Соц иологический опрос о результативности взаимодействия ДОУ с семьей для реализации системных обновлений и аналитическая справка по интерпретации результатов исследования
Социологический опрос о результативности взаимодействия ДОУ с семьей для реализации системных обновлений и аналитическая справка по интерпретации результатов исследования составлены по материалам МБДУ « Солнышко»
Материалы представлены старшим воспитателем Лешуковой А.Н.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Вашему вниманию представлены социологический опрос о результативности взаимодействия ДОУ с семьей и аналитическая справка по интерпретации результатов исследования отражают степень удовлетворенности родителями деятельностью ДОУ в рамках проекта: « Разговор по душам».
Одним из методов мониторинга является анкетирование.
Анкетирование - это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.
Интерпретация результатов изучения удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ в условиях системных обновлений.
Представим результаты анкетирования родителей.
Количество опрошенных родителей: 26 человек (родители воспитаников всех групп).
А НК ЕТА « Удовлетворенность качеством образования воспитанников МБДУ «Солнышко»
1.Укажите, пожалуйста, в какой степени Вы удовлетворены качеством образовательных услуг(отметьте один ответ в каждом вопросе):
вопросы |
показатели |
ответы |
|
а) менее 1 года |
|||
б) от 1 года до 2-х лет |
|||
в) более 2-х лет |
|||
в) об организации питания |
|||
д) не получаю информацию |
|||
е) другое |
|||
не удовлетворен |
|||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
б) организация питания |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
в) обеспечение литературой и пособиями |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
не удовлетворен |
|||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
д) профессионализмом педагогов |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
е) взаимоотношения сотрудников с детьми |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
ж) взаимоотношения сотрудников с родителями |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
з) оздоровление детей |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
и) воспитательно-образовательный процесс |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
не удовлетворен |
|||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
- Вы получаете информацию об особенностях развития ребёнка в детском саду на основе:
- Удовлетворены ли Вы:
а) воспитанием ребенка в детском саду,
Да, в полной мере- 86%
Да, частично -14%
Трудно сказать
б) отношениями сына (дочери) со сверстниками в детском саду-
да, в полной мере -85%
Да, частично -10%
Трудно сказать -
4.Удовлетворены ли Вы режимом работы детского сада?
Да, в полной мере -100%
Да, частично- 0%
Трудно сказать-
- Знакомы ли Вы с образовательной программой детского сада?
Да, в полной мере
Да, частично-76%
Трудно сказать - 12%
6.Устраивает ли она Вас?
Да, в полной мере- 84%
Да, частично - 8%
Трудно сказать -8%
7.Как Вы относитесь к родительскому образованию? __96%- «положительно»;
4%- « можно и почаще»
8.Готовы ли Вы к специальным занятиям, тренингам, посещению занятий, семинаров?
Да, в полной мере -58%
Да, частично -37%
Трудно сказать -5%
- Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными:
Посещение воспитателем ребенка на дому- 0%
Родительские собрания-80%
Посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением-24%
Совместные праздники и развлечения -64%
Индивидуальные беседы и консультации-88%
- Сотрудники детского сада интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование)
Да, в полной мере
Да, частично
Скорее нет, чем да
удовлетворенности
Физически развитый
Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый
Овладевший средствами общения
Способный управлять своим поведением
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Овладевший необходимыми умениями и навыками
Уровень воспитанности
12.Вам нравится территория и помещение детского сада?
Да, в полной мере 77%
Да, частично 23%
Нет удовлетворенности
Проанализировав анкеты было выявлено, что 68% родителей получают информацию: о целях и задачах детского сада в области обучения и воспитания, о режиме работы дошкольного учреждения - 100%, о питании - 100%. Недостаточно получают информацию - 20% родителей, и не получают информации - 8%.
Можно предположить, что у 20% родителей есть потребность получить информацию о целях и задачах ДОУ в области развития и воспитания своего ребенка. Не получают информацию 4%. Возможно родителями недостаточно проанализирована информация, поступающая от сотрудников ДОУ.
По изучению вопроса об удовлетворённости качеством дошкольного образования мы получили следующие результаты: полностью удовлетворены - 72%, частично - 24%,не удовлетворены - 4% (организация питания).
Родители отмечают, что черпают информацию об особенностях развития ребенка в детском саду из: информационного стенда - 85%. Из этого следует, что возможно не всю информацию об особенностях развития ребенка следует выставлять на информационные стенды (конфидициальная информация). Наиболее приемлемая форма получения информации: индивидуальные беседы с воспитателями (96%). 4% опрошенных родителей возможно не получают этой информации. Можно предположить наличие потребности в получении информации из индивидуальных бесед, либо не считают эту информацию достоверной или важной для себя.
62% родителей отмечают, что получают информацию об особенностях развития своего ребенка из бесед с медицинской сестрой. Возможно, что у 38% родителей нет необходимости проводить индивидуальные беседы, хотя нельзя отрицать наличие такой потребности.
Более чем половина опрошенных родителей (62%) получают информацию об особенностях развития своего ребенка на основе бесед с педагогом-психологом. Вероятно, это объясняется вниманием специалиста к особенностям развития детей дошкольного возраста: готовность детей к обучению в школе, развитие когнитивной, эмоциональной сфер, нарушение коммуникативных навыков. Однако 38% родителей эту информацию не получают. Возможно, это связано с тем, что дети не требуют внимания педагога-психолога, так как развитие психических процессов находятся в пределах возрастной нормы.
48% опрошенных родителей получают информацию об особенностях развития своего ребенка на основе индивидуальных бесед с музыкальным руководителем. 52% родителей не получают информацию на основе бесед с данным специалистом. Возможно, необходимую информацию музыкальный руководитель предлагает, использую групповые формы работы.
85% родителей получают информацию об особенностях развития своего ребенка на основе бесед с заведующей ДОУ. 15% не получают информацию из данного источника. Возможно, это объяснятся отсутствием необходимости в организации индивидуальной работы с данными родителями.
86% родителей полностью удовлетворены воспитанием ребенка в детском саду.
Большинство опрошенных родителей удовлетворены отношениями сына (дочери) со сверстниками в детском саду (86%), частично - 10%, нет - 5%.
Необходимым является анализ причин данной неудовлетворенности родителей.
Большинство родителей (76%) воспитанников знакомы с образовательной программой детского сада; частично не знакомы - 24% родителей. Можно предположить, что педагоги ДОУ организовали работу по ознакомлению родителей с образовательной программой.
Данное предположение подтверждает и то, что многие родители (76%) отмечают, что образовательная программа ДОУ в полной мере соответствует их запросам, 12% - отвечают «да, частично», 12% - трудно сказать. В связи с этим важным является анализ запросов данных родителей.
На вопрос:»Как вы относитесь к родительскому образованию?»- __96%- «положительно»; 4%- « можно и почаще»
Анализ вопроса о готовности родителей к образованию, специальным занятиям показал, что в полной мере 58% родителей готовы к специальным занятиям, тренингам, посещению занятий, семинаров, 37%- готовы частично, 5-% затрудняются ответить на этот вопрос. Это говорит, о желании родителей принимать активное участие в воспитания детей.
По мнению родителей наиболее эффективными считаются следующие формы работы:
Совместные праздники- 64%;
Родительские собрания с открытым показом мероприятий - 80%;
Индивидуальные беседы и консультации- 88%.
Такие ответы можно объяснить степенью заинтересованности родителей к данным формам взаимодействия.
