В связи с изменениями в конце 80-х начале 90-х годов 20 века российской государственной системы в соответствии с принципами рыночной экономики, возникла потребность реформирования действовавшей в СССР пенсионной системы. Старая система предполагала пенсионное обеспечение за счет средств государственного бюджета, однако в новых реалиях такая система не уже соответствовала условиям рыночной экономики. В результате государством был разработан масштабный план по постепенному реформированию пенсионной системы сроком до 2025 года.
Каковы же основные этапы реформирования системы? Какие важные изменения произошли в начале 2015 года? Какие изменения осуществились в 2017 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Основные этапы реформирования
В 1990-х - начале 2000 годов был принят ряд законов, направленных на формирование системы обязательного пенсионного страхования. Становление современной российской системы пенсионного страхования имело несколько серьезных этапов:
- Первый этап начался с принятием закона «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990. Суть его заключалась во введении обязательного страхования наемных работников. Целью являлось создание пенсионных фондов, гарантирующих выплату пенсий гражданам за счет отчислений, удерживаемых из заработной платы трудоустроенных граждан. Тем самым подчеркивалась идея солидарности поколений, гарантирующая поддержку людям преклонного возраста со стороны молодежи. Отчисления были обязательными к уплате и не подлежали обсуждению. Все вопросы по определению норм и условий уплаты взносов регулировались государством. А размер дальнейших выплат пенсионерам назначался в зависимости от официального трудового стажа и отчислений в ПФ.
- Вторым этапом стало принятие Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.1997 № 113-ФЗ. Связаны эти нововведения были с планомерным увеличением заработных плат, что дало возможность поднять и пенсии. Однако с этого времени пенсия назначалась в зависимости от индивидуального коэффициента пенсионера. Расчет проводился по формуле, в которой основными показателями были: размер зарплаты в процентах и общий стаж, а также среднемесячный заработок и среднемесячная зарплата по стране за тот же период, то есть для каждого пенсионера выплата имела уже индивидуальный характер.
- Третий этап реформирования пенсионной системы современной России сопровождался внедрением следующих нормативно-правовых актов, как:
- Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 № 166-ФЗ;
- Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ;
- Федеральный закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ;
- Федеральный закон «Об инвестировании в накопительную часть трудовой пенсии» от 24.07.2002 № 111-ФЗ.
- Основная цель введения всех этих законопроектов - улучшение благосостояния граждан путем увеличения их пенсионных доходов. Программы предусматривали расширение пенсионных выплат с помощью накопительной части. Основанием для выплаты становился не трудовой стаж как ранее, а заработная плата и размер отчислений в ПФ. Следовательно, чем больше была официальная зарплата, и чем выше был процент по выплатам в фонд обязательного страхования, тем выше была и гарантированная пенсия в старости.
- Четвертый важный этап состоялся в 2013 году, с выходом Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Этот закон позволил осуществлять страховые пенсионные выплаты всем гражданам, которые были застрахованы согласно закону 2001 года, независимо от выплат накопительной пенсии. Данные выплаты были предназначены гражданам, имеющим проблемы со здоровьем, потерявшим трудоспособность, лишившимся трудоспособного члена семьи.
Этап пенсионной реформы 2015 года
Начиная с 1992 года демографическая ситуация в стране начала меняться в худшую сторону, что привело к реальному снижению количества трудоспособного населения. В этих условиях государству приходилось за счет бюджета проводить дополнительные отчисления в ПФ для полного удовлетворения нужд по покрытию пенсионных выплат. Чтобы решить проблему с нехваткой денежных средств, государством была запланирована долгосрочная пенсионная реформа.
Главным нововведением стало появление страховой пенсии и страхового стажа, позволяющего гражданам рассчитывать на минимальные обязательные выплаты при наступлении наступлении пенсионного возраста. Однако вместе с этим, для получения своей заслуженной пенсии у граждан появилась необходимость отработать определенный срок, который стал устанавливаться государством.
Еще одним нововведением 2015 года стали пенсионные баллы, которые гражданин должен накапливать в процессе своей трудовой деятельности. Количество баллов стало прямо зависеть от величины отчислений в ПФ, осуществляемых работодателем.
Обратите внимание! Получение и накопление страховых баллов с 2015 г. стало возможно только при официальном трудоустройстве. Чем выше официальная заработная плата, тем больше баллов гражданин получит за каждый календарный год.
