Важен ли режим дня для ребенка?
Жабина Ирина ВладимировнаДолжность, место работы: воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево
Описание материала: представленная публикация будет интересна родителям и сотрудникам детских учреждений, которые занимаются воспитанием и развитием детей от рождения и старше.
Цель: обобщение знаний о значении режима дня для ребенка.
Задачи:
- акцентировать внимание на важности соблюдения режима дня для ребенка;
- формировать ценностное отношение к здоровью своих детей;
- помочь осознать необходимость соблюдения режима дня для ребенка.
С самого рождения у ребенка формируются, при условии соблюдения режима, привычки, способствующие полноценному физиологическому и психическому развитию. Соблюдение режимных моментов способствует тому, что у малыша вырабатываются условные рефлексы. Когда сформирован рефлекс на определенное время, например, спать в одно и то же время, ребенка не придется длительно укачивать. Следует помнить, что укачивание – это дополнительный раздражитель для нервной системы малыша. Соблюдение режима с самого рождения благоприятно отражается на функциональных особенностях всех внутренних органов. Именно правильный режим питания, а так же сна и бодрствования способствует правильному развитию малыша. При назначении режима учитываются возрастные особенности высшей нервной деятельности, а также индивидуальные особенности малыша, особые его состояния, то есть периоды болезни и выздоравливания, условия жизни дома, время года и т.д. Каждый следующий возрастной режим в жизнь ребенка надо вводить очень осторожно, если его организм подготовлен к этому. Для того, чтобы у малыша грудного возраста не вырабатывалось негативного отношения к основным режимным моментам, очень важно правильно их организовать: взрослый ласков с ребенком, руки его всегда теплые, голос тихий и спокойный.
Для воспитания положительного отношения ребенка к кормлению важно развивать соответствующие умения: докорм ребенок должен получать из соски, а прикорм (после 4,5 – 5 месяцев) – из ложки (однако, не забываем об индивидуальном подходе к каждому ребенку). К новому виду пищи малыша приучают постепенно. Нельзя смешивать пищу с разными вкусовыми качествами, насильно кормить – это закрепляет отрицательное отношение к еде. С первых недель жизни следует укладывать детей спать на воздухе (к 2,5 – 3 месяцам дети проводят на воздухе все часы дневного сна).
Важно подчеркнуть, что трудности с засыпанием детей могут объясняться различными факторами, как внешними, так и внутренними. В первую очередь всегда старайтесь проконсультироваться с детским специалистом, чтобы исключить предположение о нарушении сна плохим самочувствием ребенка. Соблюдение точного времени укладывания малышей и спокойная обстановка перед тем, как укладывать детей спать, без перевозбуждения их незрелой нервной системы способствуют быстрому засыпанию и нормализуют процессы сна.
Если родители планируют, что их малыш будет посещать детский садик, то после исполнения ребенку года уже можно начинать подготовку к садику, максимально приблизив домашний распорядок дня к режиму в детском саду. В этом случае малыш уже будет приучен к организованности, и его адаптация в яслях или саду пройдет намного легче.
В настоящее время бытует мнение, что не обязательно приучать ребенка к строгому режиму. И как же быть? Кто прав? Поэтому, следует заметить, что любую информацию по организации режима дня у детей стоит рассматривать как информацию только рекомендательного характера. Родители всегда должны ориентироваться на особенности психоэмоционального состояния детей и учитывать потребности каждого ребенка в данный момент.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Департамент образования Вологодской области
БПОУ ВО «Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж»
Контрольная работа по предмету:
«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Тема: «Режим дня детей дошкольного возраста, возрастные изменения в режиме дня»
Выполнила студентка 1 курса
Ротарь Дилафруз Юлдошевна
Преподаватель Михно Е.С.
Великий Устюг 2016
Введение
1. Понятие режима дня
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных. Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму при надлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
2) регулярное питание;
3) полноценный сон;
4) достаточное пребывание на воздухе.
Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов. Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.
Цель данной контрольной работы - исследование режима дня детей дошкольного возраста и возрастные изменения в режиме дня.
Объектом исследования явились разновозрастные группы детского сада.
В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
Рассмотреть основные принципы режима
Рассмотреть режим организации видов деятельности и варианты и перестройка режима
Детально рассмотреть режим дня;
Сделать выводы.
1. Понятие режима дня
Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня. Большинство педагогов, физиологов, медиков (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, И.А.Аршавский, Н.М.Фонарев и другие) определяют режим как основу жизни маленького ребенка. Режим - это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности. Бодрствование - это деятельное состояние коры головного мозга, которое поддерживается раздражителями из внешнего мира (И.П.Павлов). Сон - это также активный процесс, поскольку многие нервные клетки во время сна находятся в активном состоянии. Но деятельность органов чувств в это время заторможена. Сон возникает в результате естественной усталости после достаточного по длительности (в соответствии с возрастом) бодрствования. Чередование сна и бодрствования - важное условие нормальной психической деятельности человека. Правильная организация режима жизни детей - необходимое условие для нормального развития нервной системы. С учетом возрастных особенностей ребенка режим должен предусматривать наличие всех элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулка, занятие и пр.), дисциплинирующих и способствующих нормальному физическому развитию.
Показателями правильно составленного режима являются:
1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.).
2. Уровень деятельности малыша соответствует возрасту.
3. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому.
4. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон.
5. Малыш принимает активное участие во всех режимных процессах и положительно к ним относится.
Ведущими педагогами (Н.М. Аксариной, Г.М. Ляминой, М.Ю. Кистяковской и др.) были сформулированы основные методические правила проведения режимных процессов.
1. Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических потребностей организма ребенка. Внимание взрослых сосредоточивается на воспитании положительного отношения ребенка ко всем режимным процессам (к приему пищи, гигиеническим процедурам, занятиям, движениям, к укладыванию на сон и т.д.). Для этого требования взрослого должны всегда совпадать с потребностями ребенка. Взрослый предлагает ребенку принимать пищу тогда, когда малыш голоден, предлагает спать, когда он устал, и т.д.
2. Интерес к режимному процессу у ребенка увеличивается, если он принимает посильное активное участие в нем. Например, в 10-11 месяцев держит ложку и пытается зачерпнуть пищу во время еды, в 2 года ест самостоятельно; в 1-6 месяцев стягивает с себя носки, шапку и т.п. В 2-3 года пытается самостоятельно раздеться, одеться и т.п. Активно участвуя в режимных процессах, малыш может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта, знаний малыша. Очень важно, чтобы взрослый не заострял внимание детей на неправильных поступках, а учил, как надо сделать правильно. Например, во время кормления воспитатель заметил, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой. Он подходит к ребенку и тихо говорит: «Миша, возьми ложку и кушай. Вот, какой ты молодец, правильно держишь ложку». 3. Все режимные процессы должны использоваться взрослыми для воспитания ребенка. Жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Важно все это использовать для развития малыша. С этой целью необходимо обговаривать все действия взрослого и ребенка, называть свойства предметов, явлений. Формировать нужные привычки и навыки поведения. Например, во время кормления взрослый не только формирует у ребенка правила поведения, но и обогащает словарь названием блюд, их качеств (кисель сладкий, молоко теплое - горячее и т.д.). 4. Организация режима в детском учреждении предполагает постепенное вовлечение детей в тот или иной режимный процесс (принцип постепенности). Например, при организации кормления воспитатель предлагает 2-3 детям убрать игрушки и вымыть руки, после чего дети садятся за стол и им тут же подают пищу, а в это время другие 2-3 детей моют руки и садятся за стол и т.д. 5. Перед каждым режимным процессом воспитатель дает установку. Например: «Скоро будем обедать. Сережа, Маша, уберите игрушки на место и пойдем мыть руки». Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса, с тем, чтобы дети могли переключиться на новый вид деятельности.
1.1 Возрастные особенности режима
В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы устанавливается свой режим, позволяющий наилучшим образом удовлетворить все потребности ребенка, обеспечить его правильное физическое развитие и воспитание. Подъем детей в круглосуточных учреждениях для младших групп с 6 часов 30 минут, для старших--с 7--8 часов. Время от подъема до завтрака выделяется на туалет, минут, для старших--с 7--8 часов. Время от подъема до завтрака выделяется на туалет, утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры. Для приходящих детей к этому присоединяется обязательный профилактический осмотр. Питание получают дети от 3 до 6 месяцев 6 раз, от 6 месяцев до 1 года--5 раз, от 1 года до 7 лет 4 раза в сутки. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4 ---4,5 часов. В режиме детей до Г/2 лет дневной сон повторяется несколько раз и предшествует кормлению; после 1 "/а лет, когда время бодрствования детей значительно увеличивается, днем они спят один раз (после обеда).
1.2 Режим организации видов деятельности
ребенок режим физиологический
В режиме дня младших групп (3--4 года) предусматривается 12 - 12 1/2 часов на сон, из них 2 часа на одноразовый дневной. Сравнительно с более старшими группами, малышам отводится больше времени для приема пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее- 3--4 часов, а летом весь день. Ежедневно проводится одно организованное занятие (рисование, лепка, занятия по развитию речи) вначале продолжительностью 10 минут и постепенно доводится до 15 минут. В режиме детей средней группы (от 4 до 5 лет) длительность сна сохраняется без изменений, длительность организованных занятий увеличивается до 15--20 минут и характер их несколько усложняется. В режиме детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на сон полагается н11 1/2 часов (10часов ночью и 1 1/2 часа днем). Ежедневно проводятся два занятия, первое продолжительностью 25--30 минут и второе-- 15--20 минут с перерывом в 10 минут. Занятия приобретают характер обучения. Все свободное время -- до завтрака, на прогулках и особенно во вторую половину дня после дневного сна--отводится для игр. В подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) длительность сна и бодрствования такие же, как в старшей группе. Занятия усложняются, детей знакомят с буквами, учат счету. Ежедневно бывают два занятия по 30 минут каждое. Особого внимания врача требует организация обязательных занятий в детском саду и трудовое воспитание детей. Специальные наблюдения и исследования показали, что два занятия утомительны для пятилетних детей, На втором занятии резко падает внимание детей: они часто отвлекаются, функциональное состояние центральной нервной системы, по данным специальных исследований, заметно ухудшается, и это ухудшение не снимается полностью даже последующей прогулкой. Наряду с этим, в связи с медлительностью детей этого возраста и значительной насыщенностью первой половины дня разнообразной деятельностью, такая длительность занятий приводит к постоянной спешке, а иногда к сокращению прогулки. С гигиенической точки зрения более целесообразно в группе детей этого возраста проводить одно занятие длительностью 25 минут, При этом неблагоприятные сдвиги в высшей нервной деятельности значительно меньше и полностью снимаются следующей за занятием прогулкой. Трудовое воспитание детей в детском саду складывается из работ по самообслуживанию, посильного участия в поддержании чистоты и порядка в групповом помещении и на участке, дежурств при приеме пищи, ухода за растениями и за животными в живом уголке (кролики, белки и др.). В младшей группе дети выполняют более простые действия и в течении более короткого времени. В средней и старшей группе трудовая деятельность детей более разнообразна и заключает в себе элементы общественно полезного труда (расчистка дорожек, работа на детском огороде). Наблюдения показывают, что дети с интересом и удовольствием принимают участие в этой деятельности, но она все же утомляет их. Поэтому работа связанная с интенсивной деятельностью (вскапывание грядок, поливка растений, расчистка дорожек от снега) должна продолжаться для детей средней группы не более 7 - 10 мин. в день, для детей старшей группы - 15 минут. Продолжительность более легкой деятельности хозяйтсвенно-бытового характера (уборка комнаты, мытье игрушек) может быть больше - до 25 - 30 минут.
