Первое слово, а затем первую фразу ребенка с нетерпением ждут родители. Если ожидание затягивается, особенно на фоне того, что ровесники малыша уже начали говорить, – это вызывает беспокойство.
Чаще всего оно оправданно – врачи не скупятся с диагностированием задержки речевого развития. Современные дети в целом начинают говорить позже детей предыдущих поколений.
Причины замедления темпов освоения речи
Факторов, отодвигающих начало устной речи и тормозящих ее развитие, очень много. Невозможно выделить единый для всех детей с диагнозом ЗРР, у каждого свой набор.
К внутренним или биологическим причинам относят:
- неблагоприятные обстоятельства в течение беременности, повлиявшие на плод – болезни матери, прием ею алкоголя, гипоксия плода;
- появление на свет ребенка раньше срока, осложнения и травмы при родах – повреждения головного мозга, позвоночника в районе шеи;
- врожденные заболевания, затрагивающие головной мозг, нарушение слуха;
- тяжело перенесенные болезни, травмы черепа и головного мозга ребенка до 3 лет;
- недоразвитость или особенности строения речевого аппарата.
К внешним или социальным причинам относят:
- ошибки в воспитании – излишняя опека, давление на ребенка, скудность речевых контактов и занятий, жестокое обращение;
- сильная травма психики, частые стрессы у ребенка;
- нехороший климат в доме – конфликты членов семьи, алкоголизм, наркомания, психические отклонения у родителей;
- двуязычие в домашней обстановке.
Диагностика наличия задержки речевого развития
Подозрение о речевых нарушениях чаще всего возникает у родителей 1-3-летних детей. Информация об этапах и сроках развития речи позволяет определить запаздывание на какой-либо ступени.
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) может быть поставлен невропатологом уже с 2 лет. Врач выдаст назначения по обследованию ребенка для выяснения причин, в том числе у логопеда-дефектолога, психолога, отоларинголога, а также программу лечения и занятий.
Диагноз констатирует отставание развития устной речи от нормы вследствие нарушений работы отдельных участков головного мозга. Нередко ЗРР идет в комплексе с задержкой психомоторного развития.
Симптомы задержки развития речи
Признаками ЗРР считается сильное отклонение от сроков прохождения того или иного речевого этапа. Следует обратиться к , если:
- после 1 года у малыша нет реакции на речь взрослых и окружающие шумы, он молчалив, помимо плача;
- после 1,5 лет отсутствуют попытки произносить короткие слова и слоги, ребенок не понимает несложные просьбы, не отзывается на имя;
- в возрасте 2 лет малыш имеет маленький словарный запас, в основном использует жесты и мимику;
- в 2,5 года не может составить легкую фразу из 2-3 слов, не выполняет просьбы из 2 действий;
- к 3 годам у ребенка нет четкой связной речи, он не задает вопросы.
Недостаточным для детей считается активный словарь в 1,5 года менее 10 слов, в 2 – менее 50, в 2,5 – менее 200, в 3 – менее 500.
Способы лечения задержки речевого развития
Перечень дальнейших мероприятий при постановке диагноза ЗРР подбирает невропатолог, обследовавший ребенка. Он индивидуален и зависит от тяжести поражения мозга, степени задержки и других факторов.
Как правило, назначается комплексная коррекция, включающая занятия с родителями и специалистами, курсы лекарственных препаратов, разные процедуры в медицинских центрах. По ситуации врач может рекомендовать пересмотр режима и состава питания ребенка, устранение некоторых причин, мешающих речи, для более эффективного лечения.
Упражнения и игры для стимуляции речи
Главная роль в процессе коррекции ЗРР отводится родителям и другим членам семьи. Они ежедневно проводят вместе время с ребенком, часть которого следует теперь уделять полезным играм и упражнениям.
Для ускорения старта устной речи рекомендуется часто разговаривать с малышом. Понятным языком необходимо рассказывать ему об окружающих предметах и событиях, озвучивать действия, описывать иллюстрации в книгах. Также важно ввести в обиход детские стихи и песни: ритмичные днем, колыбельные на ночь.
Полезны занятия для мелкой моторики: собирание конструктора, мозаики, пазлов, рисование, лепка из глины или пластилина. Много тактильных ощущений дают пальчиковые игры, перебирание разных круп, копание в песке.
В занятия следует вставлять игры, развивающие зрительное и слуховое восприятие, внимание (лото, домино и прочие).
Если малыш повторяет действия взрослого, нужно ежедневно выполнять с ним артикуляционные упражнения. Они укрепляют речевой аппарат. С этой же целью можно дуть в трубочку, свисток, на пламя свечи.
Положительное действие оказывает лечебная физкультура, подвижные игры, плавание, массаж (особенно головы, шеи, кистей рук).
Занятия со специалистами, коррекционные процедуры
Ребенку с задержкой речевого развития показаны занятия с 2 раза в неделю. Он специализируется на улучшении памяти, мышления, моторики, восприятия с 2 лет, а позднее – на обучении верному произношению звуков, связной речи.
Некоторым детям нужны сеансы нейропсихологии.
Медицинские центры предлагают проведение при ЗРР разных процедур, благоприятно действующих на мозг. Направление на них дает невропатолог. К таким процедурам относятся, например:
- микротоковая рефлексотерапия;
- иглоукалывание;
- магнитотерапия;
- транскраниальная микрополяризация.
Лекарственная терапия
В комплексное лечение задержек развития невропатологи практически всегда включают медикаменты. Без назначения лечащего врача давать их нельзя, как и менять дозировку.
Принято выписывать ноотропы, активизирующие в нервной ткани процессы обмена. Препараты Кортексин, Церебролизин, Пирацетам (Ноотропил), Винпоцетин (Кавинтон), Энцефабол, Циннаризин (Стугерон), Актовегин, Нейромультивит, Фенибут, Пантогам, Когитум при ЗРР назначаются чаще всего.
По поводу лекарственных средств есть противоположные точки зрения и отзывы. Не каждому ребенку может подойти определенный препарат, не всегда после курса есть положительный эффект. И, конечно, без регулярных занятий прием лекарств не поможет.
