Симптомы застенчивости у детей разного возраста. Главные причины возникновения и современные способы решения данной проблемы. Роль родителей в развитии и лечении синдрома. Советы ребенку по избавлению от застенчивости.
Содержание статьи:
Застенчивость у ребенка - это состояние психического здоровья и его поведение среди окружающих, главными характеристиками которого являются робость, нерешительность, стеснительность, боязливость и скованность. Чаще всего впервые проявляется ещё в раннем возрасте и придает детям такие черты, как скромность, послушность, сдержанность. Так создаются маски, за которыми почти не видно сущности, истинного характера ребенка, а также тормозится его становление в обществе как личности.
Причины развития застенчивости у детей
Известно, что детская психика является ещё полностью не сформированной системой. Такая несовершенность делает ребенка уязвимым по отношению даже к самым, казалось бы, мелочным ситуациям. Вследствие этого головной мозг генерирует активацию многих защитных реакций, среди которых стеснительность, скрытность и неуверенность.
Различают несколько главных причин застенчивости у детей:
- Генетическая предрасположенность . На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка, рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной склонности.
- Природные факторы . Здесь стоит упомянуть наличие у каждого человека специфического типа нервной системы. Считается, что именно интроверты (скрытные и замкнутые) наиболее подвержены развитию такого качества, как застенчивость. Люди с меланхолическим и флегматическим типами темперамента также становят огромную группу риска, но и их отсутствие также не исключает возможности его заполучить. Исследования гласят, что чрезмерная активность в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в застенчивость далее.
- Социальная среда . В эту группу включают всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.
- Нарушение адаптации . Каждые несколько лет в жизни ребенка он переживает какие-либо приспособительные реакции - к ползанию, ходьбе, самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих других заведений. По мере их возникновения формируются положительные и отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке умение сопротивляться внешнему воздействию. Если такой процесс пройдет неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и застенчивости.
- Соматическая патология . Имеется ввиду наличие заболеваний внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития, следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле. Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов. Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает оставаться наедине.
- Неправильное воспитание . Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности, возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.
Основные симптомы застенчивости у ребенка
Необходимо начать с того, что застенчивый ребенок действительно страдает. Ведь это состояние руководит им во всех жизненных ситуациях. Он не может чувствовать себя комфортно нигде и ни с кем. Постоянное ощущение неуверенности и трусости преследует каждый день. К сожалению, многие родители, пытаясь помочь, только усугубляют ситуацию. Ведь первым делом они решают отстранить ребенка от принятия решений и делают это самостоятельно. Как результат на него сваливается ещё больше неполноценности и неуверенности.
Чтобы знать, как помочь ребенку преодолеть застенчивость, нужно усвоить несколько её признаков. Среди них:
Обратите внимание! Очень часто перечисленные признаки не считают тревожными и принимают за капризы ребенка, наказывая его за это. В результате такого обращения ещё больше угнетается состояние малыша.
Как бороться с застенчивостью у ребенка
Чтобы добиться какого-либо результата, необходимо понять, что застенчивость - это всё-таки не просто черта характера, а патологическое состояние. Только после осознания этого можно приступать к поиску путей решения этой проблемы. Искать их стоит незамедлительно, ведь каждый прожитый день с таким мышлением подводит ребенка к самостоятельному выходу из ситуации. Часто это уход из дома или даже попытки суицида. Коррекция застенчивости у детей требует комплексного подхода с привлечением как их самих, так и окружения.
Мама и папа - это первые и самые главные советчики в жизни ребенка. Именно с них он списывает большинство манер поведения, и они же производят коррекцию его собственных. Очень важно, чтобы родители следили за психоэмоциональным состоянием детей и помогали им адаптироваться к новым этапам в жизни. Особенно это необходимо, если их чадо испытывает трудности в общении и реализации себя как личности.
Чтобы знать, как преодолеть застенчивость у ребенка, нужно придерживаться следующих советов:
- Не ругать . Крик спровоцирует ещё большую скрытность и стеснительность. Дети будут чувствовать себя виноватыми за такое поведение и в будущем не придут к родителям за советом или помощью. Это только усугубит ситуацию и сузит круг доверия до его полного отсутствия. Такое поведение заставит ребенка замкнуться в себе, и вывести его из такого состояния будет намного сложнее.
- Интересоваться личной жизнью . Дети в современном мире - это маленькие взрослые. Не стоит думать, что с ними не о чем говорить. Эти маленькие человечки вмещают в себе огромный внутренний мир переживаний и забот, с которыми они не могут ещё справиться в одиночку. Нужно найти правильный подход к ребенку, расспрашивать, о чем он думает, почему совершает то или иное действие, с кем дружит и о чем грустит. Это очень важно. Если вы сумеете стать ему не только родителем, но и другом, сможете самостоятельно избавить его от проблемы.