1.3 Варианты и перестройка режима
При установлении режима учитывают не только возраст, но и состояние здоровья, время года климатические условия и прочее. Детей ослабленных, перенесших тяжелые заболевания, следует раньше укладывать спать и позже других поднимать, удлинять им прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий. Переход от домашних условий к условиям дошкольного учреждения, иными словами, перестройку режима, многие дети переносят нелегко. Поэтому в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении следует придерживаться привычной для него продолжительности сна и частоты приемов пищи.
Примерный режим пребывания детей в учреждении.
Холодный период года. Группа № 5 (старшая)
Режимные моменты |
|||
Мы рады видеть вас! Играем вместе! |
Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельные игры. |
||
«На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята». |
Утренняя гимнастика «Физическое развитие». |
||
Художественная литература, чтение песенок, потешек. Хороводные, словесные игры. |
«Социально-коммуникативное», «Речевое», «Познавательное» Встреча с природой: «Познавательное развитие» |
||
«Водичка, водичка, умой мое личико». Гигиенические процедуры, обливание рук до локтей. |
Подготовка к завтраку: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное». |
||
Приятного аппетита! |
Завтрак: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное». |
||
Минутки игры. |
Игровая деятельность детей. |
||
Непосредственная образовательная деятельность. |
Образовательные ситуации на игровой основе: подгрупповые и фронтальные «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое». |
||
Второй завтрак |
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное». |
||
Подготовка к прогулке. |
Обучение навыкам самообслуживания: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное». |
||
«Гуляй да присматривайся!». |
|||
Возвращение с прогулки. «Умывайся, не ленись - чистым за обед садись!». |
Подготовка к обеду: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое». |
||
«Это время - для обеда, значит нам пора за стол!». |
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое». |
||
Подготовка ко сну, релаксация перед сном. |
«Художественная литература», «Социализация», «Музыка», «Здоровье». |
||
«Это время тишины - все мы крепко спать должны!» |
Создание тихой, благоприятной обстановки для сна. |
||
«Это время - для здоровья, закаляйся детвора!» (Дорожки здоровья, босохождение, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика). |
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое». |
||
«Пейте дети молоко - будете здоровы!». |
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое». |
||
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей, самостоятельная деятельность в центрах активности. |
«Физическое развитие». |
||
НОД (ср.)Физ.развитие НОД (пн.) Мир музыки |
«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое». |
||
Подготовка к прогулке. Прогулка Подготовка к прогулке. Прогулка (пн., ср.) 16.05-17.20 |
|||
Подготовка к ужину. «Приятного аппетита!». |
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое». |
||
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образова-тельных областей, самостоятельная деятельность в центрах активности. |
Интеграция образовательных областей (индивидуальная, подгрупповая, ситуативная, досуговая игровая деятельность). |
||
«Ну, а вечером опять мы отправимся гулять!». |
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое», «Художественно-эстетическое». |
Примерный режим дня на летний период 2015 года
«Здравствуйте» - приём, осмотр, самостоятельная двигательная активность детей на улице, индивидуальная работа, минутка игры. |
||
«На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята» - утренняя гимнастика на улице. |
||
«Моем с мылом чисто, чисто» - пальчиковые игры, игровой массаж, гигиенические процедуры, подготовка к завтраку. |
||
«Приятного аппетита» - завтрак, обучение культуре еды, полоскание рта кипячёной водой. |
||
«Минутка игры» - игры, самостоятельная двигательная активность детей, подготовка к прогулке. |
||
«Это время - для здоровья, закаляйся детвора» - прогулка, совместная подгрупповая деятельность воспитателя с детьми (музыка, физо), художественно-творческая деятельность. |
||
Наблюдения, опыты, трудовые поручения, подвижные игры, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная активность детей, воздушные, солнечные процедуры. |
||
«Умывайся, не ленись - чистым за обед садись» - подготовка к обеду, игровой массаж, пальчиковые игры, гигиенические процедуры. |
||
«Это время - для обеда, значит нам за стол пора» - обед, полоскание полости рта кипячёной водой. Солевая дорожка. |
||
«Это время тишины - все мы крепко спать должны» - подготовка ко сну, дневной сон. |
||
«Это время - для здоровья, закаляйся детвора» - воздушные ванны, игровой массаж, дорожка здоровья после сна с бодрящей гимнастикой и музыкальным сопровождением. |
||
«Пейте дети молоко - будете здоровы» - полдник. |
||
«Минутка игры» - игры, подготовка к прогулке. |
||
«Это время - для здоровья, закаляйся детвора» - прогулка: игры, наблюдения, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная активность детей. |
||
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, подготовка к ужину, ужин. |
||
«Ну а вечером опять - мы отправимся гулять» - игровая деятельность на улице, консультации с родителями, уход детей домой. |
Заключение
Рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воспитательное воздействие на ребенка. Режимы дня для детей разного возраста должны обеспечить: длительность бодрствования, соответствующую пределу функциональной работоспособности нервной системы; определенное количество часов сна в сутки для полноценного отдыха; последовательность и чередование приема пищи, сна и бодрствования с учетом возможностей организма ребенка. Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) рекомендуется режим дня, при котором максимальная продолжительность непрерывного бодрствования достигает 5,5-6 ч; общая продолжительность суточного сна составляет 12,5-12 ч, из которых 2-2,5 ч отводится дневному сну; питание осуществляется 4 раза в день с интервалами 3,5-4,5 ч. Однако, помимо временных показателей, для правильной реализации режима большое значение имеет и качественный уровень проведения каждого из его процессов. Если выполнение режима сводится лишь к соблюдению интервалов между его отдельными процессами, а руководство деятельностью детей со стороны педагога не осуществляется, оздоровительная и воспитательная роль режима будет значительно снижена. В детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями, и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне, показатели работоспособности и развития детей высоки. Если же отдельные режимные процессы, в первую очередь такие, как прогулка, занятия, сон, проводить недостаточно качественно, у воспитанников к концу дня возникает усталость, эмоциональный спад, что, в конечном счете, неблагоприятно влияет на их здоровье и развитие. Рациональный режим дня, который постоянно выполняется в детском саду и дома, имеет большое значение для правильного развития ребенка. Критериями оценки режима, его соответствия возрастным возможностям и потребностям детского организма будут состояние здоровья и уровень умственного и физического развития дошкольника, характер его поведения, общения со сверстниками и взрослыми, эмоциональное состояние, он. Ребенок, который живет в условиях, где режим дня отвечает всем требованиям (предусматривает достаточное пребывание на воздухе, полноценное питание, благоприятный уровень двигательной активности, включает разнообразные виды нагрузок, достаточный сон), как правило, отличается своевременным развитием, редко болеет, хорошо адаптируется к новым условиям, изменениям режима. Такой ребенок не страдает отсутствием аппетита, быстро засыпает, спокойно и глубоко спит. Поведение его характеризуется уравновешенностью, он умеет самостоятельно играть, участвует в совместных с другими детьми играх.
Список литературы
1. Аванесов В.Н. Воспитание детей в разновозрастной группе. М.: 1979.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы М.: 1968.
3. Богина Т.Л., Терехина Н.Т. «Режим дня в детском саду» М.: 1987.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1997.
5. Журнал "Педагогика" 2002, 6, с. 71-77. Социальное воспитание и наследие А.С. Макаренко. Фролов А.А.
10. Минкина М.В. Методика работы в разновозрастной группе детсада. Минск, 1977.
11. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983.
12. Нравственное воспитание в детском саду. Под редакцией В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой. М.: 1978.
13. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М., Детская лит-ра, 1989.
14. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: 1979.
15. Трудовое воспитание в детском саду. Лекция для студентов дошкольного факультета. Доцент МГЗПИ О.А.Фролова. М.: 1960.
16. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1986.
17. Королева В. и Голлеидер Г.Ю. Воспитание трудолюбия у детей старшей группы. В сб.: «Детский сад». Под ред. А. П. Усовой. М. Изд-во АПН РСФСР, 1951.
18. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании М.: 1967.
19. Менджерицкая Д.В. Воспитание в детской игре. М.:
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра и развитие мышления, внимания, воображения, грамматически правильной речи.
курсовая работа , добавлен 16.01.2012
Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.
дипломная работа , добавлен 12.06.2012
Возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфика их физического воспитания и образования. Исследование эффективности рационального сочетания плавания с другими средствами физического воспитания. Упражнения для обучения детей плаванию на суше.
дипломная работа , добавлен 17.04.2012
Возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Понятие детской литературы и её жанров. Понятие времени и его свойств. Возможности использования детской литературы при формировании временных представлений детей дошкольного возраста.
дипломная работа , добавлен 05.10.2012
Закономерности психомоторного развития детей дошкольного возраста. Взаимосвязь процессов развития психомоторики и овладения ведущим видом деятельности в дошкольном периоде. Влияние нарушения статодинамической функции на психическое развитие ребенка.
курсовая работа , добавлен 20.12.2015
Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников. Возрастные особенности и этапы развития речи детей раннего возраста. Использование различных видов кукольных театров для формирования правильной и образной речи детей в детском саду.
дипломная работа , добавлен 12.10.2012
Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Развитие познавательной активности и интересов старших дошкольников. Принципы занятий с детьми дошкольного возраста. Основные средства обучения. Особенности процесса обучения для детей-дошкольников.
