Дети – цветы жизни. К сожалению, в школе они имеют множество проблем.
Важнейшей сферой жизни для школьника в настоящий момент является не обучение, а общение со сверстниками. Друзья – центр жизни ребенка, который во многом определяет его отношение к чему-либо. Общение – это способ самоутверждения.
Отсюда первая проблема каждого школьника – общение с ровесниками. Для настоящего поколения важным приоритетом является самооценка. Чаще всего эта проблема проявляется в 6-7 классах. Ребенок пытается выделиться, чтобы его заметили, похвалили. Хочет командовать сверстниками. Это удается не всегда, и ребенок становится обиженным на все и конфликтным, часто падает его самооценка.
Вторая глобальная проблема – это неуспеваемость. Почему-то тех, кто реально учится и кому интересно, остались единицы. Дети считают, что хорошо учится не престижно , что за положительные оценки сверстники будут смеяться. Но эта проблема зависит не только от ребенка, а даже больше от учителя. Быть учителем это призвание. Учитель должен уметь увлечь человека своим предметом, а не просто рассказать материал.
Также проблемой является поведение детей. Если сравнить сегодняшних первоклассников и то, что было 10 лет назад, то мы увидим огромную разницу. Дети сейчас не стесняются ничего, применяя иной раз даже нецензурную лексику (это в свои-то 6-7 лет), постоянные споры с учителями, драки и издевательство над теми, кого они считают «недостойными своего общения». К сожалению, по статистикам, можно судить, что в наше время дети очень злые, озлобленные на жизнь во всех ее проявлениях.
Для ребят из старших классов основной проблемой является адаптация в коллективе. Большинство десятых классов – сборные, вводится новый профиль обучения и соответственно ученики разделяются по приоритетам. Часто бывает, что большинство друзей идут в один класс, образуя уже готовый коллектив, и тогда-то начинаются проблемы. Многим очень сложно привыкать к новым людям, а те в свою очередь не принимают новичка.
По мнению психологов, в этом возрасте детям присущи такие качества характера, как чрезмерная импульсивность, заниженная самооценка, нетерпеливость, а также социальная смелость. Многие стремятся к лидерству, не имея необходимых для этого навыков, что приводит к напряженным отношениям и конфликтным ситуациям не только со сверстниками, но и с взрослыми.
Почти всегда подростки считают себя достаточно взрослыми, чтобы принимать самостоятельные решения. Это последствие юношеского максимализма, выбора идеалов, выбора места в жизни, стремлению к самостоятельности. Его подходы к решению начинают отличаться от взглядов родителей и на этой почве возникают ссоры. Зачастую родители не могут признать, что их ребенок прав, продолжая считать его малышом, а подростки в свою очередь абсолютно не хотят прислушиваться к полезным советам, потому иногда их решения не совсем правильные.
Ученики старших классов сталкиваются с проблемой выбора профессии. Большинство не знает, чего они хотят. Большая часть поступает в вузы с профильными предметами, которые им лучше даются, за значительную часть подростков выбор делают родители и лишь несколько процентов реально осознают, чего они собираются добиться от жизни и, что им необходимо для реализации этого.
Взрослым необходимо уделять достаточно внимания своим детям, понимать и принимать проблемы их возраста, помогать справиться с ними, прислушиваться к их мнениям, и тогда взросление вашего ребенка будет позитивным.
О том, к чему готовиться пятиклашкам и их родителями, специально для «Летидора» рассказывает Елена Гончарова , педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.
Елена Гончарова
Переход в пятый класс может стать настоящим стрессом для ребенка. И вот с чем ему приходится сталкиваться:
- новый коллектив одноклассников, где нужно вновь находить «свое место»;
- многоголосье новых учителей, к которым нужно привыкать отдельно: к темпу речи, манере преподавания, строгости и отрицательным реакциям на нарушение дисциплины во время уроков;
- кабинетная система образования, вместо одного привычного класса;
- самостоятельное возвращение домой вместо привычной продленки;
- необходимость делать уроки без чьей-либо помощи.
К школьным психологам родители пятиклассников часто обращаются с одними и теми же проблемами:
ребенок из отличника скатился до троечника, стал замкнутым, хотя в младших классах был очень общителен и прилежен.