91% родителей считают, что сотрудники детского сада регулярно интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование). У 7% опрошенных родителей на этот счёт иное мнение. Это объясняется, возможно, нежеланием родителей участвовать в опросе, идти на контакт с сотрудником, в неуверенности правильности своего ответа.
По вопросу оценки уровня удовлетворенности результатами достижения своего ребенка можно сделать вывод, что в целом родители удовлетворены результатами достижений. В полной мере 82% довольны первичными представлениями детей о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; 92% довольны любознательностью, активностью; 76% - владением умениями и навыками; 76% - способностью решать интеллектуальные и личностные задачи; 72% - уровнем воспитанности. Однако 4% родителей показали неудовлетворенность уровнем физического развития детей; 16% - в области средств общения, 4% - первичными представлениями о себе, семье, обществе; 8% - умением детей работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
77% родителей отметили, что им нравится помещение и территория детского сада в полной мере.
Наиболее характерными проблемами для ДОУ из результатов опроса являются:
Недостаточное информирование родителей о ребенке, его трудностях, успехах - 12%
Недостаточное качество воспитательно-образовательной работы - 6%
Недостаточная профессиональная компетентность педагогов - 6%
Недостаточное внимание к детям - 14%
На первом месте среди проблем в ДОУ, по мнению родителей, недостаточное внимание к детям - 14%. Такое мнение можно объяснить субъективным восприятием родителей отношения к своему ребенку. Каждый родитель желает, чтобы именно его ребенок постоянно находился в центре внимания педагогов.
На втором месте находится проблема недостаточности качества воспитательно-образовательной работы-6%. Данные ответы характерны тем родителям, которые не удовлетворены результатами детей в области формирования универсальных учебных предпосылок.
На третьем месте находится проблема недостаточной информированности родителей о ребенке, его трудностях, успехах - 6%.
Анкетирование родителей показало, что большая часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности - 58%.
- повышение уровня психолого-педагогических знаний;
- расширение педагогического кругозора за счет пополнения средств и методов воспитания и развития детей;
- решение проблем воспитания и развитие детей.
Индивидуальное собеседование с родителями показывает, что чаще всего родители задают конкретные вопросы: «Как организовать ребенка дома?». Далеко не все родители могут сформулировать свои проблемы в воспитании и развитии детей. Выявить проблемы помогает психолог в процессе индивидуальных собеседований: вопросы воспитания и развития ребёнка, готовность к обучению в школе, проблемы, связанные с адаптацией ребёнка к ДОУ, проблемы поведенческого характера, общения. Зачастую родители не обозначают проблемы создания дома среды для развития интеллектуальных, творческих способностей детей, самостоятельности, игровой деятельности, игры с детьми дома, общения родителей с детьми.
Характер проблем родителей в воспитании и обучении де-тей определяет направление, содержание, методы и формы работы с ними. Это делает процесс сотрудничества с родителями макси-мально дифференцированным, ориентированным на их лично-стное развитие.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости но-вовведений в сотрудничестве с родителями. Необходимы разработка и внедрение системы работы для ак-тивного включения родителей во взаимодействии с ДОУ. Родительское сообщество готово к активным формам взаимодействия в ДОУ. Уровень психолого-педагогической грамотности низкий, лишь ограниченная часть родителей хотела бы развиваться в данном направлении (58%). Степень включенности родителей в организацию образовательного процесса: пассивные наблюдатели в большинстве своем, а не заказчики и активные участники. Не все родители осознают важность сотрудничества с педагогами ДОУ. При этом не ищут причины в своей семье, а всю ответственности возлагают на дошкольное учреждение.
Таким образом, анкетирование родителей по вопросу взаимодействия с семьей позволяет выделить следующие затруднения :
Недостаточный уровень мотивации родителей к взаимодействию с ДОУ в различных формах;
Стереотипное восприятие отдельными родителями детского сада как учреждения для присмотра и ухода, а не первой образовательной ступени в жизни ребёнка.
Причиной данных затруднений является недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов и администрации ДОУ по взаимодействию с родителями воспитанников.
Анализируя результаты мониторинга взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, выявив типы семей, их образовательный уровень, ожидания и проблемы родителей недостатки и положительные стороны работы педагогов с детьми и родителями, степень удовлетворённости работой ДОУ, необходимо выяснить их причины. Разработать организационные, методические и педагогические цели, которые должны реализовывать педагогический коллектив и руководитель ДОУ.
Продолжать вести работу по определению условий взаимодействия с родителями, по совершенствованию содержания, формы и методов сотрудничества в воспитании и развитии детей, для реализации системных обновлений.
Создать систему сопровождение и консультирование семьи исходя из потребностей родителей, как заказчиков на образовательные услуги ДОУ по вопросам:
Образование и развитие детей раннего возраста, подготовки детей к школьному обучению;
Учитывая выявленные по результатам мониторинга затруднения, совместно с педагогами разработать перспективный план реализации программы взаимодействия ДОУ с семьей. Проводить постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ по промежуточным и конечным результатам.
Организовывать просветительскую работу с родителями воспитанников с целью передачи достоверной информации о целях и задачах детского сада в области развития и воспитания дошкольников, особенностях развития детей, содержании деятельности педагогов ДОУ.
Активизировать просветительскую работу с родителями дошкольников на основе привлечения специалистов для индивидуального и группового консультирования с учётом социального запроса, проблем и интересов родителей, индивидуальных особенностей развития дошкольников.
Внедрять наиболее эффективных формы взаимодействия с семьями воспитанников с учетом выявленного мнения родителей
Привлекать родителей к жизни детского сада на основе регулярного посещения мероприятий, участия в реализации проектов по благоустройству участков и оформлению групп ДОУ, организации деятельности родителей по рекламе деятельности ДОУ.Педагогам обратить внимание на работу педагога Тихонюк А.М.
При организации деятельности с детьми использовать эффективные педагогические технологии, реализуя их через различные виды детской деятельности.
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ изучить ситуацию развития ребенка (через наблюдения, индивидуальные беседы с ребёнком, диагностические методики); изучения состояния детского, родительского, педагогического коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников образовательного процесса, а также разработки рекомендаций.
С целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ определять наиболее эффективные методы и формы в работе с дошкольниками. Информировать родителей об особенностях развития и воспитания ребенка на каждом возрастном этапе; об особенностях семейного воспитания.
Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение воспитанников и педагогического коллектива в рамках реализации ФГОС посредством организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с участием родителей, тренингов детско-родительских отношений.
Совместно с педагогами, специалистами ДОУ планировать работу по формированию интегративных качеств.
Активно участвовать в проведении родительских собраний с, индивидуальных психолого-педагогических консилиумах, тренингах детско-родительских отношений с целью проектирования и реализации деятельности по коррекции выявленных затруднений.
Анкета для родителей на тему: «Физкультура в вашей семье»
- Ф. И. О., образование, место работы, количество детей семье? __
- Кто из родителей занимался или занимается спортом? Каким?
- Установлен ли для Вашего ребёнка дома режим дня?_________
- Соблюдает ли ребёнок этот режим? _________________________
- Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания?
Перечислите их____________________________________________
- Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия?______
Какие?____________________________________________________
- Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?_______
- Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребёнком?____________
______________________________________________________________
- Делаете ли Вы вместе с ребёнком утреннюю гимнастику?________
- Есть ли в доме спортивный снаряд, оборудование? Какое?
- Прививаете ли Вы своему ребёнку правила личной гигиены?
Соблюдает ли он эти правила?_______________________________
- Одевали ли Вы своему ребёнку памперсы? Как часто?
