ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ
Алекса Дарья Викторовна
студентка 3 курса, кафедра всеобщей истории АлтГПА, г. Барнаул
Щёглова Татьяна Кирилловна
научный руководитель, доктор ист. наук, профессор АлтГПА, г. Барнаул
В настоящее время многие из нас даже не задумываются о значении присутствия в своей жизни праздников, поэтому необходимо было исследовать, каково значении торжеств в судьбах как народа в целом, так и для отдельного человека в прошлом и настоящем времени. Сейчас наиболее острой стала рассматриваемая проблема, так как происходит с одной стороны постепенный отход от старых советских праздников к новым, а с другой стремительный, например, ведение Дня народного единства - 4 ноября или «большие зимние каникулы» после Нового года. На взгляд автора является важным показать влияние праздников на сознание людей, на их жизнь, какое влияние оказывала политическая идеология на торжества и выявление место религиозных праздников в жизни людей и так как мы живет в век глобализации, то какое влияние оказывают зарубежные праздники.
Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, воспитывали детей… их отличительная черта, была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая удобная одежда, замкнутость досуга.
Будням противопоставлялись праздники - время отдыха, веселья, радости, ощущение полноты жизни. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести к хаосу и гибели мира, по народным представлениям. Праздники и церемонии конструируют жизнь человека. Они подхватывают его и момент рождения и посвящают в полновесные члены общества. Праздник приподнимает над обыденностью и ставит в точку единение прошлого, настоящего и будущего. Ежегодное празднование события придает ему важность на уровне вечности.
Праздник - это общение по поводу изобилия и веселья, утверждающий победу гармонии над хаосом. Праздник - это всегда порыв в утопию, он уравновешивает и нейтрализует бури и несчастья.
Эпоха Петра Iстала временем рождения в России гражданских праздников. Среди них можно назвать празднество встречи Нового года (в ночь на 1 января), в честь победы русского оружия, морского и сухопутного. Их роль заключается в воспитании у людей чувства патриотизма, любви к императору, в укреплении боевого духа армии, в приобщении к европейской культуре. «Прорубив окно в Европу» в русскую культуру потекли западные традиции. Многие говорили: а не загнал ли великий государь страну в европейский угол? Твердо на этот вопрос ответит нельзя и по сей день. С оной стороны, это несомненно, обратило русскому культуру, внесло в нее новое дыхание, а с другой - со времени России начала терять свою самобытность.
Многие русские праздники оказались не востребованы народом, их вытеснили новые иностранные торжества. Например, день Святого Валентина или День всех Влюбленных, на который принято, дарит валентинки, и признаваться в любви, охотно празднует современная молодежь. Только с 2008 года был установлен аналогичный праздник в России - День Петра и Февронии. Именно она были первыми влюбленными на Руси. О любви крестьянской девушки и князя повествует нам «Повесть о Петре и Февронии». Во время средневековья зазвучала тема всепобеждающей любви как высокого человеческого чувства, преодолевающего социальные преграды и наделенного чудодейственной силой. В XIX веке было много праздников, связанных с православной церкви, на которые влияла политическая идеология. Праздники проводились в честь значительных событий священной истории, особо чтимых святых, чудотворных икон. Церковные праздники, с их пышностью, яркостью, торжественностью богослужения должны были укреплять веру людей в Бога и память о святых угодниках. В тоже время с середины 1880-х годов Рождество и Пасха стали головной болью для полиции. Рождество и святочные дни были временем наиболее активной циркуляции «политических» слухов в крестьянской среде. В июле 1905 года во время крестного хода в Шуе по случаю Ильина дня большевики, по предложению М. Фрунзе, встали среди верующих и разбросали около тысячи листовок. Полиция ничего не могла предпринять, опасаясь оскорбить чувства верующих. Традиционный порядок религиозной жизни учитывался и, по сути, эксплуатировался революционерами пропагандистами. Они использовали народный уклад жизни привычки в своих интересах. Местные власти и церковь были бессильны перед такой тактикой бунтовщиков.
