В данной статье, хотелось бы «затронуть» такую глобальную тему, как влияние общественного мнения на человека. Ведь как бы то не было, но большинство людей подвержено этому влиянию, и не могут сделать «что-то» вопреки. Для многих, отклонение от нормы – это нечто невообразимое, что приведет чуть ли не к общественному порицанию. Касательно недопущения отрицательных поступков, все правильно. Но какой вред может нанести сформированный взгляд, зависимость от мнения общества?
В той или иной мере, навязанное мнение может помешать развитию всесторонне. Стремясь к тому, чтобы соответствовать всем параметрам «идеального» члена общества, и стараясь «понравиться» всем, вы лишь тормозите свое движение вперед. Как это может выражаться?
Разберем пример :
У вас есть все желаемые внешние атрибуты (новенький iPhone, автомобиль престижной марки, соответствующая одежда). Вы будете восприняты как достаточно успешный человек, но касательно вас сложится, как минимум, два различных мнения. Одни посчитают вас человеком, обладающим определенными знаниями, стремлением к цели, волевым, что вызовет некое восхищение. Другие же, напротив , примут вас за «козла», обворовывающего правительство, и их в том числе, что вызовет шквал мысленных ругательств в вашу сторону.
Но между тем, достижение этих атрибутов также может быть «навязано» общественным мнением. Ведь нужно быть как все, и иметь именно эти вещи, дорогие, и чуть ли не эксклюзивные. Стремиться к этому. Только так вы произведете о себе впечатление. НО тут снова, как минимум, два ответвления:
- Вы действительно соответствуете данному статусу, и приобрели эти вещи исходя из своих финансовых возможностей.
- Вы не соответствуете статусу, и «понабрали» кредиты для того, чтобы иметь все эти вещи. А сами значительно зажали себя в расходах. Возможно, что на базовые потребности едва хватает.
Теперь заключение: было ли это вашим, действительно вашим желанием, приобрести все эти атрибуты? Если да, то в этом есть смысл. Если вы стремились быть «как все», то вы на себе ощутили влияние общественности.
В чем еще может выражаться?
Ряд типичных примеров:
- Вложение денег куда-либо, не что иное, как развод. На самом деле, некоторыми людьми инвестирование воспринимается как обман. Причем абсолютно любые финансовые инструменты.
- Деньги нужно только копить и экономить. Только так можно набрать сумму на желаемую покупку. В этом есть смысл, исходя из ситуации. Но не все хотят принимать точку зрения, согласно которой нужно увеличивать доходы, и работать над этим, чтобы получать больше возможностей. Притом, деньги лежат без работы, и в лучшем случае, под подушкой.
- Успешность – это продвижение по карьерной лестнице, и ничего больше.
- Семья и дети – строго в отведенное время. Если человек еще не создал семью, а уже пора, то что-то с ним не так.
- Да что уж говорить, даже заработок в Интернете – может восприниматься как «развод» на деньги.
- После школы институт, после – работа по той специальности, по которой учился.
О вас будут говорить в любом случае. И отрицательно, и нейтрально, и положительно. Что бы вы не предприняли, и не сделали.
Заключение
Так к чему это все? Необходимо иметь свою точку зрения, и не быть подвластным чужому мнению. Решать так, как считаете нужным. Совершенно разные люди могут иметь на одну и ту же вещь различные взгляды. Всем угодить в любом случае не удастся, а жить исключительно для этого – по моему мнению, глупо.
Разумеется, это не значит , что вы можете делать что угодно, или нанести вред кому-либо прямо или косвенно, думая, что это навязано мнением. Нет, дело исключительно в вашем личностном развитии, в положительных сторонах, которые вы можете для себя извлечь. А какое ваше мнение на этот счет?
Мнение обычно определяется как суждение. Но суждения бывают разные. Есть дескриптивные, описательные суждения, с помощью которых раскрывается представление о тех или иных фактах, событиях. Есть нормативные суждения, выражающие повеление, пожелание, ими широко пользуются в праве, в морали. Есть и оценочные суждения. Все, что имеет для людей определенную ценность, получает свою оценку, т. е. люди непременно выражают свое отношение в оценочном суждении. Такое суждение и является мнением.
В мнении выражается как объективное, так и субъективное отношение людей к тому или иному объекту. В прошлом субъективное отношение нередко резко противопоставлялось знанию. При этом ход рассуждения был таков: здание выше мнения, ибо оно позволяет раскрыть объективную истину. Мнение же не позволяет раскрывать истину в силу субъективного отношения к объекту, я оно располагается где-то между впечатлением и позитивным знанием. Подобные суждения можно встретить и в современной социальной психологии и социологии. Такая трактовка мнения является односторонней. Она вытекает из анализа мнений в одном плане-в плане гносеологическом, теоретико-познавательном. Чтобы составить более полное представление о мнении, следует его анализировать и в других планах, в том числе и в плане социологическом.
Дело в том, что для выяснения специфики общественного мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром.
В сознании любого общества всегда имеют место многочисленные мнения людей, высказываемые по самым различным вопросам социальной жизни. Однако в данном случае интересно не всякое мнение или мнение вообще, не мнение отдельных индивидов, а мнение общественное: мнение, выражающее общезначимое для социальных общностей людей отношение к предмету.