______________________________________________________________
- Каким продуктам Вы отдаёте предпочтение в питании
ребёнка?_______________________________________________
- Виды деятельности ребёнка после прихода домой и в
выходные дни:
- подвижные игры - просмотр телепередач
- чтение книг - игры за компьютером
- конструирование - рисование
- игры с игрушками - настольные игры
- Часто ли вы совершаете семейные прогулки, выезды за
пределы города?__________________________________________
Спасибо за искренние ответы !
Анкета для родителей на тему: «Защита прав ребёнка»
- Нужны ли детям права?__________________________________
- Как Вы думаете,какие права имеют дети-дошкольники?
____________________________________________________________
- От кого или от чего зависит защита прав ребёнка?___________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
- Есть ли у Вашего ребёнка чувство собственного достоинства?
В чем оно проявляется?_____________________________________
___________________________________________________________
- Является ли Ваш ребёнок личностью? Имеет ли он право на
уважение?__________________________________________________
- Какие замечения унижают личность ребёнка?__________________
______________________________________________________________
- Имеет ли Ваш ребёнок право на личное мнение по поводу каких
либо событий?______________________________________________
- Просите ли Вы извинения перед ребёнком, если в чем-то неправы?
- Знает ли Ваш ребёнок меры дозволенного поведения?_____________
- Знает ли он, какое наказание может получить в случае нарушения
правил поведения?___________________ Используете ли Вы эти
наказания?___________________________________________________
- Говорите ли Вы ребёнку о своей любви к нему?________________
- Какую консультацию Вы бы хотели получить по правам и обя-
занностям Ваших детей?_____________________________________
_______________________________________________________________
Спасибо за искренние ответы!
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в опросе. Ваши ответы помогут сделать физкультурно-оздоровительную работу нашего детского сада более эффективной и организовать встречи со специалистами на основании Ваших запросов.
- «Здоровый образ жизни» - как Вы это понимаете?
- Правильное питание
- Соблюдение режима дня
- Благоприятные условия окружающей среды
- Гармоничные отношения в семье
- Занятия физической культурой
- Другое _________________________
- Какие факторы, с Вашей точки зрения, в большей степени влияют на состояние здоровья вашего ребенка?
- Экологические загрязнения
- Наследственные заболевания
- Недостаточный уровень двигательной активности
- Неправильное питание
- Вредные привычки
- Другое _____________________________
- Оцените состояние здоровья вашего ребенка?
- Хорошее
- Плохое
- Затрудняюсь ответить
- Часто ли болел Ваш ребенок в течение года?
- Да, (_______) раз?
В чем Вы видите причины заболеваний? ___________________________
- Как вы проводите выходные с ребенком?
- _______________________________________________________________
- На что, по Вашему мнению, должны обратить особое внимание воспитатели, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка?
- Соблюдение режима
- Рациональное питание
- Полноценный сон
- Достаточное пребывание на свежем воздухе
- Здоровая гигиеническая среда
- Благоприятная психологическая атмосфера
- Закаливающие мероприятия
- Другое ________________________________
- Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня?
Если «Да», укажите время основных его компонентов
Будние дни Выходные дни
- Прием пищи
- Ночной сон
- Дневной сон
- Прогулка
- Укажите виды деятельности Вашего ребенка дома (Будние дни, (вечер),выходные дни)
- Занятия рисованием, лепкой, конструированием
- Подвижные игры
- Пешие прогулки вместе с родителями
- Прослушивание рассказов, сказок
- Просмотр детских телевизионных передач
- Другое____________________________
- Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья Вашего ребенка?
- Посещение врачей
- Занятия физическими упражнениями
- Закаливание
- Дыхательная гимнастика
- Массаж
- Прогулки на свежем воздухе
- Правильное питание
- Как часто Вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребенка?
- Регулярно
- От случая к случаю
- Не уделяю
- Другое _______________________________________________
- Есть ли причины, мешающие уделять внимание здоровью ребенка? Если есть, то какие?
- Отсутствие специальных знаний и умений
- Дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости
- Причины в собственной инертности
- Другое _______________________________________________
- В какой информации в данной области Вы нуждаетесь?
- Профилактика простудных заболеваний
- Организация рационального питания
- Двигательный режим ребенка дошкольного возраста
- Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей
- Закаливание ребенка дошкольного возраста
- Режим дня дошкольника
- Физическая и психологическая готовность к школе
- Другое _________________________________________________
- Какие формы и виды физической активности используете Вы лично?
- Утренняя зарядка
- Закаливающие процедуры (водные, сауна и др.)
- Занятия в оздоровительных группах (лечебная физкультура, бассейн и др.)
- Пешие прогулки
- Занятия спортом
- Туризм
- Другое __________________________________________________
- Как часто Вы занимаетесь физкультурой?
- Регулярно
- От случая к случаю
- Не занимаюсь
- Другое______________
- Продолжите следующее утверждение: «Я считаю, что моя семья соблюдает здоровый образ жизни на ______%, потому что _________________________________________
- Возраст: - Ваш _________- Вашего ребенка __________
- Образование: - Высшее - Среднее
- Состав семьи ____________
- Количество детей _____________
Спасибо за сотрудничество!
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(нужное подчеркнуть )
- Часто ли болеет Ваш ребёнок?
совсем не болеет,
редко болеет,
часто болеет.
- Причины болезни:
недостаточное физическое воспитание ребёнка в детском саду,
недостаточное физическое воспитание ребёнка в семье,
наследственность, предрасположенность.
- Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребёнка?
частично.
- На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?
соблюдение режима,
полноценный сон,
достаточное пребывание на свежем воздухе,
здоровая гигиеническая среда,
благоприятная психологическая атмосфера,
физические занятия,
закаливающие мероприятия.
- Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?
облегчённая форма одежды на прогулке,
облегчённая одежда в группе,
обливание ног водой контрастной температуры,
хождение босиком,
прогулка в любую погоду,
полоскание горла водой комнатной температуры.
- Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?
частично,
- Нужна ли Вам помощь детского сада?
частично,
Дата………………………. Спасибо!
Группа___________________________________________________ ____
«Удовлетворенность качеством образования воспитанников»
Укажите, пожалуйста, в какой степени Вы удовлетворены качеством
образовательных услуг(отметьте один ответ в каждом вопросе):
вопросы |
показатели |
Ответы |
|
Как долго Ваш ребенок посещает ДОУ |
а) менее 1 года |
||
б) от 1 года до 2-х лет |
|||
в) более 2-х лет |
|||
Владеете ли Вы информацией о работе учреждения |
а) о целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания Вашего ребенка |
||
б) о режиме работы дошкольного учреждения |
|||
в) об организации питания |
|||
г) получаю недостаточно информации |
|||
д) не получаю информацию |
|||
е) другое |
|||
В какой степени Вы удовлетворены качеством дошкольного образования детей по следующим критериям: |
|||
а) состояние материальной базы учреждения |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
б) организация питания |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
в)обеспечение литературой и пособиями |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
г) санитарно - гигиенические условия |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
полностью удовлетворен |
|||
д)профессионализмом педагогов |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
е)взаимоотношения сотрудников с детьми |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
ж)взаимоотношения сотрудников с родителями |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
з) оздоровление детей |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
и)воспитательно-образовательный процесс |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
Средний показатель удовлетворённости качеством дошкольного образования детей (по предложенным критериям) |
не удовлетворен |
||
частично удовлетворен |
|||
полностью удовлетворен |
|||
Анализ результатов анкетирования родителей «О здоровом образе жизни»
Анкетирование проводилось с 21.03 по 25.03. 2016 г. во всех группах детского сада.
Родители проявили активность и заинтересованность.