Время обратиться к первым советским праздникам, установленным новой власть в память о знаменательных датах борьбы пролетариата с буржуазией.
На них как и на праздники царского периода влияла идеология, устанавливаемая в государстве.
Первые советские праздники
В 1918 году диктатура победившего пролетариата установила декретом свои государственные праздники. Их первый комплект так отличался от сегодняшнего, что сравнение вселяет даже некоторый оптимизм: первые советские праздники скорее имеют отношение к смерти, чем к жизни.
1 мая – годовщина разогнанного в Чикаго митинга анархистов, требовавших сокращение рабочего дня до 8 часов.
Символы и обряды
Символика и обряды советского праздника складывались постепенно. Сразу после революции начался поиск форма празднования.
Торжественные марши с красными флагами отличались тем, что люди двигались строго вперед, никогда по кругу. Это символизировала дорогу в светлое будущему, к победе коммунизма.
Политические карнавалы, массовые действа, живые конструкции из пионеров, имитирующих производственное движение.
Постепенно, к концу 1920-х гг., стали входить методики и разъяснения о необходимости придания праздникам торжественного и сдержанного характера. Торжественность – признак стабильности.
Искупительная жертва
Великая победа в Отечественной войне до последнего времени казалось неопровержимым единственным успехом в иллюзорном мире социалистического достижения. Поэтому это был великий праздник – 9 мая, единственный способный объединить и примирить народ в патриотическом созидательном порыве.
По разным причинам советскому режиму стоило ее выдумать – сплачивающая роль Победы и ее празднования того бы стоила. Люди живут с сознанием того, что их жизнь выкуплена у смерти жизнями погибших.
Новый год
1 января оставался рабочим днем до 1947 года, когда заменил в качестве выходного День Победы. В период развитого социализма Новый год, взявший на себя функцию Рождества - семейного праздника торжества, - был единственным совсем неидеологизированным советским праздником.
Восьмое марта.
Самый лирический советский праздник сильно преобразился, а начиналось ведь, как праздник очень официальный и скучно-идеологический… Женский день замечателен тем, что это единственный праздник, сопровождаемый ритуальным переодеванием советского человека. Глава семьи надевал фартук и в компании сыновей неумело готовил еду и убирал квартиру.
День конституции
Что касается Дня конституции, введенного в 1936 году, то праздник этот оказался бродячим: то 5 декабря, то 7 октября, то 12 декабря, в конце концов, не стал ничем, кроме дополнительного выходного с небольшой идеологической накачкой.
Православные праздники
Православные праздники сохранили себя и в период советской власти, хотя празднование их не одобрялось властью, церковь еще в 1918 году была отделила от государства. Государство находило иных пути влияние на сознание людей, исключая религию.
Самым главным праздником считалась Пасха. Все церковные праздники делятся на несколько групп в зависимости от значимости для верующего людей.
К великим праздникам относились Рождество, Пасха и Троица. Они назывались Господскими, поскольку связаны с событиями из жизни Иисуса Христа. Кроме них существует Богородичные праздники. Вместе с другими они составляют годовой круг - 12 главных праздников. Такие праздники назывались двунадесятые и отмечались 2-3 дня.
Праздники могли быть подвижными и неподвижными. Многое зависит от дня Пасхи, который каждый год приходился на разное число. Соответственно менялись и дни, на которые попадали праздники. Но большинство являются неподвижными, так как бывают в один и тот же день года.
Малые праздники (полупраздники) устраивались в память святых покровителей того или иного ремесла, домашних животных, в память месточтимых святых, в дни начала или окончания полевых работ. Малыми праздниками считались также кануны больших праздников, например, Сочельники, воскресенье перед Масленицей. Маслеными считались и мужские и женские сборища: никольщины, моргосья.
