Вот уже совсем скоро исполнится год с того момента, как малыш впервые увидел этот мир. К 11 месяцам ребенок прошел огромный путь и продолжает совершенствовать приобретенные навыки как в физическом, так в эмоциональном и в личностном плане. Изменился не только его рост и вес, 11-ти месячный малыш вполне способен порадовать родителей первыми, пусть и односложными, но уже вполне осмысленными словами. Кроме того, именно в этом возрасте большинство детишек делают свои первые самостоятельные шаги. Кроха продолжает активно развиваться и закреплять уже освоенное.
В 11 месяцев малыш уже очень активен и любознателен, он радует маму своими потешными выходками и первыми простыми словечками
Физическое развитие
Разумеется, основным достижением ребенка в 11 месяцев становятся его попытки самостоятельно ходить . Родителям рекомендуется всячески стимулировать такие пробы, придерживая кроху за ручки или подманивая к себе на близком расстоянии, буквально в два-три шажка малыша. Если карапуз ничего не испугается, будь то неожиданное падение или чувствительный удар об угол мебели, то он будет продолжать попытки пойти и к тому моменту, когда ему исполнится год, будет уже достаточно уверенно переставлять ножки.
Тем не менее, если у вашего ребенка в 11 месяцев ходить не получается, это никоим образом не является поводом для расстройства или тревоги, особенно если при этом малыш активно ползает и встает на ножки при любом удобном случае. Более того, активное ползание принесет маленькому исследователю гораздо больше пользы. Известный педиатр Е.О. Комаровский даже посвятил этой теме один из своих видео-уроков, в котором отдельно отметил, что слишком раннее хождение малыша может плохо отразиться на развитии его ручек. Кроме того, во время ползания намного меньше шансов упасть и ушибиться, а вся мускулатура активно работает и развивается.
Развитие ребенка в этот период характеризуется подвижностью и активностью. Ребенок 11 месяцев на 30 сантиметров выше, чем был при рождении и теперь пытается удовлетворить свой интерес, стараясь достать туда, куда раньше дотянуться не было возможности.
Особенности роста и веса 11-ти месячных детишек приводятся в таблице:
- Я уже совсем большой!
Представленная выше таблица отнюдь не эталон и ваш почти уже годовалый малыш вполне может быть выше, ниже или иметь меньший вес. Гораздо большее внимание следует уделить тому, насколько 11-ти месячный ребеночек развит и что умеет. Таблица же нужна скорее для того, чтобы у родителей была возможность самостоятельно оценить, насколько их малыш соответствует «среднему арифметическому».
Психическое развитие
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Ребенок в 11 месяцев развит настолько, что ему уже удается выражать свои мысли и желания первыми простенькими словами. К примеру, вся еда для него сейчас «ам-ам». Так он выражает свое желание поесть. Он уже знает несколько подобных слов и повторяет новые вслед за взрослыми.
Для ребенка в 11 месяцев понятно уже довольно много из того, что говорят взрослые (подробнее в статье: ). Он отзывается на просьбы: возьми, брось, кушай, дай, покажи. Может качать головой «да» или «нет», он способен быть настойчивым и повторять, пока не добьется результата. Сделав что-нибудь, уже ожидает от родителей похвалы. Когда взрослые играют с малышом, он старается порадовать их или рассмешить своими действиями. Он может хлопать в ладошки и громко вскрикивать. Он уже осознает, что «ку-ку» и «идет коза рогатая» - это веселые игры.
Кроха становится все смышленее: он может использовать один предмет, чтобы столкнуть со стола другой, до которого не дотягивается или перевернуть корзину с игрушками, стремясь достать все и сразу. В этом возрасте малыш уже проявляет первые признаки простеньких сюжетных игр: может покачать куклу, покормить зайку и т.д.
Кроха учится анализировать и делает первые попытки манипулирования родителями. Он уже знает: если заплакать, мама придет быстрее, будет ласковее и возьмет на ручки, поэтому частенько начинает хныкать нарочно. Слезы при этом отсутствуют, а в глазках легко заметить намек на хитринку.