- Уметь слушать . Детей необходимо замечать. Из-за суеты повседневной жизни часто не хватает времени на них. И пока ми имитируем внимательность, дети показывают и рассказывают нам о всех своих бедах. Но, к сожалению, рано или поздно им надоедает это делать. Они обижаются, уходят в себя и больше не пойдут на контакт. Поэтому каждое слово, произнесенное детьми, имеет свой смысл. Надо уметь не только слушать их, но и слышать, чтобы успеть заметить какие-либо проблемы и откорректировать их.
- Поддерживать . Поражения, как и победы, нужно уметь принимать. Дети не всегда умеют сами правильно это делать. Часто только после одной неудачи они больше никогда не решаются попробовать сделать что-то снова. Родительский долг обязывает объяснить ребенку, что его любят таким, каким он есть, и совершенства от него не требуют. Нужно научить его медленно и уверенно шагать к своей цели, несмотря на предыдущие поражения.
- Стать примером . Дети - это отображение своих родителей. Ничьи черты не будут в них настолько отражены, как черты мамы у девочек и папины у мальчиков. Сверхвысокая требовательность может привести к возникновению чувства стыда. Ребенок будет стесняться своих ошибок и переживать, что не оправдал надежд. Поэтому родителям в первую очередь нужно уметь признавать свои ошибки и на личном примере показывать, что это не страшно, а лишь стимулирует к дальнейшим действиям.
- Поощрять . На самом деле все дети заслуживают внимания родителей, а эти в особенности. Среди наиболее хороших способов есть походы в кафе, парк аттракционов, спектакли. Различные комедийные представления помогут ребенку научится воспринимать самого себя и не выдавать особенности за странности. Времяпровождения в привычном кругу оказывает общее положительное влияние на детей.
И всё-таки, лучше решать проблему изнутри. Преодоление застенчивости у детей принадлежит им самим. Как бы ни старались окружающие, самый важный шаг они должны сделать сами. Ведь пока ребенок сам не начнет менять свое отношение к действительности, все попытки помочь со стороны будут напрасными.
Чтобы ему легче было это осуществить, можно предложить несколько следующих советов:
- Быть уверенным . Даже если страх не покидает, всегда нужно запрещать ему выражаться каким-либо образом внешне. Чтобы было легче, необходимо расправить плечи, поднять подбородок, сделать глубокий вдох. Это поможет показать окружающим, что никакой паники нет и напротив них совершенно уверенная в себе личность.
- Улыбаться . Это беспроигрышный вариант заполучить доверие оппонента. Совершенно не нужно изображать панический хохот или приступ смеха. Достаточно будет легкой усмешки на лице, которая расслабит и будет предрасполагать в последующем к остальным детям.
- Смотреть в глаза . Это самое трудное, но самое эффективное средство. Считается, что человек, который способен удерживать взгляд на своем собеседнике, имеет преимущество над ним. Удерживание зрительного контакта также способствует поддерживанию разговора, да и сам человек чувствует себя более уверенно и спокойно.
- Активно вести диалог . Нужно не стеснятся спрашивать и охотно отвечать на заданные вопросы. Лучше всего начать с коротких словесных перепалок, и со временем можно будет без трудностей влиться в любой разговор. Важно также показывать окружающим свой интерес с происходящему.
- Посещать разные мероприятия . Не самое легкое задание, но имеет большую значимость. Ведь в широком кругу застенчивый ребенок сможет изначально только слушать и постепенно вливаться в коллектив. Таким образом, к нему не будет привлекаться слишком много внимания, и он сможет самостоятельно раскрыться для окружающих. Подойдут детские дни рождения, праздники.
- Поиск хобби . Постараться найти себя очень важно. Для этого можно записаться в различные кружки по творчеству, рукоделию или со спортивным уклоном. В большинстве случаев уже скоро появится любимое дело, в котором можно будет проявить себя и получить от этого массу удовольствия. Одним из наилучших вариантов является театральная студия. В таком месте можно развить огромное количество положительных качеств, а также избавиться от застенчивости, нерешительности и стеснительности.
- Бороться со страхами . Для этого нужно решится сделать то, что пугает больше всего, отважиться на сложные поступки и переступить через свою боязнь. Это всегда составляет много трудностей и препятствий. Но по устранению хотя бы одного страха приходит чувство гордости и радости за себя самого.
- Принять застенчивость . Отрицание собственной личности рушит жизни многих людей. С проблемами легче бороться, если их не бояться и принимать. Нужно осознать свою особенную черту и не стыдиться её, а преображать, изменять или избавляться от неё. Как только такое чувство придет, это принесет облегчение в эмоциональной сфере.