Праздником в России считалось воскресенье, наступавшее через 6 дней. Он был принят как день отдыха еще древними славянами.
Игнорирование празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось, как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений. В русском быту существовали семейные праздники: именины, семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни родственников.
Общинные праздники длились несколько дней. Многие из них справлялись предпраздником и попразднеством. Предпраздник был необходим для создания у людей определенного психологического настроя на праздник. Попразднеством решало задачу выведения человека из праздничной гульбы в будничную, повседневную жизнь.
В некоторых населенных пунктах отмечали собственные «заветные» праздники. Их день устанавливали «по обещанию», в зависимости от местных преданий. Чаще всего праздник устраивался в честь того святого, с которым связывали предотвращение каких-либо бедствий - эпидемий, засухи, пожара, падежа скота.
Русские люди считали, что любой праздник требует к себе уважение. Оно выражалось в прекращении всех работ, в состоянии полной праздности людей - «День свят - все дела спят», в заботе о внешнем виде деревни и собственного дома, в стремлении людей быть красивыми и нарядными, в желании сделать общение более приятным и радостным. Работа в праздник считалась грехом, неуважением к Богу и святым, а грязная или заваленная снегом деревня, неухоженный дом, плохо одеты люди - неуважением к празднику.
Праздники играли большую социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, живших в одном селе, деревне, городском квартале. Праздник, на который сходилась вся ближняя и дальняя родня, способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи. Праздник нес определенное образовательное значение. Общение позволяло узнавать новости, обмениваться впечатлениями, получать знания о далеких странах и народах. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина или ремесленника. Он отвлекал людей от будничных забот, семейных неприятностей, жизненных трудностей.
Что касается влияния политической идеологии на праздники, то иногда, хорошо спланированный праздничный конвейер внезапно обнажает грозный каркас тоталитарных устремлений, неистовой тяги государства к самосохранению. Государственная машина тяготеет упразднению истории как возможности собственной эволюции.
Чем жестче форма правления в государстве, тем более регламентированы и массовы празднества. У любого народа огромное количество разнообразных праздников. И лишь некоторые из них государство привечает и делает официальными. Государство, сложившееся насильственным путем, праздники себе назначает. Национальный набор нерабочих дней - срез данного общества.
Список литературы:
- Евлахова А. «Смутное время: предание и факты»// Власть. -2004 г. - № 4. -162 с.
- Иванов Ю. «Эх, загулял…»// Родина. -2005 г. -№ 5. -97 с.
- Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. – М.: Флинта: Наука, 2000 г. -368 с.
- Кураев А. «Что празднуем?»// Труд. -2004 г. -№ 9. -24 с.
- Митрохина О. «Скажи мне, что ты празднуешь…»// История. -2002 г. -№ 6.-89 с.
- Назаров В. «Злоключение одной российской даты»// Вокруг света. -2005 г. -№ 8 -154 с.
- Руднев В. Советские праздники и ритуалы. – Л.: Лен.издат., 1979 г. -189 с.
Само слово «праздник» произошло от древнеславянского «праздь», то есть «безделье, ничегонеделанье, отдых».
На первый взгляд, праздничные дни не приносят особенной пользы, кроме хорошего, веселого отдыха, однако, значение их преуменьшать не следует.
Каждая праздничная дата имеет свой смысл, несет свое предназначение, и календарь праздников, будто бы, соединяет прошлое и настоящее . Именно в праздники особенно ярко выделяются традиции, вырисовываются обычаи, именно удается отразить всю красоту и вековую мудрость своих предков, силу, характер, талантливое творческое начало, уважение и преклонение перед верованиями и достижениями дедов, почитание природы и ее явлениям.
К праздникам готовились заранее. Задолго до наступления красной даты шили нарядные одежды, украшали их, затем, готовили и учили молодых девушек готовить праздничные блюда . Кстати, к каждому празднику необходимо было свое, праздничное кушанье. Иные блюда готовились не один день .
