Нелля Сердюк
Игры с детьми
Подвижная игра «Ёж с Ежатами»
Движения выполняются в соответствии с текстом.
«Под высокою сосной, на полянке на лесной. Куча листьев где лежит. Еж с ежатами бежит. Фыр-фыр-фыр-фыр-фыр!» На пенёчках посидим и вокруг всё оглядим. А потом все дружно спляшем и колючки всем покажем. Показали, покружились и домой заторопились.
Подвижная игра «Ёжик» (считалкой выбирают ежа)
Ёжик, ёжик чудачек
Сшил колючий пиджачок
Хочет с нами поиграть
Дети ходят по кругу и приговаривают :
Ежик, ежик, покажи
Нам свои иголки,
Говорят, что вы, ежи
Очень-очень колки.
Покажи, покажи
Нам свои иголки,
Говорят, что вы, ежи
Очень-очень колки.
Ежик внутри круга приговаривает
свои слова, после чего ловит ребят.
Я клубочком свернусь
По дорожке покачусь,
Кто дорожку перейдет,
На иголки попадет.
Пальчиковая игра “Ежик”.
Предложить детям сделать из
пальчиков ежика (сложить
ладони, пальцы выпрямлены).
Ежик маленький замерз
(прижать пальцы – ежик
убрал иголки)
И в клубок свернулся.
Солнце ежика согрело
(выпрямить пальцы –
ежик показал колючки)
Ежик развернулся.
Самомассаж «Ёжик»
Ёжик в бане вымыл ушки
Лоб потёр и нос помыл
Шею, кожицу на брюшке
И сказал еноту ёж :
Ты мне спинку не потрёшь?
Чистоговорка
ГИ-ГИ-ГИ – ножку ёж побереги.
ДИ-ДИ-ДИ – очень много не ходи.
РЕ-РЕ-РЕ – посиди пока в норе.
ГЕ-ГЕ-ГЕ – дай зажить больной ноге.
ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ – заживет –
пойдешь гулять.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик колкий»
Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок.)
Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево.)
Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти
сложены в замок.)
Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево
с выпрямленными пальцами.)
Спрячь свои иголки. Раз, и нет иголок
. (Пальцы складываются в замок.)
Ёжик-Ёжик колкий, покажи иголки.
Руки складываем в замочек, качаем
«ёжика» вверх-вниз в такт.
Вот они, вот они, вот они!
Растопыриваем пальцы, опять прячем, так 3 раза.
Ёжик-Ёжик колкий, убери иголки. Качаем
раскрывшегося «ёжика» вверх-вниз в такт. АП!
Обратно пальцы в замочек, прижимая ежика к груди.
(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить
штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не
плачьте, не просите (катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня
волки! (ёжик убегает в домик,
на место в коробку или на полку)
По сухой лесной дорожке -
Топ - топ - топ - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорржек
Весь в иголках серый ежик.
(Руки согнуты перед грудью, кисти
рук опущены вниз. Ноги слегка
согнуты в коленях, делает мелкие,
частые шажки)
Ищет ягодки, грибочк
Для сыночка или дочки.
Динамическая пауза «По лесу ёжика везем»
Дети встают, вытягивают руки вперед и переступают с ноги на ногу
(везут тележку) . В углах групповой комнаты висят картинки с
изображением яблони, орехового куста, земляничной поляны и доктора Айболита. Соответственно тексту, дети ищут глазами эти картинки и разворачиваются в их сторону и выполняют имитацию действий (сбор яблок, орехов, земляники) .
На тележке ежика к доктору везем,
Мимо дикой яблони тропинкой мы пройдем.
Но прежде спелых яблочек с веточек сорвем.
Очень нужно есть орехи тем, кто болен. Что ж, нарвем!
Но пора нам в путь, ребята, ведь больного мы везем.
Вот лесная земляника на поляночке видна.
Эта ягода полезна, ароматна и вкусна.
Наберем ее в лукошко – много витаминов в ней.
Еж поест ее немного и поправится скорей.
А вот и доктор Айболит.
«Здравствуйте» , – нам говорит.
