Светлана Моргуненко
Консультация для родителей «Деревянная игрушка в жизни ребёнка»
Вы знаете, что все дети очень любят играть. «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И как часто они слышат в ответ : «Некогда, поиграем потом» . Может быть, это происходит от того, что мы, взрослые, не понимаем мир ребенка? Или просто не хотим и не умеем играть?
А ведь игра для ребенка - это реальный мир, в котором он живет «сейчас» , а не «потом» . И в этом мире всё - это правда, а не выдумка.
Сколько радости мы видим в глазах ребенка, когда, преодолевая усталость и отрываясь от домашних дел, соглашаемся перевоплотиться во врача или Серого Волка! Чтобы научиться играть с ребенком, нужно только представить себя малышом, которого все безмерно интересует и радует каждую минуту. Вы поощряете самостоятельные игры детей, покупаете игрушки . Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр.
Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка . Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители , которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку . Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения с взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре . Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.
Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру , подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка , является подбор игрушек по возрасту . Для малыша игрушка – центр игры , материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка , которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут , страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой . На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек , способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
«Что такое хорошая игрушка ?»
Прежде всего - это игрушка безопасная , соответствующая возрасту ребёнка , должна быть похожа на "оригинал" и быть достаточно прочной.
Чем разнообразнее игрушки . Тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.
Игрушки их дерева заметно отличаются от «обычных» игрушек . По сути обычные игрушки дают возможность ребенку организовать свой собственный мир. Здесь можно найти миниатюрную мебель, транспорт, кухонную утварь и оружие. Играя с такими игрушками , ребенок получает возможность примерить на себя роль взрослого. Благодаря таким играм ребенок учится исследовать окружающий мир и создавать собственную реальность.
В основном все игрушки , выполненные из дерева , развивающие. Это всевозможные строительные наборы, конструкторы , головоломки, тренажеры для развития моторики, заготовки для творчества и многое другое. Сегодня на рынке детских игрушек представлен довольно широкий ассортимент подобных изделий. Интернет-магазин игрушек “Мастер Деревяшкин ” имеет в ассортименте самые разнообразные и интересные игрушки детям разного возраста. Разобраться во всем этом многообразии непросто. Рассмотрим подробнее наиболее интересные и распространенные варианты.
1. Рамки-вкладыши. Игрушка выполнена в форме планшета из фанеры или дерева , на котором выточены пазы различного размера и формы. В эти пазы нужно вставлять «вкладыши» , которые по форме соответствуют очертаниям паза. Ребенок должен самостоятельно отыскать на планшете подходящее место для той или иной фигурки. Рамки-вкладыши прекрасно подходят для развития мелкой моторики и логического мышления.
2. Пирамидка – классическая игрушка . Ребенку нужно нанизывать на штырек колечки и другие фигуры. Играя с пирамидкой, ребенок изучает цвета, учится понимать размер и последовательность.
3. Стучалка – прекрасная игрушка для маленьких непосед. Такая игрушка помогает любому , даже самому активному малышу дать выход энергии. Забивать гвозди деревянным молоком или просто стучать во всю мощь очень полезное занятие, она развивает мышечную силу, координацию движений и ловкость.
4. Лабиринт – игрушка представляет собой деревянный планшет с вырезанным на нем лабиринтом, по которому можно перемещать деревянные фигурки . Игрушка позволяет тренировать координацию движение и развивает концентрацию внимания.
5. Шнуровка – существуют в нескольких вариантах. Большое распространение получили различные «дырявые» фигурки, в которые нужно последовательно продевать веревку.
6. Деревянные пазлы – сочетают в себе качества рамок-вкладышей и мозаики-пазла.
7. Музыкальные деревянные игрушки – это уже не просто обычные деревянные игрушки , это настоящие музыкальные инструменты : стукалки, трещотки, свистульки, колотушки, бубны и т. д. Такие игрушки смогут стать прекрасным пособием, позволяющим изучить азы музыкальной грамоты.
Богородская деревянная игрушка привьет в ваших детях любовь к родине , расскажет о культуре страны, в которой они живут, воспитает в них лучшее, доброе! Во-первых, сразу чувствуется натуральный материал – дерево . Как правило, это липа, которую выдерживают несколько лет, прежде чем отправить на фабрику.
Во-вторых, каждая Богородская игрушка хранит в себе тепло рук мастера. Деревянные изделия работники вручную вытачивают и расписывают. Это значит, что каждая Богородская игрушка уникальна сама по себе и по сути двух одинаковых изделий вы не найдете.
В-третьих, материалы, из которых сделаны деревянные игрушки , безопасны. В большинстве своем изделия не покрашены. Если и есть небольшой слой краски, то это, как правило, гуашь, которую сверху покрывают безвредным лаком.
В-четвертых, каждое деревянное изделие содержит оригинальный сюжет. Это не статичное изображение, а целая история в движении. Подвигайте немного изделие, и лошадка будет качаться, курочки клевать зерна, белочка-затейница ковать, рыбак ловить рыбу. Список можно продолжать, тем более, что современный ассортимент игрушек насчитывает более 130 изделий. Богородская игрушка вне времени . В нее играли наши предки, в нее играли мы и играют наши дети.
Педагог-психолог: Сапрыкина Н.Г.Современные дети стали мыслить слишком прямолинейно. Они перестали проявлять фантазию, при достижении результатов. Теряются, когда что - то идёт вразлад. Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку, мы руководствуемся чем угодно - ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки - «ребенок хочет именно ее». Или - «я ему обещал, если он закончит четверть на пятерки (не будет больше драться и т. д.) ». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка. А потом мы будем удивляться, почему при таком количестве разных игрушек у нас чайники не собираются!
Игрушки являются для ребенка той средой, которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя.
Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.
Еще один вариант - «куплю, только замолчи! » или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было? Когда я была маленькая, весь мой детский сад завидовал владелице привезенной из-за границы и просочившейся в дошкольное учреждение очень осуждаемой тогда куклы Барби. А теперь, после многолетнего барби-изобилия мы имеем проблемы с девочками-подростками, воспитанными на пропорциях этой куклы. Девочки вырастают и понимают, что никак не соответствуют параметрам своего идеала. Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби - куклы Синди - к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка.
Требования к детским игрушкам
1. Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.
2. Детская игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша. В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий, не более 2–3 в одной игрушке.
3. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка - определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте.
4. Игрушка не должна быть перегружена дополнительными деталями (кукла с нарисованными глазами и лепным париком и т. д., так как у детей раннего возраста отмечается непроизвольность внимания.
5. Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. При выборе детской игрушки в магазине попробуйте придумать минимум 3–4 игры с ней. Если у Вас это получилось, то смело покупайте.
6. Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.
Самое лавное при выборе игрушки - просто подумать, что она собой представляет и какие качества может сформировать. И придерживаться определенных критериев.
Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Иначе - все тот же пыльный угол в детской комнате. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу (куклу, слоника, конструктор).
Консультация для родителей
«Игрушка в жизни ребёнка»
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.
Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».
Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.
Осторожно: антиигрушка! Консультация для родителей
ИГРУШКА - ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ ВСЕГО БОГАТСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА, ОНА ЖЕ ПОКАЗАТЕЛЬ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ САМОЙ КУЛЬТУРЫ - ДЛЯ ВЗРОСЛОГО. ПОЭТОМУ ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ НАС, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ, ЛЮДЕЙ САМЫХ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ, ЗНАТЬ ЭТИ ТЕНДЕНЦИИ, ИХ ЦЕННОСТНЫЙ ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ НАШЕ ДВИЖЕНИЕ С ДЕТЬМИ В НАПРАВЛЕНИИ ДОБРА, КРАСОТЫ И ИСТИНЫ ИЛИ В ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ СТОРОНУ. ОТ НАС, ВЗРОСЛЫХ, ЗАВИСИТ, ЧТО ОКАЖЕТСЯ СЕГОДНЯ В РУКАХ НАШИХ ДЕТЕЙ - ИГРУШКИ ИЛИ АНТИИГРУШКИ.
Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка – это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Какая же она – современная игрушка? И какой она должна быть? Может эта статья поможет родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек, заставит задуматься перед покупкой очередной куклы или машинки: а нужна ли она моему ребенку? Какую психологическую и педагогическую информацию она несет в себе? Словом, поможет понять: игра – дело серьезное.
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Современные девочки и мальчики, те самые для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются» конструктивно играть. Изменились и само качество, сама суть детской игры. Оказалась прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому.
Серийная игрушка, с которой чаще всего, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Такая игрушка по духу своему противостоит креативной (развивающей) игрушке, той которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностному росту, которая не требует однозначного способа обращения с ней, а напротив, провоцирует многообразие стратегий поведения. Это игрушки – конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка и пр.
Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.
Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учить добру, красоте, мудрости.
Сегодня на прилавках магазинов трудно найти игрушки, стимулирующие развитие военно-патриотического сознания.
Игрушка - это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка.
Настольные игры: добрые старые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор – эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки. Преимущество настольных игр в том, что они предусматривают совместную деятельность, а значит, дают ребенку возможность позитивного общения со сверстниками.
Что можно сказать про мягкую игрушку? Самое главное ее назначение – дарить малышу нежность. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа.
Конструктор «Лего»: это яркие, красочные, экологически чистые игрушки, которые предполагают конструирование разнообразных сюжетов-картин. Конструктор развивает мышление, тренирует мелкую моторику руки.
Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. Играя в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое». Дети оказываются в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой – комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. В девочках дошкольного возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Кукла – это маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т. е. ощущать себя на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.
Игрушка | Антиигрушка |
Привлекательна, красочна, красива | Безобразна, отталкивающе выглядит |
Динамична (детали подвижны, настроение или действие не зафиксировано) | Статична (застывшая поза, неизменное состояние и настроение). Например, кукла, которая постоянно плачет, свинка с морковкой во рту, пупс с ручками и ножками, надежно припаянными к телу) |
Выдержан масштаб (например, не может быть громадного по размерам зайца – его будет практически невозможно использовать в игре с другими животными, он будет страшнее любого волка и лисы) | Масштаб не выдержан, игрушку сложно включить в игру с другими предметами. Знаете, продается такая «голова для экспериментов парикмахера» - голова и заколки к ней. Ее никак не включить в игру, с ней можно только упражняться в плетении косичек и создании начесов. А для ребенка тренировка – не главное. Девочка с большим удовольствием получит в подарок куклу с длинными волосами, а к ней набор настоящих резиночек и заколок. И это будет не просто «терпеливый клиент», это будет дочка, сестренка, подружка. У детей дошкольного возраста есть одна особенность, о которой важно знать: они одухотворяют игрушки, наделяют их настроением, судьбой. Какая судьба у «оторванной» головы, а? |
Соединение различных материалов в игрушке (это оживляет игрушку, делает интереснее, подсказывает возможные игровые действия: протереть стеклянные окошки, загнуть проволочный хвостик обезьянки и подвесить ее на дерево) | Один материал в игрушке (литая пластиковая машина не вызовет такого отклика у ребенка, как машина с прозрачными окошками, яркими фарами и открывающимися дверцами) |
Игрушка учитывает возрастные возможности ребенка и его интересы (например, в полтора года интересно самому возить грузовик за веревочку, а не следить за передвижениями заводной машины) | Игрушка не учитывает силы и возможности ребенка (слишком большая, тяжелая, громкая) |
Есть значительное сходство с реальным предметом или объектом (особенно важно для детей с 6 лет) | Искажает реальность (зеленая лошадь, фиолетовые волосы у куклы) |
Помогает проигрывать впечатления от реальной жизни | Заменяет, подменяет реальность (помните, были электронные питомцы «Тамагочи»?), заменяет или мешает общению |
Закладывает первоначальные понятия о красивом и добром | Символизирует смерть, разрушение, провоцирует агрессию (маски-монстры, скелеты, черепа) |
Консультация для родителей
на тему: « Игрушка в жизни ребенка»
Цель : помочь родителям открыть новые возможности игрового отражения мира.
Задачи:
заинтересовать проблемой;
дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;
вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их, в первую очередь в игре, которая является для него ведущей деятельностью. Ребенок проводит в игре много времени. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Как сказал А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Именно в игре, свободной, ребенком самим создаваемой, или играх с правилами малыш ведет деятельную, увлекательную жизнь. Игра единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. (Слайд №1)
Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. А что же такое игрушка или игрушки? (Слайд№3) Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Для каждого из детей, игрушка представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер и обладает общечеловеческой ценностью. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно, чем игрушка.
Велика воспитательно-образовательная ценность игрушки. (Слайд№4)
(Сдайд№5) В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные.
(Слайд №6) Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. (Слайд №7) Очень важно, чтобы в подбор игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом».
Предлагая ребенку игрушку важно помнить:
При внесении моторных игрушек, необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними.
Представляя образную игрушку, проявите своё положительное отношение к ней, пробуждая такое же отношение у ребёнка. Дать имя, место, где будет жить. Любую игрушку нельзя отделить от игры. Дети осваивают игрушку в игре и принимают её в свой мир.
Не должно быть игрушек, отображающих орудие насилия, жестокости, ужасов. Игрушка для ребёнка полна смысла.
Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная группа - предметы-заместители.
(Слайд №9)Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее - мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д. (Слайд № 8)
Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!).
К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы». Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку. В возрасте с 4 до 7 лет детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Поэтому мальчики выбирают машинки и конструктор (Слайд №9), а девочки кукол и всё, что с ними связано. (Слайд №10)
(Слайцд№11)Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото, у детей просыпается интерес к конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками. В играх детей кроме игрушек, купленных в магазине, участвуют и игрушки, сделанные родителями или самими детьми.Слайд №12)
Вы скажите: «Всё это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию - и у вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой - хорошая возможность сплочения семьи.
(Слайд №13)Воспитывайте бережное отношение к игрушке. Старайтесь постепенно приучать малыша поддерживать среди своих игрушек порядок - прежде всего на собственном примере. Начните уборку и попросите малыша вам помочь. Объясните, что у каждой игрушки должен быть свой собственный домик. Похвала подействует лучше, чем порицание: хвалите ребенка каждый раз, как он уберет игрушку на место. Удобные шкафчики, красивые коробочки - все это поможет привить ребенку любовь к порядку в детской, а позже - к порядку в доме. Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.
Итак, с раннего возраста у ребёнка есть потребность в игре и в игрушках и наша с вами задача, уважаемые родители, эту потребность удовлетворить, потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям, поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. (Слайд №14)
В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!(Слайд №15)