Для праздничных гуляний сочиняли песни, придумывались танцы. Девушки и молодые люди должны были не только в труде показывать свое мастерство, но и в танце, в песни. Люди общались, веселились, передавая из уст в уста напевки, игры, приговоры, небольшие сценки, хороводы, образуя тем самым мощный пласт народной культуры.
Многие праздники и сейчас прекрасно помнят и отмечают. Одним из таких праздников является Масленица.
Масленица
Этот праздник знаменовал собой окончание зимы и начало весны . Называется он так не случайно. Празднуется Масленица в самую последнюю неделю перед Великим постом. В это время уже нельзя было есть мясное, но вот на молочные продукты запрета еще не было. Поэтому основным праздничным блюдом были блины, которые обильно поливались маслом .
Точного календарного дня это праздник не имеет, он высчитывается от Пасхи. Вся неделя была праздничной и каждый день имел свое название. В понедельник отмечали встречу, во вторник устраивали заигрыш, среда считалась лакомкой, четверг — разгулом, пятницу называли тещиными вечёрками, а в субботу – золовкины посиделки, воскресенье был прощенным днем, или проводами .
Еще перед Масленицей, в воскресенье, отец девушки, которую отдали в жены, приезжал к новой родне с угощениями и звал молодых к себе в гости . В масленичную пятницу, обычно, молодые приезжали. К этому времени теща готовила самые вкусные блюда и угощения. Конечно же, на почетном месте были блины. Встреча проходила тепло, радостно, по семейному, до глубокого вечера. Мужчины говорили о своем, а мать с дочерью обсуждали свое житье – бытье. Отсюда и название — тещины вечёрки. В субботу родню встречала золовка.
В эти дни молодой муж должен был катать молодую жену с ледяных горок. Катание сопровождалось весельем, смехом, поцелуями. Проводились кулачные бои, катания на тройках .
Самым ярким событием Масленицы было сжигание чучела. Чучело делали заранее из соломы, скидывались на наряд, потом носили соломенную куклу по деревне, и после этого уносили в поле, где и сжигали под приговорки « Масленица прощай, на тот год опять приезжай».
В воскресенье просили прощение у всех живых и даже мертвых. После этого нужно было обязательно сходить в баню, чтобы очищенными заступить на Великий пост.
Вербная неделя
Это шестая неделя Великого поста. После Вербного воскресенья начинается Страстная неделя.
За 5 дней до своей смерти Христос вошел в Иерусалим, и жители встретили его, выстилая ему дорогу ветвями финиковой пальмы, как знак наивысшего почитания . Народ принял Иисуса за самого великого царя. Вход Христа в Иерусалим и знаменует эта неделя. На Руси же пальм не было, поэтому ее заменили веточкой вербы . Отсюда и название — Вербная неделя.
Это празднество отмечается тихо, без особенного веселья и гулянья, ведь Великий пост еще не закончен. Обычно, в эти дни пекли печенья или хлебцы и ставили дома веточки вербы .
Считалось, что если съесть несколько вербных сережек, то можно защититься от хворей . Если женщина не могли родить, ей тоже давали есть сережки освященной вербы.
В этот день нужно было хлопать веточкой вербы каждого, чтобы прибавить здоровья.
Это самая последняя неделя перед Пасхой, когда вспоминаются все мучения погребенного Христа . С понедельника по среду идет литургия, а уже с четверга начинают готовиться к Пасхе и наступают самые скорбные дни поминания.
Считалось, что в Страстной четверг разверзается небо и на землю спускаются наши предки, чтобы пробыть на земле до Троицы .
Самый яркий обычай Страстного четверга – очищение. Люди не только мылись в бане, но и ныряли в прорубь, для того, чтобы омыться от болезней, недугов и дурного глаза. Сбрасывали и сжигали старую одежду, чтобы и хвори сгорали вместе с ней.
В Страстную пятницу отмечался день скорби из-за гибели Христа . Этот день накладывал на поведение человека особенные запреты. Были запрещены игры, хороводы, даже говорить в такой день надо было меньше. Детям не позволялось играть, шуметь, бегать и кричать. Запрет распространялся даже на скот – с коров и овец снимали колокольчики, а птицу закрывали в сарай, чтобы не шумела. Можно было скорбеть, плакать.
С четверга по субботу смолкали колокола на церквях.
Пасха означает воскрешение Иисуса Христа . Это самый древний и Великий праздник. Ей заканчивается Великий пост — в воскресенье. Каждый год эта дата исчисляется по лунно-солнечному календарю и точного числа не имеет.
Еще ночью начинается самое торжественное богослужение, а потом всю неделю отмечается самый светлый праздник .
На столах в эти дни самые богатые яства и угощения. Здесь и мясные блюда, и рыба, и вино, и сладости. Хозяйки пекут сладкие куличи, из творога делают специальное блюдо, которое готовится лишь один раз в год. Особенное место всегда занимали крашеные яйца, которые являлись символом жизни и солнца.
В эти дни принято ходить в гости и принимать гостей у себя. При этом, обязательным приветствием должно быть христосование, то есть, троекратное целование с приговором «Христос воскрес» «Воистину воскрес».
В этот день можно было просить у Бога все, что сильно хочется, считалось, что такие просьбы непременно исполнятся.
На улицах устраивались гулянья, игры с катанием яиц, водили хороводы, ставили карусели, пели и плясали .
Троица
Троица — праздник, который посвящен Пресвятой Троице , то есть, Богу — Отцу (он ни от не рожден и ни от кого не исходит), Богу — Сыну (рожден от Бога- Отца)и Богу Святому Духу (он исходит от Бога- Отца) . Эта Троица творит мир, освещает его и ведет.
Праздник символизирует то, что людям не сразу открываются все таинства бытия. Так Бог послал им сначала Сына, а затем Святой Дух. И сам праздник означает восхваление Бога во всех трех его ипостасях.
В этот день хозяйки украшают дом зеленью, готовят праздничное угощение, а вечером отправляются на гулянья. Молодежь развлекается играми, песнями, хороводами.
Иван Купала
Этот праздник приурочен к рождеству Иоана Крестителя (еще одно его имя- Купала), и отмечается 7 июля .
Именно в этот день принято было купаться, прыгать через костер и собирать целебные травы.
Спасть в эту ночь не ложились, потому что, считалось, что именно в эту ночь нечисть — водяные, русалки, кикиморы, лешие- наиболее сильны и опасны . Их разгоняли большими кострами, через которые прыгали, изгоняя из себя все нечистое, а затем купались, ведь вода принимала в это время магическое действие. В эту ночь молодежь выбирала себе пару. Плелись венки, а потом, венок возлагался на голову любимого . Пара бралась за руки и уже вместе прыгали через костер. Считалось, что если руки не разомкнуться, быть свадьбе. Смотрели — чья пара выше прыгнет, та и жить будет счастливее. Всю ночь проводилось веселье, водились хороводы, пелись песни.
На рассвете умывались росой .
Отмечается 1(14) августа . Название «спас» происходит от сокращенного «спаситель». Медовый спас означает начало сбора меда.
В этот день освещали мед и соты. Хозяйки пекли пряники медовые, медовики, готовили квас с медом .
Все это надо было не только осветить, но и угостить бедных и больных. Люди, имеющие пасеку и не угостившие своим медом других, считались непорядочными.
Этот праздник означает преображение природы, наступление осени, отмечается 6 (9) августа . До этого дня яблоки есть не разрешалось, а вот в Яблочный спас, напротив, готовились яблочные блюда – пекли пироги с яблоками, кисели, варенье. В этот день угощали яблоками сирот, неимущих, всех своих близких, и лишь потом ели сами. Многие люди несли яблоки в церковь и на кладбище.