Перспективы и скорость лечения ЗРР
Чем раньше будет поставлен диагноз и начата коррекционная работа, тем больше шансов, что к 1 классу школы уровень развития речи будет в пределах нормы, особенно если отставание небольшое.
В самые важные годы для становления речи – 2-4 года – следует ежегодно консультироваться с логопедом и невропатологом. Малышам с речевыми проблемами показан коррекционный детский сад.
Надеяться на быстрое излечение ошибочно. Чаще всего прогресс – это результат долгой и регулярной работы родителей и ребенка.
Задержка речевого развития в запущенном состоянии тянет за собой задержку психического развития, сложности в усвоении учебного материала и общении со сверстниками. Поэтому не нужно ждать, когда «само наладится», нужно действовать и помогать.
Интересные факты
Учёные Франции и Китая сообщили, что полным успехом увенчались операции по пересадки лица. Даже несмотря на то, что были не обнадеживающие прогнозы о психологических непреодолимых проблемах, которые связаны с пересадкой лица, в результате длительных наблюдений, результаты, которые были получены, первоначальные опасения развеяли. Стало ясно, что пациенты привыкают достаточно легко к новой внешности, один из них даже видел себя во сне с новым лицом.
Своевременное и полноценное владение речью для ребенка является одним из важных условий его развития как личности. Процесс формирования речи состоит из нескольких возрастных этапов, но, пожалуй, каждый из родителей хочет, чтобы малыши начали разговаривать с пеленок. Причем строили свои предложения правильно. Возможно ли это и как этого добиться?
Чтобы ребенок быстрее заговорил, нужно дать попробовать кусочек селедки
Что на это можно сказать? Можно дать сразу горчицы, или соуса чили, тогда первое слово, которое произнесет ребенок, скорее всего, будет нецензурным. Шутки шутками, но на самом деле вопросу формирования речи отдается большое значение, и порой родители поднимают необоснованную панику.
Масла в огонь подливаются в ходе разговоров среди мамочек, которые делятся своими успехами. Довольно часто можно слышать о том, что малыши начинают говорить уже в 1,5 - 2 года. Мамочки украшают свою речь красочными преувеличениями о цитировании поэмы Мцыри. Найдутся и бабушки с тетушками, которые начнут причитать о том, что соседская Танечка уже давно говорит, хотя ей всего лишь годик, а вот наш Митенька молчит, хотя он намного старше.
Читайте также: Правильно ли ваш ребенок учится говорить
Родителям сразу стоит приучиться дифференцировать все подобные высказывания, и большую часть из них не принимать близко к сердцу. И тем более начинать посещать всех невропатологов города, психологов и логопедов. Самая главная задача родителей выяснить, как именно происходит формирование речи у ребенка, что зависит от малыша, и что от него совершенно не зависит и ложиться полностью на плечи родителей.
Первое что нужно запомнить, а лучше записать, что единых сроков развития речи у ребенка не существует! Формирование речи носит абсолютно индивидуальный характер. Кстати, вопреки распространенному мнению, первое слово малыша может быть не мама, как обычно считают мамы, а например дай! .
Существенную помощь в формировании речи у ребенка может оказать живая речь родителей или близких с малышом. Важно чтобы это была именно общение с ребенком, а не услышанные речи с телевизора или радио - пользы от этого существенной нет.
Существуют определенные нормы, которые соответствуют возрасту ребенка, опять же эти нормы считаются средними.
Нормы формирования речи ребенка
Считается нормой, что годовасик произносит от 2 - 10 слов - это весь его словарный запас. Но, довольно часто, примерно, до двух лет, малыши ограничиваются лепетом или небольшим количеством слов. А еще чаще просто предпочитают молчать. Но и этот факт не является поводом для огромного количества исследований, и тем более паники родителей.
Развитие речи ребенка формируется из нескольких составляющих - активного. который подразумевает произношение слов и предложений, и пассивного, т. е. непосредственно понимание слов. Пассивная речь развивается на порядок быстрее, именно поэтому карапуз так внимательно слушает взрослых, понимает их речь, выполняет все порученные задания, но при этом может вообще не говорить, либо ограничиваться парой фраз. Специалисты утверждают, если малыш выполняет простые просьбы - принеси, отнеси, подай - то поводов для беспокойства нет, развитие речи протекает нормально.
Примерно с года и до 3 - 4 лет ребенок овладевает основными законами языка. К 3 - 4 годам словарь малыша составляет около 1000 слов, если младшие малыши могут использовать облегченные слова и просто подражать звукам, то к этому возрасту речь становится чистой.
Признаки благополучного развития речи
На осмотре доктор оценивает не только развитие речи ребенка, которое чаще соответствует средним нормам. Также оценивается и общее, физическое развитие малыша. Среди признаков благополучного развития речи особое значение имеет отсутствие неврологических заболеваний, малыш должен активно общаться с родителями и родственниками, но может стесняться разговаривать с посторонними.
Малыши могут активно повторять слова за родителями и решать свои проблемы при помощи речи, например, сказать, что кроха голоден, или не хочет играть с определенными игрушками или наоборот. Помимо этого, существуют и признаки неблагополучного развития речи.
Признаки неблагополучного развития речи
Могут формироваться, если сам малыш развивается с задержкой или малыш перенес тяжелое заболевание, или есть неврологическое заболевание. Обычно малыши неохотно повторяют слова и предложения за родителями или вовсе отказываются это делать. Кроме того, страдает и пассивная речь малыша, т. е. ребенок может не реагировать на просьбы родителей и делать вид, что не слышит и просто уходить.
Малыши чаще всего решают проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью к родителям, так как необходимо с ними говорить. Малыш предпочитает говорить на своем собственном языке, и остается безразличным к просьбе родителей повторить получше.
И никак отсутствие речи, или ее задержка не связана с употреблением в пищу селедки или еще какого-либо продукта.