Выводы: по ответам родителей можно судить о том, что они не всегда четко понимают, какие показатели составляют понятие «Здоровый образ жизни»и «Здоровье», представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка, одностороннее.
8% родителей указали на недостаточное физическое воспитание ребёнка в детском саду,
19%- на недостаточное физическое воспитание ребёнка в семье,
а 54%-отметили причиной заболеваемости ребёнка: наследственность и предрасположенность.
Однако, в качестве закаливающих процедур упоминали в основном прогулки на свежем воздухе в облегчённой одежде(50%),прогулки в любую погоду(57%),благоприятная психологическая атмосфера(57%),физические занятия(62%) и водные процедуры и контрастный душ (8%), полоскания горла водой комнатной температуры(31%), что свидетельствует о недостаточности знаний о способах и методиках закаливания.
На вопрос: «Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?»-52% ответили «да», 35%-«частично», «нет»-15%.Можно сделать вывод, что родители слабо осведомлены в вопросах об укреплении здоровья.
90% признают важность и приоритетную значимость физического развития в ДОУ и дома.
85% родителей отметили, что нуждаются в помощи детского сада в процессе укрепления и сохранения здоровья детей.
Развитие навыков здорового образа жизни происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования. Формирование здорового образа жизни - это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется
Воспитателям всех групп постоянно проводить работу с родителями по теме «ЗОЖ»;
Срок исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
Опросник для родителей
«Основа отношения отца и матери к ребенку»
Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, поставьте себе 1 балл, если нет – 0 баллов.
1.Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.
2. Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего не лжет, а фантазирует.
3.Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
4.Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.
5.Наивная непосредственность – это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.
6.Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
7.Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
8.У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
9.Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
10.Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели.
11.В детстве всем необходимы занятия спортом.
12.За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.
13.Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.
14.Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.
Итоги:
15-20 баллов
Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.
Мать: Вы очень любите своего ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен решать проблемы самостоятельно.
8-14 баллов
Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.
Мать: Ребенку необходимо больше эмоционального участия в его жизни.
Менее 8 баллов
Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.
Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения
Анкета для родителей
«Ваша воспитательная система»
По результатам ответов на эту анкету можно определить, правильно ли выбран принцип воспитания детей
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2.Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4.Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
6.Поставить себя на место ребенка?
7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9.Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10.Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
11.Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
12.Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
13.Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов:
А – могу и всегда так поступаю – 3 балла.
Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла.
В – не могу – 1 балл.
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания – кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.
Тecm
«Взамоотношения в семье»
Этот тест, рассчитанный на детей дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет выяснить, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье.
Вы, конечно же, любите своего малыша, заботитесь о нем, но уверены ли вы, что он чувствует себя дома достаточно комфортно? Догадываетесь ли вы, что его беспокоит, огорчает, пугает? Счастлив он или ощущает себя несчастным? Проведите с ним такой тест: дайте задание нарисовать всю семью (маму, папу, братьев и сестер, бабушку, дедушку и т. д.). Когда рисунок будет готов, проанализируйте его.
Если нарисованы люди, которые просто стоят, значит, ваш ребенок рассудителен и рационален. Если же люди изображены занимающимися каким-либо делом (читают, играют, едят, смотрят телевизор), значит, малыш очень эмоционален и впечатлителен.
Психологи утверждают, что первыми дети обычно изображают тех, кого больше всего любят. Все детали этого изображения они обычно прорисовывают очень тщательно. Тех, кого малыш недолюбливает, он может нарисовать несколько небрежно и немного в стороне от остальных людей.
Если несколько членов семьи нарисованы близко друг к другу, значит, в понимании ребенка они и в самом деле близки. Так могут быть изображены родители или бабушка и дедушка. Если же фигуры родственников на картинке удалены друг от друга, вероятно, между ними и в жизни есть дистанция, и ребенок это заметил. Хотя возможен и другой вариант: например, папы целый день нет дома, он много работает, поэтому ребенок нарисовал его на расстоянии от мамы.
Бывает, что ребенок изображает себя выразительно, яркими красками, прорисовывая все детали внешности и одежды, в то время как родители нарисованы скупо и схематично. Это может свидетельствовать о его эгоистичности, сформированной в результате того, что родители ставят его на первое место, ущемляя себя.
Случается и обратное: родители изображены тщательно, а себя малыш рисует схематично, в его автопортрете отсутствуют детали. Это означает неуверенность ребенка, его покладистость и послушание. Конечно, маму и папу это скорее всего устраивает, но когда ребенок подрастет, он может подпасть под чужое влияние, и никакой гарантии того, что влияние это будет положительным, нет.
Если единственный в семье ребенок изображает себя в окружении других детей (соседских, двоюродных братьев и сестер), значит, он чувствует себя одиноким, ему не хватает общения со сверстниками, даже если он ходит в детский сад или школу.
Если семья неполная (родители в разводе), но ребенок изображает их вместе, это говорит о его страстном желании иметь рядом обоих родителей. В таком случае тому родителю, который живет с ребенком, следует позаботиться о том, чтобы малыш чаще общался с другим родителем. Если же ребенок рисует только того родителя, с которым живет, значит, он сумел приспособиться к ситуации.
Иногда дети рисуют фигуру кого-то из родственников очень большой по сравнению с фигурами остальных членов семьи, и это означает, что малыш считает данного человека агрессивным, возможно даже жестоким, оказывающим сильное давление на домочадцев. Так же можно расшифровать и изображение человека красного цвета или с очень большими руками.
Если персонаж на картинке нарисован с какими-то вещами в руках, это говорит о том, что ребенок воспринимает данного члена семьи как человека доброго, неспособного на строгость.
О том, что малыш не чувствует себя в семье уверенно и уютно, говорит такая деталь, как линия под ногами нарисованных людей. Возможно, родители чрезмерно строги с ним, предъявляют к нему завышенные требования, а он не может им соответствовать.
Насторожить родителей должен рисунок, на котором ребенок изобразил себя в отдалении от остальных членов семьи. Вероятно, он ощущает себя одиноким. Если родственники изображены просто стоящими или сидящими без дела, а себя малыш рисует занятым чтением или делающим уроки, это может означать, что маленький художник мечтает о свободе, о том, чтобы заниматься тем, что нравится ему, а не родителям.
Если ребенок изобразил себя отделенным от других членов семьи (например, поместил себя в круг, квадрат, треугольник), значит, он хотел бы чувствовать себя более защищенным.
Рисунок с тучами или облаками на небе сигнализирует родителям: их ребенок ощущает тревогу, опасность, которая угрожает его семье. Такой опасностью могут быть частые ссоры и скандалы в семье, свидетельствующие о надвигающемся разводе. Малыш может изображать облака и в том случае, когда родители относятся к нему с чрезмерной суровостью, наказывают даже за самые незначительные проступки. Он находится в тревожном напряжении, боится разгневать родителей. Это не значит, что он страшится именно физических наказаний, страх может вызывать резкая критика, порицания, лишение детских радостей.
Если фигуры членов семьи схематичны или не полностью прорисованы, это может быть свидетельством плохого настроения маленького художника. Возможно, он чем-то расстроен, напуган или же его оторвали от любимого занятия и заставили рисовать. В таком случае не стоит проводить анализ его рисунка, лучше отложить тестирование на другое время.
Тecm «Какой вы воспитатель?»
Разбираетесь ли в особенностях психики и способностях детей? Протестируйте себя.
Данный тест, разработанный французским психологом, одновременно является отличным упражнением, которое позволит родителям и педагогам лучше разобраться в вопросах воспитания мальчиков и девочек.
