Конспект занятия по эмоциональному развитию детей
старшей группы дошкольного возраста :
Путешествие в страну «Эмоции» .
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
Состав группы:
Возраст участников: 5 – 6 лет.Кол-во детей в группе: 6-8 человек Продолжительность занятия: 30 минут.
Материал для занятия:
«Волшебный клубочек»;
Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.
Магнитная доска; Человечки-эмоции;
Бумага для рисования, карандаши;
Детские стулья по числу детей;
Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;
Использованные технологии занятия:
С опровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»;
Элементы здоровьесберегающей технологии
Игры с песком.
Психогимнастика.
Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.
Предварительная работа:
– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение психологических игр и упражнений
Ход занятия:
Приветствие. «Волшебный клубочек».
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.
Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.
Бывают чувства у зверей,У рыбок, птичек и людей. Влияет без сомнения, на всех Нас настроение. Кто веселится! Кто грустит? Кто испугался! Кто сердит? Рассеет все сомнения Азбука настроения.
(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)
Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)
– Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)
– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:
Наш волшебный поездВсех друзей вперед увозит…
(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)
1 остановка. «Поляна Радости » (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой )
Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
А какое у него настроение?
-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)
Например:
«Радость - это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - когда у всех».
«Радость - это когда у всех праздник».
«Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек».
«Радость - это когда нет войны».
«Радость - это когда все здоровы».
«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».
- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)
Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.
Упражнение « Нарисуй эмоцию»
- А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.
(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги - проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).
Психогимнастика « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)
Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.
-Ребята, м ысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.
Дети мысленно передают друг другу радость.
2 остановка. « Остров Грусти»
Что такое грусть?
Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)
Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица… Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)
- А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите . (р ассказы детей)
На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.
Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.
А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.
Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.
3 остановка. « Пещера страха»
Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)
Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)
- Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)
- Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (о бсуждение детей)
А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
Как вы догадались? (ответы детей)
Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.
Упражнение « У страха глаза велики»
А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
4 остановка. «Гора Злости»
Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
- Как вы догадались?
Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.
Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.
Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.
– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).
Упражнение «Зеркало»
Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.
Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.
Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
Мамы злятся, когда кушают мороженое.
Мамы злятся, когда на них кричат.
Мамы злятся, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».
Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.
Мамы злятся, когда их любят.
Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.
Упражнение « Закончи предложение ».
Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).
Я злюсь, когда… и т.д.
– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)
Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.
Рефлексия. Беседа с детьми:
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!
Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.
Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. И я вам предлагаю нарисовать кисточкой свое настроение на песке!
И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.
На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.
Цель - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Форма проведения - групповое занятие, 6-8 человек.
Материалы : магнитофон; аудиозаписи В. Шаинского - Ю. Энтин «Чунга-чанга», звуки природы, музыка для релаксации; коробочка, картинки с изображением эмоций; карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, тактильные дорожки.
Ход занятия.
I . Вступление.
1.Приветствие «Радостная песенка».
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.
У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа и спою песенку про то, как я рада его видеть - «Я очень рада, что (имя) в группе есть», а теперь все вместе «Мы рады, что (имя) в группе есть»
Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!
Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче.
2.Игра «Разноцветное настроение».
Цель - отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите - у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик - цветок настроений. Каждый лепесток - разное настроение:
- красный - бодрое, активное настроение - хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
- желтый - веселое настроение - хочется радоваться всему;
- зеленый - общительное настроение - хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
- синий - спокойное настроение - хочется спокойно поиграть, посмотреть в окно;
- малиновый - мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
- серый - скучное настроение - не знаю чем заняться;
- коричневый - сердитое настроение - я злюсь, я обижен;
- черный - грустное настроение - мне грустно, я расстроен.
Мы отправим клубочек по кругу, и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Дети обозначают цветом свое настроение.
Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
II. Основная часть.
3.Этюд «Танец радости».
Звучит аудиозапись музыки В. Шаинского - Ю. Энтин «Чунга-чанга»
Все становимся в круг, беремся за руки, теперь скачем, как радостные воробушки в солнечную погоду (дети танцуют 1-2мин) Теперь подставляем бока солнышку, как радостные котята (дети танцуют 1-2мин) У вас хорошо получается! А теперь прыгаем как радостные ребята на солнечной прогулке (дети танцуют 1-2мин) Хорошо! Настроение поднимается, ребята? Дети отвечают.
