Возраст детей: 3-4лет
Цель:
Ознакомление детей с геометрическими фигурами.
Задачи:
Познакомить детей с квадратом и его свойствами. Закрепит знания о круге и треугольнике.
Закрепить навыки счета в пределах 4.
Развивать умение находить признаки сходства и различия предметов.
Развивать внимание, память, речь, мыслительные операции, творческие способности.
Воспитывать отзывчивость и желание приходить на помощь.
Форма занятия: познавательная игра
Оборудование: игрушка бибабо Зайчик, аудиозапись «Метель», белое, большое покрывало, Блоки Дьенеша, схемы — модели зайчат, мешочки на каждого.
Ход занятия:
Приходит зайчик.
Зайчик:
Здравствуйте, ребята, меня зовут Зайчик – попрыгайчик!
Дети:
Здравствуй, Зайчик – попрыгайчик!
Зайчик:
Хотите со мной поиграть в зимнем лесу?
Дети:
Да, хотим!
Зайчик:
Но для этого, вы должны стать зайчатами! Согласны?
Дети:
Да!
Зайчик:
Тогда: один раз хлопни! Один раз топни! Один раз повернись и в зайчонка превратись! (дети выполняют)
Воспитатель:
Кем вы теперь стали?
Дети:
зайчатами, зайцами!
Воспитатель: Покажите ваши ушки. Покажите ваши лапки и ваши хвостики. Молодцы! Ну а теперь, зайчата, отправляемся в зимний лес!
Воспитатель:
К зайцу в лес пойдем сейчас,
В гости ждет сегодня нас.
Воспитатель включает аудиозапись метели.
Воспитатель:
Что это?
Дети:
ветер сильный
Воспитатель:
это в лесу метель началась, снегопад, нас закружил сильный ветер.
Все кружатся и опускаются на корточки (достать покрывала и закрыть всех детей).
Воспитатель:
Зайчата, всех нас засыпало снегом. Мы сидим в сугробе и не знаем, как нам выбраться из него?
Дети:
можно выползти из него, разрыть снег,
Воспитатель:
а если наши лапки не смогу разрыть столько снега.
Зайчик:
Зайчата, я знаю, как нам помочь, у меня есть чудесные фигуры, из них можно выложить зайчат, и выбраться из большого сугроба.
Воспитатель:
зайчата, ползите сюда здесь на столах лежат фигуры.
Дети садятся за столы, в подносах 2 круга и 2 треугольника.
Воспитатель:
Сколько фигур в вашем подносе?
Дети:
4
Воспитатель:
А у тебя Аня? А у тебя Леня?
Кто же сможет выложить зайца и помочь вам вылезти из сугроба?
Дети:
я
Дети выкладывают зайца из фигур.
Зайчик:
Какие получились красивые зайчата. Молодцы!
Воспитатель:
А какие фигуры помогли нам выложить зайчонка?
Дети:
круги и треугольники.
Воспитатель:
сколько кругов у тебя Даша? А у тебя Сеня?
Дети:
2 круга
Воспитатель:
а что вы сделали из кругов
Дети:
туловище и голову.
Воспитатель:
А из каких фигур уши у вашего зайчика?
Дети:
из треугольников.
Воспитатель:
Сколько вам понадобилось треугольников.
Дети:
2 треугольника
Зайчик:
Молодцы, зайчата! Вылезайте из сугроба сюда на полянку!
Физкультминутка:
Скачут зайцы: скок-скок-скок
Да на беленький снежок
Приседают, слушают
Не идет ли волк!
Зайчик: Посмотрите-ка, зайчата, что я нашел? Мешочек! А вы не видели, может еще мешочки есть на полянке! (дети находят мешочки)
Зайчик:
А, я знаю, это мои друзья белки оставили. Они просят найти в этих мешочках одну лишнюю шишку (фигуру), на ощупь, и дают нам подсказку!