К 11 месяцу у ребенка может сохраняться страх перед незнакомцами, при этом нарастает тревожное предчувствие разлуки с родителями - это состояние и ощущения, которые испытывает малыш при их отсутствии. Это чувство достигает своего пика к 1,5 годам и ослабевает к 3-м. Боязнь незнакомцев возникает в связи с тем, что ребенок научается воспринимать объекты и людей в «постоянстве», эмоционально привязываясь к одному человеку или нескольким значимым людям.
Сводная таблица умений:
Сфера развития | Что происходит? |
Двигательная активность | Малыш может самостоятельно стоять без опоры около 3-7 секунд, балансируя руками. С успехом пытается совершать первые шаги. Держась за руку взрослого человека, уверенно ходит. |
Действия с предметами | Все действия с игрушками и объектами носят целенаправленный характер: катает мяч, снимает и надевает кольца со стержня, втыкает втулки в отверстия и др. |
Речь и контакты | В речи появляются первые слова-обозначения, сочетания слогов с подражанием звуками (дай, би-би, ав-ав). По просьбе взрослого дает любой предмет, выполняет разученные действия. |
Интеллект | Хорошо управляет своими действиями, способен мысленно организовывать информацию, которая поступает извне. |
Тесты на развитие детей в 11 месяцев
Уровень развития ребенка в 11 месяцев может быть разным, ведь все дети тоже разные, у каждого из них свои способности. Но тем не менее, есть ряд показателей, которые помогут родителям определить, не отстает ли их малыш от своих ровесников:
- В этом возрасте малыш уже уверенно садится, может самостоятельно стоять у опоры и активно ползает на четвереньках.
- Покажите ребенку коробочку с игрушкой внутри. Попробуйте открыть и закрыть ее несколько раз. Затем незаметно уберите и спрячьте игрушку. Снова покажите малышу коробочку. Он должен заметить, что игрушки внутри больше нет и выразить удивление.
- Ребенок 11 месяцев от роду уже должен стараться использовать по назначению некоторые предметы: пить из чашечки, кушать ложкой, подносить расчесочку к голове (рекомендуем прочитать: ). Он будет охотнее пытаться повторять эти действия за взрослыми.
- Попробуйте показать малышу, как строить башню из кирпичиков. Хорошо, если у крохи получится положить друг на друга хотя бы 2 или 3 кирпичика. Не стоит подгонять события и собирать с малышом пирамидку, а вот надевать на палочку большие кольца у него уже получится.
- Малыш уже может различать предметы по общим признакам - например, можно попросить его найти из нескольких игрушек машинки или куклы и он должен показать их пальчиком.
Сон и бодрствование
В этом возрасте малыш все еще должен спать не менее 13-ти часов. Из этого времени 10–12 часов должно приходиться на ночной сон. Дневной сон малыша разбит на два равных периода - примерно по 1,5–2 часа каждый. Непосредственное время тихого часа для каждого малыша определяется индивидуально, соответственно общему распорядку. Промежутков времени, в которые малыш бодрствует, пока три и они продолжаются по 3–4 часа каждый, на них приходятся все игры, кормления и прочие мероприятия. Благодаря такому режиму дня ребенка у мамы тоже достаточно времени для отдыха и восстановления сил для других важных дел.
За время бодрствования осуществляются прогулки на свежем воздухе, развивающие игры и занятия, кормление, гимнастика, уход и массаж. Если на плановые занятия гимнастикой времени не хватает, необходимую физическую нагрузку ребенок вполне может получить, ползая длительное время по квартире.
Не стоит переживать, если не получается каждый день делать с ребенком гимнастику - его собственная активность во время игр сможет обеспечить нужный уровень физических нагрузок
Как кормить детей в 11 месяцев?
Кушает малыш пять раз в день с промежутками около четырех часов. К этому возрасту время прикормов подошло к концу и малыш может кушать за общим столом при условии, что приготовленная еда будет не жареной, а сваренной или тушеной. Кроме того, еда для малыша не должна быть слишком соленой или сладкой, не приветствуется обилие приправ. Перевод ребенка в 11 месяцев на «взрослую еду» может стать неплохим поводом для того, чтобы пересмотреть питание всей семьи, ведь маме намного проще будет не готовить ребенку отдельно, а просто измельчать часть приготовленной для всей семьи пищи.
Всего за сутки малыш на 11 месяце жизни съедает 1–1,2 л. пищи (без учета жидкости). Управляется кроха с таким объемом за 5 приемов пищи и его питание так и останется 5-ти разовым приблизительно до двух лет. Со всеми основными продуктами питания он уже познакомился, единственное, с чем следует быть осторожными – это аллергены (цитрусовые, манго, помидоры).
Ребенку 11-ти месяцев свойственно доводить маму до отчаяния своим нежеланием есть, придется запастись терпением. Чаще всего потерю аппетита в этом возрасте связывают с режущимися зубками, но для некоторых малышей отказ от еды - своего рода демонстрация характера.
Попробуйте покормить малыша в игровой форме: одновременно его и его любимого мишку, зайку или плюшевую лягушку. Украшайте блюда так, чтобы малышу было интересно. С помощью специальной силиконовой формы есть возможность даже омлет сделать для ребенка в форме звездочки или сердечка.
Примерный рацион питания
- 6:00 - грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл;
- 10:00 - каша (170 грамм), 1/2 желтка, фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (10 грамм);
- 14:00 - протертый суп из овощей 50 мл, пюре из овощей 150 грамм, мясное пюре (или рыбное 1-2 раза в неделю) - 60 грамм, хлеб 10 грамм, фруктовый сок 50 мл;
- 18:00 - детский кефир - 150 мл, творог (50 грамм), печенье (5-10 грамм);
- 22:00 - грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл.
МИР РЕБЕНКА
В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании. Занимательные детские книжечки - переходная ступенька от игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки, выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу.
Двигательные навыки
В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.
Способность видеть, слышать, чувствовать
Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу, если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво. Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к разным поверхностям.
Разнообразие - важный элемент при восприятии мира через прикосновения. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя засунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.
Понимаем своего ребенка
В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу, смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о". Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду, „дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня. А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту, где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит „ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему хорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова, включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом. Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять" машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей. Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения - остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевая колыбельную песню.
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Практические советы
Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.
Время игр
Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.
Повседневные дела
Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.
Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.
Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.
Груднички до года развиваются очень быстро и с каждым месяцем у малыша прибавляются новые навыки, как в физическом, так и в психическом развитии. Малыш требует к себе все больше внимания , следует как можно больше постараться, что бы не упустить самые важные моменты развития.
Здоровый ребенок в 11-ти месячном возрасте уже достаточно крупный. Приблизительный вес варьируется от 9500 грамм до 10200 грамм, рост малыша около 75 см., к этому возрасту немного снижается набор веса и темпы роста ребенка.
Однако, это усредненный вариант норм физического развития младенцев в возрасте 11-ти месяцев, но ведь мальчики, безусловно, отличаются в развитии от девочек.
Таблица основных показателей физического развития мальчиков и девочек в 11 месяцев:
Вне зависимости от половой принадлежности в 11 месяцев ребенок должен уметь:
- самостоятельно, без чьей либо помощи стоять, ходить, держась за что-нибудь (руку взрослых или стену, игрушку, спинку дивана).
- из положения стоя, садится на пол.
- уверенно сидеть и ползать достаточно продолжительное время.
- самостоятельно держать ложку с едой и отправлять ее в рот.
- пытаясь взять интересующий предмет, малыш должен уметь соразмерно раскрывать ручки.
- показывать пальцем на интересующий предмет.
- следить за движущимся объектом глазами.
Психоэмоциональное развитие
- малыш начинает первые слова со смыслом: «мама, баба, дай, ам-ам».
- появляются первые признаки ролевых игр: девочки качают куклу, мальчики: катают по полу машинку.
Режим дня
Ночной сон у грудничков длится 9 – 10 часов , днем спят два раза по 1.5 -2 часа.
- 8:00 – подъем, умывание, чистка зубов,
- 8:30 – первый завтрак. Для грудного вскармливания – материнское молоко, для искусственного вскармливания – молочная смесь.
- 9:00 – игровые занятия с малышом. В возрасте 11-ти месяцев можно поиграть с малышом в разные игрушки. Куклы, мишки, машинки, мячики прекрасно подойдут для этого. Можно складывать кубики, собирать пирамидку, покатать друг другу мячик. Детские книжки с большими картинками, особенно про животных, ребенок уже превосходно понимает и будет с удовольствием слушать рассказы и рассматривать рисунки.
- 10:00 – второй завтрак. Овощное или фруктовое пюре, чай, сок.
- 10:30
- 12:00 – обед. Овощной суп – пюре, мясо, творог.
- 12:30 – 14:00 – первый дневной сон.
- 14:30 – полдник. Для грудного вскармливания – материнское молоко, для искусственного вскармливания – печенье, замоченное в молоке или банан.
- 15:00 – игровые занятия.
- 17:00 – второй полдник. Овощное пюре + мясо. Сок или чай.
- 17:30 – 19:00 – второй дневной сон.
- 19:30 – первый ужин. Овощной суп + фруктовое пюре.
- 20:00 – прогулка на свежем воздухе.
- 20: 30 – приготовления ко сну. Купание, спокойные игры.
- 21:30 – ужин. Для грудного вскармливания – молочная каша + материнское молоко, для искусственного вскармливания – молочная каша + смесь.
Меню ребенка в 11 месяцев
Питание ребенка в этом возрасте становится все более разнообразным. Предлагаем Вашему вниманию некоторые рецепты, которые непременно понравятся грудничку.
- Овощной суп-пюре. Картофель, морковь, брокколи отварить и протереть на блендере, в суп- пюре добавить отдельно сваренный рис (малыш в этом возрасте должен уметь пережевывать мелкие и не твердые продукты самостоятельно).
- Суп с фрикадельками. Сформировать маленькие фрикадельки варить в кипящей воде, сюда же добавить картофель, капусту, морковь, петрушку. Перед подачей суп помять вилкой.
- Домашний творог для малышей. 400 грамм детского молока довести до кипения, а затем добавить 200 грамм 12% сметаны, перемешать и выключить. Всю массу слить через марлю. Получившийся нежнейший творожок можно смешать с бананом – получится превосходный десерт.
- Рыбное пюре. Филе рыбы отварить в чуть подсоленной воде, остудить, смолоть в блендере. В полученную смесь добавить чайную ложку растительного масла и немного молока. Всю массу довести до кипения. Подавать можно как отдельное блюдо, так и вместе с отварными овощами.
Играем с малышом
Игры с ребенком в 11 месяцев должны быть направлены на всестороннее развитие малыша. Сейчас важно развивать внимательность, координацию, моторику.
Игра на развитие речи «Зверюшки»
Необходимо показывать ребенку картинку с определенным животным одновременно имитируя его звук. Например, котик «мяу», корова «му-му», собака «гав».
Игра для развития координацию движений «Веселый паровозик»
Берется несколько различных по размеру коробок и выкладывается в виде паровоза от большего к меньшему. Хорошо, если коробки будут открываться, тогда их можно складывать друг в друга по очереди, либо строить из них пирамидку. Необходимо показывать ребенку все действия несколько раз , затем дать возможность проделать это самому.
Игра на развитие моторики «Прищепка»
Необходимо несколько разноцветных прищепок и плотный лист картона, на который в дальнейшем вешаются и снимаются прищепки.
Проблемы с врожденным развитием и отклонением от нормы у детей такого возраста заметить довольно сложно, но присмотревшись можно выявить самые основные.
Глухота, неправильное формирование ручек или ножек, нервная возбудимость. На ежемесячных осмотрах терапевт, хирург, невропатолог должны выявить все имеющиеся недостатки и подробно рассказать вам, как правильно развивать ребенка в 11 месяцев.
Безопасность ребенка
Занимаясь и играя с грудничком, следует не забывать о его безопасности . Никогда не оставляйте малыша одного на кровати или диване – это очень травмоопасно даже если малыш уже научился слезать с высоких поверхностей самостоятельно.
Обязательно следует убрать из поля доступа острые предметы , все розетки должны быть укомплектованы заглушками, а острые края мебели – пластиковыми закругленными уголками. Не стоит забывать о горячих и опасных приборах, таких как утюг или газовая духовка, а так же об опасный химических средствах, которые малыш наверняка захочет попробовать.
Оказав первую медицинскую помощь какой бы легкой на первый взгляд ни была бы ситуация необходимо проконсультироваться с лечащим врачом .
Узнайте больше о развитии ребенка в 11 месяцев из видео:
Жизни вашего малыша – 10 месяцев увлекательных игр и развивающих занятий, которые, я уверена, не прошли даром. Кроха многое узнал и многому научился, а главное, вы научились играть с ним и проводить время со своим ребеночком с большой пользой и удовольствием для вас обоих.
Сегодня мы продолжим наши занятия, поэтому давайте скорее переходить к нашей любимой теме – «Как развивать ребенка в 11 месяцев» .
Массажная дорожка
Некоторые малыши в возрасте 11 месяцев уже начинают самостоятельно ходить, другие только готовятся сделать свои первые шаги, но и тем, и другим будет чрезвычайно полезен массаж маленьких ножек. Надеюсь, вы уже сшили и используете в ваших упражнениях с ползанием ? Если нет, скорее смотрите мастер класс по ссылочке выше. Если же да – пришло время использовать ее по назначению. Расстилайте ее на полу и помогайте малышу ходить или имитируйте ходьбу и легкие прыжки на дорожке.
Массаж в тазу
Еще один нехитрый способ помассировать маленькие ножки – насыпать горох, манку, песок или другой «массажный материал» в обычный таз и дать малышу там как следует потоптаться. Можно также использовать детскую ванночку (должна же от нее быть какая-то польза!) или пластиковый контейнер подходящего размера. Постарайтесь сделать такие занятия регулярными, ведь польза от них огромная, а затраты времени, денег и сил практически нулевые.
Подбери крышку
Детишки очень любят открывать и закрывать различные емкости – коробочки, баночки, шкатулки, контейнеры, бутылочки и т.д. Это природное любопытство следует поощрять, тем более, что это занятие положительно воздействует на и мелкой моторики.
Пройдитесь по дому и подберите для игры как можно больше разных контейнеров с крышками – хорошо, если они будут различаться по размеру, форме, способу крепления крышки, материалу, из которого они изготовлены. Разложите перед малышом 3-4 контейнера и такое же количество крышек и помогите ему подобрать подходящие крышки к каждому из них. По мере того, как ребенок будет осваивать игру, постепенно увеличивайте количество контейнеров и крышек.
Найди пару
Если у вас есть несколько одинаковых емкостей с крышками, вы можете поиграть в другую игру. Наклейте или нарисуйте на крышках и самих контейнерах пары одинаковых картинок (например, стикеры одного цвета, наклейки с животными, простыми – треугольник, круг, квадрат и т.п.) и предложите малышу правильно соединить крышки и контейнеры.
В поисках идей, , нелишним будет присмотреться к его и предложить занятия, помогающие в игровой форме совершенствовать эти навыки. Одно из таких достижений – умение пользоваться ложкой во время еды.
Где моя большая ложка?
Возьмите пустую коробку из-под яиц, небольшую ложку и миску с любым сыпучим продуктом, например, с овсяными хлопьями. Покажите ребеночку, как можно зачерпывать хлопья ложкой и насыпать их в ячейки яичной коробки. Теперь дайте малышу возможность попрактиковаться самостоятельно и будьте готовы к небольшой влажной уборке после окончания игры. Другие идеи игр с крупами вы найдете в статье « «.
Еще одно важное и необходимое достижение одиннадцатимесячного ребенка – умение беспрепятственно перемещаться по квартире. Во-первых, это означает, что вам нужно как следует подумать о безопасности таких перемещений. А во-вторых, что вы можете использовать это для новых интересных занятий с ребенком.
Недавно стали мамой малыша?
Вот так сюрприз!
Вы наверняка знаете, что слишком большое количество игрушек – это плохо и уже организовали их еженедельный «круговорот» (если пока не знаете, что это такое, прочитайте, пожалуйста, ). Что, если на своем пути из комнаты на кухню или обратно малыш «случайно» наткнется на ярко оформленный сверток, а внутри него, изрядно намучившись с лентами и коробками, он обнаружит одну из тех игрушек, по которым успел соскучиться за неделю? В следующий раз, увидев подобный сверток, малыш уже будет знать, что внутри его ждет что-то интересное, и будет с удвоенным усердием распаковывать подарок.
Рисуем дорожки
Приготовьте 2 игрушки, например, маленькую и большую матрешку или мишку и зайку, лист бумаги, широкая и узкая кисти и гуашь. Посадите малыша на колени и расскажите ему, что матрешки (или мишка с зайкой) решили отправиться в гости, но заблудились, потому что не могут найти дорожку.
Предложите ребеночку вместе нарисовать дорожки для матрешек – широкую для большой матрешки и узенькую — для маленькой. Помогите крохе обмакнуть широкую кисть в краску и провести линию, пусть он попробует повторить этот «фокус» с узкой кистью самостоятельно. Обсудите с ребенком, что вы видите на рисунке и почему. Спросите его, какая дорожка подойдет для большой матрешки, а какая – для маленькой. Если малыш затрудняется ответить или дает неправильный ответ, ответьте сами и все равно похвалите его. Порадуйтесь вместе с малышом тому, что матрешки теперь могут пойти по дорожкам и попасть в гости.
Можно учиться катать шарики и только потом расплющивать их, надавливая пальчиком (поначалу вам придется делать это, взяв пальчик крохи в свою руку, но очень скоро он научится делать это самостоятельно). Можно размазывать кусочки пластилина по листу, стараясь не выходить за границы рисунка – у вас получится работа в технике «пластилинография».
Самое главное – не стремитесь сразу же получить шедевр для украшения вашей квартиры. Пока для крохи гораздо важнее процесс, ведь он знакомится с новым материалом и учится новому способу воздействия на него. Берите с него пример!
Вот и все, что я хотела рассказать вам о том, как развивать ребенка в 11 месяцев . Надеюсь, вы помните об играх и занятиях предыдущих месяцев и регулярно играете в них с ребенком, а это значит, что вашему малышу некогда скучать, а у вас есть время, чтобы как следует подготовиться к празднованию первого дня рождения крохи. Но не забудьте, что в следующий раз вас ждет очередная порция .
Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:
До первого дня рождения вашего малыша осталось совсем немного. Чего достиг ребенок к 11 месячному возрасту, а чему он еще должен научиться? Рассмотрим, что должен знать и уметь маленький человечек, вплотную приблизившийся к годовалому возрасту.
Физиологические показатели ребенка в 11 месяцев — вес и рост малыша в одиннадцать месяцев
В таблице приведены основные физиологические параметры 11 месячного малыша. Однако не все детки должны обязательно укладываться в эти рамки, поскольку развитие каждого ребенка индивидуально, кроме того, играют роль и наследственные факторы.
В этом возрасте дети имеют 6 и более зубов. Пищеварительная система полностью сформировалась и готова к переходу от пюре образной к более грубой пище.
Сенсорное развитие и моторика малыша в 11 месяцев
Основная задача сенсорного развития малыша – получение знаний о форме, цвете, фактуре и размерах различных предметов.
Сенсорика ребенка на первом году жизни играет важную роль в познании окружающего мира и общем развитии, поэтому ей уделяется особое внимание.
В возрасте 11 месяцев малыш продолжает изучение окружающих предметов, пробуя их на ощупь и вкус. Он с удовольствием играет с коробочками, ведерками и другими емкостями различной величины, вкладывает одни предметы в другие. Дети охотно играют с сумками, имеющих много кармашков. Методом проб и ошибок они складывают туда подходящие по размеру предметы. При этом происходит развитие сенсорной памяти – малыш запоминает, какие предметы он положил в то или иное место .
В 11 месяцев кроха с удовольствием «читает» книжки с яркими картинками, самостоятельно перелистывая страницы. Не меньше удовольствия малышам доставляет вытягивание шнурков из обуви.
В этом возрасте дети могут быстро вывести из себя взрослых, беспрерывно стягивая с себя носочки. Не стоит ругать любознательного человечка, просто таким способом он познает новые движения и действия.
Изучение свойств, размеров и формы предметов происходит при активном движении рук и развитии мелкой моторики. Малыш сжимает резиновые игрушки, катает мячик, берет двумя пальчиками мелкие игрушки, осваивая пинцетный захват, вкладывает маленькие предметы в крупные, успешно пользуется ложкой и самостоятельно пьет из чашки.
В 11 месяцев совершенствуются и другие моторные навыки:
- Cтоя в манеже или кроватки малыш поднимается на носочки .
- Cамостоятельно садится из положения стоя.
- Умеет приседать , сидеть на корточках и самостоятельно наклоняться.
- Многие дети начинают делать первые самостоятельные шаги , сохраняя равновесие путем балансировки рук.
Развитие речи ребенка в возрасте 11 месяцев
В 11 месяцев ребенок успешно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас.
В этом возрасте малыш активно подражает услышанным звукам, поэтому при общении с малышом не стоит сюсюкать и коверкать слова. Кроха должен слышать правильную, плавную и разборчивую речь.
Пополняем пассивный словарный запас | Для общего гармоничного развития малыша, в том числе и его речи, нужно проводить с ребенком как можно больше времени. Пока кроха не умеет разговаривать, он, слушая обращенную к нему речь близких людей, пополняет свой пассивный словарный запас. Чтобы расширить набор знакомых малышу слов, нужно постоянно знакомить его с новыми предметами, явлениями или действиями . Для этого больше разговаривайте с малышом, комментируя как свои, так и его действия, читайте ему новые сказки, знакомьте с новыми героями. |
Общение с папой | В 11 месяцев ребенок уже хорошо понимает интонации разговаривающего с ним человека. У мужчин звуки речи моделируются на более низких частотах и имеют особый тембр звучания. В речи папы звучит больше деловых и побуждающих ноток, чем в эмоциональном разговоре мамы. Тембр голоса и интонация, с которой папа общается с малышом, также важен для развития речи и интеллекта малыша, как и общение с мамой . |
Речевое подражание | Родители должны поощрять лепетание ребенка и побуждать его произносить новые звуки. Это поможет быстрее пополнять активный словарь малыша. Сначала малыш учится произносить слова, состоящие из одинаковых слогов. Конечно же, первые слова малыша – это «мама» и «папа». Но в 11 месяцев кроха осваивает и другие звуки и слова, к примеру, кукла «ля-ля», курочка «ко-ко», собачка «ав-ав». Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем быстрее и лучше он заговорит в дальнейшем . |
Первые самостоятельные шаги малыша в 11 месяцев
К 11 месяцам мышцы малыша уже достаточно развиты, поэтому большинство малышей делают попытки без посторонней помощи именно в этом возрасте. Если передвигаться по кроватке или в манеже, стоя на ножках, малыш начинает с 8-9 месяцев, то сделать самостоятельно первые шаги по полу ему достаточно сложно. Это связано с тем, что у детей нет врожденного чувства равновесия и недостаточно развита координация движения .
Чтобы удержаться в вертикальном положении без поддержки, малыш многократно повторяет одни и те же движения, пытаясь найти точку равновесия. При этом происходит развитие вестибулярного аппарата и координации движений. Кроха на практике познает законы гравитации, неоднократно поднимаясь, делая пару робких шажков, и шлепаясь на мягкое место.
Когда малыш учится ходить, нужно находиться рядом с ним, чтобы подстраховать в случае падения вперед или на спину. Так как малыш при падении не умеет подставлять ручки, он может разбить себе нос или затылок.
Игры с ребенком 11 месяцев для развития равновесия
Чтобы малыш почувствовал себя увереннее, можно использовать несколько простых упражнений на развитие равновесия:
Двигаемся по «бревну» | В качестве бревна используют обычную гладильную доску, находящуюся на уровне пола. Малыша усаживают или ставят на ножки с одного ее край, а на другой кладут игрушку. Задача малыша по доске добраться до второго края. |
Позвеним, постучим | Любой звучащий предмет (бубен, колокольчик или барабан) нужно подвесить на доступной для ребенка высоте. За ручку подведите кроху к игрушке и покажите, как можно постучать по предмету или позвонить в колокольчик. Страхуя ребенка, встаньте у него за спиной и отпустите его ручку. Увлекшись игрушкой, малыш сможет простоять без поддержки несколько секунд или же сделать первый самостоятельный шажок . |
Побуждение к ходьбе | Возьмите ребенка за ручку и толкните перед ним надувной мячик, побуждая малыша пойти вслед за ним. Как только малыш доберется до цели, перекатите мяч в другую сторону.
Можно для побуждения малыша использовать его любимую игрушку. В этом случае в игре участвуют двое взрослых. Один страхует ребенка, а другой, показывая игрушку, зовет кроху к себе. Желание непременно завладеть игрушкой притупляет страх малыша и побуждает сделать первые шажки . Если малыш, сделав шаг, шлепнется на попу, поднимите его и в качестве поощрения дайте поиграть с любимой забавой. |
Покачаемся! | Хорошо развивает вестибулярный аппарат и способствует развитию равновесия катание крохи на лошадке-качалке. Кроме того, обрести чувство равновесия поможет катание малыша на большой игрушечной машинке или другой игрушке. Такое занятие очень нравится деткам, и чтобы удержаться и не упасть, они мобилизуют все свои силы. |
Социально-эмоциональное развитие малыша в одиннадцать месяцев
К 11 месяцам дети осваивают новые социальные навыки. Малыш постепенно перестает бояться малознакомых людей, активнее идет на контакт. Ребенок с любопытством наблюдает за теми, кто ему симпатичен, старательно копирует их мимику и жесты.
Малыш пытается спровоцировать взрослых на те, или иные действия и наблюдает за их реакцией на его поведение. К каждому члену семьи он относится по своему, и чтобы чего-то добиться от взрослых, выбирает разные модели поведения .
К 11 месяцам малыш становится более развитым эмоционально. Теперь он выражает свои чувства не только плачем или улыбкой, а целой гаммой различных чувств. У малыша проявляются свои предпочтения к тем или иным людям, игрушкам, продуктам. Малыш уже умеет ревновать или злиться, проявлять любовь к близким людям. Кроха становится целеустремленным, старается любым путем добиться намеченной цели . Малыш очень любит, когда его хвалят. О своих чувствах и переживаниях он сообщает мимикой, жестами, разнообразными эмоциями и интонацией.
Рацион питания ребенка в 11 месяцев
Кормить малыша нужно полезной, сбалансированной и богатой витаминами и минералами пищей.
Распорядок дня малыша в возрасте 11 месяцев
Режим малыша в 11 месяцев мало отличается от распорядка дня ребенка 9-10 месяцев. Днем дети все еще спят по 2 раза, а кушают 4 или 5 раз в день. Если ночью ребенок спит спокойно, то от ночного кормления пора отказаться.
У каждого малыша имеются свои биологические часики, поэтому распорядок дня индивидуален для каждого маленького человечка. Наблюдая за ребенком, мама может составить для него идеальное чередование сна и бодрствования.
Главное, этот режим поддерживать, не нарушая его без веских причин.
Большое значение для здоровья и развития малыша имеют прогулки на свежем воздухе. Собираясь гулять, позаботьтесь о правильной одежде для крохи.
В 11 месяцев организм ребенка еще не имеет собственного механизма терморегуляции. Поэтому в прохладную погоду следите, чтобы малыш не замерз, а в жаркую – не допускайте перегрева.
Нужно не менее 2 раз в сутки по полтора-два часа. На улице кроха не только дышит свежим воздухом, но и знакомится с окружающим миром, получая при этом массу новых впечатлений, которые необходимы для гармоничного развития.