Взаимоотношения в семье с ребенком во многом определяют его будущее поведение, характер общения и успешность, так как хорошее и плохое отношение дети, прежде всего, узнают в семье.
Типы взаимоотношений в семье с ребенком
Влияние родителей на личность ребенка описано и изучено психологами достаточно подробно. Они смогли выделить 4 общих типа взаимоотношений родители – дети в семье:
- Индифферентный;
- Авторитетный;
- Авторитарный;
- Либеральный.
Так или иначе, но взаимоотношения между детьми и взрослыми в детстве будут отражаться и на взаимоотношениях со взрослыми детьми.
Система воспитания в семье далеко не всегда осознается родителями. Кроме того, что она основывается на перечне того, что допустимо или недопустимо в отношении ребенка, она должна придерживаться целенаправленных методик и целей воспитания. Предпосылкой взаимоотношений в семье с ребенком могут служить:
- Сотрудничество;
- Невмешательство;
- Гиперопека;
- Диктат.
При диктате взаимоотношения детей и взрослых строятся на регулярном унижении чувства собственного достоинства ребенка, на подавлении его мнения и инициативы. Такие отношения нельзя сравнивать с целью воспитания или норм морального поведения. Зачастую воздействие производится с насилием, в приказном тоне, при сопротивлении ребенка. В ответ на нажим со стороны родителей дети в свою очередь отвечают контраргументами – грубостью, обманом, лицемерием. Ненависть к собственным родителям – это крайняя степень ответной реакции.
Другая сторона медали – когда сопротивление ребенка все же удается сломать, то это может обернуться тем, что впоследствии из него вырастет сломленная личность без чувства собственного достоинства, лишенная таких важных качеств, как самостоятельность, уверенность в себе и своих возможностях. Можно с уверенностью говорить, что неудачи в жизни такого человека имеют основу и заложены диктаторским воспитанием еще в детстве.
Гиперопека подразумевает такие взаимоотношения в семье с ребенком, при которых его всячески ограждают от трудностей и забот. Любая просьба и пожелание ребенка быстро исполняются, а сам он не прикладывает к ним никаких усилий. Часто такие отношения бывают в семьях, где ребенок единственный или долгожданный. Цели воспитательных воздействий в процессе воспитания подменяются задачей удовлетворения потребностей детей.
При гиперопеке взаимоотношения между детьми и взрослыми приводят к тому, что дети оказываются недостаточно или совсем неподготовленными к самостоятельной взрослой жизни. И если в детстве проявления этого могут быть минимальными, то в подростковом возрасте частота срывов у данной категории детей выше.
Невмешательство, так тактика воспитания признает допустимость и необходимость независимого существования взрослых и детей, причем ни тем, ни другим не следует переходить условно намеченную линию. Специалисты считают, что в основе такого взаимодействия в семье находится пассивность родителей в качестве воспитателей.
Сотрудничество во взаимоотношениях бывает при условии общих целей и задач родителей и детей, при наличии совместных интересов и связанной с ними деятельности. Только в таких условиях можно преодолеть эгоизм ребенка во взаимоотношениях с матерью и другими родственниками.
Влияние взаимоотношений в семье на поведение ребенка
Будет ли поведение ребенка адекватным или неадекватным, это во многом определяется его взаимоотношениями в семье. От них зависят:
В семье, где родители постоянно одергивают и порицают, ставят слишком высокие задачи и цели, у детей появляется низкая самооценка, вследствие этого неуверенность и плохое настроение. То есть поведение ребенка становится неадекватным объективной обстановке.
С другой стороны, неадекватность имеет проявление и в виде завышенной самооценки, когда ребенка постоянно хвалят, а требования к нему предъявляют очень мягкие.
В итоге ребенок вырастет таким, каким воспитывали его в детстве родители.
На чтение 8 мин.
Каждый, кто вырос в семье, может на личном примере подтвердить, что отношения родителей и детей сложны и противоречивы. Спокойствия в них практически нет. Сначала уход за малышом при отсутствии опыта воспитания, затем школьные проблемы, взрывной подростковый возраст, любовь и поиск сыном или дочерью второй половинки, учёба и трудоустройство, отделение от родителей и создание собственной семьи…
Все эти факторы нередко обостряют отношения с ребёнком и указывают на необходимость гибкого подхода к общению с ним. Каждая предыдущая веха накладывается на последующую и определяет в дальнейшем успешность взаимодействия между поколениями. Каким должно быть отношение к детям, чтобы добиться взаимного доверия, уважения, поддержки и заботы?