Уютный журнал По-женски
Вы хотите, чтобы ребенок побыстрее заговорил?
Можно ли ему помочь в этом? Вот об этом и немного, о другом пойдет сегодня речь на странице Женского журнала По-женски
Как стимулировать ребенка на его первые словечки?
Чтобы ребенок заговорил, нужно конечно же, общаться!
Разговаривайте с крохой, чем больше, тем лучше. При этом вы должны быть очень чуткими к своему чаду, к его потребностям, эмоционально отзывчивыми. Разговаривайте с малышом как со взрослым, но с другой планеты, который ничего не знает о нашей жизни, о нашем мире, ребенку надо показывать предметы, находящиеся вокруг, говорить как они называются, и что с ними можно делать, и для чего они нужны. Это и послужит базой для научения и дальнейшего развития речи ребенка. Чем больше вы будете знакомить малыша с окружающим миром, тем быстрее он заговорит.
Есть одно правило, которое касается всех родителей: малыш должен слышать правильную речь. Говорите четким и выразительным голосом. И никаких сюсюканий!
Чтобы научить ребенка говорить, общайтесь с ним правильно
- Поете малышу колыбельную? Здорово! Попробуйте напевать мелодию на звук а. Этот звук стимулирует речевые зоны мозга.
- Малыш вас позвал криком? Хвалите его!
- Подражайте крохе, когда он гулит. И это вызовет у него желание разговаривать с вами. А так как он этого делать не умеет, в ответ вы услышите его доверчивое гуление. Это его способ разговаривать с вами.
- Подражая малышу в произносимых им звуках, ребенок хорошо должен видеть ваше лицо и в особенности губы. Подрастая, ему будет проще подражать вашим словам: звукам вашей речи. Ведь он уже будет знать по губам, как выглядят звуки.
- Ваш малыш начал что-то произносить, повернитесь к нему лицом, если надо наклонитесь. Важно чтобы ребенок видел ваше лицо и губы. Постарайтесь произносить абсолютно в точности все, что скажет кроха. Это должно быть похоже на разговор, поэтому меняйте громкость голоса, интонацию.
- Взяли малыша на руки, постарайтесь вызвать его на разговор. Улыбайтесь ему, произносите и звуки, которые он уже знает. Подождите пока ребенок вам ответит и продолжайте такой разговор, пока кроха не устанет.
- Озвучивайте игрушки. К примеру, катаете машинку, говорите: Би-би. А когда будете подавать ребенку игрушку, спросите как она говорит.
- Озвучивайте, происходящее вокруг. Показывайте как говорят домашние животные.
- Подскажите малышу, как говорят домашние животные: собачка, кошечка и другие. А затем спросите малыша, как они говорят.
- Просите малыша показать где, что стоит. Например, кроватка, стол, стул
Куда закатился мячик, или где котик? При этом сами сделайте вид, что ищите. Попросите малыша чтобы он вам что-нибудь принес. Если он не понял, помогите ему и сделайте это вместе. - Чаще произносите такие слова, как дай, возьми, покажи. Когда ребенок кушает, подаете еду и озвучиваете как называется данное блюдо.
Играете, попросите подать какую-нибудь игрушку, называя ее своим именем. - Когда читаете малышу книжки, просите показать на картинках персонажей, о которых вы читаете. И тут же можно спросить, как говорит это животное (если сказка про животных). Если кроха не отвечает, ответьте за него. При этом не забывайте хвалить малыша.
Как учить ребенка говорить на прогулке
1. Встретили животное или птицу, спрашиваем либо сами рассказываем: какого цвета, как разговаривает? Что кушает? Как называют детенышей? Где они живут? Почитайте малышу стихи про кошек и собак.
2. Если вы едете в транспорте, то расскажите ребенку какой марки? Какого цвета? Зачем нужны автобусы, автомобили?
3. Вы зашли с малышом в магазин, расскажите, кто здесь работает? Что продается? Как называется место, где выставлен товар?
Процесс развития у каждого индивидуальный и происходит он индивидуально и скачкообразно. Внешне ребенок может и не меняться, но внутри него идет постоянная работа. И если сегодня ребенок еще не говорит, не расстраивайтесь, завтра он может вам такое выдать
Посмотрите еще
При повышенной возбудимости, бессоннице, раздражительности применяют следующие сборы лекарственных растений.Сбор № 1
Требуется: листья мяты – 2 части, листья вахты – 2 части, корень валерианы – 1 часть, шишки хмеля – 1 часть.
Сбор № 2
Требуется: корень валерианы – 1 часть, трава пустырника –
1 часть, плоды тмина – 1 часть, плоды фенхеля – 1 часть.
Сбор № 3
Требуется: корень валерианы – 2 части, цветы ромашки – 3 части, плоды тмина – 5 частей.
Сбор № 4
Требуется: трава вереска – 2 части, трава сушеницы –
2 части, плоды тмина – 1 часть, трава пустырника – 2 части, шишки хмеля – 1 часть.
Приготовление: 1 ст.
л. одной из четырех смесей залить стаканом кипящей воды, настаивать 30 мин.
Применение: принимать по полстакана 3 раза в день. При бессоннице можно рекомендовать, кроме перечисленных сборов, порошки из семян укропа (0,15 г 3 раза в день до еды), настой листьев полыни (1–2 ч. л. на 1 стакан кипятка – суточная доза).
Сбор № 5
Требуется: цветы ромашки – 1 часть, плоды фенхеля –
1 часть, корень алтея – 2 части, корень солодки – 2 части, корневище пырея – 2 части.
Приготовление: 1 ч. л. смеси залить стаканом кипящей воды, кипятить 10 мин.
Применение: принимать в теплом виде по 1 ст. л. 2–3 раза в день как успокаивающее средство для детей при неврозах.
Сбор № 6
Требуется: листья вереска – 2 части трава сушеницы –
2 части, трава тимьяна – 2 части, корень валерианы – 2 части, корень цикория – 1 часть.
При астено невротических реакциях, астено депрессив ных состояниях применяют следующие сборы.
