Занятия в детском саду с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
Это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ
Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).
Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства : увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.
Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2011 году. Сначала пересмотрела материал по данной технологии. Мне очень понравился метод ММЧ, который был использован мною в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Великий невидимка. Немного о воздухе» и в подготовительной группе «Маленькие человечки».
Это метод - Моделирования Маленькими Человечками – ММЧ. Данный метод направлен на то, что бы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.
Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами.
Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).
С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы.
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.
ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
1. Технология ТРИЗ - технология развития творчества
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Неразумно и расточительно ждать "творческих озарений", когда можно пользоваться системным инструментом, способным мыслить в нужном направлении и выполнять большую часть рутинной и малоинтересной работы. В 1982 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 89-х начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах. В 1987 г. ТРИЗ случайно, по недоразумению (семинар для инженерно-технических работников проводился на базе детского сада) приходит в д/с. Так ТРИЗ впервые нашел применение в детском саду в 1987 году в городе Находка, где дети подготовительной группы с удовольствием приняли игру для развития творческих способностей "Маленькие человечки" (1, с.15 - 17). Знакомство с неживой природой (лед, пар, вода) перенесло "маленьких человечков" на другие области знаний, и они начали строить крепости, плавать, летать. Обстановка занятий непривычная: общение происходит свободно, демократично, можно сомневаться, отвечая на вопросы, угадывать, поправляться, размышлять и совершать "открытия".
Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с дошкольниками и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.
Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.
Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.
Изобретение - это всегда решение какой-то задачи. Еще в древнем мире люди пытались разгадать секреты изобретательства. Тогда появилось понятие об эвристике - науке о том, как создаются открытия. Прошли века. И множество открытий привели к современной цивилизации. Изобретатель стремится превзойти все то, что создано до него, пытается сделать пусть небольшой, но свой шаг в развитии интересующей его области. Жизнь не стоит на месте. Сегодня самое время учить детей жить в изменяющемся мире, укрепить детей верой в целесообразность творческой жизни.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.
По замечанию Л.С. Выготского, дошкольник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов о своем познании мира.
Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня, избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, педагоги авторских школ начинают эффективно использовать его для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа. Вполне оправдан поворот авторов ТРИЗа от "железки" к личности, связь с творческой педагогикой, естественный выход на малышей-мудрецов, творчество для которых - сама жизнь. Постепенно ТРИЗ начали применять в новой области знаний - ТРТЛ (теории развития творческой личности).
Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.
Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т.д.
Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов.
Занятия по методу ТРИЗа в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.
Итак, используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, можно реализовать кредо ТРИЗовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер).
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. "Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему" (Л.Е. Белоусова).
2. Методы ТРИЗ, их характеристика
Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:
1.Мозговой штурм
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие:
как уберечь продукты от мышей;
как не намокнуть под дождем;
как мышам достать сыр из-под носа кота;
как выгнать лесу из зайкиной избушки;
как потушить пожар, если в доме нет воды;
как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
как оставить кусочек лета в зиму.
Напомним правила мозгового штурма:
)исключение всякой критики;
) поощрение самых невероятных идей;
) большое количество ответов, предложений;
) чужие идеи можно улучшать.
Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.
Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.
В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
2.Синектика
Это так называемый метод аналогий:
а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:
изобрази будильник, который забыли выключить;
покажи походку человека, которому жмут ботинки;
изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т.д.;
б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;
в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.
Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.
3. Морфологический анализ
МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) - возможный материал, из которого он может быть сделан.
Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул - для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул - для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т.д.)
Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул. Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т.д.).
Приведем пример применения метода с использованием "ящика", т.е. таблицы.
Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу
4. Возможные варианты характеристик по выделенным критериям
Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды
Характер
Ребёнок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчаки т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д.
Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.
Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!
Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.
Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их
Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории. При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто - добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие - мешать и т.д.
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом "тыка" слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.
Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:
наличие положительного и отрицательного героев;
зло, причинённое отрицательным героем;
борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.
Последовательность вопросов может быть следующей:
О ком сочиняем сказку?
Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
С кем он дружил?