4.Игра «Коробочка эмоций»
Цель - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции радости, правильно их выражать, полноценно переживать.
Ребята, посмотрите, вот «Коробочка эмоций» предлагаю с ней поиграть. Внутри набор карточек, на которых изображены различные эмоции. Каждый берет себе одну карточку, не показывая ее остальным. После этого все по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Остальные зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция.
Обсуждение: Какие эмоции легче показывать? А какие сложнее? Почему?
Ответы детей.
5.Упражнение «Музыка и эмоции»
Цель - способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством музыки, и развитию образного мышления.
Сейчас мы будем слушать музыкальные отрывки, а затем описывать настроение музыки.
Обсуждение: Какое настроение у каждой музыки было? Какие чувства вызывает? (веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная)
Дети прослушивают музыку и отвечают.
6. Упражнение «Волшебные дорожки»
Цель - способствование развитию понимания передачи эмоционального состояния по средством ощущений, прикосновений (мягкий, колючий, жесткий и т.д.)
Сейчас мы пойдем по волшебным дорожкам. Как думаете, почему дорожки волшебные?
Ответы детей
(Дорожки волшебные, потому что они разные - есть мягкие, приятные, а есть колючие, жесткие, шуршащие)
Какие чувства, ощущения вызывает у вас каждая дорожка? Какие прикосновения бывают у нас в жизни? Ответы детей.
III. Заключение.
7.Упражнение на релаксацию.
Цель - обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
Радостному настроению помогает расслабление.
Сядьте по удобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, подумайте о приятном.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
Материал для занятия:
«Волшебный клубочек»;
Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.
Магнитная доска; Человечки-эмоции;
Бумага для рисования, карандаши;
Использованные технологии занятия:
Сопровождении музыки: Магнитофон с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»; экран, проектор.
Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.
Предварительная работа:
– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
Ход занятия:
Приветствие. «Волшебный клубочек».
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех! А какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на темную тучку?
(ответы детей)
Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.
Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Мы посетим «Царство эмоций». Жители этого царства приглашают нас в гости и высылают ковер-самолет. Дети садятся на ковер и под музыку летят. Звучит песня “Дорогою добра”.
Какое настроение у этой песни (бодрое, веселое, доброе, светлое).
Как вы понимаете слова “Дорогою добра”.
Что вы почувствовали, когда слушали эту песню? Ребята у меня есть карточки с лицами. Они называются пиктограммы. Давайте рассмотрим их. На них изображены люди с разным выражением лица. Какое выражение лица у этого человека, у этого? (Раздает конверты с пиктограммами каждому ребенку.) - Какую пиктограмму вы покажите, прослушать эту песню? (показывают).
Ковёр-самолёт приземляется. Детей встречают герои сказок.
Воспитатель: - А сейчас мы вспомним героев наших любимых сказок.
- Какие чувства испытывают герои этих сказок?
1.Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки.
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!» (радость)
2.Плачет серый воробей:
- Выйди, солнышко, скорей!
Нм без солнышка обидно,
В поле зернышка не видно! (грусть)
3.И доктор пришил ему ножки
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха мать
Тоже пошла танцевать (радость)
4.Прибежала зайчиха
И закричала: «Ай-ай!
Мой зайчик попал под трамвай
И теперь он больной и хромой
Маленький заинька мой!» (страх)
Воспитатель: - Дети, вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить с вами на занятии? (ответы детей)
- Да, мы будем говорить о чувствах. Как вы понимаете это выражение
«чувства»? (ответы детей)
Дети проходят на полянку.
Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
А какое у него настроение?
Дети, а что такое радость?» (ответы детей)
«Радость - это когда все радуются, всем весело».
«Радость - это когда у всех праздник».
«Радость - это когда никто не плачет.
«Радость - это когда нет войны».
«Радость - это когда все здоровы».
«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».
- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)
Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.
Упражнение « Нарисуй эмоцию»
А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.
(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру, будьте внимательны.
Игра «Скажи наоборот»
Вы грустные ребята – Мы веселые ребята.
Вы ленивые - Мы трудолюбивые.
Вы злые - Мы добрые.