Сбор № 1
Требуется: листья мяты – 1 часть, листья мелиссы – 2 части, корень валерианы – 4 части, трава вереска – 2 части.
Сбор № 2
Требуется: цветы ромашки – 1 часть, плоды тмина – 2 части, цветки боярышника – 1 часть, солома зеленого овса – 2 части, листья татарника – 2 части.
Приготовление: 1 ст. л. смеси залить стаканом кипящей воды, настаивать 30 мин.
Применение: принимать по полстакана 3 раза в день.
Нормализация речевых нарушений невозможна без лечения сопутствующей неврологической патологии, в том числе неврозов и неврозоподобных состояний. Применение фитотерапии при этих заболеваниях особенно целесообразно, так как устойчивые, длительно протекающие астенические состояния требуют повторных курсов лечения. Настои и отвары трав, обладающих успокаивающим действием, можно приготовить из цветов и плодов боярышника, корней валерианы. Одну столовую ложку цветов боярышника настоять 10 мин в 1 стакане кипятка. Принимать по 1 стакану 3 раза в день. Одну столовую ложку корня валерианы залить стаканом кипятка и настоять в течение 8–10 ч. Выпить в течение дня в 3–4 приема. Рекомендуется лечение курсами по 2 недели № 3 с интервалом в 2 недели.
При неврастеническом синдроме (повышенной раздражительности, плохом сне, быстрой утомляемости, изменчивости настроения) в порядке чередования рекомендованы настои следующих трав: валериана лекарственная (корень 20 г), пустырник пятилопастный (трава 50 г), вероника лекарственная (корень 20 г), синюха голубая (корень 20 г), ежевика сизая (лист 20 г), арника горная (лист 20 г). Овес посевной (зерно 20 г), подорожник большой (лист 30 г), боярышник кроваво красный (плоды 50 г), шиповник коричный (плоды 50 г), донник лекарственный (цветы 15 г), череда трехраздельная (трава 30 г), сушеница топяная (трава 60 г). В сборе перемешать. Две ст. л. смеси трав залить 500 мл крутого кипятка, томить 50 мин. Процедить.
Добавить мед, лимон по вкусу. Употреблять по полстакана 2–3 раза в день или выпить на ночь 150 мл теплого настоя. Настой обладает выраженным успокаивающим, поливитаминным, регулирующим общий обмен веществ.
При неврозоподобном заикании используются сборы лекарственных растений, обладающих противосудорожным и успокаивающим действием.
Сбор № 1
Требуется: вереск обыкновенный, трава – 40 г, сушеница топяная, трава – 40 г, пустырник пятилопастный, трава – 40 г, язвенник многолистный, трава – 40 г, валериана лекарственная, корни – 40 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 8 ч, процедить.
Применение: выпить за день в 4–5 приемов перед едой и перед сном.
Сбор № 2
Требуется: шиповник коричный, плоды – 60 г, чернобыльник, трава – 60 г, вереск обыкновенный, трава – 40 г, подмаренник настоящий, трава – 40 г, пшеница широколистная, трава – 40 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 30 мин, процедить и выпить за день в 4–5 приемов – за 10–15 мин до еды и перед сном.
Сбор № 3
Требуется: клевер горный, трава – 20 г, душица обыкновенная, трава – 20 г, буквица лекарственная, трава – 20 г, одуванчик лекарственный, трава – 20 г, череда трехраздельная – 20 г, мята перечная, лист – 20 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 30 мин, процедить.
Применение: выпить за день в 4–5 приемов – за 10–15 мин до еды и перед сном.
Сбор № 4
Требуется: чернобыльник, корни – 20 г, мать и мачеха, лист – 20 г, синюха лазурная, корни – 10 г, донник лекарственный, трава – 10 г, сирень обыкновенная, цвет – 10 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси на 0,5 л воды, кипятить 5 мин, настоять 30 мин, процедить.
Применение: выпить за день в 4 приема – за 15–30 мин до еды и перед сном.
Сбор № 1
Требуется: душица обыкновенная, трава – 40 г, зоря лекарственная, трава – 20 г, зверобой продырявленный, трава – 10 г, василек луговой розовый, соцветия – 20 г.
Сбор № 2
Требуется: синюха лазурная, трава или корни – 10 г, чернобыльник, трава – 20 г, первоцвет весенний, цветы – 20 г, мята перечная, лист – 20 г, прострел раскрытый, трава – 10 г, донник лекарственный – 10 г, чернокорень, корни – 10 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 10 мин, затем настаивать 20 мин, процедить.
Применение: выпить за день в 3–4 приема до еды.
При спастической форме дизартрии эффективны следующие сборы.
Сбор № 1
Требуется: брусника, лист. – 50 г, зверобой продырявленный, трава – 50 г, клевер шуршащий, трава – 50 г, тысячелистник обыкновенный, трава – 50 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 5 мин, затем настоять 30 мин, процедить.
Применение: выпить в два приема за день – через час после еды (в обед) и перед сном.
Сбор № 2
Требуется: тмин обыкновенный, плоды – 100 г, ромашка аптечная, соцветия – 60 г, валериана лекарственная, корни – 40 г, пустырник пятилопастный, трава – 100 г, толокнянка обыкновенная, лист – 100 г.
Приготовление: 2 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 5 мин, настоять 30 мин, процедить.
Применение: выпить в два приема за день через час после еды (обеда) и перед сном.
Для пополнения запасов витаминов, которые необходимы в лечении многих заболеваний, нормализации всех процессов жизнедеятельности, улучшения психологического состояния можно широко рекомендовать фруктовые и ягодные соки, соки овощей (2 стакана свежеприготовленного сока в сутки). Особенно ценным источником витаминов являются лесные ягоды: земляника, черника, брусника, ежевика). Поливитаминный сбор, состоящий из боярышника кроваво красного (плоды, 50 г), смородины черной (плоды, 50 г), черники обыкновенной (плоды, 50 г), шиповника коричного (плоды толченые, 50 г), рябины обыкновенной (плоды, 50 г). Сбор тщательно перемешивается. Берется 4–5 ст. л. смеси растений и заливается крутым кипятком. Настаивают в теплом месте в течение часа. Процеживают, добавляют мед или лимон по вкусу. Употребляют по полстакана 5–6 раз в сутки за 15–20 мин до еды в теплом виде. Употребление настоя ежедневно значительно повышает работоспособность, общую сопротивляемость организма, особенно у детей. Как показала практика, действующие вещества лекарственных растений благодаря наличию студенистых и слизистых веществ медленно всасываются в организм, действуют более длительно, постепенно, без резкого обрыва болезненного процесса.
Есть своя специфика лечения травами в детском возрасте.
По существу лечебные травы и продуманное питание, учитывающее потребности растущего организма, необходимы с окончания периода кормления.
Для адекватного умственного развития ребенка (при подозрении на его задержку) зарекомендовали себя следующие средства растительного происхождения:
1) морковный сок;
2) смесь из тертой моркови, меда и чеснока (1 ст. л. тертой моркови, ползубчика чеснока, 1 ч. л. меда) – 1 раз в день в течение месяца;
3) лимон по 2 дольки в день, курс 4 месяца;
4) лесная земляника и черника (плоды) – по 1 стакану в день и по 1 ч. л. кедровых орехов 1 раз в день в течение месяца;
5) витаминные сборы и травы.
Начиная с 3 х лет может быть назначен отвар крапивы двудомной: 11 дес. л. листьев заливают одним стаканом кипятка и кипятят 5 мин на медленном огне в посуде с закрытой крышкой. Отвар процеживают и принимают по 1/3 стакана 3 раза в день до еды в течение 1,5 месяца. Курс лечения можно повторить через 6 месяцев. Для укрепления памяти назначается чай из мелиссы с майораном. При повышенной возбудимости используются валериана, пустырник и другие фитотран квилизаторы.
При вялости – (торпидности) – элеутерококк, с полутора лет по 1–2 капли элеутерококка на 1 год жизни (после ночного и дневного сна в течение 1 месяца). Курс лечения целесообразно повторить через 6 месяцев и 1 год. Кроме того, тонизирующее действие оказывают грейпфрут, черная смородина, березовый сок. Общеукрепляющим средством для нервных детей является следующий сбор трав: цветки ромашки – 1 часть, корни алтея аптечного – 2 части, корень лакричника – 2 части, пырей ползучий – 2 части, овес – 2 части. Две чайные ложки на 1 стакан кипятка, кипятить 10 мин, профильтровать. Отвар можно подсластить медом. Принимать по 1/2 ст. л. 2–3 раза в день.
Вследствие грамотно проведенной коррекционной работы происходит нормализация сна у детей, проходит усталость, раздражительность, существенно повышается работоспособность. У ребенка улучшается память, внимание, усидчивость; возможна некоторая коррекция ряда речевых патологий.
Разумное применение фитотерапии, основанное на народном опыте, учитывающее индивидуальные компенсаторные возможности организма каждого отдельно взятого ребенка, этиологию и патогенез конкретного дефекта речи, позволяет подготовить наиболее благоприятную почву для проведения комплексной работы, направленной на коррекцию тех или иных речевых нарушений.
Следует обратить внимание врачей, педагогов, дефектологов и родителей на необходимость применения лекарственных растений в качестве весьма эффективного средства лечения и профилактики при речевых аномалиях, для нормализации умственной и физической работоспособности, ликвидации чувства усталости, а также вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, различных расстройств памяти, лечения бессонницы, нервозности, восстановления нормального мышечного тонуса.
К нашему великому сожалению, достоверных данных по применению различных нетрадиционных методов при исправлении речевых нарушений в лечебной педагогике явно не хватает. Данный вопрос требует более серьезного и глубокого изучения с целью последующего внедрения в медицинскую и педагогическую практику.
Как я уже писала в предыдущей статье, у второй дочки, родившейся на сроке в 33 недели, после прививки и непролеченной желтушки новорожденных появились отклонения в развитии.
Сначала это было не так заметно. Мне казалось, что ребенок спокойный и любит поспать, поэтому не сильно интересуется окружающим миром. В 4 месяца дочка не тянула ручки к игрушкам и лишь следила за траекторией их движения, а комплекс оживления я стала замечать только к 5-месячному возрасту.
Как я заподозрила задержку психоречевого развития (ЗПРР)?
Серьезную тревогу я начала бить чуть позже, и, собственно, вот по каким причинам.
- В 7 месяцев дочка не только не сидела, а даже не переворачивалась.
- Гуление к этому возрасту отсутствовало полностью.
- Она слабенько улыбалась присутствующим, но особой радости я не видела.
- Невролог заметила, что у нее гипотоничные мыщцы спины и ножек.
- Когда я давала ей в руки игрушку, она ее плохо держала и не сильно интересовалась ее свойствами.
- Больше всего она любила просто сидеть на руках и «залипать» в своем мирке.
Мы стали усиленно делать массаж, гимнастику и посещать врачей. Ортопед сказал, что у дочки слишком гипермобильные суставы, поэтому пойдет она поздно. Невролог ставила темповую задержку моторного развития, ГИЭ и синдром двигательных нарушений.
Первые достижения в лечении ЗПРР
Много лекарств + массаж постепенно растормошили ее, и она стала поактивнее реагировать на нас, игрушки, мультики. Но моторное развитие к году так и не пришло в норму – мы ужасно отставали. Переворачиваться малышка стала в 7,5 месяцев, села в 11, а поползла только в год. Речи не было вообще, то есть слова «мама», «папа», «баба» не проскакивали даже случайно. Она через раз реагировала на свое имя, не показывала пальчиком на нужные предметы, а желаемого добивалась криком. Играть в игрушки, сортировать фигурки, собирать пирамидку она не могла чисто физически, потому что помимо крупной моторики у нее сильно пострадала и мелкая. Пальчики неловко держали предметы, движения были скованными и несколько дезориентированными.
К полутора годам дочка умела отлично ползать и вставать на ножки, но ходить не могла совсем . Она заваливалась назад, будто пьяная. Диагноз – атактический синдром неясного генеза. Из-за моторного отставания у нее пострадала и речь, и психика: слов не было, из сказанного она понимала от силы 50%, просьбы не выполняла, взгляд часто был отсутствующим, будто она залипала где-то в другом мире. Пирамидки, сортеры, вкладыши и пазлы – это были какие-то нереальные по сложности задания.
Заниматься, учиться, близко общаться она не горела желанием. Итак, к атактическому синдрому добавилась задержка психоречевого развития (ЗПРР). Некоторые врачи под вопросом ставили аутизм, было даже подозрение на синдром Ангельмана, потому что дочурка частенько хохотала по поводу и без (как выяснилось потом, она просто очень позитивный ребенок, пребывающий всегда в хорошем настроении).
Наш основной план лечения ЗПРР и успехи
После длительных обследований и катаний по светилам медицины мы выявили для себя следующую тактику лечения:
- массаж раз в два месяца + параллельно ноотропные препараты, витамины, сиропы для улучшения обмена веществ;
- бассейн два раза в неделю;
- частая смена обстановки для получения положительных эмоций;
- постоянные занятия дома со мной (у меня педагогическое образование) для развития моторики, речи и понимания окружающего мира.
В 1 год 7 месяцев дочка пошла – криво, косо, шатаясь, падая – но все-таки пошла . Конкретно по борьбе с атактическим синдромом будет отдельная статья, поэтому на этом не буду сильно останавливаться. Речь стала появляться в виде непроизвольных звуков и слогов. В 2 года были первые слова «мама», «папа», «баба», «мяу». Но самое главное – пошел сдвиг в психике ребенка, и она стала открываться миру, ЗПРР стала отступать.
Сейчас в 3 года она знает алфавит, цифры от 1 до 12, 10 цветов (причем различает голубой и синий, темно-синий и просто синий), геометрические фигуры, огромное количество слов и понятий (увы, в основном это пассивный словарный запас), умеет сравнивать «большой-маленький», «высокий-низкий», «тонкий-толстый» и т.д. Она также отлично понимает речь, эмоции других людей, пользуется указательным жестом, играет в игрушки, с сестрой и кошкой. У нее стало лучше концентрироваться внимание, поэтому она с удовольствием занимается со мной.
Мои занятия с дочкой
В своей работе с ней я использовала книжки и картинки , о которых написано в статье про то, чем заняться с детьми осенью в плохую погоду . Именно с них пошел толчок в понимании. Я рассказывала красочно и ярко, использовала жесты, мимику, шутки, поглаживания, меняла тональность голоса – короче говоря, проявляла актерское мастерство, насколько это было возможно. Все выученное по картинкам я искала в окружающей обстановке и показывала ей. Мне приходилось по сто раз проговаривать одно и тоже, чтобы в ее голове что-то уложилось.
Указательному жесту я ее тоже учила. Я просила ее показать мне, например, куклу, затем брала ее ручку и пальчиком показывала на куклу. Повторяла я одно и тоже целых две недели. В итоге, я добилась от нее ответной реакции. После постоянно ее просила показать мне что-либо – так закрепился навык использования пальчика для указания на желаемое или на то, что интересно.
Понимать эмоции она стала по картинкам и благодаря моим кривляниям соответственно этим картинкам. С имитацией было больше проблем, времени потратилось очень много, но сейчас она достаточно хорошо повторяет действия за другими.
Цвета и формы я ей внедряла долго и упорно . Она меня не слушала, отталкивала книги и карточки с данными темами, убегала. Я стала применять хитрый метод поощрения для того, чтобы ее заинтересовать. Это был своего рода шантаж – дочке предлагалось выполнить то или иное действие (например, посмотреть карточки с цветами), за что она получала либо лакомство, либо любимую игрушку (есть у нас маленький мягкий цыпленок, который является лучшей наградой для нее). Шантаж имел успех. Я до сих пор применяю метод поощрения (читай, шантажа) в своей работе с ней.
Еще я заметила такую особенность в общении со своей девочкой – то, что она отталкивала сначала, стало интересно потом. Когда я ее обучала понятиям «один» и «два», она демонстративно отворачивалась, но я продолжала ей подсовывать эту информацию как бы невзначай. Нудно, долго, утомительно. Порой казалось, что результата не будет, и хотелось плакать самой. Но в какой-то момент дочка обрабатывала информацию, раскладывала в голове по полочкам и проявляла больший интерес к занятиям. Сейчас она сама мне тащит задания и разные карточки для развития, а еще год назад она их ненавидела.
Я старалась всегда побольше с ней гулять и много-много говорить на прогулке о том, что вижу . Эмоции на улице, особенно весной и летом, у детей зашкаливают, и вот на такой основе, как положительный настрой, можно заложить большой объем материала. Я говорила-говорила-говорила, к концу прогулки у меня болело горло и садился голос, а также появлялась моральная истощенность, потому что я максимально вкладывала в свои слова эмоции. Я все-таки нашла отклик у своего ребенка.
Заметьте, скорее всего, у вашего малыша есть какой-нибудь обособленный интерес – тема, которая его завлекает на все 100% . У нас это – кошки. Дочка могла за ними наблюдать часами. На улице мы ходили их кормить, и я рассказывала, что они делают, какие части тела у них есть, а затем все это переводила в другую область и сравнивала, например, «у киски есть лапки, а у нас ручки, давай попрыгаем и будем держаться за ручки». Вскоре мы завели котенка – это вызвало эмоциональный всплеск у дочки, и она проявила большую активность в познавательных процессах.
В поддержку мамам деток с ЗПРР
Подводя итоги, хочу сказать, что ваша задача – тормошить ребенка, но не ждать быстрых результатов , потому что малыши с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) хуже усваивают информацию. Вы просто обязаны выполнять рекомендации врачей – этим вы помогаете ребенку преодолеть трудности в обучении. У нас, например, курс Элькара и уколов Кортексина в купе с массажем давал умопомрачительные результаты.
И самое основное – ваш настрой на победу . Вы можете всплакнуть в подушку или съесть целую шоколадку для успокоения нервной системы, но утром вы ОБЯЗАНЫ заняться ребенком с улыбкой и новыми идеями. Прочувствуйте его интересы, определите приоритетные области в развитии, хвалите малыша за малейшее достижение и твердо идите вперед!
Пусть наш опыт станет для вас примером того, что ЗПРР – не приговор и не талон на обучение в коррекционной школе. Все в наших руках – в руках любящих и внимательных мам! Нам с дочкой осталось снять диагноз ЗРР (увы, с речью пока беда), но я верю, что и это нам по плечу!
Речевое развитие ребенка не подчиняется каким-либо жестким правилам и не укладывается в четкие временные рамки, поскольку на формирование речи влияет множество различных факторов. Более-менее изъясняться малыши начинают, как правило, спустя полгода, а то и год, после того, как освоят технику хождения и бега. Для одного ребенка не составляет труда высказываться на любую тему уже в двухлетнем возрасте, а другой – в три года еще не говорит. А поскольку формирование речи является залогом нормального личностного развития ребенка, при задержке данного процесса родители начинают бить тревогу и пытаться исправить ситуацию.
Оглавление: Основные этапы речевого развития ребенка Задержка речевого развития Почему ребенок не говорит? Доктор Комаровский о том, когда ребенок начинает говорить Полезные советы от специалистов родителям Что же можно и нужно предпринимать, чтобы разговорить малыша?Чтобы вовремя помочь своему малышу наладить речь, стоит ознакомиться с примерными сроками ее появления, а также с факторами, которые способны эти сроки сдвинуть. Бывают ситуации, когда помочь могут только специалисты, но в большинстве случаев, достаточно обратить особое внимание на такие моменты как:
- скорость накопления словарного запаса;
- присутствие или отсутствие желания разговаривать;
- физическое и психологическое состояние ребенка.
Попробуем разобраться в данной проблеме, и выяснить, когда следует начинать беспокоиться о развитии речи ребенка и какие меры нужно предпринимать в конкретных ситуациях.
Основные этапы речевого развития ребенка
Самым важным и продуктивным периодом в плане развития речи у ребенка является возраст от 8 месяцев до четырех лет.
На протяжении всего этого периода ребенок проходит через несколько этапов речевого развития:
Если на каком-то из этапов речевого развития ребенка заметна явная задержка, родителям следует насторожиться и постараться выяснить, в чем причина таких отклонений от нормы. Разобраться в этом могут помочь такие специалисты, как:
- невропатолог;
- психолог;
- логопед;
- отоларинголог.
Только с помощью квалифицированных врачей вы сможете убедиться, что все в порядке, или же над чем нужно поработать, чтобы как можно раньше помочь ребенку перейти на следующий этап речевого развития.
Задержка речевого развития
Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка подразумевает под собой более медленное освоение правил родного языка, начиная со звуков раннего онтогенеза и заканчивая словарным запасом, грамматикой, фразовой и связной речью . Диагноз ЗРР может устанавливаться детям до четырехлетнего возраста. Согласно статистике, ЗРР выявляется у 3-10% детей, при этом мальчики сталкиваются с этой проблемой в 4 раза чаще девочек.
Нередко задержка речевого развития имеет место наряду с другими нарушениями развития малыша, что приводит к отставанию в умственном развитии.
Основными физиологическими факторами, продуцирующими ЗРР являются:
О возможной задержке речевого развития говорят такие признаки:
- Вплоть до годовалого возраста малыш плохо реагирует на посторонние звуки, и сам их почти не издает.
- К году ребенок еще не умеет пальцем показывать на интересующий его предмет, прощаясь, не машет рукой, и не использует других популярных «детских» жестов.
- К полутора годам не пытается имитировать звуки и не очень хорошо понимает, что делать, когда к нему обращаются с простыми просьбами.
- Малыш двух лет и старше не воспроизводит никаких спонтанных звуков по собственной инициативе, не имитирует речь или не применяет язык жестов. Может произносить лишь небольшое количество звуков.
- Ребенок обладает голосом необычного тона (скрипучий, говор в нос и т.п.).
- Взрослые люди, живущие вместе с ребенком и ухаживающие за ним, очень плохо понимают его речь. Как правило, при нормальных условиях родные должны понимать:
- половину слов – в два года;
- три четверти – в трехлетнем возрасте;
- все, о чем говорит ребенок – в четыре года (при этом, даже для посторонних людей речь четырехлетки должна быть полностью понятной).
Если вы обнаружили у своего чада хотя бы один из перечисленных признаков, следует немедля обратиться за помощью к специализированному врачу (окулист, отоларинголог, невропатолог и др.), который при подтверждении диагноза назначит необходимую терапию.
Чтобы определить, какой именно врач должен быть лечащим в вашем случае, придется провести исследования мозга (ультрасонография, компьютерная томография и др.). Не забывайте, лучше проявить необоснованное беспокойство по данному вопросу, чем потерять драгоценное время и обратиться слишком поздно. Ведь чем раньше начнется лечение задержки речевого развития ребенка, тем больше у него шансов нормально учиться в школе.
Почему ребенок не говорит?
Стоит отметить, что в последнее время все чаще встречаются «молчаливые» и при этом абсолютно здоровые дети, которые значительно отстают от своих сверстников в плане речевого развития. Согласно статистике, количество неговорящих малышей растет с каждым годом. По мнению специалистов, на развитие такой тенденции оказывают огромное влияние социальные факторы, а именно:
Внимание
Психологи заметили, что такой подход к воспитанию малыша отрицательно сказывается не только на его речевом развитии, но и на эмоциональном состоянии.
- Частые ссоры между родителями, громкое выяснение отношений между членами семьи.
- Слишком быстрый говор мамы или папы , вследствие чего ребенку сложно вычленить отдельные слова, и, соответственно, осваивать речь.
- Члены семьи разговаривают на разных языках , или же семья иммигрировала в другую страну. Ребенку приходится осваивать сразу два и более языков, на что требуется несколько больше времени.
- Гиперопека со стороны родителей исключает необходимость ребенком осваивать речь, так как все его потребности моментально угадываются и удовлетворяются.
Еще одной причиной молчания ребенка является его аутизм . Число деток, живущих в «своем мире» растет буквально с каждым годом. Аутисты не нуждаются в общении с окружающим миром, поэтому они не испытывают потребности в освоении родного языка. С такими детками «работают» психологи, неврологи и психотерапевты.
Доктор Комаровский о том, когда ребенок начинает говорить
Отметим, что по мнению известного педиатра Комаровского Е.О., достаточно распространенными причинами, тормозящими развитие речи у детей, являются:
Видео доктора Комаровского, посвященное задержке речевого развития (мнимой и истинной) Вы можете посмотреть здесь:
Чтобы с самого начала речь ребенка правильно развивалась и существенно снизилась вероятность задержки речевого развития в будущем, специалисты советуют:
- С рождения до трех месяцев ласковым голосом говорить с малышом, напевать песенки, и при этом желательно периодически менять место локализации звуков, перемещаясь вокруг кроватки, где лежит ребенок.
- С трех месяцев до полугода стараться у ребенка вызывать звуки (лепетание) в ответ на ваше общение, при этом в течение контакта следует поддерживать радостное состояние, улыбаться, смеяться.
- С шести месяцев до года активно стимулировать лепетание малыша. Для этого каждый раз, когда ребенок начинает лепетать, нужно вступать с ним в диалог, при этом как можно чаще повторять такие несложные слова, как: мама, дай, папа и другие. Кроме того, в этот период нужно учить малыша движениям и действиям, следуемых за конкретным высказыванием взрослого («Ладушки», пока или до свиданья, дай ручку, дай игрушку и прочее).
- С года до двух лет с ребенком разучивать названия окружающих предметов (мебель, блюда, посуда, одежда), животных, птиц, а также частей тела. Также нужно объяснять малышу связь и отношения между предметами. Например, «котик кушает из миски», «мама моет чашку», «машина едет по дороге» и т.д. В этот период ребенок уже в состоянии выполнять инструкции, состоящие из двух-трех действий: пойди-возьми-принеси.
- С двух до трех лет малыша нужно знакомить с более сложными предметами, действиями и картинками, словесно рассказывая об изучаемой вещи. В этот период важно, чтобы ребенок как можно больше слушал и понимал устную речь, для этого ему можно читать несложные рассказы и стихи. До трех лет малыш должен научиться рассказывать о своих впечатлениях, о увиденных предметах и их свойствах, стараться правильно выговаривать слова и строить предложения.
Если физически здоровый ребенок к 2-м годам существенно отстает в речевом развитии от своих сверстников, но при этом врачи не выявили у малыша такого недуга, как ЗРР, рекомендуется в корне изменить установленные в семье правила детского воспитания и образа жизни. При этом стоит помнить, что чаще всего к трем годам детей, как говорится, прорывает, и они очень много говорят. Заниматься с ребенком нужно, но не стоит к этому относится слишком фанатично, чтобы не навредить ему.
Что же можно и нужно предпринимать, чтобы разговорить малыша?
- Различные гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, и полностью оградить ребенка от контакта с ними невозможно и не нужно. Ни в коем случае не нужно и отбирать их у малыша. Специалисты рекомендуют сократить времяпрепровождение ребенка за просмотром телевизора, его контакт с планшетом и смартфоном. Но чтобы эти мероприятия не были болезненными, необходимо построить общение малыша с вами таким образом, чтобы он получал гораздо больше удовольствия от эмоциональной близости родителей, живого общения, совместных игр и прогулок, чем от контакта с гаджетами.
- Ребенок постоянно должен слышать вашу речь. Если говорить не о чем, тогда комментируйте все свои действия. Это поможет не только обогащать словарный запас малыша, но и сформировать его представление о взаимосвязях между действиями и предметами.
- Организовывайте активное и продуктивное времяпрепровождение с ребенком:
- гуляйте на природе в парках отдыха;
- водите малыша в зоопарк, детские игровые центры;
- играйте в развивающие игры, соответствующие возрасту ребенка;
- читайте сказки;
- рассматривайте картинки и задавайте ребенку простые вопросы: «Кто это?», «Какого цвета?», «Что он делает?»;
- разучивайте потешки и простые стишки, фразы в которых должны сопровождаться несложными для малыша движениями (к примеру, «Ладушки»).
- Работайте над развитием мелкой моторики. Активировать речевой центр в головном мозге помогают специальные упражнения для мелкой моторики:
- перебирание пальчиками макаронных изделий, круп;
- завязывание и развязывание шнурков;
- лепка из пластилина и соленого теста;
- рисование пальчиковыми красками.
По мнению многих специалистов, для трехлетнего малыша, который так и не разговорился, будет полезным пойти в детский сад. Как показывает практика, в детских коллективах, где малыши пытаются подражать друг другу, разговорится даже самый молчаливый ребенок. Конечно же, перед началом хождения в садик, обязательно нужно малыша подготовить к этому должным образом. Кроме того, следует поговорить с воспитателями об имеющейся проблеме, чтобы избежать давления на ребенка с их стороны, ведь когда он захочет, то сам начнет общаться (в детских садах, чаще всего, дети начинают активно говорить уже по истечении одной-двух недель).
Развитие речи у ребенка проходит очень индивидуально, и зависит от наследственности, воспитательных условий, наличия или отсутствия мотивации. И важно понимать, что от спокойствия и благоразумия родителей очень сильно зависят успехи ребенка в этом плане. Помощь врачей, как правило, нужна в редких сложных ситуациях. А в большинстве случаев, родители в силах помочь своему чаду, уделяя ему должное внимание, ограждая от стрессов и провоцируя озвучивание своих потребностей.
Токарева Лариса, педиатр, медицинский обозреватель