ПРА́ЗДНИК , -а, м.
1. День торжества в честь или в память какого-л. выдающегося события. Революционные праздники. Праздник Октября. □ Самолеты в небо поднимая, Поднимая флаг на корабле, Мы встречаем праздник Первомая На весенней радостной земле. Сурков, Весенняя-первомайская. Разные бывают праздники. Есть во всех календарях дни, которые празднует вся страна. Красные дни, всенародные. Лаптев, «Заря». || День или дни в честь какого-л. события или святого, особо отмечаемые обычаем или церковью. Рассказывал Козлов об уцелевшем от глубокой древности празднике в честь весеннего бога Ярилы и о многих других пережитках языческой старины. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. Вместо одного месяца, Иван Максимович проездил целых три. Даже такие праздники, как рождество, новый год и крещенье, он провел не дома. Сартаков, Хребты Саянские. || обычно мн. ч. (пра́здники , -ов ). Общий нерабочий день или несколько нерабочих дней подряд по случаю таких торжеств; противоп. будни. У многих мелкопоместных [помещиков] мужик работал на себя только по праздникам, а в будни - в ночное время. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Сегодня праздник. До полудня горожане стояли в церквах, до двух часов ели и пили, теперь они отдыхают. М. Горький, Городок.
2. Веселье, торжество, устраиваемое кем-л. по какому-л. поводу. Семейный праздник. Праздник по случаю дня рождения. □ [Ибрагим] не пропускал ни одного бала, ни одного праздника, ни одного первого представления, и предавался общему вихрю со всею пылкостию своих лет и своей породы. Пушкин, Арап Петра Великого. Неизменное участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич и в елке. Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. Куприн, Тапер. Сегодня праздник в колхозе. Урожай нынешний отмечают и пуск тепловой станции. Тендряков, Не ко двору. || чего или какой. День игр, развлечений и т. п. Спортивный праздник. Студенческий праздник. Праздник песни.
3. О дне, ознаменованном каким-л. важным, приятным событием, а также о самом таком радостном событии. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков. Тургенев, Бежин луг. Седьмой месяц я сижу безвыходно дома. Тот день, в который навестит меня кто-нибудь, для меня праздник. А. Островский, Письмо Н. И. Шаповалову, 1 февр. 1857.
4. перен. Испытываемое от чего-л. наслаждение, приятное, радостное чувство, а также сам источник наслаждения, радости. На всех лицах, куда ни взглянь, виден был праздник. Гоголь, Ночь перед рождеством. Праздник жизни - молодости годы - Я убил под тяжестью труда. Н. Некрасов, Праздник жизни… - Когда увидишь, как нас, рабочих, много, сколько силы мы несем, - такая радость обнимает сердце, такой великий праздник в груди! М. Горький, Мать.
Будет и на нашей (моей, твоей и т. д. ) улице праздник - выражение уверенности в том, что наступят лучшие времена для кого-л., будет возможность восторжествовать над кем-, чем-л.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):
В наши дни много праздников, и все они имеют свое название. Их множество в каждой стране, для каждой страны есть свои знаменательные даты, которых нет ни в какой другой, но есть и общее между многими англоязычными странами. Чтобы понять народы других стран, недостаточно знания лишь языка, нужно знать культуру и историю этой страны.
Итак, изучение культурных традиций, в частности изучение особенностей празднования различных фестивалей, обычаев, принятых народами стран Великобритании и США в наши дни, можно говорить об актуальности данной темы:
Во-первых, поскольку США многонациональная страна, и на ее территории проживают народы, которые помимо государственных праздников отмечают свои национальные, (к примеру, американцы ирландского происхождения отмечают День святого Патрика, так же, как и в Великобритании) можно говорить об укреплении межнациональных культурных взаимоотношений внутри страны.
Во-вторых, основные государственные праздники этих стран существовали в разные времена, но до сих пор они не потеряли своего значения, поскольку являются неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Целью данной курсовой работы является на примере общих праздников Великобритании и США показать сходства и различия в культурных традициях и обычаях этих стран. Изучить особенности проведения праздников в данных странах.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
– изучить их роль в культурной жизни страны.
– выявить сходства и различия в культурных традициях относительно общих праздников.
– исследовать особенности проведения общих праздников и фестивалей в каждой из данных двух стран.
праздник культурный фестиваль традиция
1. Роль праздников в культурной жизни страны
Во все времена у разных народов праздник был особым событием, его выделяли среди остальных будних дней и он имел особое значение в жизни семьи, всего общества, страны. На протяжении долгих лет в праздничной культуре сохранилось множество памятных дат, и появилось немало способов отмечать ту или иную дату. Не смотря на то, что все праздники в какой-то мере разнообразны, многие из них имеют между собой нечто общее.
Праздники всегда существовали в культуре разных народов, а ныне существуют в культуре разных стран. Каждый день на нашей планете гремит какой-нибудь праздник. К праздникам готовятся, о них помнят и не забывают. Они создают праздничную атмосферу и собирают людей вместе.
Известный русский учёный И. Снегирёв писал о понятии «праздник» так: «Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом». Существует такое понятие, как «воспитательное значение народных праздников».
В работе о творчестве Ф. Рабле М. Бахтин отметил: «Праздник – первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. В праздник двери дома открыты для гостей в пределе – для всех, для всего мира, в праздник всё изобилие (праздничная еда, одежда, убранство помещения) сохраняются, конечно, и праздничные пожелания всех благ (но почти с полной утратой амбивалентности), праздничные тосты, праздничные игры и ряжение, праздничный весёлый смех, шутки, танцы и т.д. Праздник не поддаётся никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка и пр.). Праздник как раз и освобождает от всякой утилитарности и практицизма; это временный выход в утопический мир. Нельзя оторвать праздник от жизни тела, земли, природы, космоса. В праздник и «солнце играет на небе», как бы «особая праздничная погода»…
Переодевание, ряжение, маскировка являются необходимым элементом любого праздника, т. к. обеспечивают анонимность участия в праздничном действе, помогают снимать социальные и психологические барьеры. В «Словаре античности» слово праздник происходит от латинских «dies festus», «fesia / feria», что означает «день, свободный от работы».
С древнейших времён считалось, что задача праздника – «восстановить нарушенную гармонию между людьми и природой и устранить отчуждение людей от природы и общества». Первый этап любого праздника – счастливое ожидание, подготовка к нему. Затем приходит сам праздник и, «увы» – завершение праздника. Впечатления от праздника долго хранятся в душе человека, являясь для него источником «душевных сил».
Одной из основных причин, по которой мы празднуем какие-либо события, заключается в том, чтобы вспомнить наших предков и черты прошлых времен. Празднуя что-либо мы показываем свое уважение к людям, игравшим роль в историческом процессе страны. Мы обогащаем наши знания, узнаем много нового из истории и культуры страны. Молодежь внимательно слушает рассказы старших о том, что и как праздновали в их времена, ведь традициям свойственно меняться в некоторых случаях. Внося что-то новое в празднование какой-либо памятной даты или заимствуя какую-либо традицию у других народов, мы объединяем людей между собой. Таким образом, другие культуры приобщаются к культуре той страны, в которой живут, не забывая и о своих собственных культурных традициях.
Нация становится более дружной, не смотря на различие в религии. В некоторых случаях происходит обмен культурной информацией, когда в культуру одной страны проникает культура другой страны, заимствуется какой либо праздник и приобретает видоизмененные черты и традиции празднования.
2. Типы праздников, их классификация. Праздники Великобритании и США
«Праздники – это такие замечательные дни, в которые, в соответствии с той или иной традицией, например народной или религиозной, принято проводить время весело, устраивая вечеринки с застольями, торжественные церемонии. Одним словом – выделять этот день из череды будней, какими-либо действиями, способствующими праздному времяпровождению, отдыху или отданием почестей и повышенному вниманию к какому-либо событию.
Календарь праздников может включать в себя как выходные дни, если праздники соответствуют очередности выходного дня в месяце, на который назначен праздник (обычно это профессиональные праздники), так и рабочие дни, если праздник соответствует определенной дате.
Также в календарь праздников входят религиозные праздники, международные праздники, профессиональные праздники, государственные официальные праздники, праздники неофициальные и личные праздники, касающиеся только конкретного человека, его семьи, или определенного круга лиц, друзей и знакомых. Самое большое количество праздников приходится на международные праздники, популярные и не очень, каждый из которых, в разных странах имеет разный приоритет и соответственно известность».
В Великобритании официально существует всего 38 праздников: 5 из них официальные государственные выходные: Новый год (NewYear’sDay), Католическая (Страстная) Пятница (GoodFriday), День весны в Великобритании, День святых апостолов Петра и Павла, Католическое Рождество (Christmas); 12 из них – фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова, 21 – праздники, отмечаемые на территории страны, но не имеющие официальных выходных. Так же можно отметить религиозные праздники, их всего 7 – это Католическая (Страстная) Пятница (GoodFriday), Католическая Пасха (Easter), День святых апостолов Петра и Павла, Хэллоуин – канун Дня всех святых (Halloween, All Hallows Evening или Beggars Night), День Всех Святых (All Saints" Day), День Гая Фокса (GuyFawkesDay) и Католическое Рождество (Christmas).
В США всего существует 54 праздника: 7 – официальные государственные выходные: Новый год (NewYear’sDay), День Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King Day), День президента (Presidents" Day), День памяти в США, День независимости (Independence Day), День труда (Labor Day) и Национальный день охотничества и рыболовства в США (National Hunting and Fishing Day); 13 – фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова, 34 – праздники, отмечаемые на территории страны, но не имеющие официальных выходных. Так же можно отметить религиозные праздники, их всего 6. Что же до личных праздников, то это естественно дни рождения, годовщины свадеб и многие другие, которые отмечаются в кругу семьи и друзей, либо праздники, касающиеся определенной группы людей. Мы будем рассматривать только основные общие и наиболее популярные праздники данных двух стран. Это:
· Католическая пасха (Easter) – воскресенье после первого полнолуния, после дня весеннего равноденствия.
· День рождения монарха (Queen’sbirthday) – вторая суббота июня.
3. Сходства и различия в культурных традициях США и Великобритании
Объектом изучения моей работы являются культурные традиции и обычаи Великобритании и США. Одна их основных традиций разных государств мира – празднование своего национального праздника. Для США это День независимости (IndependenceDay). А какой национальный праздник в Великобритании? Великобритания – островное государство, и будучи таковым она долгое время оказывала влияние на политическое и социально-экономическое развитие других стран. Благодаря гибкой политике Британии удавалось не допускать военных действий на своей территории и, поэтому, для нее был характерен высокий уровень жизни и благосостояния английского народа. Народ Соединенного Королевства не нуждался в национальном самоутверждении и, им не было нужды каждый год напоминать о том, что они британцы. Правда, во время существования Британской империи отмечался День империи, но просуществовал он относительно недолго и выходным был лишь для учителей и школьников. Позже его заменил День Содружества (Commonwealth Day), который с 1996 года отмечается как День рождения монарха (Queen’sbirthday). Национальный праздник необходим не только для укрепления и самоутверждения нации, но и для официальных целей. Так, например, в этот день за границей послами принято устраивать приемы в честь дня своей страны, они представляют свою родину, выступая по телевидению и т.д.