Отношения вместо воспитания
Так уж сложилось, что при слове «родитель» у многих из нас в сознании возникает некий строгий образ и фразы: «Нельзя», «Ты должен», «Делай так…», «Надо», «Не…» (различные запреты) и др. И этот образ мы часто вкладываем в свои отношения с ребёнком, ставя основной целью как следует воспитать его.
Какие ошибки мы допускаем в погоне за ограничениями и запретами?
- Воспитывать по принципу «Надо». Печально, когда отношения родителей и детей превращаются в некий свод правил, в котором нет места чувствам, желаниям и мечтам.
- Постоянно говорить: «Слушайся», «Понял меня?» и т. д. и совершенно не поощрять своё чадо к общению, самовыражению и проявлению инициативы (например, фразами: «Расскажи…», «Попробуй», «Хочешь…?») Должно быть полноценное взаимодействие, а не игра в одни ворота.
- Добиваться авторитета у ребёнка, вызывая у него страх. Расхожее утверждение: «Боится – значит, уважает» в отношениях в семье между детьми и родителями не работает. Ведь нередко встречается такое явление: в присутствии родителей ребёнок выполняет все их поручения и указания, а если их нет рядом, то может вести себя противоположным образом
- Не учитывать индивидуальные особенности детей, опираться сугубо на «авторитетные» источники (мнения, чужие примеры, книги, статьи).
- Сравнивать с другими детьми. Никогда не делайте этого ни по отношению к малышу, ни по отношению к взрослому ребёнку. Вместо того чтобы он следовал «идеалу», который ставится в пример, у него может развиться комплекс неполноценности. Нередко также возникает обида на родителей и желание делать всё наперекор.
- «Ломать» ребёнка. К сожалению, некоторые родители пытаются жёстко искоренить нежелательные черты характера и его привычки, полностью подчинить его своей воле, заставляют выполнять все свои требования, не слушая никаких объяснений. Да, многие дети под влиянием страха будут выполнять все указания и беспрекословно слушаться. Но о доверии к родителям с их стороны в таком случае говорить сложно. И довольно часто, став взрослыми, они побыстрее стараются создать свою семью, чтобы наконец-то вырваться из-под родительской власти и пелены непонимания.
- Многие не считают нужным (а хуже всего – даже вредным) сообщать ребёнку о своих чувствах. А ведь именно на чувствах основана тесная связь между родителями и детьми. Здоровая привязанность формируется в раннем детстве на основе любви и заботы, которыми должно быть пропитано родительское отношение к ребёнку. Но даже во взрослом возрасте детям всегда приятно слышать, что мама и папа любят их, доверяют им и радуются их успехам и достижениям.
Конечно, процесс воспитания никто не отменял, и определённые запреты и ограничения всегда должны быть. Как-никак, правила всё-таки устанавливают родители. Но важно помнить следующее:
- Всегда нужно объяснить, почему вы (как родитель) так считаете и почему именно так следует поступить. Недостаточно простого приказа: «Ты обязан так делать!» или «Потому что я так сказала!» Подобные фразы только усилят сопротивление детей и желание защищаться.
- Чем больше ограничений для ребёнка в старшем возрасте создают родители, тем слабее связь между ними и менее доверительные отношения. Наличие запретов обычно указывает на недостаточно тесный контакт и взаимопонимание между поколениями.
Как улучшить взаимоотношения с ребёнком?
- Любить! Любовь ещё никогда никому не навредила. Попустительство и равнодушие – да, они пагубно влияют. Но истинная любовь всегда полезна и благоприятна для развития и поддержания тёплых взаимоотношений между родителями и детьми.
- Уметь конструктивно противостоять грубости и агрессии ребёнка, то есть не конфликтовать сразу же в ответ (не устраивать «стенка на стенку»), не применять физические наказания, а уметь вовремя увидеть за подобными выпадами серьёзные переживания ребёнка. Если вы сможете их распознать, то понять своё чадо и наладить с ним контакт будет гораздо легче.
- Чаще говорите ребёнку фразы, отражающие его возможности. «Ты можешь», «Ты сможешь это сделать», «У тебя получится». «Могу» — это позиция взрослого человека, который осознаёт свои силы, способности и возможности. Используя подобные фразы, вы прививаете ребёнку самостоятельность и умение адекватно себя оценивать, а также демонстрируете свою веру в его личность.
- Вместо прямых указаний, лучше использовать более доброжелательные фразы. То есть встать в позицию сотрудничества. Например: «Давай приберёмся в вещах», «Попробуй ещё раз».
- Развивайте в себе умение слушать, чтобы как следует понимать своих детей.
- В любом возрасте важно видеть в ребёнке личность. Нельзя его недооценивать. Дети развиваются быстрее нас и осваивают гораздо больше навыков. Это уже достойно похвалы!
- Почаще вспоминайте себя в том возрасте, в котором сейчас ваши дети. Вероятно, ощутите схожие с ними желания и чувства.
- Искренне интересуйтесь жизнью вашего чада. Задавайте вопросы и будьте внимательны, когда слушаете его. Это не должно быть похоже на допрос или общение от случая к случаю. Данный принцип необходимо соблюдать постоянно. Формулируйте открытые вопросы, они стимулируют к общению. Например: «Как прошёл день?» или «Чем планируешь заняться в выходные?»
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Полезны лишь сравнения только с собой прежним. Например: «Вспомни себя полгода назад. Ты ведь тогда не мог…, а сейчас у тебя это отлично получается!»
- Рассказывайте о себе, приводите примеры из личной жизни и своего детства, делитесь воспоминаниями, эмоциями. Это поможет установить более доверительные отношения с ребёнком.
- Заботьтесь о том, чтобы в вашей семье были традиции, которые нужно соблюдать. Они должны быть направлены на некие совместные дела. Например, ужинать должны все вместе. Или какой-то праздник всегда отмечается всей семьёй дома. Или в какой-нибудь определённый день в году вы вместе проводите досуг (посещаете какое-либо мероприятие или устраиваете пикник на природе).
Создайте условия для того, чтобы ребёнок вам доверял, любите его и позвольте ему любить вас, и тогда он будет стремится вас благодарить и захочет идти туда, куда вы его направляете.
Как наладить отношения со взрослыми детьми?
- Самые важные правила – меньше критики и больше доверия к сыну или дочери. Чем более дружеские отношения между родителями и взрослыми детьми сохраняются, тем крепче связь и желание чаще встречаться, бывать друг у друга в гостях.
- То же касается и отношения к семьям своих детей и ведению ими быта. Если будете пытаться устанавливать свои правила, «на ура» это явно не воспримут, наоборот, скорее возникнет лишнее недовольство и раздражение. Вы можете лишь аккуратно дать рекомендации или показать, как лучше сделать. Но выбор всё равно останется за детьми.
- Честно признайтесь себе, не считаете ли вы детей собственностью, смогли ли вы их отпустить. Важно вовремя отследить свою позицию и по возможности скорректировать. Рано или поздно ребёнок захочет отделиться от вас и создать свою семью. Важно уметь предоставить ему достаточно свободы и вовремя отпустить.
- Позвольте детям быть такими, какие они есть, принимайте их такими и дайте им это понять. Это важный принцип сохранения гармоничных отношений родителей со своими взрослыми детьми.
- Не стесняйтесь обращаться к детям за советом, особенно в тех сферах, где они явно превосходят вас. Например, если нужно выбрать что-то из бытовой или цифровой техники, разобраться в функциях мобильного телефона или установить новую программу на компьютер. Но иногда дети могут стать экспертами и в совершенно неожиданных, на ваш взгляд, областях. Даже дети-подростки зачастую могут дать верный совет, например, в вопросе, что подарить подруге на день рождения, или какое место работы выбрать.
- Реально оцените, насколько дети нуждаются в вашей помощи. В этом вопросе важен баланс. Они, безусловно, должны чувствовать вашу поддержку, но при этом оставаться самостоятельными и решительными в личных, семейных и бытовых делах.
- Не говорите фраз в стиле: «Ты не оправдал моих надежд», «Поступаешь не так, как тебя учили», «Делаешь мне назло!» Лучше вместо этого искренне спрашивайте: «Счастлива ли ты?», «Нравится ли тебе то, чем ты занимаешься?»
Резюмируя вышесказанное, можно отметить несколько ключевых моментов, способствующих установлению гармоничных и доверительных отношений между детьми и родителями:
- гибкий подход в воспитании, учёт индивидуальных особенностей и способностей ребёнка, сочетание заботы, мягкости и строгости в зависимости от разных ситуаций;
- поощрение инициативы и самостоятельности ребёнка;
- завоевание авторитета не при помощи силы и страха, а посредством умения заинтересовать, найти подход к ребёнку, стать для него другом и наставником;
- искренность, поощрение выражения чувств;
- умение выслушать и поддержать в трудных ситуациях.