Существует ряд признаков общественного мнения. Общественное мнение - это публично выраженное мнение, в то время как индивидуальное мнение далеко не всегда получает огласку. Общественное мнение - это непременно распространенное мнение. Признаком общественного мнения выступают его динамичность, подвижность.
Общественное мнение высказывается, как правило, по актуальным, социально значимым вопросам жизнедеятельности людей. Затрагивая общие интересы, общественное мнение формируется на их основе. Как продукт взаимодействия людей, оно по своему характеру есть коллективное высказывание.
Когда по вопросам, требующим практического решения, нет единства, общей позиции, формирование общественного мнения неизбежно связано с борьбой мнений по существу самих решений или относительно путей и средств их реализации. Борьба мнений происходит в форме дискуссии, обсуждения с целью выработки приемлемого для большинства мнения.
Расхождение здесь может быть, например, по причине, что люди различаются по своим знаниям, жизненному опыту и т. п.
Приведенные признаки общественного мнения позволяют характеризовать его как одно из состояний сознания общества. В пользу сказанного свидетельствует главным образом то, что общественное мнение (как и любое другое общее мнение) выражает отношения людей к явлениям социальной действительности. В нем сплавлены воедино рациональные, эмоциональные и волевые моменты, оно всегда представляет собой определенную целостность. Как целостность, мнение проявляется в форме одобрения или неодобрения действий и поступков людей. Все это и говорит в пользу того, что оно есть одно из распространенных состояний сознания общества, в котором представлены в определенной слитности идеологические взгляды и представления, социальные чувства, волевые устремления общностей людей.
Однако целостность отнюдь не сводится, скажем, к монолитности как одной, из возможных качественных характеристик общественного мнения. Ее признаком является именно наличие определенного качества. Последнее не исключает ни различий между сторонами целостности, ни их противоречивых отношений. В классово антагонистическом обществе целостность состояний сознания весьма относительна, хотя и здесь в отдельные исторические эпохи сознание различных классов может временно совпадать, и сознание общества может испытывать определенные общие состояния. Общие состояния возможны и тогда, когда господствующему классу удается навязать свою идеологию другим классам и придать сознанию общества определенное состояние. Последнее в классово антагонистическом обществе выступает противоречивым образованием, но оно обладает специфической качественной характеристикой.
Об общественном мнении как одном из состояний сознания общества правомерно говорить и в том случае, когда есть четкое размежевание классовых сознании. Допустимо потому, что любое классовое общество есть социальное целое, где классы связаны между собой, а их сознания взаимодействуют. Если целостность состояний сознания позволяет характеризовать их с качественной стороны, то распространенность идей и взглядов, чувств и настроений, составляющих доминанту в общественном сознании, подчеркивает количественную характеристику состояний сознания. И ее также важно учитывать при выяснении специфики общественного мнения. Ведь нередко бывает и так, что доминирующие в нем идеи и взгляды не сразу распространяются. А пока они не получили распространения в массах, сознание не приобретает соответствующего состояния. Отсюда возникает необходимость при выяснении специфики общественного мнения учитывать степень его распространенности.
Специфика общественного мнения связана с его субъектом. Вопрос о субъекте является, пожалуй, одним из самых спорных в теории общественного мнения. В качестве субъекта называют и "толпу", и "публику", а то и просто любую группу людей, сколь бы мала или велика она ни была. Но можно ли назвать мнение любой группы, любого объединения людей непременно общественным? Конечно, малая группа может принимать участие в формировании мнения по какой-либо общей социально значимой проблеме. И в этом случае ее можно называть одной из составляющих субъекта общественного мнения, ибо она входит в ту или иную большую общность людей. Что же касается мнения, которое складывается по вопросам, представляющим интерес только для данной группы, то оно является мнением группы, мнением групповым, коллективным.
Субъектом общественного мнения выступает большая общность людей: класс, нация, народ. К. Маркс нередко называл общественное мнение народным мнением. Так, в работе "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" он писал: "... депутаты, постоянно апеллирующие к народному мнению, дают тем самым право народному мнению высказывать свое действительное мнение в петициях".
В. И. Ленин довольно часто пользовался понятием "общественное мнение" применительно к буржуазному обществу. При этом, характеризуя мнение буржуазии, он подчеркивал: "...так называемое общественное мнение". Разоблачая демагогические фразы кадетов относительно общественного мнения, в статье "Итог" В. И. Ленин писал: "Либералам естественно считать "общественным мнением" мнение буржуазии, а не мнение крестьян и рабочих". Применительно к общественному мнению в нашей стране после победы социалистической революции Ленин употреблял термин "общественное", называя его: "...общественное мнение трудящихся..."
Понятие "общественное мнение" употребляется для обозначения суждений больших общностей людей. Поэтому его можно рассматривать как оценочное суждение, которое выражает определенное их отношение к актуальным вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы.
В условиях развитого общества относительно субъекта общественного мнения можно утверждать, что общественное мнение-это народное мнение.
При характеристике мнения той или иной группы людей, коллектива или республики, края, области, района важно учитывать степень соответствия его общественному мнению. Не исключается, что мнение отдельных групп, отдельных коллективов может расходиться с общественным мнением. И в этом случае возникает потребность в дальнейшем уточнении понятийного аппарата, ибо наряду с общественным мнением по одному и тому же предмету существуют, как правило, мнения, не охватываемые этим понятием. В каждый данный момент времени в обществе существует множество мнений, принадлежащих большим и малым социальным общностям и высказываемых по самым различным вопросам. Для обозначения всей совокупности мнений (общественного и не имеющего статуса такового) правомерно, на наш взгляд, употреблять понятие "мнение общества";
Употребление понятия "мнение общества" наряду с понятием "общественное мнение" ни в коей мере не умаляет значения последнего, ибо речь идет лишь о более полном выражении в понятиях наряду с общественным и других мнений, существующих в обществе.
Важность использования понятия "мнение общества" вызывается и чисто практическими соображениями. Дело в том, что в целях использования мнения общества как средства регулирования отношений между людьми возникает потребность исследования не только общественного мнения, являющегося мнением большинства, но и иных мнений по данному вопросу. Мнения, как и всякие другие явления, в своем существовании и функционировании изменяются. Диалектика их такова, что с изменением условий и факторов, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинства, т. е. общественным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений делают необходимым анализ всей их совокупности, т. е. мнений общества. Ведущее место в совокупности мнений принадлежит общественному мнению, поэтому при рассмотрении мнения общества можно судить о нем главным образом по общественному мнению.
Общественное мнение, как и мнение общества в целом, крайне противоречиво по своей природе. Противоречивость его проявляется в том, что оно, с одной стороны, выступает как духовное отношение, а с другой стороны как духовно-практическое отношение, как проявление социальной воли. Мнение как духовное отношение выражается по преимуществу в оценочных суждениях о явлениях действительности, в чем и состоит его специфика. Но этого недостаточно, ибо оценочный момент не раскрывает в должной мере активное начало, присущее мнению как социальному феномену. Мнение формируется по вопросам, требующим, как правило, своего решения, и ему присуще активное начало. Последнее проявляется главным образом в позиции людей по предмету мнения, в переходе от слов к действию. Духовное отношение становится стороной практических действий как единства объективного и субъективного. Духовное отношение (оценочное суждение) сливается с практической деятельностью, и мнение начинает выступать как духовно-практическое отношение. В качестве такого отношения оно предписывает определенные действия, поступки, например, через референдум.
В этом случае в процессе формирования общественного мнения на первый план выступает становление общей позиции действий, концентрация усилий социальной воли на принятии определенного решения и путях его осуществления.
Мнение в силу своей противоречивой природы выступает как бы в двух системах отсчета. Будучи духовным отношением, оно включается в систему социального регулирования как специфический вид информации. Особенность мнения в этом случае состоит в том, что оно одобряет или порицает, предписывает, обязывает и т. п. Мнение как духовно-практическое отношение выходит за рамки информации. Для него существенным в этом случае является связь с общественностью, с ее практической деятельностью по регулированию общественных отношений, по социальному управлению. В современном обществе существуют два вида социального управления: государственное и общественное, различающиеся между собой по субъекту, средствам и методам управления. Общественное управление невозможно без общественного мнения, как невозможно "государственное управление без права. Через общественное мнение устанавливаются и обеспечиваются социальные нормы поведения, осуществляется применение метода убеждения в регулировании отношений и т. д.
Следовательно, общественное мнение является важнейшим средством общественности по осуществлению функций социального управления. Будучи таким средством, оно занимает место в ряду социальных институтов, входящих в систему социального регулирования, управления обществом.
На протяжении всей истории человеческого общества оно являлось регулятором отношений между людьми, их поведения. Мнение обнаружило свою силу уже в доклассовом обществе. Давая характеристику первобытнообщинному строю, Ф. Энгельс заметил: "У него не было никаких других средств принуждения, кроме общественного мнения".
В классовом обществе регулятивная роль общественного мнения проявляется наряду с правом. К. Маркс по поводу права писал, "что оно есть результат "превращения общественного сознания в общественную силу... посредством общих законов". Утверждение Маркса дает ключ и к пониманию механизма превращения общественного мнения в общественную силу. Оценка роли общественного мнения в истории крайне противоречива. Она колеблется от утверждения, что мнение правит миром, как писали, например, французские материалисты XVIII в., до суждения, что общественное мнение никогда не играло сколько-нибудь заметной, положительной роли в истории.
Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своем знаменитом "Общественном договоре" писал, что законы государства должны приниматься в соответствии с общей волей народа соответствии с суждениями народа действует и правительственная власть. Руссо рекомендовал всякое народное собрание открывать постановкой двух вопросов, а именно: угодно ли народу сохранить существующую форму правления? Остается ли правительственная власть в руках тех, у кого она находится в настоящее время? При таких условиях, по мнению Руссо, правительство всегда будет находиться под угрозой отставки и следовать наказам, полученным от народного собрания. Такая концепция в современной литературе поддержки не находит.
Согласно другой концепции, общественное мнение не может являться жизненным принципом государства. Начало такой концепции положил Гегель. В "Философии права" он связывает общественное мнение с возможностью народа высказывать свои суждения о "всеобщих делах". Однако это "всеобщее дело" осуществляется, по его мнению, помимо народа". У Гегеля, как показал Маркс в работе "К критике гегелевской философии права", всеобщее дело есть нечто готовое, не будучи действительным делом народа. Действительное народное дело получило свое осуществление без содействия народа". Его осуществляют государственная власть, чиновничество.
В "Философии права" Гегель исходит из политического государства и "гражданского общества" как двух противоположностей и соответственно противопоставляет им "политическое умонастроение" государства и "общественное мнение" народа.
Гегель критикует представления о том, что народ сам лучше понимает, что служит ему на пользу. Он считает, что мнение проистекает из субъективных представлений и взглядов, не имеет своей подлинной основы (какой является государство для политического умонастроения), по своему содержанию крайне необъективно. Государственное дело не является делом народа. Не народ, а "высшие государственные чиновники... обладают более глубоким и обширным пониманием природы учреждений и потребностей государства", являются носителями чувства и умонастроения государства. И тем не менее Гегель считал, что "в общественном мнении для каждого открыта возможность высказывать и отстаивать также и свое субъективное мнение о всеобщем". Общественное мнение во все времена было "большой силой".
Наконец, существует концепция, согласно которой общественное мнение есть инстанция совещательная - оно не принимает решений а сфере политической жизни, но государство должно так или иначе учитывать его.
В современных условиях правительства вынуждены прислушиваться к голосу общественного мнения. Во многих странах существуют различные учреждения, организации, которые изучают общественное мнение, тенденции его изменения. Скажем, в Соединенных Штатах Америки весьма интенсивно работают Институт общественного мнения Гэллапа, служба Харриса и другие организации. Такие же институты общественного мнения есть в ФРГ, до Франции и других буржуазных странах. Большинство из них имеют своей целью не только изучение существующего мнения, но и вмешательство в процесс его формирования, вмешательство с целью придания ему направления, соответствующего интересам господствующего класса.
Ни в одну историческую эпоху в прошлом общественное мнение не оказывало столь большого влияния на политическую, нравственную, художественную и другие сферы общественной жизни, как это имеет место сейчас, когда создаются благоприятные условия для его формирования и проявления. Демократия обеспечивает привлечение самых широких масс к непосредственному участию в управлении государством, производством, всеми общественными делами. Сама логика развития взаимоотношений между людьми обусловливает возрастание роли мнения как регулятора отношений, как инструмента социального управления.
Общественное мнение, выражая отношение людей к событиям и фактам социальной жизни, к деятельности и поведению человека, тем самым регулирует взаимосвязи между людьми. Это регулирование - важнейшая функция общественного мнения. В современных условиях она получает все более полное выражение.
Наряду с регулятивной функцией общественное мнение выполняет и органично связанную с ней функцию воспитания. Общественное мнение публично, оценивает поведение личности. Оно не только оценивает поведение, но и предписывает определенный образ действия: за высказываниями общественного мнения стоит сила организации коллектива, класса, народа. Все это и обусловливает способность общественного мнения выполнять воспитательную и регулятивную функции.
Способность общественного мнения выполнять регулятивную и воспитательную функции определяется и тем, что оно является своеобразным выражением убеждений, воли и чувств целых социальных групп людей. Будучи их общим умонастроением, оно довлеет над сознанием личности и заставляет ее глубже осознавать свою связь с обществом.
Связь личности с обществом отражается в сознании и чувстве ответственности за свое поведение перед коллективом, обществом в целом. В каждую историческую эпоху связь между личностью и обществом проявляется по-разному, отражаясь прежде всего в нравственном сознании. Так, при социализме сознание и чувство нравственного долга, нравственной ответственности перед обществом и заставляют человека внимать голосу общественного мнения.
Регулятивная и воспитательная роль общественного мнения все больше возрастает по мере приобретения им таких важных для него качеств, как единство и настойчивость в своих требованиях, стремление к объективности и справедливости в одобрении и в осуждении поступков людей. Имея в виду огромную силу общественного мнения в новом обществе, а также то, что люди будут разумно ею пользоваться, Ф. Энгельс писал: «...они будут знать сами, как им поступать, и сами выработают соответственно этому свое общественное мнение о поступках каждого в отдельности...» Общественному мнению присущи также контрольная и консультирующая функции. Контрольная функция общественного мнения проявляется в оценке деятельности государственных и общественных органов.
Консультирующая функция общественного мнения выражается в форме советов организациям, государственным органам, как решать те или иные назревшие вопросы. Такие советы и пожелания складываются из мнений, отраженных в письмах, высказываниях, в резолюциях собраний, конференций и т. д.
В современном обществе общественное мнение формируется в условиях демократии, где можно свободно выражать и защищать свое мнение, в условиях сплошной грамотности населения, его постоянной информированности. Зрелость общественного мнения находится в непосредственной зависимости от сознательности людей.
Мнения людей многообразны. Одни из них сложились давно и действуют постоянно, другие, напротив, только что сложились, а третьи вообще находятся лишь в процессе становления. В каждый данный момент важно знать, каковы эти мнения по содержанию, направленности, интенсивности своего проявления.
Общественное мнение – важнейший мнения партнер государства, СМИ и других политических субъектов, заинтересованных в расширении своей политической поддержки. С социальной точки зрения общественное мнение есть важнейший источник информации об интересах граждан, механизм выражения их отношения к власти и ее конкретным действиям. Например, опросы общественного мнения являются важнейшим инструментом выявления политических предпочтений населения (представленных в виде рейтингов лидеров или партий), их отношения к действиям правительства в условиях кризисов и т.д.
Значение общественного мнения как важнейшего контрагента власти проявилось еще в древности. Так, Протагор говорил о «публичном мнении» всего общества, которое, по его мнению, было способно отличить истину от лжи. В силу этого в гражданской общине он видел не только источник нравственно-правовых сил, но и возможность установления социальной меры. В то же время Сократ, также придававший большое значение мнению общества, делал акцент на «мнение мудрых», которое истиннее «мнения большинства». Такой же по существу позиции придерживался и Платон, рассматривавший в качестве основного субъекта мнения общества аристократию. Гегель связывал общественное мнение с «совместимостью» единичных суждений, которые, благодаря наличию в обществе «формальной субъективной свободы», могли подавать власти соответствующие советы. В XII в. английский писатель и государственный деятель Д. Солсбери ввел специальный термин «public opinion», характеризовавший моральную поддержку парламента со стороны населения.
Относительно концептуализированная теория общественного мнения сложилась к 50-60-м гг. XX в. Несмотря на постоянное стремление к детальному описанию взаимодействия общественного мнения с различными политическими институтами, ученые не пришли к единому мнению относительно данного феномена. В теории в основном превалирует его понимание либо как социально-психологического состояния общества, либо как совокупности нравственно-этических параметров последнего, либо как оценочной структуры. Неоднозначно решается и вопрос о субъекте общественного мнения.
Так, Ю. Хабермас понимает под общественным мнением совокупность позиций людей, обладающих образованностью и владеющих собственностью, и людей, чье групповое мнение претендует на общезначимость политических позиций. Н. Луман полагает, что у общественного мнения не существует особых субъектов, а выраженные мнения фиксируют лидирующую тему, приковывающую внимание людей, чьи взгляды при этом могут быть весьма различными. Немецкая исследовательница Э. Ноэль-Нойман рассматривает общественное мнение как совокупность оценок, в которую входят не только взгляды, поддерживающие правительственную точку зрения, но и позиции, не высказываемые людьми в силу либо их пассивности, либо оппозиционности, либо не-желания оказаться в изоляции («спираль молчания»).
Если рационально обобщить сложившиеся в науке подходы, то можно сказать, что общественное мнение представляет собой совокупность суждений и оценок, характеризующих состояние массового (группового) сознания, оказывающих влияние на содержание и характер разнообразных политических процессов (изменений в сфере государственной власти) . С этой точки зрения оно является элементом представления центрам власти интересов населения, механизмом презентации наиболее острых и значимых для граждан проблем. С содержательной точки зрения общественное мнение – это не все массовое сознание, а лишь его верхушка, та совокупность оценок и представлений, которая объединяет какую-либо группу (в том числе большинство"людей). Формируя духовный климат, влияя на политическую атмосферу в обществе, эти оценки неизбежно обладают политическим смыслом и значением для власть предержащих.
Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения на проблему его определения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.
Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.
Изучение общественного мнения - очень актуальная проблема так, как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Изучение общественного мнения социологическими методами при объективном анализе позволяет уловить малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил.
Анализ общественного мнения имеет не только большое практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе.
Общественное мнение - это оценочные суждения большинства членов больших общностей людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности.
Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли в государственной жизни уделено много места в знаменитом трактате «Государь» итальянского мыслителя и государственного деятеля Н. Макиавелли. В XVII-XVIII вв. словами «общественное мнение» обозначалось представление о политическом мнении публики и избирателей, проявляющееся вне парламента в противоположность их гласному обсуждению политических вопросов в парламенте. С конца XVIII в. этот термин стал общепринятым.
В Новое время общественное мнение анализировалось в работах английских философов Т. Гоббса, Ф. Бэкона и Дж. Локка. В работе «Опыт о человеческом разуме» Локк выделил три группы законов, которым должен подчиняться человек в своем поведении: божеские, человеческие и общественного мнения. Он рассматривал общественное мнение как проявление нравственности и считал, что люди при оценке своих поступков обращаются не только к религиозным заповедям, гражданским законам, но и к общественному мнению. Положение Локка об общественном мнении как мере «нравственного» и «безнравственного» позволило в дальнейшем социологам исследовать роль общественного мнения в нравственной жизни, а также обосновать такую специфическую особенность мнения как оценочность. Т. Гоббс считал, что мнение есть отражение определенных социальных потребностей. Поступки и деятельность людей обусловлены их мнениями, и если эффективно управлять мнениями людей, это приведет к эффективному управлению их деятельностью, что позволит добиться мирного решения социальных проблем. Гегель, подразделив общество на «гражданское общество» и «государство», стремился доказать, что только государство способно решать проблемы, затрагивающие интересы всего общества. Народ наделен субъективным мнением, государство же имеет своим определением объективные, а не субъективные мнения. Общественное мнение есть неорганический способ обнаружения того, что народ хочет и что он думает. То, что, действительно, проявляет себя в государстве, должно, разумеется, действовать органически, и это имеет место в государственном строе, - писал Гегель.
Французский социолог Г. Тард, считал, что общественное мнение творит публика. границы которой весьма расплывчаты, а основная черта публики есть движение мнений, которое она порождает. Тард отмечал, что общественное мнение представляет собой определенную совокупность размышлений и ответов на вопросы современности. Мнение - это статистическая система, управляемая и логикой, и чувствами и разделяемая разным количеством человек от нескольких десятков до нескольких миллионов. Тард писал, что мнение - это мгновенная и более или менее логичная группа суждений, которые отвечая на актуальные вопросы, воспроизводятся во множестве экземпляров у людей одной и той же страны, одного времени и одного общества. Высказанное индивидом суждение распространяется на все общество и становится общим. В.М. Хвостов связывает процесс зарождения общественного мнения с интересами классов и социальных групп. Он придавал особое значение роли народа в создании общественного мнения. Так как выражение отношения в форме одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения, Хвостов определяет общественное мнение как отношение, которое общество принимает к какому либо вопросу или событию, причем члены общества сознают свою солидарность в воззрениях по данному вопросу.
Общественное мнение отражает все или почти все стороны жизни общества. Оно включает в свое содержание те же рациональные, волевые и эмоциональные моменты, что и специфические формы общественного сознания. Так, если мнение высказывается по политическим или нравственным вопросам, то оно тем самым включает в себя и политические, и нравственные идеи, т.е. рациональные моменты.
Общественное мнение широко охватывает также сферу чувств, так как оно оценивает поступки людей, одобряет, или осуждает их. Чувства расположения, симпатии или гнева, ненависти всегда присутствуют в общественном мнении.
Ключевыми понятиями феномена «общественное мнение» являются понятия объекта и субъекта. Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъект общественного мнения - это доминирующее большинство того или иного общества. Субъектом общественного мнения выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности.
Мнения - это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту. Для выяснения специфики мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром. В процессе такого взаимодействия высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений поведения людей. Специфика состоит в том, что в суждении выражается отношение к чему-либо в форме одобрения или осуждения, пожелания или прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличием противоречивых суждений и высказывается общественностью.
Мнение зависит не только от знаний, но и от интересов людей, их мировоззрения. Выражение отношения в формах одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения. В общественном мнении всегда выражается определенное отношение людей к решению тех или иных вопросов общественной жизни, к деятельности правительства, политических партий, к отдельным личностям. Как мнению большинства общественному мнению присуще внутреннее единство.
Другим важным признаком общественного мнения является то, что оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам. Важным признаком общественного мнения является не только то, что оно публично высказывается и защищается, но и то, как широко оно распространено.
Общественное мнение как суждение, выражающее обыкновенное сознание людей, не основывается на научных положениях, однако нельзя рассматривать наличие в общественном мнении ложных представлений его специфической чертой.
Мнения весьма подвижны. Особенность их такова, что с изменением условий, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинстве или единодушным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений делает необходимым анализ всей их совокупности.
В процессе социологического изучения общественного мнения фиксируется прежде всего направленность мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к проблеме, ее дискуссионность. Ставится задача определить не только отношение людей к какой-либо проблеме, но и их суждение о возможных, наиболее эффективных путях решения этой проблемы. Подобные исследования являются необходимым элементом принятия управленческих решений.
Формирование общественного мнения осуществляется стихийно и сознательно. Эволюция и развитие общественного мнения начинается с установления семейного очага, образования клана и племени.
Если раньше до образования этих союзов действиями человека руководил исключительно эгоизм, то с этих пор начинается впервые регуляция действий человека с точки зрения интересов союза. Руководством такого регулирования везде и всюду является так называемое общественное мнение, определяющее добро и зло с точки зрения интересов общества, а не с точки зрения одних личных стремлений.
Позднее был создан аппарат суда, но суд не устранил силы и значения общественного мнения, играющего огромную роль как в примитивных обществах, так и в развитых социальных организациях. При этом общественное мнение является более тонким инструментом в оценке человеческой деятельности, нравственных поступков, помыслов и нравственных чувств человека, которые не могут быть оценены судом вообще. Общественное мнение выносит свою совершенно определенную оценку нравственному поведению.
С общественным мнением связываются и такие общественные явления, как популярность, известность, которые являются для многих побудителем к действиям, имеющим общественный характер и общественный интерес.
К причинам или движущим силам общественного мнения следует отнести массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.
С процессом становления общественного мнения связаны экономические, духовные и социальные потребности. Потребности людей не только влияют на динамику общественного мнения, но выступают в качестве ее главного фактора, так как заключают в себе испытываемые людьми глубокие побуждения к достижению определенных условий жизни и развития. Стремление к удовлетворению потребностей и выражается через оценки, умонастроения, суждения.
В результате складывается общественное мнение, в котором отражается содержание и характер той потребности, которая вызвала его к жизни. Осознанные массовые потребности людей выступают причиной зарождения и формирования общественного мнения в силу того, что выступают в качестве мотивов различных общественно-психологических процессов внутренне присущих самой природе этого мнения.
Возникая на основе потребностей и сохраняя с ними тесную связь, интересы выражают специфическое отношение людей к тем объектам действительности, которые представляют для них большую значимость и эмоциональную привлекательность. По сравнению с потребностями они выступают более сильным побудительным мотивом для возникновения общественного мнения. Те события и явления действительности, которые вызывают к себе интерес не только отдельных людей, но и порождают массовый интерес, становятся центром общественного внимания, оценок и эмоций.
Помимо потребностей и интересов на содержание и направленность общественного мнения большое влияние оказывают ценностные ориентации. Ценностные ориентации представляют собой соединение рассудочного и чувственного отношения к предмету общественного мнения. Формирование общественного мнения идет на двух уровнях: эмоциональном и рациональном. Наиболее действенным и устойчивым является то мнение, которое захватывает как сферу чувств людей, так и сферу разума. В нем могут быть выражены не только ненависть или надежда, но и рационально обоснованная позиция его субъекта.
Таким образом, общественное мнение как публично выраженное и распространенное мнение является выразителем общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений, поскольку не бывает полного совпадения интересов людей, их желаний и устремлений.
Общественное мнение подвержено манипулированию в силу того, что складывается не только сознательно, но и подсознательно, включая и свое содержание как суждения здравого смысла, и предрассудки, мифы. Для него могут быть характерны эмоциональная взвинченность, психическая неустойчивость. Манипулирование разрушает основы, на которых держится общественное мнение: определенную систему ценностей, установки, стереотипы. Сегодня средства массовой информации объединяют людей вокруг себя и творят их сознание по своему подобию. Мнение формируемое подобным образом, выступает не мнением большинства, а мнением некой новой массы. С наступлением массового общества телевидение и пресса становятся основным средством формирования общественного мнения, которое создается, или меняется в угоду социального заказчика. При этом зритель не может ни возразить, ни узнать, как много людей разделяют его мнение.
Общественное мнение проявляется в действии сознательных и бессознательных (иррациональных) факторов. Бессознательная составляющая общественного мнения включает в себя: проявления интуиции, инстинктов, неосознанных волевых импульсов, мифов, традиций, стереотипов, символов и т.д. Поэтому большое влияние на его формирование оказывают различные феномены массовой психологии, в первую очередь различного рода слухи. Слухи относятся к числу наиболее влиятельных и активно циркулирующих явлений духовной жизни людей и остаются объективно неизбежным атрибутом межличностной коммуникации. Слух - информативное сообщение, основу которого составляют правдивые или ложные сведения о реальных или вымышленных фактах, событиях, явлениях действительности. Процессу формирования общественного мнения под воздействием слухов присущи противоречивость и стихийность. Он протекает довольно быстро, и сложившееся общественное мнение существует относительно недолго. Общественное мнение под воздействием слухов может принимать форму не столько обычного оценочного суждения, сколько прямого жесткого требования. Общественное мнение различается в зависимости от того, под влиянием какого типа слухов оно сформировалось. Так, общественное мнение, сформировавшееся под воздействием стихийных слухов, возникает спонтанно при активизации таких факторов, как жалость, ненависть и т.д. Подобное общественное мнение скоротечно и противоречиво.
Общественное мнение, сформировавшееся под влиянием предупреждающего слуха, направлено на предостережение людей о нежелательном явлении или событии. В отличие от мнения, возникшего под воздействием провокационного слуха, в нем практически отсутствует агрессивность.
Мнение, сложившееся под воздействием правдоподобного слуха, содержит некоторые элементы достоверных фактов, правда, вместе с домыслами и догадками.
Выделяют «слухи-желания», «слухи-пугала», агрессивные слухи. Мнение, сформировавшееся под влиянием «слухов-желаний», укрепляет в людях надежду на что-либо или усиливает разочарование. Мнение, сформировавшееся под влиянием «слухов-пугал», является формой массового возбуждения, сопровождаемое деятельностью людей по избавлению от возможной опасности. Наиболее негативным по своим последствиям является мнение, сложившееся под влиянием агрессивного слуха, так как характер функционирования этого мнения определяется ненавистью, подозрительностью, враждебностью.
Особое место в процессе формирования общественного мнения занимает вера. Познание душевных основ бессознательного открывает возможности для воздействия на содержание общественного мнения, его направленность, тенденции изменения.
Становление общественного мнения есть процесс очень сложный. Он определяется не только влиянием движущих сил деятельности людей, таких, как потребности, интересы, ценности, установки, стереотипы. На содержание и интенсивность формирования общественного мнения влияют все массовидные духовно-психологические образования, существующие в обществе. Кроме того, на формирование и динамику развития общественного мнения влияют экономические политические, правовые, нравственные и другие условия.
3. Понятия «субъект общественного мнения»; «выразитель общественного мнения»; «мнение общества»
Субъект общественного мнения - это большая устойчивая общность людей, которой принадлежит то или иное мнение, с позиций интересов которой оно высказывается.
Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем, в том числе инициатором его формирования. В качестве его выразителя, инициатора выступает, как правило, общественность, за которой всегда стоят социальные группы, классы с их интересами.
Сегодня на роль выразителей общественного мнения претендуют различные общественные организации, политические партии. Однако, при современной политической ситуации зачастую такие организации аппелируют понятием «общественное мнение» необоснованно. Исследования общественного мнения такими организациями нередко представляют собой средства манипулирования этим мнением. Такие организации могут по-своему корректировать выражаемое ими мнение в соответствии с собственными интересами.
В каждый данный момент в обществе существует множество мнений, принадлежащих большим и малым социальным общностям и высказываемым по самым различным вопросам. Для обобщения всей совокупности мнений в социологических исследованиях принято употреблять понятие «мнение общества». Если общественное мнение - это мнение большинства, то мнение общества включает в себя как мнение большинства, так и мнения отдельных групп общества. Такая совокупность мнений представляет особый интерес для исследователей общественного мнения, так как любое из этих мнений в любой момент под воздействием определённых факторов может стать мнением большинства, общественным мнением.
Общественное мнение - это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.
Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъектом общественного мнения является доминирующее большинство того или иного общества. Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем.
К причинам или движущим силам общественного мнения относятся массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.
Общественное мнение как публично выраженное и распространенное мнение является выразителем общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений.
Социологические исследования общественного мнения сегодня являются необходимым элементом принятия управленческих решений во всех сферах общественной жизни.
- Андрющенко Е.Г. Общественное мнение и гласность в системе управления обществом. - М., 1988
- Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник. - М., 1998.
- Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. - СПб, 1995.
- Горшков М.К. Общественное мнение. - М., 1988;
- Каменская Е.Н. Социология: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону, 2005.
- Коробейников B.C. Авторитет общественного мнения. - М., 1989.
- Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. - М., 2000.
- Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2004.
Позволяющей проникнуть в содержание социальной активности групп людей.
Под общественным мнением в социологии понимают специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности. Само же общественное сознание представляет собой целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический и обыденный) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Носителем общественного мнения являются большие социальные группы (нации, народы, социальные страты).
В обычной жизни «общественное мнение» несёт такой смысл: мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.
В социальной психологии под понятием «общественное мнение» понимают коллективное оценочное суждение по поводу социально значимых проблем.
В теории связей с общественностью под общественным мнением понимают коллективное оценочное суждение той или иной группы общественности по поводу социально значимых проблем, в котором проявляется ее отношение к событиям и фактам, связанным с деятельностью базисного субъекта .
Исходя из этого можно выделить особенности общественного мнения с точки зрения теории PR.
Особенности общественного мнения :
1. Его носителем являются группы общественности.
2. Рассматривается во взаимосвязи с конкретным базисным субъектом.
Таким образом, основным сущностным признаком общественного мнения в различных теоретических концепциях является то, что данное понятие отражает групповые оценочные суждения на происходящие события, явления и факты. Данное обстоятельство позволяет учитывать общие закономерности общественного мнения в теории PR, которые находят свое отражение прежде всего в содержании, структуре и механизмах его формирования.
Управление общественным мнением в PR-деятельности представляет процесс, организованный на основе знаний об объекте управления. Основу таких знаний составляют социологические и социально - психологические знания о содержании общественного мнения, его структуре и механизмах формирования.
Субъектами общественного мнения в PR являются социальные группы, а объектом общественного мнения являются события, процессы, явления и факты, которые непосредственно связаны с деятельностью субъектов PR.
Функции общественного мнения :
1) Контрольная функция. Независимо от того, в каких условиях общественному мнению приходится функционировать, оно всегда занимает определённую позицию к тем или иным фактам, событиям жизни общества;
2) Консультативная функция. Подача советов относительно способов решения тех или иных проблем;
3) Директивная функция. Опираясь на общественное мнение, госструктуры могут принимать в его поддержку те или иные решения, например, придать законодательный характер референдуму ;
4) Оценочная функция (аксиологическая). Через ОМ общественность одобряет или осуждает действия политического лидера, социальной группы, партии.
5) Экспрессивная
6) Нормативная;
7) Аналитическая и другие.
Вербальное и невербальное выражение общественного мнения объясняется его структурой.
В структуре общественного мнения выделяют три основных компонента:
Рациональный - основу составляют знания об объекте. При этом особое значение имеют полнота, достоверность и точность знаний об объекте общественного мнения. В PR-деятельности важную роль в формировании положительного общественного мнения по отношению к базисному субъекту играет информация. Например, если в качестве базисного субъекта выступает организация, то существенное значение будет иметь информация о самой организации, ее руководстве, деятельности, продукции, внешних организационных связях.
Эмоциональный - основу составляют эмоциональное восприятие объекта и эмоциональные переживания, которые проявляются в коллективных (групповых) чувствах и настроениях. Коллективные (групповые) чувства как определенные переживания и коллективные (групповые) настроения как обще эмоциональное длительное состояние людей могут иметь положительную или отрицательную направленность, что в свою очередь будет проявляться в вербальных и особенно невербальных оценочных суждениях.
Волевой - основу составляют общественная воля и воля личностей, входящих в субъект общественного мнения. Воля как элемент психики человека представляет собой способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевой компонент непосредственно связан с рациональным и эмоциональным компонентами.
Рациональная и эмоциональная составляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного мнения и производя его социальную оценку, тем самым формируют определенную волевую направленность субъекта общественного мнения по отношению к его объекту. Непосредственно общественная воля реализуется в различных формах массового поведения субъекта общественного мнения.