Сегодня семьи с тремя и более детьми уже не редкость. Жизнь таких семей отличается от жизни родителей с одним или двумя детьми. Безусловно, им труднее. Но в большинстве своём это семьи крепкие и, как принято говорить, «положительные». Кроме того, есть много способов организовать быт и облегчить труд родителей.
Сразу поясню ситуацию: у меня трое сыновей с маленькой разницей, так что буду делиться и собственными наблюдениями и опытом, и теми идеями и наработками, которые позаимствовала у других больших семей.
Многодетные семьи. Взгляд изнутри
Но для начала немного о нас, семьях с детьми больше двух.
По моим наблюдениям, большинство многодетных семей похожи друг на друга. И вот чем:
Во-первых, как правило, папы в них не из тех, кто проводит свою жизнь между работой, диваном и игрой в «танчики». Нет, первая составляющая обязательно присутствует, иначе семья не выживет, ведь многодетная мама редко имеет возможность работать наравне с мужем. Но вот диван и «танчики» - это не про отцов больших семейств.
Причём приходят они к этому по-разному. Кого-то, конечно, вынуждает жизнь. Это ж надо быть окончательным и бесповоротным эгоистом, чтобы, глядя, как мечется жена, не начать ей помогать. Но значительная часть многодетных пап - изначально ответственные и заботливые мужчины. Очевидно, именно их жёны, чувствуя поддержку, чаще решаются на расширение семьи за пределы малодетности.
Во-вторых, многодетными родителями редко становятся люди неактивные, с пониженным жизненным тонусом. Чтобы захотеть второго, а уж тем более третьего и т.д. ребёнка нужно очень любить жизнь и видеть в себе силы (я сейчас, конечно, говорю об думающих людях, а не о тех, кто многодетными становится случайно).
Как справиться со всеми делами и ничего не упустить?
Конечно, несмотря на эту похожесть, все многодетные семьи разные. На жизненный уклад и уровень сложности ежедневно решаемых задач влияет всё: количество детей и разница в возрасте между ними, материальное положение, наличие или отсутствием помощников, жизнь в городе или сельской местности.
Однако, какой бы непростой ни была ситуация, есть несколько способов устроить жизнь семьи так, чтобы всё успевать и не чувствовать себя загнанной лошадью.
На помощь придут:
Самоорганизация
От этого пункта, как бы нам ни хотелось, не деться никуда. Если у вас трое и больше детей, без железной самодисциплины жить будет очень сложно. Так что подольше посидеть перед телевизором или компьютером вечером, а потом проспать до обеда - это редкое удовольствие. Как и расслабиться на пляже, задуматься во время прогулки, зазеваться в магазине. Многодетные родители - это люди, умеющие не только быстро концентрироваться, но и удерживать себя в этом состоянии долго, очень долго. Ну, или хотя бы люди, стремящиеся к этому умению.
Режим
Второй и обязательный помощник многодетных родителей. Хотите вы или нет, но выстраивать довольно строгий распорядок дня обязательно придётся. Иначе просто ничего не будете успевать. Поначалу может быть нелегко, но постепенно вы начнёте понимать, что жить по графику не так уж и сложно. Тем более что дети привыкают к нему быстро, и жизнь семьи начинает идти по заведённому порядку, а это исключает или делает гораздо более редкими многие конфликты и ссоры из серии кто, когда и что должен делать.
Продуманная логистика
Много детей - это и много занятий, секций и кружков. Тщательно продумывайте маршруты, просчитывайте время и предусматривайте все нюансы, от пробок на дорогах до забывчивости детей. Чем серьёзнее вы к этому подойдёте, тем меньше будет проблем. Не полагайтесь только на память, свою и детскую. Расписания, графики, схемы - всё это поможет вам меньше распыляться, в двадцатый раз объясняя, кто и на какие занятия идёт и что с собой берёт, и заметно дисциплинирует детей.
Распределение обязанностей
Обязательно делите задачи на всех. Иначе тот, кто везёт на себе больше, непременно «перегорит».
Полагайтесь не только на себя. Маленькие дети тоже могут помогать. И это не утопия. Да, для вырабатывания полезных привычек понадобится много времени и вашей настойчивости. Но зато, когда они сформируются, вы сможете быть точно уверены, что уличная обувь после прогулки отнесена в ванную для мытья и просушки, а варежки рядком лежат на батарее, чистое бельё вынуто из стиральной машинки и сложено в таз, а грязное ждёт своей очереди в специальной корзине. И это далеко не весь список дел, доступных даже самым маленьким детям.
Помощь «соратников»
Помните, как в незабвенных «Покровских воротах»? «У больных большая взаимовыручка…» Так вот, у многодетных родителей она не меньшая. Если в вашем окружении есть другие семьи с тремя и более детьми, искренне советую вам объединяться.
Раньше я сама не слишком верила в такую взаимопомощь, но когда мы переехали в новый район, случайно познакомилась с семьей из соседнего дома. У них тоже трое детей, близких по возрасту к нашим. И вот уже два с лишним года нашим семьям есть на кого опереться. Равное количество детей помогает нам хорошо понимать друг друга и не испытывать неловкости, когда приходится просить последить за чадами. Потому что если маме одного ребёнка подкинуть сразу троих, ей будет очень сложно, а многодетной маме что трое, что шестеро - разницы почти никакой.
А ещё наличие соратников - это возможность по очереди водить детей на секции или гулять с ними, успевать на все родительские собрания и открытые уроки, помогать друг другу идеями и опытом. Так что ищите, и вам будет гораздо легче.
Очень помогают и районные или городские организации многодетных семей. Поэтому, если вы влились в наши ряды, обязательно вступайте в них, и будете получать нужную и полезную информацию, узнавать о льготах, скидках и акциях, участвовать в интересных мероприятиях.
Жизнь многодетных семей, конечно, не назовёшь лёгкой. Поначалу многих может возникнуть панический вопрос: и что, теперь всё время так? Ну, почему же? Дети имеют привычку расти и взрослеть. Скоро спать они будут лучше, и одеваться научатся сами, и кормить с ложечки их уже не придётся. Но это не значит, что нужно только немного потерпеть, и станет легче. Одни проблемы и трудности решатся или рассосутся, но появятся другие.
Однако и с ними вы обязательно справитесь, если возьмёте на вооружение хотя бы некоторые из этих пунктов. Правда, время от времени вы, конечно, всё равно будете ощущать себя в шкуре той самой загнанной лошади. Но лишь изредка. А во всё остальное время непременно станете чувствовать себя немного волшебниками. Не верите? Попробуйте!
И очень быстро. А значит, они уже не будут нуждаться в вашем внимании того типа, в котором нуждаются сейчас.
А значит сейчас – лучшее время побыть с ними так, как потом, когда они вырастут, уже будет не ко времени . Повозиться с малышами, поиграть с теми, кто еще не разучился играть, ответить на серьезные вопросы «почемучек», повоевать с подростком по-доброму. И, возможно, найти ниточку связи с тем, кто почти совсем уже вырос
2. Конфликты между вашими детьми – это как шум двигателя при работе.
Есть шум – значит мотор работает. Есть конфликты – значит жизнь идет. Поверьте, эти конфликты не станут определять отношения ваших детей в будущем
. В памяти ведь остается в основном хорошее.
И если в конфликте вам удастся про это помнить – острота его точно спадет процентов на 30. А еще, думаю, а в этих неизбежных и нормальных конфликтах очень важно уметь ставить точку
. Чтобы оставалось как можно меньше «конфликтного послевкусия».
3. Очень важно не забывать про то, что «рыба тухнет с головы», а голова вашей семьи- это вы, родители и ваши отношения.
И в эту графу семейного бюджета не должно быть жалко инвестировать ни время, ни финансы, ни внимание. Не забывайте, что детям крайне важно какая погода в доме . И очень сомнительный для детей подарок, когда все родительское внимание было вложено именно в их взросление, становление, а на себя самих и на отношения у взрослых не хватило сил.
Вырастать на руинах семьи — совсем не просто. Не верите мне, поговорите с теми, у кого был похожий опыт.
4. Одно из самых важных умений, которое мы можем передать детям – соблюдение жизненного баланса.
Дети ведь учатся не только математике, вышиванию и езде на велосипеде (прямым навыкам), но и менее заметным навыкам психологической и эмоциональной саморегуляции . До 11-12 лет в основном на примере матери, позже мальчики скорее у отца.
И если мы, взрослые, подаем им пример или жертвенного безрадостного служения ближним, или депрессии, или тотального недовольства всем, они этот паттерн (модель), будьте уверены, усвоят крепко-накрепко. И воспроизведут в своей сознательной жизни и в своей семье, не вполне понимая, почему поступают именно так.
Я думаю, что после 3-3,5 лет, с того периода, как дети глобальные жизненные модели родителей склонны перенимать, хорошо бы произвести ревизию собственный стратегий поведения.
Задать себе несколько вопросов:
- Что я делаю?
- Действительно ли я хочу это делать в своей жизни?
- Хочу ли я, чтобы мои дети повторяли эту мою модель?
И не забывайте, что все или почти все, что активно используется в семейном психологическом хозяйстве дети усвоят.
5. «У осинки не родятся апельсинки», и это действительно так.
Не стоит ожидать от детей того, что никогда не получалось у вас. И не стоит удивляться, если подрастающие дети совершают ваши же привычные жизненные «ляпы» и наступают на те же грабли.
Это не то чтобы предопределено, но я уверена, что психологическая предрасположенность к тому или иному типу поведения или реагирования так же реальна, как наследственная предрасположенность к аллергии, например.
И может быть у вас получится в безопасной форме передать свой жизненный опыт и свои способы справляться с вашими привычными ошибками.
6. Если в семье (в обстоятельствах или отношениях) настают трудные времена очень важно стараться не становиться по разные стороны баррикад.
Помните, что ваши ближние – это самые верные и надежные ваши союзники . Хотя иногда это может выглядеть совсем не так. В период сложностей очень важно находить маленькие радующие вас и близких события, стараться возвращаться к вашим общим ресурсным состояниям.
Это могут быть фотографии хороших периодов, семейное видео, и другие «сувениры» — хранилища добрых воспоминаний. Не ешьте ближних, когда вам тяжело. Лучше попробуйте найти в себе силы не обвиняя поддержать их. И, возможно, они поддержат вас.
7. Мы все – не подарки.
Помните, что семьи часто подбираются по принципу «дополнения» . Мы выбираем очень непохожих на нас спутников жизни. А уж качества наших детей мы и вовсе не выбираем, не такой опции.
Так вот, сталкиваясь с тем, насколько вы все разные, старайтесь не расстраиваться и не злиться. Это не назло.
Ваш муж не назло не любит рыбу, зато обожает ездить новыми дорогами. Зато эти и другие его качества когда-нибудь обязательно пригодятся вашей семье.
А главное, что «на круг», на семью у вас присутствует полный набор качеств и умений. И вы являетесь «совершенной боевой единицей». И с разницей всего можно смириться, если помнить об этом. Просто попробуйте посмотреть на разницу с этой точки зрения.
8. Когда дети начинают раздражать вас – это значит, что вы устали.
Возможно, очень устали . И нет смысла пытаться воспитывать ребенка в таком состоянии.
Есть поговорка «раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает». И это очень верно.
Находите такие способы отдыхать и гармонизироваться , которые подходят к вашей жизненной ситуации. Это может быть что-то очень маленькое и простое, например, неспешно выпитая чашечка специального чая или разговор с любимой подругой, готовой выслушать вас.
9. Воспитание детей – не спринт, а марафон.
Это действительно долгое дело: 18-20 лет полного погружения. А при марафоне самое важное – это распределить силы и не сбить дыхание. Не стоит выкладываться на каждом конкретном этапе.
У вас будет много попыток «попробовать еще раз» и «поступать иначе». Не ругайте себя за промахи!
Самопоедание очень сильно «подсаживает батарейку» , и сил на изменение себя, своих реакций в предпочитаемом направлении остается меньше.
Думаю очень, очень важно учится видеть внутри этого длинного марафона – жизни с детьми, воспитания детей – видеть не только свои промахи, но и свои маленькие и большие победы, удачи.
10. Мне кажется, самое главное в жизни с детьми – это философия «маленьких шагов» — крошечных, едва заметных изменений.
Это то, чему нас не учили в школе, мы нацелены на вещи броские и глобальные. И я думаю, очень важно научиться видеть очень маленькие изменения к лучшему у себя, у супруга, у ребенка и учиться фокусироваться на хорошем.
В семейной жизни задачу «стакан наполовину полный или наполовину пустой» гораздо лучше решать в сторону «наполовину полный».
И если мы сами научились видеть наши собственные маленькие правильные шаги, нам легче будет видеть их и у наших ближних, и у наших детей, когда они немного подрастут. И если мы что-то научились прощать себе (например, небольшие сбои, ошибки, не оптимальные решения), мы легче простим и нашим ближним.
Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное – как сделать их счастливыми? В новой рубрике “КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ” на портале “Православие и мир” опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Первое заседание посвящено проблеме расстановки приоритетов в повседневных делах и тайм-менеджменту.
Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук
Для того, чтобы вырваться из круговорота дел, небесполезно посмотреть, из чего он состоит и как мы его на себя навлекаем. Важно понять контекст, в котором всё происходит.
Очень часто человек оказывается в такой ситуации: он обнаруживает, что записал детей в десять кружков. В большинстве семей детей меньше, чем взрослых, желающих активно вовлекаться в жизнь этих детей. Людям, у которых 1–2 ребенка, просто необходимо наполнять свою жизнь еще какими-то жизненными активностями – и их детям тоже. Им не хватает динамики жизни, у них появляется потребность отвести ребенка еще в какой-нибудь из появившихся в последние двадцать лет разнообразных кружков и секций.
В таких семьях есть пространство - и есть желание его заполнить. Есть амбиции бабушек и дедушек, которые нужно удовлетворить. К тому же, взрослые тревожатся, что ребенок недостаточно занят. Социальные нормы, навязанные временем, невольно обязывают им соответствовать, и все члены семьи становятся участниками некой гонки, соперничества. Семья, в которой хотя бы трое детей, находится в иной ситуации.
Быт и ноу-хау
В больших семьях у всех меньше сил и времени, потому что, как бы быт ни оптимизировался, когда все дети в сборе, он отнимает эти силы и это время. Обычно в круговороте жизни быт (еда - приготовление и уборка крошек и грязной посуды, стирка колготок и маек, уборка игрушек) занимает 30–50% времени, хотя в разных семьях бывает по-разному. У всех есть свое ноу-хау – то, что помогает в быту, удачное решение ежедневных проблем. В целом в быту многодетных семей наблюдается стремление к минимализму, простоте, отметание лишнего.
Ноу-хау в быту:
- привлекать детей к уборке - не всегда оптимизирует процесс, но готовит почву для будущего;
- готовить простую еду: макароны, сырое, запеченное;
- использовать скороварку;
- на выходные готовить в пятницу;
- нанять помощников;
- привлекать старших почитать, положить, погулять (на постоянной основе использовать невозможно);
- автоматизировать быт: купить стиральную, посудомоечную и т.п. машины;
- мыть детей пореже;
- мыть посуду не сразу после еды, а пару раз в день;
- закрывать глаза на беспорядок;
- завести большие ящики для игрушек в каждой комнате;
- завести мешок для мусора в каждой комнате;
- завести удобный ящик для обуви именно для детей.
Образование как рынок с агрессивно навязанными услугами
Также большая часть круговорота, и она в значительной степени не в нашей власти.
Сегодняшнее образование подобно гипермаркету с огромным количеством продуктов. Ассортимент явно избыточен. За дополнительными занятиями гонятся не потому, что они действительно нужны , а ради удовлетворения собственных амбиций. В результате перекормленные занятиями в раннем возрасте дети начинают хуже учиться в старших классах, ближе к институту. Они потом не хотят ничего - хотят лежать, есть и спать, потому что в детстве не имели свободного времени, не имели досуга, не имели возможности просто побыть дома.
