Но на формирование личность маленького человека влияют многие факторы, поэтому странно ожидать от своего сына или дочери запланированных поступков.
Мамы чаще пап выбирают определенную модель поведения, которую поддерживает семья. Неправильная позиция формирует определенные последствия в развитии личности.
Ребенок – предмет всеобщего обожания.
Все желания малыша исполняются по его первому требованию. Стоит только пожелать, игрушка уже в руках малыша. Наказывать и повышать голос на кроху запрещено членам семьи и окружающим. Мама ни в чем не отказывает ребенку. Она может всю зиму проходить в осенних ботинках, лишь бы у ее крошечки была лучшая одежда и обувь от мировых производителей.
Человек во взрослом возрасте не умеет справляться с трудностями, убегает от проблем. Личная жизнь также как, правило, не складывается, ведь подобрать избранника, угодного маме практически невозможно. Родители всю жизнь опекают сына или дочь. складываются и в будущем так, как угодно старшим. Случается, что человек находит утешение в алкоголе или наркотиках.
Соответствие ожидаемому.
Так происходит, если родители в детстве были лишены вещей, о которых мечтали. Мама ежедневно тянет дочку на занятия по бальным танцам, растит из нее звезду. А девчонка мечтает о художественной школе. Но родительница не считает рисование серьезным занятием. И крохе приходится смириться. Папа записывает сына на секцию по боксу, так как в детстве над ним часто издевались одноклассники. Вот он и мечтает вырастить чемпиона, способного дать сдачу. Сын перед сном представляет себя на сцене со скрипкой. Но музыка – это не для настоящего мужчины.
Такая же ситуация может возникнуть, если у ребенка не получается учиться на «отлично». Он учится в лучшей школе города, посещает сотни репетиторов по разным предметам, не спит ночами, готовя уроки, и… не оправдывает ожидания родителей.
Человек может попасть под чужое влияние, он не умеет отстаивать свое мнение. Появляется неуверенность в том, что он делает: плохая работа, плохой партнер по жизни.
Полная вседозволенность.
Некоторые родители считают, что нет необходимости интересоваться жизнью ребенка. С детства ему позволяют гулять в соседнем дворе со взрослыми ребятами, прогулы уроков не воспринимаются чем-то из ряда вон выходящим. Между детьми и родителями возникает пропасть равнодушия и отдаления. Некоторые мамы и папы сознательно ее создают, чтобы никто не подумал, что ребенок не самостоятельный.
Появляется обида на родных за недолюбленное детство, обидчивость, озлобленность.
Ребенок между двух огней.
Когда родители выясняют свои взаимоотношения с привлечением детей, и методы воспитания существенно разнятся, ребенок не может принять чью-либо сторону.
Неуверенность, ощущение ненужности, стремление отгородиться от других человек проносит сквозь года
Чрезмерная строгость.
Боязнь, что сын или дочь пойдет по неправильному жизненному пути, сделает ошибки, заведет нехороших друзей, приводит к тому, что родители слишком строги в воспитании. Ребенку запрещено играть с одноклассниками, ему отказывают в детских развлечениях, шалости пресекаются на корню.
Подростки, выращенные в таких условиях, стремятся раньше покинуть отцовский дом. В будущем взаимоотношения родителей и детей складываются не самым лучшим образом, нет доверия и понимания.
Конечно, есть и положительные примеры воспитания, когда ребенка уважают, прислушиваются к его мнению. Как же сделать так, чтобы малыш рос и развивался в благоприятных условиях?
- Проводите больше времени вместе. Но не за просмотром телевизора, а отправьтесь поиграть во двор, найдите развлечение дома.
- Не судите строго детские ошибки и оплошности.
- Будьте первым человеком, который придет на помощь. Просите помощи в ответ.
- Не скрывайте своих чувств и позволяйте малышу проявлять их.
- Запомните! Ни одна самая дорогая игрушка не заменит крохе маму и папу.
Быть хорошим родителем нелегко. Любите своих детей!
Каждая семья обладает целым комплексом психологических особенностей. Но общей для всех семей является, как правило, ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Именно высокая степень эмоциональной близости – это особое качество настоящей, крепкой семьи.
Современная многоступенчатая семья может успешно выполнять свои функции, если в ней будут гармонично сочетаться психологические особенности членов семьи всех поколений, благодаря чему они смогут заниматься формированием личности детей.
Семейные отношения – это система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях – и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.
Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля:
1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;
2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.
Приведем другую классификацию стилей взаимоотношений в семье – авторитарный и демократический.
Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.
При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков. Взрослые постоянно обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его мнение. Вместе с тем дети достаточно хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Постепенно у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.
Однако бывает, что в семье внешне сложился демократический стиль воспитания, но он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важнейшие педагогические принципы, например им не удается определить в той или иной ситуации меру требовательности, организовать правильный режим дня детей или создать условия для посильного трудового вклада детей в жизнь семьи; они бывают непоследовательными в требованиях или у них нет единого подхода к каким-то семейным делам.
Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты.
ВАРИАНТ А. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.
Такие отношения характеризуются, прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях, умением родителей чутко понять мир ребенка и его возрастные запросы, их глубокой родительской привязанностью, постоянной готовностью к взаимопомощи, сопереживанием, умением быть рядом во время жизненных невзгод.
ВАРИАНТ Б. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими чувствами и переживаниями, но это не является взаимной потребностью.
Для этого варианта характерна менее полная степень контактов. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи нарушены, наметилась еле ощутимая трещинка во взаимоотношениях родителей и детей. Наиболее типичными причинами такого явления могут быть следующие:
– некоторые расхождения между характером требований родителей и их личным поведением;
– недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в некоторых конкретных ситуациях, недостаточная степень их объективности по отношению к своим детям;
– возможность того, что родители психологически не «поспевают» за динамизмом, быстротой развития детей.
Подобные, пока еще едва заметные признаки ухудшения во взаимоотношениях с детьми дают родителям повод для серьезных размышлений.
ВАРИАНТ В. Скорее родители стараются вникать в интересы и жизнь детей, чем дети сами делятся с родителями.
Это – наиболее странные, на первый взгляд, отношения между родителями и детьми. Родители стремятся вникать в жизнь детей из самых добрых и искренних чувств любви и внимания. Родители мечтают и надеются оградить детей от неприятностей, предостеречь от опасностей, осчастливить их. Дети это понимают, но не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей разбиваются в этом случае о низкую педагогическую культуру их осуществления. Желания родителей помочь своим детям, их искренний интерес к ним не всегда сопровождаются умением войти в мир детей без нажима и навязывания своих взглядов, без нервозности и предубеждений.
ВАРИАНТ Г. Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей.
Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими взаимоотношениями. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у последних чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители все же остаются их искренними доброжелателями.
ВАРИАНТ Д. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом родители, скорее, правы.
Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда те еще не могут в полной мере оценить опыт родителей, их усилия, направленные на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, идущие во вред учебе, здоровью, временные увлечения детей, а в некоторых случаях – аморальные поступки. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены всем, что может нанести детям моральный и физический вред. Исходя из своего жизненного опыта, взглядов они стараются объяснить возможные последствия такого поведения, но наталкиваются нередко на непонимание, неверие, сопротивление. Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться в стремлениях детей, проявляли терпение, уважение к их доводам и аргументам, так как дети, даже будучи неправыми, обычно бывают искренне убеждены, что правы именно они, а родители не могут или не хотят их понять.
ВАРИАНТ Е. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом, скорее, правы дети.
В этом случае родители занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Но эти ситуации вызываются личными недостатками родителей, которые не имеют возможности или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг с другом и с детьми. Это часто проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к пьянству. Это вызывает резкий протест со стороны детей. Острые ситуации вызываются также педагогической бестактностью родителей, которая усугубляется часто отсутствием общей культуры. Острые конфликты могут возникать из-за эмоциональной глухоты родителей, так как дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, не понятых взрослыми. Конфликты, в которых правы дети, чреваты особыми последствиями – многолетней детской обидой, способной вызвать разобщенность детей и родителей.
ВАРИАНТ Ж. Обоюдная неправота родителей и детей.
Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии «хранения в себе» сначала в эпизодические столкновения, а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, – в постоянные, все более расширяющиеся конфликты. Обе стороны устают от бесполезных дебатов и взаимных упреков, постепенно утрачивают способность слушать и понимать друг друга.
ВАРИАНТ 3. Различные взаимоотношения с отцом и матерью, или «кого ты больше любишь?»
В большинстве семей у родителей нет необходимости в полном единстве действий в воспитании детей. Это касается и содержания общения, и содержания требований, и тона ихвыражения, и характера поощрений и наказаний, и выражения своих чувств, и т. д. Когда отношения у отца и матери к детям складываются совсем по-разному, то суть и характер их взаимоотношений с детьми могут быть самыми различными: от потребности ребенка в общении с одним из родителей до полной отчужденности с другим. Это тот случай, когда необходимо вспомнить, что единство установок и отношений – это азбучная истина педагогической культуры родителей.
ВАРИАНТ И. Полное взаимное отчуждение и враждебность.
Можно выделить несколько наиболее типичных причин этой семейной трагедии.
1. Педагогическая несостоятельность родителей. Значительное число родителей приступает к воспитанию, не имея об этом сложнейшем и ответственном деле ни малейшего педагогического представления. И поскольку они сами воспитывались в семье, в школе и других учебных заведениях, то у них создается иллюзия осведомленности касательно процесса воспитания. Об этом парадоксе К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким».
2. Жесткие, почти варварские методы «псевдовоспитания», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми способами стараются спастись от них.
3. Сотворение из ребенка кумира семьи, задобренного, заласканного, капризного, плаксивого эгоиста и в результате – эгоцентричного и бессовестно-равнодушного человека.
Взаимоотношения родителей и детей – комплексная система взаимоотношений, предмет изучения психологии родительства, целью которой является определение механизмов развития связей между родителями и детьми, взаимного влияния поколений друг на друга, а также профилактика психологических проблем взаимопонимания родителей и детей. Сложности взаимоотношений родителей и детей являются наиболее частой причиной обращения семей к психологам. Современный институт семьи переживает кризис. Нестабильность семейных отношений, утрата умения и желания воспитывать ребенка должным образом определяется рядом внешних и внутренних факторов. Какие факторы влияют на взаимоотношения между родителями и детьми? Какие основные ошибки допускают современные родители, которые критично сказываются на формировании личности ребенка?
Взаимоотношения родителей и детей: общие теоретические понятия и взаимосвязи
Не существует ни единой психологической теории, позволяющей выстроить идеальные взаимоотношения родителей и детей в силу индивидуальности характеров каждого из участников системы, обстоятельств, внешних и внутренних факторов. Выстроить идеальные человеческие взаимоотношения по определенной модели невозможно, однако изучая психологию родительства, постигая теоретические основы взаимоотношений родителей и детей, можно избежать многих ошибок.
Родительство – проявление родительского инстинкта у человека поведенческого, эмоционального и социального характера. Осознанное родительство основывается на бессознательном инстинкте размножения, а также на социальных нормах, согласно которым семья является базовой ячейкой общества и характеризуется союзом мужчины и женщины, общностью быта, стремлением к рождению, воспитанию и социализации детей.
Для ребенка семья – основная среда обитания, развития и психологического становления. Именно в семье в период раннего детства ребенок постигает основные модели социальных взаимоотношений (в том числе взаимоотношений родителей и детей на примере отношений родителей и старшего поколения). Детство – основной период развития человека, когда он учится познавать мир, постигает основные механизмы познания, основы взаимоотношений между людьми. Психологи полагают, что именно в детстве закладываются основные навыки и умения, психологические качества характера человека, которые он лишь развивает в течение всей последующей жизни.
Институт семьи крайне важен для ребенка, так как период детства характеризуется частичной изоляцией от общества. Родители для ребенка являются основным источником постижения человеческих отношений.
На становление личности ребенка влияют не только отношения его родителей к самому ребенку, но также и отношения родителей между собой. Так, если ребенок получает достаточно внимания от отца и матери, оба родителя принимают одинаково активное участие в его воспитании, ребенок окружен заботой и любовью, однако между самими родителями возникают напряженные отношения, то такая ситуация найдет свое отражение в дальнейшей жизни ребенка.
Атмосфера семьи может оказать влияние на ребенка в двух плоскостях: его личностном становлении (психологические проблемы, внутренние противоречия, комплексы, страхи), становлении его отношений в социуме (тяготение к одиночеству во избежание проблем взаимоотношений). Это влияние может проявиться как в раннем детстве (дошкольный, школьный возраст), так и в более зрелом возрасте в момент создания своей семьи либо сознательного отказа от создания своей семьи. Невозможно точно спрогнозировать, на каком этапе развития ребенка проявится эффект нездоровой атмосферы семьи, в которой вырос и был воспитан ребенок. Однако однозначно можно утверждать, что нездоровая семейная атмосфера, сложные взаимоотношения родителей и детей найдут свое отражение в будущей жизни ребенка.
Ложно полагать, что ребенок не воспринимает отношения взрослых, что ему не дано понять большинства проблем взрослой жизни. Как правило, ребенок больше восприимчив не к ситуациям, конфликтам, предметам, обстоятельствам, а к эмоциональному фону, сопровождающему ту или иную ситуацию его жизни.
Следует понять, что ребенок является своего рода подражателем, основы его характера, поведения, отношения к людям он перенимает у своих родителей, притом начиная постигать азы отношений с младенчества (тон голоса в разговоре с теми или иными членами семьи, четкие модели поведения в определенных ситуациях). В итоге, к сознательному возрасту, когда ребенок проявляет первые личностные черты, родители сталкиваются ни с чем иным, как с квинтэссенцией собственных черт характера, манер и стилей поведения.
Взаимоотношения между родителями и детьми: основные ошибки поколений
Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются внешними факторами, к которым относятся материальное благополучие, жилищные условия, социальный статус семьи. К внутренним факторам, определяющим взаимоотношения между родителями и детьми, относятся культура и воспитание родителей, духовность и нравственность, осознание духовной ценности семьи, брака, отношений между близкими. Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются образом жизни семьи, благополучием и достатком, чувством спокойствия и уверенности, защищенности каждого члена семьи, его желанием поддерживать и развивать семью.
Во многом взаимоотношения поколений определяются взаимопониманием родителей и детей, которое должно базироваться на лояльности и толерантности к потребностям ближнего. Основные ошибки, допускаемые взрослыми во взаимоотношениях родителей и детей, сводятся к тому, что в большинстве случаев родители переносят обиды, противоречия, конфликты, которые они пережили в периоды своего детства, в плоскость новых семейных отношений. Применение опыта прошлых отношений и поколений не является противопоказанием к построению новых связей, но в большинстве ситуаций психологи сталкиваются с проблемой бессознательного копирования моделей поведения своих родителей, повторения их ошибок, что сказывается на свободе каждого участника взаимоотношений, ущемлении его интересов, формировании заведомо нездорового отношения к институту семьи у детей.
Родители и дети: психология взаимоотношений на практике
Как построить правильные отношения родителей и детей психология взаимоотношений не расскажет, однако данная наука позволит изучить основные ошибки поколений и избежать их на практике. Основное правило, которое необходимо осознать родителям, относится к индивидуальности каждой ситуации и каждого участника семейных взаимоотношений, что позволяет утверждать, что слепое следование общепринятым моделям поведения в становлении взаимоотношений и взаимопонимания родителей и детей может не только оказаться неэффективным в конкретном случае, но и существенно усугубить ситуацию. В вопросе родителей и детей психология взаимоотношений предлагает лишь индивидуальный подход, при котором учитываются интересы всех сторон.
Видео с YouTube по теме статьи:
МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Взаимоотношения детей
Петров М. Л., учащийся 11 А класса,
Лукина А. А., учащаяся 10 А класса,
Александрова О.Г., учащаяся 10 Г класса,
Дмитриев А. Е., учащийся 10 А класса,
Ильина Е.В.. учащаяся 10 Б класса.
Координаторы проекта:
Чукмаркина Е.Ю., зам.дир. по ВР,
Михайлова К.Н., соцпедагог школы,
Павлова И.В., учитель начальных классов.
Чебоксары - 2006
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н.Толстой
Наша жизнь разнообразна, но в то же время полна трудностей, с которыми нам приходится сталкиваться чуть ли не ежедневно и, конечно же, решать их. Особенно остро проблемы переживаем мы, подрастающее поколение, так как у нас еще недостаточный жизненный опыт, нет твердой почвы под ногами, и во многом зависим от своих родителей. Каковы же наши проблемы, что нас волнует? При опросе учащихся школы были выявлены такие волнующие вопросы.
Семья волновала умы философов, историков, деятелей культуры, социологов, педагогов, психологов во все времена.
В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью…».
В социологии семья рассматривается как:
Первичная социальная группа, в которой начинается и протекает
социальная жизнь человека;
Основной фактор в социализации;
Социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на
основе принципов и правил, принятых в обществе;
Социальная система, все члены которой имеют определенные статус и
Общность, для которой характерна особая система межличностных
отношений.
Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определенных принципах и иметь определенное содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребенка. Принципы воспитания таковы:
Гуманность и милосердие к растущему человеку;
Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных
участников;
Открытость и доверительность отношений с детьми;
Оптимистичность взаимоотношений в семье;
Последовательность в своих требованиях (не требовать
невозможного);
Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на
На самом деле, мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Это целый мир, в котором ребенок живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо грубым, лицемерным, лживым, что в конечном итоге может привести к нарушению им норм общества и права.
Взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком. Но на настоящем этапе много семей, где родители педагогически неграмотны, что ведет к нарушению гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми, а в результате возникают конфликты, дети становятся замкнутыми, тревожными, недоверчивыми. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Все больше увеличивается количество так называемых неблагополучных семей, в которых в первую очередь страдают дети.
Не только душевными и физическими переживаниями детей вызывает тревогу эта проблема. Страшно то, что многие ребята из подобных семей совершают противоправные действия, вынужденно или преднамеренно. Поэтому проблема детско-родительских отношений остается неизменно острой.
Несмотря на общую картину благополучия, и в нашей школе проблема нарушения гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми одна из актуальных. Ее мы и решили рассмотреть и попытаться найти пути улучшения семейного микроклимата.
Целью данного проекта является вовлечение учащихся школы в активную работу по профилактике семейного неблагополучия, способствующего росту преступности среди несовершеннолетних, развитие навыков использования ИКТ в процессе работы над проектом и воспитание чувства самосознания учащихся.
Задачами проекта являются:
1. анализ причин, приводящих к семейной дисгармонии (разногласиям между родителями и детьми);
2. привлечение внимания школьной детской организации к проблемам детей и подростков из неблагополучных семей;
3. поиск путей практического решения данной проблемы и реализации мероприятий, призванных улучшить взаимоотношения между родителями и детьми;
4. объединение усилий актива школы, педагогов, Попечительского Совета и общественности для оказания помощи в преодолении непонимания между родителями и детьми;
5. способствовать внедрению в семьи навыков гармоничной жизни: поддержание в семье здорового психологического климата, атмосферы взаимоуважения, сохранения семейных традиций, проведение совместного досуга детей и родителей.
Предметом исследования явились учащиеся 5-ых, 8-ых, 10-ых классов нашей школы и их родители.
Каждый ребенок имеет родителей, которые несут определенную ответственность по его содержанию и воспитанию. Права и обязанности родителей узаконены в Семейном кодексе Российской Федерации. Статья 63 вышеназванного документа гласит, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей… Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования ». В 65-ой статье Семейного кодекса оговаривается, что «при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключить пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».
Так почему же, несмотря на узаконенные обязанности родителей, у нас все больше детей, в глазах которых таится грусть по отсутствию родительского внимания? Почему мы остаемся один на один со своими проблемами? Почему же все больше родителей, проявляющих равнодушие к детям? А нам так хочется ласки, доброты, понимания, теплых слов, помощи в трудную минуту от вас, взрослые, и в первую очередь мы это ждем от родителей.
При разработке проблемы семейного неблагополучия мы при помощи социального педагога школы провели анкетирование среди учащихся по изучению уровня родительского внимания , целью которого явилось рассмотрение вопроса: достаточно ли уделяют внимание родители своим детям. Были опрошены учащиеся параллелей 5-ых, 8-ых и 10-ых классов (всего 435 учащихся).
В итоге были получены следующие результаты: родители более внимательны к своим детям, когда они еще маленькие – 86% родителей учащихся 5-ых классов уделяют им достаточно внимания (это по мнению детей). А по мере взросления этот показатель снижается: в 8-ых классах – 64%, а в 10-ых классах – 45%.
Таким образом, чем старше дети, тем больше они предоставлены себе, тем больше дистанция между ними и родителями, хотя им требуется ничуть не меньше родительского внимания, а может даже и больше. А под родительским вниманием дети понимают следующее:
Общение;
Помощь в трудной ситуации;
Доверие;
Восприятие, как равного себе;
Интерес к успехам в школе и взаимоотношениям к друзьям;
Забота о будущем детей.
Так видят родительское внимание дети. А что же такое внимание в понимании самих родителей и уделяют ли они его на должном уровне своим детям? Это мы тоже постарались выяснить, проведя опрос среди родителей тех же учащихся.
Показатели во всех звеньях опрошенных расходятся, но не намного (в 5-ых классах на 6%, в 8-ых классах – на 14%), а в 10-ых классах 70% родителей считают, что они уделяют должное внимание своим детям, в то время, когда сами дети дали всего лишь 45% положительных ответов. Эти данные свидетельствуют о том, что в семьях все-таки существуют разные взгляды на родительское внимание. Если по мнению большинства родителей внимание заключается в том, что ребенок одет и сыт, то детям этого недостаточно.
Нами исследовались и традиции в семьях учащихся нашей школы с целью получения дополнительных сведений о взаимоотношениях в семье между родителями и детьми. Так же были опрошены учащиеся 5-ых, 8-ых, 10-ых классов. 70% из них (из 435 учащихся) ответили, что у них есть семейные традиции, под которыми они понимают: празднование дней рождения членов семьи, различных праздников, таких как Новый год. Рождество, 23 февраля, 8 марта и т.д., совместный семейный отдых: выезды на природу, поездки на море, походы в кино, в театр, помощь бабушкам и дедушкам. 15% опрошенных учеников ответили, что они затрудняются ответить на вопрос, а следующие 15% ответили, что у них нет традиций.
Детско-родительские отношения изначально определяются взрослым и на всей протяженности зависят в основном от отношения матери и отца к своему ребенку. Уже в раннем детстве у ребенка формируется отношение к родителям, которое они сами заложили и определили, как наиболее подходящее для них.
Став родителем, человек оказывается в новом статусе, кардинально меняется круг его прав и обязанностей, жизненные устои, поведение, появляются новые цели и задачи, определяются новые функции. В связи с этим в корне меняется все устройство жизни человека, его приоритеты, взгляды на некоторые вопросы, отношение к себе и окружающим, интересы и круг общения. Человека, ставшего родителем, теперь все больше занимают вопросы детского здоровья, развития, способов и правил воспитания и т. д. Появление в семье новорожденного отражается на всех членах семьи, независимо от их отношения к этому событию.
Роли отца и матери отличаются друг от друга, но в идеале они должны гармонично сочетаться и взаимодополнять одна другую. Мать призвана заботиться о духовном, нравственном и эстетическом развитии ребенка, иметь с ним тесный эмоциональный контакт на протяжении всей жизни, быть опорой и поддержкой в минуты отчаяния, сопереживать его неудачи и настраивать на положительный лад, радоваться успехам, формировать оптимистические взгляды и психическую устойчивость.
Отец, как правило, если он принимает активное участие в жизни ребенка, помогает формировать его мировоззрение, упорядочивать понимание мира и вещей в нем, оказывает влияние на воспитание дисциплины и воли, самостоятельности и независимости. Роль отца очень важна при воспитании детей, и его отсутствие или недостаточное участие может привести к негативным последствиям в формировании личности ребенка. К таким последствиям относятся: недостаток интеллектуального развития, нарушение правильной половой идентификации, трудности в общении с противоположным полом, чрезмерная мягкость, податливость, склонность к подчинению чужой воли.
Огромное значение в развитии ребенка имеют отношения между родителями. Наблюдая эти отношения, ребенок неосознанно формирует собственную программу своих будущих супружеских отношений. Общение матери и отца, их отношение друг к другу, доминирующие способы отстаивания прав, мнений, формы решения проблем и выходов из ситуаций, наиболее ценные личностные качества в понимании матери и отца становятся неоспоримой нормой для ребенка. Эти нормы формируются, начиная с раннего детства на протяжении нескольких лет, поэтому твердо удерживаются в сознании человека и оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Привить человеку иное понимание семейных отношений почти невозможно, и связано с долгой обстоятельной работой и получением значительного личного опыта.
В семьях, где наблюдаются стабильные отношения, поддерживается атмосфера доброжелательности, уступчивости и понимания отмечается естественное формирование правильного мировоззрения ребенка, положительных личностных качеств, способности к самореализации.
Важным вопросом в отношениях ребенка и родителей является количество детей в семье. Практика показывает, что особенности развития ребенка и отношения к нему родителей во многом определяется тем, является ли он единственным, первым, вторым и т. д., а так же старшим, средним или младшим.
Единственный ребенок занимает все внимание родителей, поэтому он часто склонен к эгоизму, направлен на постоянное привлечение внимания к себе со стороны взрослых, склонен к цинизму и высокомерию, меньшей самостоятельности, повышенной зависимости от взрослых, что можно исключить или уменьшить правильным подходом к воспитанию.
Первый ребенок во многом схож с единственным, так как на протяжении определенного времени являлся таковым. Кроме того, первый ребенок всегда вызывает проявление повышенной заботы и тревожности, потому что родители впервые сталкиваются с новыми для них задачами, проблемами, поэтому относятся с особой осторожностью к своим действиям, тщательно продумывают их. Каждый этап взросления ребенка является для них новым, неизвестным, это привлекает максимум их внимания, активности и заинтересованности.
Второй ребенок никогда не был единственным, он уже родился в семье, где есть еще один ребенок и с рождения вынужден считаться с его присутствием, делиться родительским вниманием, а позже и материальными ценностями. Со вторым ребенком родители обычно проводят меньше времени, забота о нем производится по уже отработанному сценарию, часто по упрощенной схеме. С другой стороны, у второго ребенка есть старший брат или сестра, который может научить его многому, восполнить дефицит общения, проявлять посильную заботу и опеку.
Отношения детей и родителей в многодетной семье определяются родителями и при правильном подходе к их организации, подразумевающей учет возрастных особенностей в распределении прав и обязанностей, уважительное отношение ко всем членам семьи, независимо от их возраста, равномерное распределение родительского внимания и т. д. можно достичь положительных отношений между всеми членами семьи. В больших семьях отношения строятся на взаимопомощи детей и родителей, четком распределении обязанностей, заботе старших о младших.
http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogike/p44.php