ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В МЛАДШИХ ГРУППАХ
· Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:
· Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.
· Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.
· С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов - тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.
· Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.
· Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.
· Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.
· Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.
· Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:
«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра - другие дети».
· Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.
Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».
Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».
· «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»
· Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:
«Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».
· Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.
· По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.
· Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.
· Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.
ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
· Задачи:
Формировать ответственное отношение за порученное дело.
Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.
Уметь правильно сервировать стол.
· Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.
· В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.
· В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.
· Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).
· В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.
Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.
Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.
Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.
Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).
Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.
Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.
· Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.
Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.
Маленькую ложечку - в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.
· Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:
«Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».
· Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.
· Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.
· В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.
· Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.
(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).
ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СТАРШИХ ГРУППАХ
Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.
· Задачи: формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.
· На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.
· Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.
· Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).
· Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.
· Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.
· Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.
· Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.
· Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.
· Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.
· Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.
· Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.
· Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.
· В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.
· Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т.д.).
Конспект организации дежурства по столовой в среднй группе
Цель: продолжать учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать .
Задачи:
Воспитательные:
1) воспитывать положительное отношение к дежурству;
2) формирование у детей ответственности за порученное дело.
Развивающие:
1) развивать логику, память, мыслительные процессы;
2) развивать аккуратность, привычку к трудовому усилию.
Образовательные:
1) совершенствовать навыки выполнения последовательных трудовых действий в соответствии с заданием;
2) развивать умения оценивать результат свой работы и работы сверстников.
Материал и оборудование :
Фланелеграф, картинки-символы, или игрушка.
Предварительная работа:
Д/и «Что с начала, что потом».
С. р. и. «Накроем к приходу гостей», «Тишка-именинник ждет гостей»,
Совместное изготовление настольного украшения «Корзина с цветами».
Словарная работа:
Последовательно, слаженно, порученное дело, трудовое усилие.
Ход:
Воспитатель входит в групповую комнату в руках у него (или игрушка) Тишка.
В . : Ребята сегодня к нам пришел один гость зовут его Тишка. Посмотрите, как вы думаете почему он такой грустный? (Дети располагаются в кругу)
Дети: Заболел, заблудился, потерял маму и т. д.
В. : Он рассказал, что ждет гостей и не знает, как правильно накрыть на . Как вы думаете надо помочь?
Дети: Да!
В. : Для этого давайте поиграем в игру «Что с начало, что потом».
Проводится игра, дети должны самостоятельно разложить на фланелеграф картинки с изображением последовательных действий сервировки .
В. : Молодцы, ребята, вы все правильно сделали. А кто у нас сегодня дежурный по столовой?
Лиза и Матвей: «Мы дежурные» (Лиза и Матвей самостоятельно идут готовиться к дежурству (моют руки, одевают фартуки, головные уборы, остальные дети рассаживаются вокруг ) .
В. : Ребята, а как вы распределяете работу дежурных между собой?
Лиза: Мы договариваемся между собой.
Матвей: Мы с Лизой решили, что она будет раскладывать салфетницы и ложки. Я буду раскладывать вазочки и вилки, а вместе мы будем стелить салфеточки, ставить бокалы и тарелки, хлебницы и салатницы.
В. : А кто может рассказать, что такое сервировка ?
Лиза: Сервировка – это умение правильно и красиво накрыть .
В. : В какой последовательности накрываем стол?
Дети отвечают с опорой на схему, построенную на фланелеграфе.
В. : Ребята, а для чего вообще нужно дежурить?
Дежурные: Приятно помочь воспитателю. Мы хотим научиться помогать взрослым, быть нужными, полезными.
В. : Пожалуйста, дежурные, приступайте к своим обязанностям.
Воспитатель наблюдает за трудовыми действиями детей. Дежурные раскладывают столовые приборы. В это время воспитатель проводит беседу с детьми:
В. : Ребята, а кто расскажет нашему гостю, для чего предназначена тарелка, хлебница?
Дети: В тарелки накладывают еду, из них мы едим. В глубокие тарелки наливают суп, щи, свекольник, рассольник. Мелкие тарелки нужны для вторых блюд. Хлебницы предназначены для хлеба.
В. : А что относится ко вторым блюдам?
Дети: Ко вторым блюдам относятся: мясо, рыба, сосиски, котлеты, разные гарниры: рис, овощи, макароны, картофель.
В. : А для чего нужны бокалы?
