Тема : Эти мудрые русские сказки!
Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.
Ход занятия
Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей)
Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда!) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.
А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей)
Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.
Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, какие вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают... (дети называют сказки)
А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила, (ответы детей)
В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают различные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?
Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или оживить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса, (ответы детей)
Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)
Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси-лебеди». (ответы детей)
А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)
У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не падали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна-лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку... За свое милосердие потом он получил большую награду - помощь от зайца, от медведя, от сокола, от щуки...
Ребята, читая сказки, мы должны с вами научиться всему самому хорошему, но только надо видеть главное - смысл сказки и чему она учит.
Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок».)
А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)
Как важно научиться жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди с детства научились жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т.д.
Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку... И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.
А теперь давайте поиграем. Будем превращаться в различных сказочных героев, мимикой и жестами попробуем передать их внутренний характер.
(Воспитатель предлагает изобразить Илью Муромца, царевну Несмеяну, мачеху, Кота ученого, Василису Премудрую и т.д.)
Есть еще интересная игра «Имя шепчут волны». Попробуем представить себе, что мы попали в сказку, где неживая природа ожила и хочет поговорить с нами. Мы стоим на морском берегу, а волны подбегают к нам и хотят с нами заговорить, тихо шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать, как вас зовут волны, а затем по очереди произнесите вслух. (Потом предложить детям послушать, как их по имени зовет ветер, туча, березка, мышка-норушка, Илья Муромец, Русалочка, Баба-яга...)
Ребята, вам нравятся сказки про Бабу-ягу? А почему? А какая Баба- яга в сказках?
Баба-яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба- яга страшная, коварная, злая. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д.) А теперь вспомните, где Баба-яга была справедливая, гостеприимная. («Финист - Ясный Сокол») Вот какая разная Баба-яга.
А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую Бабу- ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба-яга выходит в центр с метлой.)
Дети ее дразнят:
Баба-яга, костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку.
(Баба-яга скачет на одной ноге и осаляет метлой каждого - тот замирает.)
Самая добрая Баба-яга всем помогает, кормит, расспрашивает, дает советы, защищает, дает различные добрые волшебные предметы, награждает добрых и наказывает злых.
Ребята, а вы смогли бы придумать умную сказку? (Воспитатель предлагает детям схемы-карточки к разным сказкам, дети выбирают себе по желанию персонажи, зарисовывают схематично сюжет, придумывают и рассказывают сказки.)
Ирина Липчанская
НОД в старшей группе по воспитанию у детей толерантности «Путешествие в страну Добрых Дел»
Цель : формирование культуры межличностных отношений между детьми.
Задачи :
Образовательные :
1. Обобщить и расширить знания детей о том , как должны вести себя люди по отношению друг к другу.
2. Активизировать словарь по данной теме.
3. Добиваться умения мотивировать и объяснять свои суждения.
Развивающие :
1. Развивать культуру речи, мыслительную активность.
2. Развивать навыки работы детей в коллективе .
Воспитательные :
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
2. Воспитывать нравственно - эмоциональные качества : терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание.
Образовательные области :
Познание : формирование представлений о Международном дне Толерантности .
Социализация : совместная деятельность в парах.
Коммуникация : активизация словаря по теме, свободное общение.
Музыка : создание благоприятного эмоционального фона.
Художественная литература : рассказывание пословиц, поговорок о добре , чтение сказки Толстого «Отец и сыновья» .
Материалы и оборудование :
Колокольчик, письмо, герб - сказочный цветок, проектор, электронная презентация «Путешествие в страну Добрых дел » , д/игра «Собери из частей целое» , мяч, зеркало, сказка «Отец и сыновья» Л. Н. Толстого, медали.
Ход НОД:
Организационный момент.
Колокольчик озорной громче ты сейчас звени,
Ребят в круг мне собери.
Ребята, посмотрите, как много пришло гостей, давайте будем вежливыми и поздороваемся.
Доброе утро всем добрым людям
Мы вам рады, мы вас любим.
Очень любим мы людей –
И больших и малышей.
1часть. Вводная часть.
Ребята, я сегодня получила письмо от жителей страны Добрых дел и хочу вам его прочитать :
«Здравствуйте, ребята. У нас случилась беда. Злая колдунья заколдовала герб нашего главного города - волшебный цветок, и его лепестки разлетелись по всем улицам. Посмотрите на экран, какой он был радужный красивый.
Слайд В городе исчезли доброта , любовь, забота, и уважение. Многие жители нашего города стали : злыми, грубыми, невоспитанными . Помогите нам, пожалуйста! Соберите все лепестки и верните нам герб – сказочный цветок».
Дорогие, ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Добрых дел , чтобы помочь жителям этого сказочного города собрать герб. Вы согласны?
А что это за страна я вам сейчас расскажу. Все жители этой страны ежедневно стараются совершать добрые дела и поступки , помогать больным, старикам , никого не обижать.
Вы знаете, ребята, у нас в России тоже есть такой день, когда принято совершать добрые дела и поступки -16 ноября (осенью, отмечается Международный день толерантности , а почему международный? Потому что его отмечают во всех странах мира . Человека, который терпимо, доброжелательно относится к другому , называют толерантным человеком .
2часть. Основная часть.
Ребята, а на каком транспорте можно отправиться в путешествие ?
Я предлагаю отправиться на воздушном шаре.
Занимайте места, нам пора отправляться (дети садятся, звучит музыка) .
Под музыку летят.
В этом путешествии мы отдохнем , поиграем, поможем жителям этой страны , и главное, будем приветливыми и внимательными.
(музыка прекращается)
Вот мы и прилетели.
Смотрите, ребята, а вот и волшебный город (дети сидят в воздушном шаре)
И я, кажется, вижу первый лепесток (находят первый лепесток)
В город пускают только тех, кто умеет говорить вежливые слова.
Вы их знаете?
Молодцы, вы очень много вежливых слов назвали и посмотрите, ворота города открываются.
Ребята, куда мы с вами попали. Какой красивый парк «Сказочных героев» (второй лепесток)
Ребята, а вы хорошо знаете героев сказок?
Вы знаете, кто из них добрый , а кто злой?Тогда внимание на экран, если герой добрый – хлопайте , а если злой - топайте. (Кощей - Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас Барабас, Красная шапочка, Мальвина, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Дюймовочка). Молодцы, справились с заданием. Я вижу, вы хорошо знаете сказочных персонажей.
Но знаете, ребята, злая колдунья заколдовала портреты жителей этого города. Чтобы разрушить колдовство, мы должны выполнить задание : собрать изображения сказочных героев. Чтобы мы быстро справились с заданием, разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Вот мы дружные какие
Мы в Осетии живем
Будем не лениться, будем не зевать
Будем картинки сейчас мы собирать.
Д/и «Собери из частей целое» (персонажи сказок)
Все вы сделали правильно.
Ребята, продолжим наше путешествие .
Ребята, мы пришли на Улицу «Доброты » -мнемотехника (третий лепесток)
Нужно вспомнить пословицы и поговорки о доброте , но колдунья их зашифровала. Пожалуйста, будьте внимательны (дети выполняют задание)
- Доброе слово и кошке приятно.
- Доброе слово лечит , а злое калечит.
Не одежда красит человека, а добрые дела .
Молодцы, все пословицы расшифровали. А нам пора идти дальше.
А вот и «Озеро Улыбки»
Слайд (четвертый лепесток)
Ребята, давайте подышим свежим весенним воздухом Релаксация (под музыку) : Мы наполняемся волшебной силой озера, вдыхаем любовь, ласку, доброту , а выдыхаем все плохое и нехорошее. 1,2,3,4.5- можно глазки открывать.
А как можно понять, как догадаться, что человек к нам относится доброжелательно ? (Он улыбается)
Если к человеку относиться с добротой , то он в ответ обязательно улыбнется и посмотрите, что я нашла (волшебное зеркало)
Давайте подарим себе улыбки. (Передают зеркало друг другу под музыку и улыбаются)
Какие у вас замечательные улыбки, сколько в них доброты .
А теперь давайте подарим улыбки друг другу.
Вправо, влево повернись и друг другу улыбнись
Какие мы все разные или одинаковые?
Конечно, мы отличаемся друг от друга характером, настроением, ростом, желаниями… А чем ещё люди отличаются друг от друга мы узнаем, поиграв в игру «Скажи наоборот» Вставайте и друг за другом пойдем на полянку.
Д/и : «Скажи наоборот»
Полный - худой,
Здоровый- больной,
Высокий- низкий,
Грустный- весёлый,
Бедный- богатый,
Умный- глупый,
Молодой- старый ,
Щедрый – жадный.
Злой – добрый
Плохой – хороший
Страшный – красивый
Грубый – нежный
Невоспитанный – воспитанный
Вот какие люди разные, но мы должны их принимать такими, какие они есть, со всеми жить дружно. Ой, вот еще один лепесток.
Переулок «Дружба» (лепесток)
Посмотрите, кто-то забыл книгу сказок, написал её русский писатель Л. Н. Толстой, давайте присядем на полянку, откроем ее и прочитаем сказку «Отец и сыновья» . Садитесь поближе ко мне, и слушайте внимательно.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит : «Сломайте!» Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец говорит : «Так-то и вы : если в согласии жить будете , никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».
Ребята, мы с вами прослушали сказку, а как вы понимаете выражение жить в согласии? Это значит жить вместе, дружно, не ссориться.
Хотите, тоже попробовать, как эти герои сломать веник?
Не получается, попробуйте ещё раз, никак? Тогда я развяжу веник и раздам вам прутики, теперь попробуйте сломать, получилось легко и просто. Правда? Вот так ребята, если мы с вами будем жить вместе, в согласии, дружно, как прутики будем держаться за руки, то нас победить будет нельзя. А если мы будем ссориться, и всё делать поодиночке, врозь, то любой сможет нас обидеть и погубить.
А как вы относитесь, друг к другу в группе ? (мы дружим, не ссоримся, помогаем друг другу, уступаем) . Молодцы, давайте покажем какие вы дружные.
В нашей группе солнышко яркое сияет (встать на носочки, поднять руки)
Здесь ребята дружные – это каждый знает (взяться крепко за руки)
Вот мы и добрались до самой главной площади этого города.
Площадь «Любовь» , (лепесток) .
А вот и заколдованный герб, с которого злая колдунья украла все лепестки. Но мы их все нашли, давайте вернём их на место - собираем цветок.
Ребята мы помогли жителям страны Добрых дел собрать герб – сказочный цветок.
А знаете, почему у вас получилось помочь им? (вы были дружные, не ссорились, помогали друг другу)
Человек рождается на земле, чтобы делать добро и любить ближних . Мы должны любить, помогать, заботиться друг о друге, считаться с мнением других людей, дарить улыбки, добрые слова .
Давайте встанем в круг толерантности .
Игра «Собрались все дети в круг»
«Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Того, кто справа обними,
Того кто слева обними.
Ну вот, закончилась игра,
И снова дружат все. Ура!»
Звучат фанфары, и на экране появляется король страны Добрых Дел с обращением (видео) .
Здравствуйте ребята, я Король страны Добрых Дел . От имени всех жителей моей страны , я выражаю вам огромную благодарность, за то, что вы разрушили злые чары колдуньи и вернули герб нашей стране . За вашу помощь, я вас награждаю королевскими медалями.
(Вручение медалей)
3. Заключительная часть
Закончилось наше путешествие , пора возвращаться в детский сад. (дети садятся в воздушный шар, под музыку возвращаются в детский сад)
Рефлексия.
Ребята, где мы с вами путешествовали ? (в сказочной стране Добрых Дел )
Мы помогли жителям этой страны ? (да)
Что вам понравилось в нашем путешествии ?
Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю страны Добрых Дел .
Вот мы и прилетели обратно в детский сад. Выходите из воздушного шара, давайте попрощаемся с нашими гостями… а у ещё у нас в Осетии прощаясь, говорят Харжбон. Дети прощаются с гостями и уходят.
Конспект НОД в старшей группе по теме "Путешествие в сказку"
Данная методическая разработка будет полезна воспитателям старшей группы. Это конспект занятия по социально-личностному развитию детей, направленный на воспитание социальных качеств дошкольников через игровую деятельность.
Цель: обогащение опыта социальных навыков через игровую деятельность. Воспитание таких качеств как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте, гости дорогие! А вы меня узнали? Я сказочница. Как давно мы не видались осень кончилась, зима и теперь я собралась в гости к вам прийти сама. Мы с вами сегодня совершим необычное путешествие в сказочный мир. , А в сказку мы с вами отправимся на …волшебном Книголете. Мы побываем в городе Сказкограде, (дети садятся на ковер в центре комнаты, по кругу)
На волшебном Книголете
В Сказкоград попасть легко
Закрывай глаза покрепче,
Мы взлетаем высоко!
Приземленье будет мягким -
Вот уж город виден наш.
Попадает в город-сказку
Славный, дружный экипаж.
А теперь, экипаж, давайте знакомиться. (У меня есть волшебный клубочек. Он сегодня будет нам помогать.(звучит спокойная музыка, дети стоят в кругу. Я передаю волшебный клубочек и называю свое имя, затем ребенок передает дальше волшебный клубочек и называет свое имя и т.д. пока волшебный клубочек не вернется ко мне) Вот мы с вами и познакомились. А зтот клубочек хочет с вами поиграть в игру
«Дрозд»
Я дрозд -ты дрозд
У меня нос и у тебя нос
У меня щечки гладкие и у тебя щечки гладкие
У меня губки алые и у тебя губки алые
Мы с тобой два друга (берутся за руки)
Любим мы друг друга.(обнимаются)
Ну что игра понравилась? Поиграем еще раз?
Покатился наш клубочек…..(клубочек катится, а мы за ним)
1 Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом
Мы шагаем не скучаем
Все преграды преодолеваем.
Преодолеваем кочки,корявые пенечки, все преграды мы прошли
Елку с детками нашли.
Какая красивая елочка, письмо какое то на ней.(Открывают и читают)(письмо от Бабулички- ягулички)
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее. Сказки: Гуси-лебеди, Царевна-лягушка),. Воспитатель в это время читает стихотворение:
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!)
Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!(клубок катаем)
Отправляемся дальше в путь
2 Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом
Мы шагаем не скучаем
В другую сказку попадаем.
(кукла Аленушка) -Ой, ребята, помогите, Ваню от гусей спасите. Я в дороге заблудилась в лабиринте очутилась.
Ребята, Давайте поможем Аленушке выйти из лабиринта, разделимся на 3 команды по 2 человека. У вас на столах лежат фломастеры нарисуем путь Аленушке.
Кукла Иванушка: А вот и я, здравствуй Аленушка, здравствуйте ребята! спасибо что помогли встретится мне с сестрой.
А мы отправляемся дальше.
Отправляемся дальше
3.Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом
Мы шагаем не скучаем
Снова в сказку попадаем.
Ой, ребята, смотрите какой интересный мешочек, да он волшебный. Хотите узнать, что в нем? Сейчас каждый из вас по очереди достанет по одному предмету из мешочка. Договорились. (раз, два, три в мышку Ваня превратись; раз, два, три в деда Костя превратись и т.д.) ой, а из какой же сказки вы пришли? (из репки) Ребята, вы теперь герои этой сказки. Сейчас поиграем в поиграть в игру, которая так и называется «репка». «дед» должен добежать до репки, оббежать репку и добежать до «бабки».
Теперь уже вдвоем «дедка» берет за руку «бабку» бегут до репки, оббегают ее и бегут назад.
И так, забирая всех сказочных героев, они бегают вокруг репки.
Последний участник «мышка», когда будет оббегать репку, возьмешь за руку «репка» и бежит к своей команде.
А где же наш волшебный мешочек?
Раз, два, три повернись и в ребяток превратись! (снимают маски)
Путешествуем дальше
4 Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом
Мы шагаем не скучаем
Снова в сказку попадаем. Куда наш клубок закатился? что это? (под деревом дети находят теремок)
Что за сказка такая, ребята, кто помнит? (дети отвечают)
Кто жил в теремке? (мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь)
давайте, как мышка испугаемся,
как лягушка похохочем,
как зайчик потрясемся под кустиком,
как лисичка смотрит по сторонам, озирается, чтоб ее плутовку никто не увидел,
как медведь нахмуримся.
Чему учит сказка? (жить дружно, помогать друг-другу)
Всякой сказке приходит конец. И наше путешествие заканчивается, а где же наш волшебный книголет (встаем на ковер)
Мы на миг закроем глазки
1 2 3 и мы не в сказке.
Вот мы с вами в своей группе
А что вам понравилось в путешествие? Героев каких сказок встретили на своем пути? Какие главные качества их объединяют?(доброта, отзывчивость, дружелюбие). Ребята и мы должны быть добрыми, смелыми, дружными, помогать друг-другу, ведь это огромная радость быть рядом с друзьями как герои наших сказок.
Смотрите, а волшебный мешок остался, давайте посмотрим что там?
Мне было очень приятно с вами путешествовать, а вам? Спасибо.
Конспект НОД по развитию речи для детей 5-6 лет «Страна сказок»
Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Страна сказок»
Возраст: старшая группа
Цель: обобщить представления детей о сказках.
Задачи:
углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.
упражнять в словообразовании и словоизменении.
формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его.
развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.
развивать мелкую моторику рук и движений.
развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.
воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус.
воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.
Материалы и оборудование: компьютер, аудиозаписи, «письмо», слайды по сказкам, тарелки с горохом и фасолью, макеты деревьев, игрушки Колобок и Лиса, разрезные картинки, иллюстрации сказок, пазлы на тему «Сказки».
Предварительная работа:
чтение детям сказок;
обсуждение прочитанного материала;
отгадывание загадок,
собирание пазлов к сказкам,
раскрашивание изображений к сказкам.
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами (пазлы, разрезные картинки, крупа).1. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие! - Хотите отправиться со мной? (ответы детей)
- Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся? (ответы детей)
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). И я люблю.
- А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель:
- Молодцы, много сказок знаете. А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то... (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то... (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т.д.
- А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)
1 задание «Помоги Золушке»
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Прочитаем? (1 слайд)
«Дорогие ребята! Злой волшебник проник в нашу страну сказок и принёс нам много бед. Помогите нам пожалуйста. Он перепутал все сказки и всех сказочных героев. И мы не знаем, как нам избавиться от его злых поступков»
(2 слайд)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто прислал нам письмо? (Золушка)
-Чем же занималась Золушка? Что делала? (Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу: мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль. Девушка трудилась всю ночь).
Давайте мы ей поможем. Но как мы сможем попасть в сказку? Какие волшебные слова или заклинания вы знаете? (ответы детей, выбираются одни слова, например: Крибле-крабле-бумс).
(Звучит музыка)
(3 слайд)
Воспитатель: Вот мы и в сказке. Давайте поможем Золушке перебрать фасоль (в коробочках фасоль, горох).
Дети перебирают фасоль и горох и на дне тарелок находят загадки.
2 задание «Загадки – отгадки»
После каждой отгаданной загадки воспитатель включает слайд с изображением сказочного героя.
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка (4 слайд)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга (5 слайд)
3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди (6 слайд)
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка (7 слайд)
5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка (8 слайд)
6.Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята (9 слайд)
7.На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок (10 слайд)
Воспитатель:
- Ребята, подскажите, а куда укатился Колобок в сказке? (ответы детей)
- Хотите отправиться за Колобком в Волшебный лес? (ответы детей)
Звучит аудиозапись. Воспитатель катит Колобка в лес, все идут за Колобком.
3 задание «Лисичкины сказки»
Воспитатель:
- Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете, в волшебном лесу какие звери живут? (ответы детей)
Воспитатель: - Загадаю вам загадку
Кто в лесу свои следы
Ловко заметает?
Огоньком среди листвы
И кустов мелькает?
Это грозный враг мышей,
Зайцев и полёвок,
Всех зверей лесных хитрей,
Быстр он и ловок.
(Ответы детей) Воспитатель показывает игрушку Лису
- Какой в сказках бывает лисица?
(Ответы детей)
- Помогите Колобку не попасть Лисичке в лапы. Назовите сказки, в которых лиса является главным героем? Тогда Лиса отпустит Колобка (ответы детей)
(Варианты ответов:
- Лисичка - сестричка и серый волк
- Колобок
- Теремок
- Рукавичка
- Лисичка со скалочкой
- Лиса и журавль и др.)
Воспитатель: - Молодцы! Лисичка довольна вашими ответами. Колобок спасён!
Физминутка «Колобок»
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
то с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)
Воспитатель: - Отправляемся дальше в путешествие по сказкам.
4 задание. Викторина «Хорошо ли ты знаешь сказки».
1. Кто помог зайцу лису из избушки выгнать? («Заюшкина избушка» – петух)
2. Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
3. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю? («По щучьему велению»)
4. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли? («Репка»)
5. В какой сказке дед и баба плакали над разбитым яйцом? («Курочка - ряба»)
6. В какой сказке птицы на своих крыльях унесли мальчика? («Гуси-лебеди»)
7. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Как вы догадались?(ответы детей)
- А какое настроение бывает у мишек? (ответы детей)
- А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем (дети свободно располагаются по залу).
Игра: “Забавные медведи”
(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)
Когда медведям грустно - они делают так.
Когда медведи удивлены - делают вот так.
Когда они испуганы - они такие.
Когда мишки злятся - они уже другие.
Когда медведи радуются - делают вот так.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя».
5 задание «Сказочные пазлы»
Воспитатель.
- Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно не обошлось здесь без проделок Кощея Бессмертного.
Пазлы вы должны собрать
И сказку назвать!
(Дети делятся на 3 команды и собирают пазлы)
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: - Молодцы, справились со всеми заданиями. Теперь все герои на своих местах. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам.
- Что понравилось вам в путешествии? (ответы детей)
- Что больше всего запомнилось? (ответы детей)
- А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться?
- Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались.
- Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».
Презентация на тему: Страна сказок
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Цель НОД : Организовать деятельность воспитанников с целью обобщения и систематизации изученного материала, посвящённого сказкам.
Интеграция образовательных областей:
- Чтение художественной литературы
- Социализация
- Коммуникация
- Художественное творчество
- Музыка.
Задачи НОД:
Образовательные:
- Систематизировать и обогащать знание детей о понятии «сказка»;
- учить детей передавать характеры персонажей, используя мимику и жесты;
- поддерживать интерес к рассказыванию по предложению взрослого.
Развивающие:
- развивать речь, умение поддерживать диалог;
- обогащать словарь детей русскими речевыми оборотами;
- развивать артистические способности при рассказывании эпизода сказки по ролям.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению и рассказыванию сказок;
- отличать добро от зла,
- доставить детям радость и удовольствие от игры;
- желание проявлять доброжелательность.
Предварительная работа: чтение и рассказывание сказок; разгадывание загадок о сказочных героях; рисование портретов сказочных героев; сочинение сказок по моделям; знакомство с пословицами и поговорками.
Активизация словаря: ввести слова, обозначающие признаки предметов «волшебная», «чудесная», «поучительная», «загадочная», «ягать».
Ход НОД
Воспитатель: Вы любите сказки? Я принесла вам книгу, которая называется «Книга сказок». Хотите посмотреть?
Дети рассматривают иллюстрации и видят, что все герои из сказок «перепутаны».
Воспитатель: Ничего не могу понять! Что произошло? Ребята, а вы заметили что-то необычное?
Дети высказывают свои предположения: «здесь герои из разных сказок, но они все не в своих сказках». Из книги неожиданно вылетает записка.
Воспитатель:
«Кто на ступе в лесу летает?
И в избушке там живёт?
Кто детей всегда ругает,
Сказки слушать не даёт?» (Баба Яга
).
Воспитатель: Кто это, ребята? Вы догадались? А вы знаете, почему её зовут баба Яга? От слова «ягать», что в старину значило «кричать, ругаться». Ребята, надо навести порядок в сказках, как вы думаете, что нужно для этого сделать? (выслушиваются варианты детей: «надо сделать так, чтобы все герои были в своих сказках», «надо пройти испытание», «надо помочь героям вернуться в свои сказки»).
Дети закрывают глаза, на стене появляется картинка, с изображением эпизодов из разных сказок.
Воспитатель: Интересно, в какую сказку мы попали? (читает загадку)
«По сусекам скребён,
На сметане мешон,
На окошке стужон,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...» (колобок)
Ребята, вы помните эту сказку? Я предлагаю разделиться вам на три команды. Каждой команде я дам картинку с эпизодом сказки. Вы, глядя на картинку, постарайтесь обыграть этот эпизод из сказки «Колобок». Это и будет ваше первое испытание.
После выполнения задания, на одной из первых страничек в «Книге сказок» все герои становятся на свои местаю
Воспитатель:
«Прыгает, скачет,
Горько плачет.
Собака не помогла,
Медведь не помог,
Один петушок Горю помог».
Воспитатель: Ребята, вы узнали сказку? (ответы детей: «эта сказка называется «Лиса и заяц»). Давайте поиграем в эту сказку. Я вам предлагаю вспомнить конец этой сказки.
Дети рассказывают финал сказки, педагог надевает маски - шапочки, проводит драматизацию отрывка). Воспитатель показывает детям одну из первых страничек в «Книге сказок», все герои становятся на свои места.
Воспитатель: Молодцы, ребята, с этим заданием вы хорошо справились. Вот какая поучительная сказка! Вот следующая загадка: «Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила, Девочка имя забыла своё, А ну, подскажите имя её!» Давайте вспомним, как волк притворился бабушкой и разговаривал с Красной шапочкой. Найдите себе пару, договоритесь, кто будет волком, а кто Красной шапочкой.
Разыгрывание диалога по ролям, в «Книге сказок» ещё на одной страничке все герои оказываются на своем месте.
Воспитатель: Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, которые вам знакомы? (дети называют все знакомые сказки). Ребята, какие авторские сказки вы знаете? (дети называют знакомых авторов сказок).
Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? (предполагаемые ответы: «есть в сказках и добро и зло», «добро всегда побеждает зло», «встречаются разные герои - добрые и злые»). Я предлагаю поиграть в игру. В этом волшебном сундучке спрятались персонажи различных сказок, я предлагаю определить, какие герои сказок, по вашему мнению, хорошие, добрые, а какие злые.
Игра «Волшебный сундучок». Давайте сделаем большой круг. Если из сундучка вы достанете «доброго» героя, то вы хлопаете в ладоши. Но, если вы достали «злого» героя, то топаете ногами.
Воспитатель: Как известно, в сказках происходят разные чудеса. Давайте заглянем в «Книгу сказок». Посмотрим, все ли герои сказок на своих местах? Смотрите, ребята, мы расколдовали книги.
Воспитатель: Как вы думаете, почему Баба Яга такая злая? (ответы детей: «она живёт одна в лесу», «её никто не любит», «у неё страшное лицо», «он хочет, чтобы её боялись»). Что сделать, чтобы она не была такая вредная? (ответы детей: «её надо пожалеть», «пригласить в гости», «угостить», «подружиться с ней» и т.д.)
Воспитатель: А давайте нарисуем добрую Бабу Ягу, она увидит себя радостной, красивой, и сердце у неё растает. Мы пошлем бабе Яге её портреты, адрес есть … и давайте скажем ей добрые слова, и я думаю, что от нашего сердечного тепла, характер у нее измениться, она станет добрее. (дети рисуют лицо «доброй» бабы Яги).
Воспитатель: Ребята, чему нас учит сказка? («сказки поучительные», «добро всегда побеждает зло», «сказка учить дружбе», «в сказке можно увидеть чудеса», «сказки загадочные, волшебные»).
Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. А закончить нашу встречу я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.