Современное образование - это рынок с агрессивно навязанными услугами, и самые агрессивные услуги - по освоению иностранных языков.
У нас действует несколько наборов идей одновременно. От бабушек и прабабушек наследуется один набор представлений: ребенку необходимо музыкальное, художественное или спортивное образование. Второй набор представлений - если ребенок не выучил язык и не получил сертификат переводчика к концу средней школы, он не имеет шансов найти хорошую работу, а на рынке труда сразу попадет в отбросы. Кроме того, теперь в «джентльменский набор» занятий входит большой теннис, детский фитнес, балет. К этому всему – плюс то, на что ходят все в рамках школы.
Если вы выбираете кружки, было бы хорошо, если бы каждый ребенок сам нашел что-то для себя. Кроме того, важно смотреть на педагога: насколько он амбициозен, насколько готов принять ваш семейный подход (в большой семье нет возможности вкладываться в работу кружка так, как в «нормальной» семье с меньшим количеством детей). В противном случае в скором времени ребенок упрется не потому, что у него нет способностей, а потому, что взрослые захотят от него большего, чем он может. Оценить педагога в этом плане должен взрослый, потому что ребенок еще не может этого сделать.
То же самое можно сказать и о педагогах начальной школы, хотя здесь возможностей выбирать гораздо меньше. Важно задать самим себе вопросы: если вы дадите образовательному процессу поглотить все семейное время, то кому от этого будет польза? Кто выиграет? Дети все еще небольшие, пока речь не идет о подготовке к институту, а вложения сил порой требуются очень большие уже на стадии детского сада.
Ноу-хау в образовании:
- попросить старшего ребенка (от 13 лет) забирать младших в той же школе после уроков и ехать с ними домой;
- научить ребенка самостоятельности, чтобы он сам делал уроки, чтобы это была его зона ответственности (первый месяц учим – дальше сам);
В случае если в классе «водят» рукой остальных детей, то ребенку надо объяснять, что вы не водите его рукой не потому что не любите его, что нет на него времени, а потому что именно любите, хотите, чтобы он научился сам. Вы будете идти и против учителя, и против коллектива, и выбирать ли этот путь - зависит от ребенка. К средней школе тактика сидения с детьми себя исчерпывает, там невозможно помогать во всем, и дают рывок как раз дети, которые с начальной школы научились делать задание самостоятельно – при условии, что не нарушена самооценка.
- разрешить ребенку бросить надоевшее занятие;
- оставить ребенка дома, если видно, что он задыхается от нагрузки;
- менять профили - сменить кружок или школу;
- если дети особенно не просят, то занятия им не навязывать;
- выключать телефон, когда пытаешься создать пространство покоя дома.
Когда даже в большой семье ребенок идет в школу, это всегда событие. Но когда в школу идет уже четвертый или пятый ребенок, поддерживать новизну непросто, невозможно сымитировать такую же, как впервые, степень вовлеченности в N-й раз. С одной стороны, это хорошо потому, что будет меньше тревоги и больше опыта, но в результате мы не даем детям тот волшебный пендель, который их заставляет сильно цепляться зубами в школе. Нужно понимать это, и мотивировать детей учиться какими-то другими способами.
Не упустить действительно важное
В каждой семье есть нечто ценное и крайне важное, что может запомниться надолго – но вы не успеваете этим заняться и каждый вечер сожалеете, что не успели. Есть ряд способов вырваться из круга дел, связанных с бытом и образованием, и найти время для того, что представляется вам важным. Среди таких важных дел может быть и поход в лес на пикник, и поездка в другой город на машине, и поход всей семьей в бассейн, и чтение на ночь, и просто совместное чаепитие с неспешной беседой. Можно попробовать включить ваше важное дело в сетку расписания – а можно сделать его спонтанно.
У родителей обязательно должно быть личное время и время, которое они проводят вместе без детей. Например, родители могут отправиться гулять после отбоя детей или устроить “романтическое свидание”: провести вместе весь вечер, попросив старших детей уложить младших и отзвониться.
Взрослым это время крайне необходимо, потому что – работа очень ответственная. Она не плохая и не изматывающая, но ресурсы отнимает. Если вы чувствуете, что в процесс воспитания детей вовлечены все ваши душевные силы, обязательно нужно их восстанавливать. Если нагрузка - выдох, то обязательно должен быть вдох. Мама может нуждаться в одном виде «вдоха», а папа в другом - в силу разных нагрузок. Может истощаться и семья в целом. Есть вещи, на которых нельзя экономить: нельзя оставлять отдых на потом, иначе сил хватит ненадолго, - засосет, размоет, вместо радости от жизни будет ощущение беготни.
Дети из больших семей имеют то, чего нет в небольших семьях. Главное нам не загоняться самим и не загонять их – так, чтобы и они, и мы имели возможность радоваться самым обычным вещам. Надо акцентировать внимание на плюсах большой семьи, а не на минусах.
Дети в любую семью, если их любят, приносят много радости, счастья, а также хлопот и забот. Многодетной маме всегда сложнее, чем той, у которой один или два ребенка. За постоянными заботами о детях и хлопотах по хозяйству мамочка в большой семье иногда теряет это ощущение счастья от многодетности, становится подчас раздраженной, вечно занятой. Все ее дела сводятся к готовке, уборке, к тому, чтобы вовремя всех накормить, собрать в школу-садик, потом забрать, уложить спать и т.п. А зря. Даже в этом случае можно оставаться не просто счастливой, а еще и ухоженной, и красивой.