Дети: В бокалы наливают сок, компот, кисель.
В. : С какой стороны раскладывают ложки и вилки, ножи?
Дети: Ложки и ножи раскладывают с правой стороны, вилки – с левой.
В. : А для чего нам на нужна корзиночка с цветами?
Дети: Украшение на нужно, чтобы было красиво, для создания хорошего праздничного настроения.
В. : Дежурные все накрыли. Ребята, послушаем дежурных. Они нам расскажут о своем дежурстве. (Воспитатель организует детей встать около ) .
Матвей: Мы с Лизой накрыли столы, дежурили дружно, заранее распределили обязанности кто, что будет раскладывать.
Лиза: Мы старались с Матвеем помочь воспитателю, работали аккуратно, все красиво и правильно расставили на .
В. : Ребята, а как мы оценим работу дежурных? Кто выскажет свое мнение.
Дети высказывают свое мнение.
В. : Дежурные наши действительно постарались, приложили трудовые усилия. Со своими обязанностями справились добросовестно, умело работу распределили, последовательно накрывали на , дежурили слаженно, аккуратно, доброжелательно. Лиза и Матвей, спасибо вам за дежурство, вы достойны самых лучших оценок. Как приятно сесть за такой красивый, правильно накрытый .
В. : Ребята, посмотрите, на нашего гостя, какой он стал веселый, радостный.
Дети: Конечно, ведь теперь он знает, как накрыть красиво и правильно , чтобы пригласить гостей.
В. : Замечательно, а теперь дежурные приглашайте за .
Дежурные: Ребята проходите, пожалуйста, за столы. Приятного аппетита!
Дети: Спасибо!
Конспект проведения совместной деятельности
в ходе режимных моментов в старшей группе
«Дежурство по столовой»
Программное содержание:
- Образовательная задача:
Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол. Учить связно и последовательно выражать свои мысли, опираясь на схему. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
- Развивающая задача:
Развивать диалогическую речь.
3. Воспитательная задача :
Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
Ход занятия:
Обратить внимание детей на график дежурства.
Воспитатель: - Сегодня пятый день недели – пятница. Давайте посмотрим, кто у нас сегодня дежурные по столовой.
Дети определяют дежурных и ставят картинки соответственно.
Воспитатель: - Давайте рассмотрим схему дежурства по столовой и вспомним, что должен делать дежурный.
Ответы детей: - работа со схемой дежурства.
Воспитатель: - Здорово! Молодцы! У меня для вас есть стихотворение. Послушайте его и посмотрите на схему сервировки стола.
Мы дежурные сегодня.
Станем няне помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать7
Будем чисто руки мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Всем тарелки мы поставим.
Все приборы: ложки, вилки,
Ты как надо разложи.
От тарелки справа - ложка,
Вилка рядышком лежит.
Сверху маленькая ложка
Для компотика лежит.
Воспитатель: - Вам понравилось стихотворение? Как вы думаете, подходит ли стихотворение к нашей схеме сервировки стола?
Ответы детей: - Да.
Воспитатель: - Что нам показывает схема?
Ответы детей: -
Воспитатель: - Молодцы! Предлагаю вам начать готовить стол к обеду. Согласны?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А помогать нам будет схема сервировки стола. Что первое мы должны сделать? (Если дети правильно называют – идем мыть руки, ели неправильно – обращаемся к схеме).
Ответы детей .
В умывальной комнате проговариваем порядок мытья рук.
Ответы детей.
Возвращаемся в группу. Одеваем фартуки дежурных.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, на сколько детей мы будем накрывать на стол?
Ответы детей: - На четверых детей, потому что четыре стула.
Воспитатель: - Итак, с чего мы начинаем?
Ответы детей .
Воспитатель: - Правильно! Сначала ставим салфетницы. Затем?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно! Ставим блюдца. Для чего нам блюдца?
Ответы детей: -
Ложки
Вилки
Чайные ложки
Воспитатель: - Молодцы, дети! Стол накрыт, что вам нужно сделать дальше?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как красиво мы подготовили стол к обеду? Вам нравится?
Ответы детей.
Воспитатель: - Мне тоже очень нравится и гостям нашим нравится. Я думаю, за одним столом будет приятно сидеть детям.
Ответы детей.
Воспитатель: - Спасибо, ребята! Вы отлично справились с обязанностями (работой) дежурных и достойны самых лучших оценок – улыбочек.
Напротив графика дежурств выставляются оценки.
Надежда Беликова (Мартынова)
Конспект организации дежурства по столовой в старшей группе
Цель :
Закрепление навыков детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой : накрывать на стол , уборка столов после приёма пищи .
Задачи :
Воспитательные :
1) воспитывать положительное отношение к домашнему труду;
2) вырабатывание у детей ответственности за порученное дело.
Развивающие :
1) развивать логику, память, мыслительные процессы;
2) развивать аккуратность, привычку помогать взрослым.
Образовательные :
1) улучшать навыки выполнения последовательных трудовых действий в соответствии с заданием;
2) вырабатывать умения оценивать результат свой работы и работы сверстников.
Материал и оборудование :
Столовая посуда , столовые приборы , скатерти, салфетки, салфетницы.
Предварительная работа :
Д/и «Разложи предметы» .
С. р. и., «Ждем гостей» ,
Совместная подготовка настольного украшения «Красиво сложим салфетки в салфетницу» .
Ход ООД:
В.: ребята сегодня к нам в группу пришли гости . Буратино и Мальвина.
гляньте, кто у нас сегодня дежурный по столовой ?
Дежурные :«Мы дежурные » (Дети : самостоятельно идут готовиться к дежурству (моют руки, одевают фартуки, головные уборы, остальные дети рассаживаются вокруг столов ) .
В.:- а как вы узнали, что вы у нас дежурные ?
ребята, а как вы распределяете работу дежурных между собой ?
Дежурные : мы посмотрели в графике дежурств .
Дежурные :мы решили, кто будет раскладывать салфетницы и ложки. А кто раскладывать вазочки с хлебом и вилки, а вместе мы будем стелить скатерти и раскладывать столовые приборы , ставить бокалы и тарелки.
В.: молодцы ребята а кто знает в какой последовательности нужно накрывать на стол ?
Дежурные : На стол кладется скатерть , затем ставятся
салфетницы с бумажными салфетками на центр стола .
На центр стола ставится хлебница с хлебом.
Рядом с хлебницами ставятся чашки с блюдцами и маленькими ложечками в блюдца. Ручки чашек и ложек смотрят вправо.
На скатерть ставятся глубокие тарелки для супа.
От тарелки с права, рядом ложится – ложка, слева зубчиками вверх – вилка.
Тарелки из-под супа убирает взрослый.
В.: ребята, а для чего вообще нужно дежурство ?
Дежурные : что бы помочь помощнику воспитателя. Мы хотим помогать взрослым, быть, полезными в домашней работе.
В.: пожалуйста, дежурные , приступайте к своим обязанностям.
Воспитатель наблюдает за трудовыми действиями детей. Дежурные раскладывают столовые приборы . В это время воспитатель проводит беседу с детьми :
В : Ребята наши гости Буратино и Мальвина, Они хотят посмотреть как наши дежурные накроют на стол , что бы самим научиться так же правильно накрывать.
В.: ребята, а кто расскажет нашим гостям, для чего предназначена посуда тарелка, хлебница?
Дети : в тарелки накладывают еду, что бы из них кушать. В глубокие тарелки наливают суп, щи. Мелкие тарелки нужны для вторых блюд. Хлебница нужна для хранения хлеба.
В.: ребята, а как можно украсит красиво стол празднику ?
Дети : Поставить вазочки с цветами или с фруктами, разложить красиво салфетки.
В.: дежурные все накрыли . Ребята, послушаем дежурных . Они нам расскажут о своем дежурстве . (Воспитатель организует детей встать около столов ) .
Дежурные : мы накрыли столы , заранее распределили обязанности кто, что будет раскладывать.
Дежурные : мы старались помочь воспитателю , работали аккуратно, все красиво и правильно расставили на столы .
В.: ребята, давайте оценим работу наших дежурных ? Кто выскажет свое мнение.
Дети высказывают свое мнение.
В.: дежурные наши хорошо постарались , приложили много усилий. Со своими обязанностями справились добросовестно. умело последовательно накрывали на стол , дежурили слаженно , аккуратно. Аня и Саша, спасибо вам за дежурство , вы хорошо справились с работой. Как приятно сесть за такой красивый, правильно накрытый стол .
В.: ребята, посмотрите, на наших гостей, какие они веселые, радостные, им всё нравится, ребята давайте пригласим их с нами за стол .
Дети : да, ведь теперь они знают, как накрыть красиво и правильно стол , чтобы пригласить гостей.
В.: замечательно, а теперь дежурные приглашайте за столы ребят и наших гостей.
Дежурные : ребята проходите, пожалуйста, за столы . Приятного аппетита!
Дети : спасибо.
Публикации по теме:
«Методика организации труда - дежурства детей по столовой в группах детского сада» Воспитатель группы №1 Мытарева Е. В. Важной задачей организации дежурства дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить вам наш Центр дежурства. Для того чтобы воспитать у детей положительное отношение к труду,.
Цель. Учить детей правильно сервировать стол, воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ д/с «ИСКОРКА» Конспект организации и проведения математики в старшей.
Конспект организации и проведения математики в старшей группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ д/с «ИСКОРКА» Конспект организации и проведения математики в старшей группе.
Конспект организации и проведения открытой прогулки в старшей группе Время проведения: дневная прогулка (11.00 - 12.10). Место проведения: групповой участок. Длительность: 1 час 10 минут. Материал и оборудование:.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
1. Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка……………………………………………………………………………..5
2. Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитании детей………………………………………………………………….8
3. Методика организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………...11
4. Роль оценки труда дежурных в воспитании личности ребенка……………16
5. Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации дежурства………………………………………………………………………...20
Глава II. Исследования уровня сформированности трудолюбия в старшей группе ДОУ № 17 «Родничок».
1. Изучение проявления трудолюбия у детей в разных видах дежурств………………………………………………………………………….23
2. Описание работы по формированию трудолюбия у детей в разных видах деятельности…………………………………………………………..…………26
3. Анализ результатов, полученных в ходе исследования……………………28
Заключение……………………………………………………………………...31
Литература
Приложение
Введение
Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.
Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности дежурного.
В процессе дежурства у детей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке; формируется бережное отношение к природе.
Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату.
Дежурство имеет большое значение в воспитании детей, оно помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.
Большой вклад в разработку теории трудового воспитания, дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников внесли такие педагоги как Н.К. Крупская, Е.А. Аркин, Р.И. Жуковская, А.В. Суровцева, Е.И. Радина, А.П. Усова, З.Н. Борисова.
Цель данного исследования – выявить сущность и содержание дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников.
1. Показать значимость дежурства, как формы организации детского труда;
2. Изучить основные направления работы дежурного.
3. Изучить методику организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.
4. Выявить уровень сформированности трудолюбия в старшей группе.
Объект – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет – особенности формирования трудолюбия в процессе организации дежурства.
Гипотеза: уровень сформированности трудолюбия у детей старшей группы недостаточно высок, так как дети любят больше играть, чем трудиться. У детей недостаточно сформированы волевые процессы, мал жизненный опыт, что во многом определяет отношение к труду в ходе дежурства.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение за работой воспитателя, проведение исследования.
Глава I . Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
1. Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка.
В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» .
Труду как человеческой деятельности много внимания уделяется в народной педагогике. Много высказываний о труде можно найти в философских произведениях, в трудах классиков литературы («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай».- А.П. Чехов; « Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человека соблюсти свое человеческое достоинство».- Л.Н. Толстой).
Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» .
Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. В первые годы после Октябрьской революции, когда возник вопрос о создании школы нового типа, проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, ставилась остро. Сегодня нам важно хотя бы в общих чертах изучить тенденции в развитии трудового воспитания в те годы, так как они оказали определяющее влияние на содержание воспитания детей в общественных дошкольных учреждениях.
Уже первый съезд по дошкольному воспитанию (1919 г.) определил содержание труда дошкольников и требования к нему. Считалось обязательным вводить труд по самообслуживанию, работу на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами; привлекать детей к уборке комнаты, стирке. Были определены две ведущие задачи т рудового воспитания: научить детей трудиться с радостью и приучать работать коллективно .
В давние времена, когда детство было короче, и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также был общественно значим. Однако, современный ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитывающий характер – так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок.
В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.
Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.
Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе важная роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата.
При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.
В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.
В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.
В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.
Труд закаливает детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.
Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.
2. Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитании детей.
Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.