Кто им мешал? Каким образом?
Как добрый герой боролся со злом?
Чем всё закончилось?
Предполагаемый ход действия сказки:
Жил-был…
2.И был он какой?.
Умел делать что?.
Делал он это, потому что…
Но в это время жила-была…
Она была…
Однажды между ними случилось…
Им помогла…
Сделала она это, чтобы… и т.д.
Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную, красивую историю. Как показывает практика, первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Первые истории, придуманные детьми, как правило, примитивны, неинтересны и кратки. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Постепенно рассказы становятся всё более распространёнными, интересными, волшебными, увлекательными.
Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).
4. Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.
Цель МФО - установление ассоциативных с различными случайными объектами.
Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй - рукотворного, третий - вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.
Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.
Например: стол метеорит
круглый искрящийся
кухонный горячий
пластмассовый стремительный
Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.
Например, машина:
стремительная - быстро едет;
горячая - везет горячий хлеб;
искрящаяся - летающая тарелка;
кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.
Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.
Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.
5. Да - нет - ка
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
6. Метод Робинзона
Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в воде игры "Аукцион" в старшей группе и подготовительном классе. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение.
Следующий вариант использования этого метода: воспитатель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды из оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т.д.
7. Типовое фантазирование
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:
изобретательская задача дошкольный творчество
а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);
б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);
г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);
д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
8. Системный оператор
Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.
Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний. В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.
Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос - это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы,
Н/СН/СН/ССССП/СП/СП/Спрошлое настоящее будущее
где С - система, т.е. объект, который находится в центре рассмотрения; Н/С - надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С - подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.
Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Информация заносится в таблицу.
Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта)
Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.
Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, синектика и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.
На 1 этапе можно учить детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры Хорошо-плохо. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эту игру можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем плохо, дети хорошо. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет хорошо, другая - плохо, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства ("В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?").
В игре "Наоборот" хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).
Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Вначале берём 3 экрана из 9. Со временем переходим к использованию всей 9-экранной системы. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор размер, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить. В сказке про Золушку меняется оператор стоимость.
При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (М.М. Ч.).М. М.Ч. - практическое воплощение идей Г.С. Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с М. М.Ч. начинается в группе детей 5-го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.
После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, приступаем ко 2-му этапу работы по ТРИЗ-РТВ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос Как спасти колобка" - Убить лису. Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т.д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса: Как спасти колобка, не причинив вреда лисе.
Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М.Ф. О.).
Работу по М.Ф.О. можно начинать с детьми 4-го года жизни. При этом решаются следующие задачи:
придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;
познакомить детей с новым объектом;
создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;
проанализировать художественное произведение.
Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены.
На 3 этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи.
Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.
Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации.
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
ТРИЗ в детском саду
В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. это прикладная диалектика, то есть система знаний о закономерностях развития, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту.
Элементы ТРИЗа прекрасно стали вживаться в дошкольное воспитание, благодаря техническим работникам города Норильска М. Шустерман и А.Шуб, которые разработали методику в соответствии с возрастными особенностями детей 4-7 лет.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Для этого необходимо:
Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей
Иметь специальную игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность.
В конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучать детей навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «интервью», «копилка новостей», «доскажи предложение» и другие; обсуждение планов на будущее (вот мы сегодня узнали о …, а в следующий раз узнаем еще и о …..); продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом, желательно, обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующим режимным моментом. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.
Проводить на втором году обучения не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.
Быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуацию.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождении противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
В любом общении с детьми нужно стараться базироваться на методах РТВ (развитие творческого воображения). Одно из направлений – использование изобразительной деятельности, как основополагающего компонента в обучении детей творческому мышлению на базе ТРИЗ. Использование лепки, аппликации, конструирования важно для начального моделирования каких-нибудь изобретений или ситуаций. Но для полного творческого раскрепощения детей необходимо стимулировать фантазию применительно к созиданию – это главное в тризовской педагогике.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов.
Разберем один из основных методов РТВ по выявлению противоречий – упражнение «хорошо – плохо». Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей, например: деревянный карандаш, жаркое лето.
Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом, например: карандаш или лето (в целом, полная характеристика).
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Составила Бирюкова Е.И. воспитатель высшей категории
МБДОУ детский сад №1 «Березка»
г.Светлогорск Калининградской обл.
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:
- корректируется первоначальная формулировка задачи;
- строится модель;
- определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;
- составляется ИКР (идеальный конечный результат);
- выявляются и анализируются физические противоречия;
- прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Алгоритм решения изобретательских задач
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.
Игра “Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного. . . Плохо – они быстро рвутся. . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.
Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...)
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример “Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.
На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.
Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе. . .Особенно его хорошо видно на снегу. . .
Теперь ему только под землей надо жить. . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля. . . А гулять ему теперь надо только ночью. . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его. . .)
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки. . .
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.
Например “Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева. . .
Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.
Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.
Воспитатель задает вопросы: “Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, “Для чего они нужны?”, “Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)
Игра “Кубики” (на гранях которого изображены фигурки “маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких “человечков” дети составляют модели “Борща”, “Океана”, “Извержение вулкана” и т.д.
Приемы фантазирования:
Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.
Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми.
Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.
Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему “динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему “статика” – переменные свойства в постоянные.
Пример: Компьютер, измененный по приему “динамика”, мог бы изменять форму (превращать во что -нибудь). А человек, измененный по приему “статика”, имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека).
Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.
Коллаж из сказок.
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
Сказка от стишка (Э. Стефановича)
Не знахарка, не ведьма, не ворожка,
Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.
(Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой. . .)
Спасательные ситуации в сказках
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.
“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть. . .” Предложите свои варианты спасения котенка.
Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.
Сказки от “живых” капель и клякс.
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.
Моделирование сказок
Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой. . .)
На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.
Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: “Путешествие в прошлое одежды”, “Посуда рассказывает о своем рождении”, “История карандаша” и т.п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие.
Например, воспитатель обращается к детям: “давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии . Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”
В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.
Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые (“построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.
Конец формы
Внимание! В статье приведен методический материал по проекту создания прибора «Чистопол»
Часто в описании образовательной программы можно встретить аббревиатуру ТРИЗ. Неподготовленному родителю она ничего не скажет, а вместе с тем это целая наука, предлагающая дошкольное образование по четкой схеме, и ТРИЗ в детском саду весьма популярна. Другими словами — Теория Решения Изобретательных Задач.
Автор методики – изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер. Интересно то, что ТРИЗ изначально разрабатывалась не для детей, однако со временем была успешно внедрена в программу дошкольного образования. Приемы ТРИЗ завоевывают все большую популярность среди педагогов и родителей.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность.
Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Методика подходит для детей с 2-3 лет, когда ребенок начинает осознавать свои мысли и учится их формулировать посредством жестов или слов.
ТРИЗ в детском саду: принципы построения занятий
- При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений.
- Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.
- Активизация творческого воображения.
- Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно-следственные связи и прочее.
- Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов
Преимущества программы ТРИЗ в детском саду:
- Способствует развитию аналитических способностей.
- Учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
- Помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью.
- Культивирует стремление познавать и получать новую информацию.
- Дает свободу слова и свободу проявления личности.
- Универсальность: справляясь для начала с легкими задачами, ребенок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций, что несомненно пригодится во взрослой жизни.
Занятия по методике ТРИЗ состоят из трех этапов:
Первый этап – поиск сути. Перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации». Ситуации могут быть как реальные (например: семья уезжает в отпуск на месяц, кто будет поливать цветы в квартире? Как можно определить время, если нет часов?), так и выдуманные, сказочные (например: как найти самого умного человека в королевстве? Как перенести воду в решете?).
Второй этап – «тайна двойного». Выявление и понимание двух противоречащих друг другу истин. Например, солнце – это плохо и хорошо. Хорошо – так как греет, плохо – так как может сжечь.
Третий этап – разрешение противоречий с помощью сказок и игр. Например, чтобы скрыться от дождя, нужен большой зонт. Но большой зонт не помещается в сумку, то есть нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик.
- А.А. Гин: «Задачи-сказки от кота Потряскина»,
- М.Н. Шустерман: «Новые приключения Колобка»,
- Г. И. Альтов: «Как стать изобретателем».
Методическая разработка: исследовательский проект «Чистопол»
Вид проекта: детский
Тип проекта: изобретательский
Длительность: 1 месяц
Количество участников: 5 человек
Проблема: исходя из опыта своей работы и работы коллег, мною было замечено, что дети часто не умеют переносить полученные ими знания и свой опыт в деятельность, не связанную с областью этих знаний.
Исходя из этого, были поставлены следующие цели:
- Формировать умение видеть проблему в повседневной жизни.
- Формировать умение формулировать противоречие в данной проблеме.
- Формировать умение выдвигать гипотезы и проводить их анализ.
- Формировать умение опираться на информативные знания.
- Формировать классификационные умения.
- Развивать изобретательские навыки с помощью ТРИЗ.
1 этап. Определение проблемы с детьми
В основе любого проекта с детьми лежит интерес детей. В связи с этим, с детьми стали обсуждаться различные вопросы, ответы на которые они хотели бы найти. Круг вопросов и проблем мы с детьми сузили до их пребывания в детском саду. Дети стали рассказывать о том, что им не нравится в детском саду, с чем им постоянно приходится сталкиваться.
У каждого был свой ответ: кому-то не нравится рано утром вставать; кому-то не хочется есть то, что дают в садике; кто-то не любит спать в тихий час и так далее. С детьми мы стали обсуждать, какая же из этих проблем самая трудная. Путём голосования дети пришли к выводу, что это отдельные проблемы некоторых детей, так как многим нравится приходить в детский сад, съедать всё, что приготовят повара, но в одном согласились все дети, что всем им не хочется надевать несколько раз в день бахилы на обувь.
Им не нравятся бахилы по нескольким причинам:
- Потому что в одежде трудно наклоняться.
- Иногда родители забывают или не хотят надевать бахилы, поэтому воспитатели начинают ругать детей и взрослых за грязь, а это неприятно.
- Так же тяжело наклоняться и бабушкам, которые приводят или забирают детей.
- Бахилы надо выбрасывать, и часто они разлетаются из мусорных контейнеров и загрязняют природу.
Таким образом, с детьми была определена тема будущего проекта.
Установление противоречия.
Дети стали задумываться: «Зачем надо надевать бахилы при посещении детского сада?». Ответ на поставленный вопрос дети нашли быстро: «Для того чтобы в детском саду было чисто». Можно ли обойтись без бахил?
Дети стали выдвигать варианты соблюдения чистоты в детском саду:
- Положить тряпку у входа.
- Снимать обувь при входе в детский сад.
- Носить запасную обувь.
Выдвигая предложения, мы с детьми стали обсуждать отрицательные и положительные стороны этих вариантов, дети стали убеждаться, что все эти варианты имеют больше отрицательных сторон, чем положительных. Дети пришли к противоречию:
Грязь должна быть на обуви, потому что люди приходят с улицы, и её не должно быть на обуви, чтобы полы были чистыми. ИКР: Грязь с обуви должна сама исчезнуть.
2 этап. Сбор копилки.
Так как детям предстояло искать способы борьбы с грязью, то мы стали собирать копилку видов грязи. В течение нескольких дней дети рассматривали подошву обуви и определяли, какая грязь на ней скапливается. В итоге была собрана «Копилка грязи».
3 этап. Картотека
Объекты, находящиеся в «Копилке грязи», дети стали объединять в группы по виду — так появилась «Картотека видов грязи»:
- Жидкая грязь – в неё вошла вода в разных агрегатных состояниях (снег, лёд, вода).
- Твёрдая грязь – в неё вошла земля, песок, мелкие камешки, мелкие листочки.
- Смешанная – вода, смешанная с землёй (жижа).
- С жидкостями борются с помощью: тряпок, губок, моющего пылесоса.
- С твёрдой – пылесосом, веником, разными щётками (обувная, щётки на автомойке), метлой, водой, тряпкой.