Помните о том, что мы всегда растём и развиваемся вместе со своими детьми. Важно только позволить себе это делать и открыться новой энергии и новому опыту. Дети – это продолжение нас. Пусть они будут продолжением всего лучшего, что есть в нас, того, что мы сами в себе любим и развиваем.
В свое время американский психотерапевт Эрик Берн сформулировал теорию «трех Я-состояний». Большой вклад в ее популяризацию внес Михаил Литвак, развив и адаптировав под современные российские реалии. Что из себя представляет эта теория? В каждом человеке присутствуют одновременно три состояния: Родитель - Взрослый - Ребенок . В зависимости от ситуации на первый план выходит одно из трех со своей положительной или отрицательной стороны.
- Вы повисли в угрожающей позе над ребенком и грозно отчитываете его за разбитую чашку? Значит, в вас говорит Родитель.
- «На ковре» у начальства с вас спрашивают за невыполнение плана? Вы тушуетесь и опускаете глаза, а начальник просто выходит из себя? Теперь вы выступаете в роли Ребенка, а ваше руководство получает огромное удовольствие, пребывая в роли Родителя.
- А вот двое бизнесменов договариваются о предстоящем сотрудничестве. Они выходят из-за стола переговоров, пожимая друг другу руки, и приступают к реализации проекта. Налицо – взаимодействие двух Взрослых.
Итак, полное взаимопонимание возможно только когда между собой общаются Ребенок и Ребенок, Взрослый и Взрослый, Родитель и Родитель. Но как этого достигнуть? Как стать на позицию Ребенка, общаясь с собственным малышом? Как выйти из позиции всезнающего Родителя и стать для собственного ребенка авторитетным другом – Взрослым, человеком, которому можно доверять, на которого можно опереться? Только увидев себя в этом состоянии.
Как мы выглядим?
Давайте опишем каждое состояние, чтобы можно было легко определить, в каком из них вы сейчас пребываете. Родитель . Указывающий перст, фигура напоминает букву Ф. Hа лице - -снисходительность или презрение, нередко - кривая улыбка. Тяжелый взгляд вниз. Сидит откинувшись назад. Ему все ясно, он знает какyю-то тайнy, котоpая дpyгим недостyпна. Любит пpописные истины и выpажения: "Я этого не потеpплю", "Чтоб было сделано немедленно", "Hеyжели тpyдно понять!", "Здесь вы абсолютно не пpавы", "Я в коpне с этим не согласен", "Какой идиот это пpидyмал?", "Вы меня не поняли", "Кто же так делает!", "Сколько можно вам говоpить?", "Вы обязаны...", "Как вам не стыдно!", "Hельзя...", "Hи в коем слyчае!" и т.п. Взpослый . Взгляд направлен на объект, тело как бы подается вперед, глаза несколько pасшиpены или сyжены. Hа лице - выpажение внимания. Употpебляет выpажения: "Извините, я вас не понял, объясните, пожалyйста, еще pаз", "Я, навеpное, непонятно объяснил, поэтомy мне отказали", "Давайте подyмаем", "А что если нам постyпить так", "Как вы планиpyете выполнить этy pаботy?" и т.п. Ребенок. И поза, и выpажение лица соответствyют внyтpеннемy состоянию - pадость, гоpе, стpах, тpевога и т.д. Часто восклицает: "Пpевосходно!", "Замечательно!", "Хочy!", "Hе хочy!", "Hадоело!", "Осточеpтело!", "Пpопади оно все пpопадом!", "Пyсть гоpит огнем!", "Hет, вы пpосто восхитительны!", "Я вас люблю!", "Hи за что не соглашyсь!", "Зачем мне это надо!", "Когда же это все кончится!" Ну что, узнали себя? Тогда приступим к изучению принципов взаимодействия, с помощью которых можно воспитать свободную и гармоничную личность. Разумеется, изменившись сначала самому.
Принципы взаимодействия
1. Как можно меньше запретов!
Иногда создается впечатление, что главными словами родителей, с помощью которых они общаются с ребенком, являются «надо» и «нельзя». «НАДО» Чтобы понять, что чувствует ребенок , когда ему приказывают, достаточно вспомнить, как мы сами реагируем на слово «надо».
- Нравится ли оно нам?
- Хотели бы мы его слышать?
- Какие эмоции вызывает в нас это слово?
Если не нравится вам, то почему должно нравиться вашему ребенку
? Разве он солдат, чтобы выполнять приказы, которые, как известно, не обсуждаются? Он вполне способен понять ваши объяснения, данные, разумеется, с учетом возраста и не один раз. Особенно, если вы постараетесь все ему объяснить исходя из его желаний. Например. Так: «Надо надеть пальто и эту шапку. На улице холодно!» Или так: «Ты хочешь, чтобы в такую холодную погоду, когда дует сильный ветер, тебе на улице было тепло?» Так: «Надо убрать в комнате! Скоро придут гости и увидят, какой тут беспорядок!» Или так: «Ты хочешь, чтобы гости увидели, как красиво и чисто в твоей комнате? Тогда убери, пожалуйста, вот эти игрушки. И у вас с ребятами еще будет место для игр». Так: «Надо чистить зубы по утрам!» Или так: «Хочешь мы вместе будем чистить зубы, чтобы они были крепкими и здоровыми?» «НЕЛЬЗЯ»
«Нельзя» - одно из самых распространенных слов в родительском лексиконе. В какой-то момент родители понимают, что его запрещающая сила иссякает. Слишком много «нельзя»! И это слово перестает работать. Ребенок уже не реагирует на запрет даже тогда, когда он действительно необходим. Например, во время опасной экстремальной ситуации. Как-то я попросила одну маму написать список «нельзя», которые неопасны. Почему? Потому что она была уверена, что «нельзя» и «опасно» - одно и тоже. Мы решили проверить. И вот что получилось. Нельзя рисовать прямо на обоях.
Нельзя плеваться.
Нельзя стучать в стенку соседям, особенно в позднее время.
Нельзя визжать, кричать дурным голосом.
Нельзя бросать в людей игрушки.
Нельзя ругаться.
Нельзя рассыпать на полу муку, соль, стиральный порошок.
Нельзя рыть землю в цветочном горшке.
Нельзя обрывать у цветка листья, а тем более - бить его палкой.
Нельзя вытирать руки о мебель, да и об себя.
Нельзя хватать очки взрослых.
Нельзя рвать книжки, мять в них листы и трогать грязными руками.
Давайте подумаем, чем можно это слово заменить и стоит ли вообще запрещать.
- Рисовать можно на старых обоях, а когда ребенок подрастет их поменять.
- Плеваться можно, если это никому не мешает, хотя и некрасиво.
- В стенку стучать можно, но не в позднее время.
- Визжать и кричать дурным голосом можно. Но не стоит. А если уж так хочется покричать, можно посидеть и внимательно послушать – интересно, насколько хватит ребенка ?
- и т.д.
ВСЕГДА можно объяснить то, что запрещаешь. Исключение может составлять только запрет, который нужно дать немедленно, иначе это приведет к трагическим последствиям. Например: нельзя перебегать дорогу перед машиной. Кстати, и этот запрет можно заменить другим словом. Например: «Стоп!» Попробуйте составить свой список «нельзя», а рядом с ним список слов, которыми можно заменить это традиционное запрещение. И вы с удивлением заметите, что очень мало ситуаций, в которых стоит употреблять это слово.
2. Рассказывайте о том, что вы сейчас чувствуете.
Очень многие из нас требуют от ребенка , чтобы он перестал плакать, ныть, истерить и наконец рассказал, почему плачет. Но маленький ребенок этого просто не в состоянии сделать. А во время взросления его этому никто не учит. И прежде чем поведать о том, как это делать, давайте зададимся вопросами:
- Часто ли вы озвучиваете свои эмоции?
- Часто ли говорите своим детям о том, что чувствуете?
- Какими словами вы рассказываете детям о том, что вас раздражает?
- Объясняете ли причину вашего дискомфортного состояния?
Если вы привыкли сдерживать свои эмоции, ничего удивительного в том, что того же вы требуете от своих детей. Если вы считаете, что плакать плохо, а лить слезы, переживать в присутствии детей – это двойное зло, то и на своего ребенка вы будете накладывать такие же запреты. К чему это приводит? Не высказывая вслух, не озвучивая того, что нас беспокоит, мы накапливаем раздражение, обиду, скрытую агрессию. Точно также поступает и ребенок . Выход только один. Учиться самим и показывать пример того, как можно разговаривать о том, что тебя беспокоит. В качестве иллюстрации. Маша сильно разбила коленку. Пришлось очищать ранку от крови и песка. Девочка громко рыдала. Рядом находилось несколько взрослых, которые говорили: "Подумай о том, как ты, должно быть, ударила этот гадкий старый камень", "Пустяки, не стоит плакать, пойдем возьмем аптечку". Какие ошибки допускали взрослые? Они не давали ребенку полностью пережить боль, озвучить свои эмоции. Почему? Родителям тяжело смотреть на плачущего ребенка , из подсознания всплывают собственные давно забытые ассоциации и запреты. Нам становится страшно. И Родитель берет верх над Ребенком, накладывая вето на плач, на проявление эмоций, «забалтывая» ребенка – лишь бы быстрее замолчал! Как бы поступил в этой ситуации Взрослый? Он не стал бы скрывать правду и дал бы девочке возможность выплакаться: «Я понимаю, насколько тебе больно, а может быть, и страшно. И если тебе нужно сейчас поплакать, ты можешь сделать это». Дело в том, что переживания, в которых мы отдаем себе отчет, проходят быстрее и лучше, чем те, существование которых мы отрицаем. С помощью озвученных эмоций можно решить гораздо больше проблем, чем кажется на первый взгляд. И более серьезных, чем разбитая коленка. Пример: Последние полгода двухлетний Сережа не вылезал из простудных заболеваний, подхватывая их на пустом месте. Он постоянно температурил. Стали выяснять, какая ситуация в семье. Оказывается, родители находятся в предразводном состоянии. По словам мамы, все споры и выяснения отношений происходят на кухне, когда ребенок спит. «Он не может слышать, что происходит! - уверяет она. – Тем более, он еще такой маленький!» Может быть, ребенок и не слышит, но он все чувствует. Ему кажется, что его перестали любить, что его обманывают. Понятна и позиция родителей – они не хотят ранить ребенка , скрывая от него правду. Что же они могут сделать, чтобы исправить ситуацию? Они могут в доступных для понимания Сережи словах рассказать, что происходит в семье. «Мы тебя очень любим. Но, к сожалению, сейчас не можем жить вместе. Мы с папой не можем договориться. Мне очень тяжело от всего этого. Надеюсь, ты меня понимаешь. Я очень хочу, чтобы ты меня понял. Я очень переживаю за тебя и за всех нас…» и т.д. Эта ситуация реальна. Сережа перестал температурить, как только мама решилась с ним поговорить и объяснить ситуацию.
3. Позволяйте детям плакать!
Нам с детства вбивали в голову, что плакать – плохо. Только девчонки плачут. А вот настоящие мужчины не имеют на это права! Но плач – это невысказанное желание, чтобы тебя услышали. В качестве примера рассмотрим ситуацию, которая становится очень болезненной как для родителей, так и для ребенка – адаптация к детскому саду. Ребенка отдают в детский сад. Каждое утро мама слышит от своего чада: «Сегодня снова в садик? Я не хочу!» А при расставании снова изматывающий душу крик ребенка . Мы убегаем от этого крика, стараемся скрыться, лишь бы поскорее это закончилось и пусть кто-то другой успокаивает ребенка , пусть кто-то другой объясняет ему, что маме нужно на работу. Поговорите с ребенком и воспитателями. Объясните сыну или дочке, что вы понимаете, насколько это серьезная причина – уход мамы. И если ему хочется поплакать, пусть делает это. А когда успокоится, он сможет посидеть на коленях у воспитателя, поиграть с детьми. Разумеется, все это нужно заранее обсудить с воспитателями и объяснить, почему вы настаиваете именно на таком подходе. Кстати, в таком трудном и новом для ребенка деле, как привыкание к садику, не помешает и положительное подкрепление. Приходя за ребенком, спрашивайте о том, что интересного произошло за день, и принесите что-нибудь вкусненькое. Пусть в голове у малыша садик ассоциируется с чем-то интересным, веселым и вкусным.
4. Доверяйте своему ребенку !
Если вы считаете, что ваш ребенок
- не в состоянии передвигаться, думать, разбираться, принимать решения и нести за них ответственность;
- понять объяснения, если они поданы не в приказной форме;
- ответить на вопросы;
- найти себе занятие;
- слишком мал.
Значит, вы не доверяете своему ребенку и вы хотите, чтобы он как можно дольше оставался для вас ребенком, которого можно опекать и контролировать, а вы для него так и будете оставаться в роли сурового Родителя. Но ваш ребенок ждет от вас взрослого подхода. То есть чтобы его воспринимали адекватно его возрасту.
- вместо того чтобы сюсюкать с ребенком, разговаривайте с ним человеческим языком;
- вместо того чтобы отвечать на его вопросы и все разжевывать, сами задавайте вопросы и давайте время на размышления;
- вместо того чтобы развлекать его, позвольте ему самому выбрать себе занятие;
- вместо того чтобы решать за него, предоставьте это дело ему.
Чтобы сориентироваться в том, насколько можно доверять своему ребенку , перед каждой ситуацией выбора задайте себе несколько вопросов: Например: Я не могут позволить ему брать нож и резать им. - Почему я не доверяю своему ребенку ? Он может порезаться. Он еще маленький! - Что мне мешает ему доверять? - Страх за него. Я беспокоюсь, что он может поранить себя. - Чему мой ребенок сможет научиться благодаря моему доверию? - Он, наконец, попробует взять нож, может быть, порежется, но сможет доказать себе, что у него получилось. - Как мне подстраховаться, доверяя ему что-то новое? Я могу объяснить ему, показать, дать более тупой нож для начала. Пример: Феде около 3 лет. Он до сих пор писает в штаны. До горшка дойти не успевает. Ребенок сильно переживает. Но ничего не может с этим сделать. Родители тоже выбились из сил, применяя все: от ласковых слов и уговоров до устрашений и запугивания. Проблема решилась достаточно просто: мальчику предложили ходить в туалет на унитаз. Самому. Как папа. «Мы тебе верим. У тебя получится».
5. Спокойствие, только спокойствие!
Самый большой подарок, который вы можете сделать своему ребенку , - это оставаться спокойной. Я понимаю, насколько это сложно. Но давайте посмотрим, сколько плюсов получаете вы, научившись вовремя останавливаться.
- вы получаете время для обдумывания ситуации;
- вы не выглядите в глазах ребенка орущим монстром;
- вы начинаете уважать себя за ваше спокойствие и усилия, которые для этого потребовались;
- для мужа и детей вы начинаете олицетворять спокойную гавань, куда хочется приходить, возвращаться;
- вы способны трезво мыслить, потому что вас не захлестывают в этот момент эмоции.
Пример: У меня такая проблема... я очень легко раздражаюсь поведением детей. Я повышаю на них голос и шлепаю - где-то это оправдано, но в подавляющем большинстве случаев - НЕТ! Я это понимаю, я очень стараюсь быть ровной и спокойной. Я пью "Персен" и все идет хорошо... но вот какая-то детская выходка - и во мне что-то щелк! и я уже не я... я не хочу на них сердиться, но какая-то другая я сердится, шлепает... а потом снова я нормальная... В этой ситуации на сцену выходит Родитель, не давая взрослому оценить ситуацию и принять взвешенное решение. Помните, дорогие родители, что научить свое чадо чему-то ценному для жизни вы можете только в состоянии Взрослого. Но для этого нужно учиться видеть все три свои состояния: капризный Ребенок, приказывающий Родитель и адекватный Взрослый.
Принципы отношений родителей с детьми
Ø Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.
Ø Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.
Ø Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка .
Ø Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
Ø Я — единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
Ø Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.
Ø Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.
Ø Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.
Ø Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
Ø Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время — ваша задача.
Ø Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.
Ø Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.
Ø Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.
Ø Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.
Ø Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны — это поможет вам яснее понять ситуацию.
Ø После школы не торопите ребенка садиться за уроки — необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).
Ø Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.
Ø Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
Ø Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.
Ø Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление — это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
Ø Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие — это показатели трудностей в учебе.
Ø Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
Правила общения
Ø Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.
Ø Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.
Ø Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его.
Ø Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, но не говорите.
Ø Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий.
Ø Сохраняйте дружелюбный тон !
Как поддержать самоценность (избегание ситуации заниженной или низкой самооценки) ребенка
Ø Безусловно принимайте ребенка.
Ø Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях.
Ø Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.)
Ø Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам.
Ø Помогайте, когда он просит.
Ø Поддерживайте каждый успех.
Ø Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.
Ø Конструктивно решайте конфликты.
Ø Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.
Ø Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.
Отношения родителей и детей в разных семьях развиваются по-разному. Во многом они зависят от воспитания детей и от поведения самих родителей. Немалую роль во взаимоотношениях играет и возраст ребенка. При правильном поведении родителей, их отношения с детьми на протяжении всей жизни складываются гармонично. В противном случае возникают серьезные конфликты в отношениях, и продолжаться они могут долгие годы.
Следует начать с того, как развиваются взаимоотношения детей и родителей.
Развитие взаимоотношений
С маленькими детьми отношения у родителей, как правило, складываются легко. Между ними редко возникает ощущение отдаленности. Пока ребенок ходит в садик и младшие классы школы, все тоже протекает спокойно. Родители устанавливают правила, а дети им послушно следуют, не вызывая тем самым недовольства со стороны родителей.