Сторонники новой системы расчета пенсий считали ее довольно эффективной для каждого гражданина, который заботится о своем будущем благосостоянии. Однако среди экспертов и законодателей были и противники нововведений, которые указывали на их значительные недостатки:
- постепенное повышение обязательного страхового стажа - если до 2015 года он составлял 5 лет минимум, то к 2024 году стаж должен достигнуть минимум 15 лет;
- планомерное увеличение количество пенсионных баллов, гарантирующих назначение пенсии в будущем - в 2015 году этот показатель находился в пределах 6,6, но к 2025 году он должен составить 30 баллов.
Такие изменения должны были стимулировать граждан более ответственно подходить к выбору работы, поскольку только при официальном трудоустройстве можно заработать необходимый стаж и баллы.
Особенности пенсионного реформирования в 2017 году
В конце 2016 - начале 2017 гг. неоднократно выдвигались инициативы о повышении пенсионного возраста гражданам России, некоторые из которых были приняты Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 23.05.2016 № 143-ФЗ. Первыми эти изменения почувствовали на себе работники госслужб, пенсионный возраст которых в 2017 году был повышен на 6 месяцев и составил 55,5 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин. Это плановое повышение должно стать поэтапным и к 2032 году и 2026 году достигнуть 65 лет для мужчины и 63 лет для женщины соответственно.
Еще одним обязательным изменением стало увеличение взносов в ПФ для самозанятого населения. Следовательно, если гражданин ведет предпринимательскую деятельность, он должен вовремя получить информацию о размере обязательного взноса, исчисляемого из его официального дохода. Кроме того, с 2017 года функции администрирования страховых взносов были переданы Федеральной налоговой службе, при этом за Пенсионным фондом остались обязательства по администрированию взносов, осуществленных до 2017 года, а также добровольных взносов на страховую и накопительную пенсию.
Также увеличился размер фиксированной выплаты благодаря индексации 1 февраля (5,4%) и 1 апреля (0,38%), что повлекло за собой повышение минимальной пенсии. Это гарантированное повышение было назначено в автоматическом режиме, без соответствующего заявления граждан. На 2,6 % увеличились и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
По словам министра труда и социальной защиты населения Максима Топилина, в 2017 году больше не будет происходить серьезных изменений в пенсионной системе. Политика реформирования будет проводиться очень плавно, и для граждан предпенсионного возраста не станет критичной.
Заключение
Реформирование пенсионной системы России в условиях рыночной экономики было практически неизбежно. В связи с этим законодателями был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих новую систему расчета пенсий. В 2017 году начался этап постепенного повышения пенсионного возраста граждан, но пока это коснулось лишь работников государственных служб.
Верховная Рада приняла пенсионную реформу. За законопроект N6614 во втором чтении проголосовали 288 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов.
Перед принятием проекта в сессионном зале выступил премьер-министр Владимир Гройсман, который призвал парламентариев проголосовать за "историческое решение".
От Блока Порошенко за пенсионную реформу проголосовали 122 человека, от Народного фронта - 75, Оппозиционного блока - 0, от Самопомощи - 14, Радикальной партии Олега Ляшко - 17, Батькивщины - 0, от Воли народа - 15, Возрождения - 22, внефракционных - 23. Против реформы - 8, воздержались - 23. Не голосовали 27 нардепов.
Основные изменения: привязка к страховому стажу, а не возрасту; ежегодная индексация; повышение минимальной пенсии.
Корреспондент.net разбирался подробно в изменениях, которые ожидают украинских пенсионеров.
Возраст выхода не пенсию
Закон не предусматривает повышения пенсионного возраста , но вводит требования к страховому стажу. Нормы вводятся с 2018 года.
Для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 лет страхового стажа. При стаже от 15 до 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, при стаже менее 15 лет - в 65 лет.
При этом украинцы, у которых нет страхового стажа , смогут претендовать на социальную помощь при достижении 63 лет, который будет определяться, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.
Все нормативы минимального страхового стажа будут увеличиваться на один год каждые 12 месяцев до 2028 года. Таким образом, с 2028 года для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 35 лет страхового стажа.
Если стажа недостаточно, то можно его приобрести , однако не более пяти лет. Один год стажа стоит 16 896 гривен.
Те, кто отработал 40 лет, могут выйти на пенсию в любое время. Но эта норма будет внедрена только через десять лет.
