ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УБИРАТЬ ЗА СОБОЙ ИГРУШКИ.
Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а взрослые должны обеспечивать ему свободу во всем и не должны принуждать малыша к каким-либо действи-ям. Конечно, у каждой семьи есть свои особенности и привыч-ки. Безусловно, вам решать, следует ли приучать ребенка к ак-куратности и порядку, и если приучать, то как и с какого возраста. Но если уж вы приняли решение научить ребенка убирать за со-бой игрушки, то быстрее добьетесь успеха, если будете выпол-нять несколько несложных правил.
Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доб-рожелательно. Уборка не должна стать наказанием, желатель-но, чтобы она стала заключительной частью игры.
Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению ваших требований, нач-ните вместе с ним убирать игрушки, обязательно проговаривая вслух, что именно вы убираете, куда и зачем. Если подобная со-вместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится вы-полнять ее самостоятельно.
Кроме того, у ребенка скорее всего не появится привычки убирать игрушки, если вы сами ежедневно не убираете за собой вещи: одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбро-санные по квартире вещи станут для него привычным явлени-ем. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой яв-ляется подражание...
Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Напри-мер, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисо-вать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т. д. Ники-тин Б. П. советует, для того чтобы легче было уложить кубики в коробку, на ее дно положить лист с разметкой, куда и как класть кубики (разметка может быть как черно-белая, так и цветная). Конечно, в этом случае необходимо учитывать возраст и воз-можности ребенка. Если у вас есть необходимый для этого запас времени и тер-пения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. В главе «Игры для родителей и детей» описана одна из них («По-моги маме»). Можно предложить ребенку поменяться ролями. Пусть он будет мамой, а вы — дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек, следуя своим новым ролям. Ребенку это дос-тавит удовольствие, а вы получите информацию о том, как ма-лыш воспринимает вас и ваши просьбы (или приказы).
Не оставляйте мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмо-ций и у вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в проща-ние с игрушками, в укладывание их спать и становится необхо-димым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.
Если вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необхо-димы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что вы будете читать ему книжку или рисо-вать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это — правило для всех членов семьи. Если же вы предъяв-ляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки — буду тебе читать, не уберешь — не буду, то малыш скорее всего сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно «зарабатывать».
ИТАК, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки:
· Твердо решите для себя, необходимо ли это.
· Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
· Убирайте игрушки вместе с малышом.
· Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего.
· Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.
· Используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках для игрушек.
· Учитывайте возраст и возможности ребенка.
· Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желан-ной для малыша.
· Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
«Как мне это надоело! Каждый день одно и то же! Сейчас же собери игрушки!» Знакомая ситуация? Так как приучить ребенка убирать игрушки за собой без нервов?
Конечно, приучать ребенка убирать за собой нужно. А вот как это сделать хитро, без детских капризов, истерик и нервных затрат со стороны родителей, вы сейчас узнаете.
Простые правила
Как заставить ребенка убирать игрушки? Запомните, никакие методы и приемы не помогут приучить «маленького неряху» к порядку, если не соблюдаются четыре правила.
Начни с себя
Дети с ранних лет копируют взрослых. Если родители не убирают одежду в шкаф, книги на полки, оставляют продукты на столе, ребенок будет повторять их поведение. И наоборот.
Будьте настойчивы
Как бы малыш не отказывался, а убрать за собой придется. Никаких мультфильмов, сладостей и прогулок не будет, пока игрушки не окажутся на местах. Дайте это понять ребенку.
Воспитывайте регулярно
Если взялись приучать к порядку, делайте это ежедневно. Воспитывать раз или два в неделю не получится. Результата не будет!
Не заставляйте, не ругайте и не кричите!
Насильственные методы отбивают стремление помогать, а вам ведь нужно его привить.
Ребенок не хочет убирать игрушки — что делать?
Как научить ребенка убирать за собой игрушки? Все, что вам понадобится - позитивный настрой. Немногие родители знают, но маленькие дети легко заряжаются положительными эмоциями. А если у крохи приподнятое настроение, с ним легче договориться.
Всех по домам
Придумайте для игрушек домики. Так малышу легче ориентироваться в комнате. Например, куклы будут жить в шкафу, машины в гараже, конструктор в ящике. Еще лучше, если коробки и места хранения плюшевых зверушек превратить в яркие жилища. Ящик для конструктора обклейте цветной бумагой, нарисуйте окошки, смастерите треугольную крышу из картона. Машинам обозначьте гаражи, куклам сшейте мягкие подушечки в домик. Немного творчества — и ваш карапуз окажется в стране игрушек. А здесь есть правило - после игры убирать всех по домам.