Родители не всегда осознают, что переживает их школьник в момент перехода из начального в среднее звено. Рассмотрим, с какими трудностями ему приходится сталкиваться в период адаптации к новым условиям.
Смена лидера в классе
Ваш школьник привык быть первым, вести за собой коллектив. А теперь он чувствует, что помимо него в классе еще есть такие же активные, смелые «звезды». У него возрастает уровень конкуренции вместе с конфликтностью. Это большое испытание для самооценки, которая сильно страдает, если ребенок так и не сумел отстоять свою позицию лидера.
Помощь родителей. Расспрашивайте у своего ребенка, кто из нового класса ему нравится, а кто нет и почему. Пусть он вам попробует описать, чем он похож и чем отличается от тех учеников, о которых он рассказал. Какие есть умения и преимущества у вашего ребенка перед новыми «лидерами», а какие преимущества есть у них перед ним.
Задача родителя - объяснить школьнику, что благодаря сходствам или различиям можно подружиться вместо того, чтобы конфликтовать.
Снижение успеваемости по отдельным предметам
Ребенок может плохо отзываться о каких-то учителях, говорить, что они его не любят и специально занижают баллы. Из-за этого пропадает интерес к учебе и ухудшаются оценки.
Помощь родителей. Необходимо разобраться, насколько ребенок адекватно воспринимает происходящее. Стоит пойти в школу и поговорить отдельно с педагогом. Но не предъявляйте претензий, а интересуйтесь мнением учителя - почему, на его взгляд, такое произошло и как можно улучшить успеваемость.
Узнайте, какие сильные стороны видит педагог в вашем ребенке. Если никаких - это сигнал, что педагог не очень профессиональный.
Главное - не оттягивать этот разговор, пока школьник не вступил в открытый конфликт с учителем или, наоборот, не замкнулся в себе.
Выполнение домашнего задания растягивается до позднего вечера
Именно поэтому многим родителям пятиклашек приходится отказываться от секций и кружков.
Помощь родителей. Как правило, снижение продуктивности сопряжено с физиологическими особенностями этого возраста. Необходимо пройти медицинское обследование, чтобы исключить неврологические заболевания, которые на фоне эмоционального стресса могли проявиться в пятом классе. Если же со здоровьем все в порядке, тогда обратите внимание на организацию режима дня ребенка, попробуйте составить план на каждый день. Попробуйте без фанатизма вписать в него выполнение домашних заданий, прогулки и дополнительные занятия спортом, музыкой или творчеством.
Возможно, какие-то предметы ребенок не понимает, но боится об этом сказать.
Предложите свою помощь в объяснении или обратитесь к репетитору.
Двойные стандарты родителей и учителей
Как часто пятиклассники слышат в свой адрес то «ты уже взрослый», то «ты еще мал». Такое отношение к ребенку заставляет его усомниться в их авторитете и вызывает желание вообще перестать кого-либо слушать.
Помощь родителей. Определите вместе с ребенком круг его обязанностей и возможностей. Свои запреты и требования аргументируйте логическими доводами, а не «когда вырастешь - узнаешь».
Договоритесь, какие поощрения и наказания могут повлечь за собой те или иные нарушения договоренностей.
Расставание со «школьной мамой»
Еще в четвертом классе каждый день он видел одну учительницу - свою «классную маму», которая к каждому ученику имела свой индивидуальный подход. В пятом классе школьники словно «обезличиваются», учителя-предметники нацелены дать знания и проконтролировать их уровень. Классного же руководителя дети видят 2-3 раза в неделю на уроках и классном часе.
Помощь родителей. Объясните ребенку, что за неделю учителя-предметники обучают по 200-300 учеников, поэтому основная их задача - учить. В свою очередь родители допускают ошибку, не помогая делать уроки или решать конфликты, обосновывая это фразой «ты должен учиться самостоятельности».
Ответственность за уроки, собранный рюкзак, выученное стихотворение нужно передавать постепенно еще с начальной школы.
Если первые четыре года вы были помогающим родителем, то в пятом классе резко лишать ребенка помощи нельзя.
Комплексы от ощущения социального неравенства среди сверстников
Многие родители в связи с переходом в пятый класс покупают сыну или дочке первые собственные компьютеры, дорогие гаджеты, девочкам приобретают дорогую одежду, обувь, бижутерию.
Помощь родителей. Не нужно обесценивать желание вашего ребенка иметь те же вещи, что и у одноклассников. Фразы «Это не главное», «А другим вообще кушать нечего» вряд ли помогут пятикласснику.
Попробуйте честно сказать своему ребенку:
Я понимаю, как тебе хочется иметь дорогой телефон или планшет. Но, к сожалению, мы не можем пока позволить себе эту покупку.
Предложите ему самостоятельно накопить деньги, составить график накопления и определить, из каких ресурсов ему можно начать экономить.
Отсутствие друзей в классе
Так бывает, когда в пятый класс ребенок переходит из другой школы и ситуация усложняется переездом: тогда друзей нет не только в классе, но и в параллели.
Если для взрослых так важны высокие баллы, тогда нужно вместе с ребенком искать его персональную мотивацию - зачем ему хорошо учиться в школе. А еще надо понимать: кто-то имеет склонность к точным наукам, кому-то легче даются гуманитарные.
Высокие баллы по всем предметам - это огромный труд, который часто лишает детей прогулок, спорта и любимых кружков. А стоит ли оно того?
Трудности, связанные с переходом в пятый класс, - словно «снежный ком»: нарастают друг на друга и в какой-то момент становятся непосильными для ребенка. От нелюбви к предмету, учителю, одноклассникам он может прийти к пониманию: «Я ненавижу эту школу!». А ведь именно в пятом классе у школьника формируется отношение к учебе вплоть до окончания одиннадцатого класса.
Как ты уже успела заметить – дети рождаются без инструкции. В роддоме также не выдают руководство пользователя. Чего следует ожидать? Первый год полон незабываемых приятных моментов. Но не только. Есть еще и обратная сторона медали. Давай рассмотрим ее поближе.
Одна из главных проблем, которые могут довести новоиспеченную мамочку до паники – это плачущий и кричащий малыш. Слышать, что твой ребенок плачет, и не быть в состоянии успокоить его - очень тяжело. Можно бороться с детским плачем методом проб и ошибок, а лучше всего прочитать перед этим наши рекомендации и не одну статью. Задай себе ряд вопросов. Может кроха голоден, ему одиноко или он нуждается в смене пеленки? Или, возможно, ему жарко или, наоборот, холодно, он устал или наблюдается признаки недомогания? Чем больше и качественней ты будешь проводить времени с ребенком, тем проще будет ответить на эти вопросы. Помни, что большинство детей после 4 месяцев перестает так часто лить слезы. Но эти четыре месяца тебе нужно будет потерпеть и максимально подобрать подход к своему ребенку.
На первом году жизни ребенок и его родители могут столкнуться с такими недомоганиями: кишечные колики, синдром срыгивания и рвоты, дисплазия тазобедренного сустава, рахит, пупочная грыжа, перинатальная энцефалопатия, пневмония и инфекции у грудничков, дисбактериоз, фенилкетонурия, пищевая аллергия, дисфункции органов чувств и много других страшных и не очень слов. Детским болезням нужно уделять очень пристальное внимание, так как ошибки и недочеты могут стать фатальными. В случае каких-либо симптомов недомоганий – немедленно консультируйся с врачом!
Проблемы со сном, кормлением и другой ежедневной рутиной
Тебе, наверняка, частенько не удается выспаться, а то и уснуть вовсе. Если нет каких-либо весомых причин, то есть недомоганий и т.п., но ребенок не хочет спать, постарайся приучить его ложиться по графику. Когда сну предшествует любая активность - купание, сказка или песня на ночь, колыхание, убаюкивание – ребенок быстрее устает и привыкает к такому графику, а значит, будет понимать, что ему пора закрывать глазки. Проблемы с кормлением варьируются от неумения кушать сидя до пищевых аллергий. Необходимо тщательно подбирать меню и продукты. Взвесить все «за» и «против» того или иного типа питания. Проблемы этого раздела перестают быть проблемами с накоплением знаний и родительского опыта.
