По выбору природного фактора можно выделить следующие средства закаливания: воздух, солнце, вода.
В закаливании можно выделить неспециальные и специальные методы. Неспециальные методы обозначают создание соответствующих условий для закаливания детей дошкольного возраста - одежда по погоде, чистый свежий воздух и его температура. Специальные методы - это непосредственно закаливающие мероприятия.
Закаливание воздухом
Закаливание воздухом - самый простой и доступный способ закаливания. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц.
Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:
переодевание ребёнка;
утренняя гимнастика, ходьба босиком и легкий бег по «дорожке здоровья»;
сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые форточки);
сквозное проветривание помещения до 5 раз в день;
поддержание оптимального температурного режима в помещении (18-22°С);
ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа в зимнее время и весь день - в летнее время.
Утреннюю гимнастику можно проводить при температуре воздуха +18°С с постепенным ее снижением в течение нескольких дней до 14°С, а затем и до 12°С.
Маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы, а из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие.
Так что и здесь все надо дозировать. Давайте ребенку побегать, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему.
Если у вас есть возможность выехать летом на природу, где есть чистая трава, песок, земля, а обстановка не травмоопасна, то можете позволить ребенку ходить босиком.
Закаливание воздухом наиболее интенсивно осуществляется во время прогулок. Прогулки тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха. Во время прогулок важно следить за состоянием ребёнка, регулировать его двигательную активность. Хорошо, если проведение воздушных ванн сочетают с подвижными играми.
Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений. В случае если ребенок вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду, т.к. одежда, высыхая на ребенке, вызывает его переохлаждение. Весной, когда ребенок играет на улице, с него можно ненадолго (на 5-7 минут) снять пальто.
Эффективность воздействия воздушных ванн зависит не только от снижения температуры, но и возрастает с увеличением площади открытой поверхности тела.
Закаливание солнцем
Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Солнечные лучи - довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции - от слабости и недомогания до солнечного удара.
Начинают закаливание солнцем в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног), постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Самое благоприятное время для солнечных ванн - с 8 до 11 часов утра. После образования загара длительность пребывания на солнце увеличивается до 8-10 минут 2-3 раза за прогулку.
Голова ребенка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой, одежда из натуральных материалов светлых тонов. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё (вода).
Умеренное, гигиенически правильное солнечное облучение улучшает деятельность внутренних органов и всех систем организма.
Закаливание водой
Вода является самым мощным фактором закаливания. Водные процедуры помогают детскому организму хорошо приспосабливаться к условиям внешней среды, особенно к холоду. Водные процедуры приучают сосуды кожи расширяться (действие теплой воды), отдавая в воздух излишнее тепло или сужаться (действие холодной воды), т. е. удерживать тепло и, таким образом, защищать организм от переохлаждения.
Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук - утром, до и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой - попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. В осенне-зимний период в качестве местных закаливающих процедур можно использовать утреннее умывание, подмывание детей, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном.
Одним из вариантов местного закаливания ротоглотки является полоскание горла прохладной водой после еды. Полоскание горла проводится кипячёной водой с постепенным снижением её температуры с 36 до 16-18°С на 1°С каждые 5 дней.
Полоскание особенно полезно ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее - каждые 7 дней. Если ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше полоскать горло водой более теплой, на один градус выше, чем до заболевания.
По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки.
К специальным закаливающим водным процедурам относятся:
Обтирание
Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Обтирают сперва руки (от пальцев к туловищу), затем шею, грудь, живот, ноги, спину. После этого ребенка сразу насухо вытирают до легкого покраснения кожи.
Влажные обтирания - самая легкая из всех водных процедур. Начальная температура при обтирании 34-35°С. В течение 10-15 дней ее снижают до 24°С - зимой и 22°С - летом. Продолжительность процедуры - до 3 минут. В конце следует сухое обтирание.
Обтирание ног полотенцем, смоченным прохладной водой - рекомендуемая для ослабленных детей ежедневная процедура.
После обтирания можно переходить к обливаниям.
Обливание
При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, особенно важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше.
Специалисты считают: «Сеть кровеносных сосудов, расположенных под кожей нижних конечностей, играет существенную роль в общей терморегуляции организма. Установлена рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов ног (стоп и голени) и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке носа и верхних дыхательных путей. По-видимому, именно эта рефлекторная связь объясняет то, что при резком охлаждении ног у незакаленного человека появляется насморк».
Используем эту рефлекторную связь для предупреждения простудных заболеваний.
При обливании ног начальная температура воды 30-28°С. Через каждые 4-6 дней, а для ослабленных детей - каждые 7 дней, температура снижается на 1°С и доводится до 16-14°С.
Необходимо следить за тем, чтобы перед началом обливания ноги у ребенка были теплыми. Если же ноги холодные, обливание проводить бесполезно - не будет ответной реакции. Обливать ноги водой лучше сразу после сна. После обливания ноги обсушивают и хорошо растирают полотенцем.
Можно применять и контрастные обливания. Детям ослабленным, часто болеющим ОРЗ рекомендуется щадящий режим обливания, когда обливают ноги сначала тёплой водой (38-36°С), затем 28°С и заканчивают снова тёплой водой. Детям здоровым рекомендуется больший контраст (38 - 18°С).
Можно использовать контрастные обливания для кистей рук. Температурный режим такой же, как и при обливании стоп.
