Какую историю насчитывает свадебное платье? Без малого – десятки столетий. И неважно, какой был главный повод объединения мужчины и женщины, будь то дань уважения богу Гименею, расчет или взаимная любовь – принарядиться в красивое платье белого цвета стремилась каждая представительница прекрасного пола. Другое дело, что из века в век свадебная мода меняла свои настроения. Это сегодня можно выбрать любой подвенечный наряд и попасть в «десятку», ведь уместно все. Раньше же лишь строгие каноны в одежде определяли, правильно одета невеста или нет. В чем заключалась эволюция свадебного платья в последние два века?
В 19 столетии
во главе угла морального облика женщин стояла нравственность. Поэтому стоит ли удивляться, что свадебные (и не только) платья отличались закрытостью, длиной подола и рукава.
Не скучно ли выглядел подобный торжественный наряд? Совсем нет, ведь представить невесту в наилучшем свете помогали определенные акценты. Например, очень узкий корсет. Женская фигурка в нем приближалась к заветной форме «рюмочка», правда стоило это огромного труда: туго затянутый, он не давал невесте дышать в полную силу. В качестве материала для создания платья традиционно выступали шелк, кружево и атлас.
Правда, к середине 19 века шнуровка канула в небытие, а на смену ей пришли завышенная линия талии, неглубокое декольте, силуэт сталь более утонченным, изящным в отличие от пышных помпезных нарядов, которые правили балом еще 100 лет назад.
О старых временах, пожалуй, напоминала лишь зрительно увеличенная задняя часть платья. Достигался подобный эффект при помощи специальной подушечки или простейшего каркасного сооружения.
Как украсить достаточно лаконичный крой подвенечного платья в столь торжественный день? Модницы того времени щедро декорировали свои наряды искусственными цветами апельсинового дерева, выполненными из шелка, бархата и ваты. Еще одним непременным атрибутом наряда невесты являлось кружево. Нет, точнее сказать, море кружев. Их называли блондами, а само украшение создавалось из шелка и имело изумительный нежный оттенок светлого янтаря. Правда, сие великолепие было очень и очень хрупким, легко приходило в негодность и не водило дружбы с прямым солнечным светом. Только кто сказал, что преимущество свадебного наряда должно заключаться в его прочности, а не красоте?
Отличительной особенностью торжественного туалета являлась и фата. Причем чем к более знатному и богатому роду принадлежала невеста, тем длиннее был этот непременный элемент любой свадьбы. В отдельных случаях длина фаты могла на несколько метров опережать длину подола.
К концу 19 века
свадебная мода совершила дополнительный вираж в сторону упрощения наряда, а новое столетие
тогдашние невесты встречали уже в удобных платьях по фигуре, немного расклешенных книзу, белых перчатках, с отсутствием кринолинов.
Пожалуй, наступившая новая эпоха была самой насыщенной в истории свадебного платья. Она менялась буквально по десятилетиям, привнося свои элементы согласно царившим в обществе настроениям. Так, в 20-х гг.
в фаворе были авангардные наряды, немного угловатые и укороченные, а в качестве головного убора невесты все чаще мелькала шляпка «Cloche».
30-е
ознаменовались особой женственностью свадебных платьев.
Правда, военное время внесло свои корректировки в торжественный туалет, сделав упор на строгость и четкость линий.
Середина века отметилась началом новой мирной жизни, и в моду вновь вошли романтичность и лаконичность. Они ознаменовалась заметным укорачиванием подола и рукавов, пышной юбкой, исчезновением шлейфов и шляп.
Если до 70-х гг.
представительницы 20 века еще отдавали предпочтение универсальным нарядам, в которых можно показаться и на собственной свадьбе, и на ином торжестве, то сейчас подвенечные наряды стали использоваться сугубо по индивидуальному поводу. Все чаще для пошива начинают использовать гипюр, который придает платью дополнительную нежность и романтичность, а в нарядах можно увидеть фольклорные элементы.
В 80-90-е
в свадебную моду вновь вернулись шляпы, которые принято величать «джульетками», а появиться на торжестве разрешалось как в традиционных платьях с пышным подолом, так и в белом брючном костюме.
Что принес нам 21 век
? Теперешняя мода на подвенечные наряды стала настолько гибкой, что в ней смешались все стили и направления, и нет какого-то одного единственно верного. Подиумные тенденции уступили место проявлению личной индивидуальности, экстравагантности и эксклюзивности. Хотите предстать перед своим суженым в образе античной богини – пожалуйста, Наташи Ростовой – легко, современной деловой женщины – проще простого.
Но как бы фантазия не била ключом, большинство женщин все же предпочитают выходить замуж в платьях светлых тонов, где лидирующим является все тот же белый цвет. Это универсальный язык, на котором говорят невесты всего мира разных эпох, поэтому он никогда не потеряет актуальности.
Фото: womanadvice.ru, livemaster.ru, the-dress.ru, youmarriage.ru, wtalks.com.
Как говорится, в одной из шуток, у женщины, кроме маленького черного платья должно быть и большое белое =)
Как вы уже знаете, свадебное платье в Европе не всегда было белым. И в других регионах тем более. Давайте сегодня немного окунемся в историю европейского свадебного платья
.
Я ничуть не историк костюма, просто хочу сделать маленькую экскурсию - если будут поправки - милости прошу. Когда будет время и желание, постараюсь сделать и вторую часть - про 20 век. =)
Свадьба всегда была одним из важнейших событий в жизни женщины, поэтому свадебное платье должно было соответствовать случаю.
Средние века
, когда часто браки заключались между представителями знати в политических целях, невеста должна была прекрасно выглядеть на свадьбе, как представительница своего рода, представительница его чести и богатства. В те дни платья шили из самых дорогих материй - вельвет, шелк, сатин и отделывали мехом и золотой вышивкой. По нормам морали платья были закрытые, с очень длинными подолами и рукавами.Поскольку краски были натуральные, самые яркие и насыщенные цвета - красный, синий, пурпурный - могли позволить себе только самые богатые дамы. А платья более естественных "земных" цветов были распространены среди менее богатых. Платья расшивались драгоценными камнями - бриллиантами, сапфирами, рубинами, изумрудами и жемчугом. В некоторых случаях вышивка могла полностью скрыть ткань платья. Существует история, что Маргарет, графиня Фландрии, жившая в 15 веке, одела на свою свадьбу платье так богато и щедро украшенное драгоценными камнями, что не могла долго идти из-за его тяжести, и в церковь ее заносили.
современные стилизации:
Ренессанс
C установлением в Европе конституционной монархии свадьбы стали играть скорее династическую, чем политическую роль. Однако тенденция невест впечатлять своим костюмом осталась. К сожалению, иногда случались казусы из-за разницы моды в регионах Европы. Например, португальская принцесса Катерина Брагансская, вышедшая замуж за английского короля Чарльза Второго появилась на свадьбе в розовом платье с каркасом,модным в Испании и Португалии, что английское общество посчитало странноватым. (Хотя позже мода на эти платья распространилась по всей Европе)
примерно так могло выглядеть ее платье, только оно было розовое=):
Во времена эпохи возрождения и женщины из среднего класса хотели платье побогаче. Часто платье отделывали мехом. Норка и соболь были подороже, лиса и заяц - дешевле. (У Золушки, кстати, в оригинале туфельки тоже были обшиты мехом, как знак богатства и изысканности - хрустальными они стали у русских переводчиков давным - давно=) ). Девушки из простых семей использовали лен и ли мягкую шерсть вместо обычной плотной и грубоватой ткани, которая шла на повседневную одежду. Длинный подол, шлейф и рукава еще были своеобразным показателем статуса невесты.
Платья:
стилизация: платья ренессанса
От начала Нового Времени до викторианских времен.
что касается стиля и покроя платья, то силуэты менялись таким образом:
Для девушки из простой семmb свадебное платье часто оставалось "платьем на выход", которое она еще долго потом носила по праздникам. С цветом платья всегда были связаны какие-то ассоциации и суеверия.
Белый цвет хотя и ассоциировался с чистотой и невинностью, был непрактичным и марким цветом, поэтому часто цветом свадебного платья в Европе в Новое время был голубой - он ассоциировался с чистотой и невинностью девы Марии. Оттуда и пошла примета в англоязычных странах на свадьбе иметь "something blue" - что-то голубое. Другим популярным цветом был розовый, хотя некоторые приметы выступали против него.
В 18 веке одна дама жена английского скульптора Джозефа Ноллекеса появилась на своей свадьбе в прекрасном белом платье с розовыми цветaми и в туфлях с таким же рисунком на 8 сантиметровых каблуках, и ее платье всем понравилось.
Красный цвет же вплоть до окончания правления королевы Виктории был табу на свадьбе - он считался цветом женщин легкого поведения. Зеленый тоже был не в чести - он считался цветом фей и прочих духов, считалось, что он привлекает их нежелательное внимание к невесте.
Так примерно могли выглядеть туфли
Все оттенки коричневого долгое время считались уделом девушек из бедных семей. а вот желтый иногда завоевывал популярность. Например, в 18 веке он был очень модным, однако долго считался цветом язычников и не приветствовался в церкви.
среди простого населения того времени популярным цветом свадебного платья был серый - очень практичный цвет, который можно было использовать затем в повседневной жизни. Позднее, к концу 19 века, этот цвет стал ассоциироваться с девушками - служанками.
Черный цвет ассоциировался с трауром и невеста его не носила. На некоторых свадебных церемониях и гостям запрещалось носить черный, чтобы "не навлечь беду".
В 19 веке девушки, которым материальный достаток не позволял иметь свадебное платье как только платье для свадьбы,а не как платье для всех торжественных случаев, на свою свадьбу украшали платье ленточками. Гости же затем эти ленточки отрывали и оставляли себе как сувениры. Затем ленты были заменены на цветы. У гостей были цветы, и у невесты был букет цветов, цветы в волосах или на платье. Сначала популярны были цветы розмарина и мирта, а затем стал популярен флердоранж. Эта традиция перешла и в более высокие слои общества, и до сих пор осталась.
розмарин
мирт
флердоранж
шапочка, украшенная лентами для свадьбы
Традиционное свадебное платье, похожее на современное, появилось в конце 18 века. С изобретением машинного производства ткани, импорта тканей из Индии и интереса к античности стало набирать интерес белое платье с вуалью.В середине 19 века такое платье одела королева Виктория.
В 19 веке все свадебные платья надевались не один раз. После замужества невеста посещала родственников в таком платье, но уже без цветов, и часто адаптированным под более повседневный образ. Сама Королева Виктория не раз одевала свое немного измененное свадебное платье
королева Виктория
Платье королевы Виктории без кружевной юбки, такое, как она его использовала в дальнейшем
Платья эпохи нового времени:
18 век
19 век
1874 год, англия 1837 год, франция 19 век, Англия
1841 год, США 1887 год, Сша, деталь США, конец 19 века
Франция, конец 19 века Англия, середина 19 века
Середина 19 века
Невесты всех времен желали быть на свадьбе самыми красивыми и стремились иметь неповторимый наряд. Мода столетий менялась, и каждый из её витков оставлял в памяти уникальные подвенечные платья. Но время идет как по спирали.
И уже в сегодня появляются черты моды средневековья и эпохи просвещения, а свадебное платье 19 века задает тон многим авторским коллекциям. И это не удивительно, ведь зная тенденции прошлого, можно создать уникальный образ и провести неповторимую свадебную церемонию, поэтому откроем страницы истории.
Наряды для невест в старинном стиле – модели из средневековья
Обращение девушек к историческим формам платьев основано на их представлении идеальной свадьбы прошлого, картинкой пышного торжества на лоне уникальной архитектуры, природы и неповторимой обстановки того времени.
Чем гармоничнее и ярче представляется им это торжество, тем конкретнее вырисовывается образ невесты. Свою роль играет и выбор места церемонии. Некоторые предпочитают праздники на природе с использованием тематического антуража, некоторые не прочь обвенчаться под сводами настоящих старинных замков или во дворце. Сегодня выбор практически безграничен.
Выбирая тот или иной исторический фасон, определенно важным остается знание его особенностей. Это позволит не только достоверно сшить свадебное платье под заказ, но и учесть исторические моменты организации тематического торжества, особенно это касается относительно далеких столетий.
Свадебные наряды XIV–XV веков отличает особая закрытость. Она обусловлена религиозным моментом: в то время непристойным считалось обнажать тело, и мода следовала этому завету. Платья также должны были показывать принадлежность девушки к определенному классу или даже роду. Отсюда сочетание конкретных цветов, взятых из гербов и фамильных флагов.
Причем это касалось не только богатых вельмож и королевских особ. В средние века в больших торговых и ремесленных городах существовала цветовая классификация улиц, простой люд во время свадеб по возможности обращался к ним.
Платья представителей знати имели следующие черты:
- обязательная длина в пол, с возможным небольшим шлейфом;
- расклешенные от локтей длинные рукава, иногда доходящие до линии колен;
- зауженная корсетом талия;
- наличие накидки, полностью покрывающей голову невесты;
- дорогие, тяжелые ткани;
- драгоценные камни и вышивка в качестве декоративных элементов (может покрывать платье целиком);
- обязательное использование цветов рода.
Платье средневековых невест имели чуть опущенный ворот, шею девушки часто украшали драгоценные колье или россыпи бус.
Выбор камней не только зависел от цвета платья, но и был символом рода по женской линии.
Платье бюргеров и среднего класса:
- пышное многослойное платье прямого кроя, длины макси;
- несколько зауженный рукав;
- закрытый верх, возможен воротник;
- обязательная повязка-шапочка с отложными краями на голову, в Англии шапочка-колпачок;
- небольшая вуаль или шлейф может отходить как от ворота, так и от головного убора;
- мех и вышивка в качестве декорации.
Свадебная церемония в обязательном порядке содержала в себе два цвета – от рода жениха и от рода невесты.
В некоторых странах по обычаю невеста после церемонии обязана была сменить свое платье на наряд в цветовой гамме семейства жениха, тем самым показывая, что она стала частью новой семьи.
XVI век внес в моду свои коррективы. В странах Европы свадебные платья меняют форму рукавов, ворота, части корсета, появляются новые фасоны шляпок. Едиными общими межнациональными чертами являются:
- узкие рукава до запястья с кружевными оборочками по периметру манжет (около плеч в некоторых странах использовался рукав-фонарик);
- подчеркнутый V-образной линией переход от юбки к талии;
- воротничок-грангола пышной округлой формы, максимально охватывающей шею девушки (возможно его совмещение с высоким расширенным воротом);
- шапочки с сеткой для прически (в некоторых фасонах применялась лента, охватывающая подбородок);
- в дополнение к старым декоративным элементам вводятся пышные перья и мягкий лебяжий пух.
Лишь королевские особы могли позволить себе носить немного приоткрытые фасоны платьем. Однако даже у них зона декольте могла быть легко скрыта вуалью или накидкой. XVII век – век новых взглядов на мир– открыл модницам возможность немного обнажить руки.
Позволительной стала длина ¾, с кружевными манжетами. V-образная линия талии закругляется. Пышный воротник круглой формы существует наряду с новым высоким отложным вариантом.
Во Франции, Италии и Нидерландах девушкам позволительно частично до затылка или полностью обнажить голову.
В моду входят витиеватые, сложные по плетению прически. Волосы нередко украшают живыми цветами, перьями, лентами, драгоценностями. Добавляются и новые декоративные элементы, например, цепочки и бантики.
Свадебные платья XVII века отличает особый колорит. В моду входят яркие цвета золота, слоновой кости, нередки розовые, голубые, синие и даже пестрые варианты. Обязательным элементом остается фата или вуаль. Ее крепление зависит от головного убора невесты.
Также меняется крой юбки. Пышность создается за счет специального подъюбника или каркаса. В зависимости от его формы, платье может менять фасон. Интересными становятся каскадные платья, в которых верхний материал спадает волнами. Неотъемлемой частью каждого образа невесты становится бумажный или тканевый веер. Платья XVII столетия – эталон шика и роскоши. Они объемны, величественны и очень дороги. Стоимость подвенечного платья могла достигать невероятных размеров.
Некоторые наряды стоили как поместье с землей, крестьянами и слугами в придачу.
Красивые платья в стиле XVIII–XIX века на свадьбу
В восемнадцатом веке модницы всего мира ощутили на себе веяния идей просвещения, романтизма, а далее – революционных настроений.
За два столетия – XVIII и ХIX – фасоны видоизменялись в два раза чаще, чем в предыдущие времена. Вот лишь самые известные преображения свадебных платьев за все эти годы. После пышных дорогих платьев барокко фасоны XVIII века уходят в утонченную роскошь, являя собой подобие фарфоровых статуэток. В некоторой степени это было вызвано модой на китайскую керамику и живопись. На пике популярности продолжают оставаться корсеты и затянутые формы песочных часов, однако общий силуэт вместо помпезных деталей, золота и массивных складок, теперь украшают жеманные бантики и рюши.
В моду входят открытые прически, украшенные живыми цветами, их формы совершенно уникальны и очень сложны, но в сочетании с платьем они являют неповторимый образ. Основными тканями XVII–XIX столетий выступают сатин, атлас, шелк. Спадая мягкими волнами до самого пола, при движении они переливались популярными в то время бежевым, кремовым, серебристым цветами. В моде также был цвет слоновой кости, достаточно редкий и дорогой по тем временам. Изменяется и форма подъюбника: основная пышность теперь уходит назад, добавляя силуэту динамики и движения. Вслед за этим удлиняется подол, шлейф добавляется непосредственно к юбке. Его длина зависела от знатности девушки.
Существенным изменениям подверглась область ворота. Теперь он тонет в мелких кружевных складках и достаточно смело оголяет плечи и грудь красавицы. Его форма – либо мягкий овал, либо прямоугольник.
Неизменным элементом свадебного наряда остается веер. В то время это был не просто предмет гардероба, но настоящее средство для общения. Существовал целый язык жестов, передача которых происходила с помощью веера.
Конец восемнадцатого, начало девятнадцатого века стал временем археологических открытий. Были открыты Помпеи. Это событие коренным образом повлияло на моду, вернув эстетические ценности античности и преобразив наряды девушек всего мира.
Модными становятся длинные платья в стиле ампир – прямого кроя, с завышенной талией. Их отличала особая простота и элегантность. Материалом выступали легких шелк, сатин, использовались и другие легкие ткани. Помимо высокой талии, платья Ампир имели небольшие рукава-фонарики длинной чуть ниже плеча. В зимнее время свадебный наряд дополнялся белой меховой накидкой.
Именно с этого времени белый цвет становится доминирующим цветом платья невесты на свадьбе. Реже его заменяли на кремовый. К 20 годам XIX века линия талии на платьях вернулась в естественное положение. Юбка из прямой свободной линии, переходит в форму колокола. Объем в нее добавляет кринолин. Рукава, зауженные в области запястья, к плечам сильно расширяются. Эта деталь позже войдет и в моду 20 века. Объемность же юбки исчезнет, сменившись облегающей формой.
Некоторое время интерес модниц вызывают традиционные национальные платья. Именно в таком блистала в медовый месяц жена Александра III. Отделка такого платья могла выйти в приличную сумму.
Здесь вы увидите еще несколько вариантов красивых свадебных нарядов XVIII–XIX веков:
Интересной тенденцией на протяжении всего XIX века было использование свадебных платьев не единожды. Многие наряды девушка надевала еще несколько раз в жизни, в частности, на королевские и особо торжественные приемы.
Обращение к историческим фасонам и моделям свадебных платьев сегодня – достаточно интересное решение. Такая свадьба не может не запомниться и не оставить после себя уникальных фото и впечатлений. Многие ателье специально занимаются пошивом таких платьев. У них можно заказать и костюм для жениха, ведь соблюдать историзм необходимо во всем. А как вы думаете: имеет ли смысл историческая свадьба сейчас? Наряды какого времени показались вам наиболее интересными?
Платье 19 века отличается особой роскошью, женственностью, разнообразием фасонов. Это век перемен различных направлений моды, стилей. Женские платья в начале века были пышными, театрализованными, а в конце - стали более удобными и практичными.
Фасоны
Платья девятнадцатого века откликались на новые направления в искусстве и менялись в зависимости от них.
Повседневное платье 19 века
В начале XIX века платья в стиле рококо, который был популярен в 18 веке, сменились фасонами в стиле ампир. Они были легкими, с завышенной талией, глубоким вырезом, ленточкой под грудью, свободной юбкой со складками. Платье шили длинными, с рукавами-фонариками или без рукавов. Использовались дорогие ткани: шелк, репс, шерсть, атлас, штоф, бархат. Цвета были преимущественно белыми, синими и красными.
В 1820-1825 году юбка перевоплотилась в форму колокола, талию начали «заковывать» в корсет.
Когда на трон взошла английская королева Виктория, в моду вошел романтизм. Образы женщин стали мечтательными, возвышенными. Платья 19 века отличались юбкой с кринолином, для талии создали изящный корсет, рукава стали пышными, широкими, на каркасе. Кринолин был выполнен из металлических прутьев или конского волоса. С ним женщины даже двигались изящнее, как будто гордо плыли по залу.
Ближе к шестидесятым годам мода опять изменилась: платья начали украшать фестонами, лентами, кружевом, каймой, зубцами - лиф платья заканчивался баской. Рукава были узкими, расширяясь ближе книзу, края украшали манжетами из кружева. Кринолин носили до конца 1860 года, его форма также подвергалась изменению, так как платья занимали большое пространство, обручи стали овальными. Изменился и покрой платья. Излишек длины юбки свободно ложился на кринолин, длина перестала закрывать щиколотки. Юбка имела два-три волана.
В 1870-1880 годах появились платья с турнюром - это такое приспособление в виде подушки, с помощью которого дамы делали ягодицы пышнее. В том же месте платье украшалось рюшами, драпировками, складками. Платья были украшены вышивкой, рюшами, кружевом. Пошитые из тафты, они украшались бантами, шнурочками из шелка. Под платье надевали корсет со шнуровкой. Старинные платья восьмидесятых годов символизировали богатство и благополучие.
В конце XIX века турнюр вышел из моды. Платья шили из бархата, иногда из шелка. В моду вошли S-образные силуэты.
Ткань платья в основном зависела от того, куда нужно его надевать. Летние платья отличались легкостью, их шили из светлых тканей - шелка, батиста. Парадные платья шились из тафты, атласа, бархата. Платья для визитов были пошиты из легкой шерсти.
Свадебное платье 19 века
Платья для детей и юных девушек.
В то время в платья одевали и маленьких мальчиков. А когда они взрослели, то «девчачью» одежду меняли на брюки.
Мода детских платьев была полностью скопирована с моды взрослых нарядов. Отличалась только длиной. Чем старше становилась девочка, тем длиннее шилось платье. Девочки четырех лет носили платья длиной до колен, в двенадцать лет длина доходила до середины икры, а вот в шестнадцать шилось платье до щиколотки. В период, когда был в моде кринолин, девочки также должны были его носить. Для детей были популярны расцветки в клеточку или морской стиль.
Подростковая мода в точности подражала одежде старшего поколения. Девочки также носили корсет, но не сильно затянутый. Платья юных красавиц копировало каждые изменения в моде взрослых. В конце XIX века девочкам разрешалось носить платья из мягких и легких тканей.
Платья для различных случаев
Женщина XIX века меняла свой наряд по несколько раз в день, в зависимости от случаев.
Утренние платья.
В утреннем туалете дамы выходили к завтраку, встречались с родными. Это были платья простого покроя, из гладкой ткани. Платье имело длинные рукава, вырез, расцветки были сдержанными. А также дома носили шлафор - просторную одежда с запахом, поясом, иногда с карманами. Женщины занимались в нем домашними делами.
Для утренних визитов женщины надевали изящные, элегантные платья, но не парадные.
Бальные платья.
Бальные платья девятнадцатого века стали настоящими шедеврами. Они отличались роскошью, великолепием, изяществом. Платья для бала шьются из дорогих тканей: шелка, тафты, атласа, поплина, муара, бархата. Отделка платья придавала ему женственность. Платье украшали:
- рюшами;
- бахромой;
- сутажом;
- драпировкой;
- бантами;
- тесьмой;
- плиссировкой.
Бальные платья 19 века
Цвета бальных платьев были однотонными, матовыми или блестящими. Платья у замужних дам были с глубоким декольте, у незамужних девушек оно не такое глубокое, но с вырезом, который подчеркивает грудь. Платье дополняли длинные перчатки, веер и обувь на каблуках. Девушки носили бальные платья более светлых тонов, дамы постарше могли позволить себе надевать платья разных цветов. Платья отличались роскошью и великолепием.
1) Свадебные платья.
Свадебные платья стиля ампир были неброского цвета, чаще всего белыми с вышивкой или отделкой. Их шили с завышенной талией.
Они были с большим декольте и короткими рукавами. Такой крой позволял подчеркнуть красивую талию, грудь и помогал скрыть недостатки фигуры. Свадебные платья шились из атласа, поверх которого пускалась прозрачная ткань. Они дополнялись длинными перчатками.
В середине XIX века свадебные платья приобретают более пышную юбку, корсет. Их декорировали бантами, кружевами.
Период турнюров не обошел и свадебные платья. Задняя часть платья украшалась воланами, оборками и шлейфами. В конце девятнадцатого века свадебные платья были элегантными, с немного расклешенной юбкой. Банты, турнюр и вышивка полностью вышли из моды. Свадебные платья подчеркивали женственность невесты, невинность, мечтательность, романтичность.
2) Зимние платья.
Зимние платья дамы надевали для прогулок и дома. Их шили из шерстяных тканей, украшали мехом, вышивкой. Шерстяных тканей было множество: меринос, люкзор, драдедам, бареж, кастор.
3) Платья провинциалок.
Платья живших в провинции были пошиты из недорогих тканей и не меньше декорированы, они носили такие же фасоны, как и столичные женщины. Платья шили изо льна, шерсти или хлопка.
4) Платья для поездок в экипаже.
Для путешествий и поездок в экипаже дамы XIX века надевали платья, которые были практичными и свободным, к тому же короче, чем обычно. Такой вариант платья позволял его хозяйке удобно садиться в экипаж и выходить из него и не загрязнить во время путешествий. Расцветки дорожного платья были сдержанными, ткани - мягкими.
Платье для поездок в экипаже
5) Платья купчих.
Платья купчих отличалось от модных тенденций. Они были пышными, но простыми, поэтому купчихи украшали их перьями, бантами, цветами, расшивали стеклярусом, бахромой, чем перегружали образ.
6) Платья учителей и курсисток.
Курсистки и учительницы носили платья строгого кроя, темных цветов с белым воротником. Длина юбки достигала щиколоток, лиф был украшен баской. Платья таких дам шились из шерсти, льна, хлопка.
7) Платья работающих женщин.
Наряды работающих женщин не отличались от общепринятой моды. Но они были без украшений, драпировок и турнюра. Для работы платья шили из хлопка и ситца, для праздников - из шелка, но более дешевого.
Мода XIX века постоянно менялась, привносила что-то новое, неожиданное. При этом все фасоны отличались элегантностью, женственностью, роскошью и изяществом.
Одежда – своеобразное зеркало, которое отражает веяния определенной эпохи. И речь идет не только о моде, ведь в одежде проявляются культура, философия, политика и общая атмосфера конкретного временного отрезка. 19 столетие, как, впрочем, и другие века, характеризуется определенным идеалом красоты женщины, выраженной с помощью нарядов и аксессуаров. Платья 19 века не единожды подвергались кардинальным переменам, ведь в этот период в сознании людей происходил переворот. Менялись религиозные принципы, утилитарное мышление, мифологическое восприятие, а отражалось все это и на одежде.
От театральности к практичностиФасоны платьев начала 19 века напоминали эпоху Античности. Они были длинными, пышными, несколько театральными. Но уже спустя десятилетие на смену гротескному пышному стилю рококо пришел , отличающийся простотой и лаконичностью. Женщины быстро оценили преимущества платьев в греческом стиле, променяв на них сложные и не всегда удобные наряды. Легкие ткани, завышенная талия, лента под линией груди, глубокое декольте, рукав-фонарик, длина в пол – таким было модное женское платье начала 19 века. Цветовая гамма сводилась к оттенкам синего, красного и белого цвета, а дополняли наряд балетками, обвязывая лодыжки шелковыми лентами.
В тридцатых годах 19 столетия платья видоизменились. По-прежнему талия в них оставалась завышенной, но лиф был заменен соблазнительным корсетом. Подол пробрел форму колокола, которую ему обеспечивал каркас, выполненный из металла, а также накрахмаленные подъюбники. Королева Виктория, слывшая модницей, «опустила» талию на ее законное место, а рукавам платьев добавила объема с помощью металлических каркасов. Отличительная особенность, которую имели и бальные, и свадебные, и даже домашние платья 19 века, заключалась в роскошной отделке и невероятной пышности подола. Говорить о практичности подобных моделей не приходится, но в плане романтичности образа равных им нет.
В шестидесятых годах 19 века платья в стиле рококо снова вошли в моду, но теперь они обзавелись пышными рюшами, зубчиками по краю подола и рукавов, резной каемкой. Удачным дополнением к таким нарядам дамы считали изящные шляпки, высокие чепцы, перчатки, ажурные зонты, шали, меховые муфты, а также ботинки со шнуровкой и ювелирные украшения. Спустя десятилетия пышный подол стал еще более объемным за счет турнюра – специальной подушечки или эластичного каркаса, делающего акцент на женских ягодицах. Силуэт при этом оставался стройным, высоким.
Конец 19 столетия ознаменован появлением первых модных домов, масштабным развитием легкой промышленности. К сожалению, женские платья утратили эксклюзивность, так как отшивались, словно под копирку, массовыми партиями. Силуэты становились все более простыми, используемые для пошива материалы – более доступными. Но в происходящем было и немало плюсов, ведь одеваться модно могла практически каждая женщина. Кроме того, платья становились более практичными и удобными в носке, что не могло не радовать.
И сегодня в моде заметны отголоски минувшей эпохи. Достаточно востребованы свадебные платья в стиле 19 века, а такие элементы, как корсет, рукава-фонарики и пышные оборки, зачастую используются дизайнерами при разработке современных моделей. Нельзя сказать, что мода 19 столетия отличалась практичностью, но ведь не всегда при выборе платья этот критерий стоит на первом месте. Красота, нежность, романтичность и женственность – вот чем руководствуются девушки, отдающие предпочтение нарядам в стиле 19 века.