Если дела не улучшаются, и ты действительно делаешь все возможное, но в ответ так и слышишь неугомонный плач, может появиться опасность и для твоего здоровья. Послеродовая депрессия. От нее никто не застрахован, ни твои ровесницы, ни опытные мамы, ни матери – знаменитости. Период послеродовой депрессии может наступить в любое время до двухлетнего возраста ребенка, но, как правило, ограничивается первым годом. Симптомы: раздражительность, грусть, тревога, слезы, бессилие, безразличие, или -наоборот, чрезмерное беспокойство о своем и/или здоровье своего ребенка. Если самостоятельно или с поддержкой близких справиться не можешь, обратись к психологу, чтобы скорее вернуться в нормальный ритм жизни и наслаждаться материнством.
После родов зачастую может наступить семейный кризис. Это бывает связано с охлаждением к мужу, нежеланием заниматься сексом после родов, проблемами адаптации к новым ролям – матери и отца, поздним пробуждением отцовского инстинкта, изменениями привычек, поведения и мышления каждого из родителей, различием во взглядах на воспитание и заботе о ребенке.
Но какими бы ни были проблемы, помни, что, все равно, радостей материнства в стократ больше!
«Трудности, с которыми сталкиваются дети с аутизмом в этом мире»
Аутизм у ребенка - это не приговор. Никто не знает, почему возникает это заболевание. Мало кто может объяснить, что ощущает аутичный ребенок при контактах с внешним миром. Но точно известно одно: при правильном уходе, коррекции раннего аутизма, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети могут вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми.
В США установили, что из-за генетического сбоя у аутистов иногда может появиться «ген гениальности». Но общество не всегда, к сожалению, принимает к себе больных аутизмом. Их называют «чудаками», смеются над ними, унижают, а это только ухудшает состояние детей.
На протяжении многих десятилетий в нашей стране детям с нарушениями в психическом и физическом развитии предлагалось пребывание в специализированных учреждениях. Такой подход в настоящее время подвергается серьезной критике мирового сообщества. В мировой практике социальным показателем качества жизни лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями является комплекс факторов, не зависящих от психофизических особенностей ребенка. К таким факторам относятся:
- * здоровье (знание правил здорового образа жизни и их реализация);
- * материальное благосостояние;
- * образование и профессиональное обучение (практическая готовность к бытовому и производственному труду);
- * коммуникабельность, умение поддерживать отношения с окружающими и близкими людьми (умение поддерживать родственные отношения и самостоятельность контактов);
- * социальная безопасность (знание и выполнение норм безопасности в общественных местах, в собственном жилище, в экстремальных ситуациях);
- * непосредственное участие в общественной жизни, определение своего места в сообществе (осознание собственной социальной роли и готовность ее выполнять во взаимодействии с разными группами людей);
- * нравственные устои, социальная значимость (понимание собственных ощущений, чувств, эмоций других людей, умение контролировать свои эмоции и адекватно выражать их вербальными и невербальными способами).
Создание в социуме условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка с проблемами в развитии является важной социальной задачей нашего общества.
На данный момент практически неразработанной остается проблема социальной адаптации детей с аутизмом в семье в различные возрастные периоды. Это обусловлено, с одной стороны, трудностями психологической оценки эмоционального состояния ребенка с аутизмом, особенно в преддошкольный и дошкольный периоды, с другой стороны -- отсутствием объективных психологических критериев его адаптационных возможностей.
Особые трудности вызывает, обучение аутичных детей правильно есть. Дети часто хватают еду руками, запихивают ее в рот, плохо прожевывают. Некоторые дети отказываются, есть самостоятельно и требуют, чтобы их кормили из ложки.
Особую роль в процессе социализации детей с аутизмом играет посещение ими детских учреждений. К сожалению, специализированных учреждений, направленных на лечение и социально-психологическое сопровождение детей с аутизмом, в России практически нет. После трехлетнего возраста родители могут устроить ребенка в дневной стационар при психоневрологическом диспансере. Но это возможно только в большом городе, а дети с аутизмом, проживающие в небольших городках или деревнях, фактически лишены возможности посещать детские учреждения.
У детей с аутизмом изменения окружающей социальной среды и микросоциального окружения могут привести к глубоким аффективным переживаниям. Коммуникативные трудности вызывают значительное число проблем у детей, посещающих образовательные учреждения. Окружающие не всегда понимают, чего хочет ребенок, почему он молчит, не выражает свое отношение к проблеме или «непонятно» ее излагает. Не понимание окружающими особенностей поведения аутичных детей и подростков приводит к множеству конфликтов. Нередко окружающие оценивают поведение подростков с аутизмом в общественных местах как хулиганство вследствие наркомании, алкоголя и пр.
Эффективность социализации и социальной адаптации аутичных детей и подростков зависит не только от того, как они приспособились в обществе, но и от того, как само общество готово к тому, чтобы адекватно жить и общаться с этими людьми, понимать их и помогать им.
Таким образом, основной целью социально-психологической реабилитации и адаптации молодых инвалидов, страдающих аутизмом, является развитие у них жизненно необходимых навыков, направленных на самообслуживание, выполнение несложных трудовых операций в быту и в специальных производственных условиях, а в будущем -- самостоятельное проживание в специализированных учреждениях. Основной девиз специализированных учреждений для инвалидов с ограниченными психическими возможностями -- охрана прав личности и свободы людей с ограниченными психическими возможностями.
Дети индиго – это одаренные, высокочувствительные и обладающие необыкновенной интуицией миллениалы. Их не стоит путать просто со смышлеными и разумными детьми. Способности детей индиго не могут быть измерены, согласно академическим стандартам, или же стандартами, установленными обществом. Дети индиго обладают исключительной проницательностью, их способности превосходят обычные человеческие. Они обладают даром ясновидения, гиперчувствительности к чувствам других людей и феноменальной интуицией. Однако именно из-за таких выдающихся качеств, которыми не могут похвастаться большинство людей, они сталкиваются со множеством проблем в периоды детства и юности.
1. Они сомневаются в своем собственном интеллекте
Дети индиго часто сомневаются в своих способностях мыслить логически. Их разум не способен запоминать сложные алгоритмы решения математических задач. Поколение индиго – это великие художники и провидцы. Они не могут полноценно расти и развиваться в атмосфере, где от них ожидают лишь овладения академическими знаниями.
2. Взросление травмирует их сущность
Они не могут понять, чего от них хотят окружающие. Недоумевают, почему всегда приходится чем-то жертвовать и для чего заводить отношения. Они задаются вопросом, как заставить общество принять себя таким, какой ты есть.
3. Им нравится быть в одиночестве
Они привыкли находиться в своей собственной компании и наслаждаться этим временем, хотя окружающие нередко из-за этого насмехаются над ними. Дети индиго не идут за толпой. У них есть собственное мнение, и они изо всех сил пытаются сказать «нет» многим социальным активностям.
4. Они легко расстраиваются
Они слишком чувствительны к ужасным событиям, которые транслируются в новостях. Обладая высоким уровнем эмпатии, они могут ощущать на себе страдания других людей. Дети индиго хотят, чтобы мир изменился к лучшему. Но при этом они сомневаются в собственной силе и способности повлиять на социум просто потому, что с самого детства их не воспринимали всерьез.
5. Они склонны чувствовать себя неполноценными
Дети индиго часто слышат насмешки, когда пытаются высказаться. Над ними даже порой издеваются тогда, когда они хотят сказать то, что идет вразрез с обычными нормами. Они чувствуют себя неполноценными только потому, что их мнения и идеи противоречат устоявшемуся положению вещей.
6. Они ломаются под сильным давлением
Их естественный режим работы – это состояние . Если от них требуют безостановочной производительности и высокой результативности, дети индиго будут чувствовать себя разбитыми и напряженными. В таком случае они рискуют оказаться на грани полного выгорания. Дети индиго развиваются тогда, когда находятся в гармонии со своими желаниями и возможностями. Однако, поскольку большинство рабочих мест сосредоточено на выполнении рутинных действий, они чувствуют себя под сильным давлением.
7. Они видят целостную картину мира
Многие просто не слушают их, когда дети индиго говорят о том, что знают, какие события произойдут в будущем. Дети индиго могут смотреть в завтрашний день с точки зрения их восприятия целостной картины мира и сильной интуиции. Именно поэтому они боятся автокатастроф. Но всякий раз, когда они пытаются предупредить других, сталкиваются с неверием и насмешками. Окружающие рассматривают их как людей, которых не следует воспринимать всерьез.
8. Они не могут наладить контакт с большинством людей
Дети индиго часто чувствуют себя недопонятыми другими людьми. Их идеальный образ жизни противоположен тому, как живет большинство. Им нужна цель в их жизни, они нуждаются в длительных периодах самосознания, и они наслаждаются каждым моментом своей жизни.