Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:
свидетельство об их смерти.
решение суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.
приговор суда об осуждении родителей.
медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.
документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.
материалы о розыске родителей и другие.
Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.
В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей.
Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха - эпоха гласности, демократии - создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего - в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей - алкоголиков.
Сейчас в России более 700 000 детей - сирот (из них 95% социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо - это матери - подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.
Такие реалии современной российской жизни как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшим и младшим поколениями моральных и семейных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.
За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем, только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального
насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 - 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев, и даже лет.
Выталкивает детей на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8- летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профучилища (отчего ежегодно до 1 млн. подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14-18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут или не хотят, и т.п. В результате среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают более 2 млн. несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет.
За последние 5 лет продолжает сокращаться число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году их было 115,6 тыс., что на 8,7 тыс. меньше, чем в 2008 году, и на 11,4 тыс. меньше, чем в 2007 году. Свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав.
В 2009 г. у родителей, лишенных родительских прав, было в целом отобрано 56,4 тыс.детей, что на 6,2% больше, чем в 2008г. и на 21,1% больше, чем в 2007 г. В то же время, численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, в 2009 г. сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4 тыс. человек, что даже меньше (на 2,4%), чем было в 2007 г.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, представляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровне, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.
Большинство детей, оставшихся без попечения родителей в течение 2009 г., были переданы под опеку или усыновление. Их численность в 2009г. составила 77,8%, или 60,8% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения.
- 28,2% детей, оставшихся в 2009 г. без попечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2009 г. она составила 29,4%, в 2008 г.-30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2009 г.36,1 тыс. против 36,2 в 2008 г.
- 1,7% детей, оставшихся в 2009 г. без попечения родителей, приняты в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования и другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.
В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001 г. № 374. Указанным документом увеличено ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Родственники убитой москвички Ирины Кабановой готовы взять под опеку ее троих детей, сообщила президент благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская. По словам Альшанской, старшего ребенка намерен забрать первый муж Кабановой, а двух младших — родственники с Украины.
Ниже приводится справочная информация об основных формах устройства детей, чьи родители погибли или лишены родительских прав. Основными такими формами являются усыновление и опека.
Усыновление (удочерение)
Усыновление (удочерение) представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителей, поэтому усыновление является приоритетной формой устройства ребенка — он получает те же права и обязанности, что и кровный, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.
Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Этим усыновление отличается от установления опеки над ребенком, решение о которой принимается органами опеки и попечительства.
Могут быть усыновлены дети-сироты и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав.
Опека (попечительство)
Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками над ребенком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребенком в возрасте до 14 лет, а попечительство устанавливается над подростками в возрасте от 14 до 18 лет.
Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом. В случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребенка.
По результатам исследования лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ, которое проводилось в течение ряда лет в разных регионах России, чаще всего опекунами становились бабушки — в 88% случаев. В 12% случаев ими становились дедушки, а посторонних среди опекунов было не более 2%.
Опекун назначается органами опеки и попечительства, которыми по совместительству являются органы местного самоуправления. Их полномочия определяются их уставами. Решение выносит глава городской или районной, включая районы городов, администрации по месту жительства опекуна. Относительно попечителей применяется та же процедура. Обычно опекунами и попечителями назначаются родственники будущего подопечного, а если они отсутствуют, то назначаются лица по выбору соответствующих органов.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Предварительная опека (попечительство)
Если несовершеннолетнему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, и его помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нецелесообразно, соответствующие органы вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя.
Чтобы своевременно установить предварительную опеку или попечительство, соответствующий орган обращается с предложениями об установлении их к гражданам, выразившим желание быть опекунами или попечителями и состоящим на учете.
Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом). Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев.
Международный порядок
Если желающие усыновить (взять под опеку) ребенка проживают в странах СНГ, в силу вступает международный порядок усыновления.