курсовая работа , добавлен 19.02.2014
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Многообразие живых организмов как одно из основных понятий экологического образования дошкольников. Дидактическая игра: понятие, задачи. Содержание непосредственной образовательной деятельности.
дипломная работа , добавлен 07.06.2014
Возрастные особенности развития количественных представлений у детей дошкольного возраста. Анализ этапов формирования счетной деятельности у дошкольников. Сравнительный анализ программных задач альтернативных программ по разделам "Количество и счет".
курсовая работа , добавлен 12.09.2015
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Сущность понятия "школьная готовность" и ее основные составляющие. Содержание программ подготовки детей к обучению в школе, система и закономерности работы воспитателей, используемые методы.
В деле воспитания подрастающего поколения важнейшей задачей является целенаправленное приучение детей с раннего детства придерживаться режима. Лишь тогда они будут выполнять его неукоснительно. Малыш даже и не подумает противиться, если, например, пришло время идти спать. Если в девять вечера он лёг и через полчаса уже крепко спит, то наутро его не придётся долго тормошить - ребёнок проснётся весёлым и бодрым.
У него будет больше времени на одевание и утренний туалет, а родителям не придётся беспрестанно его подгонять, ворча по поводу его нестерпимой медлительности. Привыкшего к режиму ребёнка днём не придётся множество раз приглашать к столу или безнадёжно выуживать с прогулки. Рутинный семейный день спокойно начинается и также кончается, а все связанные с режимом конфликтные ситуации кажутся невозможными. Поэтому вечерние часы родители могут спокойно посвятить своим занятиям.
Если сон, приёмы пищи, прогулки и прочие виды деятельности расписаны по часам и повторяются ритмично, то такой образ жизни укрепляет нервную систему и заставляет все физиологические процессы организма протекать стабильно.
Режим соблюдается неукоснительно в детских дошкольных учреждениях, чего часто не наблюдается дома, где дети освобождаются от всякого режима. Уже давно отмечено, что когда в выходные дни, проведённые дома, малыш сбивается с привычного режима, то в понедельник он не так хорошо себя чувствует в детском саду: ощущает вялость, утомлённость или, наоборот, чрезмерную возбудимость. Днём ему может потребоваться большее время на сон, чем в прочие дни.
Распорядок дня дошкольника
Здесь и важна привычка поддерживать распорядок дня, которая воспитывалась ещё с раннего детства. Часто ребёнок стремится завершить своё занятие, что само по себе похвально. Поэтому лучше заранее (за 10-15 минут) предупредить его о том, что приближается время сна.
Когда же этот момент настанет, то уже нужно настаивать, чтобы малыш не задерживался.
Для дошкольника возрастом в пределах 3-7 лет желательно придерживаться следующего распорядка:
7-7.30 ч. - подъём, туалет, зарядка;
8-8.30 ч. - завтрак;
9-10 ч. - развивающие занятия, игры;
10 ч. - второй завтрак;
10.20-12 ч. - прогулка;
12.30-13 ч. - обед;
13-15 ч. - дневной сон;
15.30 ч. - полдник;
16-18 ч. - занятия, прогулка, игры;
18.30-19 ч. - ужин;
19-20.30 ч. - игры, свободное время;
21 ч. - отход ко сну.
Если ребёнка отводят в детский сад, то там придерживаются примерно такого же режима (лишь ужин в детском саду наступает раньше). Но даже если дети не ходят в детский сад, то и тогда врачи рекомендуют для них тот же режим. К режиму дня дети привыкают достаточно быстро и реагируют на него благоприятно.
Причём, чем младше малыш, тем легче он осваивается в рамках выбранного распорядка дня. Ведь детям необходима стабильность. Когда их жизнь состоит из планомерно чередующихся событий, то они более спокойно и уверенно себя чувствуют. Зато любое новое, неожиданное событие для их нервной системы становится причиной стресса.
Разумеется, с точностью до минуты выдерживать предложенный распорядок нет необходимости. Ежедневно требуется лишь примерное соблюдение расписания и порядка событий.
В хорошую погоду время на прогулку можно существенно увеличить, а если малыш захворал, то продлить время его сна и отдыха за счёт количества занятий.
Многие современные родители не только лояльно относятся к тому, что их чада смотрят фильмы далеко не по возрасту, но, бывает, и хвастаются этим &ndash ...
Питание
Дошкольникам требуется пятиразовое питание, включающее три основных приёма пищи (завтрак, обед и ужин) и два дополнительных, в роли которых выступают второй завтрак и полдник. В основные приёмы пищи нужно обязательно включать горячие блюда. По калорийности на завтрак должна приходиться четверть суточной нормы потребления, на обед - 40% и 20-25% - на ужин . Чаще всего на полдник и второй завтрак детям предлагают молочные продукты, фрукты и выпечку. Порции еды детям нужно давать с учётом их возраста. Между приёмами пищи не должно быть больших промежутков. Большие перерывы между едой, беспорядочное питание, частые перекусы и переедание вызывают раннее проявление заболеваний ЖКТ.
Сон дошкольника
Малыш до 5 лет в сутки должен спать 12-12,5 часов, в 5-6 лет на полчаса-час меньше, причём на основной сон приходится 10-11 часов, а на дневной 1,5-2,5 часа. Ночной сон находится в пределах от 21-21.30 и до 7-7.30 утра. Дневной сон дошкольников должен быть организован так, чтобы просыпались они в 15-15.30, позже устраивать дневной сон не следует, поскольку в этом случае неизбежно будут возникать проблемы с отходом к ночному сну. Бодрствование во второй половине дня должно быть не меньше 6 часов, чтобы ребёнок успел достаточно наиграться и почувствовать естественную необходимость в отдыхе.
Отход ко сну ребёнка во многом зависит от условий воспитания. Часто дети воспринимают необходимость идти спать как неприятность, и упрашивают разрешения поиграть ещё или посидеть у телевизора. Но встретив отказ, они идут умываться в плохом настроении, долго раздеваются, возятся, с трудом засыпают. В результате они недобирают положенного отдыха и наутро с трудом встают. При систематическом недосыпании настроение ребёнка портится, он становится капризным, состояние его нервной системы ухудшается. Поэтому важно с помощью гигиенических и педагогических методов закреплять потребность во сне, чтобы при укладывании ребёнок испытывал удовольствие, и быстро, без дополнительных стимулов, засыпал.Активные игры и прогулки
Чтобы малыш рос здоровым, ему необходима двигательная активность в достаточном количестве. Например, ежедневно здоровый ребёнок должен проходить минимум 2-3 километра. Ежедневная достаточно длительная прогулка является важнейшим средством для полноценного физического развития малыша и его оздоровления. Зимой ребёнку нужно гулять минимум 3-4 часа ежедневно, и даже если погода не благоприятствует прогулке, то её можно сократить, но совсем не отменять. Климатические условия (сила ветра, влажность и температура воздуха), которые не вредят прогулкам ребёнка, являются не до конца решённым вопросом. Во многом это зависит от климата, в котором растёт малыш. Например, на российском севере с продолжительной и суровой зимой, детвора старшего дошкольного возраста может гулять и при минус 30-35 градусах. Просто лицо ребёнку смазывают вазелином. Если ребёнок озяб, то его минут на пять пускают в помещение погреться. Тем не менее, даже короткие (15-20 минут) прогулки на сильном морозе являются хорошей физической зарядкой и поднимают настроение малыша.
Частенько зимой родители ограничивают подвижность малышей, излишне тепло их кутая. Родители руководствуются при этом лишь лучшими побуждениями, боясь, что малыш заболеет. Но фактически получается то, что похожий на кочан капусты ребёнок не может свободно играть со сверстниками, лепить снежных баб, бросаться снежками, спускаться с горки на санках. Тем самым он не только лишается самих этих забав, но и начинает отставать в физическом развитии. У подобных детей снижается приспособляемость организма не только к холоду, но и к жаре, снижается иммунитет против патологических микроорганизмов. Такие дети часто либо слишком полные, либо чрезмерно худые. А негармоничное физическое развитие вызывает отставание в совершенствовании навыков движения.
Иногда прогулки прерываются потому, что замёрз сам сопровождающий детей взрослый, ведь ему приходится двигаться значительно меньше, чем детям. Поэтому и он должен подготовиться к полноценной прогулке - обуться и одеться соответственно.
Чтобы у детей вырабатывалось положительное отношение к прогулкам, важно и то, как взрослые отзываются о погоде. Если старший с улыбкой объявляет, что «Сегодня ветерок, но мы его не боимся», «Сегодня морозец немного щиплется» или «Дождик не такой уж и сильный», то и ребёнок начинает легче относиться к превратностям погоды. Но если старшие сами встревожены сильным морозом, дождём или ветром, то и малыш это почувствует и не захочет гулять.
Но больше определяет отношение к прогулке ребёнка её содержание, особенно если ему позволяют проявлять физическую активность. Особенно привлекательной становится прогулка с катанием с горок стоя, на дощечках, на санках, совместными детскими играми, катанием на лыжах и коньках.
Совместное воздействие физических упражнений и свежего воздуха станет эффективным способом закаливания, прекрасно тренируя различные функции организма. Когда приходит вместе с весной тепло, то дети проводят на свежем воздухе почти целый день. Но и весной ребёнка нужно одевать в соответствии с погодой, которая часто ещё бывает неустойчивой, с внезапными похолоданиями и колебаниями температуры даже в течение одного дня.
Родители часто перестраховываются и отправляют ребёнка гулять в зимней одежде, в которой он быстро перегревается. Чувствуя тяжесть, он расстёгивает или даже вовсе снимает куртку, а за этим может последовать простуда. Одежду дошкольника следует постепенно облегчать: вместо шубы надеть пальто полегче, под которое поддеть вязаный свитер, затем снять с него тёплые рейтузы, шерстяные носки и т. д. Когда станет ещё теплее, можно выпускать ребёнка гулять с открытыми конечностями, а затем и в одних трусиках. Летом у детей вырабатывается привычка гулять легко одетыми. В прохладные дни их можно оставлять в лёгкой одежде, хотя некоторые заботливые мамаши в этом случае надевают на малышей колготки, платье и более тёплые вещи, несмотря на недовольство самих малышей . Хотя в этом споре дети оказываются правы, ведь закалённой коже такая защита уже не нужна.Лето у нас не очень длинное, и родители хотят, чтобы дети по максимуму побыли на солнце, напитавшись на весь год витамином D. Но вместе с этим нужно з...
Занятия дошкольника
Для дошкольников уже предусмотрены учебные занятия: их учат грамоте, арифметике. Проводятся также творческие (лепка, рисование, музыка, конструирование, танцы) и спортивные занятия. Пики детской работоспособности приходятся на периоды 9-12 и 16-18 часов, поэтому к этому времени и следует привязывать занятия, в которых требуется физическая и умственная нагрузка.
По мере взросления детей всё больше времени отводится на проведение обучающих, творческих и развивающих занятий. Если в 3-4 года было достаточно двух ежедневных занятий по 12-20 минут, то с 5-6-летними потребуется уже 2-3 занятия по 20-30 минут. Учебные занятия рекомендуется прерывать физкультминутками.
Не следует перегружать дошкольника изобилием секций и кружков. Если ребёнок ходит в детский сад, то ему достаточно двух-трёх дополнительных занятий в танцевальном кружке или спортивной секции. Ребёнок, перегруженный занятиями, может начать испытывать проблемы со здоровьем: нарушение сна, неврозы, снижение иммунитета. Ведь помимо специальных занятий на протяжении дня у ребёнка должно оставаться время и для интересующих его развлечений и игр.
2 1
Соблюдение определенного режима дня благотворно сказывается на физическом и психологическом здоровье ребенка. Организация повседневной жизни дошкольника, включающая в себя активные и тихие игры, принятие пищи и сон, сводит к минимуму риск плохого настроения и капризов малыша. Чтобы ребенок не устраивал истерики перед тем, как отправиться в постель, не отказывался от обеда и не расстраивался, уходя с детской площадки, необходимо с самых ранних лет приучать его к правильному и размеренному режиму, удобному как ему самому, так и его родителям.
Плюсы жизни по расписанию
В дошкольном возрасте малыши редко могут самостоятельно понять, насколько они голодны или устали. Задача родителей – помочь ребенку так организовать свой день, чтобы ему было комфортно. Многочисленные исследования доказали, что дети, живущие по расписанию, гораздо меньше подвержены стрессам и перепадам настроения, они намного активнее и любознательнее, нежели их сверстники, которые не приучены к соблюдению определенного порядка действий. Кроме того, завтраки, обеды и ужины в одно и то же время оказывают благоприятное воздействие на функционирование желудочно-кишечного тракта ребенка.
Организация дня ребенка – трудная, но вполне выполнимая задача, требующая от родителей внимательности, чуткости и педагогической подкованности. При создании расписания важно учитывать не только общепринятые нормы, но и индивидуальные особенности ребенка. Одни дети кушают больше, чем другие, кто-то любит проводить время, играя с конструктором, кто-то обожает активные игры в мяч, кому-то нравится плескаться в ванной, а кто-то предпочитает заканчивать водные процедуры как можно быстрее. Также нужно ориентироваться на повседневные семейные традиции – в одних семьях встают очень рано, в других же нежатся в постели до полудня.
Питание
Ребенок в возрасте 3-6 лет должен есть не менее 4 раз в день. Завтрак должен быть не позднее, чем через час после пробуждения, ужин – примерно за 1,5-2 часа до отхода ко сну. Обед и перекус между основными приемами пищи устанавливаются в соответствии с общим распорядком дня всей семьи.
Объем суточного рациона дошкольника лучше делить следующим образом: завтрак – 25 % от общего количества пищи, обед – 40 %, полдник – 15 %, ужин – 20 %. Важно следить за тем, что ребенок не перекусывал сладостями в неположенное время. Исключение можно сделать лишь в крайнем случае: например, если малыш с родителями гуляет в праздничный день по городу, где на каждом углу продают соблазнительно пышную сладкую вату и манящее мороженое.
Сон
Оптимальное количество сна для ребенка 3-6 лет – 12-14 часов. Из них часть отводится для дневного послеобеденного сна. Трехлетки и четырехлетки спят днем пару часов, дети постарше – час-полтора, не более. Важно учитывать и физическое состояние ребенка: слабые или часто болеющие дети нуждаются в большем количестве отдыха.
Отход к ночному сну нужно начинать заранее – убрать все игрушки, выкупать ребенка и уложить в теплую постель в хорошо проветренной комнате. Обстановка должна быть максимально спокойной и тихой, никакого работающего телевизора и громких разговоров.
Прогулки
Ежедневные прогулки на свежем воздухе – залог здоровья и хорошего настроения ребенка. Зимой дети должны гулять не меньше 3 часов, летом это время можно увеличить до 4 и даже 5 часов. Прогулки необязательно должны быть активными и шумными – неспешный променад с родителями по красивому бульвару или живописной набережной тоже подойдет.
Игры
Лучшее время для подвижных игр – первая половина дня и пару часов после обеденного сна. Вечером стоит отдать предпочтение спокойным домашним развлечениям – лепке из пластилина, рисованию, чтению книг и так далее.
Примерный режим дня
Приведем примерный режим дня дошкольника:
Важное условие развития малыша - это организация распорядка, который соответствует его возрасту. Режим представляет собой распределение различной деятельности крохи равномерно на протяжении суток.
Зачем нужен распорядок?:
Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.
Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:
Период отдыха и сна;
Прием пищи;
Прогулка;
Занятия и обучение.
Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми. Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.
Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Малыши до 5-6 лет крайне быстро адаптируются к установленному распорядку и нормально реагируют на него. Чем младше кроха, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.
Правила "НЕ" для детского режима:
В режиме обязательно выполнять два главных "НЕ":
1. Не сокращайте сон малыша;
2. Не проводите обучающие и развивающие мероприятия после 19 часов.
Признаки правильного распорядка:
Хорошая работоспособность;
Отсутствие переутомления;
Повышение сопротивляемости организма.
Строгость соблюдения режима дня:
Режим дня может не выполняться строго. На его соблюдение влияют такие факторы:
Состояние здоровья малыша. Если ваш кроха заболел, тогда рекомендуется увеличить сон и отдых;
Погодные условия: если хорошая погода – увеличивайте время прогулок.
Принципы режима:
1. Строгое соблюдение;
2. Не допускаются постоянные изменения правил распорядка;
3. Обязательный учет возраста крохи, его индивидуальных потребностей и особенностей;
4. Характер и продолжительность разных видов деятельности должны соответствовать развитию крохи и его способностям.
Наиболее рациональный режим для дошкольников:
7.00 – 7.30 – пробуждение, гимнастика, водные процедуры;
8.00 – 8.30 – время первого завтрака;
9.00 – 10.00 – обучающие занятия;
10.00 – время второго завтрака;
10.20 – 12.00 – прогулки на улице;
12.30 – 13.00 – время обеда;
13.00 – 15.00 – дневной отдых;
15.30 – время полдника;
16.00 – 18.00 - игровая активность, прогулки и развлечения на улице, обучающие мероприятия;
18.30 – 19.00 – время ужина;
19.00 – 20.30 – игры, самостоятельные виды деятельности;
21.00 – подготовка и отход ко сну, сон.
Приемы пищи:
Все дошкольники нуждаются в 5-разовом приеме пищи:
1. Завтрак;
2. Второй завтрак;
3. Обед;
4. Полдник;
5. Ужин.
Размер порций должен соответствовать возрасту малыша. На второй завтрак и полдник идеально подойдут различные сезонные фрукты, выпечка и кондитерские изделия, молочные или кисломолочные продукты.
Никогда не делайте продолжительных интервалов между едой! К патологиям желудочно-кишечного тракта у дошкольников часто приводят:
1. Беспорядочное питание;
2. Длительные интервалы между приемами пищи;
3. Переедание;
4. Слишком частый прием пищи.
Организация сна:
Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста:
До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки;
Малыши от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки.
Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов.
Важно соблюдать такие правила подготовки к ночному сну:
Не играйте в шумные игры;
Ограничьте просмотр телевизора;
Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры.
Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон.
Полезен для здоровья крохи дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, что ребенок в обед просто отдохнул от активности:
Почитал;
Просто помечтал;
Полежал на кровати;
Поиграл в пассивные игры.
Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье крохи, его настроении и способности к обучению и развитию.
О прогулках:
Пребывание на воздухе - одно из основных занятий малыша. Физическая активность важна как для сохранения здоровья, так и для настроения.
Гулять с детьми нужно каждый день и при любой погоде, кроме дождя или мороза. Малыши не мерзнут на улице из-за достаточной активности. Пребывание на улице - прекрасный способ закаливания. Влияние воздуха на детский организм:
Улучшаются и ускоряются обменные процессы;
Стимулируется работа сердечно-сосудистой системы;
Нормализуется дыхание;
Повышается устойчивость организма к инфекциям.
Особенности развивающих мероприятий:
Грамота;
Физкультура;
Творчество;
Математика;
Ознакомление с окружающим миром.
Благоприятное время для обучения:
9-12 часов;
16- 18 часов.
С малышами 3-4 лет достаточно проводить два занятия в день продолжительностью по 15-20 минут. С 5-6-летними детьми рекомендовано 2-3 занятия в день по полчаса.
Если кроха посещает детский сад, то ему вполне достаточно 2-3 спортивных или танцевальных урока.
Излишняя загруженность крохи занятиями отрицательно отразится на его здоровье. Как правило, это проявляется немного позднее в таких формах:
Неврозы;
Снижение иммунитета;
Нарушение сна.
Важно не забывать о том, что у малыша должно оставаться некоторое количество времени, чтобы поиграть самостоятельно.
1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна;
3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время;
4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день;
5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну;
6. Промежутки между кормлениями - около 3-4 часов;
7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов;
8. Не допускайте частых изменений режима;
9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи;
10. Ребенок должен начинать день с зарядки;
11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур;
12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать;
13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.
Нарушение режима:
Правильный распорядок не должен нарушаться в выходные или праздничные дни. В детском саду строго выполняется режим, но многие родители иногда дома нарушают его. Тогда малыш после выходных приходит уставшим или возбужденным, а не отдохнувшим. От нарушений распорядка дня страдают как дети, так и взрослые. Они тратят больше энергии, испытывают усталость, многое не успевают выполнить. Поэтому выполнение режима дошкольника важно для облегчения жизни всех членов семьи!
Наиболее часто нарушение режима вызвано такими причинами:
1. Недостаточная физическая активность малыша;
2. Увлеченность просмотром телевизора;
3. Увлеченность компьютерными играми;
4. Родители не осознают роль дневного сна.
Родители должны уделять повышенное внимание выполнению режима дня своего ребенка. Тогда у него будут формироваться положительные черты характера – организованность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах!