Задачи:
*обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
*развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
*коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.
*воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.
Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
Изготовление с детьми вееров из бумаги.
Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Словарная работа:
Прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха.
Пособия:
Стаканчики с водой и соломинками, вееры на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?
Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.
Воспитатель: А почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.
Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.
Опыт 1. «В стакане есть воздух»
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2. «В стакане есть воздух и он невидим»
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3: «Что в пакете?»
Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? (ответы детей). А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) (ответы детей). Почему мы не видим воздух?
Вывод: воздух прозрачный. Что еще прозрачное? (Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка)
Опыт 4. «Воздух – упругий»
Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы).
Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч.
Опыт 5. «Воздух находится везде».
Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.
Вывод: В почве есть воздух.
Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.
Вывод: В камне есть воздух.
Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер».
Физминутка «Ветер»
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише, приседание
Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках
Опыт 6. «Веер»
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
Вывод: воздух чувствуем.
Воспитатель: Где используется ветер человеком?
Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.
Опыт 7 «Мы дышим воздухом».
Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.
Что видим? – пузырьки. Что это значит?
Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты.
Опыт 8 «Дудочка»
Подуть в дудочку, и она заиграет.
Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.
Опыт 9 «Мыльные пузыри»
Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.
Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.
Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?
Дети: Воздух запаха не имеет.
Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Дети: Воздух вкуса не имеет.
Подведение итогов
Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?
(Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)
Где можно встретить воздух?
Почему мяч прыгает?
Почему мы не видим воздух?
Что такое ветер?
Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой. Мы с вами позже ещё узнаем:
* Почему бывают волны на море, на реке?
* Почему летают птицы, самолёты, ракеты и не падают?
* Воздух бывает холодным, тёплым.
* Воздух бывает чистым, грязным. От чего это зависит?
Вы хотите об этом узнать? Тогда до встречи в нашей лаборатории!
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.
2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
3. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях, бережное отношение к воздуху.
Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, мыльные пузыри, ткань для парашюта, шапочки ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха.
Форма проведения: подгрупповая.
Ход:
1. Орг. игра с воздухом «Парашют»
Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети одевают шапки)
А как вы думаете, где ещё находится воздух?
Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас).
Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
Что в них находится? (воздух)
Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.)
А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух)
Ветер – это движение воздуха.
- Вот мы и открыли первый секрет воздуха : (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).
Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.
1. - Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»)
(на доску выставляется карточка - символ)
А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.
2 . Опыт «Что в стакане?»
Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан)
Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)
Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. (нужно держать ровно).
Попадает ли вода в стакан? (нет)
Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан)
Дети: Сухой!
Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду).
А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).
Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух).
Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки. («пустой стакан»)
Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
3. Опыт «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха.
- Запишем результаты опыта с помощью карточки. («изображение человека»)
А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
4. Д/и «Имеет ли воздух запах?»
Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)
Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)
Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?
Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха. («нос»)
5. Предложить встать в круг и отвернуться.
Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)
Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас) Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носиков. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).
А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)
Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к.
ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру).
Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться).
Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.
Сможет ли человек жить без воздуха?
6. Опыт «Не дышу»
Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза)
Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)
Чего вам не хватало? (воздуха)
Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?
Картина с изображением живой и неживой природы. Дети называют, кому нужен воздух.
Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).
Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну:
«Воздух нужен всему живому».
В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину.
Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
7. Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог НОД:
Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарок.
Что это? (надувает пузырь)
Что внутри них? (воздух)
Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок,
не замерзнуть ли пузырьки на улице.
Сейчас можно и поиграть с пузырьками:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
Алёна Садченко
Занятие для детей старшей группы по теме «Воздух » разработано и представлено в соответствии с ФГОС. В образовательной области «Познавательное развитие» разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности » .
Организация непосредственно образовательной деятельности проводится в соответствии с СанПином и здоровьесберегающими технологиями. Проектировочный компонент представлен в полном объёме для детей группы данного возраста .
Цель :
Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности .
Задачи :
1. Познакомить с понятием «воздух » , его свойствами.
2. Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы .
4. Способствовать развитию органа зрения, слуха, обоняния.
5. Способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности.
6. Активизировать речь и обогатить словарь детей.
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие. Безопасность.
Использование технологий : ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология (физкультминутка) .Безопасность.
Оборудование :
Воздушный шарик , халаты и бейджики на каждого ребёнка; полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миски с водой на каждого ребёнка и одноразовые стаканчики, стаканчики с водой по 1 на каждого, трубочки для коктейля для каждого ребёнка; по 1карточке 2 цветов-зелёная и красная.
Организационный компонент
(Дети заходят в зал, здороваются с гостями, на экране появляется мультяшный «Ветер» , в записи звучит звук ветра, ветер и приносит нам воз душный шарик).
Воспитатель : Ребята куда попал шарик?
Воспитатель : Детский сад, шарик, это место, куда дети приходят играть, веселиться и узнавать много нового. Вот сегодня мы хотим узнать, что нас окружает и также что находится у тебя внутри шарик.
Воспитатель : А если хочешь узнать, то оставайся с нами, мы тебе расскажем!
Воспитатель : Ребята, а для того, чтобы узнать о том, что находится внутри шарика, нам нужно стать исследователями и попасть в лабораторию. Станем исследователями?
Дети : Да.
Воспитатель : Тогда переодеваемся в халаты. (Дети одевают халаты)
И давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории. На экране появляются картинки «Поведения в лаборатории» .
(На экране появляются схематические рисунки-подсказки)
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Сначала подумай, потом сделай.
4. Убери за собой рабочее место.
Воспитатель : Молодцы! А теперь пройдёмте в нашу лабораторию, наденьте халаты и подходите к столам.
ЗАЛ «НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.
Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок) . Правильно, ветерок-это воздух , который движется.
Хотите почувствовать, как движется воздух ? Посмотрите, у вас на столе лежат веера, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха ) .
Делаем вывод : Ветер-это движение воздуха .
Дети, что в стакане? (ничего) . Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.
Что же не пускает воду в стакан? (воздух ) . Опыт предлагается повторить детям.
А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха ) .
Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана , а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух , попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.
Делаем вывод : Воздух легче воды
А чтобы увидеть воздух его надо поймать , возьмите пакетик. Что в нём?
Дети : Ничего
А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух ? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух , каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух , что надо сделать?
Дети : Его надо поместить в «оболочку»
Делаем вывод : Чтобы обнаружить воздух , нужно поймать его в оболочку.
А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)
Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды ) . А откуда берётся воздух ? Из нас.
Делаем вывод : Воздух находится внутри нас.
Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
Ребята, а если мы с вами, закроем рот и нос, и не будем дышать, как вы думаете, мы выживем?
Дети : нет
Делаем вывод : Человек не может без воздуха
Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух , какого он цвета? (бесцветный)
Вдохните ртом воздух и попробуйте , какого он вкуса? (безвкусный) .
Вдохните носом воздух . Какого он запаха? (без запаха) .
Вывод : Чистый воздух не имеет цвета , запаха, вкуса.
А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах .
Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух , если оставить этот предмет, лежащий в помещении.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, апельсин, лук, лимон, ветки ели и т. п.) .
Дети отгадывают запахи.
Воспитатель : А теперь давайте сделаем вывод, мы сказали прежде, что чистый воздух не имеет запаха , а когда воздух будет иметь запах (Итак делаем вывод : Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запахи других предметов.
Рефлексия
Воспитатель : Давайте ещё раз закрепим, что мы знаем о воздухе . Я предлагаю взять 2 карточки- одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!
-Воздух окружает нас со всех сторон.
-Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим.
-Воздух тяжелее воды .
Человек не может жить без воздуха .
Ветер это движение воздуха
Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.
Чистый воздух имеет запах .
Молодцы, хорошо поработали (при неправильном ответе, дети исправляют)
(раздача шариков)
Публикации по теме:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Что такое воздух?» Конспект НОД по экологии в подготовительной группе с элементами исследовательской деятельности. Цель: формирование элементарных представлений.
«Спасение Чебурашки». Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Спасение Чебурашки». Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе. Цель: Познакомить детей с природным явлением.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы «Воздух и его свойства» Интеграция областей: физическая культура, развитие речи, формирование целой картины мира. Цель: Сформировать знания детей о воздухе. Задачи:.
Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух- невидимка» в подготовительной группе. Цель: Уточнение.
Программное содержание1. Образовательные задачи: - уточнить представления детей об опасных явлениях природы, дать элементарные научные знания.
Татьяна Суворова
Конспект занятия «Воздух и его свойства»
Конспект НОД
в средней группе
«Воздух и его свойства »
(познавательное развитие)
Цель : Формирование представлений о воздухе , его свойствах и значении .
Задачи :
Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху , его свойствам и значении .
Познакомить детей с понятием «воздух » , его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение.
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор , позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к природе, желание исследовать всеми доступными способами.
Расширять и активизировать словарь детей.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно- эстетическое развитие» .
Предварительная работа : наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри» , чтение художественной литературы, беседы с детьми на тему : «Как воздух помогает людям » , рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.
Оборудование и материалы : воздушный шарик , мыльные пузыри, трубочки по количеству детей, стаканчики, веера, предметы для игры «Тонет- не тонет» : деревянный кубик, камень, резиновый мячик, монетка; магнитики деревья.
Участники : дети, воспитатель
Методы и приемы :
Словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения) ;
Игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты- волшебная коробка с ветерком) ;
Наглядные (демонстрация опытов и экспериментов) ;
Практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность) .
Ход НОД
Воспитатель :
Ребята, я принесла вам шарик.
Как вы думаете, что у него внутри?
Правильно, воздух , поэтому он и называется воздушный шарик .
Мой шарик умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает.
Как вы думаете, почему он так летает? (он легкий) . Значит и воздух , который находится внутри шарика тоже легкий.
-Давайте вместе произнесем : воздух легкий .
Воспитатель :
А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух . Что вы почувствовали?
(ветерок, а ветерок это тоже воздух , который движется.
А что вы услышали? Как воздух выходит из шарика ? Давайте вместе произнесем : ш-ш-ш-ш.
А вы его увидели?
Значит, получается, что воздух невидимый или прозрачный, раз его не видно.
-Давайте вместе скажем : воздух прозрачный .
Ребята, а хотите поиграть с воздухом : ощутить его, поймать, почувствовать?
Тогда, приготовьтесь. Мы сегодня отправимся в нашу лабораторию и будем учеными. Кто такие ученые? Мы будем проводить эксперименты и опыты с воздухом .
А сейчас встанем и проведем физминутку.
Физминутка
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз - наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Работа с веером
Вот такой у нас ветерок.
А вы хотите, почувствовать ветерок и позвать его? Он спрятался у меня в этой коробке.
Возьмите веер и позовите ветерок, а еще можно ему придумать имя (каждый ребенок называет имя своего ветерка) .
Ну что, почувствовали какой ветерок?
А теперь одеваем халаты и отправляемся в лабораторию, мы же ученые.
Работа в лаборатории
Воспитатель :
Дети, что в стакане? (пустой)
Давайте проверим.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой.
Посмотрите, стакан остался пустым, туда водичка не прошла, а что же не пускает воду в стакан, что в нем есть?
А теперь я немного наклоню стакан, чтобы водичка туда прошла, давайте посмотрим, как будет выходить воздух (пузырьками?
Это воздух выходит из стакана наверх- он же очень легкий, а его место занимает вода.
Воспитатель :
Скажите, дети, наш стакан пустой, или в нем что-то есть?
Что же в нем есть?
Дыхательное упражнение «Ветер»
А ветер щёки толстые надул, надул, надул,
И на высокие деревья он подул, подул, подул.
Воспитатель :
Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой. Подойдите, вдохните воздух и подуйте один раз в трубочку.
Посмотрите, что появляется на поверхности воды?
А почему появляются пузыри? Внутри нас есть воздух .
А давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей?
А где еще есть воздух ? (вокруг нас, на улице, внутри нас)
Дидактическая игра «Тонет - не тонет»
Мы сейчас проверим, в каких предметах есть воздух ? Если в предмете есть воздух - он будет плавать так как воздух легкий , если нет воздуха – потонет (дети по очереди подходят и опускают предмет в воду)
Назовите предметы, в которых есть воздух ?
Назовите предметы, в которых воздуха нет ?
Что же мы выяснили, сделав опыты?
Где есть воздух ?
Какого он цвета?
Какой он на вкус? Вдохните, попробуйте.
Какой у воздуха запах ?
Игра с мыльными пузырями
Ребята, а воздух с нами хочет поиграть. Он прислал к нам своих друзей - мыльных пузырей. Они спрятались вот в этом маленьком флакончике.
(звучит музыка, дети ловят пузыри)
Что внутри этих пузырей, почему они летают?
Воспитатель :
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Что же это?
Значение воздуха для человека
Дети, а скажите, человек может жить без воздуха ?
Человеку нужно дышать. Давайте проверим, сможем ли мы жить без воздуха ? Вдохнем и задержим дыхание - не дышите. Без воздуха долго жить невозможно.
А кто еще не может прожить без воздуха ?
А как вы думаете, каким воздухом лучше дышать - чистым или загрязненным?
Сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух .
Аутотренинг
Закройте глаза, мы с вами отдохнем.
Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух . Колышется трава на лугу. На до мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.
Посмотрите на картинки, в каком красивом городе мы живем. В нем много машин, которые загрязняют воздух .
А у нас в городе чистый воздух ?
А что загрязняет чистый воздух ? (машины, заводы, люди)
А где же взять нам много чистого воздуха .
Чтение стихотворения воспитателем
Как приятно любоваться
Синевой морей.
Как прекрасно восхищаться
Клумбой у дверей.
Но не вечная природа,
Она терпит столько зла!
И всё меньше год от года
На планете кислорода
Счастья, мира и тепла.
Чтоб земля была красивей
Надо быть нам бережливей.
Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым , нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух , а отдают - чистый.
Посадка деревьев
Я предлагаю вам прямо сейчас посадить дерево, чтобы воздух был чист . Каждый из вас возьмет деревцо и прикрепит его на доску. (Звучат голоса птиц)
Посмотрите, какая красота получилась.
Что же нужно делать, чтобы воздух был чистым ?
И если каждый человек будет насаживать деревья, то нам легче будет дышаться, воздух будет чистым .
Публикации по теме:
Сообщить, что везде – в помещении и на улице, дома в квартире – есть воздух. Он прозрачный, легкий, совсем незаметный. Загадка: Через нос.
Конспект открытого занятия на тему: «Магнит и его удивительные свойства». Программное содержание: Формировать у детей представление о магните.
Конспект занятия-наблюдения по ознакомлению дошкольников с неживой природой «Воздух и его свойства» Тема: Воздух и его свойства. Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Задачи: 1. Показать, что воздух легко обнаружить. 2.
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Стекло и его свойства» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему «Стекло и его свойства». Цель: ознакомление детей.
Цель:
закрепить с детьми понятие «воздух» и его свойства (легкость, прозрачность, невидимость), роль воздуха в жизни человека и живой природы, дать понятие ветра (движение воздуха), его характерных особенностей, вспомнить о пользе и вреде ветра, закрепить и расширить словарный запас детей, развивать речь, воспитывать интерес к окружающей жизни, экспериментированию, прививать любознательность.
Материал демонстрационный:
Кукла Воздушинка, ведерко с водой, игрушка из бумаги – водолаз, пустой прозрачный стакан, клеенка, магнитофон, кассета с записью ветра, кассета с музыкой Вивальди, набор карточек с изображением разных ветров, портреты «злого», «доброго» ветров, магнитики, 2 школьные доски, знаки.
Материал раздаточный:
Пакетики, пластмассовые стаканы с водой, трубочки, веера,
музыкальные инструменты, бутылочки пластмассовые, воздушные пузыри.
Ход занятия
В группу воспитатель вносит игрушку — надувную куклу.
Кукла:
— Куда я прилетела? Наверное, в детский сад. Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Воздушинка.
— А вы умеете летать? (нет)
— Посмотрите, что я умею делать! (летает из стороны в сторону, поднимается к потолку, опускается.)
Воспитатель:
Ребята, а почему Воздушинка летает, как думаете? Давайте посмотрим, какая она. (Трогают руками куклу, выясняют, что она легкая, мягкая, воздушная).
— А что еще может быть воздушным? (мыльные пузыри, воздушный шар, шарик, дирижабль).
Кукла:
— А как вы думаете, что у меня внутри?
А кто думает по-другому? (спрашиваю 2-3 детей) (воздух)
Воспитатель:
Подумайте, а нужен ли воздух? Зачем? (Воздух нужен, мы им дышим)
Кто еще дышит воздухом? (птицы, насекомые, морские животные, деревья, цветы и т. д.)
— А как можно назвать все это одним словом? (живая природа)
— Внутри Воздушинки есть воздух, а внутри нас есть или нет?
Давайте проверим.
Опыт 1:
Поднесите свои ладони ко рту или к носу. Что почувствовали? (тепло от вашего дыхания)
— Сядем за столы
Опыт 2:
— Перед вами стакан с водой и трубочка. (Трубка в стакане с водой) Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.
— Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.
— Какой сделаем вывод? (У нас внутри есть воздух, мы им дышим.)
— Поставьте стаканы на поднос.
— Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится? (Воздух находится вокруг нас).
Подойдите и встаньте передо мной. Внимательно посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Закройте глаза. Откройте. Вы видите воздух? (нет) Значит, воздух какой? (Воздух невидимый, прозрачный, легкий).
Спросить нескольких детей.
— Ребята, как вы думаете, а в стакане есть что-нибудь или он пустой? (показываю пустой, прозрачный пластмассовый стакан)
— Посмотрите в него.
Давайте проверим, есть ли что в стакане.
Опыт 3:
— У меня отважный водолаз. Посмотрите, из чего я его сделала?
(из бумаги). Он стоит на плоту. Опустим водолаза, вместе с плотом на воду. А теперь накроем водолаза пустым стаканом, и медленно будем погружать стакан в воду. Водолаз будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите он уже на дне.
— Как вы думаете, водолаз будет мокрый или сухой, когда мы вытащим его из воды?
— Медленно поднимем стакан из воды, всплывает и наш водолаз.
— Проверьте, намок он или нет?
— Какой вывод мы сделаем? (Водолаз не намок. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который не впускает во внутрь воду).
— Вы видите в стакане воздух? (Нет, он невидим)
Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Воздушинка принесла нам волшебные пакетики.
— Возьмите их в руки.
Опыт 4:
Ловим воздух. Закручиваем пакет.
Вывод: воздух можно поймать.
— А теперь поиграем с воздухом и пакетиками. Следите за движением вашего пакета.
Физкультминутка «Игра с пакетами»
- подкинем пакет вверх и поймаем его внизу
- возьмем пакет в правую руку, перекинем через верх в левую руку (наоборот).
- покрутим перед собой (внизу, вверху)
Предложить ребятам сесть на ковер.
Воздушинка загадывает загадку:
— Послушайте мою музыкальную загадку и скажите, что это?
Включить магнитофон, прослушать запись (музыка ветра).
Ответы детей (ветер, мы услышали звуки ветра)
Воспитатель:
— А можем ли мы увидеть ветер? (нет)
— Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)
— А почувствовать ветер можно? (Можно, когда идем по улице, он дует на нас).
Игра в кругу с мячом:
— Какой бывает ветер?
(Ветер бывает:сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, пронизывающий, колючий, прохладный, освежающий, северный, южный, западный, восточный)
— Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома? (Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.)
Опыт 5:
— Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали? (Легкий ветерок) Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь? (Ветер усилился)
— Так что же такое ветер?
— Оказывается ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей)
— Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер.
— Много разных поступков умеет делать ветер и хороших, и плохих.
Посмотрите на портреты ветра и скажите, на каком портрете ветер, делающий добрые дела, а какой ветер приносит одни несчастья? Почему?
— Предлагаю вам поиграть в игру: «Добрый ветер и злой»
Разделимся с вами на две команды
Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Одна команда выберет из своих картинок дела только доброго ветра, а другая дела только злого ветра. Картинки надо прикрепить соответственно к портретам доброго и злого ветра.
Проверим, правильно ли вы распределили картинки.
Опыт 6:
— А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите. Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки), приложить их к губам и подуть.
— Мы познакомились со свойством воздуха. Скажите с каким?
(при встрече на своем пути препятствий, воздух издает разные звуки)
— Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки? (в духовых музыкальных инструментах)
— Много нового мы сегодня узнали о воздухе, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение и еще раз вспомнить его свойства.
Дети читают стихотворение:
Ты и легкий, и прозрачный,
И не видим ты нигде,
Ни на улице, ни дома,
Ни на крыше, ни в трубе.
Без тебя не жить природе,
Воздух, воздух, наш дружок!
Побежишь скорей в дорогу,
Превратишься в Ветерок.
И любимые игрушки
Есть у Ветра-Ветерка:
У мальчишке на макушке
Три упрямых волоска,
Скрип разбуженной калитки,
Шелест листьев поутру.
Схватишь ты листок бумаги –
И гоняешь по двору.
Или ласточку поймаешь
И подбросишь в облака.
Вот любимые игрушки
Озорного Ветерка.
Кукла:
— А я хочу вам сделать маленький подарок – свою любимую игрушку — мыльные пузырьки. (Дети благодарят куклу).
Кукла:
— До свидания, до скорой встречи.