Контрастные обливания можно заменить ножными ваннами. В один таз наливается теплая вода (38-36°С), а другой - прохладная (в начале закаливания 28°С). Каждые 4-6 дней температура воды во втором тазу снижается на 1°С и постепенно доводится до 22-20°С.
Общие обливания тела проводятся водой с начальной температурой 36°С, длительность первого обливания 15 секунд. В дальнейшем температура воды постепенно снижается на 1°С в 7 дней, а длительность увеличивается до 35 секунд. Температуру воды постепенно доводят до 22-20°С.
Сперва обливают в основном спину, затем грудь, живот, правый и левый бок. Обливаться холодной водой нужно 2 раза в день.
Водные процедуры надо проводить так, чтобы они доставляли детям удовольствие, нравились им. Зависит это от многого: от температуры воды, от силы, с которой она падает, но в очень большой мере и от того, умеет ли взрослый превратить процедуру в подобие веселой игры.
Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года - в помещении. Заканчивают процедуру сухим растиранием.
Кроме обливания, закаливающие водные процедуры включают купание в природных водоемах.
Купание в реке, озере, море, благодаря одновременному действию на организм воды, воздуха и солнечных лучей, а так же гармоничному сочетанию приятного и полезного, в большой мере способствует закаливанию организма.
Сезон купания рекомендуется начинать при температуре воздуха 24-26°С, воды не менее 21°С. Средняя длительность купания детей до 5 лет - 5-8 минут, 6-7 лет - 10-15 минут. В течение лета эту длительность можно увеличить. Когда ребенок привыкнет к воде такой температуры, он может купаться и в более холодной (до 18°С) в прохладные, дождливые дни. Пусть всего 2-3 раза окунется, затем насухо вытрется, но всё же не лишается купания.
Как определить, не «перекупался» ли ребенок? Существенный показатель - реакция ребенка на пребывание в воде. Если он побледнел, губы посинели, кожа «гусиная», то он должен немедленно выйти из воды и хорошо растереться полотенцем, разогреться движениями.
В случае болезни ребёнка закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребенка.
Наиболее сильная закаливающая процедура - моржевaние (плавание в ледяной воде) - имеет ряд противопоказаний. Моржеванию должна предшествовать подготовка организма, заключающаяся в регулярных обливаниях с постепенным снижением температуры воды.
Если закаливание ребенка проводится не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным: в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.
Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной, и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется. Начинать закаливание с этой процедуры нельзя.
Терморегуляторные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, но более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта.
Если схематично представить последовательность закаливающих процедур, то получится следующая схема:
воздушные ванны, хождение босиком по «дорожке здоровья» и умывание холодной водой;
обливание холодной водой стоп, голеней, ног от бедер;
обливание всего тела холодной водой;
подготовка к выходу на морозный воздух, топтание на замерзшем полотенце, выход на снег.
Вот так, не спеша, постепенно можно подойти к применению таких экстремальных методов закаливания, как выход на воздух с минусовыми температурами, ходьба и бег по снегу босиком, обливание ледяной водой. Может возникнуть вопрос: «Нужны ли такие крайне предельные методы закаливания?» Ответ заключен в принципе интенсивности. Наш организм постоянно получает огромное количество информации относительно взаимодействия с внешней средой. Чтобы сигнал на холод способствовал лучшей мобилизации защитных сил, он должен быть ярким и выделяться из общего потока информации.
Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Если ребенок по причине болезни пропустил закаливающие процедуры, то он в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после полного выздоровления с ребенком не проводится интенсивное закаливание.
Проводить закаливание необходимо на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.
От родителей дошкольников часто можно услышать, что их малыши постоянно болеют. Действительно, в этом возрасте иммунитет человека еще не окреп, к тому же, проведение всего свободного времени дома перед компьютером или телевизором никак не способствует его развитию. Как же уберечь детей дошкольного возраста от частых болезней? Ответ – закаливание.
Принципы закаливания и его польза
Закаливанием называют комплекс мероприятий профилактического характера, направленных на повышение сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Это своеобразная тренировка организма, когда регулярные закаливающие процедуры заставляют его проявлять защитную реакцию на охлаждение или перегрев. Закаливание действует подобно вакцине: научившись справляться с малыми дозами вредоносных факторов, организм способен устоять и перед большими.
Начинать закаляться можно в любом возрасте, но у детей проблема повышенной заболеваемости на фоне слабого иммунитета стоит особенно остро.
Кроме укрепления иммунитета закаливание дошкольников способно решить сразу несколько проблем:
- нормализовать аппетит и улучшить обмен веществ;
- повысить общий тонус организма;
- улучшить память и внимание, стимулировать способности к обучению;
- укрепить костно-мышечную и нервную системы;
- увеличить выносливость организма;
- улучшить терморегуляцию.
Закаляющие процедуры неэффективны без коррекции образа жизни ребенка.
Натренированный таким образом организм научится быстро реагировать на переохлаждение, и о «простудах» можно будет забыть. От инфекционных болезней закаливание не спасет, но переносить их закаленный ребенок будет легче и быстрее. Проще пройдет адаптация к детскому саду - а ведь именно с этим учреждением обычно связаны жалобы родителей по поводу бесконечных болезней. Безусловно, закаливание - одна из важнейших составляющих физического воспитания дошкольников.