Прочитайте утверждения и, если вы согласны с ними, дайте ответ «да». Если у вас на этот счет иное мнение, отвечайте словом «нет».
1. Девочки более послушные, нежели мальчики.
2. Девочки относятся к природе гораздо лучше и бережливее, чем мальчики.
3. Мальчики способны быстрее оценить сложное положение, мыслят они более логично.
4. Мальчики обычно ощущают большее желание отличиться.
5. Мальчики более одарены в математике.
6. Девочки чувствительнее к атмосфере, в которой живут, они тяжелее переносят боль и страдания.
7. Девочки лучше, чем мальчики, умеют выразить свои мысли.
8. У мальчиков лучше развита зрительная память, а у девочек – слуховая.
9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
10. Мальчики агрессивнее.
11. Девочки менее активны.
12. Девочки общительнее и предпочитают большую компанию, а не узкий круг друзей.
13. Девочки ласковее мальчиков.
14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.
15. Мальчики предприимчивее.
16. Девочки трусливее.
17. У девочек чаще бывает комплекс неполноценности.
18. Девочки реже соперничают между собой.
19. Мальчикам важнее продемонстрировать свои способности.
20. Мальчики имеют больше склонности к творческой работе, зато девочки лучше справляются с рутинным, монотонным трудом.
А теперь сверьте свои ответы с ключом
1. И в самом деле, в раннем детстве девочки послушнее мальчиков.
2. Никем не установлено, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о растениях, больных и слабых животных. Разве что в возрасте 6-9 лет.
3. На самом деле это не так. Девочки способны решать сложные задачи (проблемы) ничуть не хуже мальчиков.
4. Неверно. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее мальчиков и потому иногда стараются выделиться, отличиться от своих сверстников. В дальнейшем девочки более целенаправленны и больше, нежели мальчики, думают о будущем.
5. Девочки и мальчики одарены в равной мере, хотя и считается, что в математике последние проявляют себя лучше. Поэтому-то взрослые чаще ориентируют на точные науки именно мальчиков. Как только этот предрассудок исчезнет, никто не будет замечать большой разницы.
6. Неверно. Мальчики легче поддаются влиянию среды, они сильнее переживают, например, разлуку с родителями. Мальчики чувствительны к боли и страданию, однако их с раннего детства учат не показывать этого, не плакать, поэтому они только внешне делают вид, что им не больно.
7. До 10-13 лет разница незначительна, но в дальнейшем в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более ясно и четко, чем мальчики.
8. С помощью исследований ученые доказали, что эти способности у мальчиков и девочек совершенно одинаково развиты. Если и существует разница, то только индивидуальная.
9. До наступления половой зрелости разницы практически нет, затем мальчики действительно лучше девочек ориентируются в пространстве. С годами эта разница усиливается. Конечно, бывают и исключения, но они только подтверждают правила.
10. Мальчики становятся агрессивными уже в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность.
11. Не выявлена разница в активности мальчиков и девочек. Но в детские годы мальчики проявляют свою активность более шумно и зримо, например когда дерутся. Девочки не такие шумные, однако не менее целенаправленные.
12. Неверно. Девочки с раннего детства предпочитают компанию одной-двух подруг, а вот мальчикам по душе большие группы сверстников. Эта склонность сохраняется и в дальнейшем. Поэтому-то мальчики чаще прибегают к коллективным играм.
13. До определенного возраста разницы между мальчиками и девочками нет, в определенный период мальчики требуют ласкового обращения.
14. Напротив, мальчики больше подвержены чужому влиянию, мнение компании имеет для них огромное значение, об этом нужно помнить тем, кто воспитывает сыновей. А вот девочки чаще всего придерживаются собственного мнения.
15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет отличий. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам, быть может сознательно.
16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.
17. Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.
18. В этом отношении ни у кого нет преимущества, все зависит от личности. Соперничать, мериться силами друг с другом могут как мальчики, так и девочки.
19. Неверно. Мальчики легче подчиняются сильным личностям, компаниям сверстником. Девочки более самоуверенны и стараются настоять на своем.
20. Неверно. В этом между мальчиками и девочками нет разницы, все зависит от индивидуальности и наличия творческих способностей.
Тecm
«Темперамент вашего ребенка»
Внимательно понаблюдайте за своим ребенком, а потом ответьте на вопросы этого теста. Будьте честны, не пытайтесь приукрасить поведение сына или дочери. Отвечайте так, как есть на самом деле, а не так, как вам хотелось бы. Узнав темперамент ребенка, вы сможете понять его характер, что позволит вам в дальнейшем избежать конфликтов и недоразумений.
На вопросы отвечайте словами «да» или «нет».
1. Ваш ребенок очень интересуется различными играми?
2. Ваш ребенок импульсивен?
3. Случается ли, что настроение ребенка резко меняется от хорошего к плохому и наоборот?
4. Старается ли ребенок получить незаслуженную похвалу?
5. Любит ли он общаться с новыми, незнакомыми людьми?
6. Часто ли он требует, чтобы ему немедленно что-то купили?
7. Случалось ли вам замечать, что он грустен, подавлен, хотя никаких причин к этому нет?
8. Часто ли он проявляет свою жадность?
9. Он аккуратен?
10. Считаете ли вы своего ребенка очень жизнерадостным?
11. Ваш ребенок сильно огорчается, когда другие люди (родственники, друзья, герои книги или фильма) страдают?
12. Он очень переживает, если у него что-то не получается?
13. Всегда ли он сдерживает свои обещания?
14. Он боится высоты?
15. Комфортно ли ребенок чувствует себя в большой компании?
16. Ваш ребенок раздражителен?
17. Имеет ли он привычку перекладывать свою вину на других людей?
18. Любит ли он новые знакомства?
19. Ваш ребенок доверчив?
20. Он легко обижается?
21. Есть ли у него плохие привычки?
22. Ему нравится быть на вторых ролях?
23. Не пытается ли он совершать рискованные поступки?
24. Быстро ли ему надоедают одни и те же игры и занятия?
25. Берет ли он чужие вещи без разрешения?
26. Ему нравится ходить к кому-нибудь в гости?
27. Случалось ли ему обижать своих близких и друзей?
28. Часто ли он ощущает себя виноватым?
29. Способен ли он говорить на темы, которые плохо знает? Например, может ли он ответить урок, если не читал учебник?
30. Часто ли он отказывается от игр с друзьями ради того, чтобы побыть в одиночестве и почитать книгу?
31. Часто ли у него случаются конфликты со сверстниками?
32. Считаете ли вы своего ребенка нервным, ранимым?
33. Извиняется ли ваш ребенок за свои проступки?
34. У вашего ребенка много друзей?
35. Вы когда-нибудь замечали, что ваш ребенок высмеивает своих друзей или устраивает им злые розыгрыши?
36. Считаете ли вы своего ребенка беспокойным?
37. Ваш ребенок послушен (всегда ли он сразу выполняет то, что ему велят)?
38. Можете ли вы назвать своего ребенка беззаботным?
39. У вашего ребенка хорошие манеры?
40. Часто ли ваш ребенок тревожится за близких, опасается ли он, что с ними может произойти что-нибудь плохое?
41. Брал ли ваш ребенок когда-нибудь чужую вещь, а потом ломал ее?
42. Ваш ребенок первым проявляет инициативу в знакомстве со своими сверстниками?
43. Ваш ребенок выражает сочувствие, когда кто-то рассказывает ему о своих проблемах?
44. Часто ли он расстраивается и обижается?
45. Если поблизости нет урны, может ли ваш ребенок бросить обертку от мороженого прямо на тротуар?