Для студентов-бюджетников дневной формы годы учебы засчитают в трудовой стаж.
Размер пенсии
Размер пенсии каждого гражданина Украины, согласно закону, будет рассчитываться по формуле: Сз × ИКЗ × Кс. Чем большее коэффициент, тем выше пенсия.
Сз - размер средней заработной платы в Украине за три года перед обращением за назначением пенсии; ИКЗ - индивидуальный коэффициент заработной платы (соотношение размера получаемой зарплаты по отношению к средней зарплате; Кс - коэффициент страхового стажа, определяется как множитель продолжительности лет стажа работы человека на величину оценки одного года страхового стажа.
Базовая средняя заработная плата для расчета пенсий составит 3 764 гривен 60 копее, что почти в три раза больше, чем до реформы - 1197 гривен.
Коэффициент страхового стажа для расчета пенсий снижен с 1,35 до 1.
Минимальный размер пенсии установлен на уровне 1452 гривен, что на 140 гривны больше, чем было до принятия закона. "Минималку" получает восемь миллионов пенсионеров. По данным Минсоцполитики, это примерно половина стоимости потребительской корзины для фактического прожиточного минимума.
Введение автоматической нормы о ежегодной индексации (перерасчете) пенсий с 2019 года для защиты от инфляции: с учетом финансовых возможностей солидарной системы, но не менее чем на 50 процентов роста среднемесячных зарплат за три года и на 50 процентов индекса потребительских цен.
Также в рамках закона отменено 15-процентное уменьшение пенсий для 500 тысяч работающих пенсионеров. Отменяется уменьшение размера пенсий для 104 тысяч женщин, которые досрочно вышли на пенсию в 55 лет.
После пересчета пенсий около 1,3 миллина украинских пенсионеров дополнительно получат 200 гривен в месяц. На сумму от 200 до 500 гривен вырастет размер пенсии еще для 1,2 миллиона человек.
Почти два миллиона пенсионеров получат повышение к пенсии на сумму в пределах 500-1000 гривен. Больше чем на 1000 гривен вырастут пенсии примерно у 1,1 миллиона граждан Украины.
Специальные пенсии и другие вопросы
Закон отменяет специальные пенсии для госслужащих, судей, ученых и прочих категорий. Все они переводятся на общую систему начисления пенсий.
Также отменяется право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты, прокурорских работников и прочих, которые раньше могли выходить на пенсию досрочно - за пять-десять лет до наступления пенсионного возраста.
Исключение сделано только для военнослужащих и сотрудников силовых органов.
Пенсионная реформа предусматривает гарантии для инвалидов с детства, детей-инвалидов, пенсионеров, не имеющих полного стажа и лиц, которые не имеют права на пенсию и получают сейчас 949 гривен.
Размер пенсии для них увеличится на 45 процентов и составит 1373 гривны. На сегодня в Украине таких граждан около миллиона.
Законопроект снимает ограничение для работающих пенсионеров на одновременное получение зарплаты и пенсии. Ранее они были ограничены до 85 процентов от положенной пенсии. теперь работающие пенсионеры могут одновременно получать и зарплату, и пенсию.
Сложившиеся реалии в экономике и социальной сфере привели к необходимости перемен и совершенствования пенсионной системы, которая была введена в действие с 2002 года. К 2010 году стали видны все ее достоинства и недостатки. Очевидным стал вопрос о внесении изменений в формирование пенсионных прав будущих пенсионеров на условиях сбалансированности и справедливого отношения ко всем.
- Новые правила, введенные с января 2015 года, основываются на влиянии заработной платы и продолжительности страхового стажа на .
- Кроме того, более по желанию гражданина также повлияет на размер его будущей выплаты в сторону увеличения.
Новый расчет пенсии стимулирует граждан трудиться и хорошо зарабатывать, при этом каждый ответственен за формирование своего собственного пенсионного капитала и вправе выбирать наиболее эффективный .
Глобальных изменений в пенсионном законодательстве к 2018 году не произошло (за исключением продления отмены индексации работающим пенсионерам и увеличения пенсионного возраста госслужащим), поэтому как таковой новой пенсионной реформы не предвидится в ближайшее время.
Суть проводимой реформы в 2015 году
С начала 2015 года в России были введены новые правила формирования пенсионных накоплений. Если раньше пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной, то теперь она представлена следующими составляющими:
- фиксированной выплатой;
- страховой пенсией;
- накопительной пенсией.
Одним из нововведений стал расчет пенсии в индивидуальных коэффициентах , а не в абсолютных величинах как ранее. Это позволит лучше защитить пенсионный капитал граждан. В рубли накопленные баллы будут переводиться при .
Важным новшеством стала и возможность : формировать или нет накопительную пенсию. Однако для повышения защищенности пенсионных накоплений в 2016, 2017 и 2018 году был продлен мораторий на их формирование. Одновременно с этим ведется усиленная работа по акционированию негосударственных пенсионных фондов.
Еще в 2016 году также произошли некоторые изменения, к которым можно отнести отмену индексации пенсий работающим пенсионерам и повышение пенсионного возраста для госслужащих до 63 и 65 лет.
Формирование страховой и накопительной пенсии
Ежемесячно на будущую пенсию своих сотрудников работодатели перечисляют для формирования их пенсионных прав. Общий тариф такого взноса составляет 22% зарплаты , из которых 6% - солидарный тариф, который не учитывается на счете застрахованного лица, а направляется на выплату фиксированной суммы действующим пенсионерам.
Остальные 16% взноса могут распределяться по двум вариантам :
- только на страховую выплату (16%);
- на страховую и накопительную (10% и 6%).
Эти проценты фиксируются на лицевом счете застрахованного лица, а затем пересчитываются в баллы.
Гражданам старше 1966 года рождения
устанавливается . Это основной вид пенсии в России, представляющий собой гарантированную ежемесячную выплату действующим пенсионерам в связи с утратой ими основного дохода.
До 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе имели право выбрать вариант пенсионного обеспечения. В настоящее время такое право сохраняется только для тех, кто впервые устраивается на работу. Сделать свой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.
Основным документом, положившим начало проведению пенсионной реформы в России, стал закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в котором содержится:
- разделение трудовой пенсии на два вида (страховую и накопительную);
- новая формула расчета пенсии, основанная на сумме накопленных индивидуальных коэффициентов и стоимости одного балла;
- новые условия назначения выплат (наличие минимальной суммы баллов и страхового стажа);
- введены повышающие коэффициенты при обращении за пенсией позже установленного срока;
Возникновение права на накопительную пенсию, а также условия ее назначения и выплаты содержатся в законе «О накопительной пенсии» № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. Страховщиком по формированию такой выплаты в системе ОПС являются различные НПФ, деятельность которых в новых условиях регулируется принятым законом № 410-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» .
Для сохранности добровольных вложений граждан введена система гарантирования пенсионных накоплений
, что отражено в законе № 422-ФЗ от 28.12.2013 г.
Для решения вопросов относительно досрочных выплат при наличии необходимого стажа на соответствующих видах работ и обязательной уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу приняты два закона:
- № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» ;
- № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» .
Расчет пенсий по новому закону
Введенный в нашей стране с 2015 года пенсионных выплат основывается на нескольких основных параметрах:
- остался неизменным в 60 лет для и в 55 лет для ;
- чем выше официальная зарплата, тем больше страховых взносов перечисляется на лицевой счет гражданина, тем выше его будущая пенсия (минимальная сумма индивидуальных коэффициентов, начисляемых за каждый год работы должна составлять 30 баллов к 2025 году, постепенно увеличиваясь с 6,6 в 2015 г. (в 2018 году 13,8 баллов));
- продолжительность составит 15 лет в 2024 году, постепенно увеличиваясь с 6 лет в 2015 г. (9 лет в 2018 году);
- каждый гражданин, начинающий свою трудовую деятельность вправе выбрать о формировании накопительной пенсии или отказе от нее в течение первых пяти лет работы.
Формула расчета страховой пенсии по новому закону выглядит следующим образом:
СП = ФВ + ИПК х СПК,
- СП - сумма страховой пенсии;
- ФВ - размер фиксированной суммы;
- ИПК - сумма накопленных баллов;
- СПК - стоимость одного коэффициента.
ФВ является аналогом базовой части трудовой пенсии, она гарантирована государством, устанавливается в твердом размере одновременно с назначением выплаты.
Особенностью ИПК является их начисление и в некоторые нестраховые периоды , такие как служба в армии по призыву, отпуск по уходу за детьми, время ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом.