- Воспользоваться помощью . Близкие люди существуют для того, чтобы помогать нам. Самостоятельность хороша лишь там, где способна уничтожить проблему. В данном случае принять советы со стороны будет правильным решением и поможет быстрее адаптироваться к непонятному. Иногда это родители, друзья, а могут быть и совершенно посторонние люди, нашедшие общий язык.
- Заняться спортом . В большинстве случаев такой подход помогает быстрее всего. Физические упражнения не только оказывают общеукрепляющее действие на организм, но и утверждают позиции такого ребенка среди остальных (особенно если это мальчик). Появляются новые навыки и возможности, которыми можно только восхищаться.
Застенчивость у ребенка - это проблема, которая возникает довольно часто и может привести к серьезным последствиям. Большая часть ответственности за детей с такой чертой принадлежит родителям, которые должны не только знать о ней, но и уметь предотвратить. Методы избавления от такого качества также достаточно просты и не требуют применения дополнительных методов лечения, если использованы вовремя. Поэтому следить за детьми - самый главный и полезный совет в данном случае.
В определённый возрастной период (приблизительно от года до трёх лет) большинство ребятишек проходят так называемый этап стеснительности. Такие малыши, встречая малознакомого человека, утыкаются в родительский бок, отказываются говорить «здравствуйте». На утренниках в садике они предпочитают «упирать» стенку, не желая прочитывать короткие стишки, даже если заучили их назубок.
У одних детей застенчивость выражена ярче, у других – проявляется изредка. Но иногда эта особенность переходит в и подростковый возраст, серьёзно усложняя детскую жизнь. Откуда берётся подобное качество и как научить ребенка не стесняться?
Почему ребенок стесняется? Этот вопрос тревожит многих родителей, столкнувшихся с подобной чертой характера своего чада. Особенно часто недоумение возникает, если сами взрослые не отличаются чрезмерной застенчивостью. Психологи выдвигают две основные предпосылки для возникновения детской стеснительности.
- Врождённые особенности. Связана эта причина с функционированием нервной системы, качествами темперамента, которые нельзя изменить. Зарубежные психологи установили, что застенчивый ребенок – это чаще меланхолик, отличающийся неуравновешенными реакциями и акцентированием на отрицательных эмоциях, а также флегматик, который хоть и является уравновешенным и сильным типом темперамента, но из-за малой подвижности нервных процессов дольше переживает неудачи. Дети с сангвиническим и холерическим темпераментом реже бывают застенчивыми.
- Внешние условия. Ещё один провоцирующий застенчивость фактор – неправильный семейный стиль воспитания. Если сказать проще, стеснительность ребёнка зависит от того, как мама с отцом взаимодействуют с ним, а также от образца поведения, который они демонстрируют, взаимодействуя с окружающими. Именно в семье ребёнок может стать неуспешным, в результате чего понижается его самооценка и чувство значимости для близких людей. Важно и то, насколько доброжелателен внешний мир к детям. Меланхолики и флегматики, получив негативный опыт общения, могут «закрыться» и стать стеснительными.
Психологи считают застенчивость определённой защитной реакцией. Поэтому не всегда роль этого качества негативна: чувствительным детям оно не позволяет «перегружаться», захлопывая своеобразный «люк». В итоге – стеснительный ребенок не желает общаться, поскольку коммуникация для него более затратное мероприятие, чем нахождение в одиночестве.
К чему ведёт стеснительность?
Родителям свойственно признавать стеснительность больше негативной чертой, чем положительной. Однако, как говорится, не всё столь однозначно. В этом качестве кроется и потенциал для личностного роста.
Читайте также: Большая книга игр для тебя и для меня!
К позитивным сторонам этого психологического качества специалисты относят:
- мягкость, приветливость, отзывчивость и готовность прийти на помощь друзьям и близким людям;
- желание и умение разрешать конфликтные ситуации ещё в самом начале скандала, стремление выслушивать и прислушиваться к оппоненту, за что таких детей ценят сверстники;
- что бы ни говорили, но скромные девушки по-прежнему нравятся представителям сильной половины человечества.
Всё это возможно, если стеснительность – не итог насмешек, а просто врождённое свойство характера. Но в случае возникновения застенчивости по причине нечуткого отношения близких, это качество быстро трансформируется в отрицательную личностную особенность, которая «отравляет» жизнь как в детстве, так и в более взрослом возрасте.
Результатом могут стать:
- страхи и фобии, например, когда ребенок стесняется выходить к учителю, рассказывать стишки Дедушке Морозу;
- социальная изолированность, поскольку подростки боятся насмешек и порицания какой-либо активности;
- робость в общении с противоположным полом и неумение выстраивать конструктивные отношения в рабочем коллективе.
При неблагоприятном развитии ситуации психологические трудности постепенно перетекают в социальные проблемы. Поначалу застенчивые дети боятся общаться с незнакомцами, затем с ровесниками и педагогами. Став взрослее, детская боязнь переносится в другие сферы – интимную и профессиональную.
Как помочь стеснительному ребёнку?
С чрезмерной стеснительностью можно работать. Подрастая, она уходит сама по себе (если это возрастное) или становится более сглаженной. Однако если родители стремятся преодолеть детскую робость, в первую очередь, нужно изменить собственное восприятие.
Не будем лукавить, многим взрослым по душе это качество, поскольку такой ребёнок становится «удобным». Он часто домосед, а, значит, можно не волноваться, что попадёт в дурную компанию. Такие дети послушны, то есть им можно привить собственные идеи и планы.
Читайте также: Игры, в которые играют дети. Дети, с которыми играют в игры
Таким образом, процесс придания ребёнку большей уверенности начинается с определённой трансформации родителей. Что следует делать?
- Принимайте ребёнка любым – стеснительным и боязливым, в том числе. Говорите, что понимаете его страхи, поскольку и сами иногда ощущаете неловкость в общении с незнакомцами. Это необходимо, чтобы малыш смог делиться с вами своей неуверенностью и жизненными проблемами.
- Не уставайте рассказывать (и демонстрировать собственным примером) о преимуществах коммуникации. Ребёнок скорее справится с застенчивостью, если начнёт осознавать, зачем общение необходимо. К примеру, маленькому скромняге расскажите, что, заговорив с ровесниками по песочнице, он сможет найти новых приятелей для игр.
- Откажитесь от навешивания ярлыков. Не говорите в сердцах: «Почему же ты столь забитый, зажатый». Не следует и озвучивать в присутствии ребёнка причину его поведения: «Он боится незнакомых». Так вы лишь даёте установку на соответствующую манеру поведения.
- Если ребенок стесняется чего-то определённого, «проживайте» эти ситуации с помощью ролевых игр. К примеру, предложите малышу отучить плюшевого медвежонка бояться общения с остальными игрушками. С подростком можно организовывать репетиции ответа перед классом или разговора с человеком, перед которым он испытывает робость.
- Обучите ребёнка началу и окончанию разговора. Особенно это поможет, если подросток очень стесняется вступать в беседу и не знает, как её окончить. Составьте список допустимых фраз, тренируйтесь, пока ребёнок не научится свободно их применять. Лучше всего начинать репетицию с телефонного разговора.
- Не ждите скорых результатов, поскольку улучшение коммуникативных умений происходит постепенно. Ставьте перед ребёнком реалистичные задачи, например, выступить перед группой, купить что-то в магазине, задать вопрос педагогу.
- Формируйте адекватное самовосприятие через похвалу. Однако поощрение должно быть за реальное достижение, поэтому создавайте ситуацию успеха, прививайте самостоятельность в решениях и хвалите за реализацию задачи. Критика также должна присутствовать, однако в ней не может быть сравнения с другими детьми и перехода на личность.
Попав первый раз в первый класс, он должен выходить к доске и отвечать перед всем классом. Вашему ребенку затруднительно узнать домашнее задание у одноклассника, спросить у учительницы свою оценку. И в его внешкольной жизни замечаете, как ребенок стесняется обратиться к продавцу, чтобы купить мороженое или булочку. А то и вовсе вы за него озвучиваете просьбы.
Если вашему ребенку страшно отвечать у доски, общаться со сверстниками, он робеет перед взрослыми и боязливо себя ведет в обществе, то эта статья для вас.
Откуда стеснительность и застенчивость?
Чувствительный зрительный вектор задает ребенку такое поведение в силу своих особенностей, говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Вектор - это группа врожденных желаний и свойств для их реализации. Рассмотрим зрительный вектор, обладатель которого имеет большую эмоциональную амплитуду: от сильного испуга до наивысшего чувства любви.Впечатлительны, ранимы и чувствительны. Потому этим детям ничего не стоит расстроиться до слез из-за сломанного карандаша или живо и ярко обрадоваться подарку. Про таких говорят: делают из мухи слона , то есть преувеличивают эмоции, как устрашающие, так и положительные.
«А вдруг меня обидят?»
Когда по каким-то причинам ребенок, находясь в семье, теряет чувство защищенности и безопасности , у него растут различные страхи. В основе лежит страх за свою жизнь, и из-за него ребенку хочется быть менее заметным для окружающих людей. Кажется, что так он избежит опасностей, таящихся вокруг него.Способность к преувеличениям заставляет его бояться еще больше. Приходя в магазин или выходя к доске, он легко представляет негативный исход: либо осмеют, либо поругают или укажут на ошибки, а это еще бОльший стресс. Вот и решает он, что лучше не выходить отвечать перед классом, не просить подать мороженое в магазине или вовсе не обращаться с просьбой к взрослому.
Быть стеснительным и постоянно бояться спросить то, что тебе нужно - значит лишать себя возможности получить желаемое, необходимое или порой жизненно важное.
Дайте ребенку ощущение защищенности
Системно-векторная психология Юрия Бурлана рекомендует вернуть ребенку чувство защищённости и безопасности, чтобы он снова мог наслаждаться общением, перестал надуманно бояться непонимания, осмеяния. Такому ребенку необходима психологическая, моральная поддержка близких ему людей.Самое главный человек - это мама. От маминого душевного состояния зависит и психическое равновесие ребенка. Атмосфера внутри семьи также важна для благоприятного развития малыша со зрительным вектором. Ссоры, скандалы, споры с ругательными словами лишают ребенка такого важного чувства - защищенности и безопасности.
«Боюсь опозориться»
Также может «мешать» быть смелым и общительным, как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, анальный вектор. Природная нерешительность и страх опозориться иногда являются причиной скованности и излишней скромности.Выглядеть глупым в глазах других людей не очень приятно. Тем более, если в памяти сидит подобная ситуация, где он был смешным. Такому ребенку понадобится ваша соразмерная уместная похвала за его любое проявление активности, смелости в общении с другими детьми, людьми. Но, стараясь подталкивать его к взаимодействию с окружающими людьми, не переусердствуйте.
Ведите неторопливую беседу о его одноклассниках, о прошедшем дне, проговаривайте прогнозируемые ситуации, где он будет выглядеть похвально и достойно. В разговорах не акцентируйте внимание на его неуклюжести, скромности, боязливости.
Помогите ребенку открыться людям, миру, общению
Дети со зрительным вектором легко экстравертируются, начинают общаться открыто и с удовольствием, если будут отсутствовать негативные факторы, влияющие на его психику. Если нет страхов и боязни внешнего мира, есть спокойное и уверенное состояние ребенка, то такие дети очень любят внимание к себе, тянутся к публичным выступлениям (танец, стих или ответ у доски).Дети с анальным вектором, имея положительный опыт или одобрение взрослыми людьми своих поступков, будут активно стараться, чтобы снова и снова услышать слова похвалы в свой адрес. Именно малыши с анально-зрительной связкой векторов наиболее стеснительные.
Подробнее узнать о том, что необходимо дать своему ребенку, чтобы он испытывал удовольствие от общения с другими детьми и взрослыми, можно на бесплатных лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Подарите ему возможность получать обратную связь от общества, которая так важна для его собственной реализации и развития личных качеств и потенциала.
Регистрируйтесь на бесплатные лекции - по ссылке http://www.yburlan.ru/training/ .
Статья написана с использованием материалов
Застенчивость – это и состояние психики, и черта характера, и соответствующее поведение. Застенчивый ребенок еще более стеснителен, чем взрослый застенчивый человек, так как помимо неуверенности в себе (наблюдающейся у всех застенчивых людей), у него еще недостает необходимых социальных навыков .
Застенчивый ребенок робок, боязлив, скован и неловок при общении и взаимодействии с другими людьми, он нерешительно, медленно и напряженно выполняет любые социальные действия.
Родители совершают немало ошибок по отношению к застенчивым деткам, но эти ошибки не только в поведении и словах, обращенных к малышу, а еще и в неверном отношении к его застенчивости.
Застенчивость нельзя рассматривать в отрыве от остальных черт формирующегося характера и, конечно же, врожденного темперамента ребенка. Застенчивыми часто бывают или , а также интроверты.
Нельзя говорить о том, что застенчивость – однозначно негативная черта. Она часто бывает признаком того, что у ребенка тонкая организация души, что он растет аккуратным, покладистым, чувствительным, рассудительным, вдумчивым и просто порядочным человеком.
Застенчивость – это не только боязливость и неуверенность в себе, это еще и скромность и сдержанность. Еще одна положительная черта, присущая большинству застенчивых детей – прекрасно развитые воображение, творческое мышление, фантазия.
Именно детки, которые не любят шумных компаний и стесняются их, никогда не скучают в одиночестве. Им интересно в своем мире, а так как их внутренний мир уже богат, они нередко бывают очень талантливыми. Из застенчивых детей вырастают талантливые деятели науки и искусства.
Но есть у застенчивости один большой минус , который способен перечеркнуть все плюсы. Застенчивый ребенок оказывается в изоляции, боясь проявить себя, он часто бездействует, остается безынициативным и пассивным, упускает возможности развития.
Тот же талант, который есть у чувствительного малыша, может так и не развиться, никем не замеченный и не оцененный только потому, что ребенок постеснялся его проявить на публике.
Ошибки родителей
Чтобы застенчивый малыш не превратился в стеснительного взрослого с множеством комплексов и низкой самооценкой, его родители должны предпринять ряд мер, прежде всего, по отношению к самим себе.
Частые ошибки родителей , приводящие к возникновению застенчивости у ребенка:
- чрезмерная строгость, принципиальность и требовательность (особенно со стороны матери),
- гиперопека, чрезмерная забота о ребенке,
- условная любовь (грубо говоря, если ребенок хорошо себя ведет, ему говорят что он любимый, ему уделяют внимание, заботятся, если плохо – ничего этого нет),
- завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку,
- постоянные сравнения с другими детьми не в лучшую сторону,
- ранняя и болезная разлука с матерью (возможная психотравма).
Сначала малыш просто научается стесняться, а потом, со временем, становится застенчивым. Навык превращается в привычку, привычка – в черту характера.
Часто бывает, что когда у малыша уже развилась застенчивость, родители продолжают совершать все те же ошибки, лишь усугубляя положение.
- давить на застенчивого ребенка, проявлять нетерпение, заставлять его делать то, что он не желает – «Ну! Давай! Ну, что ты! Смелее!»,
- ругать и стыдить его за боязливость и нерешительность – «И что мне с тобой делать? Все дети как дети, а ты трус!»,
- высмеивать малыша – «Посмотрите на него! Он опять стоит в сторонке и боится подойти к другим детям!»,
- пытаться рационализировать – «Здесь нет ничего страшного! Чего тут бояться?!»
Нежные и ранимые малыши не выдерживают всего этого. Они еще больше замыкаются в себе, становятся еще стеснительнее!
Застенчивые детки привыкли думать и размышлять. А для этих действий нужно время! Отсюда первый совет родителям застенчивых малышей: дать ребенку время и возможность самому освоиться в обстановке, заставляющей его чувствовать себя неуверенно.
Нужно быть терпеливее! Лучше всего просто находиться рядом с малышом, показывая, что здесь безопасно, не подгоняя его и не критикуя.
Если, к примеру, другие дети играют в новую для малыша игру (у него отсутствует этот социальный навык), ребенок боится к ним присоединиться. Не нужно его толкать: «Иди! Играй!». Пусть малыш сначала понаблюдает, поймет правила игры и вскоре он сам, спокойно, без страха присоединиться к детям.
Секрет этого способа таится в постепенном осознании ребенком того, что у него есть выбор и он может его осуществить не только свободно, но и самостоятельно. Развитие самостоятельности влечет повышение уверенности ребенка в себе, которой ему как раз и недостает.
Второй совет – нарабатывать позитивный опыт общения, приобретать те самые недостающие социальные навыки. Иными словами, нужно учить ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Ребенок учится общаться, подражая, он социализируется и постепенно адаптируется к детскому коллективу, только если находится в нем.
Чтобы у застенчивого малыша навыки общения и социального взаимодействия формировались в позитивном ключе, родители должны создавать своими руками позитивную среду для общения. Следует почаще приглашать в гости других деток, бывать на детских мероприятиях, тщательно выбирать группу детского сада/класс.
Застенчивые дети боятся всего нового и новых коллективов в особенности, поэтому вводить ребенка в них нужно постепенно. Первое время не нужно оставлять ребенка одного среди других деток, но и затягивать с пребыванием рядом тоже не стоит.
Когда малыш освоится в компании, это будет заметно. Что и послужит сигналом что робость (по крайней мере, в этой ситуации, в данный момент) ребенку удалось преодолеть.
Развивать творческие способности ребенка – третий и основной совет . Это совет «три в одном».
Развивая творческие способности ребенка, можно:
- воспитать в нем настоящий талант, тем самым открыв перед ним дорогу к возможной будущей профессии;
- открыть для него наилучший способ выражать сложные, глубокие, волнующие его чувства и переживания (по сути, любое творчество всегда в некоторой степени и арт-терапия и способ донести свои мысли, чувства, воспоминания другим людям);
- помочь утвердиться в среде сверстников за счет повышения самооценки, которая в свою очередь поддерживается успехами в творчестве.
- не называть самим и не позволять другим людям называть ребенка застенчивым;
- хвалить малыша за любые, даже незначительные проявления смелости, уверенности в себе и решительности;
- мотивировать ребенка играть в шумные игры, бегать, прыгать, кричать, петь, то есть открыто выражать яркие эмоции (которых он стесняется);
- при беседе с малышом с улыбкой смотреть ему в глаза и учить его устанавливать зрительный контакт с другими людьми;
- рассказать о том, что такое общение и почему оно полезно;
- играть в игры про общение, инсценировать процесс дружеского общения, ставить сценки из сказок;
- делиться с малышом собственным опытом преодоления застенчивости или успешным опытом других людей (но без иронии и излишней требовательности: «Я смог, а ты что? Не сможешь?»);
- учить малыша реагировать на агрессивных собеседников, рассказывать и показывать каким образом можно постоять за себя, если другой ребенок обижает;
- учить малыша способам нравиться другим людям без слов (например, делиться своими конфетами и игрушками) и располагать собеседника словесно (говорить комплименты, подсказывать и так далее).
В случае, если собственными силами не получается преодолеть чрезмерную стеснительность ребенка, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу.
О том, как справиться с проблемой стеснительности взрослому человеку, читайте в статье . Там Вы сможете найти и дополнительную информацию о том, как помочь застенчивому ребенку. Если с проблемой застенчивости столкнулся подросток, ему также будет полезно ознакомиться со статьей.
Детская застенчивость во многих детках проявляется одинаково: они не желают общаться с другими людьми и детьми, во время общения проявляют сдержанность и скрытость. Застенчивость мешает ребенку, поскольку ему трудно общаться. Застенчивому ребенку нелегко адаптироваться к новой среде и ситуации. Например, начав ходить в садик или школу, ему придется тяжело, т.к. придется преодолевать застенчивость. Почему ребенок растет застенчивым и как это исправить?
Почему ребенок становится астенчивым
Сорок лет назад в Америке считаюсь шикарным иметь своего психоаналитика. Всякий, кто хоть что-то собой представлял (или считал, что представляет), в разговоре небрежно ронял: «Мой психоаналитик говорил...»
Зачастую эти заявления заканчивались словами: «Во всем виноваты мои родители».
Неважно, обвиняли психоаналитики родителей на самом деле или нет, главное, что к ним чаще всего обращались с затруднениями и проблемами (и расплачивались за такую возможность деньгами и временем).
Но на самом ли деле родители виноваты в том, что у них застенчивый ребенок? Известные и заслуживающие доверия исследователи, посвятившие жизнь изучению первопричин и последствий застенчивости, дали па этот вопрос такой ответ: «В некоторых случаях - да, но не во всех».
Однако у детей родителей, склонных к гиперопеке, риск вырасти стеснительным гораздо выше, чем у всех прочих. Застенчивый ребенок - чаще всего жертва либо слишком деспотичных, либо безгранично любящих родителей. Давайте рассмотрим конкретный пример.
Стив и Лидия - чудесная супружеская пара, у них один сын. После его рождения Лидия больше не смогла иметь детей, поэтому малыш Ленни стал для родителей бесценным подарком судьбы.
Когда я приходила к ним в гости, а трехмесячный Ленни начинал плакать, Лидия вскакивала, не дослушав меня, и стремглав неслась в детскую. До гостиной доносилось умиленное воркование: «А кто у нас тут плачет? Это не медведь укусил моего масика? Тише-тише, мамочка уже здесь!»
Откровенно говоря, от таких слов меня подташнивало. Но это не значит, что собственного ребенка я готова запирать в детской на сутки - пусть, мол, кричит хоть до посинения. И все-таки бросаться к нему на каждый чих я не намерена.
Несколько раз мне довелось ужинать в ресторане с восьмилетним Ленни и его родителями. Увы, разговор взрослых не ладился. Стоило юному принцу рыгнуть, как вступал обеспокоенный дуэт: «Ленни, дорогой, с тобой все в порядке?». «Говорили мы тебе - не пей эту кока-колу, от нее одна отрыжка!»
Однажды Лидия предложила сыну:
Давай закажем тебе апельсиновый сок. Ленни - застенчивый ребенок, скрестил руки и заявил:
Ненавижу апельсиновый сок! Ненавижу! Ненавижу! Я пожалела, что под рукой нет кляпа.
А может, Ленни в следующий раз поужинать дома? - спросила я. - Я знаю одну отличную няню, которая замечательно готовит. Рекомендую.
Ненавижу нянь! - захныкал маленький негодник. Можете себе представить, как я восприняла такое заявление? Лидия склонилась ко мне и прошептала:
Ленни не любит оставаться с нянями.
Да я уже поняла, - отозвалась я.
Хочу пить! Что еще здесь есть? - перебил Ленни. Это требование прозвучало как объявление войны.
Глядя на него в упор, я поинтересовалась:
Ленни, а может, сам спросишь у официантки? Лидия и Стив только засмеялись и подозвали официантку.
Глядя на мать, Ленни объявил:
Хочу шипучки!
Лидия распорядилась:
Принесите ему шипучки.
Официантка не глухая, - проворчала я.
Кого винить в том, что ребенок застенчив
И где же Ленни теперь? Со своими друзьями я не виделась десять лет - они переехали в Мичиган. Но недавно я выступала в Детройте и позвонила им. Как ни странно, в ресторан они явились без Ленни!
Когда я спросила о нем, Стив и Лидия виновато переглянулись, и Лидия объяснила:
Он не захотел пойти с нами.
Аллилуйя!
Какая досада, - отозвалась я.
Застенчивый ребенок превратился в застенчивого мужчину, который боится людей. Еще час Стив и Лидия жаловались, что Ленни «неловко чувствует себя в присутствии посторонних». У него нет друзей. Он не бывает на вечеринках. В свои восемнадцать лет он еще ни разу не ходил на свидания. Он стесняется и думает, что ровесники его не любят.
Поэтому мы приглашали учителей на дом.
Мне пришлось прикусить язык. С моими друзьями все было ясно: окружив Ленни заботой и потакая всем его прихотям, они не дали ему возможности приобрести навык общения и осмелеть настолько, чтобы выходить в люди одному, без родителей.
«Иди, поиграй на проезжей части»
Ясно, что вы, родители, ничего подобного детям не скажете. По не забывайте ставить перед застенчивым ребенком все более сложные задачи. Допустим, вы привели в ресторан свою шестилетнюю Билли, которой подали печеный картофель со сметаной и маслом. Но маленькая Билли не любит картошку со сметаной и потому просит:
Мама, я хочу только с маслом. Скажи им, пусть унесут обратно.
Мама, в вашем случае идеальный ответ звучит так: - Попроси официанта об этом сама, Билли. Я подзову его, а про картошку скажешь ты.
Так, мало-помалу, застенчивый ребенок будет усваивать уроки, соответствующие его возрасту.
А папы лучше?
Поздравляю вас, папы. Да. именно под вашим влиянием, а не под влиянием вашей жены, ребенок быстрее избавится от застенчивости. Почему? Да потому, что если к вашему сыну пристают задиры и он является домой со ссадинами на коленках, совет «когда в следующий раз встретишь его, сынок, скажи, чтобы больше не смел к тебе приставать» из отцовских уст прозвучит куда внушительнее. А у мам лучше получается сочувственно ворковать и целовать «бобо».
В одном исследовании выяснилось: отцы проявляют такую жесткость, требуя, чтобы дети умели постоять за себя, что даже ученые были шокированы. По им пришлось признать, что эти меры эффективны.
«Побуждая ребенка измениться, стать менее чувствительным и ранимым, отцы порой делают сыновей неуправляемыми».
Но это вовсе не значит, что отцовские советы надо отвергать. Родителям, у которых сложились прочные узы с детьми (любовь, открытое общение, возможность положиться) и атмосфера умеренного контроля (другими словами, эти родители побуждают детей к самостоятельности), обычно удается воспитать в потомстве уверенность.
Застенчивый малыш боится поговорить с незнакомым человеком, хотя оно и правильно, это его защитная реакция, ведь вы сами не раз говорили своему ребенку, что разговаривать с чужими людьми нельзя, поскольку они могут принести вред.
Застенчивость – это ощущение неловкости в присутствии незнакомых людей либо людей, которых ребенок плохо знает и неуверенно себя с ними чувствует. Эта проблема очень распространенная, особенно у детей младшего возраста. Застенчивость у ребенка может проявляться по-разному: кто наотрез отказывается разговаривать с человеком, кто неспособен говорить вообще, кто испытывает дрожь и ужасное волнение.
Многие родители задают вопрос психологам, как преодолеть детскую застенчивость. Ответ заключается в том, что необходимо первоначально разобраться с причиной почему ребенок стал застенчивый.
Возможно, ваш ребенок стесняется мнения людей. Сделайте так, чтобы ваш ребенок перестал волноваться о том, что о нем думают другие. Постарайтесь настроить ребенка на позитивную волну. Расскажите, какой он хороший и красивый.
Объясните, что если о нем кто-то подумает плохо, то это не значит, что к нему относятся негативно. Научите застенчивого ребенка честно оценивать других и те ситуации, который происходят вокруг него. Не нужно, чтобы ребенок думал о том, что он кому-то не нравится и его осуждают.
Учите вашего малыша быть общительным, добродушным и дружелюбным. Говорите, чтобы он почаще улыбался, общался с другими детками и приветствовал взрослых. Научите вашего ребенка показывать фокусы, рассказывать смешные истории или играть на пианино. Благодаря таланту, застенчивый ребенок не будет таким робким.
Помогайте ему разобраться в трудных жизненных ситуациях и почаще приглашайте других деток в себе домой, чтобы малыш побольше общался и не был таким скованным.