46. Находясь в компании, ваш ребенок в основном молчит?
47. Сильно ли ребенок привязан к родителям?
48. Имеет ли он привычку жалеть себя?
49. Он часто хвастается?
50. Ваш ребенок бывает лидером в компаниях?
51. Его трудно назвать осторожным?
52. Случалось ли вашему ребенку выражать беспокойство по поводу своего здоровья?
53. Ваш ребенок часто говорит плохо о своих друзьях или одноклассниках?
54. Вашему ребенку нравится пересказывать веселые истории, которые он прочитал или услышал от других?
55. Ваш ребенок ест все, что ему предлагают?
56. Часто ли у него бывает плохое настроение?
57. Часто ли он дерзит взрослым?
58. Ему нравится общаться с большим количеством людей?
59. Переживает ли он, что сделал ошибку в контрольной работе?
60. Случаются ли у него бессонницы?
61. Всегда ли он моет руки перед едой?
62. Всегда ли он может ответить на вопрос без долгих раздумий?
63. Ваш ребенок старается не опаздывать?
64. Часто ли он ощущает себя очень усталым без особых причин?
65. Способен ли он действовать быстро и активно?
66. Разговорчив ли он?
67. Он никогда не обижается на свою мать?
68. Часто ли ему бывает скучно?
69. Имеет ли он особенность использовать чужие ошибки в своих целях?
70. Всегда ли он успевает выполнить все запланированные дела?
71. Существуют ли люди, с которыми ваш ребенок принципиально старается не общаться?
72. Переживает ли он по поводу своей внешности?
73. Всегда ли он вежлив?
74. Задумывается ли он о своем будущем?
75. У него когда-нибудь возникало желание умереть?
76. Мечтает ли он стать богатым?
77. Нравится ли ему быть в центре внимания?
78. Пытается ли он сдерживать грубость, хотя это дается ему нелегко?
79. Если над ним посмеялись, он долго переживает?
80. Настаивает ли он, чтобы окружающие поступали так, как ему хочется ему?
81. Он часто опаздывает?
82. Случалось ли ему говорить то, что было неприятно для другого человека?
83. Беспокоит ли вас нервозность вашего ребенка?
84. Ваш ребенок избегает общения с язвительными людьми?
85. Часто ли он теряет друзей?
86. Приносит ли ему страдания одиночество?
87. Ваш ребенок всегда старается довести начатое дело до конца?
88. Он любить дразнить животных?
89. Он болезненно воспринимает замечания в свой адрес?
90. Любит ли он приключения?
91. Он считает, что можно опаздывать на уроки?
92. Ему нравится, когда окружающие интересуются им?
93. Считают ли сверстники его жестоким?
94. Случаются ли у него резкие перепады настроения?
95. Имеет ли он привычку откладывать дела в долгий ящик?
96. Окружающие считают его веселым человеком?
97. Страдает ли он, когда его обманывают?
98. Сильно ли он зависит от внешних обстоятельств?
99. С готовностью ли он признает свои ошибки?
100. Он очень жалеет бездомных или больных животных?
А теперь сравните свои ответы с ключом по нескольким параметрам.
1. Шкала психотизма. Отрицательные ответы на вопросы 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100. Утвердительные ответы на вопросы 14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 53.
2. Шкала экстраверсии/интроверсии. Отрицательные ответы на вопросы 22, 30, 46, 84. Утвердительные ответы на вопросы 1, 3, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50.
3. Шкала нейротизма. Утвердительные ответы на вопросы 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.
Высокие показатели по шкале экстраверсии/интроверсии соответствуют экстравертивному типу, низкие – интровертивному.
Дети-экстраверты общительны, имеют широкий круг знакомств, контактируют с большим количеством людей. Им свойственны импульсивность, доброжелательность, оптимистичность.
Дети-интроверты застенчивы, спокойны, сдержанны. Общаться они предпочитают в узком кругу друзей. Все свои поступки обычно долго и тщательно продумывают.
Показатели по шкале нейротизма отражают эмоциональную устойчивость или неустойчивость. Высокие показатели говорят о психической неустойчивости, слабой приспособляемости и склонности к резкой смене настроений.
Высокие показатели по шкале психотизма указывают на наличие у ребенка склонности к демонстративному поведению. Такие дети часто бывают эгоцентричны и конфликтны.
Психологи утверждают, что возбудимый интроверт (то есть ребенок, обладающий неустойчивой психикой) по типу темперамента чаще всего обнаруживает особенности и черты меланхолика.
У интроверта с устойчивой психикой преобладают черты флегматика.
У возбудимого экстраверта (ребенка с неустойчивой психикой) доминируют особенности холерика. Экстраверта с устойчивой психикой можно отнести к сангвиникам.
Если при тестировании обнаружились высокие показатели по шкале экстраверсии/интроверсии и шкале нейротизма, ребенок – холерик. Если показатели по шкале первой шкале низкие, а по второй высокие, значит, он меланхолик.
Если показатели по шкале экстраверсии/интроверсии высокие, а по шкале нейротизма низкие, ребенок – сангвиник. Если показатели низкие по обеим шкалам, в его характере преобладают черты флегматического типа.
Дети-сангвиники общительны, контактны и без труда адаптируются к новым условиям. Они любят общаться с большим количеством людей, сравнительно легко переживают неудачи и быстро о них забывают. Ребенок с таким темпераментом подвижен и очень любознателен, он не способен придерживаться строгих правил и часто нарушает запреты взрослых. Его трудно назвать усидчивым, он может начать новое дело, не завершив старого, о котором уже забыл. Если ребенка-сангвиника не заинтересовать, через короткий промежуток времени он потеряет интерес к своему занятию. Таких детей следует приучать ставить перед собой цели, если у ребенка есть цель, он изо всех сил будет стремиться к ней.
Дети-холерики обладают возбудимой нервной системой, не способны долго размышлять над своими поступками и действуют импульсивно. Чрезмерно активные, они быстро тратят свои силы, в результате чего период активности сменяется апатией. У ребенка с холерическим типом темперамента очень богатое воображение, он умеет ставить цели, которые пытается достичь, однако родители должны знать, что он не способен объективно оценить личные возможности. В результате этого цель так и остается недостижимой, а ребенок испытывает горькое разочарование. Свои неудачи такие дети переживают очень тяжело, поэтому родители должны быть с ними чрезвычайно внимательными и тактичными.
Дети-флегматики медлительные, спокойные, эмоционально уравновешенные, их трудно вывести из себя. Если такой ребенок увлечен каким-либо делом, он обязательно доведет его до конца. А вот чтобы переключиться на новое занятие, ему потребуется довольно много времени и усилий. Флегматики общительны, однако не склонны к пустой болтовне. Они ответственны и надежны, но временами проявляют лень и апатию.
Так как дети-флегматики не отличаются инициативностью, родители должны постоянно возбуждать в них интерес к тем или иным занятиям. Если такой ребенок поймет, что данная цель ему нужна, он будет идти к ней упорно и старательно. Флегматик может обладать хорошими способностями, однако его медлительность часто становится причиной средней и даже слабой успеваемости, особенно когда педагоги и родители не проявляют терпения. К не самым лучшим показателям в учебе большинство детей-флегматиков относятся довольно спокойно, они не стремятся быть первыми и не видят причины, по которой им следовало бы добиваться лучших результатов. Флегматик не лидер, ему нравится быть на вторых ролях.
Дети-меланхолики обладают очень неустойчивой нервной системой, они с трудом приспосабливаются к изменению обстоятельств, и это касается как печальных, так и радостных событий. Ребенок с таким типом темперамента робок, застенчив, нерешителен и малообщителен, во всех мероприятиях предпочитает оставаться в тени. В то же время он не лишен ответственности и целеустремленности, что во многих случаях позволяет ему успешно преодолевать трудности. Родители должны обращаться с такими детьми очень бережно и деликатно. Меланхолики нуждаются в поддержке окружающих, им нужно помогать, хвалить, а не ругать и не формировать у них чувство вины.
Уважаемые родители! Для получения дополнительной информации педагоги нашего образовательного учреждения проводят анкетирование родителей. Ответив на вопросы анкет, вы можете их отправить на наш электронный адрес, воспользовавшись формой"Обратная связь"
Анкета № 1
Уважаемые родители!
Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Ф. И. ребёнка ___
2. Дата рождения ___
3. На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду (выделить 2-3 пункта)
- на общее развитие
- на подготовку к школе
- по развитию художественно-эстетического вкуса (музыкальная, изобразительная, театрализованная деятельность)
- на приобщение к русской национальной культуре
- на воспитание экологической культуры
4. Отметьте темы, которые Вы хотели бы обсудить на встрече с педагогами:
- Как воспитать здорового ребёнка
- Защита прав и достоинства маленького ребёнка
- Воспитываем в ребёнке самостоятельность
- Как развить творческие способности у детей
- Как уберечь ребёнка от несчастного случая
- Как правильно общаться с детьми
5. Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребёнка:
- психолога
- медицинского работника
- педагога
- другого специалиста
Спасибо за сотрудничество!
В анкетировании приняли участие 24 человека.
По результатам опроса мы выявили, что большинство родителей считают, что воспитание и образование в детском саду должно быть направлено на общее развитие, на развитие художественно-эстетического вкуса, на приобщение к русской национальной культуре, на воспитание экологической культуры.
Данные анкеты говорят о том, что родителей интересует, как воспитать здорового ребёнка, интересует вопрос защиты прав и достоинств маленького ребёнка, вопрос развития творческих способностей у детей.
По данным проведённого анкетирования все родители хотят получать консультации психолога, медицинского работника и педагога по воспитаню детей.
Анкета № 2
Уважаемый родитель!
Коллектив детского сада просит Вас ответить на вопросы и заполнить анкету. Анкета анонимна. Для нас очень важно Ваше мнение о работе детского сада.
Предполагаем выбор ответа: «Да», «Нет», «Не знаю» или произвольная запись ответа.
1. Известно ли Вам: в ДОУ проводится специальная работа по адаптации детей к условиям детского сада (день открытых дверей, беседа с родителями, возможность их нахождения в группе в первые дни посещения ребенком детского сада и т. д.?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
2. Обсуждают ли с Вами воспитатели вопросы дисциплины, питания, выполнения гигиенических процедур, касающиеся пребывания детей в детском саду?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Имеете ли Вы возможность поприсутствовать в группе, поучаствовать в экскурсиях вместе с детьми?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
4. Получаете ли Вы и другие родители детей, посещающих детский сад, информацию о повседневных происшествиях в группе, успехах ребенка в обучении и т. п. (информационный стенд, устные сообщения сотрудников?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
5. Информируют ли Вас воспитатели о травмах, изменениях в состоянии здоровья ребенка, привычках в еде и т. д.?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
6. Имеете ли Вы возможность обсудить на совместных собраниях ДОУ (не реже 1-го раза в год) успехи детей?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
7. Интересуются ли воспитатели группы, насколько их работа удовлетворяет ваши запросы (беседы, анкетирование?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
8,. Удовлетворяет ли Вас лично уход, оздоровление, воспитание и обучение Вашего ребенка в детском саду?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
9, Чувствуете ли Вы, что сотрудники детского сада доброжелательно относятся к Вам и Вашему ребенку?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
По желанию Вы можете добавить любые комментарии.
Благодарим за участие!
Анкета № 3
Уважаемые родители, хорошо ли вы осведомлены о работе, проходящей в детском саду.
1. Удовлетворены Вы или нет воспитанием и обучением вашего ребенка в ДОУ
а) да
б) нет
2. Какие из предложенных форм работы с родителями Вас больше всего заинтересовали?
а) индивидуальные консультации
б) родительские собрания
в) анкетирование
3. В каких мероприятиях принимали участие?
а) праздники
б) консультации
в) мастер-классы
г) конкурсы
4. Получаете ли Вы информацию о меню?
а) да
б) нет
5. Устраивает ли Вас разнообразие меню?
а) да
б) нет
6. Удовлетворяет ли Вас работа воспитателей с Вами
а) да
б) нет
7. Удовлетворяет ли Вас работа воспитателей с Вашим ребенком
а) да
б) нет
Цель анкетирования:
1. Собрать объективную информацию от родителей о работе детского сада.
2.Учитывать пожелания родителей в годовом плане ДОУ по работес родителями.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемый родитель!
Отметьте, пожалуйста, высказывания знаком «V», если Вы с ними согласны.
1. Меня полностью удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной работы.
2. Я уверен (а) в хорошем отношении воспитателя к детям группы и к моему ребенку в частности.
3. В воспитателях меня привлекает их компетентность, умение дать нужный совет тактично и ненавязчиво.
4. При необходимости я получаю полную информацию о жизни моего ребенка в группе детского сада.
5. Я имею возможность в любое время по присутствовать в группе.
6. Благодаря помощи педагогов детского сада мне удалось преодолеть многие трудности в воспитании своего ребенка.
7. Посещая собрания, консультации, читая рекомендуемую литературу, я стал(а) лучше разбираться в особенностях детей дошкольного возраста.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемый родитель!
- Как вы считаете? Наш детский сад:
О нем вообще не говорят;
Затрудняюсь ответить.
2. Ваш ребенок ходит в детский сад
С удовольствием;
Через силу;
Чаще с удовольствием;
Редко с желанием.
3. Устраивает ли Вас работа педагогов в группе?
Устраивает полностью;
Устраивает частично;
Не устраивает совсем.
4. Как Вы считаете? Дети в детском саду
Получают интересные знания и навыки культурного поведения;
Получают, но недостаточно;
Не получаю ничего нового;
Получают вредную информацию;
Затрудняюсь ответить.
5. Ваша осведомленность о работе детском сада
Частичная;
Вообще не имеете информации;
Предпочитаете не иметь информации, так как она меня расстраивает.
6. Информацию о детском саде Вы приобретаете
Со слов других родителей;
От воспитателя;
На собраниях;
От заведующей;
Не получаете.
7. Спокойно ли Вы уходите на работу, оставив ребенка в детском саду?
Частично.
8. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:
Повысилась материальная база;
Повысилась этика быта;
Изменилось отношение к детям;
Возникло уважение к родителям;
Повысилось качество воспитательно-образовательной работы;
Проводилась бы интересная работа с родителями;
Чаще устраивалась бы интересная работа с родителями;
Чаще устраивались встречи с психологом, медсестрой, врачом;
Хотелось бы Вам больше знать о своем ребенке, его трудностях, успехах.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемый родитель!
Предполагаем выбор ответа: «Да», «Нет», «Не знаю» или произвольная запись ответа.
1. Как долго Ваш ребенок посещает наше дошкольное учреждение?
а) менее 6 месяцев; б) от 6 мес. и до года; в) от 1 года и до 2 лет; г) более 2-х лет.
2. Сколько лет Вашему ребенку?
………………………………………………………………………………………………….
3. Получаете ли Вы от детского сада информацию?
а) о целях и задачах детского сада в области обучения и воспитания Вашего ребенка;
б) о режиме работы детского сада (времени работы, праздниках, нерабочих днях);
в) о питании детей (меню).
4. Известно ли Вам: в ДОУ проводится специальная работа по адаптации детей к условиям детского сада (беседа с родителями, возможность их нахождения в группе
в первые дни посещения ребенком детского сада и т.д.)?
а) да; б) нет; в) не знаю.
5. Обсуждают ли с Вами воспитатели вопросы дисциплины, питания, выполнения гигиенических процедур, касающиеся пребывания детей в детском саду?
а) да; б) нет; в) не знаю.
6. Имеете ли Вы возможность присутствовать в группе, поучаствовать в экскурсиях вместе с детьми?
а) да; б) нет; в) не знаю.
7. Получаете ли Вы и другие родители детей, посещающих детский сад, информацию о повседневных происшествиях в группе, успехах ребенка в обучении и т.п.
(информационный стенд, устные сообщения сотрудников)?
а) да; б) нет; в) не знаю.
8. Информируют ли Вас воспитатели о травмах, изменениях в состоянии здоровья ребенка, привычках в еде и т.д.?
а) да; б) нет; в) не знаю.
1. Имеете ли Вы возможность обсудить на совместных собраниях ДОУ (не реже 1-го раза в год) успехи детей?
а) да; б) нет; в) не знаю.
10. Интересуются ли воспитатели группы, насколько их работа удовлетворяет ваши запросы (беседы, анкетирование)?
а) да; б) нет; в) не знаю.
11. Удовлетворяет ли Вас лично уход, оздоровление, воспитание и обучение Вашего ребенка в детском саду?
а) да; б) нет; в) не знаю.
12. Чувствуете ли Вы, что сотрудники детского сада доброжелательно относятся к Вам и Вашему ребенку?
а) да; б) нет; в) не знаю.
По желанию Вы можете добавить любые комментарии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за участие!
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемый родитель!
Для нас очень важно Ваше мнение о работе детского сада.
Ваша Ф.И.О._________________________________группа__________________________
1.Устраивает ли Вас работа нашего детского сада?
Устраивает полностью;
Устраивает частично;
Не устраивает совсем.
- Ваш ребенок пользуется дополнительными услугами:
____________________________________________________
3. Устраивает ли Вас работа педагогов дополнительных услуг?
Устраивает полностью;
Устраивает частично;
Не устраивает совсем.
4. Информацию о дополнительных услугах Вы приобретаете:
Из наглядной агитации детского сада;
Со слов других родителей;
От воспитателя;
На собраниях;
От заведующей;
Не получаете.
5. Какие другие дополнительные услуги вы бы хотели получать в нашем детском саду?
_________________________________________________________________________
Вы можете добавить комментарии и предложения по работе детского сада. Благодарим за участие!
В период адаптации маленьких детей к новым условиям жизни обязательно требуется специализированное психологическое сопровождение всех членов этого процесса, как взрослых, так и детей. Психологи-практики уверены, что анкетирование родителей в детском саду доказывает свою эффективность на практике. Собственная семья является для ребенка источником получаемого положительного и отрицательного опыта. Кроха растет, подражая сверстникам и домочадцам. Для того чтобы вырастить здоровое нравственно и физически поколение, воспитывать малыша необходимо при содействии всех возможных сторон: семьи, общественности и детского сада.
Цели проведения мероприятий
Анализ сданных работ позволяет педагогам получить помимо информации о семье и ее ценностях, а также запросах и ожиданиях от посещения дошкольного учреждения.
Анкетирование родителей в детском саду по праву считается одной из самых активных форм обмена и получения различных информационных блоков работы подразделения.
Когда необходимо проводить исследование?
Процедура должна проходить в течение всего этапа адаптации малышей к группе. Хорошим стартом станет первоначальная встреча педагога с взрослыми до прихода малыша в социум, где пройдет анкетирование родителей в младшей группе детского сада. Это станет своеобразным прогнозом, раскрывающим параметры готовности ребенка к поступлению в учреждение дошкольного типа. Правдивые ответы родителей на задаваемые вопросы помогут оценить реальную картину готовности малыша к новым условиям пребывания. Также каждый взрослый сможет прощупать почву возможных трудностей в воспитании собственного ребенка.
В первые две недели посещения ясельной группы также должно быть проведено следующее анкетирование родителей в детском саду. Полученная на этом этапе информация поможет работающим в учреждении специалистам и педагогам рассмотреть личностные особенности каждого малыша, окунуться в корни семейного воспитания, а также определить способы возможной психологической помощи или поддержки.
Динамика адаптационного процесса
Темы анкетирования для родителей в детском саду могут быть разными, но каждая из предложенных работает в русле оценки физического и психологического состояния ребенка в период адаптации в дошкольном учреждении.
Спустя несколько месяцев взрослым можно предложить так называемую карту наблюдения, в которую они внесут свои отметки и замечания. Анализ анкетирования родителей в детском саду поможет выявить положительную или отрицательную динамику. Предложенные продукты помогут наладить сотрудничество между работниками образовательного процесса и родителями.
Создание социального паспорта ребенка
Социальный паспорт ребенка - это результаты анкетирования родителей в детском саду. База с большим охватом диагностируемых детей и собранными первичными данными поможет в планировании консультативной деятельности, а также разработке индивидуальных занятий и коррекционных уроков.
Для того чтобы не привлекать взрослых к созданию еще одной встречи, отнимающей время, психолог может включить анкетирование родителей в детском саду в список документов при оформлении малыша в учреждение. Также можно раздать анкеты для самостоятельного заполнения дома, когда родители придут на родительское собрание. В некоторых случаях подобные анкеты считаются канвой для первичного диалога с матерью или отцом.
Как должен проходить процесс?
Обязательными пунктами и аспектами, присутствующими в процессе заполнения каждой анкеты, должны стать:
- вежливое обращение к целевой аудитории;
- краткое разъяснение и инструкция, способная рассказать о цели проводимого исследования;
- благодарность в конце тестирования за конструктивное взаимодействие;
- примеры вопросов и ответов при сложных вопросах;
- обязательным условием, которое должны соблюдать педагоги, является абсолютная конфиденциальность. Если они будут придерживаться этого правила, ответы отцов и матерей будут более искренними. При передаче обратной связи педагог должен быть беспристрастен и тактичен.
Чем полезен анализ приобретенной информации
Если сотрудники дошкольного учреждения активно используют разнообразные способы взаимодействия с родителями дошкольников, посещающих детский сад, то это станет стимулом к добровольному привлечению актива взрослых, участвующих в мероприятиях и реализациях новых проектов.
Анализ анкетирования родителей в детском саду в процентном соотношении сможет рассказать о вопросах сохранения здоровья детей, обучении, воспитании и успешной социализации личности.
Какими могут быть анкеты?
Тематика анкетирования всецело зависит от целей, преследуемых администрацией детского сада, а также учебной программы, рассчитанной на год пребывания в учреждении. Варианты ответов могут быть как закрытыми, подразумевающими краткий утвердительный или отрицательный ответ, так и открытыми, то есть высказыванием собственной позиции в свободном виде.
Примерные темы опросов для родителей:
- Основные аспекты и стиль воспитания в семье.
- Мнение о специалистах и посещаемом дошкольном учреждении.
- Ваш малыш - какой он?
- Отношение крохи к группе и воспитателям.
Родители должны понимать, что результаты тестирования принесут пользу им и их ребенку. Совместная деятельность и взаимодействие с педагогами помогут пресечь возможные проблемы на корню.