И обрадовался ёжик :
«Добрый доктор мне поможет» .
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Динамическая пауза
Ежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так…
Головой своей крутили
И. п. ноги на ширине стопы, руки на поясе
1-4 повороты головы в стороныпо 3 в каждую сторону
Головой своей крутили
Гриб искали
Дружно ветки раздвигали
Вот так, вот так…
Дружно ветки раздвигали
И. п. ноги на ширине стопы, руки внизу, 1-2 – поднять руки вверх, помахать ими. 5-6 раз
Ну-ка ёжик повернись,
Ну-ка ёжик покажись,
Вот так, вот так …
Ну-ка, ёжик покажись
И. п. стоя на коленях, руки на поясе
1- поворот туловища в правую сторону, руки в стороны
3- поворот туловища в левую сторону, руки в стороны 4- и. п. по 3 в каждую сторону
саяна иргит
Лесное путешествие. Интегрированное занятие для детей средней группы
Цель :
Повысить интерес детей к физической культуре в игровой форме развивать основные физические качества;
Воспитывать устойчивый интерес к процессу выполнения нетрадиционных упражнений;
Формировать умения и навыки здорового образа жизни;
Развивать выразительность речи, жестов и мимики;
Воспитывать интерес к природе , ко всему живому, что нас окружает, понимание поведения и повадок животных.
Ход занятия
Дети проходят в группу по музыкальное сопровождение и садятся на стульчики.
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в лес , где мы повстречаем много лесных животных , с которыми сможем поиграть в разные игры, и многому у них научится.
Но в лесу, ребята, нужно быть очень внимательным и осторожным, так как там существует много трудностей, опасностей, которые нам с вами нужно будет преодолеть.
Проводиться подвижная игра «Клеевой дождик» .
Воспитатель : Чтобы во время нашего пути никто не отстал и не потерялся, мы встанем, друг за другом и очень крепко будем держаться за плечи впереди идущего товарища.
Все готовы? Тогда, вперёд!
Смотрите! Перед нами узкая дорожка, по которой идти нам надо очень-очень аккуратно, так как вокруг глубокий овраг (ходьба по ограниченной поверхности) . Ой, осторожно, тут ров, который нужно перепрыгнуть! (дети прыгают вперёд с места) . Смотрите, как наша дорожка петляет между деревьев (ходьба зигзагом) . А тут деревья очень густые, их ветви очень низко свисают над землёй, и что бы мы о них не поцарапались, нам придётся наклониться, (дети идут слегка приседая) .
Ну, вот ребята и пришли мы в лес. Какой мягкий мох, давайте пойдём по нему осторожно, тихо-тихо, как пушинки, что бы ни примять его (дети идут на носочках) .
Но что это? Здесь после сильного ветра упало дерево и нам придётся через него перелезть, (дети выполняют шаг с высоким подниманием колена) . Но вот ребята мы и пришли на прекрасную лесную полянку . Давайте присядем отдохнуть, (дети садятся на ковре в кружок) . Ох, ребята как хорошо в лесу, какой чистый свежий воздух.
Дыхательное упражнение «В лесу»
Представьте, что вы заблудились в лесу. Давайте сделаем глубокий вдох через нос, а на выдохе прокричим «АУ-у-у-у» (повторить 3 – 4 раза) .
Воспитатель : Вот молодцы ребята, слышите, где-то там долбит кору дерева дятел, разыскивая жучков. Тук – тук- тук. Давайте представим, что мы с вами стали дятлами.
Речевое упражнение «Дятел»
Дятел дерево долбит
Клювом д-д-д-д стучит
В дубе ищет он жучков
Самых вредных червячков.
(дети указательным пальцем правой руки, стучат по левой ладони, отбивая чёткий ритм текста, повторяя упражнения 2 раза меняя руки)
Воспитатель : Молодцы ребята у вас очень хорошо получилось. Как красиво кругом, какие красивые цветы (воспитатель проводит рукой по ковру, имитируя укол об ёжика)
Воспитатель : Ой, я обо что-то укололась. Вы поможете меня узнать :
Загадка :
Лежала под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала – лежала
Да побежала.