Характер взаимоотношений чаще всего меняется, когда у ребенка наступает, так называемый, период переходного возраста (12-14 лет) и длится около 5 лет. В это время и со стороны ребенка и со стороны родителей нарастает недовольство, возникает напряженность и отчужденность. Родители начинают критиковать детей и придираться к ним. Подростки же, проявляют упорство и желание противостоять взрослому, стараясь доказать тем самым свою независимость. Дети начинают по-другому смотреть на мир, не желая беспрекословно подчиняться родителям, что зачастую накаляет обстановку и ставит под угрозу близкие отношения детей и их родителей.
Если в этот период родители с пониманием относятся к ребенку и стараются не управлять им, а пытаются построить взаимоотношения, основанные на уважении и, прислушиваясь к мнению ребенка, признавая его взрослым и самостоятельным человеком, то очень скоро отношения могут наладиться и перейти на новый уровень. Если же родители желают подчеркнуть свой авторитет перед детьми, тем самым только разрушая отношения, период построения нормальных отношений может затянуться на много лет.
Принципы доверительных взаимоотношений
Для того, чтобы сохранить с детьми доверительные отношения, родители должны поддерживать ребенка при возникновении у него сложных жизненных ситуаций, давая возможность использовать свой жизненный опыт и накопленные знания. При этом, не стоит говорить ему, что надо поступать именно так, а не иначе, достаточно просто проявлять участие и понимание. Принимать решение ребенок должен самостоятельно, так же, как и нести за него ответственность. Таким образом, дети благополучно пройдут этап преодоления своих сомнений и трудностей, и выберут свой собственный разумный путь для достижения своих целей.
Все подростки активно стремятся к познанию окружающего мира. В это время у них обычно активно развивается интеллект, память и воображение. Также в этот период ребенок проходит стадию самоутверждения и самоопределения. Он часто начинает употреблять местоимение «Я», причем не всегда уместно. Ему становится не безразлично, как он выглядит и во что одет, и если ребенка кто-то критикует по этому поводу, то он воспринимает это весьма болезненно. Не нужно критиковать ребенка за то, что он очень много внимания уделяет своему внешнему виду. В этот период, как правило, подростки не терпят над собой превосходства, желают любым способом подчеркнуть свою правоту. Взрослым к этому необходимо просто относиться с пониманием.
Причины конфликтов и их решение
Одной из главных причин возникновения конфликтов в семьях является личностная реализация. Зачастую родители пытаются воплотить свои несбывшиеся желания за счет своих детей. Записывают детей на различные секции и занятия. Но не всегда ребенку этого хочется, и на этой почве возникает конфликт. Иногда подобные ситуации возникают, даже когда дети выросли. Родители навязывают свое мнение, учат детей как жить. Чтобы избежать конфликтов, родителям необходимо понимать, что даже собственные дети, являются, прежде всего, личностью, которая сама в состоянии решать свои проблемы и выстраивать свое будущее. Помочь ребенку можно, но не нужно решать за него, что для него будет лучше.
Еще одной главной причиной возникновения конфликтов является гиперопека со стороны родителей. Родителям не стоит активно ограждать детей от всех сложностей современного мира, ведь детям в любом случае рано или поздно придется с ними столкнуться. Только потом дети могут оказаться к этому неподготовленными, что приведет к печальным последствиям.
Нужно всегда стараться находить компромисс со своими детьми, давая им максимум свободы. Не следует «ломать» ребенка, подчиняя его своей воле, лучше чаще разговаривать с ним по душам. А также, необходимо помнить, что у каждого человека свой путь в жизни, пройти который придется самостоятельно. Поддерживайте детей в сложных жизненных ситуациях, и тогда отношения между детьми и родителями будут полны гармонии и взаимопонимания.
Видео на тему - взаимоотношений и непонимания между родителями и детьми .
Доверительные взаимоотношения между родителями и детьми - это наиболее лучший вариант поддерживания взаимосвязи внутри семьи. Преимущество такого рода отношений заключается в том что, доверие которое когда то было получено потерять не желает не одна из сторон, и каждая из сторон будет пытаться поддерживать и оберегать такого рода отношения путем прикладывания личных усилий. Минусы заключаются в том что такого рода отношения складываются лишь на доверии друг к другу что в современное время большая роскошь.
Как заполучить доверие.
Для того что бы оказать в круге доверия вам необходимо выполнять определенные поступки которые скажут за вас то что вам можно доверять. Не иметь желания и тем более позволять себе обманывать или лукавить по отношению к доверяющему лицу, не важно родитель это или ребенок. Стараться как можно более четко выполнять данные вами обещания, или же вести открытый и честный разговор.