Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства. Это не настоящая доброта
Если же человек ожидает благодарности...
У Такуана было много последователей от Иэмицу, третьего сёгуна сёгуната Токугава, до простых крестьян. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды этот старик послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу.
Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Осё в моём доме отведал варёный рис с ячменём, - сказал старик слуге.
Осё, любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в гости к старику. Там ему предложили большую тарелку, полную каши из риса и ячменя. Никаких приправ к каше у старика не было. На столе не было даже квашеной редиски такуан-дзукэ, приготовленной по рецепту Осё.
Обычно неприхотливый, Такуан в этот раз подумал: «Неужто старик не подаст к рису никакого соления?», - но задавать вопросы было некогда, поскольку рот был занят вкусной кашей. Старик спокойно сидел перед гостем, ожидая конца трапезы. Когда живот Осе наполнился, он поднялся, чтобы уйти, но старик остановил его и спросил:
Осё-сан, я угостил вас варёным рисом, а вы уходите, даже не поблагодарив меня. Разве монахи так поступают?
- Вы пригласили меня отведать варёного риса с ячменём. Вы не приглашали меня говорить вам спасибо, - без промедления ответил Осё и быстро вышел из дома.
Этот ответ задел старика, и он решил когда-нибудь отыграться на Осё. Однажды старик задумался, как ему поймать Осё на слове. В этот самый миг к нему в дом вбежал Осе и воскликнул:
На улице льёт, как из ведра! Одолжите мне, пожалуйста, зонтик и гэта (деревянные туфли).
Старик обрадовался возможности отыграться на Осё и очень вежливо предложил ему то, что тот попросил. Старик был уверен, что на этот раз Осё поблагодарит его, но этого снова не случилось. Осё быстро вышел из дома и вскоре прислал молодого монаха, чтобы вернуть взятые вещи. Монах был похож на своего мастера - он не поблагодарил старика, а только оставил вещи и ушёл восвояси.
Через несколько дней Осё и старик встретились за чаем. Старик решил, что пришло время поговорить обо всём, и начал издалека:
Вам не повезло в тот день, когда дождь застал вас на улице, правда?
Да, не повезло. Надеюсь, молодой монах вернул вам зонтик и гэта!
Конечно, вернул. Это было очень мило с вашей стороны, - сказал старик, заметив, что невольно сам благодарит Осе. Как он мог допустить такую оплошность?
Осё сидел напротив старика и улыбался. Старик не мог больше сдерживаться и выпалил:
Осё-сан, вы плохо воспитаны. Вы могли бы, по крайней мере, сказать мне спасибо!
- Если я скажу вам спасибо, тем самым я выплачу вам свой долг, - сказал Такуан спокойным голосом. - Я всегда про себя благодарю вас и никогда не забываю вашу доброту.
Если же человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.
Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства. При этом вы позволяете заблуждению войти в вас. Люди склонны к корыстолюбию. Делая одолжение другим, они стремятся получить что-то взамен . Ничего не понимает в людях тот, кто не видит различия между добротой и заинтересованностью. Если вы делаете добро, руководствуясь только своими личными интересами, вы совершаете ошибку. Если же вы каждым своим действием стараетесь помогать другим, вас никогда не постигнет разочарование. опубликовано
Съезд волонтеров проходил в Москве 5–7 декабря, его главным событием стала церемония вручения премии «Волонтер года - 2013» (о победителях «РР» расскажет в следующем номере). Съезд проходил под патронатом департамента культуры правительства Москвы, его участники разрабатывали законодательную базу для развития добровольческого движения. Все дни работали экспозиции организаций и центров, активистов волонтерства: «Студенческой общины», движения «Даниловцы», региональной организации «Поддержка молодежных инициатив», благотворительного фонда «Мозаика счастья», общественного движения «В деле», «Всероссийского студенческого корпуса спасателей». Волонтеры общались, обменивались опытом, проводили тренинги и привлекали на светлую сторону новобранцев. Насколько заразительны в своем воодушевлении были волонтеры и восприимчивы те, кто пока не участвует в добровольческом движении или делает первые шаги на благородном поприще?
О новых героях, драконах и потребности быть нужным
Анастасия Ясеницкая, 19 лет, студентка филфака МГУ: С волонтерами я никогда не сталкивалась. Может быть, потому, что в Красноярске, откуда я родом, таких людей не очень много. У меня было «все как у людей»: окончила художественную школу, учила иностранные языки, играла в студенческом театре… И еще писала рассказы о Герое. Который, облачившись в сияющие доспехи, вырывает принцессу из пасти дракона. При этом никогда не задумывалась над банальной истиной - что в нашем, реальном мире тоже есть место подвигу. Маленькому, трудному, но настоящему. Например, искать пропавших без вести людей, заботиться о малышах из детских домов, собирать средства на лечение онкологических больных.
Сегодня я задаю себе вопрос: каково это - день за днем идти к цели, не ожидая аплодисментов и благодарности? Наверное, гораздо труднее, чем побеждать выдуманных монстров. Мне кажется, волонтеры - это герои нашего времени, трудного и жестокого. Они делают то, что действительно имеет смысл. Когда я спросила одного из организаторов движения «Поиск пропавших детей» Дмитрия Второва, почему он выбрал такую работу, он ответил: «Если не я, то кто же? Я просто не мог пройти мимо. За девять лет работы наша организация нашла более тысячи пропавших детей. И это для меня самая большая награда».
Хочу ли я быть волонтером? Этот вопрос звучит для меня как укор. Он задевает мой эгоизм, если хотите - гордыню… Умом я понимаю, что надо меньше говорить и больше делать. Когда я пойму это всей душой, тогда, наверное, решусь на свой маленький подвиг. Уже настоящий, не выдуманный.
Владислав Кузьменко, 20 лет, студент факультета журналистики МГУ: Пообщавшись с ребятами на съезде, поучаствовав в тренингах и семинарах, я нашел свое определение волонтерства. Это способ почувствовать себя человеком, помогая другим. Отдавая себя, мы удовлетворяем свою глубинную потребность быть нужными. Еще в школе я состоял в волонтерской организации «Михеенковцы», названной в честь партизанки Лары Михеенко. Мы помогали ветеранам, занимались организацией встреч со школьниками, устраивали различные мероприятия, так что волонтерство для меня дело знакомое.
Но этот съезд заставил взглянуть на движение по-иному, почувствовать его масштабность. Он разубедил меня в том, что волонтерство в России не так развито, как в Европе или Америке. У нас есть много некоммерческих организаций, инициативных групп, которые серьезно относятся к делу, которые готовы и рады принять в свои ряды новобранцев. Лично я для себя решил, что попробую свои силы как волонтер, помогая беспризорным детям.
Елизавета Дмитриева, 20 лет, студентка филфака МГУ: На казанской Универсиаде, где я впервые надела майку со словом Volunteer, я познакомилась с Гульнарой. Она была точно в такой же майке и… готовилась к свадьбе сына, на которую из-за своей занятости на Универсиаде боялась опоздать. Гульнаре 52 года, и это меня поразило! Позже я поняла, что волонтерство не имеет возрастных границ.
Сейчас в Москве на съезде я встретила женщину, которая по возрасту годится в матери той Гульнаре. А мне - в бабушки! Пожилые волонтеры подходят к доске, на которой программист пишет названия компьютерных программ для сбора пожертвований. При этом они с трудом понимают, что такое «Яндекс.Деньги», а иногда вообще без понятия, как обращаться с компьютером…
С другой стороны, на вручении премии «Волонтер года» я не видела ни одного пожилого лица, все были молоды. Не старше тридцати. Конечно, для молодежи волонтерство - это не только цель кому-то помочь (хотя это главное), но и способ пообщаться со сверстниками, проще говоря, потусоваться.
…Я ездила волонтером в Казань и поеду в Сочи, потому что с детства влюблена в спорт. Но потратить 18 тысяч, чтобы посмотреть один хоккейный матч, я, студентка, позволить себе не могу. Поэтому в куртке волонтера. Спортивный праздник закончится, и я знаю, что с ним закончится и мое волонтерство. Мне есть чем заняться: я изучаю литературу в университете, увлекаюсь музыкой. Теперь попробуйте сами ответить на вопрос, кто из волонтеров нужнее - я или моя знакомая Гульнара?
Олег Егоров, 20 лет, студент МГИМО:
Ответить на вопрос, хочу ли я стать волонтером, сразу у меня не получается. Вроде бы надо сказать «Хочу!», но вместо этого выходит типа «Да, было бы неплохо, но…» И этих «но» я насчитываю все больше и больше. Волонтерство - дело хорошее, но ведь и работать надо, то есть зарабатывать, и учиться, и на личную жизнь время оставлять. В общем, пытаюсь как-то оправдываться, юлить... При этом я бесконечно уважаю ребят, у кого хватает воли для волонтерской деятельности. Я снимаю перед ними шляпу! На III съезде волонтеров я с удивлением обнаружил, как много таких людей.
Анна Поздеева, 18 лет, студентка журфака МГУ: На съезде я успела познакомиться с солнечными людьми. Разговаривая с ними, вспомнила свои школьные годы. В старших классах я состояла в волонтерской организации. Никогда не забуду, как каждый раз плакала, выходя из детского дома.
Мой первый опыт в качестве волонтера - поездка в дом престарелых и инвалидов. Мы устраивали концерт, где мне предстояло спеть пахмутовскую «Нежность». Выхожу на импровизированную сцену: ноги как ватные, в руках дрожь, открываю рот - ни звука! Проглотив комок в горле, я начала петь… И тогда в глазах зрителей я увидела искреннюю, неподдельную радость. И счастье.
Знаете, на съезде я поняла, что волонтер волонтеру рознь. К моему огорчению, встречались люди, которые не получают радость от того, что делают. Они лишь плывут по течению, работают «для галочки». Сделал добро - спи спокойно. Но хороших людей больше! Мне очень понравились слова одной девушки: «Можно рыдать по ночам в подушку от вселенской несправедливости и жалости к несчастным детям, а можно просто прийти в больницу, провести с ребенком несколько часов - и сделать его немного счастливее».
Зинаида Мишина. 27 лет, слушатель Школы журналистики «РР»: Я работала волонтером в Крымске во время наводнения и вот что поняла. Иногда объяснять близким и коллегам, «зачем ты прешься на другой конец страны», бывает тяжелее, чем разгребать завалы разрушенного дома. Наверное, именно поэтому многие волонтеры - одиночки, без семьи и детей.
Поговорив на съезде с другими волонтерами, тоже поработавшими в зонах бедствий, получила подтверждение своей теории: основная задача волонтеров-спасателей - моральная поддержка людей, которые лишились всего за несколько часов. Им очень важно знать, что их беда небезразлична жителям десятков городов, и выражается это не на словах, а на деле. Приехали же к ним добровольцы на поездах, автобусах, автостопом - значит, они не одиноки в этом мире.
Лауреат в номинации «Зрелость» в конкурсе сочинений-эссе на тему: "Милосердное служение" к I Международному Форуму "Милосердие" 1 ноября 2014 г. Всего в номинации 57 рассказов и эссе взрослых работающих людей, пенсионеров, аспирантов, студентов 5 курса и выше.
Не ожидая слов благодарности
У пенсионеров свои устоявшиеся характеры и, как и у всех категорий граждан, свои плюсы и минусы. Если человек в молодости был активным, старался вести общественную жизнь, помогал всем, то и в более зрелом и пожилом возрасте это качество также проявляется. Женщине, о которой пойдет речь, 78 лет, и она продолжает служить людям.
…В далекий сибирский поселок тридцать лет назад приехала молодой врач Дина Троицкая. Имея образование хирурга, она была оформлена терапевтом в участковую больницу. Население отлично знало этого специалиста. Сколько было поставлено диагнозов, и назначено правильного лечения этой милой женщиной. Хоть днем, хоть ночью доктор Троицкая спешила к своим пациентам, спасая их от приступов, кризов, травм и других бед и болезней.
Но подошло время — и доктор Троицкая, получив звание «Ветеран труда», вышла на заслуженный отдых. Человек, который привык всегда помогать людям, оказался одинок. Дети выросли и разъехались. Всю жизнь старавшаяся быть полезной, она неожиданно ощутила свою отчужденность и ненужность.
И доктор Троицкая стала помогать своему соседу — молодому инвалиду, который опустился до уровня бомжа по причине постоянных пьянок. Наша доктор стала его помощником и опекуном: помогала решать вопросы с оформлением документов, хлопотала о косметических ремонтах, периодически подкармливала этого временами наглевшего инвалида. Чаще всего люди не понимали ее. На вопрос: «Зачем вы помогаете этому алкоголику?», отвечала: «Он просто больной человек. И нуждается в помощи». Доктор Дина постоянно беседовала со своим подопечным, пыталась ругать его за пьянки: по-соседски, по-матерински. А подопечного постоянно мучило угрызение совести, он стеснялся перед ней своего состояния и обещал исправиться. Но слишком безвольный характер мешал изменить жизнь к лучшему.
Так продолжается многие годы. Всю свою помощь доктор Троицкая оказывает, не ожидая слов благодарности. Не афиширует свою заботу и не помогает напоказ. Просто натура такая — помогать не за что-то, а просто так: словом и делом.
Живет по принципу: «помогу нуждающемуся, и значит, день прожит не зря», и от этого на душе становится радостно и легко.
Главное, не быть равнодушным.
Татьяна Владимировна Бруцкая,
гор. поселение Коммунистический
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры,
Не ждите благодарностиКак часто вы благодарите других людей? Имеете ли вы привычку или даже потребность благодарить за любую мелочь или, наоборот, предпочитаете обесценивать чужую помощь, только бы не нести груз благодарности?
А, может быть, в вас в той или иной степени сочетаются обе черты: например, благодарить чужих людей за пустяк, но обесценивать значимую помощь близких людей?
Задавались ли вы вопросом, почему так происходит? Почему люди часто не видят или не хотят видеть добрые намерения по отношению к ним? Почему так часто человек, принесший большую пользу, в итоге становится объектом обвинений и оскорблений того, кому он помог?
Для начала - притча.
Шли по дороге два странника. У каждого за плечами был свой мешок обид, ссор, горестей и неудач. Долго они шли, пока первый не решил присесть-отдохнуть:
- Друг, помоги. Мне так тяжело, что дальше я идти не могу.
И второй странник помог: часть содержимого переложил в свой мешок, часть выбросил в речку, часть облегчил участием и советом. В итоге обоим стало легко идти.
Первый странник сбросил с себя оставшиеся пожитки и убежал. А второй пошел следом. Вскоре видит: друг его еле плетется впереди, а за плечами у него огромный тюк. Сам же он (первый странник), пылая от злости и ненависти, набросился на второго:
- Зачем ты помог мне? Мне теперь еще тяжелее, чем раньше! (В мешке его была благодарность)
И, с этими словами, первый странник сбросил свой груз и снова убежал. А второй еле поплелся дальше - мешок его потяжелел в несколько раз.
На пути он встретил мудреца. Удивленный и раздосадованный несправедливостью, странник рассказал мудрецу о случившемся и спросил, почему так произошло?
Вот что он услышал в ответ:
- Друг мой, когда ты помог своему попутчику, ты избавил его от многих невзгод. Однако одновременно ты взвалил на него груз благодарности. А эта ноша посильна не каждому. Многие пытаются избавиться от нее ненавистью и злобой.
Друзья, каждый поймет эту притчу по-своему. Лично я часто сталкивалась с подобным на работе, когда я, помогая коллеге делать ее работу, оказывалась «крайней», да еще и сама начинала чувствовать себя виноватой. Пришлось учиться говорить «нет».
Я не утверждаю, что никогда и ни при каких условиях не нужно помогать людям.
Утверждаю одно: если помогаешь, не жди ответной благодарности. Наоборот, поблагодарите человека за возможность ему помочь и тем самым почувствовать себя хорошим и нужным (в конце-концов, это и есть основной мотив помощника, хотя многие его не осознают).
Вы, во-первых, снимете с него груз благодарности и оставите только теплые чувства к вам, а, во-вторых, не почувствуете разочарования в случае отсутствия ответной реакции.
У нормальных, психически здоровых людей
есть такая потребность ума и нашей личности - в признательности и благодарности. В нормальном мире, если вы делаете что-то просто так, значит с вами не всё хорошо или вы забыли обозначить своё желание. Есть всё-таки привязка к результату, эмоциональной отдаче, называемой в психологии обратной связью. Мы все люди и имеем потребность в признательности и благодарности как отклик на совершаемые действия.
22-й, последний завет тренировки ума в буддизме. Не жди благодарности.
Но мы-то с вами пытаемся духовно расти и совершенствоваться. Только то, что делается от сердца, расширяет и наполняет нас: прощение, давание, служение, дружелюбие, великодушие, щедрость. А всё, что мы делаем «для того, чтобы…» - это покупка, товарно-денежные отношения.
Есть такой термин в исламе - "нафс". Под ним обозначается животная (страстная) душа человека. Она всегда следует за прихотями тела, повелевает человеку только исполнение плохих деяний. Нафс - общий враг для всех людей.Так вот, характерный показатель того, от сердца вы делаете или от нафса - ожидание благодарности, внимания, поощрения.
Мы легко верим, что практически всё, что делаем, это от души, однако ждём отклик от ребёнка, подруги, мужа, коллеги. Может и не ждём рукоплесканий и диферамбов, но ожидаем, что нас заметят, выделят в окружающем мире.
Обратная связь в форме эмоций радости - это нормально. Вы помогли - человеку стало легче. Если то, что вы сделали, не изменило состояния человека, тогда просто непонятно, нужна ли ему помошь, в радость ему или в тягость. По крайней мере, вы не ждёте выделения вас на общем фоне или, ещё хуже, внутренне не обязываете к обратному действию, если и не сейчас, то завтра обязательно.
Плохо, если вы ждёте обозначения незаменимости для человека. Есть ещё и ревность к тому, что кто-то другой проявляется в отношении него больше, чем вы. Снижается самооценка. Какого хрена… кто-то, моему ребёнку, подруге, осмеливается помогать?!
Это показывает эгоистичность нашего действия в отношении человека. Оно шло не от сердца, а от эго, от нафса.
Допустим, к вам обратились за помощью (подстричь, покрасить, сделать проект, написать статью, приготовить блюдо). Если подпиталась ваша важность, а человек в следующий раз вас не зовёт, а обращается к кому-то другому за помощью или советом, то у вас возникает чёткое ощущение дискомфорта, несправедливости, раздражения. Тоненькая змеюка. Эта обида - показатель того, что нафс подмешался в то, что вы делали в отношении человека. Вы ожидали стать незаменимым для него в качестве его парикмахера, помощника, уважаемого автора, подруги, кулинара.
По-разному бывает. Вы можете прекрасно сделать свою работу и не понравиться заказчику. Не стреляться же от того, что вас не только не отблагодарили, а ещё и охаяли за углом. Это же люди. Это нормально. Вы же не знаете, в каком состоянии пришёл к вам человек. Весь ваш труд может не закончиться благодарностью. Ждать её, тем более быть зависимым от неё - значит подвергать себя разочарованию и ощущению одиночества. Создаётся впечатление, что никому не нужно то, что вы делаете и ваше деяние имеет послевкусие разочарования.
Реально одарённые люди знают, что одно и то же ваше действие кем-то считается гениальным, а кем-то освистывается. Вы не можете создать в мире то, чем все будут довольны и счастливы. Такого не бывает. Мир дуален. Критикуют и великих Учителей и их произведения. Даже классики при жизни подвергались критике.
Если в проявлении любви и творчества вы ждёте не эмоциональной обратной связи, как отклика, а позитивной оценки, рано или поздно вы вообще прекратите проявлять добрые дела, предадите свою душу и самих себя, потому что не получили у людей (учеников) ожидаемой признательности и одобрения.
В любви вы даёте от себя. Если вы ожидаете стать для человека незаменимым, рано или поздно вас постигнет разочарование.
Есть очень хорошая пословица: не существует неблагодарных детей, есть глупые родители, ожидающие благодарности. Вы вложили в них то, что могли и хотели.
Даже если вам кажется, что вы делаете что-то ради человека, на самом деле вы делаете ради себя. Вы по-другому не можете. Любите вы так, как любите только вы. Вы проявляете щедрость так, как проявляете только вы. Вы проявляете свою заботу потому, что вас разорвёт, если вы её не проявите. Это не эгоизм.
Давая и выражаясь, вы укрепляете свет внутри себя. Даже в кошмарном сне вы не должны предполагать, что обязываете человека на такое же отношение к вам. Только так то, что вы делаете, приобретает смысл. Когда вы работаете на публику, будьте готовы к тому, что вам будут рукоплескать, но найдутся и те, кто закидает вас камнями. Готовьтесь к этому. Иначе не может быть.
Вы делали что-то для человека, но в том, что вы делали, вы уже и приобрели. Самое кощунственное - упрекать человека, ребёнка, мужа, жену, подругу тем, что вы ради него сделали. Присутствие в вашей жизни этого человека дало вам возможность это проявить. Ему уже за это можно памятник поставить.
Многие слышали в свой адрес упрёк: как это так, я тебе всё, а ты… Не обижайтесь. Это их право так считать. И не надо их переучивать. Иначе просто отторгнете их от себя.
А убив в них желание с вами сотрудничать (или просто иметь дело), вы потеряете близких (нужных) вам людей.
У мудреца Такуана было много последователей. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу.
Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Такуан в моем доме отведал вареный рис с ячменем, - сказал старик слуге.
Такуан, любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в гости к старику. Там ему предложили большую тарелку, полную каши из риса и ячменя. Никаких приправ к каше у старика не было.
Обычно неприхотливый, Такуан в этот раз подумал: «Неужто старик не подаст к рису никакого соления?», но задавать вопросы было некогда, поскольку рот был занят вкусной кашей.
Старик спокойно сидел перед гостем, ожидая конца трапезы. Когда живот мудреца наполнился, он поднялся, чтобы уйти, но старик остановил его и спросил:
Такуан-сан, я угостил вас вареным рисом, а вы уходите, даже не поблагодарив меня. Разве монахи так поступают?
- Вы пригласили меня отведать вареного риса с ячменем. Вы не приглашали меня говорить вам «спасибо», - без промедления ответил Такуан и быстро вышел из дома.
Этот ответ задел старика, и он решил когда-нибудь отыграться на Такуане.
Однажды старик задумался, как ему поймать мудреца на слове. В этот самый миг к нему в дом вбежал Такуан и воскликнул:
- На улице льет, как из ведра! Одолжите мне, пожалуйста, зонтик и гэта (деревянные туфли).
Старик обрадовался возможности отыграться и очень вежливо предложил ему то, что тот попросил. Старик был уверен, что на этот раз Такуан поблагодарит его, но этого снова не случилось. Такуан быстро вышел из дома и вскоре прислал молодого монаха, чтобы вернуть взятые вещи.
Через несколько дней Такуан и старик встретились за чаем. Старик решил, что пришло время поговорить обо всем, и начал издалека:
- Вам не повезло в тот день, когда дождь застал вас на улице, правда?
- Да, не повезло. Надеюсь, молодой монах вернул вам зонтик и гэта!
- Конечно, вернул. Это было очень мило с вашей стороны, - сказал старик, заметив, что невольно сам благодарит Такуана.
Такуан сидел напротив старика и улыбался. Старик не мог больше сдерживаться и выпалил:
- Такуан-сан, вы плохо воспитаны. Вы могли бы по крайней мере сказать мне «спасибо»!
- Если я скажу вам «спасибо», тем самым я выплачу вам свой долг, - сказал Такуан спокойным голосом. - Я всегда про себя благодарю вас и никогда не забываю вашу доброту. Если же человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.
Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства. При этом вы позволяете заблуждению войти в вас. Люди склонны к корыстолюбию. Делая одолжение другим, они стремятся получить что-то взамен. Ничего не понимает в людях тот, кто не видит различия между добротой и заинтересованностью. Если вы делаете добро, руководствуясь только своими личными интересами, вы совершаете ошибку. Если же вы каждым своим действием стараетесь помогать другим, вас никогда не постигнет разочарование.