Дети : Ёжик.
Воспитатель : Правильно ребята. Ёжик. (Воспитатель показывает детям игрушку ёжика) Посмотрите какой он чистый, опрятный, аккуратный. Наш ёжик, очень аккуратный, он даже ходит в баню. Давайте нашему гостю ёжику покажем, что мы тоже любим мыться. А что бы ему было приятно, мы с вами станем маленькими ёжиками.
Самомассаж «Ёжик»
Ёжик в бани вымыл ушки
Лоб потёр и нос помыл
Шею, кожицу на брюшке
И сказал еноту ёж :
Ты мне спинку не потрёшь?
Воспитатель : Ребята, какие из нас вами получились хорошие ёжики, давайте с вами поиграем.
Подвижная игра «Ёжик» (считалкой выбирают ежа)
Ёжик, ёжик чудачек
Сшил колючий пиджачок
Хочет с нами поиграть
Дети ходят по кругу и приговаривают :
Ежик, ежик, покажи
Нам свои иголки,
Говорят, что вы, ежи
Очень-очень колки.
Покажи, покажи
Нам свои иголки,
Говорят, что вы, ежи
Очень-очень колки.
Ежик внутри круга приговаривает свои слова, после чего ловит ребят.
Я клубочком свернусь,
По дорожке покачусь,
Кто дорожку перейдет,
На иголки попадет.
Воспитатель : Я смотрю, вы все запыхались, давайте, восстановим дыхание.
Дыхательная упражнение «Сердитый ёж» .
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, делаем глубокий вдох носом; выдох производим через рот, при этом наклоняемся вперёд, обхватывая себя руками, голову опускаем, произнося звук рассерженного ежа (пффф, затем ффр) 3 – 4 раза.
Воспитатель : Ой, ребята, смотрите, кто-то к нам бежит, угадайте, кто?
Летом – серенький,
Зимой – беленький (зайчик)
Воспитатель : Правильно, зайка. Вот он у нас какой маленький, слабенький и у него много врагов. Для того, чтобы ему от врагов успеть убежать, ему нужно зоркое зрение, а помогает ему в этом гимнастика для глаз.
Чтобы и наши глаза хорошо видели и не уставали, давайте станем маленькими зайками и потренируем свои глазки.
Гимнастика для глаз «Заинька» .
Вверх морковку подними,
На неё ты посмотри.
Вниз морковку опусти,
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо, влево.
Ай да, заинька, умелый,
Глазки закрывает,
Глазки открывает.
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.
Дети следят за движениями воспитателя взглядом.
Воспитатель : Молодцы, очень хорошо у вас получилось.
Ой, заинька, что с тобой, почему ты весь дрожишь, ты кого-то испугался? Зайка, да куда же ты бежишь, даже с нами не попрощался.
Смотрите, ребята, кто-то между деревьев бежит.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадет.
Воспитатель : Правильно, лиса. Вот кого наш заинька испугался. Давайте и мы с вами станем лисичками.
Физкультминутка «Лисичка» .
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Ручки, ножки и бока,
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Стала гладить ручки, ножки,
И бока совсем немножко.
Ну, красавица, лиса,
До чего же хороша!
Воспитатель : Вот какая хитрая лиса, а давайте ребята с лисой ещё и поиграем!
Проводиться подвижная игра «Хитрая лиса»
Дети становятся в круг и закрывают глаза. Воспитатель ходит сзади них по кругу, тот кого воспитатель погладит по голов становится хитрой лисой. Дети открывают глаза и все вместе сначала тихо, а затем всё громче спрашивают «Хитрая лиса, ты где?» 3 раза. После третьего раза «лиса» выпрыгивает в центр круга и говорит : «Я здесь» , после чего дети разбегаются, а лиса их ловит.
Воспитатель : А теперь, давайте снова, восстановим наше дыхание.
Дыхательная упражнение «Обнималочка»
И. П. стоя. Дети разводят руки в стороны, делают глубокий вдох через нос, затем обнимают себя руками и делают выдох через рот. Повторить 2 – 3 раза.
Вот ребята мы с вами и погуляли в лесу, встретили много зверей и многому у них научились. Но пришло время нам с вами возвращаться обратно. А поможет нам в этом весёлый паровозик.
Подвижная игра с элементами самомассажа «Паровозик»
Паровоз кричит «ду-ду-ду» дети стоят друг за другом поколачивая кулачка
Я иду, иду, иду спину впереди идущего
А вагончики стучат : дети похлопывают ребром ладони по спине
Так – так – так впереди идущего
А вагоны говорят : дети поглаживают ладонью по спине
Так – так – так впереди идущего.
Дети играя, уходят в группу .
Задачи:
- сплочение детей, развитие эмпатии;
- развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
- обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету.
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие целенаправленного внимания, обучение ориентировки в пространстве.
Материалы:
- игрушечный ежик;
- вырезанные из цветного картона силуэты ежей и прищепки того же цвета к каждому ежику;
- картон с изображением контура ежика;
- пластилин;
- семечки.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Пальчиковая гимнастика “Прогулка”.
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно разгибаем пальчики из кулачков, начиная с большого.)
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно сгибаем пальчики в кулачки.)
В домик спрятались опять.
3. Пальчиковая игра “Ежик”.
Предложить детям сделать из пальчиков ежика (сложить ладони, пальцы выпрямлены).
Ежик маленький замерз (прижать пальцы – ежик убрал иголки)
И в клубок свернулся.
Солнце ежика согрело (выпрямить пальцы – ежик показал колючки)
Ежик развернулся.
4. Сюрпризный момент.
– Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Это – ежик.
(Дети рассматривают игрушечного ежа, пытаются погладить.)
– Что ж ты, еж, такой колючий?
Ежик.
– Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи.
(Б.Заходер.)
5. Игра “Погладь ежика”.
– Ребята, ежик испугался. Давайте мы его успокоим и споем песенку. (Выбирается ребенок, который будет изображать ежика. Он садиться и обхватывает руками колени. Остальные дети вместе со взрослым поют песенку.)
Шли по лесу не спеша,
Вдруг увидели ежа.
– Ежик, ежик, – мы друзья,
Дай погладить нам тебя.
Все наклоняются и ласково гладят “ежика”.
6. Игра “Колючки для ежат”.
Ежик . – Мне-то хорошо, у меня есть иголки, чтобы защищаться, а у моих детенышей – нет. Помогите ежатам.
(Высыпать разноцветные прищепки и раздать каждому ребенку по картонному ежику. Нужно раскрыть прищепку и прикрепить ее на спинку ежика. К зеленому ежику – зеленые прищепки ит.д.)
В конце игры ежик благодарит детей.
7. Подвижная игра “Прятки с ежиком”.
Ежик. – Ребята, я хочу поиграть с вами в прятки. Закройте глаза и посчитаем. В это время взрослый кладет ежика на видное место. Дети отыскивают ежика.
8. Лепка из пластилина “Ежик”.
Ежик. – В лесу мне одному очень скучно, не с кем поиграть.
Педагог предлагает детям слепить ежиков. Раздать детям основу для создания пластилиновой картинки – изображение контура ежика без иголок.
Предложить детям размазать на картонную основу пластилин серого или коричневого цвета, на которой изображен контур ежика. Вместо глазок нужно поставить горошинки, а колючки сделать из семечек.
9. Прощание.
Список использованной литературы.
- Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2–3 лет. М., 2010.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2004.
- Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). М., 2005.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М., 2010.
Комплекс упражнений с массажным мячом
«ПАЛЬЧИКИ И МЯЧИКИ»
Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В.Сухомлинский и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи малыша.
Одним из способов развития моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками.
Цель таких упражнений - развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.
Задачи:
1. способствовать закаливанию организма ребенка.
2. Воздействовать на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.
3. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
4. Хорошая гимнастика для пальчиков, улучшает кровообращение, тонизирует мелкие мышцы на руках.
Перед тем, как проводить с детьми или одним ребенком комплекс представленных упражнений, необходимо познакомить ребёнка с названием частей ладони и пальцев.