Врожденный иммунитет . Это неверное определение. У грудничка не вырабатывается антител, и ему это не нужно. Иммунитет младенец получает с молоком матери. Но взамен у новорожденного есть сильнейшие механизмы адаптации. Поэтому только что появившимся на свет крохам не нужно закаливание. Необходимо обеспечить им уход, при котором заложенная природой способность приспосабливаться не будет утрачена. Следует создать контрасты температур воды или воздуха: больше гулять на улице при любой погоде, купаться, одеваться в соответствии с климатом в помещении и на улице.
Чего делать не стоит . Постоянно высокая температура, стерильная среда - все это приводит к отключению естественных механизмов адаптации (зачем, если условия - практически как в утробе матери?).
Нельзя в любом детском возрасте:
- Закаливать малыша, у которого имеются пороки сердца, анемия (пониженный уровень гемоглобина в крови), ОРВИ, грипп или истощение.
- Водить ребенка босиком по снегу, окунать в прорубь или несколько часов держать под солнцем.
На детей и взрослых влияют две группы факторов :
- Цивилизация - применяемые средства бытовой химии, транспорт, одежда, телевизор.
- Природа - вода, воздух, солнце.
Неадекватное воспитание угнетает врожденную устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Чтобы устранить подобную погрешность, необходимо сделать образ жизни естественным.
Что такое естественный образ жизни по Комаровскому
Естественный образ жизни подразумевает ограничение контакта с вредными факторами цивилизации и увеличение - с природой. Благодаря этому заложенные природой в человеческом организме адаптационные механизмы пробуждаются, повышается устойчивость организма, снижается частота недугов, они протекают не так тяжело.
Основные компоненты естественного образа жизни:
- Двигательная активность на природе.
- Питание. Единственная причина приема пищи - аппетит.
- Одежда должна быть удобной, не мешать двигаться. Следует иметь в виду, что потливость, вызванная укутыванием, чаще и стабильнее приводит к простуде, нежели переохлаждение.
Образ жизни современных детей, особенно живущих в больших городах, не является естественным в большинстве случаев. Они практически все время находятся в помещении, питаются калорийной пищей, ощущают на себе избыточное применение средств бытовой химии.
Нельзя закаливанием заменить естественный образ жизни, если ребенок не выходит гулять несколько недель, постоянно носит шерстяные носки и шапочки, чтобы он поел его необходимо уговаривать, практически не отходит от телевизора. При этом перед сном родители его обтирают (обливают) водой - закаливающего эффекта, вреда или пользы для детского организма от подобной процедуры не будет, за исключением успокоения нервной системы родителей.
Начинать закаливание нужно с глобальных изменений:
- режим дня;
- комната, где живет ребенок;
- одежда;
- занятия спортом;
- интенсивность обучения.
Следует определить обязательные правила, следование которым будет неукоснительным. Например:
- Прогулки в любую погоду. Малыш должен бывать на свежем воздухе как можно чаще.
- Поощрение двигательной активности ребенка.
- Минимизация контактов со средствами бытовой химии.
- Предоставить ребенку самому выбирать одежду и одеваться (решать, сколько и какие вещи он наденет).
- Оптимизация учебных нагрузок.
- Приведение в порядок детской комнаты, удаление накопителей пыли, ежедневная влажная уборка.
- Дозирование просмотра телевизора и прочих гаджетов.
Подобных изменений будет достаточно для того, чтобы постепенно вернуть здоровье. Если перемену образа жизни дополнить закаливанием, то пошатнувшееся здоровье вернется гораздо быстрее.
С чего начать?
Закаливание желательно начинать с первых дней жизни. Воздушные и солнечные ванны, купание - то, что многие родители делают интуитивно – и есть первые шаги в закаливании. Такие методы называют неспециальными, это просто полезные привычки в уходе за малышом. Именно такой системы рекомендует придерживаться известный педиатр Комаровский. Он утверждает, что ребенок рождается уже закаленным, а задача родителей - проследить, чтобы это свойство не пропало в результате полного ограждения новорожденного от «нежелательных» воздействий внешней среды. Иммунитет перестанет действовать, если им не пользоваться, а чтобы его укрепить, нужно как можно чаще вступать в контакт с природой - то есть проводить побольше времени на свежем воздухе в любую погоду.
В качестве ключевых факторов, влияющих на защитные механизмы детей, Комаровский выделяет три аспекта образа жизни.
- Физическая активность. Следует максимально заменить поездки на личном или городском транспорте пешими прогулками (от дома до школы, например), вместо игр на компьютере выбрать или спортивную секцию.
- Одежда. Одевать ребенка следует по погоде, так, чтобы не ограничивать его движения.
- Питание. Руководствоваться аппетитом ребенка, не заставлять его есть, если не хочет. А чтобы улучшился аппетит - повысить количество физической активности и прогулок на свежем воздухе.
Соблюдения этих принципов достаточно, чтобы поддерживать в рабочем состоянии детский иммунитет, однако бывают случаи, когда требуются дополнительные закаливающие меры.
Совет
Если решено закаливать ребенка, обязательно проконсультируйтесь сначала с педиатром, так как существуют ограничения. Врач поможет подобрать оптимальный для малыша способ укрепления организма.
Три кита закаливания: воздух, солнце и вода
Стихии, результатом взаимодействия которых когда-то явилось возникновение жизни на планете, и сегодня играют решающую роль в поддержании и развитии этой жизни. Ничто так не укрепляет человеческий организм, как соприкосновение с этими природными источниками силы.
Воздушная ванна - первое, что получает ребенок в момент рождения
Соприкосновение кожи с воздухом дает организму информацию о внешнем мире, и чем младше ребенок, тем меньше он способен оценивать температуру воздуха с точки зрения комфорта. Укутанный в одеяло летом малыш вспотеет, но не будет плакать или жаловаться - он просто не поймет, что на самом деле ему жарко. Точно так же и раздетый младенец на легком ветерке не станет плакать только потому, что чувствует прохладу - просто его организм примет к сведению, что «за бортом» холодно, и будет выделять в атмосферу меньше тепла. В пределах от +18 до +25 градусов совершенно безопасно держать здорового и веселого младенца голеньким. Терморегуляция - вот что в первую очередь тренируют воздушные ванны.
Если малыш не привык подолгу находиться без одежды с младенчества, в дошкольном возрасте следует начинать такие эксперименты осмотрительно, постепенно увеличивая время контакта с воздухом. Сочетая воздушные ванны с утренней зарядкой, например, можно наращивать интенсивность закаливания следующими шагами, в течение нескольких недель переходя от одного к другому:
- делать зарядку, предварительно хорошо проветрив комнату, в носках, трусах и майке;
- заниматься при полуоткрытом окне (насколько стоит приоткрыть створку, зависит от времени года);
- постепенно избавиться поочередно от майки и носков (окно остается открытым).
Вообще проветривание помещения должно войти у родителей в постоянную привычку, особенно важно делать это перед сном. В теплое время года окно в детской спальне нужно держать открытым всю ночь.
Закаливание воздухом подразумевает также и ежедневные прогулки, желательно вдали от автомобильных дорог и прочих источников загрязнения атмосферы. Особенно полезен для организма воздух в лесу, в парках, возле водоемов. Очень полезно и естественно для детей совмещать прогулки с двигательной активностью: играми, катанием на велосипеде, занятиями физкультурой. Гулять нужно как можно больше в любое время года, подбирая соответствующую погоде и не стесняющую движения одежду.
Следите, чтобы в холодное время года одетый для прогулки ребенок не находился долго в помещении, так как за это время он может вспотеть, а выйдя на улицу - переохладиться и заболеть. Оденьтесь сначала сами, а в последнюю очередь оденьте ребенка.
В качестве отдельного вида закаливания воздухом можно выделить хождение босиком. Контакт ступни с прохладным полом, с неровной землей, с сыпучим песком - все это способствует правильному формированию свода стопы, а разница температур поверхностей оказывает закаливающий эффект. Детям Комаровский советует позволять ходить босиком с первых шагов, везде, где это только возможно, рассматривая обувь только как защиту от холода и асфальтированных дорог.
Солнце - ласковое и опасное
Солнце ассоциируется у детей прежде всего с летом, теплом и весельем - уже одно это делает его полезным. Кроме того, солнечные лучи несут человеческому организму реальную пользу - стимулируют выработку витамина D, укрепляют иммунитет и нервную систему. При этом не стоит забывать, что избыток солнечной радиации способен серьезно навредить детскому организму. Перегрев, солнечный удар, ожог кожи - все это только внешние проявления чрезмерного воздействия солнца. Так как детская кожа сильно отличается от взрослой, она намного больше подвержена пагубному действию ультрафиолета, которое может не повысить, а, наоборот, снизить иммунную реакцию растущего организма и даже спровоцировать тяжелые болезни.
Чтобы солнечные ванны принесли пользу малышу, применять их следует с осторожностью, соблюдая рекомендации специалистов:
- закаливание дошкольников нужно проводить в утренние или вечерние часы, избегая середины дня, когда активность солнца становится максимальной;
- маленьких детей первые несколько дней ненадолго оставляют в тени деревьев или соломенных зонтов;
- переход к открытым солнечным ваннам следует начинать с отдельных частей тела, например ног и рук;
- длительность пребывания на солнце нужно увеличивать постепенно, начиная с 4-5 минут довести до получаса;
- закаливание солнцем полезно сочетать с водными процедурами;
- ребенок должен получать питье (желательно воду) в нужном ему количестве, а голова обязательно должна быть прикрыта панамой или платком.
Отдыхая у воды, приходите с ребенком на пляж за 2-2,5 часа до захода солнца - так вам не придется отрывать малыша от игры с песком через полчаса после начала, а наступающая вечерняя прохлада окажет закаливающий эффект.
Вода - это жизнь
Почему большинство взрослых входят в холодную воду медленно, поеживаясь, а дети вбегают в нее весело и неудержимо? Не потому ли, что в силу своего возраста они намного ближе к природе и лучше адаптированы к естественным условиям? Чтобы сохранить эту бесценную способность организма принимать условия окружающей среды как родственные, дошкольников можно и нужно закалять прохладной водой.
Любой контакт с водой, температура которой ниже температуры тела, можно назвать закаливающей процедурой. Даже простое мытье рук в прохладной воде кроме гигиенической функции несет закаливающую - неудивительно, что к этому дошкольников настойчиво приучают и дома, и в детском саду. Умывание холодной водой, ополаскивание ею рта после чистки зубов, полоскание горла после еды - все эти элементы физического воспитания при регулярном использовании способствуют поднятию тонуса и активизации защитных сил организма.
Более серьезный и систематический подход к закаливанию водой предполагает следующие этапы.
- Обтирание. Это первый шаг в закаливания водой, и начинать обтирания можно с рождения. В качестве инструмента можно использовать мягкую тканевую рукавичку, губку, махровое полотенце, а в случае с новорожденным ребенком лучше нежно обтереть его просто влажной рукой. В этом деле тоже важна постепенность: первые несколько дней нужно увлажнять ноги, руки, шею малыша, а со временем увеличивать площадь обрабатываемой поверхности и снижать температуру воды. После обтирания всю оставшуюся влагу нужно тщательно вытереть полотенцем.
СоветПриучите младенца к ежедневным ваннам перед сном. Температура воды вначале должна составлять 36-37 градусов, но постепенно ее следует снизить до 30-32 градусов, если это не вызовет протестов малыша. Такие ванны оказывают закаливающий и успокаивающий эффект: ребенок лучше засыпает.
- Обтирания детей от 2-3 лет и старше проводятся по схеме «сверху вниз»: увлажняют шею, грудь, спину и руки, потом растирают сухим полотенцем. Затем те же действия повторяются с ногами.
- Обливание. К этой процедуре можно переходить, когда обтирания ребенок уже переносит без малейшего дискомфорта. Летом обливания можно проводить на улице, зимой - в помещении. Начинать следует с обливания ног водой с температурой 38-39 градусов, каждые 2-3 дня поднимаясь немного выше и снижая температуру воды на 1 градус, пока ребенок согласен терпеть.
- Душ. В отличие от обливания, душ позволяет коже поддерживать более длительный контакт с водой и имеет возможность менять температуру воды. Таким образом, кроме усовершенствованного варианта обливания - холодного душа - для закаливания можно применять и такую процедуру, как контрастный душ. Контрастный душ - это идеальный тренажер для организма, подготавливающий его к защите от резкой смены температур. Также при этом укрепляются нервная и иммунная системы. Разницу между температурами теплого и прохладного душа следует увеличивать постепенно: теплая вода должна быть 36-38 градусов, а прохладная может понижаться с 34-35 до 15-16 градусов в течение 2-3 месяцев. При этом периоды поливания теплой водой должны быть длиннее «холодных» - 1-2 минуты и 15-20 секунд соответственно.
- Моржевание. Это наиболее радикальный метод закаливания, требующий предварительной консультации с врачом, а подготовку к моржеванию и сами процедуры следует проводить под руководством специалиста. Такой вид закаливания дает мощный заряд энергии всем системам организма, улучшает работу всех его органов. Человек ощущает небывалый прилив сил и становится практически неуязвимым для болезней.
Существует ряд рекомендаций, несоблюдение которых способно свести результат на нет или даже навредить.
- Начинать закаливание можно только тогда, когда ребенок здоров, ведь любая болезнь - это стресс для организма, и необходимо создать все условия для его скорейшего восстановления. Дополнительная нагрузка в виде непривычных процедур может не только замедлить выздоровление, но и ухудшить состояние.
- Программу закаливания каждого ребенка нужно выстраивать индивидуально в соответствии с его психофизиологическими особенностями.
- Наращивать интенсивность процедур нужно поэтапно, каждый раз оценивая, насколько легко воспринимает организм текущую нагрузку.
- Следует придерживаться определенной последовательности в использовании закаливающих средств. Начинать нужно с самых простых мероприятий (это воздушные и солнечные ванны), а со временем можно добавить и более радикальные – взаимодействие с теплой и холодной водой (обтирания, обливания).
- Закаливающие процедуры должны быть регулярными вне зависимости от времени года. Чтобы добиться этого, необходимо органично вписать их в режим дня, превратив в такой же ритуал, как утренняя зарядка или чтение книги перед сном.
- Обязательное условие - наличие у ребенка приятных ассоциаций с закаливанием. Хорошее настроение малыша в процессе закаливающих мероприятий - залог их регулярности; этот фактор способен повлиять даже на их эффективность.
Чтобы малыш охотнее закалялся, найдите ему компанию, а если подходящих кандидатов нет - покажите личный пример. Совместное закаливание не только будет полезно для здоровья его участников, но и укрепит отношения между ними.
Примерная схема закаливания
Начинать следует с физического воспитания, устраивать каждое утро легкие пробежки на протяжении 5-10 минут в любую погоду и не в комнате, а на свежем воздухе. Пробежка должна быть неторопливой, спокойной, ставить рекорды ни к чему. После этого рекомендуется сделать несколько простых упражнений (махи руками, прыжки, приседания). Гимнастика и пробежка должны занимать в общей сложности 30 минут каждое утро.
После физических нагрузок - водные процедуры и завтрак.
Совет
Постепенно увеличивайте время и дальность пробежки, усложняйте упражнения утренней гимнастики, уменьшайте количество одежды.
За этот час каждое утро ребенок получит:
- двигательную активность;
- контакт с водой;
- свежий воздух.
Три принципа, которые необходимо соблюдать, проводя мероприятия по закаливанию:
- Систематичность. Процедуры проводятся ежедневно, пропуски недопустимы.
- Постепенность. Длительность и интенсивность воздействий должна быть постепенной.
- Учет индивидуальных характеристик ребенка. К ним относится психологическая настроенность дошкольника, его возраст, сопутствующие недуги, бытовые факторы.
Закаливание должно стать для ребенка удовольствием.
Видов закаливания не так много, но все они простые и не требуют каких-то особых приспособлений. Суть заключается в том, чтобы приблизить условия жизни к природным, поэтому закаливание дошкольников - процесс естественный и очень полезный для детского организма. Особенно это важно перед поступлением в первый класс, где детям понадобится много сил для учебы и адаптации к новым условиям.
Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей среды и повысить сопротивляемость различным патологиям.
Закаливать ребенка можно по-разному – существует остаточно много методик проведения подобных процедур, но сначала нужно все-таки проконсультироваться с педиатром. Дело в том, что бездумное закаливание, начатое не по правилам, может привести к большим проблемам со здоровьем малыша, а специалист составит график закаливания и даст рекомендации родителям с учетом возраста ребенка, его физиологических особенностей и имеющихся соматических заболеваний.
Общие правила закаливания детей
Родители должны знать некоторые общие правила проведения закаливания, чтобы здоровью ребенка действительно была оказана польза. К таким правилам относятся :
- Начинать процедуры закаливания нужно только на фоне полного здоровья. Это подразумевает, что у малыша не должно быть ни , ни каких-либо проявлений .
- Нужно получить консультацию у педиатра, который составит индивидуальную программу закаливания.
- Процесс закаливания должен быть постепенным, ускорять его ни в коем случае нельзя.
- Все закаливающие процедуры нужно проводить систематично, регулярно и круглый год без праздников и выходных.
Врачи выделяют три закаливающих фактора – воздух, солнечные лучи и вода, которые и используются для проведения рассматриваемых процедур.
Закаливание ребенка воздухом
Повседневное закаливание начинают с воздушных ванн, и проводить подобную процедуру можно с первых дней жизни младенца. Переодевая кроху, нужно оставлять его без одежды буквально на несколько минут, но каждый день нужно удлинять время пребывания малыша раздетым. Начинать воздушные ванны нужно с температуры комфорта, затем ее постепенно снижают, но в пределах разумного – она не должна быть ниже 17 градусов тепла . Такое постепенное снижение температуры воздуха в помещении позволит избежать переохлаждения младенца.
Закаливание воздухом также подразумевает проветривание помещения, и с на свежем воздухе. Эффективность данных закаливающих процедур зависит не только от того, как долго и как часто ребенок пребывает на воздухе, а и от того, какая площадь поверхности тела будет открытой. Чтобы обеспечить полноценное закаливание воздухом, родители должны соблюдать следующие рекомендации:
- одежда для прогулки на свежем воздухе должна подбираться в строгом соответствии с климатическими условиями, нужно избегать чрезмерного укутывания малыша;
- вещи малыша должны быть пошиты из натуральных тканей;
- одежда не должна сковывать движения малыша;
- если во время прогулки ребенок вспотел, то его обязательно нужно переодеть, так как важная одежда может вызвать переохлаждение.
Каждый день нужно совершать с малышом прогулки продолжительностью 3-4 часа, причем, в любое время года. Конечно, временные показатели можно разделить на несколько раз, но именно регулярность прогулок будет способствовать тренировке терморегуляторных механизмов и адаптации к различным погодным условиям.
Если ребенок пребывает в возрасте 2-3 года, то воздушные ванны рекомендуется совмещать с утренней гимнастико й. Во время таких занятий ребенок должен находиться в маечке, трусиках и носочках, помещение должно быть проветриваемым. Через некоторое время можно будет отказаться от носков и маечки, чтобы малыш делал утреннюю зарядку в трусиках.
Воздействие воздуха можно использовать и во время дневного/ночного сна . Для этого нужно хорошо проветрить помещение спальни, но следует контролировать – до 3 лет детям подойдет 19 - 21 градус тепла, а более старшим и 18 - 20 градусов. Постепенно можно и нужно приучать ребенка ко сну с открытой форточкой или фрамугой не только теплое время года, но и в холодное.
Обратите внимание: совсем маленьким детям педиатры рекомендуют проводить закаливание воздухом путем обеспечения дневного сна на воздухе.
Если говорить о солнечных ваннах, то они должны крайне осторожно вводиться в алгоритм закаливания – начинать с размещения ребенка в тени, затем постепенно давать возможность солнечным лучам воздействовать непосредственно на открытые поверхности тела крохи . Причем, такое вот прямое воздействие солнечных лучей должно оказываться не более 5 минут, а оптимальным временем станет 9-10 часов утра. Это уже потом, когда родители убедятся в нормальном состоянии здоровья малыша, можно будет увеличивать время его пребывания под солнечными лучами.
Обратите внимание: при проведении солнечных ванн обязательно нужно надеть на голову малыша светлую панамку и обеспечить его питьем.
Закаливание детей водой
Такой тип закаливания можно разделить на ежедневные процедуры и специальные методики . Ежедневные процедуры – это умывание и мытье рук водой, температуру которой нужно постепенно снижать. Можно несколько разнообразить умывание и сделать его расширенным – кроме лица и кистей рук, малышу моют шею, руки до локтей и верхнюю часть груди. Чистка зубов, кстати, тоже относится к закаливающим процедурам – например, это может защитить зубы от кариеса. Чистить зубы, а затем полоскать рот и горло нужно теплой водой, потом ее температура постепенно снижается и достигает возможного минимума – 22 градуса .
К специальным закаливающим водным процедурам относятся влажные обтирания, купание в открытых водоемах, контрастное обливание и плавание. Какую методику можно применять для конкретного ребенка, должен определить педиатр. Родители же должны запомнить некоторые особенности закаливания водой:
Обратите внимание: педиатры считают, что оптимальное закаливание и укрепление организма происходит при плавании – оно может заменить все вышеописанные процедуры из категории «закаливания водой».
Кроме этого, родители могут приучать ребенка ходить босиком – это тоже одна из методик закаливания, крайне желательно делать это на твердой поверхности.
Категорически не стоит применять к детям экстремальные методики закаливания – обливание водой на снегу, окунание в прорубь, хождение босиком по снегу и так далее . Подобные процедуры могут спровоцировать развитие
Закаливание детей дошкольного возраста
Влияние профилактических мероприятий по закаливанию на здоровье дошкольников.
Описание материала: предлагаю Вам материал по теме «Влияние профилактических мероприятий по закаливанию на здоровье дошкольников». Данный материал будет полезен как младшими, старшим дошкольникам, так воспитателям и родителям.
Цель : напомнить педагогическому составу и родителям о важности проведения всех методов (приемов) при проведении комплекса воздушных ванн.
Задачи:
- повысить качество и эффективность проведения воздушных ванн;
- укрепление здоровья (закаливание) дошкольников, как следствие, повышение посещаемости воспитанников детского сада.
Я не боюсь ещё раз повторить:
Забота о здоровье-
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
Зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы
В.А. Сухомлинский
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников это важный этап в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении профилактических мероприятий по закаливанию. Бодрящая гимнастика после дневного сна - один из методов сохранения здоровья дошкольника. Приступая к закаливанию детей, следует придерживаться следующих принципов: систематичность, постепенность, последовательность, учёт индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья, а также комплексность в использовании закаливающих процедур.
После дневного пробуждения ребенка, в нервной системе происходит сохранение тормозных процессов, в это время идет снижение как умственной, так и физической работоспособности, резко понижается скорость реакции. Резкий переход из состояния сна к бодрствованию, крайне вреден, поэтому необходимы профилактические мероприятия, связанные с бодрящей гимнастикой после сна. Очень эффективно проводить упражнения под музыку, так как происходит процесс возбуждения в нервной системе дошкольника, то есть полезен внешний окружающий сигнал, поступающий в нервную систему, это не только может быть музыка, но и яркий свет, солнце, раздвинутые шторы, водные процедуры.
При проведении гимнастики после сна, устраняются последствия вялости, сонливости, идет на подъем результат умственной и физической работоспособности. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а так же позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер. Поднять настроение и мышечный тонус детей можно с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс бодрящей гимнастики длится 10-15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам.
Таким образом, комплекс воздушных ванн состоит из нескольких частей:
- разминочные упражнения в постели;
-выполнение простого самомассажа,
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- ходьба по «тропе здоровья»;
- подвижные игры в помещении.
Заканчиваться гимнастика может контрастным умыванием лица и рук. В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.
Методические рекомендации по закаливанию:
1. Проведение «Тропы здоровья».
2. Сон без маечек.
3. Питьевой режим.
4. Воздушные ванны.
Целью проведения оздоровительной процедуры «Тропа здоровья» является укрепление свода стопы, воздействие на рефлексогенные точки стопы, повышение общей резистентности организма к инфекциям, активизации умственной деятельности. Процедура проводится перед сном и после сна. Дети в трусиках и маечках босиком проходят по раздражающим поверхностям, продолжительность процедуры 5 минут. Необходимое оборудование: раздражающие поверхности (ребристая доска, колючий коврик, коврики с нашитыми пуговицами и т.д.).
Воздушные ванны дети получают на утренней гимнастике, на гимнастике после дневного сна. Воздушные ванны после дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнастикой и тропой здоровья.
Первое время (адаптационный период) дети привыкают находиться в помещении в рубашках. Затем их приучают спать без маечек. По мере привыкания дети переходят к воздушным ваннам в одних трусиках. Воздушные ванны могут принимать практически все здоровые дети и ослабленные после заболеваний. Детям с задержкой роста и развития прием воздушных ванн показан особо!
Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем закаливания – от самых простых и щадящих до более кропотливых и интенсивных. Очень многим из них родители и даже воспитатели не придают особого значения. Между тем, такие простые вещи, как сквозное проветривания помещения в отсутствии детей имеет огромную пользу. В помещении должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха – не выше 22, во время сна – не выше 18, но и не ниже 14 градусов. Иммунологи говорят, что такой перепад – наиболее благоприятный для здорового комфортного сна и закаливания дошкольников.
Влажность воздуха должна поддерживаться на уровне 40-60%, пол в помещении должен быть теплым и в присутствии детей недопустимы никакие сквозняки. А вот когда дети на прогулке или в спортзале – обязательное проведение сквозного проветривания.
Комплекс воздушных ванн - декабрь.
1. Гимнастика в постели.
Исходное положение - ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища: прижать подбородок к груди (не поднимая голову), носки потянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками в противоположную сторону, вернуться в исходное положение.
- Исходное положение - лёжа на животе, руки вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты: потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную, расслабиться.
2. Самомассаж.
Воспитатель:
Выпал снег, но вот досада,
Не готовы мы к зиме
Простужаться нам не надо
Сделаем массаж себе!
(Дети делают себе точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простуду):
- Утка крякает, зовёт всех утят с собою,
(Поглаживать шею ладонями сверху вниз)
- А за ними кот идёт, словно к водопою.
(Указательными пальцами растирать крылья носа)
- У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!
(Пальцами поглаживает лоб от середины к вискам)
- Не смотри ты на утят-
Не умеешь плавать!
(Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха)
3. Профилактика нарушений осанки.
- Лыжник (имитация ходьбы на лыжах);
-Заготовим на зиму дрова (встать в пары, взявшись за правые руки, левую руку спрятать за спину и имитировать движения пальчиков).
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим- пилим, пилим-пилим
Раз-два, Раз-два!
Будут на зиму дрова"
4. Пальчиковая игра «Снеговик»
- Давай дружок, смелей дружок,
- Кати по снегу свой снежок
(Показать, как летят снежки)
- Он превратится в толстый ком.
(Показать руками перед собой большой ком)
- И станет ком Снеговиком.
(Поставить руки на пояс, покачать головой и улыбнуться)
- Его улыбка так светла (улыбаться)
- Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Руками показать на глаза, голову, нос, поднять одну руку вверх, раздвинув пальцы (« метла»).
- Но солнце припечёт слегка-
Увы, и нет Снеговика.
(Развести руки в стороны)
5. Водные процедуры (умывание прохладной водой).
Таким образом, о пользе воздушных ванн известно еще с самых древних времен. Закаливание благоприятно влияет на нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы, так же способствует хорошей работе мышечной и костной систем дошкольника. Происходит нормализация психического состояния это особо актуально в детском возрасте.
Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями. В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.
Полезные последствия закаливания детей дошкольного возраста
Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на различные изменения в окружающей среде.
Ведь даже у детей дошкольного и младшего школьного возраста механизмы терморегуляции еще работают не в полную меру для того, чтобы хорошо справляться с перегреванием или переохлаждением.
Закаливание детей дошкольного возраста позволяет им быстрее адаптироваться при поступлении в детский сад и потом реже болеть.
Общие принципы закаливания
Перед закаливанием детей раннего возраста следует уяснить ряд правил, без соблюдения которых данная процедура не только не принесет пользы, но и может даже навредить.
Без регулярности в проведении любое закаливание неэффективно. Только систематические закаливающие процедуры без привязки к времени года дают положительный результат.
Закаливание детей раннего возраста следует начинать только в здоровом состоянии. Даже для здорового организма закаливающие процедуры являются стрессом в первый раз, а состояние больного ребенка на их фоне может ухудшиться.
Интенсивность, частота и длительность всех закаливающих процедур следует повышать постепенно, наблюдая, как малыш перенес предыдущую нагрузку.
Программа закаливания детей раннего возраста должна быть построена для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его физических и психических способностей.
Важна также последовательность в применении различных закаливающих факторов – начинают всегда с более простых (воздушные и солнечные ванны), постепенно переходя к сильнодействующим (обтирания, обливания холодной водой).
Оптимальным решением будет вписать комплекс закаливающих мероприятий в ежедневный режим дня ребенка, а также сочетать их с другими занятиями, например, во время прогулки или выполнения физических упражнений.
Любое закаливание детей дошкольного возраста надо проводить только при их хорошем настроении, ведь от этого зависит то, как они отнесутся к закаливанию, и прямым образом повлияет на его регулярность.
Методы закаливания детей раннего возраста
В закаливании можно выделить неспециальные и специальные методы. Неспециальные методы обозначают создание соответствующих условий для закаливания детей дошкольного возраста – одежда по погоде, чистый свежий воздух и его температура.
Для того чтобы выполнить все требования к качеству воздуха в помещении, его проветривают сквозным способом до 5 раз в день. Такое пульсирующее проветривание помогает детям выработать устойчивость к холоду.
Специальные методы – это непосредственно закаливающие мероприятия, они зависят от сезона времени года на улице и конкретных возможностей данного дошкольного учреждения.
Оптимально будет, если и специальные, и неспециальные методы закаливания детей дошкольного возраста будут доступны для воспроизведения в домашних условиях.
Закаливание воздухом
Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц.
Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, утренней зарядки, затем подключают сон с открытой форточкой – сначала только дневной, а затем и ночной (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 – 20 градусов.
У детей школьного возраста закаливание воздухом более интенсивно осуществляется во время прогулок на свежем воздухе по 3 – 4 часа при любых погодных условиях. Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений.
Закаливание детей дошкольного возраста солнечными лучами
Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям.
Солнечные лучи – довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции – от слабости и недомогания до солнечного удара.
Начинают закаливание солнцем у детей раннего возраста в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног), постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Делать это надо утром или вечером, тщательно наблюдая за самочувствием малышей. Начинают с длительности солнечных ванн 4 минуты, постепенно доводя время на солнце до 30 минут. Закаливание детей школьного возраста завершают обливанием водой. Головной убор и питье – обязательные условия закаливания солнцем.
Закаливание водой
Вода является самым мощным фактором закаливания. Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук – утром, перед и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой – попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой.
Чистка зубов с ополаскиванием рта прохладной водой – один из вариантов местного закаливания ротоглотки. Хорошим закаливающим эффектом обладает полоскание горла прохладной водой после еды. По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки.
Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Сначала обтирают только руки, ноги и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем. Только после такой подготовки можно переходить к обливаниям.
Начинают обливания водой с температурой 39 градусов, через 3-4 дня ее снижают на 1-2 градуса. Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года – в помещении.
При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, также важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше. Общее обливание рекомендуют проводить с возраста 9 месяцев. Кроме обливания, закаливающие водные процедуры включают душ с 1,5 лет и купание в природных водоемах с 3 лет.