АКТУАЛЬНОСТЬ Безработица – не просто отсутствие работы, это также и социальная катастрофа, оказывающая на безработного гражданина мощное и разрушительное влияние. Это влияние сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей.
ЦЕЛЬ Цель работы заключается в осуществлении комплексного исследования правовых проблем, связанных с предоставлением социальных гарантий ищущим работу гражданам, и разработке рекомендаций по совершенствованию законодательства о занятости населения в Российской Федерации в части регулирования отношений по предоставлению социальных гарантий указанным гражданам.
ЗАДАЧИ Определить правовой статус безработного; Изучить правовое регулирование отношений, связанных с социальной защитой безработных граждан; Определить понятие пособия по безработице; Изучить порядок определения размеров пособия по безработице; Рассмотреть условия и сроки выплаты пособия по безработице; Изучить размеры пособия по безработице.
ОБЪЕКТ Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением ищущим работу гражданам социально-правовых гарантий в сфере обеспечения занятости и защиты от безработицы.
Понятие и правовой статус безработного Правовой статус является одной из основных характеристик юридической лиц Так, безработные, определенные по критериям Международной организации труда (далее – МОТ), – это лица, достигшие трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались ее поиском или не искали ее по определенным причинам, но были готовы к ней приступить.
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ В п. 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» содержится перечень признаков, при одновременном наличии которых гражданин признается безработным, то есть лицом, не имеющим постоянного места работы и, соответственно, постоянного заработка.
Согласно п. 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» для целей признания гражданина безработным не учитываются в качестве среднего заработка выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка. Выходное пособие – компенсация работнику в случае расторжения трудового договора по основаниям, установленным трудовым законодательством.
Оценивая конституционность рассматриваемой нормы, закрепленной абз. 3 п. 3 рассматриваемой статьи, Конституционный Суд РФ указал, что сама по себе оспариваемая норма, устанавливающая, что не могут быть признаны безработными лица, хотя и не имеющие работы и заработка, однако получающие пенсию, т. е. ежемесячную денежную выплату, предоставляемую гражданам, в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода), учитывает существование различных форм социальной защиты граждан и не может рассматриваться как нарушающая права лиц, реализовавших свое право на социальное обеспечение путем получения пенсий.
ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗРАБОТНЫМ СХЕМАТИЧНО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: 1) регистрация в целях поиска подходящей работы; 2) предъявление перечисленных в п. 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» документов;
3) поиск органами службы занятости подходящей работы в целях ее предоставления данному гражданину (в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы); 4) признание гражданина безработным в случае невозможности предоставления подходящей работы в указанный срок (решение принимается не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости перечисленных в п. 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» документов).
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ Для определения (исчисления) размера пособия по безработице граждан, отвечающих установленным в п. 1 указанной статьи критериям, а именно: – признанных безработными в установленном порядке; – имевших работу в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, не менее 26 недель на условия полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с перерасчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей недели);
– уволенных по любым основаниям, за исключением увольнения за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; – за основу берется их средний заработок за последние три месяца по последнему месту работы.
РАЗМЕР ПОСОБИЯ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОРЯДКЕ: – производится расчет среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы; – применяется установленный в процентах коэффициент для исчисления размера пособия.
РАЗМЕР ПОСОБИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ПРОЦЕНТНОМ ОТНОШЕНИИ К СРЕДНЕМУ ЗАРАБОТКУ. Законодатель устанавливает дифференцированный подход к определению размера пособия по безработице: если лицам, указанным в п. 1 статьи 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» , пособие исчисляется в процентном отношении к среднему заработку, то всем иным лицам, в том числе прямо перечисленным в п. 2 рассматриваемой статьи, в размере минимальной величины пособия по безработице.
УСЛОВИЯ И СРОКИ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ Пособие по безработице носит целевой характер и призвано компенсировать гражданину утрату постоянного источника дохода вследствие потери работы.
Пособие по безработице может быть назначено только лицам, которые в соответствии с рассматриваемым Законом могут быть признаны безработными и признаны таковыми в установленном порядке.