Вы рассеянные - Мы внимательные.
Вы неряшливые – Мы аккуратные.
Вы грубые - Мы вежливые.
Вы злые - Мы добрые.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь я вас приглашаю на прогулку по улицам
этого города. Я хочу убедиться, что вы умеете чувствовать настроение тех
людей, которые встретятся нам в пути
По мостику дети проходят на остров. Их встречает Человечек-Грусть.
Что такое грусть?
Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)
Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)
- А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)
На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.
Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.
А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.
Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.
На пути « Пещера страха»
Добрались мы и до пещеры. (Воспитатель включает музыку.)
Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)
- Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)
- Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
Как вы догадались? (ответы детей)
Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.
Упражнение « У страха глаза велики»
А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
«Гора Злости»
Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
Как вы догадались?
Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.
Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.
Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.
– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).
Упражнение «Зеркало»
Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.
Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.
Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
Мамы злятся, когда кушают мороженое.
Мамы злятся, когда на них кричат.
Мамы злятся, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».
Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.
Мамы злятся, когда их любят.
Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.
Упражнение «Закончи предложение».
Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…»
Я злюсь, когда… и т.д.
– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)
Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.
Рефлексия. Беседа с детьми:
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Садятся на еовёпр-самолёт.
Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!
Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели занятия:
- Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.
- Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
- Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
- Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.
- Развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов.
- Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.
- Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.
Словарь терминов
Эмоция
–это наши настроения и
переживания, которые сопровождают события нашей
жизни.
Радость
–это когда нам хорошо от
чего-то сделанного, от общения с мамой, другом, от
того, что нам дарят подарки, нам весело. Легкие
морщины у глаз, глаза слегка сощурены, верхняя
губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и
обычно отведены назад, нижняя челюсть
расслаблена, рот может быть приоткрыт.
Злость
– когда мы на кого-то злимся,
например, на того, кто нас незаслуженно обидел,
кто нас побил, обозвал… Тесно сжатые брови,
горизонтальные складки на переносице, нос
раздут, зубы стиснуты, шея судорожно стянута, при
этом руки могут быть сжаты в кулаки.
Оборудование: конверт с письмом; волшебный мешочек с различными предметами, шарф; магнитофон и аудиозапись песен «Если добрый ты», «Улыбка»; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона;игрушка ежик, который смеется.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Здравствуйте, ребята!
Я шла к вам на занятие и встретила по дороге
почтальона. Он передал мне необычное письмо.
Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад
«Золотой ключик» детям. Это письмо вам. От
кого оно? От смешарика Ежика. Знаете такого?
Прочтем письмо? Слушайте внимательно.
Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны
Смешариков. Если кто меня не знает высылаю свою
фотографию (2 слайд). Любимое мое занятие –
составление разных коллекций: фантиков, грибов,
кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу
везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем
недавно я забрел в один из таких лесов в поисках
чего-то нового для своей коллекции.
И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял
красивый дворец (3 слайд). Мне стало интересно и я
зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции:
радость, злость, испуг, удивление и другие (4 и 5
слайды).
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался
злой волшебник Грустиплач (6 слайд). Он перессорил
все эмоции между собой, а я очень люблю всех
мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую.
И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на
меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой
смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть
мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для
этого выполните задания злого волшебника
Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что
вы легко справитесь со всеми его заданиями.
– Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?
– При каждом правильно выполненном задании мы
будем ближе подходить к замку злого
волшебника Грустиплача, чем ближе будем
подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы
его не видим.
– Приступим к первому заданию.
Упражнение «Изобрази эмоцию»
Грустиплач дает такое задание: изобразить двух жителей дворца эмоций. 1 пиктограмма – радость (7 слайд).
– А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза
блестят, на губах улыбка)
.
– Посмотрите какие красивые лица у тех, кто
радуется (8 слайд).
– Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда
приходит мама, читают книги, покупают игрушку,
сладости...)
– Видите, как много у нас поводов для радости (9
слайд).
– Вспомните, что-нибудь радостное и когда я
досчитаю до 3 все вместе изобразим радость.
Хорошо. Вот и уже немного стал виден дворец злого
колдуна Грустиплача (10 слайд).
2 пиктограмма – злость.
– Как выглядит человек, когда злится? (Лицо
сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые)
– 11 слайд.
– Какие мы некрасивые, когда злимся (12 слайд). А
когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не
получается)
– 13 слайд.
– Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы
злимся. (Еще один кусочек дворца – 14 слайд).
Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»
– Грустиплач считает, что если человек злится,
то это может продолжаться очень долго. Как вы
считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро
ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать
что-нибудь красивое, побить подушку, порвать
бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть
интересный мультик, почитать веселую книгу,
съесть конфетку, полепить из пластилина,
побегать на улице, попускать мыльные пузыри)
–
15 слайд.
– Злиться вредно для здоровья. С какими людьми
приятнее общаться: с добрыми или злыми?
– Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ
на этот вопрос. (16 слайд).
Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки»
– Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за
задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это
задание, потому что здесь нужно быть очень
внимательными и запомнить порядок выполнения
действий (17 слайд). А порядок такой: Если я покажу
синюю ладошку, то нужно всем вместе громко
кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем
вместе громко хлопать, если красную, то нужно
сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и
потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно
выполняем это задание злого волшебника (18 слайд).
Игра «Волшебный мешочек»
– Грустиплач сложил в этот мешочек разные
небольшие предметы и заколовал мешочек так,
чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли
угадать, что там находится. Кто первый рискнет
справиться с этим заданием?
– Молодцы! Еще одна часть замка появилась (19
слайд).
Упражнение «Найди отличия»
– Перед нами следующее задание (20 слайд).
Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дворца
эмоций. Какие это эмоции? Они вроде бы немного
похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий.
Нужно найти все отличия.
– Молодцы, вот и последняя часть замка появилась
(21 слайд).
Упражнение «Башня радости»
– А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех (22
слайд). Грустиплач всегда грустный, злой и очень
часто плачет, чтобы действие его волшебства
закончилось и к Ежику вернулся смех, нужно
построить башню радости.
Для этого каждому по очереди нужно рассказать,
что ему нравится или что его радует. Я назову, что
мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по
очереди будете подходить, называть, что вам
нравится или что вас радует и класть свою руку на
мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас
получилась, а Ежик снова смеется. Тихонько
садитесь на места, а Ежик в знак благодарности и
на память о нашем сказочном занятии дарит вам
волшебные медальки со своей фотографией, а на
обратной стороне написано волшебное слово
«Улыбнись». Пусть когда вам грустно или вы
злитесь, то эта медалька вам поможет стать
веселее и добрее. (Под песню «Улыбка каждому
вручается медалька с изображением Ежика).
– Наше сказочное занятие подошло к концу.
– Что вам запомнилось и понравилось?
– Какая эмоция вам больше всего понравилась?
– У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.
Список литературы:
1. В мире детских эмоций: пособие для
практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А.
Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина
. –
М.:Айрис-пресс, 2007.– 160
с.
2. Лютова, Е.К, Монина, Г.Б.
Тренинг
эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К.
Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство
«Речь», 2001. – 190 с.
3. Семенака С.И.
Социально-психологическая
адаптация ребенка в обществе.
Коррекционно-развивающие занятия [Текст]/ С.И.
Семенака. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
4. Тарасова, Т.А., Власова, Л. В.
Я и моё
здоровье: Практическое пособие для развития и
укрепления навыков здорового образа жизни у
детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения
и дидактические игры [Текст]/ Т.А. Тарасова, Л. В.
Власова. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с.
5. Хухлаева, О.В., Хухлаева, О.Е., Первушина, И.М.
Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить
психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О.В.
Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. – М.:
Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с.
6. Жигалова, Н.Ю., Куликова, И.Н.
Валеологические развлечения и игры в детском
саду [Текст]/ Н. Ю. Жигалова, И. Н. Куликова.//
Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5.– С. 16-18.
7. Зедгенидзе, В.Я., Ерошкина, Н.Г.
Коррекция
нарушений эмоционально-личностного развития
дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В.Я.
Зедгенидзе, Н.Г. Ерошкина. // Справочник старшего
воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37.
8. Бикташева, Н.П.
Страна разноцветных эмоций
[Текст]/ Н.П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.–
№ 1. – С. 51-52.
Анастасия Пьянкова
Конспект открытого занятие по эмоциональному развитию в старшей группе «В царстве эмоций»
«В царстве эмоций »
Цель : помочь старшим дошкольникам научиться управлять своими эмоциями , препятствующими нормальному психоэмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Задачи :
Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе ,
активизировать детей на предстоящую деятельность;
Снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить тревогу, неуверенность в себе;
Продолжать развивать эмоциональную сферу ребёнка , его способность к рефлексии, мелкой моторики, воображения и творческих проявлений дошкольников;
Формировать коммуникативные навыки и активизировать словарь детей.
Обогащать представления детей о мотивационной подготовке к школьному обучению;
Методическое обеспечение :
CD-диск с релаксационной музыкой;
Разноцветные мешочки из ткани,
Пиктограммы, разных эмоциональных состояний ;
Методы и приёмы :
релаксация;
психогимнастика;
психологические игры и упражнения;
зрительная и дыхательная гимнастика.
Литература :
1. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций . Дети 5-7 лет. Ярославль : Академия развития , 2001.-160с.: ил.
2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников . Занятия . Игры. –АРКТИ, 2003.-48.
3. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников . – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
4. Филлипова Ю. В. Общение. Дети 7-10 лет. - Ярославль : Академия развития , 2002.-144.: ил.
5. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост .: О. Л. Князева. – М.: Мозайка-Синтез, 2003.-168с.
Ход занятия:
Педагог :
2. Ритуал вхождения. (звучит спокойная музыка)
Сегодня мы отправляемся в сказочную страну под названием «Царство эмоций » и войти в нее нам поможет «волшебный цветок» . Детям предлагается встать вокруг волшебного цветка, чтобы немешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и попросить цветок пропустить нас в сказочную страну.
Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок несет нас по морю «Радости» , он дает нам силу, уверенность. Еще раз вдохните и выдохните. Тот, кто уже почувствовал в себе силу волшебного цветка, может открыть глаза , сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи.
Наш волшебный цветок привел нас в «Царство эмоций » , здесь нас ожидают разные игры и задания. Не мешая друг другу, дети отходят в сторону, и садятся в круг на стулья.
Посмотрите, какой красивый мешочек нам оставили жители сказочной страны. Это мешочек настроений, он расскажет нам какие эмоции , и настроение бывают у жителей сказочного царства .
Педагог :Давайте посмотрим, что же там внутри.
эмоцию это могло бы выражать)
Это мешочек не обычный, он с заданием. 1.«Мимическая гимнастика»
А вы можете показать сейчас, своё настроение своим выражением лица, своими эмоциями ?
Сейчас я предлагаю, потренировать свои эмоции ? Я буду вам давать задания, а вы его выполнять.
Упражнение «Тренируем эмоции »
1. Нахмурьтесь, как
осенняя грозовая туча;
как рассерженный человек;
как злая волшебница.
2. Улыбнитесь, как
кот на солнце;
как самый счастливый человек на свете;
как летний солнечный денек;
как хитрая лиса.
3. Разозлитесь, так
как ребенок, у которого отняли любимую игрушку;
как человек, которого ударили.
4. Испугайтесь, как
заяц, увидевший волка;
как котенок, на которого лает собака;
как ребёнок, потерявшийся в лесу.
5. Устаньте, как
папа после работы;
как человек, поднявший тяжелый груз;
как муравей, притащивший большую соломинку.
6. Отдохните, как
путник, прошедший длинный путь;
как ребёнок, который много потрудился;
как уставший воин после победы.
7. Засмейтесь самым счастливым смехом.
8. Удивитесь так, как будто вы увидели чудо.
Педагог :
Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая этот цвет.
Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)
2. Это мешочек тоже не обычный, он рассказал мне что сегодня Настя сидела одна раздевалке. (СЛАЙД) посмотрите, какое у неё настроение? (ответы детей)
Потом к ней подошёл Максим и настроение её изменилось (СЛАЙД)
Как вы думаете, почему произошло такое чудо? (Ответы детей)
Педагог :
Ну, молодцы! Давайте вытащим следующий мешочек.
Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая этот цвет.
Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)
Это мешочек не обычный, это 3.«Мешочек-Угадай-ка»
(робота с пиктограммами радость, удивление, злость, грусть, страх. Последовательно дети вытягивают по одной пиктограмме и задаются следующие вопросы)
Какое настроение здесь изображено?
По каким признакам его узнали?
Что вам помогло различить настроения? (перечисляются различные мимические признаки)
Молодцы ребята вы хорошо различаете настроения, но ведь мы узнаём настроение не только по мимике, но и по интонации голоса. Давайте попробуем сказать фразу «Маша ела кашу» с разными эмоциями , а значит используя соответствующую мимику и интонацию. (Последовательно дети вытягивают по одной пиктограмме и выполняют задание)
Педагог :
Ну, молодцы! Давайте вытащим следующий мешочек.
Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая этот цвет.
Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)
Это мешочек не обычный, этот 4. Мешочек с игрой.
Жители «Царства эмоций » любят играть в игры и у них есть любимая игра Психогимнастика «Солнышко и тучка» . в которую мы сейчас с вами поиграем (звучит аудиозапись) .
Представим, что мы сидим на зеленой лужайке - сесть на пол.
Светит солнышко, греет наше личико - поднять голову вверх, глазки закрыть.
Солнце зашло за тучку, стало прохладно - сжаться в комок, чтобы согреться.
Солнце вышло из-за тучки. Жарко - расслабиться - разморило на солнце.
Травка на лужайке высокая - встать на коленки.
Давайте погладим травку, какая она мягкая, нежная - Поворот верхней части корпуса слева направо и обратно. Одновременно с корпусом двигаются руки : та, которая идет первой - ладонью вверх, вторая - ладонью вниз.
А теперь нарисуем солнышко - Корпус прямо. Руки, согнутые полукругом, рисуют в воздухе круг 3 раза. Корпус поворачивается вправо, руки повторяют тоже движение, корпус поворачивается влево, руки повторяют тоже движение.
Упражнение «Три настроения»
Ребята, жители царства рассказали , что у них бывает разное настроение, оно зависит от мыслей, когда мысли чистые светлые они чувствует себя спокойно, хорошо, уверенно. В это время их настроение похоже на небо, и мысли у них ясные и чистые (загораются огни на звездном небе) .
Кода в голову приходят отличные идеи, жители царства радуется , удивляются настроение - бывает прекрасным, радостным и мысли становятся яркими, блестящими (огни на звездном небе переливаются) .
Но бывает, что жители злятся, грустят, обижаются, им плохо – мысли становятся мутными, серыми (звездное небо гаснет) .
Бывает ли у нас грустное, плохое настроение?
Что мы делаем, чтобы победить грусть? (ответы детей)
Упражнение «Волшебный мешочек с обидами»
Ребята, а вы представляете, оказывается эти мешочки, которые вы себе выбрали - не простые, а волшебные. Все свои обиды, злость, капризы, плохое настроение можно положить в него. Затем нужно мешочек крепко завязать, и все ваши отрицательные эмоции останутся в нем . Давайте попробуем?
А теперь ваши маленькие мешочки положим в большой, и его тоже завяжем, чтоб наши отрицательные эмоции навсегда остались там и никогда нас больше не посещали, так ведь, ребята? Пусть у нас всегда будут только хорошее настроение, и только положительные эмоции ! Вы согласны со мной? Педагог :
Ну что, ребята наше занятие подходит к концу . Вам понравилось, то чем мы сегодня занимались на занятии ? А что именно понравилось?
(Ответы детей)
А я вам предлагаю, поиграть ещё в прощальную игру. Вы готовы?
Прощальная игра :
А вот и прощальная игра…
Нам занятие заканчивать пора ,
А мы надеемся, на то, что оно,
Много положительных эмоций –
Для всех нас, принесло!
А нам с тобой, пришёл черёд,
Сыграть в игру «НАОБОРОТ» .
Слово я скажу : ВЫСОКО,
А ты ответишь : НИЗКО.
Скажу я слово : ДАЛЕКО,
А ты ответишь : ….
Скажу я слово : ПОТОЛОК,
А ты ответишь : ….
Слово я скажу : ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты : …
Скажу тебе я слово : ТРУС,
Ответишь ты : ХРАБРЕЦ.
Теперь НАЧАЛО, я скажу, -
НУ а ты, отвечай : …КОНЕЦ!