Следить, чтобы при выполнении упражнений для рук, пальцы обеих рук находились всегда в сомкнутом состоянии, плечи не поднимались. Желательно, чтобы на детях (ребёнке) была одежда с коротким рукавом. Если такой возможности нет, то детям нужно закатать рукава.
Когда взрослый показывает комплекс упражнений для рук необходимо снять с запястья часы и кольца с пальцев.
Упражнения показывать в среднем темпе, акцентируя внимание детей (ребенка) на некоторые нюансы при их выполнении.
Эти комплексы упражнений рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Они способствуют развитию у детей мелкой моторики рук, которая в свою очередь, напрямую связана с развитием речи.
Для развития речи, внимания и мелкой моторики рекомендуется регулярно делать массаж ладошек малыша и играть с ним в пальчиковые игры. Очень полезны в таких играх массажные мячи. Кроме своих стандартных функций игрового предмета, мячик массирует кончики пальцев ребенка закругленными шипиками, развивая тактильные ощущения и стимулируя точки на ладошках.
Пальчиковая игра «Черепаха» (с шариком)
Описание
на левой.
Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и
остальными, которые ребенок держит
«щепоткой». Надавливают ритмично на
Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней).
Пальчиковая игра «Ёжик» (с шариком)
Описание : упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
Пальчиковая игра «Зайки на лужайке» (с шариком)
Описание : упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)
Пальчиковая игра «Медведи» (с шариком)
Описание : упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.
Пальчиковая игра «Ёжик на дорожке» (с шариком)
Описание : упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
По тропинке, по дорожке (катаем шарик по ладони)
Топают к нам чьи-то ножки. («Топаем» шариком по ладони)
Это ёж – колючий бок, (Показать шарик на развернутой ладони)
По грибам большой знаток! (Надавить на каждый пальчик поочередно
Пальчиковая игра «Колючий ежик». (с шариком)
Описание : упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Катиться колючий ёжик (круговые движения шариком между ладонями).
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да. (движения шариком по пальцам).
Уходи, колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим подушечками
пальцев).
Пальчиковая игра «Ёжик маленький» (с шариком)
Описание : упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ежик маленький замерз
и в клубок свернулся. (крепко сжать шарик ладонью)
Солнце ежика согрело,
Ежик развернулся. (открыть ладонь и показать шарик)
Пальчиковая игра «Игрушки». (с шариком)
Описание : упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
На большом диване в ряд (поочередно катаем шарик к каждому
пальчику, начиная с большого)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять (надавливаем шариком на кончики пальцев)
Помогаем нашей Кате
Пальчиковая игра «Мячик - ёжик». (с шариком)
Описание : упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ежик колет нам ладошки, (катаем шарик в разных направлениях)
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет – (шариком ударяем по ладошке)
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик по столу)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
Пальчиковая игра «Домик». (с шариком)
Описание : упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
В этом домике пять этажей: (катаем шарик по ладони)
На первом живет семейство ежей, (надавливаем поочередно на каждый
пальчик)
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
Пальчиковая игра «Орехи» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Мы научимся орехи
Между пальцами катать.
(Дети катают шарик между пальцами сначала одной руки, потом другой).
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
(Ёще есть наглядный материал для массажа с помощью специального мячика)
«Ёжик топал по дорожке»
(методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста)
Щедрина С.И. – воспитатель
МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 2
«Ромашка»
Занятие физической культурой – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценного формирования человека.
Известно, что в младшем дошкольном возрасте нужно научить детей ориентировке в пространстве, правильному использованию оборудования, стимулировать интерес к упражнениям.
Как повысить эффективность занятия, сформировать у детей соответствующие навыки? Нам поможет ведущий вид деятельности – игра. В данной разработке использованы игровые приемы, художественное слово.
Используемые на данном занятии приемы развивают способность к импровизации, слух, внимание, творческую фантазию и память. А кроме того, силу, ловкость, координацию. Дети учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навыки двигаться в заданных темпе и ритме.
