Наталья Удовиченко
Родительское собрание для родителей в старшей группе «Детская дружба»
Цели : Ознакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками
Ознакомить с играми, способствующими формированию межличностных отношений. Провести тест на выявление уровня общения ребёнка.
План :
1. Консультация воспитателя на тему : «Первые уроки дружбы »
2. Игровой тренинг с родителями «Давайте поиграем» (игры на формирование межличностных отношений)
3. Тест на «выявление уровня коммуникативных навыков детей»
4. Обсуждение истории «Как выбрать друга» .
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители !
Сегодня мы собрались , чтобы побеседовать на тему «о детской дружбе , об общение дошкольников со сверстниками». Поиграем в игры, способствующие дружескому , благоприятному общению и установлению межличностных отношений между детьми. В заключении проведём тест, который позволит нам выявить уровень общительности вашего ребёнка. Но для начала я прочитаю вам стихотворение о дружбе .
Стихотворение «Подружки » чтение стихотворения на фоне спокойной музыки)
Накрылись две подружки
Резиновым плащом.
Две пары быстрых ножек
Мелькают под дождём.
Под мокрым капюшоном
Видны издалека
Четыре синих глаза, четыре василька,
Две пёстрые косынки на русых волосах.
Лукавые смешинки
В прищуренных глазах.
Уже вода стекает
За ворот в три ручья.
Девчонкам не хватает
Короткого плаща.
А им и горя мало :
Промокнут – ну и что ж!
У них такая дружба –
Водой не разольёшь.
Н. П. Саконская
Воспитатель : Почему мы именно эту тему сегодня затрагиваем на собрании ? Потому что дети вошли в тот возраст, когда общение со сверстниками становится для ребёнка самым важным и значимым. Ведь с детьми ребёнок ведёт себя совсем иначе, чем со взрослыми : он раскрепощён, более самостоятелен. Общение развивает ребёнка как личность : учит взаимодействовать, проявлять сочувствие, справедливость, чуткость. А самое главное к 6 годам дети стремятся завоевать уважение сверстников : в нашей группе все это делают по – разному : кто-то принесёт что – нибудь, чтобы похвалиться, кто – то поделится, кто – то старается на занятиях отличиться хорошим ответом; кто-то силой берёт, задирается, но чаще с такими детьми потом не играют.
Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательство взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей надо учить играть. Сегодня это делать необходимо. Дети разучились общаться друг с другом, т. е. не умеют. Они конечно вместе играют, рассказывают друг другу что то, но не получается выслушать друг друга, каждый старается сказать сам , в редком случае выслушать другого, порадоваться успехам, или утешить. Конечно же, самые первые уроки общения ребёнок берёт дома. Например, если взрослые общаются между собой не на высоких тонах, то и ребёнок тоже говорит спокойно. Если ребёнку всегда объяснят причину, почему так не следует говорить или поступать, посоветуют как себя вести правильно, то и ребёнок всё это впитывает в себя как губка, считает это нормой общения и эту норму приносит с собой в детский коллектив .
В группе преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Также появляется и парная дружба , которая характеризуется глубокой симпатией. Дети дружат с теми , кому испытывают симпатию и уважение. И уже возрастает избирательность дружеских контактов . (Арина и Арсений, Полина и Дима, Рома и Вика) Дети играют по 2-3 человека, игровые предпочтения могут меняться.
Проведя опрос детей, с кем они хотят дружить , в лидеры вышли в нашей группе – Арсений , Арина, Полина, Семен. На вопрос, почему они хотят с ними дружить , они отметили такие качества : как доброта, умение делиться, не дерутся, не кричат. Лидеры постоянно могут меняться в 5 лет отношения у детей не устойчивые, если провести опрос ещё раз, в лидеры могут выйти и другие дети или остаться эти, в зависимости от обстоятельств. Но к 7 годам возникают более устойчивые избирательные отношения, появляются первые ростки дружбы .
Таким образом, ребёнку необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, и в том числе подготовки его к школе.
1. ТРЕНИНГ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»
(проводится с родителями )
Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся» .
Цель : снять мышечное напряжение, т. к. игре сопутствует разнообразие тактильных ощущений. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчуждённости.
Описание : Родители по сигналу начинают хаотично двигаться по залу и здороваются со всеми, кто встречается на их пути.
Здороваться надо определенным образом :
1 хлопок – здороваются за руку;
2 хлопка – здороваются спинами.
Игра «Я люблю.»
Цель
Описание : Играющие, сидят по кругу на стульчиках. Начиная с ведущего, игроки по очереди представляются, называя себя по имени, называют то, чего или кого они любят. Например : «Меня зовут Тамара. Я люблю путешествовать» и т. д.
Игра «Подарим друг другу комплимент» .
Цель : Развивать внимание к другому человеку, умение выражать свои чувства.
Родители обводят свою руку на листе бумаги и подписывают листочек. Затем воспитатель предлагает передавать по кругу листочки с обведёнными ладошками и написать на одном пальце ладошки комплимент обладателю данной руки. В конце зачитывает каждый родитель все комплименты , которые написаны на его ладошке, что думает о нём каждый родитель .
4. Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей
1. Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями?
А) Всегда
Б) Никогда
В) В зависимости от настроения
2. Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками?
А) Легко, ему нравится заводить новых друзей
Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу
В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт
3. Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками?
А) Может внимательно выслушать собеседника
Б) Старается быстрее закончить разговор
В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника
4. Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?
А) Старается помочь , успокоить, развеселить
Б) Не обращает на него внимание
В) Раздражается, когда кто-то расстроен
5. Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным?
А) Искренне радуется вместе с ним
Б) Ему безразлична радость другого ребёнка
В) Вызывает зависть, раздражается
6. Когда ваш ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?
А) Да, всегда
Б) Иногда
В) Никогда
7. Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно» , «Мне весело» и т. д.
Б) Не всегда
8. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации?
А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков
Б) Начинает плакать, обижается, капризничает
В) Резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав
9. Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят?
А) Заступится за обиженного
Б) Не обратит никакого внимания
В) Сам начнёт дразниться
10. Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?
А) Достойно ответит
Б) Промолчит и пойдёт жаловаться взрослым
В) Оскорбляет в ответ
11. Как ребёнок реагирует на наказания?
А) Соглашается с тем, что заслужил его
Б) Начинает плакать
В) Спорит, не соглашается с наказанием
Большинство ответов «А»
У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей, успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.
Большинство ответов «Б»
У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости или наоборот агрессивности. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми, любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет, жалуется
Большинство ответов «В»
На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.
В заключении предлагаю вам историю, которая поможет вашему ребенку разобраться, например, в том, кого можно считать верным другом, а кого нет, как выбрать себе хорошего товарища. На основе этой истории вы сможете сочинять рассказы для своего ребенка.
«Давным-давно жила женщина, и было у нее три сына. Когда дети выросли, отправила она их в дальний путь - мир посмотреть, делу научиться. Каждому сыну дала мать совет, как правильно друга выбрать. Первому сказала : «Нарочно отстань в пути, а спутнику крикни : «Седло съехало набок, надо поправить, а ты поезжай, я тебя догоню» . Если уедет попутчик, не предложит помощи - не товарищ он тебе». Второму сказала : «Проголодаешься, достанешь из дорожного мешка хлеба краюху, протяни ее спутнику, чтобы разделил. Если возьмет он себе большую часть хлеба, а меньшую отдаст тебе - жаден он, не иди с ним дальше*. Третьему сказала : «Если придется в пути туго , нападут на вас разбойники, предложи своему попутчику скакать вперед, спасать свою жизнь. Если бросит тебя, умчится прочь - трус он, не годится для верной дружбы ».
Вывод : хочется сказать, что от того, как ребёнок общается в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если мы научим ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.
107.63kb.
Родительское собрание
на тему:
«Детская дружба»
Провела:
Воспитатель гр.№7
Ежова И.Н.
Ноябрь
Предварительная работа:
- Подготовить выставку детских рисунков на тему « Мой самый лучший друг»
- Подготовить памятку «Если у вас застенчивый ребенок».
- Запись на видео высказывания детей о дружбе
- Провести анкетирование родителей на тему «Нужны ли ребенку друзья»
Ход собрания
Родители приглашаются в группу, оформленную детскими рисунками на тему «Мой самый лучший друг».Воспитатель объявляет тему собрания,читает стихотворение о дружбе.
Накрылись две подружки
Резиновым плащом.
Две пары быстрых ножек
Мелькают под дождем.
Под мокрым капюшоном
Видны из далека.
Четыре синих глаза.
Четыре василька,
Две пестрые косынки
На русых волосах
Лукавые смешинки
В прищуренных глазах.