Для этого в первую очередь нужно понять, что большая семья - показатель вашей силы. Ведь, многие боятся рожать третьего, четвертого и т.д. ребенка именно из-за отсутствия времени и денег, из-за боязни, что не справятся с этим. А вы будете показывать всем своим образом жизни и поведением, что это не так. Наверное, понять это может только тот, у кого есть не один ребенок.
Планируем время для каждого отдельно
Ладно, в сторону все разглагольствования, они только запутывают. Перейдем к конкретным действиям. Чтобы все успевать, нужно правильно планировать время. Для чего берем ручку и блокнот. Записываем все ежедневные обязанности, без которых обойтись никак нельзя. Возьмем для примера семью с тремя детьми, когда папа работает, а мама ухаживает за детьми. Во-первых, можете порадоваться, что детей у вас не так уж и много, и, во-вторых, не приходиться думать о зарабатывании денег.
Допустим, что первый ребенок - школьник младших классов, второй ребенок - ходит в детский садик, а третий - малыш до года. Отмечаем в блокноте, когда нужно поднять самого старшего, чтобы он успел собраться в школу, позавтракать и т.п. Когда он приходит из школы, когда его надо накормить обедом, после которого он может немного отдохнуть, погулять, заняться своими делами. Когда ему нужно сесть за уроки, сколько времени вам надо, чтобы вместе их сделать, при этом стоит подумать, чем будет заниматься самый маленький - может, он как раз в это время спит.
Теперь записываем все о втором ребенке - когда его надо отвести в садик, забрать, не забудьте, что ему нужно уделить минимум полчаса внимания с вашей стороны: почитать, послушать истории из садика и т.п. Отметьте, когда он ложится спать, когда его следует искупать перед сном и т.п.
Ну и записываем все о третьем ребенке. Здесь, конечно, потребуется больше времени, в зависимости от конкретного возраста. Когда спит, когда ест, когда купается и т.п. Кстати, в такой ситуации - самый лучший выход в кормлении - по расписанию, чтобы там ни говорили его противники. Во-первых, это удобно всей семье, больше шансов, что вы сможете уделить достаточно внимания и другим членам семьи, переделать все дела, во-вторых, ребенок, когда живет по заведенному, никогда не нарушаемому режиму, более спокоен и лучше развивается. Он привыкает, что в это время едят, а в это - спят, поэтому и относится ко всему спокойно. Конечно, на первых порах придется нелегко, особенно, если до этого подобных правил в вашей семье не было, ведь, придется всех приучать к определенному распорядку, зато потом все пойдет легко и без проблем. Попробуйте - и сами убедитесь.
Собираем все воедино
После того, как записаны все основные моменты по каждому ребенку отдельно, нужно все это совместить вместе. Кстати, не забудьте, учесть такие моменты, что детям нужно ложиться спать до девяти вечера, нужно правильно продумать распорядок дня для каждого, чтобы времени хватало и на занятия, и на уроки, и на отдых и личные дела, прогулки и т.п.
Самое сложное - совместить три распорядка вместе. Для начала попробуйте кормить детей в одно и то же время, например, ужин и завтрак могут быть совместными, обед - с теми детьми, кто в это время дома, то есть со старшим и младшим. Конечно, у малыша будет свой порядок кормления, но его нужно постепенно, по мере взросления, придвигать к тому времени, когда ест вся семья. Утром нужно вставать всем пораньше, чтобы вовремя собраться, все необходимое желательно подготовить вечером, чтобы не было лишней суеты. Провожая старших детей в школу и в садик, младшего можно взять с собой как на прогулку, после можно зайти в магазин за продуктами. Все списки обязательно нужно составлять заранее, в том числе не лишне будет продумать и маршрут, чтобы не пришлось тратить время на лишнюю беготню.
Пока старшие дети на уроках и в садике можно позаниматься с малышом, отвести для этого определенное время. Нужно также предусмотреть полчаса, которые малыш должен провести самостоятельно, ему необходимо учиться развлекать себя самому. При этом совсем необязательно оставлять его одного в комнате, можно посадить рядом или в манеже и заняться какими-нибудь делами, например, погладить белье. Когда он ляжет спать - идем готовить. Меню тоже желательно продумывать заранее, рекомендуется также поискать в интернете или в книгах полезные рецепты, которые готовятся быстро. Помощниками станут и современные бытовые приборы - микроволновка, мультиварка и т.п. Вкусный и полезный борщ можно приготовить и в мультиварке, при этом от вас потребуется меньше усилий, а значит, и времени.
Старший пришел из школы - самое время его покормить, заодно поинтересоваться школьными делами. Пока он отдыхает после школы, можете отдохнуть и вы, если малыш спит, если нет, займите его чем-нибудь. Еще одна прогулка, уже совместно с малышом и старшим ребенком - зайти в садик за средним, после можно вместе погулять.
Придя домой, покормите детей, старший пусть садится за уроки, а с остальными можно пока поиграть. Через какое-то время проверьте уроки, начните готовиться ко сну. Пока старшие собирают игрушки, младшего можно искупать и уложить спать. Потом - среднего, пока он плавает в ванне под присмотром старшего можно разобрать кровати, подготовить все необходимое на завтра и т.д. Возможно, старший будет купаться самостоятельно, может, потребуется ему небольшая помощь. Когда все легли, сполоснитесь и вы, чтобы снять усталость, а еще лучше полежите в ванне, расслабьтесь.