Таким образом, пенсионные права граждан, накопленные до 2015 года
, будут конвертированы в сумму индивидуальных коэффициентов, к которым будут прибавляться баллы за каждый год страхового стажа после 2015 года.
Гражданам, уже получающим выплату, обращаться в ПФР не нужно, их права при конвертации в пенсионные баллы сохранятся и размер пенсии уменьшен не будет .
Пенсионная реформа в 2018 году в России
В начале 2017 и 2018 года ряд положений пенсионного законодательства потерпело изменения :
- был продлен мораторий на индексацию пенсий для работающих получателей;
- с 2017 года возраст выхода на пенсию федеральных и муниципальных госслужащих был увеличен до 63 и 65 лет;
- продлена «заморозка» взносов на пенсионные накопления по системе ОПС.
Некоторые граждане воспринимают такие изменения, как новую пенсионною реформу, однако это не совсем так. Пенсионное реформирование предполагает более глобальные изменения в порядке назначения, расчета и выплат пенсий, а изменения, произошедшие в 2016-х, 2017-х и 2018-х гг. - это всего лишь внесение правок в уже существующие законодательные акты, поэтому их, по сути, «пенсионной реформой» назвать нельзя.
Будет ли повышение возраста выхода на пенсию?
Еще с 2010 года вопрос о повышении возраста выхода на заслуженный отдых неоднократно поднимался для обсуждения в Госдуме, однако сторонников реализации такой теории пока меньше, чем ее приверженцев.
Но не все так просто. Действительно, дисбаланс пенсионной системы, нехватка денежных средств для текущих выплат должны привести к принятию мер, способных изменить ситуацию в лучшую сторону.
- Первоначально повышение возраста позволит сэкономить бюджетные средства , но позже может произойти обратный эффект, так как выплата будет рассчитана на меньший срок и соответственно в большем размере.
- Кроме того, может повыситься уровень безработицы и потребуется больше средств для поддержания стабильности в социальной сфере.
Тем не менее, положительные сдвиги в экономической сфере, а также намеченная тенденция к увеличению продолжительности жизни наших граждан дают основание согласиться участвующим в споре сторонам с необходимостью внесения корректив в существующую пенсионную систему к 2019 году
.
Увеличение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года
Одной из мер по реформированию сложившейся вокруг ПФР ситуации дефицита бюджета стало увеличение возраста выхода на пенсию госслужащим. Соответствующий закон № 143-ФЗ был подписан Президентом 23.05.2016 г.
По новым правилам с января 2017 года следует:
- повышение пенсионного возраста госслужащих на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин;
- повышение предельного возраста пребывания на госслужбе: для руководителей высшего звена - до 70 лет, для остальных - до 65 лет;
- увеличение минимального количества стажа с 15 до 20 лет.
Стоит отметить, что повышение возраста и требуемого стажа будет проходить постепенно до 2026 года .
Многие аналитики сходятся во мнении, что данная мера подготовит население к увеличению пенсионного возраста для всех граждан . Другие считают, что такой принцип не является главенствующим в госполитике и говорят о важности стимулирования к более позднему выходу на заслуженный отдых самими гражданами.
Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2018 году
В связи со сложной экономической ситуацией в стране впервые в 2016 году была тем пенсионерам, которые продолжили свою трудовую деятельность после выхода на пенсию. В феврале этого года выплата была увеличена по состоянию на 30 ноября 2016 года. Причем ренее, уволившимся в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, необходимо было обратиться в ПФР для проведения индексации.
С апреля 2016 года такая необходимость отпала, так как работодатели ежемесячно представляют , своевременно информируя ПФР о факте осуществления трудовой деятельности своими сотрудниками.
Важно отметить, что при устройстве на работу вновь пенсия не может быть уменьшена.
Мораторий на формирование (заморозка) накопительной пенсии
В 2017 году был продлен запрет на формирование накопительной пенсии граждан. Данная мера никак не сказывается на доходах населения и на размере их будущей пенсии. Все страховые взносы, перечисленные на их лицевые счета, будут учтены в расчете их будущей пенсионной выплаты.
Введение моратория на пенсионные накопления в 2014 году вызвало тем не менее волну критики со стороны граждан. Однако такое решение было вызвано неэффективной работой сложившейся системы накопления и незащищенностью добровольных вложений граждан.
Из-за кризисного положения Пенсионного фонда РФ мораторий продлили и в 2018 году , при этом такая мера продолжит свое действие до 2020 года.
«Заморозка» накопительной пенсии позволила провести масштабную работу по проверке многочисленных НПФ и принятию мер к эффективному управлению вложенных россиянами денежных средств, а также созданию целой системы гарантирования пенсионных накоплений . Теперь для осуществления дальнейшей работы НПФ должен получить соответствующую
Наиболее обсуждаемая тема в широких слоях населения - пенсионная реформа в 2017 году. Последние новости сложно назвать обнадеживающими или радостными. Серьезное экономическое напряжение все сильнее давит на страну и граждан. Правительство и многочисленные ведомства давно ломают голову, откуда добыть средства, чтобы окончательно не обрушились фонды социальной поддержки. Обеспечение пенсий на этом фоне - самая значимая проблема.
Пенсионный возраст в России в 2017 году
Одним из способов решения вопроса было названо увеличение возраста выхода на пенсию в 2017. Предположительно, для мужчин эта планка должна была составлять 65, а для женщин - 60 лет.
Вот только крайне негативная реакция обычных людей на еще даже законодательно не оформленное предложение заставила Минтруд одуматься и повременить с таким неосторожным заявлением.
Хотя, когда это власть прислушивалась к мнению простого люда? Только накануне выборов. А они уже совсем скоро. Поэтому, правительство подумало и поспешило успокоить обывателей. Пенсионный возраст в России в 2017 году увеличиваться не будет, за исключением . Зато после проведения выборов, ситуация может резко поменяться. Правда, эксперты и аналитики прогнозируют постепенное повышение пенсионного возраста, где-то на 6 месяцев в год, с временным уравниванием в районе 63-х лет для обоих полов.
Пенсия работающим пенсионерам в 2017
Реформирование затронет и работающих пенсионеров. Было выдвинуто предложение вообще не платить дотации до тех пор, пока человек не оставил свое рабочее место.
Опять же, предполагалось таким способом решить проблему оптимизации бюджета. На рассмотрении в данный момент находится тема о невыплате пенсии только тем, кто получает в месяц 85 тысяч рублей и более. Если такое предложение будет одобрено и внесено в законодательство, то экономия бюджета составит в год значительную сумму.
Как альтернативный вариант, рассматривается рекомендация не платить пенсии работающим гражданам, чей доход в среднем больше в 2,5 раза, чем прожиточный минимум региона проживания. То есть: если прожиточный минимум 7000 рублей, а средняя зарплата - 18000 рублей, то в получении пенсии отказать.
За такие реформации голосуют меньшинство чиновников. Несмотря на экономию бюджетных средств, еще на слуху события 2005 года, когда начались первые подвижки пенсионной реформы. Поэтому правительство пока опасается вносить серьезные изменения в документы. Предлагается делать все постепенно, без резких скачков. Тем более, очевидно, что работают люди пенсионного возраста только потому, что на жизнь пенсии критически не хватает.
А тут еще и отмена индексации за весь 2016 год, и заморозка накопительной части уже в течение 3-х лет… Вариант не платить - очень неразумное решение. По крайней мере до тех пор, пока не стабилизируется страны.
Пенсионная реформа в 2017 - опыт заграницы
Еще одним из предложений по реформированию стал вариант применения в России опыта других стран. В частности была предложена пенсионная схема личных накоплений. То есть:
- Человек сам формирует свои пенсионные накопления, сам решает - сколько и когда денег положить на пенсионный счет.
- Лично выбирает, какого размера сформировать себе дотацию, будет ли она вообще, стоит ли заморачиваться или пытаться работать до самой смерти (что маловероятно).
- Работодатель не имеет отношения к будущей пенсии. Вообще.
- Предложить вариант полного отказа от пенсии.
- Придумать возможность снимать часть накоплений наличными (по примеру ). Например, на лекарства или медицинское обеспечение.
Пока серьезных обсуждений на данную тему не было, хотя, все возможно в будущем.
Другие пенсионные изменения с 2017 в России
Обыватели довольно скептически относятся к любым изменения в пенсионной сфере. Возможно, опыт прошлых лет подсказывает, что хорошего ждать не приходится. Отчасти они могут оказаться правы. Ведь дефицит пенсионного фонда заставляет чиновников Министерства финансов и Министерства труда все больше ломать голову - как оставить минимум самым нуждающимся и чтобы другие не страдали от этого.
Конкретно, были внесены предложения поднять подоходный налог всем категориям от простых рабочих до госслужащих на 3%. Или увеличить размер минимального стажа с 5 до 15 лет.
Бурное обсуждение было по вопросам, касающимся индексации пенсий. Ранее заявленная сумма 12% оказалась неподъемной для Минфина в условиях сложной экономической обстановки. Предлагалось подвести законодательную базу под фиксированную ставку индексации 2 раза за год - по 4%, без учета растущей инфляции. На что был получен ответ Правительства РФ, что для начала нужно посмотреть, чем нас обрадует или огорчит последний квартал текущего года. Тогда, по итогам будет заложен бюджет, и уже будет точно известна сумма индексации. Вполне возможно, что пенсии в 2017 году увеличат всем, в том числе и работающим пенсионерам. Пока об этом говорить рано.
Какие выводы?
Однозначного мнения нет. Но подавляющее большинство экспертов прогнозируют затишье перед бурей. То есть малозначительные решения в предвыборный период, а затем - принятие отдельного ряда непопулярных у народа изменений в плане пенсионной реформы.
Отдельной темой для обсуждения между социальными и финансовыми ведомствами идет вопрос о будущих индексациях. По этому вопросу в Госдуме уже идут серьезные споры. Чиновники отмечают, что без увеличения пенсий люди меньше покупают, а значит мешают экономике страны выходить из критической ситуации. Проще говоря, получается замкнутый круг.
В целом, точных заявлений не поступало. Положение пенсионеров в 2017 году остается без жестоких негативных преобразований. Выплаты не отменяют никому, планку выхода на пенсию пока не поднимают, индексировать дотации вроде бы собираются. Народ привык к неожиданным решениям властей, время покажет - найдут ли они выход из тяжелого положения на будущий год. Нам же остается только ждать.
С начала 2015 года в Госдуме Российской Федерации неоднократно рассматривались вопросы о внесении изменений в рамках пенсионного реформирования. На протяжении всего года вносились законопроекты, но ситуация так и дошла до определенного консенсуса.
Такая правительственная несогласованность вызвана целым рядом причин. Единство наблюдается только в одном: – мера необходимая, но открытым остается вопрос об изменениях в законодательстве относительно индексации и увеличении пенсий, изменения пенсионного возраста.
По мнению экспертов, главной причиной, по которой пенсионная реформа так и не принята до сих пор, являются приближающиеся правительственные выборы. Ни президент, ни образовавшиеся в Госдуме коалиции не готовы рисковать наиболее ценными голосами в стране – голосами пенсионеров. Ведь настроив эту категорию населения против себя, результат может быть весьма неожиданным. А это, соответственно, не на руку никому.
Страх перед социальным протестом общества, нестабильность экономической ситуации в стране, непрерывные поиски путей решения в сокращении госбюджета – все это не позволяет принять и ввести в действие целый ряд вопросов, касающихся пенсионных реформ на 2016 – 2017 годы.
Планируемые нововведения в рамках пенсионной реформы
Приоритетными вопросами в правительственном аппарате являются:
- Повышение пенсионного возраста.
- Плановая индексация пенсионных выплат.
Как первый, так и второй вопрос вызывает бурю протестов не только у населения, но и у отдельных парламентариев, отстаивающих интересы народа, и одновременно делающих заявления, которые, несомненно, являются частью предвыборной тактики. После проведенного в Кремле совещания Владимир Путин четко заявил, что в 2016 году повышение пенсионного возраста не вступит в силу. Но в дальнейшем эта мера, по словам президента, все же потребуется.
С одной стороны политики ищут все возможные пути для сокращения госбюджета, с другой – затрагивают те категории населения, которые и так нуждаются в дополнительной социальной защите. Внесение изменений в проект « », индексация пенсий и зарплат госслужащих, военных – это далеко не последние нововведения, рассматриваемые при планировании распределения бюджетных средств на период 2016 – 2017 гг.
Увеличение пенсионного возраста 2017
Состоянием на 2015 год в России действует закон, согласно которому на пенсию могут рассчитывать лица, достигшие 55 лет для женщин и соответственно 60 лет для мужчин. Действуют также условия по насчитанному стажу работы. В этом случае рассчитываются пенсионные коэффициенты, размер которых исчисляется из минимального количества лет, проработанных по трудовой книге.