Одновременно законодатель устанавливает максимальную предельную продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину, а именно 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Более названного срока пособие не может быть назначено ни по каким основаниям. Это значит, что назначение пособия по безработице «третьей волной» не допускается.
РАЗМЕРЫ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ Статья 33 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определяет общий порядок определения размера пособия по безработице, а также определяет порядок установления размеров максимальной и минимальной величин пособия по безработице.
Согласно порядку начисления пособия по безработице, установленного п. 1 статьи 33 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» , время выплаты пособия разделяется на два периода: 1) в первом (12 -месячном) периоде выплаты пособие безработным гражданам начисляется:
Порядок определения (исчисления) размера пособия по безработице зависит от категории граждан, признанных в установленном порядке безработными. Говоря о размерах пособия по безработице, отметим, что на 2017 г. установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 руб, максимальная величина пособия по безработице составила 4900 руб.
– в первые три месяца в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца; – в следующие четыре месяца – в размере 60%; – в дальнейшем – в размере 45%.
безработице ощутимо ниже величины прожиточного минимума на душу населения, который определяется ежеквартально Правительством РФ. Конституционный Суд РФ указал, что установление минимальной и максимальной величин пособия по безработице направлено в том числе на сокращение периода безработицы, стимулирование безработного к активному поиску работы и предотвращение необоснованных отказов от нее.
ВЫВОД Безработные – это незанятые (не имеющие работы и заработка), не полностью занятые (работающие неполное рабочее время), формально занятые, но не имеющие заработка, (находящиеся в вынужденных отпусках по инициативе администрации), граждане, достигшие трудоспособного возраста, ищущие работу, готовые к ней приступить и зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Подавляющая часть числа безработных, в силу факта отсутствия официальной регистрации в качестве безработного, лишена значительного комплекса государственных мер содействия занятости и социальной поддержки, предоставляемой официально зарегистрированным безработным.
Пособие по безработице - гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета. Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России [ТЕКСТ]: учебник/ Зущина Г.М., Султанова Р.Москва 2003 с. 127 Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т.е. на третьем этапе регистрации.
Размер пособия по безработице и порядок его выплаты установлены ст. 30-35 Закона о занятости.
Размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если гражданин уволен в течение 12 предшествующих безработице месяцев и имел в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного или неполного рабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). В других случаях (в том числе гражданам, впервые ищущим работу или возобновляющим трудовую деятельность после более годичного ее перерыва) пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
Начисление пособия в первом случае и в случае увольнения из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел производится с момента регистрации в качестве безработного в следующих размерах: в первые три месяца безработицы - 75% среднего месячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца безработицы - 60%; в дальнейшем - 45% указанного заработка. Во всех случаях размер пособия должен быть не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. При не предоставлении работы более 18 месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия в размере 30% величины прожиточного минимума. Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения [ТЕКСТ]: учебник/ Власов В.И., Крапивин О.М. Москва. 2007 с. 208 Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.
Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных условиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.
Таким образом, безработный предпенсионного возраста с большим трудовым стажем может получать два года пособие по безработице, а затем досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста. семейный обязанность правовой трудовой
Законом предусматривается увеличение размера пособия по безработице для следующих категорий безработных граждан:
К первой категории относятся граждане, у которых на содержании находятся другие лица. При этом размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.
К числу лиц, находящихся на содержании безработного, могут относиться дети, отец, мать, супруг, братья, сестры, внуки, не имеющие трудоспособных родителей, дед и бабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. При этом перечисленных выше членов семьи можно считать находящимися на иждивении гражданина, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения [ТЕКСТ]: учебник/ Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Москва 2001 С. 81-83 Дети считаются находящимися на иждивении обоих родителей независимо от того, какую оплату труда получает каждый из них. Это значит, что надбавка на ребенка назначается к пособию любого из родителей, признанного безработным, даже если его заработок был меньше, чем у того супруга, что продолжает работать.
Ко второй категории относятся граждане, Проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. В указанных случаях размер пособия устанавливается с учетом действующего в данной местности районного коэффициента. При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.
И, наконец, третья категория граждан, к которой относятся граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие
- - постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 года - в размере 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 50 рублей;
- - постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей;
- - постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы - в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее 200 рублей.
С пособий по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение причиненного ущерба, обратное взыскание с работника денежных сумм, полученных на основании судебного решения) в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, но не трудоустроенных по окончании обучения, в соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о занятости, пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:
- - гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) в первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов, в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей;
- - гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.
Основным условием выплаты пособия по безработице является признание гражданина безработным. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости. Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения [ТЕКСТ]: учебник/ Власов В.И., Крапивин О.М. Москва 2007 С. 49-55 Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.
Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
В случае не предоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей, если иное не предусмотрено Законом о занятости.
Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину за счет средств федерального бюджета не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Установленная Законом о занятости продолжительность периода выплаты пособия по безработице может быть продлена для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста. В этом случае установленный период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Задача
5 июня 2010 года вахтер АО «Гранат» Миронов проходил медицинское обследование в связи со сдачей крови в качестве донора и вышел в этот же день на работу. От предложения работодателя предоставить ему отдых 6 июня отказался, но просил оплатить ему рабочие дни 5-го и 6-го июня в двойном размере.
Вопрос: Законна ли просьбы Миронова? На какие гарантии и компенсации он имеет право?
Ответ обоснуйте.
Человек, добровольно сдающий кровь и ее компоненты для использования ее в лечебных целях, является донором. Донорство - свободно выраженный добровольный акт. Оно подразделяется на следующие виды: донорство крови, донорство плазмы, в т.ч. иммунной, донорство клеток крови. Донорство может быть безвозмездным и платным.2. Правовое положение доноров помимо ст. 186 ТК определяется Законом о донорстве. В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день медицинского обследования донор освобождается от работы в организации независимо от форм ее собственности.
Выход работника в день сдачи крови на работу определяется соглашением между работником и работодателем, которое должно быть оформлено письменно. При этом работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. Если соглашение не достигнуто, то работник в день сдачи крови на работу не выходит.
Не допускается заключать соглашение с работником, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда; его выход на работу в этот день невозможен.
Если день сдачи крови совпадает с выходным, нерабочим праздничным днем или приходится на период ежегодного отпуска, то работник вправе выбрать - воспользоваться ему другим днем отдыха или нет.
Помимо этого работнику после каждого дня сдачи крови и ее компонентов предоставляется дополнительный день отдыха. Он вправе присоединить этот день к ежегодному оплачиваемому отпуску (основному, дополнительному) или использовать его в иное время в течение календарного года после дня сдачи крови. Часть 5 ст. 186 ТК устанавливает, что гарантия сохранения за работником среднего заработка и предоставления в связи с этим дней отдыха распространяется на тех работников, которые сдали кровь и ее компоненты безвозмездно.
А в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" Статья 9. Льготы, предоставляемые донору. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного отпуска, в выходной или праздничный день донору по его желанию предоставляется другой день отдыха или день сдачи крови оплачивается не менее чем в двойном размере.
В день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием за счет средств соответствующего бюджета.
5 июня 2010 года - суббота, если в данной организации суббота, является выходным днем, то просьба Миронова законна, если же суббота в данной организации, рабочий день, то незаконна.
Одним из самых сложных явлений социально-трудовой сферы, органически связанным с рынком труда и занятостью населения, является безработица. Как результат функционирования рынка труда безработица оказывает огромное влияние на все стороны жизни страны. Природа, причины и последствия безработицы до сих пор исследуются учеными разных направлений: экономистами, социологами, психологами и др. В практике государственного управления регулированию рынка труда с целью снижения безработицы всегда отводится одно из основных мест.
Понятие безработицы
— социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться.
По методологии МОТ безработными считаются лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Из их общей численности выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством о занятости.
В России статус безработного определен более жестко: согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.
В современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует:
- улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности как товара;
- формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду;
- повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;
- наличию трудового резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.
В этой связи большой интерес представляет классификация форм безработицы по различным критериям (табл. 2.5).
Фрикционную, добровольную и сезонную безработицу относят к естественной безработице, являющейся необходимой для формирования резерва рабочей силы, составляющего потенциал трудовых ресурсов общественного производства.
Институциональная безработица является следствием несовершенства механизма регулирования рынка труда. Так отсутствие широкого доступа к информации о состоянии рынка, соотношении спроса и предложения рабочей силы создает препятствия для трудоустройства граждан, ищущих работу.
Упрощение на законодательном уровне порядка предоставления и увеличение размера пособия по безработице может снизить интерес части безработного населения к поиску места работы или доходного занятия, порождая тем самым иждивенческие настроения. Вместе с тем, как показала практика середины 1990-х гг., усложнение процедуры получения статуса безработного повлияло на уровень активности граждан, ищущих работу, следствием чего стал, к примеру, бурный рост индивидуального предпринимательства.
Структурная и технологическая безработица, по сути, могут быть отнесены к одному виду, так как причинами и той, и другой является снижение спроса на конкретный труд, вызванное развитием организационных, технических и технологических инструментов и методов управления производством.
Циклическая безработица является следствием экономического кризиса, порождаемого сложной совокупностью макроэкономических факторов и блокирующего не только формирование спроса и предложения рабочей силы, но и функционирование рынка как такового.
Термин «региональная безработица» применяется для характеристики состояния рынка труда конкретного территориального образования (области, города, района). Анализ региональной безработицы позволяет выявить специфические черты, свойственные местному рынку труда, что необходимо для выработки адекватных мер регулирования занятости и безработицы.
Экономическая безработица является одним из результатов конкуренции на товарных рынках. Появление сильных конкурентов всегда приводит к разорению, в частности, мелких производителей, вынужденных, в свою очередь, отказываться от услуг наемных работников.
Причинами маргинальной безработицы является низкая конкурентоспособность на рынке труда некоторых категорий населения: молодежь, впервые выходящая на рынок труда, женщины, лица с ограниченной трудоспособностью, граждане старшего возраста. Анализ безработицы в этих группах населения необходим для выработки мер, реализующих их права на трудоустройство.
Формы безработицы и их характеристика
Форма безработицы |
Характеристика |
Причины возникновения безработицы |
|
Фрикционная |
Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы с более благоприятными условиями труда и пр. |
Институциональная |
Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы |
Добровольная |
Возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать |
Структурная |
Вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства |
Технологическая |
Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда |
Циклическая |
Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом |
Региональная |
Имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств |
Экономическая |
Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе |
Сезонная |
Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях |
Маргинальная |
Безработица среди слабо защищенных слоев населения |
Продолжительность безработицы, мес. |
|
Краткосрочная |
|
Продолжительная |
|
Длительная |
|
Застойная |
|
Внешняя форма проявления безработицы |
|
Открытая |
Включает всех незанятых граждан, ищущих работу |
Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности не работающих, а также тех. чей труд не является необходимым |
Логическим продолжением предложенной классификации форм безработицы является се структуризация по следующим половозрастным, профессионально-квалификационным и социально-демографическим признакам:
- пол (с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных — женщин);
- возраст (с выделением молодежной безработицы и безработицы среди лиц предпенсионного возраста);
- трудовое занятие (рабочие, руководители, специалисты, неквалифицированные работники и другие);
- уровень образования;
- уровень доходов и обеспеченности;
- причины увольнения;
- ментальные группы.
Основные показатели, характеризующие безработицу
Полную картину безработицы может отразить совокупность показателей, наиболее важными из которых являются уровень безработицы и продолжительность безработицы.
Уровень безработицы (УБ) - удельный вес численности безработных (Б) в численности экономически активного населения (ЭАН), выраженный в процентах:
УБ = (Б / ЭАН)*100%.
Уровень безработицы может быть рассчитан как по методологии МО Г, так и в соответствии со специальными законодательными нормами государства. В первом случае это периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В нашей стране эту работу проводит Федеральная служба государственной статистики. Обследование населения по проблемам занятости в Российской Федерации проводится во всех регионах с квартальной периодичностью на основе выборочного метода наблюдения с последующим распространением итогов на всю численность населения в возрасте от 15 до 72 лет. Эта методика апробирована во многих странах мира и позволяет с высокой степенью достоверности получать данные о реальном состоянии рынка труда, субъектами которого также являются граждане, не состоящие на учете в государственной службе занятости населения, которые ищут работу собственными силами или прибегают к услугам коммерческих организаций.
Федеральной службой по труду и занятости РФ уровень безработицы определяется на основе численности официальных безработных, зарегистрированных в ее органах в установленном порядке. Эта информация необходима для оценки состояния официального рынка труда, определения динамики обращений граждан в службы занятости и планирования статей бюджета, направляемых на выплату пособий, проведение обучения безработных и другие программы стимулирования занятости.
Продолжительность безработицы — величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этот период трудоустроены. Для России, как и для многих развитых стран мира, чрезвычайно актуальна проблема длительной и застойной безработицы.
При решении проблем безработицы считается целесообразным достижение естественной нормы (естественногоуровня) безработицы - оптимального для экономики резерва рабочей силы, способного достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностей производства.
Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественный уровень безработицы, который в экономически развитых странах с 1980-х гг. оценивается в 7%.
Типы поведения безработных на рынке труда
По типу поведения на рынке труда можно выделить четыре группы безработных.
Профессиональный тип. Для безработных данного типа в процессе поиска работы существенное значение имеет возможность проявить свои способности, деловые качества, повысить квалификацию, а также сама работа, предполагающая разнообразие, содержательность, возможность творчества. Являясь носителями профессионального типа экономического поведения на рынке труда, потерю работы они расценивают как неприятность, не испытывая при этом особых огорчений. Достаточно высоко оценивают свою конкурентоспособность, верят в себя и свои силы и поэтому самостоятельно и активно ищут работу, в том числе требующую более высокой квалификации. Готовы приступить к работе, как только появится что-нибудь подходящее и даже с переездом в другой город; предпочтение отдают работе в финансовых и управленческих структурах, а также сферах науки, образования и организации досуга.
Инструментальный тип. Это безработные, которым безразлична форма трудоустройства, лишь бы она обеспечивала приемлемый материальный статус. Исследования показали, что безработные данного типа ориентированы прежде всего на высокую зарплату, денежные компенсации, премии, порядок и хорошую организацию труда, удобный график работы, близкое расположение работы от места проживания. Если предлагаемая работа не соответствует их ожиданиям, они от нее отказываются. Если условием трудоустройства является перемена места жительства, либо смена профиля деятельности и переобучение на другую профессию, безработные этого типа, как правило, отказываются от работы, так как надеются еше найти занятие по своей специальности. Большинство из них не соглашаются заняться собственным делом.
Хозяйственный тип - носитель активного рыночного типа экономического поведения. В основном, с одной стороны, это руководители всех рангов всех типов предприятий и организаций (имеющие некоторый опыт организаторской и управленческой деятельности), с другой — продавцы, кассиры, буфетчики. Их объединяет общность в трудовых ценностях — это люди, стремящиеся «быть хозяином на своем рабочем месте», работать самостоятельно с ориентацией на расширение связей и знакомств. Они чаще, чем остальные, стремятся к организации собственного дела, самостоятельно ищут возможности для получения новой профессии и переобучения. Для лучшего трудоустройства готовы переехать в другой регион и даже за пределы России. Если поиски работы затягиваются, они могут заняться огородничеством, садоводством, будут подрабатывать, где придется. При выборе видов деятельности отдают предпочтение сфере услуг, организации отдыха, досуга и общественного питания.
Тип социального иждивенца. Безработные данного типа не способны к самостоятельному решению проблем занятости, основные надежды с трудоустройством у них связаны с государством. Для них характерна установка «жить на пособие государства», «уйти на пенсию». Они надеются на государственную поддержку, и в случае безработицы большинство из них обратится в службу занятости. При поиске работы их привлекает возможность иметь гарантированную работу, стабильность, даже если зарплата не столь высока, проявляя тем самым приспособленческий, потребительский, иждивенческий тип экономического поведения. Такие безработные отличаются сравнительно невысоким уровнем профессионального образования и низкой квалификацией. Главная жизненная ценность для них — стабильность положения и уверенность в завтрашнем дне, они считают, что безработицы быть не должно, согласны на любую работу, даже ниже по уровню квалификации и оплаты труда. Они в большей степени, чем другие типы, считают, что их положение существенно изменилось в худшую сторону, на рынке труда ощущают себя менее уверенно и более тревожно. В случае потери работы значительная часть из них будет сидеть дома, воспитывать детей, а также ждать, когда служба занятости подыщет им работу; часть из них согласна сменить профиль своей деятельности, но сами для этого они ничего делать не собираются.
Право социального обеспечения. Шпаргалка Белоусов Михаил Сергеевич
29 ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ: ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ, РАЗМЕРЫ
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (ч. 2, 3 ст. 31 настоящего Закона).
Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати месяцев в суммарном исчислении в течение восемнадцати календарных месяцев.
Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать двадцати четырех календарных месяцев в суммарном исчислении в течение тридцати шести календарных месяцев.
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (ч. 1 ст. 30 настоящего Закона).
Согласно ч. 1 ст. 30 настоящего Закона пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение двенадцати месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее двадцати шести календарных недель на условиях полного рабочего дня (рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (рабочей недели) с пересчетом на двадцать шесть календарных недель с полным рабочим днем (рабочей неделей) и признанным безработными, начисляется:
1) в первом (двенадцатимесячном) периоде выплаты:
а) в первые три месяца – в размере 75 % их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
б) в следующие четыре месяца – в размере 60 %;
в) в дальнейшем – в размере 45 %, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 30 % величины указанного прожиточного минимума;
2) во втором (двенадцатимесячном) периоде выплаты – в размере 30 % величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.
Выплата пособия не производится в следующие периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва безработного на военные сборы; привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей. Эти периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ Из книги Финансы: Шпаргалка автора Автор неизвестен31. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ Для получения права на выплаты по страхованию по безработице безработный должен пройти регистрацию на бирже труда как ищущий работу. Одновременно с решением о признании гражданина безработным службой занятости
Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич7 ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕР Основные характеристики пенсии по старости:1) пенсия – это ежемесячная выплата;2) пенсия – это денежная выплата;3) пенсия выплачивается в целях компенсации гражданам утраченного заработка или иного
Из книги Гарантии и компенсации. Новые правила автора Бобкова Оксана9 ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ ДЛЯ ГРАЖДАН И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕР Пенсии по инвалидности делятся на трудовые, которые назначаются застрахованным гражданам, и на пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые назначаются
Из книги Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка автора Автор неизвестен11 ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ Пенсия за выслугу лет – это особый специальный вид пенсии. Она назначается, как правило, независимо от достижения пенсионного возраста тем, кто длительное время был занят определенной профессиональной
Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ15 СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕР Социальная пенсия устанавливается нетрудоспособным гражданам, которые по каким-то причинам не приобрели права на другой вид пенсии (п. 4 ст. 5 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).Основания для назначения социальной
Из книги Все о правах работника и обязанностях работодателя автора Богданова Н.17 СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕР В тех случаях, когда граждане не имеют средств вобъеме прожиточного минимума, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособия, субсидии и разнообразные компенсации), бесплатные или
Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна25 ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ИВЫПЛАТЫ, РАЗМЕР Пособие по временной нетрудоспособности – это определенная денежная выплата, которая осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ и компенсирует
Из книги автора30 МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БЕЗРАБОТНЫМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ОКАЗАНИЯ, РАЗМЕР Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной