На вечеринке. 1910 | |
Тип | народно-православный |
иначе | Кузьма и Демьян - рукомесленники, Встреча зимы, Курьи именины |
также | Косма и Дамиан (христ.) |
Значение | первая встреча зимы |
Установлен | вероятно имеет древние дохристианские корни |
Отмечается | славянами |
Дата | 1 (14) ноября |
Празднование | девушки в ссыпчину справляли кузьминскую вечеринку |
Традиции | обряд задабривания Домового в Ярославской губернии |
Кузьми́нки осе́нние (Курьи именины ) - день народного календаря славян, отмечаемый 1 (14) ноября . По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В России день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки - снимали избу и справляли «курячьи именины».
Другие названия
Кузьма и Демьян - рукомесленники, Козьмодемьян, Кузьминки, Встреча зимы, Проводы осени, Праздник девичества, Курьи именины, Курячий праздник, Курятник, «Врачеви» (серб.).
В церковном календаре
В этот день Русская православная церковь почитает: бессребреников и чудотворцев Косму и Дамиана Азийских и матерь их преподобную Феодотию (III); священномучеников Александра и Феодора пресвитеров (1918); священномучеников Александра и Димитрия пресвитеров, мученицу Елисавету (1937); мученика Петра (1941); священномучеников Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345); мучениц Кириену и Иулианию (305-311); мученика Ерминингельда, царевича Готфского (586); мучеников Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).
Обряды дня
В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным и близким. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитные куры» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали петуха («кочета») в овинах. Хозяин выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги «кочетиные» бросали на крышу избы для того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед.
В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником широко отмечался. На день, а то и за три дня снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам - собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста - она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины » эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье - совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье». Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.
Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. Святых Кузьму и Демьяна называли «курятниками» и «куриными богами» (ср. Куриный бог), а день их памяти называли «кочетятником», «курячьим праздником» и «курячьими именинами». Приглашали священников, чтобы в курятниках отслужить молебен, затем священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве будет велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян - сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость - то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.
В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.
В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому , присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.
Легенда о Кyзьмодемьяне
Кyзьмодемьян, говорят старики, был первый человек у бога, как мир был создан. Этот Кyзьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.
В те времена в лесных дебрях и непролазных трущёбах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем сyществовал тяжёлый договоp: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеpенье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.
Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кyзьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двеpи кyзницы. Когда Змей оказался y самой кyзни, кyзнец пpедложил емy: «Пpолижи в двеpях дыpкy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кyзни, а кyзнец в это вpемя pазогpевает клещи. Когда Змей пpосунул язык в пpолизаннyю им дыpy, кyзнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина - нашего… переделимся». На что Кyзьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей - бери только своих». Запpяг его в выкованный им плyг и начал орать на нём гигантскyю боpоздy. Проорал ровную боpоздy аж от Чеpниговской гyбернии так пpямо до Днепpа. И где они прошли остался вал со pвом на южной стоpоне, который есть и поныне. Как проорал до Днепpа, змей дюже утомился и хотел пить. Доpвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнyл.
Поговорки и приметы
Кузьминки - об осени поминки. Кузьминки - встреча зимы. Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Святую Русь в ней ледяные цепи куются. Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде. Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идёт. Не заковать реку зиме без Козьмодемьяна. Козьма и Демиан с гвоздём. Закуёт Кузьма-Демьян - до весны красной не расковать. Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздём, а то и сам с гвоздём (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закуёт, то Михаил раскует (оттепели). Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, то на другой год будет мор. На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз. Снежный день обещает будущей весной большой разлив. У кузнеца - что стукнул, то гривна.
Кузьма-Демьян - куриная смерть. Батюшка Кузьма-Демьян - куриный Бог. На Кузьму и Дамьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьмодемьяна курицу - на стол, цыплёнка - попу.
Литература
- Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. - СПб.: Респект, 1996.
- Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси . - М .: Индрик, 2000. - 703 с. - ISBN 5-85759-108-2
- Некрылова А. Ф. Круглый год. - М .: Правда, 1991. - 496 с. - ISBN 5-252-00598-6
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М .: Наука, 1981. - 608 с.
Ссылки
- 1 ноября в православном календаре // Pravoslavie.ru
Народные праздники |
---|
Наталья Шашкова
Сценарий фольклорного праздника «День святых Кузьмы и Демьяна»
Сценарий проведения фольклорно-обрядового праздника
“День святых Кузьмы и Демьяна ”
для детей старшего и младшего школьного возраста.
Народный календарь :
14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили : “Кузьминки – об осени поминки” . Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.
Закует Кузьма – Демьян , до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины : отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.
В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали :
Батюшка Кузьма – Демьян ,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.
К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы : набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.
Гулянье часто продолжалось до утра.
Задачи :
Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия .
Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора , развивать творческое мышление.
Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей.
Предварительная работа :
Слушание русских народных песен.
Беседа на данную тему.
Рассматривание иллюстраций, изображающих народные праздники .
Разучивание песен и стихов, танцев.
Изготовление обрядовый кукол – оберегов.
Организация выставки народного творчества.
Оборудование : стол, лавки, кухонная утварь, прялка, чучело Кузьмы , самовар.
Костюмы : все участники и взрослые и дети одеты в русские народные костюмы.
Музыкальные инструменты : деревянные ложки, трещотки, бубны, коробочка, рубель, ксилофон, дудки, хлопушки.
Действующие лица : Хозяйка, Хозяйка2, Дед Егор- взрослые, Петрушка и купец- дети.
Объявление в группе :
Встаньте рано поутру,
Чисто в доме приберите,
Животинку накормите
Не сердитесь, улыбнитесь
И спешите все на двор
На веселый разговор.
Праздник на селе у нас
Ку-ка-ре-ку, в добрый час.
Начало праздника «На Кузьму- Демьяна » в 10.0
Ход праздника:
Выходят две девочки.
1 девочка.: На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
2 девочка : При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом –
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
1 девочка : А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души .
2 девочка :Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Вместе.: Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!
(убегают за дверь)
Под русскую народную песню («Калинка- малинка» в исполнении Н. Бабкиной) входят хозяйки.
Хозяйка : Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?
Хозяйка2 : Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой , праздник радостный . По обычаю старинному Кузьминками называются . Кузьминки – по осени поминки .
Хозяйка : В честь святых Кузьмы и Демьяна , покровителей ремесел. В этот день почитали люд мастеровой.
Хозяйка2 : в народе сказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали – отчего и звали их бессребрениками, а угощали всегда кашей, потому иногда их именуют «кашниками» .
Хозяйка : Ой, слышу, уже идут гости!
Хозяйка2 :Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!
Под русскую народную музыку входят девочки.
Хозяйка : Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!
Девочки : Добрый день в вашу хату !
Хозяйка2 : Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям! (кланяется)
1-я девочка : Не беспокойся, Хозяюшка. Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.
Хозяйка усаживает гостей на лавку.
Хозяин : У нас для каждого найдется и словечко и местечко.
2-я девочка : Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.
Хозяйка : Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.
1-я девочка : Тут и каша, и лепешки!
2-я девочка : И пироги, и яички!
3-я девочка : А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.
Хозяйка : Да, Кузьминки – куриные именины .
4-я девочка : А где же ещё гостьюшки наши?
Хозйка2 : Скоро, скоро будут!
Хозяйка : А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном , ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.
Девочки : (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян !
Сравняй меня позднюю с ранними!
1-я девочка : Прялка не бог, а рубаху дает!
2-ядевочка : Не ленись прясть, хорошо оденешься!
Девочкиисполняют русскую народную песню «Уж ты, прялица, кокорица моя»
3девочка : У нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
4 девочка : тянись, ниточка не рвись, да в клубочек соберись!
(танец- игра «клубок» )
Раздается стук в дверь, заходят еще гости : мальчики, исполняют танцевальную сценку под р . н. п. «Барыня» .
Парни : Добрый день , молодки-лебедки!
Девчата : Здравствуйте, коль не шутите, ребята-молодцы, веселые удальцы!
Поют частушки :
мальчики : Дуйте, дуйте ветры, буйные кружитесь,
по деревне мы идем- все посторонитесь!
Девочки : А вы кто такие чьи? Откуда появилися?
У нас нет таких девчонок, чтобы в вас влюбилися!
Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!
Мальчики : Заиграй-ка балалайка, начинай гуляние,
Пропоем мы вам частушки, для всего собрания!
Девочки : У меня на сарафане косолапы петехии,
я сама не косолапа- косолапы женихи!
Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!
Мальчики : Запрягу я кошку в дрожки. а котенка в тарантас-
Повезу свою подружку, всем соседям на показ!
Девочки : Я сижу на бочке, румяные щечки-
Говорят, что навилась, а я такая родилась!
Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!
Мал. 2 : Здоровья вам! Нужны ли мы вам?
Дев. 1 : у нас гостюшки во дому, словно солнышко в терему!
Дев. 2 : Дорогие гости, счастья вам. Просим жаловать в терем к нам.
Дев. 3 :Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – радость!
Дев. 4 : Давно вас ждем – поджидаем, праздник не начинаем .
Мал.: дорогим хозяевам бьём челом. И спасибо вам за прием!
(мальчики кланяются)
Мальчик : Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся , никто в этот день не работает .
Реб. 1 :Праздник этот ремесла ,
Домашнего очага,
Праздник не безделья –
Праздник рукоделья !
Реб. 2 :Как этот праздник наступает ,
Весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором
Песни русские поет!
Дети исполняют народную песню “На Кузьму – Демьяна” .
Поют : На Кузьму , Кузьму- Демьяна на Кузьму , Кузьму- Демьяна ,
На веселый праздник ,на веселый праздник .
Выпадала пороша, выпадала пороша,
Белая хороша, белая хороша.
Как по этой по пороше, как по этой по пороше.
Шел Ваня хороший, шел Ваня хороший.
Не путем, не дорогой, не путем не дорогой.
Чужим огородом, чужим огородом.
Он чужим огородом, он чужим огородом.
Катиной тропою, Катиной тропою.
(мальчик с девочкой танцуют, в конце песни все дети объединяются в пары, мальчики провожают девочек на стульчики, потом встают полукругом.)
Хозяйка : милые мальчики, сегодня и ваш праздник , ведь Кузьма и Демьян были ремесленниками и кузнецами.
Мал.: а я знаю, что Кузьма с Демьяном большие работники , кузнецы и плотники. Они куют сохи и плуги и раздают их людям.
Хозяйка2 : они и дом охраняют от всякой беды. От всякого лиха.
2 мал.: а еще говорят, они волшебники. Кузнецы могут заковать землю и воду в ледяные оковы.
Хозяйка : ой, вы мои умницы! Все- то вы знаете!
3 мал.: хозяюшка! А вам работнички нужны?
Хозяйка2 : а что вы умеете делать?
Мальчики : а вот что!
(песня «Как у нас в мастерской» )
поют : посмотрите, как у нас- то в мастерской,
там работнички трудятся день- деньской .
Как начнут они топориком рубить,
Молоточками по гвоздочкам колотить,
А пилами-то пилят, пилят, пилят
Во все стороны опилочки летят.
Время плотничкам работушку кончать,
И пойдут они вприсядочку плясать :
Ай, люли, ай, люли, люли, люли,
Ай, люли, ай, люли, люли, люли.
1 мальчик : а у меня папка- гончар, во как работает! (показывает)
2 мальчик : а у нас в кузнице не хуже!
(Разгорается спор- кто лучше работает : мы лучше работаем- нет, мы)
Хозяйка : эй, петухи! Сейчас подеретесь!
Мальчик : а мы плотники- вот как работаем. Посмотрите какие инструменты музыкальные смастерили.
Хозяйка : а мы на них сейчас и сыграть сможем!
Мальчик : Вот ложки хохломские,
бубны, трещотки озорные,
Налетай, народ, музыка давно всех ждет!
(русская народная песня «Долговязый журавель» , дети подыгрывают на музыкальных инструментах)
Хозяйка :
Ноги, руки размяли, а про голову забыли?
Есть загадки у нас до того мудреные,
Кто загадки угадает, попадет в ученые.
Девочки :
1. Красная девица росла в темнице,
Люди в руки брали, косы отрывали.
2. Стоит Антошка на одной ножке.
3. Нашла я шар, разбила его,
Увидела золото и серебро.
4. Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
5. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а будит.
Хозяйка : Молодцы, ребята, все загадки разгадали!
Хозяйка : Кажется к нам еще гости идут!
(Появляется Петрушка)
Петрушка : Я Петрушка, -развеселая игрушка!
Ноги дубовые, кудри шелковые.
Сам хожу, брожу, шевелюсь,
Никого в мире не боюсь!
Доброго здравия вам, ребята!
Все : здравствуй Петрушка!
Хозяйка : А кто это к нам явился, такой важный и серьёзный?
(появляется Купец.)
Купец : Я купец- в торговых делах удалец.
Петрушка : А зачем вы на ярмарку пришли?
Купец : Торговать.
Петрушка : Воровать?
Купец : да, не воровать, а торговать.
Петрушка : А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду!
Купец : Ладно, пировать так пировать. А у тебя деньги есть ? Надо иметь двести рублей.
Петрушка : Пять гвоздей?
Купец : Да не гвоздей, а рублей.
Петрушка : да не гонял я голубей.
Купец : Да не смеши, Петрушка людей.
Петрушка : Просишь меня, побей? С удовольствием!
(Петрушка берет палку, купец убегает.)
Петрушка : Пей, купец, чай, головой не качай.
Над деньгами не трясись , а с Петрушкою делись.
Ой, что-то я устал. Потешьте меня, ребята. Спойте мне песню веселую.
(Под музыку выходят мальчики)
Мальчик1 : Мы, Мальчишки удальцы, озорные сорванцы,
Приглашаем танцевать, просим нам не отказать.
Мальчик2 : Эй, девчонки –хохотушки и ребята-молодцы,
Выходите, не стесняйтесь, семечками угощайтесь!
(песня «Семечки» )
Хозяйка 2 : А теперь, мальчики поиграйте с нашими девочками. Делу время- потехе час!
Хозяйка : А вы не забыли про обычай? На этот праздник парни приносят девочкам курочку.
Мальчики : а как же! вот принесли! (достают игрушечных курочек и отдают девочкам.)
Девочки : ну, раз принесли, так и быть, мы с вами поиграем!
(игра «Плетень» )
Хозяйка : Ох, и развеселый вы народ!
Хозяйка : Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.
Угощайтесь, гости дорогие, чем Бог послал.
Баранки, да сушки, сладкие пампушки.
(хозяйка вешает сушки и баранки на ведущих)
Хозяйка2 : а ну, народ, расходись – кто любит сушки сюда, а кто баранки сюда.
Все : Собирайся, народ, в хоровод, в хоровод.
Кто работы не боялся, тот и пляшет и поет.
(дети встают в два хоровода, ведущие в середине)
(проводиться игра «Бей качи, качи, качи.» )
Поют : бей, качи, качи, качи, глянь баранки,калачи,
глянь баранки, калачи- с пылу, с жару из печи.
С пылу,жару из печи- все румяны горячи,
Прилетели тут грачи- похватали калачи-
Нам оставили бараночки.
(в конце дети садятся, закрывают глаза, ведущие встают на другое место, как музыка заканчиваются дети должны построить круг вокруг своего ведущего игра повторяется 3 раза, на 3 раз ведущие встают рядом, берутся за руки. дети делают один круг)
1-й реб.: в хороводе были мы,
кого надо видели!
2-й реб.: девицу- красавицу,
доброго молодца!
(перестраиваются в полукруг, выходят мальчик и девочка.)
Девочки.: во дворе калиточка поскрипывает.
Ко мне маленький идет, посвистывает!
Мальчик : мимо милкиных окошек
Втихомолку не пройду,
Либо стукну, либо брякну,
Либо песенку спою!
(русская народная песня «Шел со службы казак молодой.» )
Хозяйка : Ух, как здорово у вас получается. Хорошо играете, хорошо поете, а как пляшите?
Хозяйка 2 : вот платочки шелковые, алые, голубые, лиловые - подбегайте, выбирайте.
(девочки берут платки)
Девочка : кто с платочком пляшет, да на балалайке играет, тому скучно не бывает!
Девочка 2 : Я сшила шаль с каймой,
Бархатистый,расписной!
Девочка 3.: За такую шаль- золота не жаль!
Девочка4 : А на моем платочке- мелкие цветочки!
Девочка 5 : А вот полушалок- прекрасный подарок!
(Дети исполняют танец с платками.)
(раздается стук в дверь, заходит дед Егор)
Дед :не мало ли вас? Не надобно ль нас?
Все : надо! Надо! заходи, дед Егор!
Дед : Желанный гость зову не ждет, а сам в гости идет.
Хозяйка : а чой-то ты так нарядился?
Хозяйка2 : да ты погляди, какой красивый!
Хозяйка : наряди пень, и он красив будет! (шутят, смеются)
Дед : ишь ты! Вы все играете, да танцуете, а про нашего Кузьму забыли- а ведь сегодня его праздник ! (выносят чучело Кузьки ) давайте его повеличаем.
(все встают вокруг чучела в круг, Дед Егор держит чучело.)
Все поют : Милый наш Кузюшка!
Мы тебя славим, мы тебя славим,
В хоровод поставим. Мы тебя встречаем, тебя величаем! (чучело падает)
Распрощаемся с тобой, ты иди на покой!
Дед : Ох, упал родимый. Знать конец осени!
Хозяйка : пришли Кузьма и Демьян , потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.
Хозяйка2 : ох, разлюбезные мои гостики! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку!
Все : (вместе) прощай, Кузюшка! До новой осени! До нового урожая!
(Дед уносит чучело Кузьмы .)
Хозяйка : а ну, веселая детвора, все пожалуйте сюда! Смотрите, кого я веду!
Хозяйка2 : ой, да это Кострома!
(игра «Кострома» )
Поют
Все : здорово, Кострома!
Кострома : здоровенько!
Все : а че это вы делаете?
Кострома : кудельку пряду!
Все : ну, прядите, прядите.
Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.
Все : здорово, Кострома!
Кострома : здоровенько!
Все : а че это вы делаете?
Кострома : попрела, попрела и вязать собралась!
Все : ну, вяжите, вяжите.
Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.
Все : здорово, Кострома!
Кострома : здоровенько!
Все : а че это вы делаете?
Кострома : повязала, повязала, да ткать собралась!
Все : ну, работайте, работайте, Бог в помощь.
Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.
Все : здорово, Кострома!
Кострома : здоровенько!
Все : а че это вы делаете?
Кострома : да вот поработала, да спать собралась!
Все : ну, спите, спите.
Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.
Все : здорово, Кострома!
Кострома : здоровенько!
Все : а че это вы делаете?
Кострома : да, сплю я, сплю!
Все : а почему разговариваете?
Кострома : да по привычке. А сейчас как встану, да догоню вас.
(дети убегают на стульчики) .
Хозяюшка : Звонко музыка играй,
всех на танец приглашай!
Реб.: Разойдись, народ,
Меня пляска берет.
Пойду попляшу,
Себя людям покажу!
(танец «Варенька» )
Хозяйка : Люди добрые, люди честные.
Праздник в избе , с угощениями, играми, плясками.
Пришли Кузьминки – оберег принесли :
для души, для дома, для здоровья, для счастья,
чтобы поросятки- писклятки водились, горшки не бились.
Хозяйка2 : Ребятки старались сами мастерили- куклы обережные. Вы их берите, гости дорогие, да храните, они вам много радости принесут.
(Звучит музыка в исполнении казачьего народного хора «Матушка Россия» . Дети дарят гостям куклы- обереги, потом встают в полукруг, держась за руки, кланяются гостям- мальчики, потом девочки, потом хозяйки.)
Хозяйка : за такое веселье- наше вам почтенье!
Хозяйка2 : и ждет вас вкусное угощенье!
Хозяйка : всем вам, и мастерам, и рукодельницам, и вам, гости дорогие, желаем успеха да радости, смеха и веселья!
Хозяйка2 : просим садиться столы дубовые, да отведать курника именинного!
(гости с детьми проходят к столам, угощаются курником, да запивают кваском или компотом.)
Ноябрь – время традиционного славянского праздника "Осенние кузьминки" или "Курьи именины". И если вы ничего о нем не слышали, то для вас материал "НацАкцента" – о козьмодемьянском пиве, воровстве кур и неприличных играх на русских Кузьминках.
Осенние кузьминки или Курьи именины (а также Кузьма и Демьян, Божьи кузнецы, Куриные боги, Куриная смерть и т.д.) отмечаются 14 ноября (1 ноября по старому календарю). С этим славянским праздником связаны имена Кузьмы и Демьяна, или Космы и Дамиана - братьев, врачевателей, чудотворцев, святых-бессребреников. В народе они почитались как покровители семейного очага и свадеб, изображались священными кузнецами, выковывающими для новобрачных венцы и сами свадьбы, и являлись покровителями домашней птицы ("плодородящей курицы").
Кузьминки у славян считались девичьим праздником и входили в традиционный период проведения свадеб, а в некоторых регионах были началом свадебного сезона.
В этот день девушка-невеста (достигшая брачного возраста) становилась хозяйкой дома и готовила еду на всю семью. К вечеру молодежь собиралась в "откупленной" (иначе - снятой) у одинокой старушки избу. Продукты приносили из дома (иногда тайком) или собирали по деревне, после чего готовили праздничные блюда, главными из которых были куриная лапша и каша, жареные куры и петухи: приготовление еды из птицы было жертвой покровителям кур Кузьме и Демьяну. Часто девушки варили козьмодемьянское пиво.
В ряде регионов, например, в Нижегородской губернии, девушки группами ходили по дворам с украшенным веником и просили муку и пшено и другие продукты. Их отдавали хозяйке снимаемой избы, и она варила кашу, пекла караваи и блины. В Новгороде девушки, собрав крупу и масло, варили кашу в нескольких горшках и совместно ели ее. В некоторых поселениях кашу продавали парням, а полученные деньги делили между собой.
Когда с трапезой было покончено, молодежь переходила к песням, пляскам и играм ("Кузьминским вечеринкам", "ссыпчинам", братчинам).
Среди игр были и те, где надо целоваться прилюдно, что в другое время порицалось и считалось неприличным. Например, при игре в "Прялицу" участники становились в круг и пели песни, а кружащиеся в танце парень и девушка целовались, после чего уступали другой паре.
В некоторых селениях на Кузьминки была популярна игра "Соседи", во время которой девушку подсаживали к парню и спрашивали последнего, люба ли ему девица. За отрицательный ответ юношу выгоняли за дверь и придумывали ему наказание, а при положительном ответе пару выводили в центр и "проверяли" их отношения с помощью танца. Парень должен был взять девушку на руки и подбросить до матицы ("чтоб ногами коснулась"), здесь же молодым людям надлежало поцеловаться.
В целом в русских кузьминочных обрядах есть сходства с осенним праздником финно-угорских народов "Удырсий" ("Девичий пир") - на него девушки тоже варили пиво и откупали "Пивань кудо" (избу), где и гуляли.
Вечеринка на Осенние Кузьминки порой длилась всю ночь, и когда угощения заканчивались, парни могли безнаказанно воровать у соседей кур - такие "праздничные" кражи обычно крестьянами не осуждались, - после чего веселье продолжалось.
В некоторых регионах проводился обряд свадьбы и похорон Кузьмы-Демьяна. Из соломы готовилось чучело (антропоморфное изображение Кузьмы), которое наряжалась в мужскую одежду. Его усаживали посреди избы и шуточно женили на одной из девушек. Когда Козьма-Демьян "умирал", его несли на носилках по деревне словно на похоронах, а на краю деревни или в лесу раздирали на части.
На соломенных останках плясали и сжигали их. Характер обряда заключен и в его названии: "Кузьминки - по осени поминки".
В этот день родственникам в качестве подарка отправляли кур. В Воронежской и Пензенской губерниях в куриные именины молебны проводились в курятниках или около них - птиц окропляли святой водой, кур и цыплят приносили в церковь. В некоторых местах женщины с курами приходили в барский двор и с челобитьем подносили своей барыне на красное житье, а та в ответ дарила ленты на головное полотенце. Челобитных кур не убивали, а снесенные ими яйца считались целебными и давались страдающим желчной болезнью.
После Кузьминок начинался сорокадневный Филиппов пост до Рождества - время девичьих посиделок с рукоделиями и подготовки приданого.
«Кузьминки - по осени поминки»Цель : продолжить знакомство с православными праздниками в рамках народного календаря
Задачи:
расширить круг знаний детей о православных праздниках,
познакомить с обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Димьяна, более подробно рассмотреть его как девичий праздник.,
содействовать развитию творческого воображения; через систему праздников народного календаря,
приобщать к традициям народной культуры.
Ход мероприятия
Здравствуйте, дорогие гости, добрый день, ребята! Сегодня вы познакомитесь с историей народного праздника, его традициями (звучит музыка)
И так начинаем наш праздник
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(ответ: ноябрь)
По древнерусским святцам ноябрь известен под именем грудень : от груд замерзшей земли, от грудного пути – так называлась раньше зимняя замерзшая дорога.
– Праздник Косьма и Дамиана. ПРАВИЛЬНО
А есть еще летний праздник Косьмы и Дамиана- _____________________________
Ведущий.2 Немало народных примет было связано с этим днем.
Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.
Если на Кузьму- Дамиана лист остается на дереве, то год будет морозным.
Если вдруг в ноябре
Комара на окне
Видишь ты не зря,
Быть не лютой зиме
Рано инеем покрылась ива,
Это удивительно красиво.
Но явление это, знаем мы,
Верный признак затяжной зимы
Коль в ноябре заплачет небо
Дождь неожиданно пойдет,
То ожидать недолго – следом
Зима с метелями идет.
В1
Кузьма и Дамиана слывут в народе кузнецами.
Ведущий. Закует Кузьма- Дамиана так, что до весны реки не расковать!
– Не заковать реку без Дамиана!
Кроме того, Кузьма и Дамиана были известны под именем “кашников”. В предании говорится, что Кузьма и Дамиана никогда не требовали платы за свою работу, а только просили накормить их кашей, приговаривая:
Хозяину ворошок, а нам каши горшок.
У нас в музее есть экспонаты русского народного быта. Что это за предметы, вы узнаете, когда отгадаете загадки (раздаем):
Под крышей - четыре ножки,
Под крышей - суп да ложки.
(Ответ: Стол
)
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас
(Ответ: Стул
)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Ответ: Самовар
)
То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!
(Ответ: Утюг
)
Пляшу по горнице
С работою моею
Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею. (Веретено.)
Свинка- золотая щетинка,
Льняной хвост,
По белу свету скачет,
Всех людей красит
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.
(Ответ: Веник
)
В1
Молодцы все загадки отгадали.
А еще в русском народе Кузьма и Демьян - зимние назывались раньше -Курятниками, эти святые считались покровителями кур.
В этот день справляли куриный праздник – петушиные именины – Кочеты.
Говорили: “Кузьма – Дамиана ” зароди цыпляток к осени!”
А еще
Кузьму и Демьяна почитают и покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни.
Во время свадебного обряда дружка или крестная мать обращались к святым покровителям свадьбы: "Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу до белой головы до седой бороды" или "Кузьма-Демьян, приди к нам на помощь! Сыграй нам свадьбу крепкую, нескучную, неразлучную!"
Праздник этот называли еще и девичьим праздником.
В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша.
Вечером девушки устраивали "кузьминскую вечеринку" ("ссыпчину", братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду. Среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво.
После угощения начинались игры, хороводы молодежи.
В2 А сейчас мы с вами тоже поиграем в те игры и попоем те песни которые исполняли на посиделках наши предки.
Сегодня на наши посиделки пришли гости из детского объединение «Горница» - учащиеся 8 класса школы № 45- аккомпаниатор Морозов Петр Иванович
Они на народных инструментах нам исполнят русскую народную песню «СВЕТИТ МЕСЯЦ»
Спасибо. Оставайтесь с нами на посиделках
Девицы -красные, молодцы- удалые выходи в игру играть
«Бояре вы к нам пришли»
Бояре, а мы к вам пришли
Молодые, а мы к вам пришли
Бояре, а зачем пришли
Молодые, а зачем пришли
Бояре, нам невеста нужна
Молодые, нам невеста нужна
Боре, а какая нужна
Бояре, она глупая у нас,
Молодые, она глупая у нас
Бояре, не валяйте дурака
Отдавайте нам невесту навсегда
Начинается песня-игра «Бояре». Мальчики и девочки берутся за руки, выстраиваются друг против друга.
На первой строчке текста шеренга мальчиков шагает навстречу девочкам.
На второй строчке - они пятятся назад.
Следующий ответный куплет исполняют девочки. Действия те же.
В конце каждой строчки притопывают ногой.
В2
Девицы красные, молодцы удалые выходи в игру играть
Колечко – колечко выйди на крылечко
Выйди на крылечко
Кто с крылечка сойдет-
тот колечко найдет
В1 выходи кадриль плясать
«Прялица - кокорица моя»
Уж ты прялица - кокорица моя,
Уж я вынесу на улицу тебя
Буду прясть, да попрядовать
На подруженек поглядывать
Напряду я много пряженьки
Мне с бабулею на варежки
Я бабулю свою слушаюсь
Пирожки- оладьи кушаю
Игра «Заря» дети стоят в кругу плотно друг к другу. Водящий, ходит за кругом пока говорят слова, как только проговариваются слова – по воду пошла, ложит ленту на плечо играющему и они разбегаются в разные стороны. Кто быстрей встанет на пустое место в круге. Игра повторяется
Заря-зареница
Красная девица по полю ходила
Кольцо обронила
Кольца золотые
Ленты голубые
По воду пошла
В1 еще один танец станцуем, а называется он
«Клубок», танцуют все
Уж я улком шла
Переулком шла
Клубок ниток нашла
Клубок катится
Перекатится
Нитка тянется
Перетянется
Нитка дале, дале, дале
Клубок боле, боле, боле
Я за ниточку бралась
Тонка нитка порвалась (танцующие встают держась за руки друг за другом, водящий закручивает всех в «Клубок»)
Ну на славу повеселились, удались у нас посиделки
Проверка восприятия
Ведущий 1: А сейчас проверим, что вы запомнили из истории праздника:
КАК В СТАРИНУ НАЗЫВАЛСЯ ПРАЗДНИК В НОЯБРЕ-
Праздник КУЗЬМЫ И ДЕМЬЯНА, Куринный праздник, Девичьи посиделки.
Ответьте на вопрос, выбрав правильный вариант ответа из предложенных:
1. По древнерусским месяцесловам и православным святцам месяц ноябрь называется:
1) грудень;
2) студень;
3) травень;
3.Праздник назывался по:
1) по фамилии Кузьмин;
2) по имени Кузьма и Дамиан;
3) праздник кузнецов;
Вот и закончились наши девичьи посиделки
Желаем вам гости дорогие здоровья – отменного,
вашим семьям благополучия, помнить что благополучие страны зависит от благополучия семьи, а благополучие семьи всегда основывается на родословной памяти и культуре своего народа. Давайте помнить эти слова:
Нация не помнящая свои истоки обречена на гибель.
Ежегодно 14 ноября отмечается память двух братьев, святых бессребреников Космы и Дамиана, живших во второй половине 3 - начале 4 веков. Мальчики рано лишились отца, и их воспитанием занималась мать - святая Феодотия. Повзрослев, юноши обучились врачебной науке, а Господь в благодарность за праведный образ жизни даровал им способность исцелять больных. Косма и Дамиан никогда не брали платы с людей, оттого их и прозвали бессребрениками.
«Кузьминки - осени поминки», - говорили в народе и в очередной раз отмечали встречу зимы. В некоторых районах осени по традиции отводится время от второго Спаса до Кузьминок.
На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодых. Кстати, святых почитали одновременно как хранителей семейного очага и как покровителей всех ремесленников и ремёсел - главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия. С Кузьминок женщины садились за прядение шерсти, чтобы после связать из неё зимние вещи или наткать тёплых тканей. Кузьминки были ещё и молодёжным праздником. Девушки собирались вместе в свободной избе, накрывали на стол (обязательным блюдом считалась каша) и приглашали холостых парней. Посиделки нередко продолжались до рассвета, а после молодые люди, расправившись с угощением, отправлялись воровать соседских кур.
С домашней птицей связан ещё один обычай. В этот день справляли курьи именины. Богатые люди отправляли кур в подарок бедным родственникам. Крестьянки приносили птиц в дар боярыням, а те в ответ одаривали их лентами.
Таких «челобитных кур» было принято содержать в почёте - кормить овсом, ячменём и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.
В день Кузьмы и Демьяна обращали внимание на приметы погоды. Если день выдавался снежным - следовало ждать весной большого разлива рек. Лист, оставшийся на дереве до Кузьминок, предвещал мороз следующей зимой.