Кто быстрее?
Если «капризуля» категорически отказывается наводить порядок, предложите ему соревнование «Кто соберет больше?» или «Кто быстрее?». Понадобятся две коробки для двух участников, или разделите территорию уборки пополам. По команде мама с ребенком начинают собирать игрушки в коробки, или каждый убирает свою территорию. Победителю приз!
Давай поиграем
Можно предложить малышу «Собери по признаку»: мягкие - твердые, большие - маленькие. Мелкие игрушки гужно сложить в одну коробку, крупные - в другую. Сортировать можно по размеру, по семьям, кто с кем дружит и т.д.
Сказочная уборка
На помощь маме придут сказочные персонажи. Прикрепите на спину малышки крылышки, и она превратится в фею, которая наводит порядок в сказочной стране. Мальчишкам больше подойдет игрушечный самосвал, ракета-полицейский или робот уборщик. Он будет спасать мир от беспорядка. Заметьте, ребенок при этом не убирает, он играет.
Станция игрушек
Игра для двоих: малыш - паровоз, мама - диктор. Взрослый оповещает:
- Паровоз отправляется со станции «Уборка». Следующая — станция военных.
Ребенок собирает игрушечных солдатиков в коробку, едет дальше по комнате. Далее оповещается станция конструкторов, машин, резиновых и плюшевых животных и т.д.
После того, как будут собраны все предметы, паровоз может отправиться на заправку топливом - покушать или в гараж - постель.
Ритуал
Один из способов привить положительную привычку ребенку - ввести ритуал «Уборка». «Священная церемония» проводится в определенное время, с привязкой к конкретным режимным моментам. Например, перед прогулкой, обедом, сном. Отправляя спать кукол в домики, машины в гараж, напевайте веселую песенку или колыбельную. На первых порах взрослый просит помощи у малыша. Затем ритуал поддерживают оба - родитель и ребенок. Со временем помощь взрослого сокращается, а «таинство» уборки передается самому младшему.
Хитрая сказка
Поведайте крохе рассказ о том, что игрушки расстраиваются, когда про них забывают и не убирают в домики. Обиженные, они уходят в сказочную страну. Когда в очередной раз малыш не уберет игрушки, спрячьте одну или несколько из них. В том числе и самую любимую. Заметив пропажу, ребенок станет искать. Скажите, что она ушла. Вы могли бы написать письмо в сказочную страну и попросить вернуться, но за это необходимо пообещать убирать ее на место.
Объявляется генеральная уборка! Включите веселую музыку. Участвуют все жильцы. За каждую такую «генералку» участники накапливают баллы, которые затем обмениваются на приз. Договоритесь заранее, сколько баллов нужно собрать.
- Приучайте малыша к порядку с раннего детства. Тогда к четырем годам у него уже выработается стойкая привычка.
- Чтобы ребенку было легче наводить порядок, регулируйте количество игрушек. Спрячьте часть их в дальний ящик и периодически меняйте местами. Вовремя избавляйтесь от ломаных, ненужных и неинтересных.
- Не забывайте хвалить. Порой достаточно одной лишь похвалы родителя, чтобы у крохи выработалось стремление поддерживать порядок.
- Выбирайте время на уборку до того, как малыш устанет, захочет спать и начнет капризничать.
- С раннего возраста поддерживайте стремление маленького человека помогать взрослым. Пусть вас не пугает разбитая посуда и пролитый чай. И ни в коем случае за это не ругайте. Ведь он старался, убирал. Эта небольшая жертва сполна компенсируется в будущем.
- Будьте терпеливы. Да, тяжело, да, трудно, но лишь терпением и настойчивостью вы добьетесь положительного результата.
- Приучайте постепенно. Маленькой крохе тяжело собрать все игрушки, поэтому мама помогает. Чем взрослее чадо, тем меньше помощь взрослого.
- Не приучайте к призам. Привлекать малыша к уборке за вознаграждение можно лишь на начальных порах. В дальнейшем пусть наградой будет сказка, мультфильм, прогулка. В конечном счете основным поощрением станет похвала.
- Не требуйте идеальной уборки. Пока ребенок мал, достаточно того, что он разложит все по местам. Со временем начните обращать его внимание на то, что игрушкам не нравится, когда их раскладывают неаккуратно. Конкретно опишите и покажите, как правильно размещать предметы.
Чего делать нельзя категорически:
- Заставлять.
- Кричать.
- Делать за ребенка.
- Оставлять без поощрения - похвалы.
Уважаемые родители! Помните: как бы ребенок себя не вел, вы умнее и хитрее его.
9Счастливый ребенок 21.11.2016
Дорогие читатели, сегодня мы с вами поговорим о такой актуальной для многих теме, как научить ребенка убирать за собой игрушки. В каком возрасте можно ожидать от малыша самостоятельного складывания своего «инвентаря»? Что надо делать, чтобы приучить его убирать игрушки самому или вместе с мамой? Какие существуют секреты в данном вопросе? И как наконец-то перестать спотыкаться о бесчисленное количество зайчиков, мишек и деталей от конструкторов? Да с тем расчетом, чтобы уборка стала не разовой акцией, а постоянным ритуалом? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье.
Своими мыслями о способах приучения ребенка к самостоятельной уборке игрушек будет делиться ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.
Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Начать свою статью мне хотелось бы не с самого процесса организации игрушек в детской комнате и в квартире вообще – к этому мы обязательно придем позже. Но с небольшой предыстории. Давайте поговорим об игрушках. Правильно ли мы делаем, заваливая ребенка очередными конструкторами, куклами и мишками? Сколько игрушек необходимо малышу, чтобы он чувствовал себя комфортно и мог их не просто самостоятельно прятать, но хотя бы запоминать? Мне кажется, «ноги» нашего вопроса о том, как научить ребенка убирать игрушки растут именно отсюда.
Игрушки раньше и сейчас
Вспоминаю разговоры со своей бабушкой. Она была ребенком во времена голодовки и войны. Не самый простой период, признаться. Да и жили они в небольшом селе, просто и незажиточно. Естественно, о каких-то игрушках для детей говорить было нечего, промышленных кукол и плюшевых зайцев попросту не было. Но зато родители делали детишкам куколки из подручных средств – старых кусочков ткани, сена, камышей, соломы. Перевязывали нитками, рисовали лица угольком. И это были такие ценные игрушки! Бабуля до последнего с теплом вспоминала свои куклы… Естественно, их было не триста сорок восемь. И на полу они не валялись. В отличие от того, что мы наблюдаем сейчас.
У меня нет цели идеализировать старое время. В нем тоже было много как плюсов, так и минусов. И детей тогда воспитывали совсем иначе. Мало было, особенно в деревнях, детоцентрированных семей. В основном, дети с определенного возраста были предоставлены сами себе. Но их было много, и им было весело и дружно. Да и некогда скучать особо, за сельским-то трудом, — с самого раннего детства и девочки, и мальчики были помощниками по хозяйству и в поле. Вот и все развивающие кружки.
Что мы предлагаем своим детям?
Сейчас мы уже не понаслышке знакомы с детской психологией. Мы искренне переживаем, чтобы, не дай Бог, не нанести малышу травму своим воспитанием. Мы стремимся развивать карапузов с пеленок. И современная индустрия не могла не отреагировать на повышенный спрос.
Ежедневно в мире производятся тысячи и тысячи игрушек! Плюшевых, пластмассовых, резиновых, на любой вкус и цвет. Конструкторы, куклы, игрушки-миниатюры больших вещей из «взрослого» мира – все это давно не редкость, и можно купить в любом детском магазине за углом. И нет смысла представлять, что бревнышко – это паровоз, а палочки – пассажиры, как делали наши прадеды. Все есть в продаже, и все очень реалистично выглядит. Второй вопрос, что и фантазируют сейчас детки значительно реже. А зачем, если все уже придумано за них?
Как преданные и любящие родители, мы стремимся дать малышу лучшее. Вот и несем в дом сорок пятую машинку или сто тринадцатую куклу. Кажется, такой дома еще нет. Вот дочка обрадуется!
И это не хорошо и не плохо. Просто так намного удобнее. Давайте по-честному: вручили ребенку игрушку, и, пока он разбирается, можно заняться своими делами. Обычная сделка, правда? И со временем ребенок тоже играет в нее «по-взрослому», настойчиво требуя все новых и новых игрушек, устраивая истерики в магазинах. И через пять минут забрасывая «новинку» под стол или диван. Надоела. Эмоции получены, что с нее еще возьмешь?
Сколько игрушек необходимо ребенку?
Увы, точно ответить на этот вопрос не может никто – ни педиатры, ни психологи, ни даже опытные мамы. Некоторые психологи склоняются к мысли, что количество игрушек, с которыми играет малыш, должно соответствовать его возрасту в годах, плюс один. То есть, двухлетнему малышу достаточно трех качественных и безопасных игрушек. Не будем спорить с таким утверждением. Оно имеет под собой определенную почву. Но ведь нам с вами сложно представить трехлетку, у которого в комнате всего одна машинка, один пупс, один мячик и один конструктор. Это кажется уж слишком спартанским условием.
Но и покупать игрушки одного вида в огромном количестве тоже нет никакой необходимости. И многие специалисты все же приходят к мнению, что для полноценного развития необходимы игрушки:
- разного вида и предназначения;
- безопасные в использовании;
- обязательно – соответствующие возрасту ребенка и уровню его физического и психического развития.
Как говорит известный доктор Комаровский, игрушки на вырост покупать нельзя. Это не имеет никакого смысла. Во-первых, крохе будет не интересна такая забава, он в ней попросту не сможет разобраться и научиться правильно играть. Во-вторых, до того момента, когда игрушка будет уже «по возрасту», она просто не доживет. Ее разломают гораздо раньше. А деньги уже будут выброшены на ветер.
Интересные исследования приводит журнал «Esquire». По статистике, в шведской семье у каждого ребенка имеется не меньше, чем 600 игрушек! Как вам такие цифры? Если честно, меня они немного пугают. Ведь для хранения всего этого добра нужен не один десяток квадратных метров площади. Но и мы не слишком далеко ушли от европейцев в своем стремлении угодить драгоценным чадам. Посчитайте, пожалуйста, хоть приблизительно, а сколько игрушек у вашего малыша? И все ли они нужны ему для игры?
Предлагаем вашему вниманию очень полезное и важное видео доктора Комаровского «Ребенок и игрушки — Школа доктора Комаровского»
Соответственно, при выборе игрушек ребенку мы должны руководствоваться здравым смыслом. Не нужно захламлять детскую комнату так, чтобы невозможно было пройти! Организовать тысячу игрушек в стройную систему, да еще и научить малыша каждый раз наводить в ней порядок, очень сложно, если не сказать – невозможно.
Теперь перейдем непосредственно к практическим вопросам – как же правильно хранить игрушки и как можно научить ребенка их убирать самостоятельно?
Пространство для хранения игрушек
Очень важно изначально правильно организовать пространство для хранения игрушек. Чтобы ребенок мог и, главное, захотел убирать за собой мишек и зайчиков, необходимо обеспечить ему удобство и безопасность в этом процессе. Не стоит хранить игрушки в выдвижных ящиках комодов, особенно на высоте. Такой подход чреват травмами, и, увы, таких случаев немало. По мнению многих специалистов, самый удобный вариант – большая емкость, которую можно время от времени чистить и мыть. Например, большой пластиковый ящик без острых углов и отрывающихся деталей. Сейчас в магазинах большой выбор такого рода контейнеров, на любой вкус и размер. Специально для детских комнат.
Также неплохой вариант – тканевые емкости, которые можно в случае необходимости постирать. И складывать в них игрушки тоже удобно.
Количество игрушек для детей
Контролируйте количество игрушек. Тридцать штук убрать гораздо проще и не так утомительно, чем сто пятьдесят. Поэтому вовремя перебирайте «запасы» ребенка, убирая ненужное, а тем более, сломанное, нерабочее и некомплектное. Оно не стоит того, чтобы хранится среди милых малышу игрушек.
Предлагаю посмотреть еще одно полезное видео для вас – «Сколько игрушек нужно ребёнку? Организация пространства детской комнаты»
Будьте последовательны!
Соблюдайте последовательность. Если вы уже решили приучать кроху к порядку, повторяйте данное правило ежедневно. А не так, что сегодня заставили убрать, и даже, может, вызвали интерес малыша к данному процессу. А завтра и еще неделю подряд убираете сами, когда ребенок уже спит. Так никакая привычка не сформируется. Как и желание убирать за собой. Наоборот, малыш искренне удивится, когда вы вдруг, месяц спустя, снова вынудите его убирать за собой игрушки. Еще и укоряя, что он якобы это умеет, но почему-то не делает. Нет запроса, нет навыка – зачем утруждаться?
Личный пример
Обязательно подавайте личный пример. Наверное, это всем понятно, что родители не очень аккуратные в быту, вряд ли привьют детям любовь к порядку. Если папины носки валяются по всей квартире, а мамина косметика разбросана на всех столиках, малыш не станет убирать игрушки. И не потому, что он плохой и непослушный. Просто нет перед глазами примера людей, которые убирают.
Поэтому на начальном этапе приучения ребенка к уборке делайте это сами, показывайте, объясняйте, комментируйте свои действия. Чтобы кроха видел процесс. Затем приучайте убираться вместе. И лишь потом понемногу передавайте инициативу непосредственно ребенку.
Не ждем моментальных результатов
Не ждите моментальных успехов. Навык и привычка не приходят за две минуты. И даже за пару-тройку повторений. Для их закрепления необходимо время, и чем меньше ребенок, тем больше времени уйдет на приобретение привычки. Не стоит думать, что если кроха один раз с увлечением убрал игрушки в ящик, он будет это делать ежедневно и с огромным энтузиазмом. Еще придется потрудиться.
Найти подходящий период
Не начинайте обучение в непростые для ребенка периоды. К примеру, когда он плохо себя чувствует, голоден или хочет спать. Когда он только проходит процесс адаптации в садике или у него родилась младшая сестренка или братик. Малышу сейчас и так непросто, а тут мы еще со своими принуждениями. Так мы закрепим просто негативный «якорь», связанный с уборкой. И он будет это делать только «из-под палки».
Надо ли заставлять убирать ребенка игрушки?
Не надо заставлять ребенка убирать! Почему-то многие родители считают, что, если они физически сильнее и старше, они могут просто диктовать ребенку, что делать. Мол, они знают лучше. Приговаривая: «Это для твоего же блага, вырастешь, еще спасибо скажешь!». Но взрослая жизнь наступит нескоро, а пока что заработать неприязнь и натянутые отношения между родителями и ребенком совсем легко. Не попадайтесь на этот крючок!
Нужны ли подарки и поощрения?
Избегайте поощрений и подарков за уборку игрушек ребенком. Есть мамы и папы, которые с готовностью обещают малышу конфетку или новую машинку, если он уберет за собой. Первые разы такой подход точно сработает. Но вот потом будут проблемы. Ребенок привыкнет, и без «подкрепления» ваши просьбы выполнять не будет. А зачем?
Учитываем возраст
Учитывайте возраст ребенка. Не стоит требовать слишком многого от дошкольника. Вряд ли он сможет в точности убирать и раскладывать игрушки по шкафчикам и полочкам, как бы вам этого не хотелось. А вот с контейнерами он вполне справится и сам. Детей же постарше можно и нужно учить сортировать игрушки, раскладывать их по местам в зависимости от категории.
Превращаем все в забавную игру
Не стоит ждать, что ребенок начнет сам начнет убирать игрушки без напоминания мамы. Тем более — в одиночестве. Вам придется напоминать ему об уборке, и здорово, если вы сумеете весь этот процесс превратить в забавную игру. А еще лучше – в веселый ежедневный ритуал. Все в ваших руках!
Ваша главная задача – постепенно научить ребенка убирать за собой игрушки, приучить его к порядку и чистоте, чтобы у каждой вещи должно быть свое место, где она может отдохнуть. Да, будьте терпеливы, но не позволяйте ребенку устанавливать свои правила.
Я искренне уверена, что у любящих родителей все это непременно получится! Счастливого вам родительства, а вашим детям радостного детства!
Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир
,
автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/
и http://www.labirint.ru/books/534868
Я благодарю Анну за советы, будем рады услышать ваши комментарии. Поделитесь своим опытом, как вы детей приучаете убирать за собой игрушки.
И для души мы с вами послушаем Л. Делиб. Кукла . Исполняет Виктория Кобычева из Владивостока. Очень сложное вокальное произведение. Когда-то ездила на конкурс с одной девочкой, она исполняла это произведение. Послушайте все сами.
Смотрите также
Просмотр содержимого документа
««Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки»»
«Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки»
Многие родители не хотят мириться с положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Если Вы постоянно убираете игрушки после детских игр сами, Ваш ребенок будет все время ожидать от Вас этой помощи.
Конечно, у каждой семьи есть свои особенности и привычки. Безусловно, вам решать, следует ли приучать ребенка к аккуратности и порядку, и если приучать, то, как и с какого возраста. Но если уж вы приняли решение научить ребенка убирать за собой игрушки, то быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять несколько несложных правил.
Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Уборка не должна стать наказанием, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры. Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению ваших требований, начните вместе с ним убирать игрушки, обязательно проговаривая вслух, что именно вы убираете, куда и зачем. Если подобная совместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно.
Кроме того, у ребенка, скорее всего, не появится привычки убирать игрушки, если вы сами ежедневно не убираете за собой вещи: одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбросанные по квартире вещи станут для него привычным явлением. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой является подражание…
Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т. д.
Если у вас есть необходимый для этого запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. Можно предложить ребенку поменяться ролями. Пусть он будет мамой, а вы – дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек, следуя своим новым ролям. Ребенку это доставит удовольствие, а вы получите информацию о том, как малыш воспринимает вас и ваши просьбы (или приказы).
Не оставляете мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в прощание с игрушками, в укладывание их спать и становиться необходимым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.
