Пример протокола родительского собрания в подготовительной группе детского сада.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию образец протокола родительского собрания в подготовительной к школе группе. Данный документ будет интересен в первую очередь педагогам и воспитателям детских садов, а также студентам педагогических вузов, как образец в написании подобного протокола.
Протокол родительского собрания №1 от 18.09.2015г.
Тема: «Как помочь подготовить ребёнка к обучению в школе».
Присутствовали: 15 человек.
Отсутствовали: 9 человек
Повестка собрания:
1. Главные показатели готовности ребёнка к школе. (Сообщение). Галиулина Н.В.., воспитатель
2. Знакомство родителей с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Тихонова И.И.., воспитатель
3. Организационные вопросы.
По первому вопросу выступила Галиулина Н.В. В своём сообщении она отметила, чтобы ребёнок хорошо адаптировался к школе, успешно учился в школе он должен иметь определённый уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют «школьно-значимыми», познавательными функциями - это мотивационная готовность, волевая, интеллектуальная и социальная готовность.
Вопросы:
1. Если ребёнка привлекают лишь внешние атрибуты школьной жизни?
2. Ребёнок не хочет в школу, мотивируя тем, что учиться трудно, сложные задания, поиграть некогда будет. Как в таком случае поступать?
Выступления родителей:
1. Мутпулен С.И.. У меня первый ребёнок ходит в школу. Главное, не запугивать ребёнка школой, даже невольно. Наоборот, поощрять стремление ребёнка узнать больше о школьной жизни - это чтение художественной литературы, мультфильмы, кино о школе.
2. Короткова О.О. Я считаю, что самое главное при подготовке ребёнка к школе, является здоровье. Меняется режим дня, больше времени ребёнок будет проводить вне стен школы, предоставлен сам себе. Всё это может отразиться на его здоровье.
По второму вопросу Тихонова И.И.., воспитатель проанализировала анкеты родителей, отметила наиболее часто встречающиеся варианты ответов: хорошее здоровье, умение читать, писать, считать, сформированные навыки самообслуживания, хорошая память. Это всё правильно, но подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. И чем раньше, тем лучше. Это абсолютно неверное представление. Лучшая подготовка к школе - это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть. Именно с помощью игры можно развить память, внимание, мышление, воображение и другие психические функции, необходимые для успешного обучения в школе.
По второму вопросу Тихонова И.И. познакомила родителей с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС.
Третий вопрос: организационный (выборы родительского комитета, помощь родителей в оснащении группы, принимать участие в жизни детского сада).
Поступило предложение выбрать в состав родительского комитета Борисенко М.В., Симонова Е.В.
Результаты голосования:
«За» - 15 человек
«Против» - нет
«Воздержались» - нет
Помощь родителей в оснащении предметной развивающей среды. Симоновой Е.С. предложила оказать посильную материальную помощь в оснащении предмено-развивающей среды группы.
«За» - 15 человек
«Против» - нет
«Воздержались» - нет
Мутпулен С.И.. внесла предложение: принимать активное участие в жизни детского сада: выставки, конкурсы, развлечения, досуги и т, д.
Решение:
1. Формировать готовность детей к предстоящему школьному обучению:
1) Развивать речь детей: чтение литературных произведений, совместный просмотр кино, мультфильмов, рассматривание иллюстраций, бытовое общение.
2) Воспитывать волевые качества: умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результаты своих действий. Укреплять веру ребенка в собственные силы и возможности.
3) Для подготовки руки к письму упражнять детей в штриховке, различных графических упражнениях в тетрадях в клетку, рисование, лепке, вырезывании.
4) Обращать внимание на общение ребенка со взрослыми, сверстниками, друзьями; на собственных примерах воспитывать у детей доброжелательность, дружелюбие, внимание к другим людям.
Сроки исполнения: постоянно.
Ответственные: родители, воспитатели.
2. Выбрать в состав родительского комитета:
Борисенко М.В.. (председатель родительского комитета)
Симонова Е.С.(секретарь)
За -15
Против – нет
Воздержались- нет
Председатель:__________ Борисенко М.В.
Секретарь:_____________Симонова Е.В.
Протокол родительского собрания
Протокол №1
Родительского собрания в группе «Капельки»
Председатель: Матвеенко Г.П. -воспитатель
Секретарь: Сандалова Н.А. - воспитатель
Присутствовало 15 человек, список прилагается.
Тема: "Адаптация детей к детскому саду»
Повестка дня:
1. «Первый раз в детский сад»- выступление воспитателя Матвеенко Г.П.
2. «Адаптация детей к детскому саду» (консультация для родителей, презентация) - выступление воспитателя Сандаловой Н.А.
3. Выступление педагога Матвеенко Г.П.«О программе обучения, воспитания и развития, годовых задачах работы ДОУ на 2014-2015 учебный год»
4. Выбор родительского комитета, разное - Сандалова Н.А.
Слушали:
1. Заслушали выступление воспитателя Матвеенко Г.П.. о положении ДОУ, на основании которых работает и функционирует дошкольное учреждение. Также было сообщено о режиме работы детского сада, была высказана просьба родителям, стараться не нарушать режим пребывания детей в саду.
2. Воспитатель Сандалова Н.А. познакомила родителей с общими результатами адаптации детей в группе. Предложила несколько рекомендации: постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу, быть терпеливыми, формировать у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.(презентация на тему: «Адаптация детей к детскому саду».)
Мама Кати Сердюковой задала вопрос: «Что делать если ребенок все еще с трудом расстается и испытывает отрицательные эмоции? » - «Поцелуйте ее, словно ничего не происходит и уходите, не задерживаясь. Будьте уверены в воспитателе». – Матвеенко Г.П.
Мама Лейлы Ниткиной спросила «Как долго длится адаптационный период?» - «В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится …………………….».- Сандалова Н.А.
3. Воспитатель Матвеенко Г.П. – рассказала о задачах образовательной деятельности детей в группе раннего возраста по основным направлениям: физическое развитие, познавательно – речевое развитие, социально – нравственное развитие и художественно – эстетическое развитие.
4. Воспитатель Сандалова Н.А. – познакомила родителей с режимом дня в группе и сеткой занятий, которые будут проводиться с детьми в течение года. Эта информация будет постоянно находиться в родительском уголке. Также вы будете получать различную информацию о жизни группы.
5.Матвеенко Г.П.– предложила родителям на выбор темы, которые они хотели бы обсудить на родительских собраниях в текущем году. Из них выбраны наиболее интересные для родителей группы и утверждены датой проведения родительских собраний следующие темы: « Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников», « Вот и стали мы на год взрослее » (итоговое собрание)
6. Воспитатель Сандалова Н.А. разъяснила родителям полномочия и обязанности родительского комитета. А также предложила выбрать членов родительского комитета.
Мама Юли Соломоновой, Соломонова Н.А. предложила кандидатуры в родительский комитет (Зимину И.В, Григорьеву, Гукасян, Букаткину), все родители поддержали и проголосовали единогласно.
Решения:
1. Соблюдать требования в ДОУ согласно положениям.
2. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом
3. Стремиться к выполнению главной задачи – созданию благоприятного климата для воспитания и образования детей. Педагогам регулярно информировать родителей о жизни группы.
4. Единогласно выбраны в родительский комитет:
Председателем родительского комитета избрана - Зимина И. В.,
Состав родительского комитета - Гукасян, Букаткина, Григорьева.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Детский сад «Светлячок»
Протокол №1
родительского собрания
Тема: «Адаптация детей к детскому саду»
в младшей группе
«Капельки»
Воспитатели: Сандалова Нонна Анатольевна – 1кв.кат.
Матвеенко Галина Петровна – 1кв.кат.
Повестка дня.
выступление воспитателя «возрастные особенности детей в старшей группе» Акинина Ж.А.
По первому вопросу заслушали выступление воспитателя Акининой Ж.А. с докладом «возрастные особенности детей в старшей группе».
Решение: принять к сведению содержание памятки «возрастные особенности детей в старшей группе».
Принять к исполнению «правила поведения в дошкольном образовательном учреждении».
цели и задачи дошкольного образовательного учреждения на учебный год
Шаповалова А.Д.
По данному вопросу заслушали выступление воспитателя Шаповаловой А.Д.
Решение: педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи – созданию благоприятного климата для образования детей в сложившимся коллективе.
анализ анкетирования родителей по предоставлению платных услуг. Акинина Ж.А.
Воспитатель Акинина Ж.А. подвела итоги анкетирования, где с предоставлением платных услуг согласны 100% родителей группы.
выборы родительского комитета группы
Инициативной группой родителей были предложены кандидатуры в родительский комитет: Шумских М.Г., Ивлева Т.В. и Алехин Д..А.
Председателем родительского комитета избрана Шумских М.Г.
определение и утверждение групповых родительских собраний Шаповалова А.Д.
Воспитателями группы были предложены к рассмотрению темы родительских собраний, из них выбраны наиболее интересные для родителей группы и утверждены датой проведения родительских собраний.
организация дополнительного образования. Встреча с руководителей изостудии Моревой О.А., которая будет работать с детьми в течение учебного года.
Заслушали выступление руководителя изостудии Мореву О.А. на тему «развитие творческих способностей у детей».
утверждение плана совместной работы воспитателей и родителей на учебный год.
Решение: установить режим присутствия на групповых родительских собраниях – один раз в квартал. Время начала проведения родительского собрания – 17 часов 30 минут.
Назначить дату заседания родительского комитета группы по составлению плана групповой работы на год.
воздержался ________1__________ Секретарь: Ивлева Т.В. _______
Протокол № 2
Повестка дня.
организационный этап собрания, сведения о профилактических мероприятиях по предупреждению простудных и инфекционных заболеваний, сведения о меню, качестве пищи в дошкольном учреждении. Шаповалова А.Д.
анализ состояния здоровья воспитанников группы Акинина Ж.А.
По первому вопросу заслушали выступление воспитателя Акининой Ж.А., которая сообщила общие сведения заболеваемости детей группы на период проведения родительского собрания.
Решение: принять к сведению содержание доклада воспитателя.
педагогический всеобуч «здоровье ребенка в наших руках» Акинина Ж.А.
По данному вопросу заслушали выступление воспитателя Акинину Ж.А.
Решение: использовать информацию, полученную на родительском собрании, для сохранения и укрепления здоровья детей, внедрять здоровый образ жизни в каждую семью.
анкетирование родителей на тему «условия здорового образа жизни в семье», анализ результатов. Шаповалова А.Д.
Воспитатель Шаповалова А.Д. подвела итоги анкетирования, где выяснилось, что многие родители не соблюдают домашний режим ребенка, не проводят закаливающие процедуры, мало находятся с детьми на свежем воздухе.
Решение: устанавливать домашний режим ребенка в соответствии с режимом дня детского сада (особенно в выходные дни). В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку не менее 2 раз в день. Предоставлять ребенку на прогулке возможность больше двигаться, и играть в подвижные игры.
подведение итогов собрания.
Родителями группы было предложено провести совместные оздоровительные мероприятия с инструктором по физкультуре.
Против ____________нет________ Шумских М.Г. _______________
Секретарь: Ивлева Т.В. _______
Протокол № 3
Повестка дня.
выступление воспитателя на тему «чтобы воспитать человека нужно!» Акинина Ж.А.
По первому вопросу заслушали содержание памятки «чтобы воспитать человека нужно!» с ней ознакомил воспитатель Акинина Ж.А
Решение: принять к сведению информацию выступления воспитателя.
анализ рисунков детей и родителей. Шаповалова А.Д.
По данному анализу заслушали выступление воспитателя Шаповаловой А.Д.
Анализ рисунков показал, какую роль играют дети в жизни родителей.
педагогический всеобуч «что надо знать о своем ребенке».
По данному вопросу заслушали доклад воспитателя Акининой Ж.А. о том, что «мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер».
Решение: принять к сведению памятку для родителей, чтобы воспитать «человека» и «какие родители – такие и дети».
тестирование родителей «какой вы родитель». Шаповалова А.Д.
По результатам тестирования родители выявили свои недостатки и ошибки в общении с детьми.
Решение: использовать информацию, полученную на собрании, для формирования правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.
подведение итогов собрания. Организовать выставку рисунков родителей «познакомьтесь – это я!» (рисование родителями своих детей).
Против ____________нет________ Шумских М.Г. _______________
воздержался ________3__________ Секретарь: Ивлева Т.В. _______
Протокол № 4
Повестка дня.
вступительное слово ведущего родительского собрания Акининой Ж.А.
Заслушали выступление воспитателя Акининой Ж.А. о том, что начиная с раннего детства, ребенок должен получить азы дорожной культуры. Все, что усвоит ребенок в этом возрасте, прочно останется в его памяти.
педагогический всеобуч «безопасные шаги на пути безопасности на дороге»
Акинина Ж.А.
Заслушали выступление сотрудника ГИБДД о причинах дорожно-транспортного травматизма, о роли, которую играет пример взрослого в обучении детей. Познакомил присутствующих родителей с правилами дорожного движения, которые должен знать ребенок старшего дошкольного возраста. Старался убедить родителей в необходимости действовать в соответствие с правилами дорожного движения. Родители задавали интересующие их вопросы представителю ГИБДД.
Решение: строго соблюдать правила дорожного движения.
показ практической деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения Шаповалова А.Д.
Родители посмотрели занятия с дошкольниками по ознакомлению с правилами безопасного движения (видео просмотр).
Решение: создать в помещении группы «центр ПДД», оказать помощь в изготовлении дидактических игр и пособий по правилам дорожного движения.
памятка для родителей «дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!»
Акинина Ж.А.
Решение: закреплять дома представления детей о правилах дорожного движения.
подведение итогов родительского собрания
Решение: объединить усилия семьи и детского сада, приобщение дошкольников к основам правил дорожного движения.
Против ____________нет________ Шумских М.Г. _______________
воздержался ________нет________ Секретарь: Ивлева Т.В. _______
Чеботарева И.Ю., воспитатель МБДОУ Д/С №21 «Сказка» Белгородская область, г. Старый Оскол
От xx.xx.20xx г.
Присутствовали: xx человек
Отсутствуют: x человек по уважительной причине.
Приглашенные: Музруководитель, Медсестра.
Повестка дня:
- Игровая ситуация для родителей «Предмет моего детства». Воспитатель: _____
- О системе мероприятий по оздоровлению и закаливанию детей дошкольного возраста. Медсестра _____
- «О планах и системе работы хореографии». Музруководитель:
- «Принципы творческой педагогики в семье». Воспитатель: _____
- Показ сказки «Репка на новый лад». Дети старшей группы.
- «Безопасное нахождение детей на улицах города». Воспитатели.
- Разное.
По первому вопросу воспитатель _____ предложила отправиться в мир детства - игровая ситуация «Предмет моего детства». На столе разложены различные предметы: мячик, кукла, записка и др. каждый родитель выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.
По второму вопросу выступила ст. медсестра. В своем сообщении она рассказала родителям о системе мероприятий по оздоровлению и закаливанию детей дошкольного возраста, осуществляемую в дошкольном учреждении. Медсестра обратилась к родителям с просьбой поддерживать и проводить дома процедуры по закаливанию.
По третьему вопросу выступила музыкальный руководитель. В своем выступлении педагог рассказала родителям о планах работы хореографии на 20xx-20xx учебный год. Она рассказала родителям о том, как будут проходить занятия, что будут изучать дети... Также предоставила информацию о том, с какими материалами будут работать дети, какую необходимо использовать обувь на занятиях.
Семьи очень разные. По-разному реализуются в зависимости от условий и функции семьи. Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Материальные возможности многих семей резко снизились, появились малообеспеченные семьи, увеличилось число неполных семей. В настоящее время наблюдается снижение внимания родителей к воспитанию детей, сокращение времени на общение с детьми. И все же семья для многих детей по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления, потому что семья, как воспитательный коллектив, обладает рядом специфических особенностей.
После выступления воспитателя включена магнитофонная запись с музыкой. Дети показали сказку «Репка на новый лад».
Далее воспитатели напомнили родителям об ответственности, которую они несут за своих детей. В наше время в дошкольных учреждениях одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам жизни во взрослом мире - мире спешащих людей и машин. Обязанность взрослого помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском.
Мы считаем, что воспитание дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться следующими путями:
Через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и самостоятельно делая выводы.
Через познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры видеоматериалов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов, и личный пример взрослых.
Через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Решение:
- Организовать в группе мероприятия, способствующие развитию творческого потенциала детей и родителей. Это могут быть творческие проекты, тематические недели, организация конкурсов (чтецов, художников...)
- Совместно с родителями проводить работу по ознакомлению детей правил дорожного движения.
Председатель: _____
Секретарь: _____
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Зайчик»
Протокол № 4
родительского собрания
в старшей группе «Подсолнушки»
Тема собрания: «Надо ли готовить ребёнка к школе».
Председатель: воспитатель
Секретарь: младший воспитатель
Приглашённые специалисты: педагог-психолог
Присутствовало: 15 родителей
Отсутствовало: 1
Цель собрания: Активизация участия родителей в воспитании ребёнка и охраны нервной системы у дошкольников.
ПОВЕСТКА СОБРАНИЯ:
1. Утверждение повестки собрания.
2. Консультация на тему «Подготовка ребёнка к школе»
3. Консультация на тему «Проблемы при подготовке ребёнка к школе»
4. Семинар-тренинг «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»
5. Подготовка к выпускному балу.
1. По первому вопросу выступила воспитатель, которая представила родительского собрания.
Выступила: (родитель) предложила принять повестку для родительского собрания в предложенном варианте.
Воспитатель группы вынесла предложение на голосование.
РЕШИЛИ: Принять повестку родительского собрания в предложенном варианте.
2. По второму вопросу выступила воспитатель Мариненко обратила внимание родителей на то, что в современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к школе. Школа – это совершенно новая жизнь для него.
По подготовке ребёнка к школе были даны следующие рекомендации:
1) Создать у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья;
2) Чётко и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься.
3) Ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. Подвижные игры у ребёнка развивают координацию движений, важную при ориентировке в пространстве. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит будущему первокласснику справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь чтобы сидеть прямо в течение 35 минут урока, требуется определённая физическая подготовка. А таких уроков будет 3-4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, скажется на результатах обучения.
Выступили: родитель, который рассказал, что у его ребёнка нет никакого желания идти в школу. Ребёнок усваивает учебный материал только в игровой форме.
3. По третьему вопросу слушали доклад воспитателя, она рассказала родителям о проблемах, которые возникают при подготовке ребёнка к школе. Некоторые родители начинают готовить ребёнка к школе настолько заранее, что малыш посещает курсы подготовки к школе 2-3 года подряд. В результате, в ребёнок уже знает на зубок всё, что объясняет учитель. Казалось бы, замечательно – успех в учёбе обеспечен! Но тут таятся подводные камни. Во-первых, начинаются проблемы с поведением, ведь ребёнок гораздо быстрее остальных справляется с заданиями, и у него остаётся на уроке. Кроме того, ему просто скучно слушать то, что он уже отлично знает. А во-вторых, пропадёт интерес к учёбе и в последующих классах такой ученик уже по привычке будет пропускать мимо ушей объяснение учителя. И, конечно, не стоит совсем отказываться от подготовки. Если вы не имеете желания или возможности водить ребёнка на , позанимайтесь с ним дома. Уделяйте ребёнку как можно больше своего внимания.
Выступили: родитель, которая рассказала о ежемесячных поездках в кино всей семьёй. «После просмотра фильма, мы всегда обсуждаем с ребёнком понравившиеся нам моменты».
Родитель, поделилась тем, как сложно ребёнку запретить играть на компьютере в выходные дни. Запреты сопровождаются истериками ребёнка.
Воспитатель посоветовала маме как можно быстрее найти альтернативу компьютерным играм.
4. По четвёртому вопросу выступила педагог-психолог детского сада, которая провела для родителей будущих первоклассников семинар с элементами тренинга, в ходе которого были озвучены и проработаны наиболее часто встречающиеся проблемы и страхи родителей перед поступлением ребёнка в школу. (Приложение 1).
Выступили: в ходе семинара были выслушаны все присутствующие родители, которые принимали активное участие во всех предложенных упражнениях и тестах.
5. По четвёртому вопросу слушали воспитателя, которая сообщила родителям, что выпускной бал состоится 31 мая в 10.00. Людмила Николаевна попросила родителей принять участие в подготовке выпускного бала в детском саду (украшение зала, поздравление выпускников).
Выступили: родитель внесла предложения по поводу одежды детей на выпускном (девочки – бальные платья, мальчики – костюмы).
Воспитатель пояснила, что в силу погодных условий, достаточно для мальчиков белые рубашки и черные .
РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
1. Принять решение родительского собрания № 4 от 01.01.2001 года к исполнению.
2. Принять к сведению выступление воспитателя Мариненко необходимости обращаться за помощью к психологу ДОУ.
3. Проводить с детьми как можно больше времени вместе, исключить компьютерные и электронные игры, совершать ежедневные прогулки с детьми на свежем воздухе.
4. Воспитателям группы поместить в родительский уголок информацию, содержащую рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников.
5. Родительскому комитету взять на себя вопросы по подготовке выпускного бала в детском саду.
Председатель собрания
Секретарь собрания
Приложение 1
Выступление педагога-психолога
Семинар-тренинг для родителей
«Ваш ребенок - будущий первоклассник»
Цель: помочь родителям в решении проблем адаптации ребенка к школе и формирования психологической готовности к обучению.
Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу хотелось бы начать со знакомства. Предлагаю каждому назвать свое имя и прилагательное, которое начинается на первую букву вашего имени и может вас характеризовать, например, Лариса-лояльная, Дмитрий-добрый.
Родители выполняют задание.
Психолог: Безусловно, все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому многие из вас уже начали готовить своих детей к поступлению в школу.
Но знаете ли вы, что для успешности обучения первоклассника важен и психологический настрой родителей? Как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно сказываются на готовности ребенка к школе. Предлагаю вам выполнить несложное задание. Напишите фразу или изобразите в рисунке то, что ассоциируется у вас со словом «школа».
Родители выполняют задание. При желании они могут показать свои рисунки, рассказать о возникших образах-ассоциациях, выслушать комментарии психолога.
Психолог: Негативные ассоциации типа «кричащий учитель», «не знаю, что ответить», «спрятанный дневник» часто говорят о том, что взрослые на подсознательном уровне переносят на детей свои негативные школьные переживания. Это может отразиться на состоянии ребенка, вызвать у него чувство тревожности. Не следует демонстрировать свои негативные эмоции, их нужно преобразовывать. Вспомните, что вам нравилось в школе, свои успехи, увлечения, забавные случаи.
Давайте проведем небольшой тест, результаты которого дадут ответ на вопрос, готовы ли вы психологически отдать ребенка в школу. (см. Приложение 1) Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если согласны с ним, поставьте рядом цифру 1.
Родители получают бланки теста и выполняют задание.
А теперь подсчитайте, какое количество баллов вы набрали. И я помогу вам проинтерпретировать полученные данные.
Итак, 10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте контактировать со сверстниками. Займитесь его закаливанием. Поиграйте с ним в школу. Если уровень вашей тревожности не снизился, обратитесь к психологу.
5-9 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь с вашими опасениями с будущим учителем. Возможно, вы станете спокойнее и будете в соответствии с его рекомендациями готовить ребенка к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, вы очень уверены в себе и своем ребенке. Помните: уверенность не должна превратиться в беспечность и невнимательность.
Психолог: Начало обучения в школе - один из самых ответственных моментов в жизни ребенка. Как вы понимаете выражение «ответственный момент»? (Ответы родителей). Попробуем определить, что может вызвать у ваших детей затруднение.
Родители образуют круг и, передавая друг другу мяч, высказывают свое мнение по предложенной теме (новый коллектив, смена обстановки, незнакомые учителя, новые обязанности, большие нагрузки).
Психолог: Итак, все вы высказались и ваши ответы говорят о том, что большинство из вас осознают: начало обучения в школе - переломный этап в социально - психологическом становлении личности.
Но учеба в школе - это еще и большие физические и эмоциональные нагрузки. От уровня физического развития и состояния здоровья зависит продуктивность психических функций, определяющих, в свою очередь, успешность усвоения знаний. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно продолжительное время сохранять осанку, сидя за партой. Он начинает вертеться и в результате не усваивает часть информации, которую дает учитель.
В связи с этим, необходимо приучать детей регулярно выполнять физические упражнения, способствующие укреплению всех групп мышц, формированию правильной осанки.
Понаблюдать за двигательной активностью ребенка в домашних условиях вы можете самостоятельно. Возможно, некоторые вопросы из предлагаемой памятки (см. Приложение 2) вам задаст учитель в школе. Поэтому ваши ответы, ваши наблюдения помогут педагогу индивидуально подойти к ребенку и правильно построить процесс обучения.
Раздает родителям памятки.
Психолог: Как вы думаете, есть ли отличия в понятиях «желание пойти в школу» и «желание учиться»? (Предложения родителей.)
Высказывания некоторых детей («Пойду в школу, потому что туда ходит мой друг», «У меня будет новый портфель», «Хочу ходить в школьной форме») говорят о том, что их привлекает лишь внешняя сторона новой, школьной жизни. При этом внутренняя позиция школьника - направленность на обучение - находится на начальной стадии формирования. Что же могут сделать родители, чтобы у ребенка возникло желание учиться? (Предложения родителей.)
Психолог: Давайте теперь обобщим вышесказанное вами. Итак, для того, чтобы у ребенка возникло желание учиться, важно родителям
Сходить с ребенком в школу, познакомиться с учителем.
Рассказать ребенку о своих любимых учителях, показать фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами.
Организовать семейные торжества по поводу школьных успехов старших детей.
Поиграть с ребенком в сюжетно-ролевую игру «Школа».
Использовать в речи пословицы и поговорки, в которых прославляется ум, подчеркивается роль знаний в жизни человека.
Сделать семейное чтение традицией.
Привлекать детей к пользованию познавательной литературой в поисках решений возникших вопросов.
Никогда не запугивать ребенка школой! Неосторожное высказывание, строгое выражение лица и резкий жест могут вызвать у него негативную реакцию, страх, неуверенность в своих силах и, как следствие, нежелание идти в школу.
А теперь давайте поиграем. Вам будут даны карточки как с негативными, так и с положительными эмоциями, которые вы можете встретить на лице у ребенка, провожая его в школу или, по приходу со школы.
Проводится игра «Ваша реакция».
Психолог: Вы на несколько минут превратитесь в детей. Я буду мамой. Представьте, что вы показываете мне тетрадь с некрасиво (неправильно, неаккуратно) написанными буквами или цифрами или неверно выполненным заданием. Подумайте, какую реакцию может вызвать у ребенка каждое мое высказывание и поднимите соответствующую карточку.
Раздает родителям набор карточек «Ваша реакция», на которых написаны высказывания: «уверенность в своих силах», «чувство тревоги», «как все надоело», «нежелание идти в школу», «чувство вины», «неуверенность в себе».
Психолог: (эмоционально произносит фразы, сопровождая х соответствующим выражением лица и жестами).
Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, а в следующий раз будет еще лучше.
Если ты напишешь еще лучше, я буду любить тебя еще сильнее.
Вечно за тебя приходится краснеть!
Никуда не годится! Ты, наверное, будешь двоечником!
Родители показывают карточки, которые, на их взгляд, соответствуют реакции ребенка на то или иное высказывание.
Психолог: Надеюсь, вы поняли, как важны для ребенка ваше внимание, ваше мнение, ваше уважение к нему как к личности. Помогите своим детям почувствовать радость познания, вселите в них уверенность в собственных силах. Ваш такт и терпение помогут им не только в учебе, но и в любых жизненных ситуациях. Давайте пожелаем друг другу успеха!
Родители образуют круг и по цепочке пожимают друг другу руки.
Психолог: Также мы взяли небольшое интервью у наших деток, и давайте послушаем, что же думают наши будущие первоклассники о школьной жизни, какие у них возникают ассоциации со словом «Школа». Зачитать интервью. (Можно видеопрезентацию, презентацию)
Психолог: И последнее задание. Нарисуйте цветными карандашами портрет своего ребенка-будущего первоклассника.
Психолог: На этом наша встреча подошла к концу. Возможно, не все вопросы, связанные с поступлением ребенка в первый класс, мы смогли освятить, но постарались сделать нашу сегодняшнюю встречу максимально познавательной и интересной для вас. Скажите, пожалуйста, были ли эта встреча интересной для вас? Вы можете высказать свои пожелания.