Практически все дети в силу их малоопытности не умеют решать конфликты без слез, криков и угроз. Любая возникшая сложность, которая взрослым кажется незначительной, в глазах ребенка представляет собой огромную проблему. Чтобы дети смогли научиться управлять своими чувствами и грамотно отстаивать свои взгляды, не ущемляя при этом интересы других, родителям следует помочь им сформировать правильные жизненные принципы.
Чаще всего конфликты между детьми встречаются в тех семьях, где родители используют метод ссор, споров и криков в качестве основного способа решения проблем. Ребенок очень быстро перенимает манеру поведения родителей и пытается таким же образом отстаивать свою точку зрения в отношениях с братом или сестрой. При этом родительские упреки и замечания им не воспринимаются всерьез, так как образ отца и матери, бурно выясняющих свои отношения, прочно запечатлелся в его памяти. Единственно правильным выходом из этой ситуации станет откровенный разговор родителей и детей, в ходе которого взрослые должны признать ошибочной свою манеру поведения и пообещать исправиться. Положительный родительский пример будет в таком случае главным стимулом для пересмотра ребенком своих привычек и убеждений. Традиция мирного урегулирования всех конфликтных ситуаций должна стать семейной.
Часто возникают ситуации, когда родители оказывают больше внимания одному из детей. Это может быть вызвано возрастом ребенка, наличием у него особых успехов в учебе или проблем со здоровьем. В таком случае другой ребенок, испытывая чувство ревности, начинает вести себя грубо, постоянно вызывая родителей и своего брата или сестру на конфликт. В данной ситуации родителям не следует ругать или взывать к совести протестующего члена семьи, так как это может привести к обратному результату. Взрослые должны проявить тепло и внимание к этому ребенку, объяснив, что всех детей в их семье они любят одинаково. Безусловно, произнесенные слова нужно подтвердить поступками и постараться впредь не лишать ревнующего ребенка внимания.
Крики и оскорбления ребенка со стороны родителей демонстрируют их слабость и неумение держать ситуацию под контролем. Быстро и эффективно решить любой конфликт в семье поможет твердый, спокойный и уверенный тон голоса взрослого человека.
Когда дети ругаются между собой, родителям не следует сразу же вмешиваться в ссору. Велика вероятность того, что юные участники спора смогут сами решить вопрос и тем самым приобрести важный опыт в решении аналогичных проблем. Если конфликт все-таки вышел за рамки конструктивного общения, родители должны разнять и успокоить детей, а потом приступить к выяснению ситуации. Не нужно пытаться определить виновного, так как это приведет лишь к самооправданию участников конфликта. Следует выслушать каждого ребенка в отдельности, никого не осуждая и не оправдывая при этом, а потом помочь ссорящимся договориться и найти выгодное для обоих решение. Разрядить обстановку поможет уместная шутка или веселый рассказ об аналогичном случае в жизни родителей.
Большое значение имеет также создание особой обстановки в семье, что позволит предотвратить назревание конфликтных ситуаций и уменьшить их количество. Весьма полезна в этом деле организация индивидуального уголка в доме для каждого ребенка. Это поможет научить детей уважать личное пространство другого. Отношение к детям со стороны родителей должно быть одинаковым вне зависимости от их возраста. Тогда младший ребенок будет знать, что за свои проступки он обязательно получит справедливое наказание, а старший не будет чувствовать себя ущемленным и нелюбимым. Игрушки, покупаемые детям, должны иметь примерно одинаковую ценность. Отличным вариантом станет приобретение настольных игр, которые помогут воспитать в ребенке умение правильно вести себя в случае проигрыша и победы. Совместные походы и семейные праздники также помогут сплотить всех членов семьи и усилят чувство привязанности друг к другу.
Как показывает практика, ребенку в сложной ситуации важны не слова утешения, а осознание того, что родители понимают и разделяют те чувства, которые он испытывает. Иногда для достижения положительного результата взрослым достаточно просто внимательно слушать своих детей, давая возможность выговориться. Удивительно, но после этого дети сами находят выход из возникших трудностей.
Конечно, конфликты между детьми в семье будут случаться еще не один раз. Это характерная особенность детства и избавиться от нее вряд ли получится. Правильное поведение родителей в момент ссор и разногласий поможет сформировать у детей ответственность и желание находить компромиссы.
Каждая мама знает, что конфликты детей неизбежны. На улице ли, в садике, дома, в гостях. Иногда все заканчивается само собой, не успев начаться. А иногда приводит к агрессии, обидам, драке, слезам… Многое зависит от поведения родителей, как они отреагируют на ссору – вмешаются или проигнорируют, помирят деток или пойдут в наступление со взрослым, научат договариваться или заберут ребенка подальше от разворачивающихся событий. А вслед за этим и малыш будет учиться «выживать» в коллективе.
Давайте рассмотрим виды конфликтов в разных местах – на улице, в детском саду и дома – и способы их благополучного разрешения.
На улице
«Свое-чужое»
До 2х лет детки не имеют понятия о том, что есть свое и чужое – у них все общее. Поэтому, приходя в песочницу, заметите, что малыши не особо разбираются, чья игрушка попала им в руки. Конфликт может начаться от того, что с одним совком захотят играть двое. Право на обладание остается за хозяином совка, своему же малышу можете предложить:
А) другую игрушку
Б) обменяться
В) новую вещь, не находящуюся в песочнице (цветок, камушек, листок, главное – новое, малознакомое ребенку).
Иногда достаточно просто попросить нужную игрушку. Но не приучайте ребенка к тому, что попросит – дадут. Отказ – это тоже нормально.
«Дети делятся на два типа - свои и некультурные»
Вы знаете, что дети иногда «шалят». Могут стукнуть другого ребенка, толкнуть, обсыпать песком, отобрать игрушку. И, если своего мы можем понять и простить, то чужой автоматически становится невоспитанным и плохим.
- Как реагировать, если ребенка обижают, а он не может дать сдачи?
Вы, как взрослый должны ему помочь. Сказать спокойно и уверенно (не грозно!) чужому ребенку – «Катю бить/обсыпать/толкать нельзя! Хочешь играть – играй. Но не обижай !». Своего обнять и объяснить – «Петя хотел с тобой поиграть. Просто он не знал, как это сделать ».
- А если дал сдачи?
Разнять детей и сказать, что «Драться – нельзя! Хотите играть – играйте ». И предложить совместную игру.
- А что, если сам лупит чужих детей ?
Забрать от чужого ребенка и спокойно сказать, что «Так не играют. Девочке/мальчику больно. Ты же не хочешь, чтобы тебя били? Тогда и сам не бей» .
Если ваш ребенок постоянно слышит «нельзя» – он привыкает к этому слову и уже не слышит его. Говорите что-то другое – «Стоп!», «Прекрати», «Так дело не пойдет» и т.п.
В конце статьи вы можете скачать чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы". Узнайте, как избежать психологических проблем у малыша.
Взрослые «Разборки»
Иногда, в конфликты детей включаются взрослые. Не всегда они могут адекватно воспринять ситуацию и решить все миром. Порой, раздувают из мухи слона. И своего ребенка приходится защищать не только от детей, но и их родителей. Вот здесь и начинается «запись» поведения для будущих конфликтов у малышей – когда взрослые «кусаются».
Вы, как мудрая мама, конечно, не станете драться, выяснять отношения на повышенных тонах, подключать папу или сбегать. Вы будете договариваться или сводить все на нет.
Ребенку делают безобидное замечание, типа «Ой, какой ты грязный! » или «Ты слишком активный! ». Отвечайте с улыбкой – «Зато счастливый!». Будьте в любом случае на его стороне, даже если взрослые шутят.
А вот если на вашего ребенка кричат (у другой мамочки эмоции зашкаливают), действуйте, как в ситуации с дракой детей, когда ребенок не может дать сдачи – ведь и здесь, вряд ли ребенок сможет ответить чужой тете – «Не кричите на Витю/На Витю кричать нельзя. Хотите что-то ему объяснить, говорить спокойно. Вам не нравится его поведение – скажите мне ».
Защищать ребенка нужно обязательно! Даже если он сильно виноват. Воспитывать и говорить, что можно, а что нельзя будете позже. Снять страх – важнее.
Никогда не вставайте на сторону оппонента, ругая ребенка. Навсегда потеряете его доверие.
Когда взрослые «перекинутся» на вас, гасите ссору, просто задавая вопросы.
Пример. «Женщина, воспитывайте своего ребенка!», «Как мне следует его воспитывать ?», «Так, чтобы не отбирал чужие вещи!», «А как Вы воспитываете сына, что он не отбирает ?», «Ну я.. я.. я говорю ему, что так делать нельзя?, «И это помогает? Он, действительно, никогда-никогда не отбирает?», «Нет! Никогда не отбирает!», «Какой молодец! ».
Профилактика от ссор детей на улице:
- Особо значимые для ребенка игрушки не выкладывайте в «общак», пусть они останутся у вас в руках (в сумке, в коляске).
- Не выносите игрушки, потенциально интересные другим деткам – либо придется делиться, либо скандала не избежать.
- Предлагайте игры, где дети будут взаимодействовать, а не противоборствовать.
Утихомирить в агрессии чужого ребенка можно только словами. «Исправить» его не получится. Однако, если именно ваш малыш «тиранит» местную ребятню – обратите внимание на то, что происходит в семье. Причина, чаще всего, именно там. Или обратитесь к психологу.
В детском саду
В садиках дети тоже ссорятся. Только уже без вашего присутствия. И воспитательница не всегда может увидеть, что произошло с ребятами.
Причинами могут быть – как неподеленные игрушки, так и нарушенные правила игры.
Мириться дети будут тем способом, что видели/слышали ранее – почему этап «песочница» и конфликты в нем очень важны. Но, наиболее близкий вариант развязки будет все же тот, которым пользуются мама и папа, решая споры.
Поэтому, не удивляйтесь, если ребенок будет до последнего бороться за уже даже ненужную игрушку, если родители ссорятся, пока один не хлопнет дверью.
Видеть примирение родителей – важно. Говорить «извини» и признавать свою вину. Уметь договариваться задолго до конфликта. Сводить все в шутку или не обращать внимание на мелочи.
Иногда именно конфликты в садике показывают, что ребенок «снял» неправильную модель взаимоотношений.
- В случае агрессии ребенка
– найти причину в себе, в отношениях с мужем и ребенком. Измените СВОЕ поведение.
- Если ребенка обижают, а он не может ответить или найти возможность избежать обид – поговорите с воспитателем. Она ответственна за то, чтобы дети мирно сосуществовали. Пусть проследит за общением вашего малыша с детками. «Вычислит» обидчика. Вы можете поговорить с этим ребенком или с его родителями. Как и на улице – не воспитывая и не угрожая, а спокойно говоря, что так делать нельзя.
Своему малышу можете дать «разрешение» на драку как крайнюю меру – когда его самого бьют. И то, только после того, как он сообщит обидчику, что если тот не прекратит, он тоже будет драться.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы". Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.
Профилактика от конфликтов в детском саду:
1.Не носить в садик любимые/новые игрушки ребенка
2.Играть с ребенком так, чтобы у него была и ведущая роль, и ведомая (объясняя ее преимущества)
Дома
Самое сложное, пожалуй, это примирить двух детей именно дома. Борьба за мамино внимание, самую сладкую конфету, просмотр разных передач и пр. – каждодневно заканчивается слезами, жалобами, а то и истерикой, дракой, синяками. Слушать новые «обзывалки» терпения не хватает. А вставать на сторону одного – значит, предать другого.
- Не всегда конфликт требует вашего вмешательства. Дети 100 раз на дню ссорятся и мирятся! За каждой ссорой следить и пресекать – нервов не хватит:)
- Не вставайте на чью-то сторону сразу же. Чтобы детям не казалось, что вы изначально «ЗА» кого-то. Выслушайте обе стороны и объясните, кто в чем был прав, а кто нет
- Чаще говорите детям, что неважно кто начал ссору – ответственность за ее развитие понесут оба (трое/четверо)
- Дети ждут признания своей невиновности и наказания другого. Разбирая конфликт, заостряйте внимание не на том, кто виноват, а на том – что теперь делать? Как выходить из конфликта?
- Юмор – лучшее средство для примирения. Переиначьте их ситуацию в забавном свете, даже сводя к абсурду. У детей поменяется эмоциональное состояние и им проще будет снова «задружить»
- Там, где накопилась обида – эмоциям нужно выйти. Позволяйте детям проговаривать свою злость, не переходя на личности. То есть - обзываться нельзя, а сказать, что брат/сестра его бесит или раздражает можно.
- Всегда говорите детям, что вы их очень любите. И что их ссоры вас огорчают.
Профилактика от конфликтов детей дома:
- Предлагать игры, давать задания и поручения, где происходит взаимодействие и помощь одного другому(а не соревнование, где один окажется победителем, а другой – проигравшим)
- Стараться равномерно распределять между детьми все, что только можно (напр., покупать одинаковое количество сладостей или одинаково не покупать)
- Чаще говорить, что один другого, на самом деле, любит – приводить примеры и рассказывать что-то из прошлого, когда старший заботился о совсем маленьком младшем (даже если разница всего год).
Читайте сказки, где герои находят разные способы примирения, умеют делиться, отлично ладят с окружающими. Примером своим, знакомых, друзей или родственников показывайте, что конфликты могут решаться не только силой или слезами, но и обычной уступкой. Разучите «мирилки» - веселые стишки, произнеся которые, ребята должны забыть про ссору и снова вместе играть.
Не всегда мамочка может помочь ребенку выйти благополучно из конфликта. Не увидела, не узнала, была не в силах остановить двух сорванцов, да и просто растерялась… Не ругайте себя! Значит, именно этот опыт необходим был вашему малышу. Детство – длинное, он еще не раз попадет в ссору. И тут вы окажетесь рядом и сможете его защитить и направить в мирное русло. К тому же, если дома есть удачный пример разрешения конфликтных ситуаций, то и ребенок сообразит, как ему поступать, чтобы все закончилось хорошо!
А как вы решаете конфликты детей – дома, в садике, дома? Поделитесь своей историей удачного примирения ребятишек!
Скачайте чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы"
"Вот Ванечка – отличник, а ты никогда так не сможешь…", "Отойди и не пытайся даже, я сама все сделаю как надо...." "Как ты себя ведешь? Придем домой – выпорю…" Главная причина комплексов у детей - это их родители. Скачайте чек-лист и узнайте как избавить малыша от навязанных комплексов.
Вы устали от постоянных конфликтов между детьми? Ваши дети постоянно ссорятся из-за игрушек, из-за вещей, из-за территории, обзываются, толкаются и даже иногда дерутся друг с другом?
Старший ребёнок так и норовит обидеть младшего, стукнуть или толкнуть? А Вы хотите, чтобы старший ребёнок понимал, что он – старший и ему нужно уметь уступать и быть снисходительным к младшим? И во время детских ссор Вы обычно выясняете, кто прав, а кто виноват?
Вот 10 важных правил, которые помогут вам наладить хорошие отношения между вашими детьми
1. Если можете не вмешиваться в конфликт – не вмешивайтесь. Дайте детям возможность самостоятельно уладить ссору.
2. Если дети подходят к Вам с жалобой друг на друга – скажите «Разберитесь, пожалуйста, сами» . Подождите и посмотрите, что будет.
3. Если Вы всё-таки чувствуете, что в конфликт вмешаться необходимо, помните, что ваша главная задача – помочь детям совместно найти выход из конфликта и договориться.
4. Не вставайте на сторону кого-то из детей, назначая его «правым» в конфликте. Каждый из детей считает себя правым и пострадавшим.
5. Установите с детьми физический контакт. Присядьте на их уровень и положите свои руки каждому ребёнку на спину (на плечо).
6. Помогите каждому из детей объяснить, что произошло. Пусть каждый расскажет свою версию случившегося. Помогите им говорить и не перебивать друг друга.
8. Помогите прийти к общему решению. Вариант должен устроить всех.
9. Если у детей нет идей, предложите им свои варианты выхода из сложившейся ситуации.
10. Если дети не хотят договариваться, оба ребёнка помещаются «В одну лодку», то есть, испытывают одинаковые и невыгодные последствия.
Подробнее каждый пункт я раскрываю на своем бесплатном вебинаре .
Что вы узнаете на этом вебинаре:
1. Что такое «Помогающее вмешательство родителей».
2. Как НЕ вставать на чью-то сторону и защищать одного ребёнка от другого во время детских конфликтов.
3. Как применять 4-шаговую модель вмешательства в любые детские ссоры с тем, чтобы обучать детей решать конфликты мирным путём?
4. Что такое подход «Все в одной лодке» и почему именно этот подход делает ссоры не выгодными для детей?
5. Также я презентую Вам мой большой онлайн-тренинг «Мои дети живут дружно».
Вы узнаете пошаговую инструкцию для того, чтобы конструктивно вмешиваться в детские ссоры и конфликты.
Эти знания помогут вам стать ещё более грамотным, мудрым и адекватным родителем, который из любой неприятной находит конструктивный выход и обучает этому детей! А дома у вас воцарится спокойная и доброжелательная атмосфера, а Ваши дети будут мирно общаться и играть друг с другом.
Даже если у вас только один ребёнок, вам обязательно пригодятся знания о том, как правильно вмешиваться в конфликты между детьми, чтобы им от этого была польза.
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.
Многие родители задаются вопросом о том, как прекратить постоянные скандалы и ссоры между детьми, когда в очередной раз слышат, например, такую фразу: «Хочу чтобы у меня не было брата». В таких ситуациях обычно молодые мама и папа начинают заставлять детей любить друг друга. Они покупают им одни игрушки на двоих, поселяют в , стараются сделать так, чтобы малыши больше времени проводили вместе.
Причины ссор детей
На отношения между детьми может влиять их в возрасте, их количество и даже пол. Очень важно отметить то, что дети наследуют не только генетические черты своих родителей, но и всячески стараются подражать их поведению. И если вы - мама и папа - постоянно громко стараетесь выяснять свои отношения, не ждите, что ваши дети будут тихо, мирно и ласково общаться друг с другом. Отношения в семье влияют на детей очень сильно.
Еще одной весомой причиной ненависти и ссор между малышами может выступать обыкновенная ревность. Зачастую дети «делят» между собой родителей. И ссоры возникают из-за того, кому же достается больше внимания мамы и папы. Люди еще в самом маленьком возрасте начинают привлекать внимание, и когда вы подходите к одному ребенку, ревновать начинает другой.
Также они начинают с ссорами и драками делить подаренные вами игрушки.
Что же предпринять, чтобы дети не ссорились?
Для того чтобы сделать первые шаги к примирению детей, нужно изрядно попотеть. Разузнайте причину ссор, поговорите с каждым ребенком о его брате или сестре. Уделите каждому малышу свое время. Да, сложно его найти, но это может быть и поездка в магазин с мамой, или поездка с папой. В этот момент, когда вы одни, ваш малыш может рассказать вам все.
Выслушайте его, покажите ему свою любовь. И этот момент может принести много радости вашему ребенку.
Никогда не давайте детям самим разобраться в их ссоре. Нужно научить их уважать желания друг друга и находить путь примирения не через драки. К примеру, можно попросить ребенка написать что-то друг для друга на листе бумаги или, если это совсем маленькие дети, нарисовать рисунок или сделать друг другу маленький сюрприз.
Также в борьбе с детским эгоизмом помогает прием «по очереди». Стоит заметить, что нельзя сравнивать малышей друг с другом. Ведь, когда один не хочет что-то делать, всегда хочется сказать ему: «А вот твой брат…». Не нужно так делать. Чтобы избежать сравнения, не давайте детям одну и ту же работу, задание. Если так случилось, что они ссорятся, не стоит им жить в одной комнате. Не пытайтесь заставлять детей любить друг друга, ведь в таком случае вы можете только усугубить настоящие чувства детей. Чувства временны, они пройдут. Только с вашими усилиями дети начнут уважать и играть друг с другом без ссор.
Как бы хотелось нам, родителям, чтобы дети, сыновья и дочери, дружили между собой, держались друг за дружку, помогали один другому. Ведь на то она и семья, чтобы все жили в добре и счастье, мире и дружбе. Но, нередко, эта мечта рушится, как только дети немножко взрослеют и начинают разговаривать. Тогда они начинают ссориться, обзываться, и даже драться. И мы уже мечтаем не о дружбе, а хотя бы о терпении друг к другу. Ну почему дети в одной семье часто не дружат между собой?
Очень редко встречаются семьи, где взаимоотношения между детьми идеальны. Наверняка вы слышали истории о том, как старший братишка защищает младшую сестренку, или сестра помогает брату учить уроки, братишки вместе гуляют, а сестренки поют песенки и рисуют. Очень мило! Но на самом деле чаще это кажется просто красивыми образами из книг, которые если и есть в современной жизни, то только в единичных, исключительных случаях.
Жизнь расставляет все точки над "i" и родителям приходится уговаривать детей хотя бы просто не ругаться. Не успеет мама обернуться, как родные братья тут же начинают драться до крови, а сестры отбирают друг у дружки новые вещи. Дети завидуют, обзываются, жестоко обращаются друг с другом и кажется, ничего не может помочь изменить их. Почему так происходит?
Почему дети в одной семье часто ссорятся
Конечно, на первых взгляд, кажется, что родные братья и сестры должны дружить друг с другом. Ведь они же родственники, у них совместный быт и, нам кажется, одинаковые интересы. Но давайте разберемся в этом с системной точки зрения.
Маленький ребенок в возрасте до 3-х лет имеет сильную родственную связь с мамой. Конечно, он постепенно начинает узнавать и видеть и других людей, которые живут с ним в одной квартире, например, папу, бабушку, братишек и сестренок, но все они для него - просто люди, которые не предоставляют ребенку защиту. Чувство безопасности он испытывает только вместе с мамой, поэтому он так и привязан именно к маме.
После 3-х лет ребенок начинает социализироваться: он начинает ощущать себя, как человек в обществе и пробовать свои врожденные свойства и желания. В зависимости от того, какие вектора есть у ребенка, так он и начинает активно проявлять себя.
В это время ребенок начинает постепенно принимать все те нормы и устои взаимоотношений, которые есть в обществе. Он прекрасно различает, кто как к нему относится и складывает свое, личное впечатление об этом. Он воспринимает папу, как самого сильного и лучшего в мире мужчину, бабушку, как добрую и заботливую, которая всегда угостит вкусным пирожком. И он видит братьев и сестер, с которыми он вынужден делить самого главного человека, который есть в его жизни - маму. Как он может к ним относиться? Пока в ребенке нет никаких культурных ограничений и запретов, это абсолютно естественно и нормально, что к братьям и сестрам он относится не очень положительно. В детях с кожным вектором появляется ощущение зависти и ревности, в детях с анальным вектором - обиды и несправедливости. И так с каждым ребенком. Это абсолютно нормально и в этом нет ничего плохого.
Здесь важно не выделять какого-то ребенка, не показывать, что кого-то любят больше или меньше, уделять им равное количество внимания. Нужно так же понимать, что именно значимо для каждого ребенка. Анальные и зрительные дети больше всего нуждаются в чувстве защищенности, они наиболее привязаны к родителям. Но в той или иной мере в чувстве защищенности нуждаются все. Зависть, ревность, обида – знаки того, что какие-то потребности ребенка не удовлетворены. Зная и понимая его вектора гораздо проще определять, о каких именно потребностях идет речь. Важно так же направить энергию детей наружу, чтобы они начали общаться со сверстниками, интересоваться окружающим миром.
Еще позже, в возрасте после 6-ти лет, когда ребенок все больше познает мир и ощущает себя, свои свойства в этом мире, ситуация с драками и ссорами может усугубиться. Для родителей становится очевидным то, что братья и сестры в одной семье - это, зачастую, люди-противоположности.
Очень часто мы можем наблюдать такие разнообразные персонажи в одной семье: один ребенок - неуправляемый, своевольный, его никогда ничего нельзя заставить сделать; другой ребенок - сама послушность, с радостью помогает маме, любит чистоту; третий ребенок –хитрец... Все зависит от векторального набора ребенка. Уретральные, анальные, кожные, мышечные - у них разные желания, разные . А если еще есть и верхние вектора, например, у одного оральный, а у другого - звуковой, то это не просто противоположности, а противоположности, которые сталкиваются, мешают друг другу.
Они такие разные личности! Социализируясь в жизни, в детском саду или школе, они выбирают себе в друзья, для общения, сверстников, похожих на них самих. Так же, как и мы, взрослые, тянемся к тем, кто нам нравится, кто подходит нам по мировоззрению, точно так же поступают и дети. Поэтому они могут показывать себя образцовыми, хорошими детьми в общении с чужими сверстниками. Но с братом или сестрой, противоположным по свойствам и желаниям, они замкнуты в одной семье, а часто - в одной комнате. Им приходится делить свой быт друг с другом, общаться, решать проблемы - сделать это без ссор или слез, драк и ругательств, зачастую просто невозможно.
Представьте себе человека, который Вам не нравиться. Сотрудника на работе или соседа, с которым Вы не общаетесь и которого совершенно не понимаете. А теперь представьте, что люди, от управления которых Вы не можете уйти, заставляют Вас жить с этим человеком в одной комнате, использовать предметы обихода совместно, и даже дружить. Сможете ли Вы прожить с ним без ссор хотя бы день?
Дети ссорятся, что делать?
Если дети в одной семье держаться друг за дружку, с удовольствием общаются, дружат - это замечательное явление. Но если дети не выносят друг друга, не стоит заставлять их дружить между собой. Если детей стыдить, ругать за ссоры, ни к чему хорошему это не приведет. А если принуждать к плотному общению, то это может закончиться очень плохо.
Конечно, стоит приучить их к пониманию того, что между ними есть родственная связь и желательно, несмотря на разность свойств, все же проявлять больше понимания друг к другу. Приучите их к мысли о том, что они несут ответственность друг за друга, и только они помогут друг другу в случае беды. Постарайтесь уже в раннем возрасте показать им, почему они такие разные - какие свойства и желания делают их разными людьми. Покажите, что каждое желание любого из них - хорошее и правильное, и что нужно научиться уважать и понимать друг друга. Поможет справиться с этой непростой задачей системно-векторное мышление Юрия Бурлана, о котором можно узнать .
Узнаете своих озорников и их разногласия?
Ваши дети ссорятся и не понимают друг друга? Есть множество сценариев, как сходятся друг с другом разные по векторам дети и что из этого получается. Если родители не помогут детям разобраться друг в друге, это может перерасти в сильную неприязнь между уже взрослыми братьями и сестрами.
Например, если один ребенок в семье имеет оральный вектор, а другой - звуковой, - это может обернуться в трагический сценарий для второго. Оральные дети любят болтать, им нужны слушатели. И собственно, они находят себе аудиторию, в детском саду, в школе, во дворе. Как правило, они говорят громче остальных, очень любят кричать, громко хохотать. Звуковые дети обратные по желанию, они настоящие интроверты, замкнутые на себе, говорят тихо. Они любят тишину и часто хотят побыть наедине с самими собой, спокойно подумать. В жизни, оральники и звуковики вряд ли будут общаться друг с другом.
Замыкая таких двух детей в одной комнате, родители наносят огромный вред им, а особенно звуковому ребенку. Не имея возможности реализовать свое желание побыть в тишине, подумать, звуковой ребенок становится нервным, замыкается в себе, начинает уходить в свои мысли, как бы отключаясь от внешнего мира.
Во многих семьях, где растет два ребенка, разыгрываются контрарные отношения, между старшим, анальным ребенком, и младшим, кожным. Анальный вектор уже в детстве делает ребенка очень прямым и дружелюбным, он от природы очень справедливый, все делит поровну. Он честный и хочет чистоты, он послушный. Абсолютно противоположный ему по свойствам, кожный ребенок. Ловкий хитрец, не стремящийся к чистоте, легко могущий обмануть. Эти двое детей - полные противоположности, которые не понимают друг друга, не удивительно, что особенного взаимопонимания между ними не получается.