Процедура такого усыновления регламентируется статьями 124, 165 Семейного кодекса РФ, главой 29 ГПК РФ, Федеральным законом "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (от 16 апреля 2001 года), другими актами.
В первую очередь, прорабатывается возможность передать детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих в стране, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства
Усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.
Статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Федеральным Законом №159 от «21» декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» далее ФЗ №159, а также Семейным Кодексом Российской Федерации .
Семейный кодекс Российской Федерации в статье 121 объединяет всех детей в одну категорию, как детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите, а ФЗ №159 делит их на две подкатегории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Существует мнение, что эти дети отличаются тем, что дети-сироты – это, как правило, дети из благоприятных семей, чьи родители внезапно погибли при трагических обстоятельствах, например, в автокатастрофе. И что такие дети более социализированы, образованы и т. п. Данное мнение, на наш взгляд является в корне не верным. Как такой вывод можно сделать о детях, которые потеряли родителей в возрасте полугода? Или как можно судить насколько была благоприятна обстановка в семье до гибели родителей? На наш взгляд такое деление является формальным, так как все эти лица имеют равные права на защиту государства и по нашему мнению это всего лишь дань традиции. Например, не до конца ясно, чем отличаются дети, чьи родители умерли, от детей, чьи родители признаны умершими по решению суда. Только тем, что у одних есть только свидетельства о смерти родителей, а у других решение суда и свидетельства о смерти родителей.
Рассмотрим более подробно, какие дети приобретают статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все указанные лица должны быть не старше восемнадцати лет.
- Лица, у которых умерли оба либо единственный родитель. Подтверждается свидетельством о смерти родителей, или решением суда об объявлении родителей умершими.
- Лица, родители которых лишены в их отношении родительских прав либо ограничены в родительских правах. Подтверждается решением суда о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав. Здесь следует учесть, что при ограничении родителей в родительских правах, если причины такого ограничения не были устранены, то в течение шести месяцев органы опеки и попечительства обязаны обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
- Лица, родители которых отсутствуют (неизвестны). Подтверждается свидетельством о рождении, решением суда о признании родителей безвестно отсутствующими.
- Лица, родители которых являются недееспособными либо ограниченно дееспособными либо находятся в лечебном учреждении . Подтверждается решением суда о признании недееспособными или ограниченно дееспособными. Как правило, ограниченно дееспособными признаются лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, в таком случае они должны быть также лишены по этим основаниям родительских прав. И справкой из медицинского учреждения о заболевании родителей, препятствующем выполнению родительских обязанностей.
- Лица, родители которых находятся под стражей или в местах лишения свободы. Подтверждается справкой из мест заключения.
Кроме того Федеральный Закон №159 вводит понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. То есть это лица, которые в возрасте до 18 лет приобрели статус сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Данное определение используется только в рамках ФЗ №159 и в других законах не содержится. Такой возраст (23 года), установлен государством не случайно. Так как по достижении совершеннолетия люди обычно поступают в учебные заведения, и установление такого возраста позволяют человеку пройти обучение, и находиться при этом под дополнительной государственной защитой. А лица старше 23 лет уже являются социально зрелыми и могут обеспечивать себя самостоятельно.
Статья 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Комментарий к статье 155.1
1. Глава 22 введена в СК РФ Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ, принятым в связи с Законом об опеке. В комментируемой главе впервые дано понятие такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как устройство в организации (юридические лица), и определены основные положения, относящиеся к порядку пребывания детей под надзором таких организаций. Как уже отмечалось, эта форма устройства детей признается наименее благоприятной для ребенка.
Более того, в соответствии с положениями ст. 122 СК РФ при первой же возможности передать ребенка в семью его устройство в организацию должно быть прекращено. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей (ст. 5.36 КоАП).
2. К числу специализированных организаций для детей-сирот отнесены:
Образовательные организации;
Медицинские организации;
Организации, оказывающие социальные услуги;
Иные некоммерческие организации, при условии что деятельность по устройству детей не противоречит целям, ради которых они созданы.
Необходимо развеять заблуждение о том, что специализированные организации для детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть только образовательными. Семейный кодекс РФ такого правила не содержит, да и не может содержать, поскольку в подавляющем большинстве случаев интересам ребенка, оставшегося без попечения родителей, отвечает посещение обычного общеобразовательного учреждения. Полное осуществление образовательного процесса внутри организации для детей, оставшихся без попечения родителей, создает замкнутую атмосферу в коллективе детей и не способствует их нормальной социализации.
В соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 (в ред. от 10 марта 2009 г.) организациями, оказывающими социальные услуги и принимающими детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Вместе с тем комментируемая статья допускает создание не только государственных, но и негосударственных специализированных организаций для детей-сирот. Заметим, что, например, религиозные организации сами по себе как юридические лица не могут считаться организациями для детей-сирот, поскольку их основные цели (совместное исповедание и распространение веры - ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях") противоречат целям деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому религиозные организации вправе учреждать отдельные юридические лица (частные учреждения - ст. 120 ГК), на которые могут возлагаться функции по устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Организационно-правовые формы юридических лиц, относящихся к организациям для детей, оставшихся без попечения родителей, определяются гражданским законодательством. Это могут быть исключительно некоммерческие юридические лица.
Условия пребывания детей во всех типах организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть определены соответствующим постановлением Правительства РФ.
3. Комментируемая статья разграничивает случаи временного пребывания детей в организациях для детей-сирот и случаи устройства детей в такие организации.
Помещение ребенка в какую-либо организацию в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не является устройством ребенка в смысле гл. 22 СК РФ. В перечисленных случаях законные представители ребенка сохраняют все свои права. Так, например, ребенок, находящийся под опекой, может быть помещен опекуном в школу-интернат для обучения на короткий срок. Это может быть вызвано необходимостью отъезда опекуна или иными уважительными причинами. В этом случае опекун своих прав не утрачивает.
4. Впервые комментируемая статья четко определила статус выпускника организации для детей-сирот. Ранее на практике предполагалось, что несовершеннолетний (как правило, 16-летний) выпускник детского дома подпадает под попечительство учреждения среднего профессионального образования, в которое он поступает на учебу. Однако названные учреждения не относятся и никогда не относились к числу специализированных организаций для детей-сирот. Поэтому в п. 4 комментируемой статьи законодатель напоминает, что по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 18 лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства. Таким образом, орган опеки и попечительства обязан вновь начать поиск попечителя для такого ребенка (ст. ст. 121 - 123 СК).
5. Деятельность организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть бесконтрольной. Поскольку на них возложены серьезные обязанности по охране жизни и здоровья пребывающих в них детей, по предоставлению им питания, медицинской помощи, ухода, по обеспечению получения детьми образования, органы опеки и попечительства обязаны осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Порядок такого контроля определяется Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Применение названных Правил к осуществлению контроля за пребыванием несовершеннолетних детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объясняется тем, что такая организация фактически имеет статус опекуна (попечителя) ребенка.
Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию, образованию детей, защите и представительству их прав и законных интересов
Комментарий к статье 155.2
1. Комментируемая статья определяет момент возникновения полномочий организации для детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к переданному в нее ребенку. Это момент принятия органом опеки и попечительства акта об устройстве детей в указанную организацию. В данном акте четко и недвусмысленно должно быть указано на то, что ребенок помещается под надзор такой организации и что она обязана в соответствии с комментируемой статьей исполнять обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также по защите их прав и законных интересов.
При наличии такого акта можно отграничить случаи временной передачи ребенка, например, в социальный приют для целей временного проживания несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, и случаи устройства ребенка в подобную организацию. При временной передаче ребенка у социального приюта прав и обязанностей по законному представительству в отношении ребенка не возникает.
2. Организация для детей, оставшихся без попечения родителей, не является опекуном (попечителем) детей в собственном смысле этого слова, поскольку в соответствии с Законом об опеке опекунами и попечителями могут быть только физические лица (граждане). Вместе с тем к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей (см. комментарий к ст. 148.1 СК).
Кроме того, на основании ст. 1 Закона об опеке положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
3. Комментируемая статья впервые на законодательном уровне закрепила так называемый гостевой режим пребывания детей в семьях - временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Речь идет о случаях кратковременного пребывания ребенка в семье в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития.
Условия передачи ребенка в семью в рамках гостевого режима:
Такая передача отвечает интересам ребенка. С целью установить, не противоречит ли интересам ребенка пребывание в семье, необходимо прежде всего выяснить его мнение (ст. 57 СК);
Пребывание в семье имеет целью обеспечение воспитания и гармоничного развития ребенка (приобщение к культуре семейного общения, знакомство с бытом семей, организацией досуга и пр.);
Пребывание ребенка в семье не создаст угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам;
Пребывание ребенка будет кратковременным. По общему правилу передача ребенка в семью допускается на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и др., но на срок не более чем один месяц. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать три месяца;
Принимающая семья состоит из граждан, постоянно проживающих на территории РФ.
Основанием для пребывания ребенка в семье является распоряжение администрации организации для детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи администрация вправе обращаться к органу опеки и попечительства, который ведет банк данных о кандидатах в опекуны (попечители) с просьбой дать информацию о гражданах, желающих принять ребенка в семью временно. Таким образом, гостевой режим может стать предварительным этапом для последующего усыновления, опеки или попечительства. Состоявшееся на этом этапе знакомство ребенка с принимающей семьей может перерасти в более длительные отношения.
Граждане, принимающие ребенка в порядке гостевого режима его пребывания, не становятся законными представителями ребенка и не приобретают каких-либо иных прав опекуна (попечителя). На них лишь возлагается обязанность обеспечить безопасность ребенка. Указанным гражданам запрещено вывозить ребенка за пределы Российской Федерации.
Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам определены Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации". Этот подзаконный акт предъявил настолько жесткие требования к гражданам, желающим взять ребенка на короткий срок, что гостевой режим пребывания детей в семьях оказался под угрозой.
В соответствии с Правилами временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ, граждане, изъявив желание взять ребенка на один-два дня, должны предварительно получить заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина или заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем. С этой целью в орган опеки и попечительства необходимо представить те же документы, что и в случае принятия ребенка в семью на воспитание. Орган опеки и попечительства, получив документы и заявление, в течение 15 дней проводит проверку представленных вместе с заявлением документов, обследование условий жизни гражданина и его семьи "в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина" и оформляет заключение. При этом орган опеки и попечительства вправе в письменной форме запросить у гражданина дополнительные документы. Лишь после получения положительных результатов проверки, включая данные медицинского обследования гражданина и его семьи, организация, где находится ребенок, сможет передать ребенка на выходные (праздничные) дни. Однако названная организация вправе и отказать заявителю. Решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина или об отказе в такой передаче принимается руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 15 дней с даты представления гражданином документов.
Статья 155.3. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Каждый ребенок нуждается не только в любви родителей, но и в материальном обеспечении своих потребностей. Сознательные и любящие родители всеми силами стараются дать детям лучшее и обеспечить соблюдение их законных прав. Но кто же позаботится о детях, которые лишены заботы отца и матери по разным причинам? Государство построило мощную социальную программу для защиты правовых интересов несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения.
На законодательном уровне защита прав детей-сирот регулируется нормативными актами: Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ), ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве» , Гражданском и Жилищном кодексах. Основополагающие права закреплены в Конституции РФ.
Кого принято считать сиротами
Для понимания значения выражений «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», стоит заглянуть в законодательную базу.
Дети, оставшиеся без попечения родителей - несовершеннолетние граждане, лишенные опеки при живых родителях. Причин для этого может быть несколько:
- принудительное отстранение от выполнения родительских обязанностей вследствие аморального образа жизни или представления угрозы жизни ребенка;
- пропажа без вести;
- наличие серьезной болезни, не позволяющей обеспечить должный уход за ребенком;
- тюремное заключение;
- полная или частичная недееспособность;
- нахождение под следствием;
- осознанный отказ родителей от участия в жизни ребенка, оставление в медицинском или социальном учреждении.
Важно! Человек, лишенный судом родительских прав, не освобождается от материального обеспечения ребенка. Он обязан выплачивать алименты до достижения ребенком совершеннолетия.
Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Каждый несовершеннолетний, в силу различных причин оставшийся без родительской поддержки, имеет право на получение социальных гарантий. Государством создана обширная программа для помощи детей без родителей, которая охватывает наиболее важные сферы человеческой жизни.
В сфере образования
Законом РФ №159-ФЗ предусмотрено предоставление права детям-сиротам на бесплатное обучение в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня. При этом все расходы на обучение оплачиваются из государственного бюджета.
Каждый человек, лишенный родительской опеки, имеет право воспользоваться такими привилегиями:
- Бесплатный курс подготовки для поступления в образовательные учреждения профессиональной направленности. Обязательным условием для получения возможности воспользоваться указанным правом, является получение основного или общего среднего образования.
- Получение второго средне-специального образования.
- Использование академического отпуска при наличии медицинских показаний. При этом на протяжении всего срока отпуска граждане льготной категории продолжают получать стипендию в полном объеме.
- Бесплатный проезд на отдельных видах городского транспорта, кроме такси.
- Компенсация транспортных расходов при поездке к месту обучения, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте. Воспользоваться таким правом студент может один раз в год. При этом в расчет берутся расходы на поездку в обе стороны: от места жительства к месту обучения, и в обратном направлении.
- Получение единоразовой финансовой помощи, одежды или оборудования при выпуске из образовательного заведения. Исключение составляют те студенты, которые продолжают обучение на дневной форме.
Кроме того, ученикам положена денежная помощь равная размеру стипендии за 3 месяца. Она предназначается для приобретения канцелярских предметов и методических материалов, необходимых в течение учебного года. За время прохождения производственной практики студентам льготной категории полагается стопроцентная оплата труда.
Если студент лишился родительской опеки во время обучения, он переводится на полное гособеспечение, которое предполагает бесплатное питание, одежду, обувь, проживание в общежитии и пользование медицинскими услугами. При этом учащемуся выплачивается повышенная стипендия, несмотря на успехи в обучении.
Если гражданин льготной категории достиг возраста 23 лет до того момента, как окончит учебное заведение, все перечисленные права сохраняются за ним вплоть до выпуска.
В медицинской сфере
Дети, лишенные родительской опеки, могут бесплатно получить необходимую медицинскую помощь, будь это плановый медосмотр или операция с хирургическим вмешательством. Подобные услуги оказывают муниципальные больницы или учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.
Кроме того, дети, относящиеся к льготной категории, имеют право на поездки в спортивно-оздоровительные лагеря или санатории, если для этого существуют медицинские показания. Причем расходы на поездку к оздоровительному учреждению и обратно полностью компенсируются государством.
Защита права на трудовую деятельность
Для безработных граждан льготной категории, ищущих работу впервые, предусмотрена помощь в виде выплаты пособия в течение 6 месяцев. Размер выплаты равен среднему уровню заработной платы в регионе проживания. Но воспользоваться такой привилегией могут только те лица, которые зарегистрировались в службе занятости и получили статус безработного.
При обращении в центр занятости его сотрудники не только помогают в поиске работы, но и оказывают консультационную помощь, а также диагностику профессиональной пригодности будущего работника.
Если ликвидировано предприятие, в котором работал человек, лишенный родительского попечения, то ему предоставляется право на бесплатную профильную подготовку с дальнейшим трудоустройством за счет бывшего работодателя.
Жилищные социальные гарантии
Право на жилье сохраняется за гражданином, относящимся к категории детей-сирот или детей, лишенных попечительства, до наступления 23-летнего возраста.
Если за ребенком, лишенным родительского попечения уже закреплено собственное жилье, то право на него сохраняется навсегда, даже в период нахождения в социальных учреждениях.
Если сложилось так, что закрепленного жилья нет, то при выпуске из социального учреждения заключается договор найма со специализированным жилищным фондом на срок до 5 лет. В этот период квартиросъемщик не имеет права распоряжаться недвижимостью на свое усмотрение, т. е. продавать, сдавать или приватизировать его нельзя.
После прохождения 5 лет указанное жилье исключается из специализированного жилищного фонда, а с квартиросъемщиком заключается договор социального найма.
Право проживания в выделенном жилище имеют лица, имеющие закрепленное жилье, если по определенным причинам они не могут там проживать. Например: если жилье непригодно для проживания по причине несоответствия санитарно-техническим нормам, или в указанной квартире живут родители, ограниченные в правах по отношению к ребенку, или лица с тяжелыми заболеваниями.
К сведению! Еще недавно дети-сироты получали право собственности на социальное жилье сразу после выпуска из детдома.
Помощь детям, оставшимся без попечения родителей
К счастью, государством предусмотрено назначение специальных органов, которые призваны защищать права и безопасность детей. К ним относятся органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних. За работой должностных лиц следят органы прокуратуры, проводя систематические проверки.
Несовершеннолетний гражданин, оставшийся без родителей, в обязательном порядке должен получить официальный статус.
Для этого есть 2 весомые причины:
- Возможность получения социальных льгот и государственных гарантий. Если ребенок, по факту давно лишившийся родителей, не получит соответствующий статус, то он не сможет претендовать на государственное жилье при достижении 18-летнего возраста. Поэтому органы опеки обязаны позаботиться о документальном оформлении сиротства в минимальные сроки.
- Исключение претензий со стороны нерадивых родителей в будущем. Бывает так, что родители не участвовали в воспитании, злоупотребляли алкоголем или наркотиками, а потом в старости требовали от взрослых и успешных детей плату на содержание. Официальный статус поможет избежать такой ситуации.
Помочь оформить официальный статус сироты обязаны органы опеки. Для этого нужно обратиться в суд с пакетом доказательств неблагонадежности родителей. Инициатором заявления могут выступать сами органы опеки, родственники, сотрудники социальных или медицинских учреждений. После наступления 14-летнего возраста юный гражданин сам может выступить с ходатайством о лишении родителей прав в его отношении.
Льготы и пособия
Как только органы исполнительной власти получают данные о сиротстве подопечного, они должны принять меры для дальнейшего устройства, а также обратиться в МФЦ и ПФР для получения льгот и пособий.
Дети, лишившиеся родителей, имеют право на получение социальных выплат. Если умершие родители имели трудовой стаж, то ребенку положена пенсия, состоящая из двух частей: фиксированной и расчетной (исходя из размера зарплаты и стажа умершего родственника). Если при жизни родитель не наработал необходимого стажа, то ребенок получает выплату по утере кормильца. Такая пенсия выплачивается до 18 лет или до конца обучения в образовательном учреждении независимо от типа и формы собственности. Максимальный возраст, для которого предусмотрена выплата пособий, - 23 года.
Виды социальной помощи детям-сиротам
Кроме перечисленных мер социальной поддержки детей, государством предусмотрены специальные программы помощи таким категориям граждан.
- Материальная помощь — предоставление места проживания в интернате, одежда, питание, право бесплатного проезда в городском транспорте. После выпуска из социального учреждения сиротам предоставляется жилье.
- Нематериальная помощь - обеспечение прав, предусмотренных законодательством: право на обучение, медицинское обслуживание, право на труд.
Такая поддержка со стороны государства позволит человеку со статусом сироты получить должное образование, найти работу и прочно стать на ноги.
Устройство детей без родителей
Главное право детей, оставшихся без попечения родителей, - право на жизнь и воспитание в семье. Поэтому приоритетным действием органов опеки является устройство в новую семью.
Государством предусмотрена программа определения дальнейшей судьбы детей, лишившихся родительского попечения. Существует несколько форм устройства несовершеннолетних граждан: опека и попечительство, приемная семья, усыновление.
Опека и попечительство - обязанность уполномоченного лица заботиться о ребенке, оставшегося без родителей, а также защищать его интересы.
Опекуном может стать любой человек, достигший совершеннолетия, отвечающий таким требованиям:
- наличие собственной жилплощади, пригодной для проживания детей;
- адекватность, дееспособность;
- хорошее состояние здоровье;
- отсутствие в прошлом историй, связанных с лишением или ограничением родительских прав.
Над детьми, которые не достигли 14 лет, устанавливается опека, для детей в возрасте от 14-18 лет предусмотрено назначение попечительства.
Приемная семья - супружеская пара или отдельные граждане, которые согласны принять на воспитание ребенка, чтобы заботиться о нем, воспитывать и защищать его законные интересы. Для определения ребенка в приемную семью заключается договор между органами опеки и гражданином, изъявившим желание взять на себя ответственность за воспитание.
Формы устройства детей оставшихся без попечения
Если найти подходящую семью не удалось, то следующим шагом по улучшению жизни подопечного становится устройство в учреждение, которое придерживается семейных ценностей в своем внутреннем укладе. Дети направляются в специализированное учреждение, в котором они смогут жить, имея нормальное питание и образование. Существует несколько видов социальных учреждений для сирот:
- интернаты;
- приюты;
- реабилитационные центры;
- детские дома.
Выбор конкретного заведения зависит от состояния здоровья, физической подготовки и способностей ребенка.
Защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей
Органы опеки несут ответственность за обеспечение прав детей-сирот или детей, оставшихся без попечения. Они контролируют условия жизни подопечных с момента регистрации статуса до достижения ими 23-летия.
К числу обязанностей органов опеки и попечительства относится 4 основные функции:
- обнаружение и регистрация детей, оставшихся без попечения;
- выбор формы устройства детей в зависимости от ситуации, вследствие которой они лишились родительской опеки;
- поиск и адаптация лиц, согласившихся стать опекунами;
- последующий контроль условий проживания, воспитания и образования.
Сотрудники органов опеки призваны сделать все, чтобы спасти подопечного из трудной жизненной ситуации и обеспечить ему нормальное существование в обществе.
Судебная защита прав
В жизни несовершеннолетнего гражданина, лишенного попечения, могут возникнуть разные обстоятельства, при которых защитить его права можно, только обратившись в суд. Например: взыскание алиментов, отстаивание прав на жилье или другое имущество.
Для защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, существует определенная процедура обращения в суд. При этом инициатором обращения может стать как сам ребенок (если он достиг 14-летия), так и его законные представители. При этом истец не обязан выплачивать судебные издержки - рассмотрение дела проводится на безвозмездной основе.
При обращении в суд, гражданину могут быть оказаны такие услуги:
- Консультация, устные и письменные ответы на вопросы юридического характера;
- помощь в составлении юридических документов: заявлений, жалоб, ходатайств;
- представление законных интересов истца в судебных инстанциях.
Разлука с отцом и матерью - всегда трагедия для маленького человечка и общества в целом. И причин для этого может быть множество - смерть родителей, безответственность, халатность, жестокое обращение.
Независимо от причин произошедшего государство разработало обширную программу для обеспечения прав и интересов сирот, как незащищенной категории населения. Благодаря усилиям органам опеки каждому подопечному предоставляется право проживания в новой семье или социальном учреждении, право на полное государственное обеспечение, а также материальные и нематериальные льготы, которые позволяют получить достойное образование и работу.