Уже вода стекает
За ворот в три ручья.
Девченкам не хватает
Короткого плаща.
А им и горя мало:
Промокнут – ну и что ж!
У них такая дружба –
Водой не разольешь.
Н.Саконская.
1. Беседа: «Воспитание дружеских отношений в игре» см. Приложение №1)
2.Радиостанция «Малышок»
Воспитатель предлагает родителям прослушать высказывния детей о дружбе.
Вопросы детям:
1.Что такое дружба?
2.У тебя много друзей?
3.С кем ты дружишь?
4.Зачем человеку друзья?
5.Как подружиться с человеком?
6.Что такое настоящий друг?
3.Выступление воспитателя «Юмор в общении детей»
«Юмор – оборотная сторона мышления, а его проявление – радостное удивлеие,которое стимулирует творчество,необычное видение окружающего мира Через добрую улыбку,незлобивый смех входит в сердце ребенка понятие человечности, любви и благородства.»
В.А. Сухомлинский.
По тому как смеется человек,можно судить о его характере, достоинствах и недостатках.
Юмор способствует не только углублению представлений об окружающем мире, развитию интеллекта, критического мышления, наблюдательности, но и формирует такие качества личности, как открытость, раскрепощенность. помогает установить дружеские взаимоотношения.
Дошкольник с развитым чувством юмора может:
- Понимает шутки взрослого и сверстников.
- Замечать комичность чужих и собственных действий,высказываний.
- Относиться с юмором к своим неудачам.
- Понимать комическое в художественном слове (потешках, небылицах, сказках)
- Отражать смешное в изодеятельности
- Сочинять забавные истории.
При чтении литературных произведеий следует обратить внимание на средства выразительности, использованные автором, и предложить ребенку придумать продолжение или сочинить свой вариант стихотворения, рассказа или небылицы, а так же нарисовать к тексту иллюстрацию.
Поменяйте стиль общения с ребенком, уйдите от заорганизованности, серьезности, постоянной ответственности за вас.чаще шутите с детьми, создавайте при общении с ними атмосферу веселья.включитесь в эту радостную игру, и ваши дети станут добрее, умнее,талантливее.
Чувство юмора –замечательный помощник в трудных ситуациях и порой единственный способ достойного выхода из неудобного положения: метко сказанное слово или шута в ответ на обидное прозвище, ироничное отношение к себе и насмешнику способны разрядить обстановку. Люди любого возраста тянуться к веселым. добродушным людям, отличающимся особой отзывчивостью.
4.Тест-шутка для родителей
«Есть ли у Вас чувство юмора?»
- Любите ли вы смеяться?
- Умеете ли вы с юмором выходить из неприятных ситуаций?
- Согласны ли вы с мнением, что брак самая смешная вещь в мире?
- Смеётесь ли вы наедине с самим собой, когда читаете или смотрите по телевизору что-нибудь смешное?
- Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида?
- Рассказывают ли ваши родные, друзья анекдоты весёлые истории?
- Если вы находитесь в компании, то хотите ли вы выглядеть самым остроумным, быть центром внимания?
- Когда вы в плохом настроении, Вас не раздражает смех окружающих.
- Из всех жанров вы предпочитаете комедию.
- Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?
Если вы утвердительно ответили на 6 и более вопросов, то у вас с чувством юмора все в порядке.
Если же у вас 5 и менее ответов - у вас проблемы.
А ведь улыбка, смех - это показатели здоровья, стабильности и успеха в жизни.
С ним легче преодолевать неприятности.
« Это было очень смешно….»
6.Знакомство с содержанием памятки «Если у вас застенчивый ребенок».
(Приложение№2)
7. Вопросы по анкетированию
8. « В родительскую копилку»
Воспитатель предлагает родителям литературу о дружбе для чтения детяА. Линдгрен.»Малыш и карлсон».
- А.Милн. «Вини-Пух и Все -Все –Все».
- П.Ершов. «Конек –Горбунок».
- Г.-Х.Андерсен. «Снежная королева».
- А.Волков. «Волшебник изумрудного города».
- Д.Родари. «Приключение Чипполино».
- А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключение Буратино».
- Л.Толстой «Лев и собачка».
- Русские народные сказки.
9.Обмен мнениями, подведение итогов собрания.
Приложение №1
Беседа «Воспитание дружеских отношений в игре»
Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.
Такие игры не могут двигать вперёд физическое. Нравственное и умственное развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.
Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая.» Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку – тянут-потянут … вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»
Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.
У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.
Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.
Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.
Форма проведения: круглый стол.
План:
1.Консультация воспитателя на тему: «Первые уроки дружбы»
2.Игровой тренинг с родителями «Давайте поиграем» (игры на формирование межличностных отношений)
3.Тест на «выявление уровня коммуникативных навыков детей»
4.Вручение памятки родителям « Как помочь ребёнку подружиться»
Цели:
Ознакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками
Ознакомить с играми, способствующими формированию межличностных отношений
Провести тест на выявление уровня общения ребёнка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе
" О детской дружбе"
Форма проведения: круглый стол.
План:
1.Консультация воспитателя на тему: «Первые уроки дружбы»
2.Игровой тренинг с родителями «Давайте поиграем» (игры на формирование межличностных отношений)
3.Тест на «выявление уровня коммуникативных навыков детей»
4.Вручение памятки родителям « Как помочь ребёнку подружиться»
Цели:
Ознакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками
Ознакомить с играми, способствующими формированию межличностных отношений
Провести тест на выявление уровня общения ребёнка
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать на тему «о детской дружбе, об общение дошкольников со сверстниками». Так же мы познакомим вас с некоторыми играми, которые способствуют дружескому, благоприятному общению и установлению межличностных отношений между детьми. В заключении проведём тест, который позволит вам выявить уровень общительности вашего ребёнка.
Дружба - это особый вид устойчивых, индивидуальных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью друг к другу. Дружба предусматривает соблюдение не писаного «кодекса», нарушение которого, ведёт к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже вражде. Учите ребёнка видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Но ваши устремления, достигнут цели если:
Вы знаете кто у ребёнка лучший друг;
Знаете друзей своего ребёнка;
Приглашаете друзей ребёнка в дом;
Были ли у ребёнка такие случаи, когда он вступался за своих друзей;
Вечером всей семьёй обсуждайте, как прошёл день.
В каждой из предложенных ситуаций пронаблюдайте за поведением и реакцией ребёнка.
Почему мы именно эту тему сегодня затрагиваем на собрании? Потому что дети ваши вошли в тот возраст, когда общение со сверстниками становиться для вашего ребёнка самым важным и значимым. Ведь с детьми ребёнок ведёт себя совсем иначе, чем со взрослыми: он раскрепощён, более самостоятелен.
Само же общение развивает ребёнка как личность: учит взаимодействовать, проявлять сочувствие, справедливость, чуткость. А самое главное к 6 годам дети стремятся завоевать уважение сверстников: в нашей группе все это делают по- разному: кто-то принесёт что-нибудь, чтобы похвалиться, кто- то поделится, кто-то старается на занятиях отличиться хорошим ответом, кто-то силой берёт, задирается, но чаще с таким дети потом не играют.
Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательство взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей надо учить играть. Сегодня это делать необходимо. Дети разучились общаться друг с другом, т.е. не умеют. Они конечно вместе играют, рассказывают друг другу что то, но не получается выслушать друг друга, каждый старается сказать сам, в редком случае выслушать другого, порадоваться успехам, или утешить. Конечно же самые первые уроки общения ребёнок берёт дома. Если взрослые общаются между собой не на высоких тонах, приветливо, в речи часто можно услышать вежливые обращения ко всем членам семьи так и к ребёнку, если ребёнку всегда объяснят причину почему так не следует говорить или поступать, посоветуют как себя вести правильно, то и ребёнок всё это впитывает в себя как губка, считает это нормой общения и эту норму приносит с собой в детский коллектив.
В основном у нас преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Но уже появляется и парная дружба, которая характеризуется глубокой симпатией. Дети дружат с теми, кому испытывают симпатию и уважение. И уже возрастает избирательность дружеских контактов. (Лиза и Катя, Саша и Миша, Платон и Дима, Варя и Лера К.) Дети играют по 2-3 человека, игровые предпочтения могут меняться.
Проведя опрос детей, с кем ему хочется дружить, в лидеры вышли в нашей группе – Платон, Лиза, Саша. Почему они хотят с ними дружить: назвали такие качества как доброта, умение делиться, не дерётся, не кричит. Но лидеры конечно же могут и меняться, если провести например опрос ещё раз, в лидеры могут выйти и другие дети или остаться эти, т.е. пока в 5 лет отношения не устойчивые, в зависимости от обстоятельств. Но к 7 годам возникают более устойчивые избирательные отношения, появляются первые ростки дружбы.
Таким образом ребёнку необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, а в том числе и подготовки его к школе.
3.ТРЕНИНГ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» (проводиться с родителями)
1. Игра «Комплименты»
Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные каче¬ства его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе...». Каж¬дый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры уча¬стники обсуждают, что они чувствовали, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить и принимать комплименты.
2. Игра « Я люблю..»
Цель: Развивать внимание к другому, умение выражать свои чувства.
Играющие сидят по кругу на стульчиках. Начиная с ведущего, игроки по очереди представляются, называя себя по имени, называют то, чего или кого они любят. Например: « Меня зовут Галина. Я люблю путешествовать» и т.д.
3. Игра «Компот»
Участники располагаются в кругу. Их задача - приготовить некий "компот". Сделать это можно следующим образом: первый участник называет какой-либо фрукт (или ягоду), который он кладет в "коллективный компот", при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира - ирга, Гена - груша, Лена - лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положили в "компот" что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать своё имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: "Сергей положил смородину, Аня - абрикос, Кирилл - калину, Илья - изюм, меня зовут Антон и я положу в "компот" алычу".
4. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»: Задает вопросы, взрослые отвечают хором.
Сильные руки бросятся в драку? (Нет)
Добрые руки погладят собаку? (Да)
Умные руки умеют играть? (Да)
Добрые руки будут обижать? (Нет)
Ласковые руки умеют лечить? (Да)
Сильные руки будут вместе мастерить? (Да)
Будем крепко мы дружить? (Да)
5. «Клубочек ласковых имен»
Воспитатель и родители стоят в кругу. Ведущий показывает клубок ниток яркого цвета с наклеенными глазами и ртом и говорит, что этот клубок поможет им найти лаковое имя для своего соседа. Друг за другом передают его по кругу и называют друг друга ласковыми именами.
Клубочек передаю,
И ласково имя его назову- …
Окончание занятия или любого вида деятельности не означает окончания общения. Поэтому приведенные ниже упражнения, с одной стороны, закрепляют позитивный эффект занятия, а с другой – показывают, что дети готовы к дальнейшему конструктивному общению.
Итог собрания:
Чем была полезна, именно для вас данная встреча?
Что нового узнали?
Что запомнилось?
Спасибо за внимание.
4. Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей
1. Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями?
А) Всегда
Б) Никогда
В) В зависимости от настроения
2. Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками?
А) Легко, ему нравится заводить новых друзей
Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу
В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт
3. Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками?
А) Может внимательно выслушать собеседника
Б) Старается быстрее закончить разговор
В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника
4. Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?
А) Старается помочь, успокоить, развеселить
Б) Не обращает на него внимание
В) Раздражается, когда кто-то расстроен
5. Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным?
А) Искренне радуется вместе с ним
Б) Ему безразлична радость другого ребёнка
В) Вызывает зависть, раздражается
6. Когда ваш ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?
А) Да, всегда
Б) Иногда
В) Никогда
7. Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно», «мне весело» и т.д
А) Да
Б) не всегда
В) нет
8. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации?
А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков
Б) начинает плакать, обижается, капризничает
В) резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав
9. Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят?
А) Заступится за обиженного
Б) не обратит никакого внимания
В) сам начнёт дразниться
10. Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?
А) достойно ответит
Б) промолчит и пойдёт жаловаться взрослым
В) оскорбляет в ответ
11. Как ребёнок реагирует на наказания?
А) соглашается с тем, что заслужил его
Б) Начинает плакать
В) спорит, не соглашается с наказанием
Большинство ответов «А»
У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.
Большинство ответов «Б»
У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости или наоборот агрессивности. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми), любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет, жалуется
Большинство ответов «В»
На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.
В заключение хочется сказать, что от того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если вы научите ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.
Спасибо за внимание!
Анкета
«Нужны ли ребёнку друзья»
Фамилия, имя ребёнка________________________________
Дата заполнения____________________________________
1. Как вы считаете, нужны ли друзья ребёнку дошкольного возраста?
2. Вы знаете, с кем дружит ваш ребёнок в детском саду?
_________________________________________________
3. Есть ли у него друзья вне детского сада?
_________________________________________________
4. Как вы считаете, дружба влияет на развитие личности ребёнка?
_________________________________________________
5. Как родители могут повлиять на коммуникативное развитие ребёнка?
______________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ПОДРУЖИТЬСЯ»
1.Создавайте возможности подружиться
Периодически спрашивайте у ребёнка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей или соседских детей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему занятие по душе: спортивная секция, кружок, где ребёнок мог бы общаться и встречаться со своими сверстниками.
2. Научите ребёнка правильному общению
Когда вы обсуждаете с ребёнком, как принимать в расчёт чувства другого человека,и учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему найти не только верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже и в 2-3 летнем возрасте. Если у них возникает конфликт с другом, посоветуйте им возможные пути решения этого конфликта. Хвалите ребёнка за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он показывает эгоизм.
3. Обсуждайте с ребёнком его друзей и его социальную жизнь, даже если он уже подросток.
Постарайтесь, чтобы ребёнок откровенно рассказывал о том, что у него произошло: с кем дружит, с кем играл, с кем поссорился. Проанализируйте с ним возможные причины конфликта: может быть у друга было плохое настроение и т.д. , постарайтесь найти пути к примирению.
Форма проведения: обмен мнениями.
Цель: развитие у родителей понимания важности дружбы в жизни ребенка.
- показать значение друзей и дружбы в жизни ребёнка;
- способствовать развитию взаимоотношений своего ребёнка с одноклассниками, сверстниками;
- проанализировать с родителями проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период.
Ход собрания
Подготовительный этап
- Анкетирование детей
- Подготовка “Анкеты для родителей”
- Подбор пословиц и афоризмов о дружбе
- Сочинение детей на тему “Мой друг”
Организационный этап
Доска оформлена пословицами о дружбе. Для родителей приготовлены бланки анкет, результаты диагностики детей, образцы анкет и тестов.
Проведение педагогического всеобуча
Классный руководитель или психолог. Значение друзей в жизни человека наши предки ценили давно. Сказки, пословицы, загадки, с которыми ребенок знакомится в раннем детстве, воспитывают отзывчивость, сочувствие, щедрость, правдивость по отношению к друзьям.
Назовите пословицы, которые учат этому.
Старый друг - лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Одна ласточка и весны не делает. Один в поле – не воин. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Друзья познаются в беде. Одной рукой и узла не завяжешь. Дружба дружбой, а служба службой. Худой мир, лучше доброй ссоры.
Умение дружить воспитывается с чтения первых народных сказок “Лиса и журавль”, “Лиса и волк”, и т.д. Среди литературных: “Бременские музыканты” братьев Гримм, “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова, “Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенского, “Винни-Пух и все-все-все…” А. Милна и т.д.
Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. Дети от 9 до 7 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Это мы последили с детьми при чтении рассказа В. Драгунского “Друг детства”.
У 11-12-летних детей дружба понимается как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии. Дружащие дети удовлетворяют различные потребности друг в друге. Бывает, что одному нравится командовать, другому подчиняться. Один может воспринимать другого как образец, другой возможностью учить своего друга одеваться. Иногда отношения строятся на принципах равноправия.
С лучшим другом дети могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать все детали своей жизни. Мальчикам более свойственно играть в многочисленных группах, они меньше раскрываются перед друзьями.
Дружба может служить средством самовыражения. Иногда дети выбирают друзей, совершенно не похожих на них. В этом случае дается максимальная возможность самовыражения при минимальном соперничестве. Но чаще для дружеских пар характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений.
Не у всех детей есть друзья. Для них существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте.
Весьма важным становится разделение по половому признаку. Группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Для каждой группы характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.
На популярность среди сверстников влияют успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети хорошо учатся, обладают творческими способностями. Если ребенок слишком агрессивен или наоборот застенчив, излишне полноват или имеет необычное имя- это вредит популярности.
Ознакомление родителей с результатами диагностики
Классный руководитель. Давайте проанализируем обстановку, сложившуюся в нашем классе. Ежегодно проводятся социометрические исследования с целью выявления проблем в детском коллективе, наблюдения за динамикой формирования отношений со сверстниками. (Приложение 1.)
По данным социометрического исследования в классе выявилась следующая картина.
Лидеры – 5 человек
Принятые – 12 человек
Непринятые – 3 человека
Изолированные – 2 человека
Отверженные – нет
(фамилии детей не называются)
Какие же качества характера влияют на выбор друзей? Как дети понимают, что такое дружба? Чтоб ответить на эти вопросы, в классе проведено анкетирование среди учащихся. (Приложение 2)
По мнению детей, настоящая дружба основывается на:
взаимопонимании, единстве интересов – 8 человек
взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту -6 человек
верности и доброжелательности – 5 человек
доверии и откровенности –3 человека
умении говорить правду в глаза, на принципиальности - 2 человека
Дружбе между детьми мешает:
то, что каждый думает в первую очередь о себе – 6 человек
обман, ложь, отсутствие доверия между людьми – 6 человек
зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть – 5 человек
Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили – 5 человек
Социологический опрос родителей
Уважаемые родители, знаете ли вы друзей своего ребенка? Предлагаю ответить на вопросы анкеты. (Приложение 3.)
Дети писали сочинение “Мой друг”. Высказывания о своем друге и его чертах характера более полно расскажут о взаимоотношениях детей.
Подведение итогов родительского собрания
На одном из классных часов ученики класса составили свод законов дружбы.
- Помогай другу в беде.
- Умей разделить радость с другом.
- Не смейся над недостатками друга.
- Тактично делай замечания.
- Не обманывай друзей.
- Не обижайся на критику или совет друга: он желает тебе добра.
- Не предавай друзей.
Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг. Остается только помочь им найти такого человека и сохранить с ним отношения.
Возможное решение родительского собрания:
Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, по необходимости корректировать его поведение.
Соблюдать в общении правила дружбы.
Приложение 1.
Каждому ребенку предлагается перечислить тех товарищей по классу, с которыми он хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:
Приложение 2.
Анкета для детей.
1. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?
- На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;
- На взаимопонимании, единстве интересов;
- На доверии и откровенности;
- На умении говорить правду в глаза, на принципиальности;
- На верности и доброжелательности.
2. Что мешает дружбе между одноклассниками в нашем классе?
- То, что каждый думает в первую очередь о себе;
- Обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;
- Зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть;
- Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;
- Ребята плохо знают друг друга;
- Нет общих интересов
Приложение 3
Анкета для родителей.
Продолжите предложения:
- Мы знаем, что друзья нашего ребенка- это…
- Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то …
- Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы …
- Если наш ребенок приглашает своего друга провести с нами время, то мы…
- Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Аньковский детский сад
«О детской дружбе»
Конспект родительского собрания
составитель:
А.В.Беляева
воспитатель
ноябрь 2014г.
предварительная работа:
Совместно с детьми оформила « карту дружбы» группы.
Подготовила выставку детских рисунков на тему «Мой самый лучший друг».
Записала высказывания детей о дружбе.
Подготовила список литературы о дружбе для чтения детям «в родительскую копилку».
Ход собрания:
Под музыкальное сопровождение детских песен о дружбе родители входят в группу, оформленную детскими рисунками на тему «Мой самый лучший друг»; рассматривают «Карту дружбы» группы, на которой фотографии детей соединены линиями со стрелками на конце, указывающими, кто с кем дружит. (Такая карта ярко показывает лидеров группы и детей, испытывающих затруднения в общении).
Читаю стихотворение Н.Саконской:
Накрылись две подружки
Резиновым плащом.
Две пары быстрых ножек
Мелькают под дождём.
Под мокрым капюшоном видны издалека
Четыре синих глаза.
Четыре василька, две пёстрые косынки
На русых волосах.
Лукавые смешинки в прищуренных глазах.
Уже вода стекает за ворот в три ручья.
Девчонкам не хватает короткого плаща.
А им и горя мало: промокнут – ну и что ж!
У них такая дружба – водой не разольёшь.
Доклад «Уроки дружбы».
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребёнка очень рано, на третьем году жизни. К 6 годам оно уже носит осознанный характер и просто необходимо для нормального развития ребёнка. Дети вместе играют, обмениваются мнениями о просмотренных мультфильмах, рассуждают о событиях, услышанных ими из разговоров взрослых, сравнивают свои умения и знания, выражают своё отношение к другим детям. Но самое главное в этом возрасте – стремление завоевать уважение сверстников. Это даёт ребёнку ощущение психологической стабильности и эмоционального комфорта.
С детьми ребёнок ведёт себя иначе, чем со взрослыми: он более раскрепощён, так как не боится неправильной оценки своих действий со стороны взрослых, более самостоятелен, потому что рядом нет заботливых родителей. Совместная с другими детьми игра – это условие формирования чуткости, взаимопомощи, справедливости, доброжелательных, дружеских взаимоотношений. Для ребёнка дошкольного возраста особенно полезно общение со сверстниками, которое способствует его полноценному развитию, учит взаимодействию с окружающими. Контакты со сверстниками положительно влияют на социальное развитие ребёнка, помогают ему обрести самостоятельность.
Первоначальное отношение ребёнка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную основу личности ребёнка – положительное отношение к себе, ощущение безопасности, чувство доверия к людям. По мере взросления и появлении первых требований к ребёнку, он ради поддержания этого главного для себя позитивного отношения взрослых будет активно использовать новые способы поведения и действий, чтобы преодолеть их недовольство и вернуть столь необходимое восхищение собой.
Впервые опыт общения с родителями подвергается серьёзному испытанию в детском саду. То внимание, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при общении с новыми взрослыми и сверстниками, необходимо заслужить. Новые отношения обогащают жизненный опыт ребёнка новыми знаниями о себе. Ребёнок, не прошедший « школу общения» со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с её неписанными правилами. Не научившись говорить со сверстниками на их языке, он, скорее всего, будет отторгаем ими.
Зачастую общению ребёнка со сверстниками нужна помощь взрослых. Иногда во взаимоотношения детей необходимо вмешаться напрямую: ребёнка нужно учить как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимые и недопустимые способы воздействия на агрессивного сверстника. В дошкольном возрасте дети начинают понимать, что друг – это не только тот, с кем играешь. Настоящие друзья всегда помогают друг другу, делятся игрушками, не ссорятся.
Часто дети жадничают. Иногда это вызвано примером взрослого, иногда – эгоизмом ребёнка. Жадность вызывает резкую критику со стороны других детей. С жадными не хотят играть, с ними не дружат. Но стремление к общению со сверстниками поможет жадине преодолеть это отрицательное качество.
Дошкольнику легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств у сверстника, чем у себя. Помогите ребёнку в осознании своих нравственных качеств, оценивая его действия и поступки.
Ребёнок, пользующийся популярностью среди детей, обычно инициативен в контактах, доброжелателен, чувствителен к переживаниям других. Другими словами, популярный ребёнок умеет общаться и неэгоистичен.
Лидерами в коллективе могут стать только уверенные в себе люди. А детям помочь укрепить веру в себя можем мы – взрослые. Если вовремя не обратить внимания на замкнутость необщительного малыша, из него может вырасти неуверенный в себе человек.
Уделяйте ребёнку как можно больше внимания. Чаще хвалите его. Не стесняйтесь открыто проявлять свои чувства – дети любого возраста нуждаются в родительской нежности и ласке.
Чаще приглашайте к себе гостей с детьми.
Общайтесь с ребёнком на равных. Старайтесь внимательно его выслушивать. Спокойная беседа с ребёнком будет способствовать созданию между вами атмосферы доверия и станет источником новой информации об окружающем мире.
Не кричите на ребёнка, даже если он не прав. Подобное поведение лишь ступенька к взаимному отчуждению. Пусть тон общения будет решительным, но не крикливым.
Ребёнку с дошкольного возраста жизненно необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.
Ежедневное доброжелательное общение родителей друг с другом – необходимое условие позитивного отношения детей друг к другу.
«Не секрет, что друзья не растут в огороде…». Радиостанция «Малышок».
Предлагаю родителям прослушать высказывания детей о дружбе. Дети отвечали на следующие вопросы:
Что такое дружба?
У тебя много друзей?
С кем ты дружишь?
Зачем человеку друзья?
Как подружиться с человеком?
Что такое настоящий друг?
«В родительскую копилку».
Предлагаю родителям литературу о дружбе для чтения детям:
А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон».
А. Милн. «Винни-Пух и Все-Все-Все».
П. Ершов. «Конёк-Горбунок».
Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева».
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».
Д. Родари. «Приключения Чиполлино».
А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Л. Толстой. «Лев и собачка».
Другое:
Выборы родительского комитета группы (2 человека); из них один в общий.
О безопасности вблизи водоёмов, на дороге.
Об участии в конкурсах.
Напомнить сообщать об отсутствии детей в ДОУ.
Поблагодарить за активное участие в конкурсах, помощь в оформлении группы, участков.