Если вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это – правило для всех членов семьи. Если же вы предъявляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки – буду тебе читать, не уберешь – не буду, то малыш, скорее всего, сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно «зарабатывать».
Ниже приводятся несколько советов, как помочь ребенку справиться с данным заданием:
1. Правильно формулируйте задания. Не ограничивайтесь просто требованием "Убери". Ребенку трудно сориентироваться в огромной куче игрушек, и он не знает с чего начать. Попытайтесь дать более точные инструкции: "Сначала убери машинки, а затем принимайся за книжки". Разбив задание на небольшие этапы, Вы поможете ребенку понять, что уборка это не бесконечный процесс, и он вполне сможет с ней справиться.
2. Объясните, почему уборка игрушек необходима. Для Вас, конечно, цель уборки очевидна, но для Вашего ребенка она означает только, что развлечения придется отложить ради нудного дела.
3. Организуйте пространство удобным для ребенка образом. Разместите на корзинах и ящиках для игрушек картинки, которые помогут малышу запомнить, какие контейнеры предназначены для каких игрушек.
4. Добавьте громкость. Поставьте музыку, когда ребенок занимается уборкой. Так уборка пойдет веселее, а энергичная мелодия создаст ребенку необходимый настрой.
5. Пусть уборка превратится в игру. Поставьте кухонный таймер на 10 минут и предложите ребенку задачу "уложиться за это время". Или устройте соревнование "Кто быстрее": "Я собираю одежду для куклы, а ты - пазлы, победителем будет тот, кто закончит первым!"
6. Не переделывайте сами. Когда ребенок, наконец, убрал комнату, не переделывайте то, что, по Вашему мнению, сделано не идеально. Неровно застелена кровать? Не нужно поправлять покрывало. Неправильно расставлена мебель в кукольном домике? Не обращайте на это внимания. Когда работа сделана, просто оставьте все как есть. Четырехлетка не в состоянии убрать так же хорошо, как и взрослый.
7. Поощрите за хорошо сделанную работу. Разместите на кухне или на другом видном месте в доме график уборки. Когда Ваш дошколенок справится с задачей, пусть он пометит цветным стикером соответствующий квадратик в графике.
Чего никогда не надо делать?
Если вы, действительно, хотите понять, как научить убирать ребенка игрушки за собой, то вам придется придерживаться определенных правил и никогда не допускать следующих ошибок:
Не стоит заставлять ребенка убирать игрушки насильно
Не надо кричать на ребенка
Не надо давать обещаний обязательно поощрить за это ребенка. Иначе малыш быстро поймет это и будет ждать: «А что мне за это будет?». Тогда вместо положительного навыка аккуратности, вы, невольно, привьете ему навык вымогательства.
Никогда не следует убирать игрушки самому родителю.
Наберитесь терпения, никогда не ждите быстрого результата, а весело и задорно в игровой форме ежедневно вместе с ребенком постигайте эту науку и, у вас обязательно вырастут аккуратные и послушные дети, а вашем доме будут царить любовь, уважение и желание всегда порадовать друг друга.
(8 голосов : 4.4 из 5 )
О том, почему дети не хотят убираться и как превратить уборку в развивающее занятие. «В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность.» Святитель Филарет, митрополит Московский (с)
«Ребенок играл и в какой-то момент необходимо убирать игрушки. Многие родители стараются с раннего детства приучить малыша убирать игрушки и многие при этом терпят фиаско. Попробуем разобраться почему. На мой взгляд, самый сажный важный момент при приучении ребенка к убиранию игрушек – это количество игрушек у современных детей и организация их хранения.
Оля и Катя – подружки. Им почти по три года. Мамы девочек тоже регулярно общаются. Мама Кати постоянно жалуется, что Катя не убирает игрушки и маме каждый вечер приходится делать уборку вместо Кати. У Олиной мамы такой проблемы нет.
Давайте заглянем домой к каждой девочке и посмотрим, что же происходит вечерами.
У Кати много замечательных игрушек. Целый игрушечный рай. Из-за изобилия, Катя даже не очень знает, какие у нее есть игрушки. Все Катины игрушки аккуратно хранятся в больших коробках в детской комнате. Точнее, так хотелось бы маме. В идеале. В реальности дела обстоят так. Каждый вечер Катя и мама перед сном начинают убирать игрушки. Точнее, Катя продолжает играть, а мама бессистемно заполняет пустые контейнеры игрушками и закрывает крышками. В одну коробку попадают и кубики, и куклы, и набор доктора. В другой коробке мы найдем снова кубики, часть набора посуды, колечки от пирамидки и т.д. Комната приобретает внешне опрятный вид. Десяток больших разноцветных контейнеров аккуратно стоят по периметру комнаты. Утром Катя начинает играть. Она не знает, что где лежит и поэтому просто вываливает игрушки из каждого контейнера на пол. Комната начинает напоминать свалку. Катя роется в игрушках, ее внимание переключается от одной игрушки к другой.
В чем же проблема? Мама организовала пространство жизни девочки без учета особенностей ребенка. Давайте представим себе, что кто-то другой «помог» вам с организацией хранения ваших вещей. Вам выделили много симпатичных коробочек и хаотично сложили туда ваши вещи: в первую коробку сложили джинсы, часть нижнего белья, свитера, во вторую снова белье, брюки и блузки и т.д. И вы не знаете, что и где у вас лежит. Поиски нужной вещи занимают массу времени. Вам хочется разложить все аккуратно, но обилие вещей затрудняет наведение порядка. Готовы ли вы каждый день аккуратно убирать в шкаф свои вещи, если их каждый день будут снова выбрасывать на пол? Хватит ли у вас на это сил? Скорее нет, чем да. Точно так же происходит и с Катей. Количество игрушек у девочки настолько велико, что ей не хватает энергии их убрать. Именно поэтому это приходится делать маме.
А что же с Олей?
У Оли немного игрушек. Может быть, даже мало. пара кукол, посуда для кукол, набор доктора, машинка, конструктор, пирамидки. С первого взгляда может показаться, что в Олиной комнате шкафов больше, чем игрушек. Действительно, существенную часть комнаты занимают невысокие стеллажи, на которых аккуратно разложены игрушки. Куклы сидят на полке, некоторые игрушки лежат в пластиковых ящичках или корзиночках, конструктор в коробке. Оля помнит все свои игрушки и знает, где у нее лежит какая игрушка. Мама никогда не перекладывает вещи девочки. Поэтому Оля никогда не тратит время на поиски. Она просто достает с полки то, что ей нужно. А после игры убирает. Да, иногда оказывается убрано не все, иногда некоторые детали закатываются под кровать. Бывает, что мама Оли в отсутствие тратит немного времени на то, чтобы разложить по местам что-то, что лежит не на своем месте. Но это нельзя назвать уборкой..
Вам кажется странным, что Оля убирает игрушки? А самом деле, здесь нет ничего странного. У каждого ребенка есть внутренняя тяга к порядку. Она даже сильнее, чем у взрослого. Но взрослый способен сам организовать свою жизнь и достичь порядка в делах и вещах. А ребенку нужна помощь. Ребенку очень важно знать, что все всегда лежит на своих местах, и он может найти нужную вещь там, где она должна быть. Но если вещи ребенка перемещаются, как в случае Кати, то ребенок не живет в состоянии порядка. Поэтому задача родителей – организовать пространство жизни ребенка так, чтобы у малыша не было большого количества игрушек, чтобы каждая игрушка имела свое место. Тогда ребенок сможет поддерживать порядок.
Отдельно стоит поговорить и о различных родительских притязаниях и требований. Всегда ли требования родителей адекватны и всегда ли ребенок может их выполнить?
Вера (3 года) очень любит рисовать. Она часами может сидеть за столом и рисовать. Вера очень любит цветные рисунки и у нее отличное цветовое восприятие, она очень тонко чувствует оттенки. Поэтому Вере покупают очень большие наборы карандашей, по 30-50 штук. Обычно Вера организовывает свое рабочее пространство так: выкладывает перед собой все карандаши, которые у нее есть и рисует. У девочки есть специальная полка, где хранятся альбомы, подставки с карандашами и краски. После рисования Вера обычно ставит карандаши в стаканчик, убирает альбом. Но Вериному папе не нравится сам процесс организации рисования. Его раздражает стол, заваленный карандашами. Он говорит: «Неужели трудно держать карандаши в стакане? Ты рисуешь одним карандашом! Нужно брать один карандаш, рисовать, ставить его в стакан и брать другой. А так у тебя на столе бардак», — возмущается папа. Вера старается угодить папе. Она ставит перед собой стакан, но потом карандаши все равно оказываются на столе: так ей удобнее выбирать. А папа сердится.
Что мы видим в этом примере? Требования, которые не только не соответствуют возрасту ребенка, но и противоречат здравому смыслу. Проблема скорее в педантичности папы, чем в Вере. Именно папе стоит пересмотреть свои взгляды в сторону меньшего стремления к всеобщему порядку».
Трудолюбие через игру
Есть еще варианты, как превратить непосредственно процесс уборки в игру. Учитывая психологические факторы, не стоит также забывать о возрасте и доступных игровых методах в целях воспитания трудолюбия. Используя немного фантазии, можно научить ребенка поддерживать порядок без выработки негативных ассоциаций к процессу уборки.
Сюжетно-ролевые игры.
Игра — это и приятно и полезно для детей. Можно представить себя строительно-уборочной техникой, которая собирает мусор (разные игрушки) и сортирует их. Машинки могут развозить кукол по домам, большие машинки могут собирать маленькие к себе в «гараж». Пылесосный монстр в случае отказа спец.техники выполнять свое задание может засосать все разбросанные игрушки, и их необходимо будет срочно спасать.
Изобретения.
Креативный способ вызвать интерес – придумать полезные изобретения для уборки. Это может быть что угодно из подручных материалов. Например, из ненужной картонной коробки можно сделать реактивный самолет по сбору игрушек. Ковром-самолетом, который собирает всякие мелочи, может стать кусок картона. Такой способ развивает творческое мышление, расширяет кругозор, ведь необходимо придумать что-то новое и полезное.
Время объявлений.
Поскольку уборка игрушек рано или поздно превращается в рутинную обязанность, приходится придумывать что-то нестандартное для поддержания интереса. Так, можно объявлять время уборки конкретных вещей. Например, «время лего» по звонку колокольчика или свистку – и ребенок убирает конструктор. Постепенно такую тактику можно довести до игры. Например, подготовить список с перечнем вещей и два кубика. Один кубик указывает на категорию игрушки, другой на количество. Так, ребенок бросает кубики и выполняет задание. Не только интересно, но и полезно – можно таким образом научиться считать. А когда и такая форма надоест, разбавить игру можно приятными заданиями с карточками, как-то кувырок на кольцах, минутка отдыха и т.д.
Квест, а не ультиматум.
Любимое родительское «не будешь смотреть мультфильм, пока не наведешь порядок», можно трансформировать в увлекательный для ребенка квест.
Если есть время – лучше нарисовать карту из 7-10 станций. Ребенок путешествует от одной станции к другой и на каждой его встречают местные жители и дают задания. Жителям одного города нужно очистить дно озера (помыть раковину), другого – помочь собрать урожай (все тот же рассыпанный лего), третьи просят поработать в саду (полить цветы). А на четвертой станции жители могут просто угостить путешественника яблоком. Конечная цель путешествия (мультфильм) тоже имеет значение, хотя большинство детей увлечется и самим процессом – приключениями, ожиданием новых встреч.
Семейные субботники.
Можно завести общие семейные субботники. Например, генеральной уборкой заниматься всем вместе, чтобы не только мама, но и все члены семьи подключились. Таким образом, дети будут чувствовать себя частью клинингового процесса, а не наблюдателями со стороны. Ежедневно можно взять за правило уборку 10-минутку перед ужином, например.
Иногда совместный труд может временно уступить место состязанию. Для него удобно повесить на холодильник табличку, где каждый будет отмечать вымытую им посуду или вынесенный мусор. А через неделю подвести итоги и наградить победителя. Даже если взрослые будут продолжать все делать обычным образом, азарта ребенка хватит на всех.
Награды.
Какую бы игру вы не выбрали, не забывайте о похвале и наградах. Конечно, мотивация уборки ради мультиков или конфет не педагогична. Очки, набранные во время уборочных игр должны быть приятной мелочью – наклейкой, интересной открыткой, детским журналом. Ребенку будет интересно копить и зарабатывать эти очки, если он сможет потратить их на что-то существенное, например, поход в музей или зоопарк. Приз можно назначить заранее. А можно написать целый список разных наград с расценками, пусть ребенок сам выбирает.
Разумность в воспитании, о которой говорил Святитель Филарет, должна быть и в деле приучения к труду. Конечно, маленьких детей проще увлечь игрой, и необходимо это делать, потому что лучше так, чем ультиматумы, наказания и выработка негативных ассоциаций вкупе с потраченными нервными клетками родителей. К тому же игры развивают фантазию и логику, так или иначе учат системному мышлению и аккуратности. Однако дети растут, и понятие игры должно постепенно заменяться понятием ответственности. Порядок и уборка игрушек, а затем и личных вещей, а затем и остального дома должны стать ответственным делом, и, в конечном счете, дети должны научиться любить труд. Пусть в раннем детстве это будет ради очков и наград. Но взрослея, ребенку полезно будет понять, что трудится он не только для себя, но и для окружающих. Посеянные зерна трудолюбия в детстве обязательно дадут добрые плоды в будущем.