Сад камней Япония или карэсансуй (что дословно означает сухой пейзаж) появился еще в период Муромати (1336 — 1573), и до сих пор является предметом эстетического и культурного наследия Японии. В те времена считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие чего камень стал символизировать нечто священное, божественное. Именно для того, чтобы приблизиться к богам, в Японии появилась такая традиция, как украшение сада камнями. В дальнейшем сады камней стали местом для медитаций буддийских монахов.
Предназначение сада камней
Для европейцев, сад камней является чем-то загадочным и фантастическим, но однозначно несущим в себе какой-то смысл. Так и есть, ведь такие сады принято также называть «философскими». Обычно, сады камней создавались исключительно для созерцания, чтобы, оказавшись в уединение, человек мог постигнуть тайный смысл этого архитектурного сооружения, а также отстраниться от мирской суеты. Камни, застывшие в особой картине, заставляют человека видеть ассоциативные образы, которые каждый понимает по-своему. Это полностью олицетворяет учение Дзен о том, что мир именно такой, каким мы его воспринимаем. Минимализм и простота Японского сада порождают ощущение гармонии, что вызывает у ценителей настоящее эстетическое наслаждение. Главное свойство японского сада камней — это невозможность постичь бога и мир, эта концепция заложена в основе сада так же, как и в дзен-буддизме.
Устройство сада камней
Хаотичное, по первому впечатлению, расположение камней и окружающая их пустота, на самом деле строго подчиняются определенным законам:
- Камни в саду должны находиться в отношении какой-либо точки наблюдения в зависимости от времени дня, которые вы собираетесь в нем проводить. Идеальной считается точка наблюдения с северной стороны, чтобы на своем пике солнце не ослепляло.
- В саду камней не должно быть полностью заполнено все свободное пространство, должно соблюдаться равновесие открытых и заполненных участков.
- Должна соблюдаться асимметрия, тесть не следует размещать в саду предметы одинакового размера или параллельно.
- В основе японского сада лежит семиугольная геометрическая сеть линий, относительно которой камни располагают на точках их пересечения.
- Все основное пространство должно быть засыпано галькой или песком, на которых в последующем граблями вычерчивают линии, символизирующие водную рябь.
Камни в японском саду
Дерево в саду камней, как правило, не используется, так как суть этого сада больше приближена к смерти, а дерево является символом жизни, поэтому основным элементом в строительстве сада всегда был и остается камень.
Все камни подбираются по размеру, цвету и форме и расставляются не отдельно, а как бы дополняют друг друга и органично вписываются в ландшафт. Так как в Японии много вулканов, для обустройства сада обычно применяют камни вулканического типа. Правильно разместить камни на территории сада может только специалист, так как укладка камня зависит от очень многих характеристик. Также различают пять видов камней:
- Лежачий
- Плоский
- Изогнутый
- Статуя
- Низкая вертикаль
Обычно для расстановки используется нечетное число камней, но иногда в композиции могут лежать и 2 камня. Вообще, число камней не ограничено какими-либо строгими правилами, их может быть сколько угодно, но, как правило, их ставят группами не более чем из двух или трех штук.
Некоторые Японцы, а в последнее время и европейцы, создают на территории своего дома мини сад камней, но это несет скорее декоративный характер, нежели символический.
Сад камней видео
Город в Японии с садом камней
В Киото находится самый известный и наиболее часто посещаемый туристами сад камней, расположенный в храме Рёандзи (Храм Покоящегося Дракона). Он был построен в 1450 году и стал пристанищем буддийских монахов. В 18 веке многие сооружения храма были уничтожены частыми пожарами. Камни в саду являются единственными объектами, сохранившимися без изменений до нашего времени. Автором и создателем этого сада является знаменитый мастер Соами. Вся территория сада засыпана гравием белого цвета, а на небольших островках изо мха расположены 15 камней разбитые на 5 групп.
Итак, буддийский храм Рёан-дзи - храм Покоящегося Дракона - известен далеко за пределами Японии и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главная достопримечательность храма - Сад камней. На песчаной площадке внутри комплекса лежат 15 черных необработанных камней: с какой бы точки посетитель ни рассматривал эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный остальными. Наблюдать все камни можно лишь воспарив над садом и, в связи с этим, считается, что полная картина доступна лишь тем, кто достиг просветления. Ну, или тем, у кого есть квадрокоптер.
О Золотом храме Кинкаку-дзи я уже упоминал в посте про лучшую фотографию за сентябрь. Павильон, покрытый листами чистого золота был построен в 14 веке, как вилла для отдыха сёгуна. Здесь он провел последние годы, утратив интерес к политической жизни страны. Для многих российских туристов этот храм знаком не только по красочным буклетам туристических компаний, но и благодаря переводу произведения классика современной японской литературы, человека с необычной судьбой - Юкио Мисима. Роман Золотой храм (в русском названии) был переведен в 70-е годы Григорием Чхартишвили - популярным ныне писателем, известным под псевдонимом Борис Акунин.
Карта территории храма. Сейчас туристический маршрут лежит вокруг пруда и золотого павильона. Заглянуть внутрь дозволено только избранным:
3.
Вековой дуб перед входом на территорию:
4.
Павильон стоит на берегу Зеркального пруда, отражаясь и играя отблесками своей позолоты в водной глади:
5.
6.
Водители такси фотографируют школьников-экскурсантов. Интересно, что в некоторых компаниях принята форма водителей и даже знаки отличия (погоны), отмечающие стаж водителя и его профессионализм.
Такси в Киото популярный вид транспорта не только для туристов, но и для школьных экскурсий. Школьников сюда привозят со всей страны. Знакомство с памятниками национальной культуры - важная часть программы школьного образования. Каждого японского школьника обязательно привозят на экскурсию в Киото и древнюю столицу Нара. Чем перемещаться на большом автобусе, класс разбивается на звенья и группы по 4-5 человек едут по маршруту на такси. Водитель, выполняя функцию гида, показывает город, фотографирует ребят и рассказывает им о достопримечательностях:
7.
Пруд Кинкакудзи прекрасен сам по себе: аккуратно подстриженные сосны и силуэты камней отражаются в зеркальной глади, создавая гармоничную атмосферу единение с природой:
8.
Искусство выращивания деревьев высоко ценится в Японии.
Все знают искусство выращивания карликовых деревьев “на подносе” - “бонсай”. Большим деревьям уделяется не меньшее внимание. Сосны в особом почете, они требуют внимательного ухода, постоянной стрижки. Тяжелые ветки подпирают, а зимой даже бывает прикрывают специальными зонтами от снега. Многие сосны имеют свои имена. Некоторым деревьям осознанно придают форму - на снимке “Сосна Корабль” одна из трех красивейших сосен Киото. Дереву по преданию более 600 лет и оно помнит еще строителя Золотого храма:
9.
Каменные фонари - один из видов пожертвований в храмы и святилища, подобно красным тории в святилище Фусими Инари. Обычно их ставят перед фасадом храма или вдоль аллей, но часто их можно встретить и в “обычном” японском саду или дворе традиционного японского дома:
10.
Небольшой водопад в Кинкакудзи называется Ворота Дракона. По древней китайской легенде карп, который взбирается против течения по водопаду в небо, может превратиться в дракона. Здесь вы видите камень, символизирующий карпа, который вот вот достигнет своей цели:
11.
Покрытый настоящим золотом, гармонично оттененный кровлей из кипарисовой коры, Золотой павильон прекрасен в любое время года и суток:
12.
Однажды в эти места приезжал любоваться павильоном император Гомидзуно, и специально для него был сооружена небольшая чайная хижина - “Прелесть заката” Сэккатэй. Ее с тех пор несколько раз перестраивали, но и сейчас она дает представление о японском искусстве чайной церемонии и устройстве чайного домика:
13.
Идеал - простота и скромность, сочетающаяся с изыском материала и формы:
14.
Японские предсказания - это, в основном, «хорошо», «очень хорошо», «прекрасно», «великолепно». «Плохо» встречается редко На выходе специальное место, куда можно повязать “неудачное” предсказание. Специальная надпись дополнительно информирует, что это место только для несчастливых гаданий. Хорошее принято уносить с собой:
15.
Сад Камней. Схема комплекса:
Пруд в лилиях:
17.
Фишка со скрытым камнем срабатывает только с определенной стороны сада. Там сделана специальная зрительная трибуна:
Макет сада камней для плоховидящих:
19.
По идее, камни должны находится в воде. Для воссоздания этого эффекта, гравий разравнивают специальным рисунком, который имитирует волны:
20.
21.
Неподалеку у здания храма стоят шесть ведер с водой, которые выполняют функцию огнетушителя:
22.
23.
= Япония =
Японский "умный" унитаз | Мясо по 30 000 рублей за килограмм | О чем мечтает японская проститутка? |
Высокоскоростной японский поезд |
Такси в Японии |
Рынок в Киото |
(17
оценок, среднее: 4,29
из 5)
Сад камней («сухие воды и горы») как культурно-эстетическое сооружение появился в Японии в середине ХIV века. Булыжник любой формы или осколок скалы для японцев символизирует нечто божественное, священное. Несколько веков назад у этого народа считалось, что в местах наибольшего скопления камней, самых совершенных природных творений, обитают боги. Возводить каменные сады монахи стали из желания стать ближе к богам. Значительно позже, помимо украшения территории возле дома, карэсансуй стал местом для уединённых размышлений и медитаций, помогая отстраниться от мирской суеты и в каменных изваяниях увидеть изящную прелесть простоты.
Карэсансуй
По японской традиции, сад камней представляет собой ровную площадку прямоугольной формы. Открытое пространство символизирует свободу, раскрепощённость, безбрежность мира. Невысокая глинобитная ограда с трёх сторон композиции создаёт ощущение закрытости, уединённости. В Японии вода - символ тёмного женского начала, а камень - светлой мужской силы. Поверхность сада камней, олицетворяющая океан, засыпается песком, мелкой галькой или гравием. Каменные глыбы, на первый взгляд хаотично разбросанные, располагаются по схеме, подчинённой традициям дзен-буддизма.
Сад 15 камней
Одним из самых известных каменных садов является сад храма Рёан-дзи, или сад 15 камней, построенный в 1499 году. По его подобию построено большинство каменных композиций при храмах Японии.
На площадке, засыпанной белым гравием, расположено 15 тёмных булыжников в первозданной форме, разделённых на пять групп. Каждая каменная группа обсажена зелёным мхом, а гравий «причесан» граблями вдоль длинной стороны сада и кругами вокруг «островов». Каменная композиция построена таким образом, что пятнадцатый элемент всегда остаётся невидимым . Увидеть все 15 камней возможно только паря в высоте.
В ХVIII веке практически все постройки храма Реандзи были уничтожены пожаром. И только каменная композиция сохранила свой первозданный вид до наших дней. Монахи считают что лицезреть весь сад способен лишь «просветлённый».
Галерея: сад камней (25 фото)
Создание японского сада
Обустройство японского сада на даче своими руками потребует колоссального терпения и максимальной кропотливости . Чтобы композиция выглядела гармонично, необходимо соблюсти некоторые принципы обустройства японских каменных садов .
- Ощущение пустоты - это первое впечатление при созерцании японского сада камней. Открытые и заполненные участки должны гармонировать .
- Расположение каменных групп ориентируется на определённую точку созерцания. Традиционно место наблюдения устанавливается с северной стороны садика, чтобы полуденное солнце не ослепляло смотрящего.
- Японский каменный сад асимметричен. Не допускается размещение камней и других элементов одного размера и избегается параллельность относительно ландшафта, построек или друг друга.
- Проектируя сад камней на даче, следует ориентироваться на основополагающий принцип размещения объектов - семиугольную геометрическую сеть линий. Все элементы устанавливаются на точках пересечения линий семиугольника. Размер выбранной под каменную композицию территории может быть любой, но чем она больше, тем вероятней вписать весь семиугольник в пространство и получить визуально более просторный сад .
- Вся площадь японского сада засыпается песком, галькой или щебнем. Затем, имитируя водную рябь, граблями наносится волнообразный рисунок.
Основные и декоративные атрибуты
Камень
Важную роль при создании японского сада своими руками играет выбор камней . Все отобранные экспонаты должны безупречно сочетаться и подчёркивать гармоничность пейзажа.
Декоративные элементы
Использование малых архитектурных форм придаёт композиции законченность.
Дорожки
Если площадь сада позволяет, тропинки из плоского камня, бетонной плитки или кирпича станут символическим дополнением каменной композиции. Дорожка в японском каменном саду имеет смысл жизненного путешествия . Извилистая, без чётких геометрических форм, дорожка призвана провести своего посетителя через сад по всем точкам созерцания и неспешно рассмотреть все картины сада.
Укладывая элементы тропинки, необходимо избегать образования чётких квадратов и пересечения четырёх линий. Камни или кирпичи не укладываются вплотную, между ними остаётся как минимум сантиметровый зазор, в который можно посадить мох или траву. Удобная и прочная, с мягкими изгибами, тропа должна гармонировать со всеми элементами японского сада, не привлекая к себе внимание яркостью и чёткой графикой.
Процесс создания
При правильной расстановке каменных групп возникает ощущение вечности и постоянства.
Оформив свободную часть своего приусадебного участка в традициях японского сада камней, вы получите комфортабельное место для уединения, где можно поразмышлять и очистить сознание от повседневной суеты .
Дзен храм Рёандзи - название переводится как Храм Мироного Дракона - расположен в северо-западной части города Киото. Владеет им направление Ринзай, относящееся к школе Мёсиндзи
Сад 15 камней храма Рёандзи в Японии - является самым известным садом камней в мире.
Дзен храм Рёандзи - название переводится как Храм Мироного Дракона - расположен в северо-западной части города Киото. Владеет им направление Ринзай, относящееся к школе Мёсиндзи.
За свою долгую историю место, где сегодня расположен Рёандзи, переходило из рук в руки самурайских кланов. Сам храм появился в 14-м веке по воле Хосокавы Хацумото, который завещал возвести здесь после своей смерти святилище дзен. Сегодня в Рёандзи находятся семь могил японских императоров, которые были восстановлены в 19-м веке, после периода запустения. К сожалению, в существующем храме практически ничего не сохранилось от древних построек, так как комплекс многократно страдал от пожаров.
Но самым главным объектом, прославившим храм на весь мир, является, безусловно, сад камней. Это место наилучшим образом подходит для медитаций, которым отводится большая роль в практиках дзен. Рукотворная композиция минималистична - только камни, мох и гравий, но при этом полна глубокого символизма.
Дело в том, что хотя в саду 15 камней, но стоя на любой точке веранды храма, можно наблюдать только 14 из них - один из камней всегда оказывается скрыт. Обычно это трактуется следующим образом - только достигнув состояния просветления, можно увидеть все 15 камней. Например, все камни станут видимы одновременно, если воспарить вверх над верандой. Среди множества трактовок символа недоступности 15-го камня есть и такая - невозможно познать весь мир с помощью только научного подхода, но всё недостающее можно найти в своей душе. Можно вспомнить в этой связи и слова буддийского монаха Тэссэн Соки о том, что в саду камней можно найти "искусство сократить тридцать тысяч миль до расстояния одного фута".
Многие побывавшие в храме отмечают необыкновенное состояние гармонии и умиротворения, которое возникает при наблюдении за камнями.
Размеры сада камней невелики - 30 на 10 метров. Все камни разделены на пять групп, которые отделяются друг от друга зелёным мхом. Поверхность сада засыпана белым гравием, который с помощью грабель разделён на ровные полоски. Вокруг сада, где он не примыкает к веранде, поставлен невысокий глинобитный забор.
Интересно, что до сих пор неизвестно, кто был автором непосредственно сада камней, созданного в 15-м столетии. Остаётся загадкой, какой именно смысл был заложен творцом этого необыкновенного произведения искусства в своё творение. В дальнейшем делалось множество предположений по этому поводу, например, что камни символизируют 5 архатов - учеников Будды (якобы один из 16-ти архатов был упущен, чтобы число камней было нечётным). Кто-то видит в камнях тигрицу с тигрятами, переходящими через ручей - это сюжет одной древней китайской легенды. Другим людям камни представляются островами и скалами на море, волны которого образуются полосами белого гравия. Есть мнение, что камни сада - это застывшие духи.
Интересна версия японского специалиста Масао Хаявкава, который считает, что до 17-го века главным объектом созерцания и поклонения в саду была редкой красоты сакура, а камни были просто фоном, на который не обращали особого внимания. И только в 20-м веке люди стали интересоваться каменной миниатюрой храма Рёандзи и искать её сакральные смыслы в чередовании наполненности и пустоты.
Если подойти к веранде для созерцания камней с обратной стороны, то можно увидеть необычный каменный сосуд, в который постоянно течёт вода, предназначенная для ритуальных омовений. Это Рёандзи цукубай - его край находится почти вровень с зёмлей, поэтому чтобы зачерпнуть воды, нужно наклониться, тем самым, выразив своё почтение. Сверху на камне вырезаны четыре иероглифа, которые можно прочитать как "я только много знаю". Считается, что это изречение связано с антиматериалистической сущностью буддизма, т.е. только знания имеют значения. Или более философская трактовка - "То, что каждый имеет, является всем, в чём он нуждается".опубликовано
Пожалуй, одна из важнейших святынь дзэн-буддизма - храм Рёандзи - был возведен в 1450 году и стал прибежищем монахам приверженцам философии дзен. Среди его покровителей были Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёси.
В 18 веке святыня переживает упадок, а большинство сооружений были уничтожены пожарами. В наши дни храм известен благодаря своему саду камней в дзен-буддийском стиле, который является одной из самых знаменитых и удивительных достопримечательностей Японии. По сохранившимся писаниям, автором сада является знаменитый автор Соами.
Непостижимость духовных глубин
Сад выполнен в виде небольшой прямоугольной площадки, огороженной глинобитным забором с трех сторон. Вся территория засыпана белым гравием, а на нем расположено 15 камней, организованных в пять групп. Сам гравий "исписан" граблями на тонкие полосы, создающие ощущение мягкой водной ряби.
Сад камней Рёандзи - часть храмового сооружения, поэтому пройти к нему можно, лишь через помещение храма, а наслаждаться этим великолепием можно сидя на веранде.
Для каждого, кто созерцает эту красоту, возникают свои ассоциации. Для кого-то это пять горных вершин, взмывающих в облака, для других - острова в бескрайних просторах океана... В общем, все зависит от вашей чистоты и глубины внутреннего мира. Пожалуй, главная загадка этого творения в том, что с какой бы стороны вы не взглянули на сад, вы сможете увидеть лишь 14 камней, всегда один из них будет исчезать из вида.
Игры разума
Не менее интересной загадкой сада является и его гипнотическое воздействие на человека. Созерцая камни, есть возможность задуматься о высшем, обрести спокойствие ума и духа, погрузиться в себя. Впрочем, именно для медитаций монахов храма он и был создан мастером.
Загадки столь очаровательной достопримечательности Киото можно постичь только путем молчаливого размышления. Но сделать это можно лишь после открытия сада, когда еще никого нет. Чуть ниже расположен еще один сад, созданный в ту эпоху, когда учение дзен еще ни достигло Японии. Не менее очаровательный, он своими плавными и мягкими изгибами создает великолепное обрамление для суровой духовности философского сада камней.
Сегодня это уникальное творение человеческих рук и красивое завораживающее место находится в списках ЮНЕСКО как ценнейший объект истории и памятник культуры. Еще одной из красивейших и древнейших достопримечательностей Киото можно отметить Храм Фусими Инари-тайся , построенный в 711 году.
Сад камней Рёандзи на карте Киото
Пожалуй, одна из важнейших святынь дзэн-буддизма - храм Рёандзи - был возведен в 1450 году и стал прибежищем монахам приверженцам философии дзен. Среди его покровителей были Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёси.
В 18 веке святыня переживает упадок, а большинство сооружений были уничтожены пожарами. В наши дни храм известен благодаря своему саду камней в дзен-буддийском стиле, который явл..." />