Так, в 2015 году минимальный коэффициент, позволяющий выход на пенсию с дальнейшей выплатой госсодержания, составляет 6.6, что соответствует 6 годам работы по официальному трудоустройству. Соответственно на 2016 год коэффициент уже увеличен до 9 баллов (7 лет), в 2017 – 11.4 (8 лет). Важно отметить, что эти показатели едины и для мужчин, и для женщин. В том случае, если стажа совсем нет, согласно законодательству РФ такой человек может рассчитывать исключительно на получение предельного минимума. Это так называемая социальная пенсия, которая предусмотрена для всех лиц, достигших 60 и 65 летнего возраста (показатели соответственно для женщин и мужчин).
Сейчас речь идет о целесообразности повышения пенсионного возраста на 1 и 2 год а. Отдельные политики считают, что в связи с социально-демографическими факторами уместным будет увеличение этого показателя сразу на 5 лет для всех категорий населения. В любом случае ни один законопроект не принят единогласно ни Госдумой, ни Кремлем.
Более того, данное направление пенсионной реформы не будет развито в 2016 году, что касается 2017 года, вопрос пока остается открытым. Известны только предварительные подсчеты, согласно которым экономия госбюджета при условии увеличения пенсионного возраста составит более 150 миллиардов рублей в год.
Индексация пенсионных взносов
Необходимость индексации пенсий в России на уровень инфляции является важнейшим шагом, открывающим путь к сокращению бюджетных расходов на 2016 год. Эксперты уже в конце 2015 года предрекают рост инфляции в России на 12%. Именно настолько же, по мнению чиновников, необходимо увеличить индексацию пенсий. Внедрить данную идею хотят уже с февраля 2016 года, а эта цифра может только увеличиться.
Алексей Кудрин, ранее занимающий должность министра финансов, заявил, что такие манипуляции повлекут за собой дополнительные расходы, которые, по его мнению, могут достичь отметки 650 миллиардов рублей. Соответственно выделить такие средства финансовое ведомство вряд ли сможет.
Именно поэтому, как следствие данных расчетом, вместо 12%-ной индексации предлагается ввести 4%-ную , компенсировав это повышением пенсионного возраста.
Соответствующий законопроект на рассмотрение Госдумы внес Антон Дроздов. Председатель правления ПФ предложил размер индексации на 2016 год в размере 5.5%, на 2017 – 5.2%. Кроме того, он предложил сохранить размер пенсионных взносов, который в 2015 году составил 22%. Стоит также отметить, что при раскройке госбюджета 2016 учитывались изменения в стране. В частности в бюджете заложены средства для выплаты пенсионных пособий лицам, официально проживающим на территории Крыма.
Мнение политиков о реформе
Решение президента РФ о непринятии закона об увеличении пенсионного возраста поддержали многие политики. В частности Алексей Улюкаев, занимающий должность министра экономической политики, заявил, что такая мера является правильной, но с ней нужно повременить по крайней мере до конца 2016 года.
Существуют также и те, кто активно выступает за внедрение данной реформы. Так, Министерство Финансов РФ рассматривает необходимость повышения пенсионного возраста в качестве одной из наиболее эффективных мер экономии государственного бюджета. Его глава Антон Силуанов заявил, что вопрос требует немедленного разрешения.
Принятие проекта Пенсионного фонда на 2015 – 2017 гг.
В октябре 2015 года Госдумой все же было достигнуто единство в вопросе принятия проекта Пенсионного фонда на 2015 – 2017 годы. В рамках данного проекта было установлено размер пенсионного обеспечения, который к началу 2017 года должен составить 14000 рублей.
По расчетам аналитиков доходы ПФР должны в 2016 году составлять 7.8 триллиона рублей, а в 2017 эта цифра должна достигнуть 8.2 триллионов рублей. Накопительная часть пенсий как и в 2015 году формироваться не будет. Старые же накопления все останутся в НПФ. Небольшое увеличение размера пенсий также предусмотрено в законе. Так в 2016 году пенсия будет увеличена на 837 рублей, а социальная пенсия – на 900 рублей. При этом размер пенсионного содержания для лиц не имеющих требуемого стажа работы составит 8479 рублей, для всех остальных – 12882 рублей.