педагог: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.
Игра “Гори,гори ясно”
Педагог: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?
Ответы детей.
– Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?
– О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?
Весна:
Есть сюрприз у меня
В честь торжественного дня.
Ближе детки подходите,
Да в корзинку посмотрите.
Испекла я куличи –
Как вкусны и горячи.
Куличи вы разбирайте,
Пасху дальше отмечайте.
Дети разбирают куличи.
Педагог: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по познавательному развитию
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Долгова Т.И.
«Пасха, светлая пасха»
(для детей старшей группы)
Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям,
знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.
Задачи:
- познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово. Пасха. и Вербным воскресением.
- воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
- формировать эстетический вкус;
- развивать воображение и фантазию.
Оформление:
- ваза,
- веточки вербы,
- блюда с крашеными и расписанными яйцами,
- блюдо с куличом,
- колокол.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на стульчик.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?
Ответы детей.
Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.
Слушание музыки.
Педагог: Что же вы представляли себе, слушая музыку?
Ответы детей.
– Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?
Педагог: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.
Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Ватага вольных воробьев
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад,-
Весь мир весне весёлой рад!
– Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.
Дети делятся своими наблюдениями.
Педагог: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?
Ответы детей.
– А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?
Ответы детей.
Педагог: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.
Педагог: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж.
Звучит инструментальная музыка(Солнечная капель. Сл. И Вахрушева. муз. Соснин), дети прикрепляют картинки.
Педагог: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?
Ответы детей.
Педагог: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?
Ответы детей.
Педагог: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?
Ответы детей.
Педагог: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.
Педагог с детьми исполняют «Идёт матушка весна». Появляется весна с веточками вербы.
Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?
Ответы детей.
Весна:
Весна ещё не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь вербы распушила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам –
Веселые, живые,
Как маленькие детки.
Весна:
А вы знаете, какой христианский праздник отмечался в воскресенье?
Это вербное воскресенье, оно последнее перед Пасхой. Готовясь к ней, люди украшали свои дома. Листочки на деревьях к этому времени ещё не появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы.
Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.
Весна дотрагивается до детей веточками вербы и дарит их детям.
Педагог: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.
Педагог весна и дети украшают веточки бантиками.
Педагог: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?
Ответы детей.
Педагог: Давайте вместе с Весной мы споем песню “Верба, Верба, Вербочка” .
Дети встают в круг и водят хоровод.
Педагог: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.
Сердце с бедами свыкается –
Но, когда ускачет бес,
К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес.
Пасха русская, старинная,
С пестротой и толчеей,
Неподдельная, былинная –
Та, что празднуем семьей.
Педагог:
Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей,что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, Он Воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают « Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это сегодня можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном.
Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.
Дети подходят к колоколу и загадывают желания.
Педагог: Правда, красивый русский обычай?
Педагог: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?
Ответы детей.
Педагог:
Украшают дом, пекут куличи, красят яйца.
Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.
Дети расписывают и украшают яйца. Звучит музыка «Песнопение Пасхи» , «Пасху радостно встречаем»
Педагог: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.
Пока расписанные на занятии яйца сохнут, дети играют с предварительно приготовленными педагогом пасхальными яйцами с символами.
Педагог: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру « Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится,тот и победит.
Звучит народная музыка
Педагог: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.
Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.
- Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
- Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
- Пестрое – от веснушек.
- С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
- С жёлтыми колосьями – для урожая.
- С домом – к новоселью.
- С дубовым листом – будешь сильным.
- С зайчиком – этот символ означает храбрость.
- С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
- Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.
Педагог: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.
Педагог: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.
Игра “Гори,гори ясно” . После игры дети рассаживаются на стульчики.
Педагог: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?
Ответы детей.
– Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?
– О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?
Весна:
Есть сюрприз у меня
В честь торжественного дня.
Ближе детки подходите,
Да в корзинку посмотрите.
Испекла я куличи –
Как вкусны и горячи.
Куличи вы разбирайте,
Пасху дальше отмечайте.
Дети разбирают куличи.
Педагог: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.
Юлия Адищева
Цель: Познакомить детей с православным праздником «Светлое воскресение» с его историей, развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
Задачи:
Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству
Активизировать и расширять словарный запас детей,
Предложить детям выполнить аппликацию пасхального яйца.
Закрепить умение аккуратно выполнять работу.
Актуальность этого конспекта в том, что впечатления детства глубоки неизгладимы в памяти, Народная культура является действенным средством познавательного нравственного и зстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к человеческим нравственным ценностям.
Словарная работа: святая пасха, пост «христосоваться» обряд, крашенки, писанки,
Демонстрационный материал : иллюстрации пасхальных атрибутов, фонограмма колокольного перезвона, Музыка, песни современных авторов, писанные яйца.
Раздаточный материал: клеенка, цв. картон, клей, цв. бумага.
Ход занятия
Чтение стихотворения А. Плещеева «Христос-воскрес» (Дети подготовит. группы)
Повсюду благовест гудит
Из всех церквей народ валит
Заря глядит уже с небес,
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес, Христос Воскрес!
Воспитатель. Пасха - самый большой и светлый праздник христианской церкви Ликует природа, Все вокруг расцветает и цветет
В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Такие праздники духовно сплачивали разобщенных людей Они объединяли семьи Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым застольем.
К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель). В течении всей этой седмицы во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме- мужики же заготовляли дрова для пасхального костра, а так же хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходится обычно на Чистый четверг, в который, по народному выражению, «даже ворона своих воронят в луже моет», в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы «весь год чистыми были».
Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.
Музыкальные слайды «Христос Воскрес» (песня)
В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят Христос воскрес!»- «Воистину воскрес!» Это называется «христосоваться» Все накрывают праздничные столы где главными угощениями были куличи и крашеные яйца
Ребята, а вы знаете почему красят яйца?
Это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни,
Легенда
На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа) римскому императору Тиберию сказала, что Христос воскрес, но Тиберий не поверил, тогда Мария Магдалина подарила ему куриное яйцо со словами «Христос воскрес!», и яйцо сразу стало ярко - красное, символизируя кровь, которую пролил Христос.
С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа мы и красим яйца.
Яйца всегда расписывали женщины. Занимаясь росписью яиц, они связывали с ЭТИМ СВОИ НАДЕЖДЫ, ПОЖЕЛания которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались и передавались орнаменты и рисунки.
Для того, чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители которые изготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи свекольного отвара, крапивы и т д.)
У каждого цвета было свое значение:
Красный цвет - знак счастья; желтый - знак солнца, зеленый цвет - знак жизни, голубой цвет - знак неба, синий - цвет ночи и таинства; коричневый цвет - цвет земли.
Слайды о традициях в пасхальную неделю
Давайте с вами поиграем в игру «Катание яиц с горки» (дети, родители играют, разбирают призы – конфеты и яйца)
Как мы уже говорили ранее, орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным изображающим мир животных и птиц.
Подобные яйца в древности называли -Крашенки А еще существовали и другие яйца, которые служили оберегом в течении всего года. Они расписывались вручную и были непременно сырыми, такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались- Малеванками. Окрашенные яйца клали на пророщенную пшеницу, которую заранее сеяли и украшали пасхальный стол.
Раскрашенные яйца, по древним поверьям, пасхальные яйца оберегают от зла, а потому так подарить их друзьям, родным или близким как символ любви и жизни.
Вот я вам предлагаю выполнить аппликацию «пасхальное яйцо» и подарить своим родителям, как оберег.
(после выполнения продуктивной деятельности детей, показать слайд «Поздравление мультяшки»)
В конце занятия – угощение пасхой и пасхальными яйцами
Близится долгожданная в этом году Пасха. Витрины магазинов пестрят наборами для украшения праздничного стола, всевозможными красками для яиц, наклейками, гирляндами и т.д. В эти выходные я кое-что прикупила в Fix Price и решил провести с сыночком развивающее занятие по теме “Пасха” с использованием пасхальной атрибутики. Тем, кто не успел приобрести тематический материал в магазинах, я предлагаю воспользоваться подготовленными мной файлам для скачивания, в которых я продублировала наш реквизит в плоскостном варианте.
Для начала очень советую украсить квартиру к празднику. Для этого можно использовать декоративные пасхальные украшения.
1. Лингвистический тип интеллекта
Короткое стихотворение “Воскресение Христово”
Проснулась я и слышу –
Весна стучит в окно!
Капель несется с крыши,
Везде светло-светло!
И кажется – не птицы,
А Ангелы летят.
О том, что скоро Пасха,
Они нам говорят.
Мы читаем его так: я читаю стихотворение, а перед выделенными словами делаю паузы, сынок договаривает выделенное слово. Для того, чтобы вызвать к стихотворению интерес, я предлагаю повесить на видное место вот такой плакатик:
Задание на мелкую моторику и координацию рук:
Сварите несколько перепелиных яиц и попросите малыша ложечкой разнести их по ячейкам. Можно использовать коробку из- под яиц или пасхальную подставку. Еще один вариант – переносить яйца с помощью ложечки, надетой на палец (такие продаются в Fix Price).
2. Логико-математический тип интеллекта
Задание на соотнесение цветов.
Мы использовали три набора пенопластовых яичек (розовый, желтый и оранжевый) и таких же цветов деревянных курочек – подставки для салфеток. Но можно воспользоваться вырезанными из плотной бумаги фигурками. Задача – положить яйца в курочку соответствующего цвета.
Задание “Найди пару” – соединялка.
Для этого задания мы использовали пасхальный набор для творчества, но, если у вас такого нет, можно опять же воспользоваться предложенным шаблоном.
Сортер
Предлагаю поиграть в интересный сортер от компании Tomy – игра “Найди яйцо”. Каждое яичко имеет на дне определенную форму, соответствие которой нужно найти в ячейках контейнера от яиц.
“Рамки-вкладыши”
Играем с рамками – вкладышами “Цыплята”, учим и повторяем понятия “Большой – маленький-средний”, “больше-меньше”.
Паззлы
Как нельзя кстати к нашему тематическому занятию подошла игра Лены Даниловой “Радужное лукошко”.
Счет
Игра на соотнесение цифр. Поскольку сынок умеет соотносить цифры с количеством пока только до 5, я сделала игру до 5. Подобную игру можно сделать для любого количества и цифр. Для задания мы использовали набор декоративных прищепок “Курочки” и полоски, которые я вырезала из цветного картона и на которых написала черным маркером цифры. Задача ребенка – на каждую дорожку (полоску) посадить столько курочек, сколько изображено цифрой на этой дорожке.
Затем каждой курочке мы раздали по одному яичку и повторили понятия: больше/меньше (по количеству), равно, одинаковое количество.
Если таких чудо-прищепок у вас нет, можно воспользоваться обычными прищепками, наклеив на них вот таких курочек:
Большой – средний – маленький + цвета
Это задание я придумала для того, чтобы сынок учился сортировать предметы сразу по двум признакам. В 1,9 эта игра достаточно сложна, но мы учимся. Задача сыночка была помочь маме-курице разложить по кроваткам цыплят: больших цыплят – в большие колечки от пирамидки, маленьких – в маленькие, кроме размера каждому цыпленку надо было найти кроватку по цвету.
Вот шаблон цыпляток.
3. Музыкальный тип интеллекта
Из наших пенопластовых яиц и палочки от пирамидки мы с сыночком сделали вот такую погремушку. Получилось забавно. Звук от нее, конечно, глухой, но это и хорошо. Сравнивали ее по звучанию с другими имеющимися у нас музыкальными инструментами и повторяли понятия “глухо-звонко”.
А еще мы, конечно, слушали и слушаем много пасхальных песенок. Вот с этого ресурса.
4. Творческий тип интеллекта
Аппликация “Пасхальная”
Раскрашиваем деревянное яйцо
Это сынок попросил меня на яйце нарисовать курочку:)
Аппликация из цветного песка “Пасхальное яйцо”.
5.Естествоведческий тип интеллекта
В этом аспекте мы с сыночком говорили о том, как вылупляются из яиц цыплятки.
А также затронули развитие других животных, которые тоже рождаются из яиц.
Провели викторину “Найди лишнее животное – кто не рождается из яйца”.
6. Телесно-кинетический тип интеллекта
Предлагаю сделать упор на развитие ловкости и координации движений. Я придумала для сыночка задачу – перетаскать яийа из ведерка в корзину сачком, при этом передвигаясь по узкой дорожки (выложенной шарфом на полу), а затем и по траектории “змейкой”, стараясь не задеть расставленные на полу коробки. Если декоративных яиц у вас нет, можно использовать в игре мячики.
Игра «За двумя зайцами»
Перед ребенком кладутся два деревянных яичка. Нужно третьим яичком попасть по ним так, чтобы они покатились в разные стороны.
7. Внутриличностный тип интеллекта
Я решила сконцентрироваться на воспитании в ребенке уважения к религиозным праздникам, а также на том, чтобы объяснить малышу смысл праздника Пасхи.
Вот , которую я рекомендую прочитать родителям деток от 3 лет и старше. А вот как объяснить смысл праздника малышу до трех лет? Для меня это действительно стало вопросом дня, и не одного, если честно.
Для начала мы сходили в церковь, и я еще раз обратила внимание сыночка на то, что такое Церковь, из чего она состоит, зачем люди ходят туда, напомнила о том, что все, что нас окружает сотворено Богом.
Историю о воскресении Христа, о значении слова “Пасха”, о пасхальном агнеце и жертве Христа я пока рассказывать не стала. Ограничилась тем, что показала сыночку иконы “Распятие” и “Воскресение”. Объяснила простым языком, кто такой Иисус Христос, и что мы празднуем в день Пасхи.
8. Коммуникативный тип интеллекта
Играли мы с эмоциями, связанными с историей Христа.
Христос родился – радость.
Христа распяли – грусть.
Христос воскрес – удивление и ликование.
Я сделала личики, изображающие соответствующие эмоции и приклеила их к крышкам от маленьких баночек детского питания. Сыночек должен был показать, где какая эмоция, какую эмоцию испытывали люди в трех перечисленных библейских событиях, а затем найти пару каждой эмоции.
С ПРАЗДНИКОМ СВЕТЛОЙ ПАСХИ ВАС, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «С кистью и краской готовимся к Пасхе»
Скороходова Елена Николаевнна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик», город Тамбов.Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме «С кистью и краской готовимся к Пасхе». Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы. Это конспект интегрированного занятия в областях:
- художественно – продуктивное развитие;
- познавательно – речевое развитие.
Задачи:
- познакомить с на¬родным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, тради¬циями, новыми словами и их значением;
- познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского на¬рода;
- научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества.
Планируемые результаты: развивать интерес к народному обрядовому празднику Пасха, ее обычаям, традициям; уважи¬тельно относиться к традициям русского народа.
Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, Красная горка, крашенки, писанки.
Материал: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги), ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.
Подготовительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини-выставка кол¬лекции сувенирных яиц.
Содержание деятельности:
-Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю - красное место.
У нас сегодня необычное занятие.
А поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.
Расскажите, какие праздники вы знаете?
(Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят елку, на Рождество – проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.)
Послушайте русскую народную песню – закличку и скажите, кого мы закликаем.
- Звучит весенняя закличка «Жавороночки».
- Какие русские народные праздники приносит с собой весна?
(Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха).
- Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны - Пасхе.
- А что делают на Пасху? (Ответы детей)
- Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление. Считается, что именно в этот день сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых. Праздник пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом.
Пре¬дание рассказывает, что отец послал Иисуса Христа на Землю людям - на¬учить их жить по совести: помогать нуждающимся, делиться всем, что есть, с ближними, быть добрыми, трудолюбивыми. Люди прислушивались к нему, соглашались с ним. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди решили убить Иисуса Христа. Они долго мучили его, требовали, чтобы он от¬казался от своего учения, но Христос не отрекся от своего учения - ведь он безгранично верил в то, что проповедовал людям.
Иисус Христос воскрес.
Пасха - самый главный праздник для православных христиан.
Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.
-В течение всей пасхальной недели на Руси звучал коло¬кольный звон. На пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Когда бьют во множество колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.
- Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – звон колоколов.
- Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?
(Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное)
На Светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!». И отвечать «Воистину Воскрес!», то есть христоваться.
Этот обычай очень давнишний. Из яйца выходит живое существо, зарождается новая жизнь. Это так символично для этого праздника. Яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах. Крашеное или расписное, оно стало знаком, символом праздника. Яйцами обмениваются. Их дарят родным, соседям, всем, кто придет поздравить с праздником. Берут с собой, отправляясь в гости.
С крашеными яйцами на Пасху связана следующая история: ученица Иисуса Христа, святая Мария Магдалина, ходила из страны в страну и рассказывала всем о том, как Христос воскрес из мертвых и о том, чему он учил людей. Однажды она пришла в город Рим к рассказали римскому императору Тиберию, протянув ему простое яйцо, она громко сказала: «Христос воскрес!» Однако Тиберий не поверил, сказав: «Как же можно воскреснуть из мертвых, трудно в это поверить, так же трудно, как поверить в то, что это яйцо может стать красным». И пока он это говорил, яйцо стало меняться цветом, порозовело, потемнело и, наконец, окрасилось в красный цвет - цвет крови, которую пролил Христос за народ. С тех пор и возник обычай дарить друг другу крашеные яйца.
- Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца.
Рассматривается коллекция пасхальных яиц.
(Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготов¬ленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «пи¬санки», «крашенки»).
Скажите, дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?
-Как отмечают люди Пасху? (На Пасху ходили в гости, уст¬раивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли кули¬чи, делали пасху из творога. Все это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы.)
-Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из тво¬рога пасху, готовили вкусные блюда, доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто-то в гости шел. Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес».
Освященному в церкви яйцу приписывались ма¬гические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града.
Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?
- Просмотр видео о крашении яиц.
А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры.
Я предлагаю вам поиграть в эти старинные игры.
Игры детей.
Я предлагаю вам разрисовать или яйца сваренные, или выточенные из дерева, или просто их бумажные силу¬эты. Выбирайте себе любые.
- Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.
Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию.
-Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки.)
-Умели на Руси потешить друг друга веселыми разговорами и перекинуться метким словом, посмешить.
Наши ребята знают много веселых потешек.
- Звучат потешки (Каравай - каравай)
- Практическая работа. Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.
Подведение итогов
- Осмотрите свои работы (выставка)
- Чем замечательны ваши сувениры?
- О чем вы думали, когда готовили их?
- С какими чувствами украшали пасхальные яйца?
- Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи. СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!
Пусть в ваших сердцах сохранится радость, светлое настроение и везде сопутствует вам удача.