Оздоровительные задачи:
Ø Укреплять двигательную активность, совершенствуя движения детей и их физические качества;
Ø Обеспечить физическую и эмоциональную нагрузку.
Образовательные задачи:
Ø Обучать построению в круг; устойчивому равновесию, умению подлезать под препятствие;
Ø Упражнять в прыжках на двух ногах;
Ø Создавать игровое настроение для творческой свободы;
Ø Развивать творческую фантазию, образное мышление.
Воспитательная задача:
Ø Воспитывать личностные качества (самостоятельность, инициативу, доброжелательность).
Место проведения: физкультурный зал.
Оборудование: доска, 5 – 6 шнуров, переносная лестница.
1 – я часть
Меж еловых, мягких лап
Ходьба на носках, руки вверх и перед собой.
Дождик кап-кап-кап.
Где сучок давно засох,
Ходьба с подъемом коленей, руки на поясе.
Вырос мох-мох-мох.
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб-гриб-гриб.
Ходьба на пятках с наклоном в перед, руки в стороны.
Кто нашел его друзья?
Это ежик и я-я-я.
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Нужно весело шагать.
Ходьба с поочередным притопыванием правой, левой ногой с остановкой.
Раз грибок, два грибок,
Все кладу я в кузовок.
Ходьба с наклонами вперед.
Ручеек до донышка
Осветило солнышко.
Бег на носках по кругу.
И бежит он, и журчит,
Ежу тихо говорит:
«Ой ты, дедушка – ежок,
Не ходи на бережок,
Ходьба мелким, семенящим шагом.
Там промочишь ножки,
Теплые сапожки.
А иди ты на лужок
И с друзьями встань в кружок».
Ходьба, построение в круг.
2 – я часть
Общеразвивающие упражнения. Выполняется в кругу.
Как – то мы в лесу гуляли
И ежа там повстречали,
Взмах руками вперед – назад поочередно, можно с поворотом туловища.
На полянке на лесной,
Под пушистою сосной
Ноги врозь, наклоны в перед.
Он сидел с ежатами,
Малыми ребятами.
Ноги вместе, руки на поясе, приседание.
На его спине иголки,
Как хвоиночки у елки.
Ежик, ежик колкий,
Покажи иголки.
Ты не бойся, ежик, нас,
Мы подружимся сейчас.
Ноги врозь, руки на поясе, наклоны вперед.
Будем вместе мы играть,
Будем прыгать и скакать.
Прыжки на двух ногах на месте.
Основные виды движений
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке,
Ходьба по наклонной доске вверх.
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
А на встречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка,
Прыжки через шнуры на двух ногах.
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку.
Мишка мимо вперевалочку идет
По малину и по мед –
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Подлезание под рейку лестницы, стоящей боком на полу.
Где он спит
И видит сны.
Пособия для основных видов движений выставляют поочередно, каждое движение выполняется 2-3 раза.
Подвижная игра «Ежик в лесу».
«Ежик» выбирается считалкой, становится в середину круга. Остальные дети – «грибы». Взявшись за руки они идут по кругу.
Дети:
Грибничок колючий
Живет в лесу дремучем.
Раз грибок, два грибок –
Вот и целый кузовок.
Дети поворачиваются и идут в другую сторону.
Ежик:
А я по лесу иду,
В кузовок грибы беру,
Раз 0 две, не зевайте,
От меня вы убегайте.
Все бегают в рассыпную, а «Ежик» их ловит.
3 – я часть
Раз – два, шли ежата,
Обычная ходьба.
Три – четыре, шли домой,
Вслед за ними катился пятый,
Ходьба на пятках.
Впереди бежал шестой.
Легкий бег.
А седьмой от всех отстал.
Он спокойно идет,
На иголках гриб несет.
Идут согнувшись, с упором кистями о колени.
Он проходит за кустами
И шуршит за лопухами.
Идут, шаркая ногами, «выбрасывая» их вперед.
Раз, два, три –
Вот и снова детки мы.
Ходьба в обход по залу.
Раз – два, раз – два –
Зашагала детвора,
Раз – два, раз – два –
Вот и кончилась игра.