Обязательный отдых и планы на завтра
Теперь у вас есть час или два свободного времени, можно отдохнуть и заняться своими делами: почитать, посмотреть кино и т.п. Только не забудьте сначала записать план на следующий день. А вообще стоит выделить пару часов в какой-нибудь день, например, в выходной, когда папа гуляет с детьми, чтобы составить план на неделю, меню, список покупок. Покупки можно делать как раз в неделю, сразу закупая все необходимое, так и ежедневно, как вам удобнее. Возможно, много времени на домашние дела у вас не останется. Здесь на помощь придут бытовые приборы, о чем уже говорилось, и все тот же план дел. Минут 15 в день можно найти на уборку, хоть и кажется, что этого мало, но если их использовать с умом, то у вас всегда будет чисто. Например, в понедельник убираем кухню, во вторник - протираем пыль, в среду - моем пол и т.п. Заранее следует расписать, когда и что делать, тогда вы все успеете.
Конечно, все перечисленное выше - весьма приближенный пример. Но на него можно ориентироваться при составлении собственного распорядка дня, учитывая особенности вашей семьи и ее вкусы. Предупреждаю, что сложно будет только в начале, потом и все члены вашей семьи привыкнут к новым правилам и все будет гораздо проще.
При составлении распорядка не забудьте оставить немного времени для заботы о своей внешности. Наложить маску, пока принимаете ванну, совсем несложно, совершать прогулки в быстром темпе тоже нетрудно, зато будете выглядеть хорошо и все успевать.
Хорошо, если сможете найти время и для гимнастики, достаточно 10-15минут занятий, чтобы выглядеть достойным образом. А контрастный душ по утрам не займет много времени, зато придаст бодрости и сил на весь день.
Удачи вас, успехов и счастья. Пусть вы всегда будете все успевать, выглядеть на все 100% и получать радость от жизни и многодетности!
Дети. Время. Как все успеть
Быть полноценным фрилансером при детях очень даже реально. Вопрос стоит только за тем, чтобы правильно организовывать свое время и грамотно занимать - отвлекать детей. Конечно, полноценный восьми часовой день устроить все же не возможно. Но опытным путем я выяснила, что четыре - пять часов в день уделить работе вполне могу. Дело еще в том, насколько сильно мне нужно работать и как много времени я хочу уделять детям. Мой оптимальный вариант - это те самые четыре - пять часов в день. Бывает даже что я работаю не каждый день, а несколько раз в неделю. Все опять упирается в "насколько сильно нужно".
Расскажу в общих чертах (вкратце, чтобы не было трудно читать большой текст) о трех моих китах и о том, как я с ними справляюсь - ведении домашнего хозяйства, работе и времени на себя и отдых.
Ведение домашнего хозяйства.
Система "Флай леди" здесь подойдет как нельзя лучше. Это на заметку для тех, кто хочет упорядочить все это дело. Сейчас я о том, как можно "летать" с детьми.
Уборка вполне возможна и при грудном ребенке. Уложить дитятко в кроватку или на диван, в коляску, словом, так чтобы ребенок мог видеть маму. (Отмечу, что слингом я не пользовалась, мне было жаль свою спину. Но, конечно же, каждая мама выбирает для себя оптимальный вариант). Едем дальше. В ручки можно дать что - нибудь шуршаще - отвлекающее. А можно и не давать. Даже лучше не давать. Потому что здесь главное для ребенка - это поддерживать контакт с мамой. Тогда он не успеет опомниться и не начнет жаловаться на свое одиночество. Я, например, когда развешивала сушиться белье, устраивала перед ребенком спектакль. Пряталась за тряпочки, подкидывала их в воздух, или помахивала перед носом карапуза. Потом давала какие - нибудь колготочки и ребенок был занят тем, что пытался их надеть на голову и спрятаться от меня. Белье можно давать позже, когда драгоценное чадо научиться держать в руках предметы. А до этого времени спектакля вполне достаточно.
Если речь идет о каких - то вещах, где представление невозможно (например, вам нужно срочно почистить раковину или нарезать овощи для супа), то нужно просто постоянно разговаривать с малышом или петь песни. Человек будет знать, что обращаются к нему и не будет испытывать одиночества.
После четырех - пяти месяцев можно использовать шезлонг или авто - кресло. Невероятно удобная штуковина. Огромная благодарность тем, кто ее придумал. Тут уже можно разгуляться по полной программе. Например, ребенку можно дать и кусочек сухаря помусолить, и блестящую ложку, и крышку от банки, и прозрачный бутылек. Дети, как выяснилось, больше любят предметы домашнего обихода, чем свои игрушки. Сидящему ребенку можно дать кастрюлю с ложкой. Правда придется какое - то время послушать нечто громкое на подобие барабанной дроби, выдаваемое радостным чадом. Но зато можно успеть полдела сделать.
А вообще здорово давать ребенку совсем неожиданные вещи. Чуть - чуть творожка на тарелке и ложку. Можно еще на самое дно миски или небольшого тазика воды наливать и пускать в плавание легкие предметы. Конечно, вымажется. Но лучше не полениться и помыть - протереть. Зато полчаса карапуз будет занят. И ведь еще это отличнейшее развивающее занятие.
Во всех этих завлекалках есть один нюанс. В самом начале занятия ребенку нужно уделить время. То есть не сунуть ему просто кастрюлю и уйти. А лучше всего показать что можно сделать - постучать по ней ложкой, порадоваться с ребенком возникшему громкому звуку. Потому что на первом месте для малыша не познание окружающего мира, а общение с мамой. И если эту потребность удовлетворить, то дальше он сможет спокойно заниматься своими делами.
Работа. Или мама - Юлий Цезарь
Тут принцип тот же, что и при уборке дома или приготовлении обеда - ужина. Проявить творчество, применить фантазию. Более старших детей можно усадить рядом с собой и дать в руки карандаши, мелки или пластилин. Мой сын, например, любит резать на кусочки бумагу. Для этой цели я купила ему детские практически тупые ножницы.
Важно еще поддерживать постоянный контакт, тогда чадо не будет чувствовать себя брошенным. Я всегда болтаю о погоде за окном - обращаю внимание на то, что солнышко светит или капает дождик. Или комментирую то, чем дети занимаются: "Какая высокая башня получилась!", "И куда это поезд поехал?" и т.п. Таким образом у нас непрерывный диалог и всем хорошо. При этом можно набрасывать план будущей статьи или реферата, думать над мыслями - тезисами, заполнять таблицу данными или набрасывать эскиз на бумагу. Можно читать.
Только все это касается тех частей работы, которые не требуют полного сосредоточения. Все, что нужно делать в тишине делается тогда, когда носики сопят, т.е. спят. Это касается последних этапов - подсчетов, проверки, доработки, дорисовки и проч.
Теперь вопрос времени. Как долго работать? После изучения различной литературы по организации труда, я согласилась с Яной Франк, что хорошо работается 45 минут. Прямо вот как в школе. Полной концентрации внимания хватает ровно на этот отрезок времени. После уже человек устает и начинает отвлекается. Дальше лучше сделать перерыв минут на 15 - 20 и и снова приниматься за работу. Однако, дети не выдерживают столько. Обычно их хватает на минут 20 - 30. Ничего страшного. Можно поработать и 30 минут, это время тоже позволяет сделать многое. А во время перемены можно пообщаться с ребенком. Пообедать. Поиграть. Или сделать вместе с ним что - нибудь по дому. Пыль, например, вытереть. Всучить в маленькие ручонки тряпочку и они будут с удовольствием вам помогать. Только вот, дети есть дети и перерыв частенько приравнивается по времени к количеству минут, проведенных за работой. Тут уж ничего не попишешь:) Но для женщины сидящей дома с детьми, дорога каждая минута. Даже за несколько получасовых подходов в день можно просто горы свернуть.
Теперь пару слов о списках. Выполнять содержащиеся в них пункты можно также в перерывах между работой. Так сказать, на ходу. Сами списки могут состоять из разных - разных вещей. Тут можно записать все то, что нужно выполнить сегодня. Куда - то позвонить, что - то надо отправить или оплатить счет.
Кроме этого, в списках можно обозначить и хозяйственные дела выполнение которых позволяет поддерживать в доме оптимальную чистоту. По системе летающей леди предлагается разделить квартиру на зоны. Кухня, гостиная, спальня, детская, ванная комната и т.п. Прогуляйтесь по своим зонам и раскиньте что в них нужно делать. Ванну, допустим, чистить раз в неделю. Унитаз раз в три дня. Зеркало мыть через день. Кухонную плиту желательно протирать тоже через день. Полы подметать каждый день. Записать. А потом все эти пункты можно раскидать по дням. В понедельник, например, можно загружать стирку, протирать пыль с подоконников во всей квартире и пробегать с мочалкой по рабочим поверхностям в кухне. И так всю неделю кроме воскресенья. Отдыхать ведь тоже надо.
Вот и получается, что за день мы успеваем практически все.
Работа - перерыв: протерли пыль - работа - перерыв: поиграли с ребенком - снова работа - перерыв: хорошо помогает стиральная машина bosch встраиваемая , а дальше - загрузили посудомоечную машину - работа - и т.д. .....
Главное, составить список всего, что нужно сделать. Хотя бы на день. А лучше на неделю. И так можно будет охватить предстоящий фронт дел. Останется только оптимизировать время.
Отдых и время для себя.
Все свое время для работы и отдыха я строю на основании одного и самого главного принципа: для здоровья человеку необходимо спать 7 - 8 часов в сутки. Поэтому до 23 я стараюсь со всем покончить. Врачи говорят, что после длительных недосыпов организм просто - напросто может не выдержать. Наружу полезут болячки. Более или менее серьезные. Зависит от многих факторов. Но дело в том, что они все равно полезут. Вопрос в другом - а нужны ли они?
Многие женщины после рождения ребенка жалуются на то, что им буквально некогда голову помыть. Голову можно мыть и при детях. Им это будет интересней вдвойне. Я имею в виду не полное погружение в ванну. А именно мытье головы. Когда наклоняешься над ванной, берешь в руки душ и... Словом, мама будет с чистыми волосами и дети не останутся без ее внимания.
Все рутины, по уходу за собой точно также можно разбить по дням, как и уборку дома. И выполнять во время перемен от работы. И при детях опять - таки. По крайней мере манипуляции с лицом в виде скрабов и масок точно можно. Все остальное, когда они спят. То же касается и "принять ванну, выпить чашечку кофе". На дневной сон уложили и ай да в ванную на восстановительную релаксацию. И все отдохнули. Бодрые и веселые.
Этот детский дневной сон настолько дорог и даже бесценен, что я порой теряюсь в сомнениях - как бы мне его потратить. Поработать? Поспать? Принять ванную? Или фильм посмотреть? На помощь вновь придет список "График использования детского сна на неделю" :)
Троемамское счастье
Мне часто задают вопрос: сложно с тремя детьми? Словом "просто" это вряд ли назовешь, зато жизнь с тремя детьми может быть веселой и радостной, и сложности не будут занимать в ней так уж много места.
Вот мои маленькие секреты счастливого мамства.
Максимально разгрузить себя с помощью бытовой техники. Мой хит в этом плане - мультиварка. Хочешь - выискиваешь рецепты и создаешь шедевры в несколько этапов, а не хочешь - готовишь что-то в стиле «порезать-побросать-кнопочку нажать». Например, с вечера ставлю кашу на таймере, на завтрак она готова, перед прогулкой закидываю продукты на суп, заливаю бульон, и после прогулки нас с малышней ждет горячий обед. Ужин - можно по такому же принципу.
И снова про еду:) Делаю себе сборник простых рецептов, в смысле, с минимумом трудозатрат. А также держу в доме разную простую еду, по принципу «взял и съел»: творог, фрукты, домашний йогурт, изюм, сушеные яблочки-грушки.
Привлекаю детей к домашним делам. Для моих огромное удовольствие готовить, мыть посуду, убирать вместе с мамой. Конечно, не с любым возрастом это проходит:) Но совсем малышам на время, например, работ по кухне можно найти какое-нибудь интересно кухонное занятие. У нас обычно, если нет желания у малого чего-нить в это время пожевать, в ход идут ложки, миски, крышки, в общем, все, что не бьется, не режется, не колется и пригодно для игры.
Мы со старшими доцями взяли себе за правило - осваиваем по одному новому блюду в неделю.
Еще малыши очень увлеченно занимаются уборкой при выполнении двух условий:
а) мама тоже этим УВЛЕЧЕННО занимается
б) у них есть конкретное задание: например, сложить кубики вот в этот ящик, сложить свои вещи в шкаф (средней дочке, трех с половиной лет - с детализацией, что где лежит, старшая уже сама справляется), собрать весь мусор после занятий аппликацией.
При отсутствии желания убирать за собой несмотря ни на что, объясняю им подробно, что мы не успеем сделать, если я потрачу время на уборку за ними, например, не пойдем гулять, не успеем поиграть в игру или сделать поделку и т. д.
Старшая доця добровольно взяла на себя ряд обязанностей, например, мыть раковину в ванной, подметать в большой комнате, где они проводят большую часть времени.
Режим дня. Он у нас не строгий, в плане точного обозначения времени, но последовательность действий в будние дни одинакова. Это помогает и мне планировать свои дела, и детям - спокойно относиться к не очень любимым делам в силу привычки.
Помощь папы, бабушек-дедушек, старших детей и прочих друзей и родственников. Не стесняйтесь просить о помощи с детьми или по дому, я лично не вижу смысла из последних сил кидаться на амбразуру под названием «я все смогу сама». Сможете, не вопрос, но зачем? И сколько сил на это уйдет? Получите ли удовольствие от процесса? Понравится ли результат? Правда, во избежание обид и проблем в будущем, стоит оговорить с добровольными помощниками, в каких объемах они это готовы делать.
Нахожу время для взрослого времяпрепровождения, то есть время сделать что-то самой или для себя, и вдвоем с мужем пойти куда-нибудь, поехать. Ребенок (или ребенки) даже грудного возраста вполне способны пережить 2-3 часа без мамы, если они здоровы, накормлены и обласканы:) Опять же, скажу о себе. Когда длительное время все вертится только вокруг детей, я начинаю остро чувствовать неполноценность жизни, хандрить, и на причину хандры (то есть детей) дуться, хоть и понимаю, что в этом не их вина. поэтому для меня 2-3 часа в неделю «чайлдфри» - это просто аксиома, без которой никуда.
По возможности много гуляем на улице. Выгулянные и набегавшиеся дети ложатся спать без предварительного скандала на тему, как они не хотят этого делать:), да и вообще более довольны жизнью.
В планировании отпуска и поездок принимают участие все члены семьи, умеющие разговаривать:) Ведь если дети предвкушают что-то интересное для себя, то капризов и проблем с ними будет минимум, а вот удовольствия - море. И еще о поездках. Хорошо бы иметь список необходимых вещей для поездки/похода с детьми (вот как раз в планах у меня такой составить).
Тоже из запланированного: хочу свести воедино все интересности города, которые когда-то находила и отмечала себе, и составить список этих интересностей. В случае появления свободного времени значительно упрощается проблема выбора, куда пойти, и времени на этот выбор тратится меньше.
С года младшего ребенка синхронизировала по возможности режимы детей: спать днем, например, ложу в одно время.
Обязательно каждый день посвящаю хотя бы по полчаса каждому ребенку по отдельности. Со старшей это, как правило, путь из школы домой/на кружки, плюс занятия музыкой дома (домашних заданий в школе у них нет). Со средней - всякоразные занятия (она их называет заданиями), т.к. в садик мы ходим максимум неделю в месяц. С младшим - его незатейливые игры, пока девчонки занимаются своими "взрослыми" делами - играют с мелкими игрушками, в ролевые игры, рукодельничают, плюс укладывание на вечерний сон (он ложится раньше барышень).
Еще очень помогает машина Я даже научилась получать удовольствие от вождения.
И самое главное - настраиваемся на хороший результат, но при этом обязательно получаем удовольствие от процесса.