- Со смешанной грязью борются так же, как и с жидкостями, поэтому этот вид грязи был объединён с жидкой грязью.
4 этап. Модель изобретения
Из всех видов материалов, которые помогают бороться с грязью, дети выбрали наиболее распространённые и универсальные: вода, тряпки, пылесос, щётка.
Из этих материалов дети стали выбирать, что можно использовать. Воду дети решили не брать, так как вода быстро испачкается и её надо будет часто менять. Тряпки тоже дети решили не использовать, так как ещё на первом этапе было решено, что её применение не удобно, и руки испачкаются. Обычные щётки тоже не удобно применять, так как можно испачкать руки, но в модель изобретения можно взять механические щётки, которые используются на автомойках или на тракторах, при уборке улиц, только щетина должна быть не такая жёсткая, чтобы не испортить обувь. Также в модель дети взяли пылесос, так как он всасывает в себя разные виды грязи и не даёт ей разлетаться.
Таким образом, в модель попали:
- Пылесос.
- Механические щётки.
Исходя из модели, дети поняли, что их изобретение будет напоминать какой-то прибор или аппарат, так как пылесос и автощётки – это электрические приборы.
5 этап. Создание продукта
Пятый этап нашего проекта – это этап технический. Дети стали пробовать соединять пылесос с механическими щётками. В результате работы дети решили внести в свой прибор дополнение – решётку, чтобы под весом человека щётки не применялись и могли вращаться.
Я обратила внимание детей на то, хорошо ли, что прибор будет всё время работать, даже тогда, когда человека нет? Исходя из своего опыта, дети вспомнили, что существуют такие двери и сушилки для рук, которые работают только тогда, когда к ним подходишь (на фотоэлементах). Такие фотоэлементы дети тоже внесли в своё изобретение.
Таким образом, у детей получился прибор, которому было дано название «Чистопол».
Строение прибора: прибор состоит из двух частей. В первой части находится пылесос, эта часть закрыта крышкой, чтобы туда не попала вода и грязь. Во второй части находятся трубки, которые соединены с пылесосом. В эти трубки вставлены вращающиеся щётки с отверстием внутри. Щётки закрывает решётка с крупными ячейками.
Прибор работает на электричестве. Когда человек встаёт на решётку, то срабатывают фотоэлементы, и включается пылесос, и начинают вращаться щётки. Из-за силы всасывания пылесоса и скорости вращения щёток грязь не разлетается и попадает в грязеприёмник. В конце дня необходимо очистить грязеприёмник. В связи с тем, что эта грязь имеет природное происхождение, она не загрязняет окружающую среду.
Располагаться данный прибор должен в детском саду у входа.
У любого прибора есть правила его эксплуатации. Вместе с детьми мы написали, как надо пользоваться «Чистополом» и какие правила безопасности надо соблюдать.
Также были обсуждены положительные и отрицательные стороны данного изобретения.
Положительные:
- Бережёт труд человека.
- Экономит моющие средства, ткань, воду.
- Не загрязняет природу.
- Экономит денежные средства людей.
Отрицательные:
- Много деталей — значит, дорогой.
- Тратит электричество.
Но со временем прибор должен окупить свою стоимость.
6 этап. Презентация
Презентация проходила в детском саду на внутреннем конкурсе «Мой проект». Затем дети выступали с презентацией перед родителями на собрании. На конкурсе «Мой проект», проходившем в городе, дети заняли первое место.
7 этап. Определение перспективы
На заключительном этапе дети выявили перспективу дальнейшей работы над проектом. Она исходила из отрицательных сторон прибора. Надо придумать:
- Альтернативные природные источники энергии (например: использование силы ветра, солнечной энергии).
- Использование дешёвых материалов, для удешевления прибора.
В процессе руководства проектом, детям постоянно задавались вопросы провокационного характера, на аргументы детей выдвигались контраргументы. Было постоянное обращение к накопленному опыту детей, что способствовало тому, что им приходилось искать ответы, опираясь на накопленные знания.
Данный проект был полостью основан на информативных знаниях детей.