красный круг, синий круг, красный квадрат, красный круг
Как вы думаете, какая шишка (фигура) лишняя?
Дети:
синий круг
Воспитатель:
почему?
Дети:
потому что все фигуры красные, а одна синяя.
Воспитатель:
зайчата, а мы сможем найти синюю фигуру, на ощупь?
Дети:
нет, мы ее не увидим.
Воспитатель:
тогда давайте подумаем, может, есть ещё лишняя фигура? Подумайте?
Дети:
квадрат
Воспитатель:
почему?
Дети:
потому, что все фигуры круглые, а квадрат не круглый (все круги и один квадрат).
Зайчик:
Молодцы, зайчата! А теперь вам надо достать квадрат из своего мешочка.
Дети на ощупь достают квадрат.
Воспитатель:
Что это у тебя в лапке зайчонок? А у тебя?
Дети:
квадрат
Воспитатель:
Покажите мне, пожалуйста, ваши квадраты. Какая это фигура?
А как вы думаете, почему квадрат оказался лишний?
Дети:
у него есть углы.
Воспитатель:
А как вы думаете, какая фигура квадрат или круг может катиться. Согласны проверить. Достаньте из мешочка любой круг, а мешочки положим в корзинку.
Проверяем, что катится? (катят)
Воспитатель:
так, что же катится?
Дети:
круг
Воспитатель:
почему?
Дети:
у него нет углов
Воспитатель:
положите, пожалуйста, круги на поднос, а квадрат оставьте в руке.
Покажите углы у квадрата. Сколько углов у квадрата?
Дети:
4 угла, сколько всего!
Воспитатель:
Еще раз посчитаем.
Зайчик: Спасибо вам, зайчата, что помогли белочкам найти лишнюю шишку, теперь я могу им отдать обратно мешочки. Ну, а квадраты возьму себе, с ними я знаю очень интересную игру, но в неё мы поиграем вечером, потому что мне пора, меня ждет мама и вам пора в детский сад. Пока, до свидания!
Воспитатель:
возвращаемся из леса в детский сад!
1 раз топни, 1 раз хлопни, 1 раз повернись в ребяток превратись, и снова в группе очутись.
Воспитатель:
Ребятки, где мы сегодня с вами были?
Дети:
в лесу
Воспитатель:
А, что вам понравилось больше всего делать в лесу? Что было трудно?
Дети:
ответы детей.
Название: Конспект НОД по ФЭМП (математике) во 2 младшей группе «Весёлые зайчата»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, 2-я младшая группа
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 53
Месторасположение: Удмуртская республика город Глазов
Мои дорогие читатели и друзья, здравствуйте! Сухих Татьяна на связи и готова познакомить вас с информацией на тему: занятие по ФЭМП во 2 младшей группе. Для тех, кто не в курсе, расшифрую аббревиатуру – формирование элементарных математических понятий. Хотя учебный год стремительно заканчивается, уже апрель, а там и май не за горами, но учебная деятельность в голове воспитателя не прекращается круглый год.
Математическое развитие деток в садике осуществляется строго по ФГОС соответственно возрастным особенностям малышей. Я как воспитатель ставлю перед детками посильные для их интеллекта задачи и помогаю искать ответы. При этом формирование элементарных представлений о понятиях математики осуществляется не только в ДОУ, но и дома.
Я имею в виду не счет и другие математические операции, а самые простые понятия величины, формы, времени, пространства, количества. Основной формой обучения деток являются занятия, и они планируются с учетом принципов научности, доступности, индивидуального подхода, системности, наглядности, связи с жизнью и т.п.
Игры – самая подходящая форма обучения дошкольников. Поэтому я практикую такие занятия для самых маленьких, где обязательно применяются дидактические игры и занятные развивающие упражнения. Обычно занятия по ФЭМП проводятся для всей группы одновременно, фронтально. Но лишь во 2-й младшей рекомендуется разбивать детей на подгруппы в начале учебного года, чтобы они постепенно приучались заниматься вместе.
Математика в саду не занимает много времени – всего 1 занятие в неделю для маленьких, 2 – для старшеньких. Сначала длительность урока не превышает 15 минут, постепенно увеличиваясь до 25-30 минут в подготовительной группе. НОД (непосредственная образовательная деятельность) планируется так, чтобы дети постепенно усваивали понятия и могли видеть собственные успехи.
Мы с детками изучаем каждую программную задачу на протяжении нескольких занятий и постоянно возвращаемся к пройденному материалу в течение учебного года. Так обеспечивается хорошее усвоение материала.
Но не только математические темы мы рассматриваем на занятиях, параллельно идет развитие речи, логики, мышления, достигаются воспитательные цели, формирующие личность малыша. Поверьте мне на слово, что программа развития и обучения в садике – чрезвычайно сложный механизм, который должен обеспечить качественную подготовку детей к школе и заложить положительные навыки для счастливой и полноценной жизни.
Книги – залог методической подкованности педагога
Никак не обойтись нам, педагогам, без самообразования, а, значит, самостоятельного изучения литературы по воспитанию и обучению дошкольников. Мне доставляет большое удовольствие процесс поиска новых классных пособий и методичек для себя и своих коллег. Это несложно, ведь стоит лишь «зайти» в каталог Интернет-магазина «УчМаг», я сходу нахожу все, что мне нужно.
Допустим, вы планируете открытое занятие по математике в младшей группе. Нужно составить конспект, верно?
Я сделала неплохую подборку тематической литературы:
- «Математика. Вторая младшая группа: планирование, конспекты игровых занятий» – с помощью этих материалов вы сможете выстроить систему обучения ФЭМП в 2-й младшей группе;
- «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Конспекты занятий. 2-й год обучения» – материалы полностью соответствуют требованиям образовательных программ, одобренных Министерством;
- «Формирование элементарных математических представлений. Первая и вторая младшие группы детского сада» (Помораева И.А., Позина В.А.) – компакт-диск с отличными материалами, оформленными в виде комплекса игровых занятий и упражнений;
- «Познание предметного мира. Младшая группа (от 3 до 4 лет)» – пособие поможет воспитателю реализовать цели, поставленные общеобразовательной программой;
- «Тематическое планирование. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа» – компакт-диск, который содержит все необходимые материалы для того, чтобы составить грамотный перспективный план занятий по ФЭМП.
Думаю, нужна уж электронная картотека методической литературы, как вы считаете? Наверное, займусь на досуге (которого практически нет) этим вопросом.
Какие математические понятия изучают детки второй младшей группы?
Чтобы планирование ФЭМП в группе было максимально грамотным и эффективным, важно понимать, какие понятия доступны для интеллекта малышей в этом возрасте.
Итак, 2-ая младшая учится оперировать следующими понятиями:
- Количество. Моя задача на этом этапе развить умение малышей понимать и выделять общий признак предметов одной группы: эти все апельсины оранжевые, круглые, большие. Учимся самостоятельно группировать предметы по одинаковым признакам: выбрать все красные мячи, все маленькие и т.д. Понять значения слов один, много, ни одного, по одному. Осознать понятие «сколько» и уметь давать ответ, оперируя словами много, один, ни одного.
Мы также учимся делать простой сравнительный анализ одинаковых и неодинаковых величин или групп предметов путем взаимного сопоставления предметов. Начинаем понимать понятие поровну, не поровну, чего больше, чего меньше.
- Величина. Опять же, понимаем смысл понятий через сравнение предметов или групп предметов: сопоставляя их между собой, осознаем, какой из них большой, маленький по размеру. Сопоставляя по высоте, поймем, какой предмет высокий, низкий. Точно так же по длине – длинный, короткий, и по ширине – узкий, широкий. Также сравниваем одинаковые или разные предметы по заданному параметру (высота, ширина и т.п.);
- Форма. Изучаем геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат. Учимся исследовать форму предметов посредством зрения и осязания. Понимаем, что у круга нет углов, начала и конца. Удобно для изучения геометрических фигур использовать окружающие предметы;
- Пространство. Учимся ориентироваться в пространстве, понимать, что впереди, сзади, вверху, внизу. Параллельно учим, где у нас правая ручка, где – левая. Во время изучения этих понятий я использую мебель в группе, так легче объяснять: стул стоит впереди или справа. Часто дети до подготовки и даже позже путают право-лево. Чтобы это предотвратить, уместна индивидуальная работа с детками, которым трудно дается ориентировка в пространстве;
- Время. Познавательное развитие в этом направлении осуществляется путем исследования признаков, по которым определяется ночь или день, утро или вечер.
Что должен уметь малыш 2-й младшей группы к концу мая?
Весна заканчивается, а с ней прекращаются занятия в садике и подводятся итоги.
Чему я должна научить деток по математике:
- Умению самостоятельно группировать по общему признаку предметы (по форме, цвету, размеру);
- Уметь находить один не такой, как все остальные предмет;
- Различать понятия один и много;
- Понимать значение понятий больше-меньше, одинаковый, не одинаковый;
- Соотносить группы предметов по количеству: больше или меньше, столько же;
- Уметь определять признаки по длине, высоте, ширине;
- Знать простые геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат;
- Различать, где правая, где левая рука, и направления – впереди, сзади, вверху, внизу, над, под;
- Знать и понимать значение слов утро, день, ночь, вечер.
Вам кажется это все сложным? На самом деле для малышей такие занятия по математике – развлечение, мы ведь играем, путешествуем, беседуем на занятиях, а не вдалбливаем сухую теорию…
В процессе обучения я использую технологические карты, другой дидактический материал, чтобы познание как мыслительный процесс происходил естественно, без напряжения. Моя задача по ФЭМП – сделать так, чтобы изучение первичных понятий математики было увлекательным, необычным, сказочным, чтобы сформировать стойкий интерес к наукам к школьному периоду.
Мы делаем с детками проекты по математике, я уже писала о проектной деятельности в детском саду, не буду повторяться.
Так, но перейду к процессу составления конспекта по ФЭМП для 2-й младшей группы. Темы можно выбирать любые: транспорт, овощи, создавать игровые ситуации.
Занятие – это своего рода презентация для малышей прекрасного мира математики. Поэтому так важно на первых порах показать детям привлекательность умственной деятельности.
Примерный конспект занятия по ФЭМП в младшей группе
Тема: «Сказочное путешествие»
- Закрепить знания о понятии один, много;
- Научить различать, где один предмет, а где их много;
- Продолжить изучение геометрических фигур квадрат и круг.
Дидактические материалы:
- Демонстрационный материал: игровой уголок в группе, книжная полка, заранее приготовленный силуэт поезда;
- Раздаточный материал: картонные квадраты и круги красного цвета.
Воспитатель: Дети, мы с вами сегодня отправимся в интересное путешествие на поезде, согласны? Вот поезд, но без колес. Посмотрите, из чего можно сделать колеса? Правильно, из кругов. Поехали!
Как гудит поезд? «Ту-ту!» Первая остановка «Книжная». Что мы здесь видим? Да, книги. Сколько их? Много или одна? Есть среди книг маленькие книжечки? Их много? А найди, Катя, самую большую книгу. Молодец. А Петя покажет маленькую книжечку. Умница.
Молодцы детки, немного устали ехать? Нужно размяться! (физкультминутка).
Ой, пока мы играли, поезд опять сломался. Чего не хватает? Колес, какие они? Круглые? Какого цвета? Красного. А почему у нас нет окон? Из чего их можно сделать? Из квадратов. Молодцы! А почему колеса не могут быть квадратными? Углы будут мешать ехать, правильно.
Итоги. Что мы с вами сегодня делали? Путешествовали, правильно. Какой формы колеса, помните? А окна? Что мы видели с вами? Много книг и много игрушек. Молодцы, ребятки.
Не забудем в конце написать самоанализ. Вот, примерно так составляется конспект занятия по ФЭМП. Конечно, более подробные образцы можно в больших количествах найти в Интернете.
Помните, что мы сочетаем групповую и индивидуальную работу с детками. Так мы обеспечим отличное усвоение материала.
Вместо послесловия…
В работе по формированию начальных познаний в математике обязательно нужно использовать разнообразный дидактический материал. Это могут быть палочки и логические блоки Кюзнера, Дьенеша, например. Такие вещи сделают занятия по математике в садике действительно интересными для деток.
Ну, пока это все. Прошу вас подписываться на новости и делиться ссылками на мои статьи с друзьями.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Подготовила: Воспитатель Фурса КВ. 2017 г
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Сравнение предметов по ширине»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений
во II младшей группе
Задачи :
Образовательная :
Способствовать обучению сравнению двух предметов , контрастных по ширине (пользуясь приёмом наложения, продолжать упражнять в сравнении предметов по длине ; побуждать правильно обозначать качества предметов словами «широкий-узкий» , «длинный-короткий» .
Развивающая :
Развивать сенсорные представления (цвет, форма, величина, мышление на основесравнения предметов , внимание, долговременную память, речевую деятельность.
Воспитательная :
Воспитывать положительную установку на участие в занятии , навыки взаимодействия.
Материалы к занятию :
Демонстрационный : «Чудесный мешочек» с подарками (морковка, бочонок мёда, 4 шнура одинаковой длины, набор изображений снежинок, сосулек, «ручеёк» , изображения домиков медведя и зайца.
Раздаточный материал : по 2 кубика и 2 дощечки разной ширины на каждого ребёнка .
Словарь : широкий, узкий, длинный, короткий
Предварительная работа :
Занятия по сравнению предметов по длине , игры «Подбери пару» , «Что лишнее?» ,«Что изменилось?» .
Ход занятия:
Игровой момент (дети проходят в группу , рассаживаются полукругом на стульчиках).
Воспитатель : Здравствуйте, дети. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Все посмотрите на них. Посмотрели. Молодцы! А сейчас послушайте меня внимательно.
«Что-то в группе приключилось ,
Что-то в группе изменилось ,
Что не так сегодня, дети?
Посмотрите, кто заметит?»
Дети слушают, осматриваются в групповой комнате и замечают «чудесный мешочек»
Воспитатель :
«Кто же в гости приходил
И подарки приносил?»
Дети высказывают предположение , что это подарок от Деда Мороза.
Воспитатель : Давайте посмотрим, что в мешочке?
(достаёт и показывает) Что это? (морковка, бочка с мёдом)
Ребята, а ведь эти подарки не нам. Кто любит погрызть морковку? (заяц)
А кто лакомиться мёдом? (медведь)
«Надо нам к ним пойти
И подарки отнести».
Отправляемся в дорогу? (Да)
Основная часть 1. «Две дорожки»
Воспитатель приглашает малышей на ковёр, где заранее выложены две дорожки из шнуров одинаковой длины, но разной ширины .
Воспитатель : Ребята, перед нами две дорожки. Одна широкая, вторая узкая .
Я предлагаю вам пройти по широкой дорожке.
«По широкой дорожке
Шагают наши ножки»
Дети свободно шагают за воспитателем по широкой дорожке.
Воспитатель : Хорошо мы прогулялись? (да)
По какой дорожке мы шагали?
А теперь пойдём по другой дорожке. Какая это дорожка? Узкая или широкая? (покажите) .
А теперь давайте подумаем как нам пройти по узкой дорожке?
Дети идут по узкой дорожке, руки в стороны для сохранения равновесия.
«На этой на дорожке
Трудно нашим ножкам?» (да)
По какой дорожке хорошо идти? (дети показывают)
Потому, что она широкая. Повторите .
А по какой трудно, неудобно идти? Потому, что эта дорожка узкая. Скажем вместе
2. «Что лишнее?»
Воспитатель : Посмотрите, что это блестит, переливается? (снежинки)
Давайте мы отдохнём и поиграем с ними. Дети рассаживаются на стульчики полукругом возле воспитателя. На фланелеграфе изображения 3 снежинок.
А что это? (сосульки)
Какая сосулька отличается от других?
Предлагает желающим показать .
Она какая? (широкая)
А все остальные? (узкие)
3. «Ручеёк»
«В путь дорогу нам пора,
Поторопимся, друзья»
Воспитатель выкладывает на ковре «ручеёк» из голубой ткани.
Ой, дорогу нам преградил ручеёк. Посмотрите, он бежит, извивается. Здесь он какой, широкий или узкий? Покажите, вот какой ширины .
А здесь какой? Вот такой (называют, показывают руками)
Где же нам будет легче через него перебраться? (показывают)
Давайте перепрыгнем там, где он узкий.
Дети по очереди перепрыгивают через ручеёк.
А чтобы не замочить ножек там, где он широкий надо построить (мостик) .
4. «Строим мостик» самостоятельная работа детей
Воспитатель предлагает детям пройти за , на которых расставлены подносы со .
Воспитатель : Ребята, у вас есть по два кубика и две дощечки.
А чем отличаются дощечки? (широкая и узкая)
Давайте проверим. (сравнивают , используя приём наложения)
Покажите мне широкую дощечку. А теперь узкую дощечку.
Какую дощечку лучше взять для мостика?
Дети строят мостик, воспитатель индивидуально помогает, подсказывает, предлагает прокатить машинку по мостику.
5. «Угадай, чей домик»
«Мы по мостику пойдём,
Прямо к домикам придём»
Воспитатель вывешивает на доску изображения двух домиков.
Посмотрите, какие красивые домики. Только вот где чей? Домики одинаковые или разные?
Дети индивидуально отвечают, показывают, где домик мишки, где зайчика.
Воспитатель : Что ещё разное? (двери)
У медведя дверь какая? (широкая)
У зайки дверь какая? (узкая)
Давайте проверим.
Предлагает желающим открыть двери, за которыми находятся изображения медведя и зайки.
Итог занятия :
«Долго, долго в гости шли,
Угощение несли
Хорошо мы потрудились
Все ребята молодцы».
Волобуева Екатерина
ФЭМП. 2 младшая.
ФЭМП. 2 младшая.
Тема: «Матрешки в гостях у Кати»
Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало
Оборудование:
Демонстрационный материал: кукла, матрешки
Раздаточный материал: бумажные матрешки, карандаши
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребята, смотрите, кто пришел к нам в гости, это кукла Таня. И что же она нам принесла.
Воспитатель вносит коробку с матрешками, накрытую салфеткой. Снимает салфетку со словами:
«Мы веселые матрешки
Любим бегать по дорожке.
Любим петь и танцевать
И с ребятами играть!»
Воспитатель спрашивает: «Кто к нам пришел? (Матрешки.)
Сколько матрешек?» (Много)
Воспитатель предлагает поиграть с матрешками. Дети берут по одной матрешке, уточняют, сколько взяли матрешек (одну).
2. Совместная деятельность
Воспитатель предлагает по очереди поставить матрешек в круг и сопровождает действия каждого ребенка словами: «Вот матрешка, вот еще матрешка, еще матрешка….» Затем уточняет: «Много матрешек».
(Жестом указывает на матрешек)
Дети вместе с воспитателем повторяют: «Много».
Воспитатель акцентирует внимание на количество матрешек: «Вот как много матрешек!» И спрашивает: «Сколько матрешек?» (Много) «Да, матрешек много».
Воспитатель показывает свою матрешку и уточняет: «У меня одна матрешка».
Дети повторяют: «Одна матрешка».
Воспитатель тоже ставит ее в круг и говорит: «В кругу много матрешек».
А, вам, ребята нравятся матрешки? Какие матрешки? (красивые, круглые, разноцветные)
3. Игровая ситуация.
Воспитатель предлагает поиграть в «Прятки»
«А теперь закройте глаза, мы так хорошо спрячемся, что вы нас не найдете,- говорят матрешки». Матрешки прячутся. Воспитатель раскладывает в разных местах контуры матрешек. Дети открывают глаза и с радостью находят белых матрешек. Воспитатель предлагает раскрасить матрешек, при этом спрашивая: «В какие цвета можно раскрасить матрешек?»(Ответы детей – желтые, красные, синие, зеленые).
4. Анализ работы
Ребята, вам понравились матрешки куклы Тани? Сколько их было? Какие вы молодцы!
Тема: «Петрушкины мячики»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделением из нее одного предмета
Учить понимать слова много, один, ни одного.
Области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Оборудование:
Демонстрационный материал. Петрушка, корзинка
Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и величины
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребята, я сегодня встретила Петрушку. Я пригласила его к нам в гости. Петрушка принёс с собой корзину. Посмотрите, что в корзине? (мячи) Какого они цвета? Сколько в корзине мячей?
Мячи высыпаются на пол.
2. Совместная деятельность.
Ребята, Петрушка предлагает вам взять по одному мячу.
Спрашиваем у детей сколько у него мячей.
А сколько мячей осталось в корзине? (вводится понятие ни одного)
Сколько мячей на полу? (много)
Что нужно сделать, чтобы в корзине стало много мячей? Положить их в корзину. (Дети складывают мячи в корзину)
Сколько мячей ты положил в корзинку? (Воспитатель обращается к каждому ребёнку)
Сколько мячей в корзине? Сколько мячей в руках?
3. Подвижная игра «Весёлые мячики»
Движения выполняются по ходу стихотворения.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головой кивают,
Все вместе отдыхают
(дети ложатся на ковёр)
4. Анализ работы.
Ребята, что мы сегодня с вами делали? Сколько было у нас мячей? А сейчас на полу сколько мячей? Молодцы! А теперь, Петрушка хочет попрощаться с вами, давайте скажем ему спасибо, и пригласим еще раз в гости.
Тема: «Подарки от Маши»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет
Учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словам один, много ни одного
Познакомить с кругом
Учить обследовать форму осязательно - двигательным путем
Области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Оборудование:
Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, аз с водой
Раздаточный материал. Круг одинаковой величины и цвета, круги на каждого ребенка, кораблики из бумаги
Ход занятия
1. Организационный момент.
В гости пришла кукла Маша с корзинкой. Из корзины достаём круг, говоря детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям она предлагает рукой обвести круг.
2. Совместная деятельность.
Раздаем детям по одному кругу из корзины. И спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?». Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.
Воспитатель показывает детям поезд «Можно ли ехать на этом поезде?» (нет) «Почему?» (Нет колёс). Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колёса (круги). Молодцы, а теперь поехали все вместе пустим кораблики по воде. «Сколько корабликов?» (много). Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял корабликов? Сколько осталось?».
Воспитатель предлагает детям поиграть с корабликами. Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много корабликов. Дети пускают свои кораблики в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил кораблей в таз?» (одну). «Сколько кораблей в тазике?», «Сколько кораблей осталось у вас в руках?» (ни одной).
3. Анализ работы.
Кукла Маша прощается с ребятами. Давайте скажем ей «До свидания».
Тема: «Овощи»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности.
Возрастная группа: вторая младшая
Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, обозначать совокупности словами один, много ни одного
Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно - двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький
Области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Оборудование:
Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленькие круги одинакового цвета, большая и маленькая коробки
Раздаточный материал. Овощи
Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята, сегодня к нам в гости пришли дедушка и бабушкой. Давайте с ними поздороваемся. Посмотрите, какие они грустные, наверное, у них что-то случилось. Сейчас я спрошу у них, почему они грустят. Все понятно, они хотят, чтобы мы им сегодня немного помогли, поработали в огороде. Поможем? Ну что ж тогда отправляемся к ним в огород.
2. Совместная деятельность
(на полу имитация огорода)
Ребята, посмотрите, что растет на огороде? (ребята перечисляют овощи)
Как можно одним словом назвать все то, что вырастили бабушка с дедушкой на огороде? (овощи). А где они выросли? (грядке) Сколько овощей выросло на огороде? (много). Давайте поможем собрать выращенные овощи в машину (ввозит машину). Каждый ребенок кладет овощ в машину и называет его, а также, сколько он овощей взял (один).
Посмотрите, ребята, овощей в машине становится больше. Сколько стало овощей в машине? (много)
По сколько овощей каждый положил в машину? (по одному овощу)
Сколько овощей стало в машине? (много)
3. Игра «Чудесный мешочек»
Ребята, посмотрите, в машине с овощами лежит какой-то мешочек. Хотите посмотреть, что в нем?
Что это? (круг) Возьмите все по одному кругу.
Что ты взял? (круг) Сколько кругов ты взял? (один) Какого цвета твой круг? (красный)
Обведите пальчиком круг. Пальчик нигде не останавливается. А теперь посмотрите на фигуры друг у друга и скажите, чем они похожи? Правильно, у вас у всех круги, значит они все одинаковой формы.
А чем они отличаются? (цветом)
А все ли круги одинакового размера? Конечно, нет, есть маленькие, а есть большие.
Сейчас я попрошу вас сложить большие круги в большую коробку, а маленькие круги в маленькую коробку.
Спрашиваем у детей, какой у них в руках круг, и куда он хочет его положить.
Молодцы, при выполнении этого задания вы были очень внимательны, никто из вас не ошибся.
А теперь давайте отвезем собранный урожай к бабушке и дедушке домой. Берите в руки «рули», вы сейчас будете водителями.
4. Физминутка. (Дети двигаются в разных направлениях, вращая воображаемый руль)
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без сигнала светофора,
Шла, сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
5. Анализ работы
Ну, вот мы и приехали к дому, где живут дедушка и бабушка. Бабушка с дедушкой благодарят вас за помощь.
Ребята, что мы помогли собрать бабушке с дедушкой? (овощи)
Сколько овощей положил в машину каждый из вас? (по одному)
Сколько овощей потом стало в машине? (много)
Сколько овощей осталось в огороде? (ни одного)
Что лежало в мешочке? (круги)
Какие по размеру были у вас круг? (большие и маленькие)
Молодцы, вы все сегодня хорошо занимались, внимательно слушали и правильно отвечали на вопросы.
Например: «Сколько пуговиц на красной полоске? Сколько пуговиц на синей полоске? А теперь скажи, сколько пуговиц на синей полоске и сколько на красной». Ребенка подводят к отражению связей: «На красной полоске одна пуговица, а на синей много пуговиц». Воспитатель дает образец ответа или начинает его, а ребенок заканчивает. Для осознания способа действия детям предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказывать, что и как надо делать. «Что надо сделать, чтобы узнать, какая дощечка шире? Как узнать, хватит ли всем карандашей?» Так устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог использует только те слова, смысл которых понятен детям.
Самоанализ нод по фэмп во 2 младшей группе «в поисках иванушки»
Внимание
Использование данных методов и приемов при формировании у детей младшего дошкольного возраста элементарных математических представлений позволит педагогу успешно справиться с поставленной задачей и поможет детям качественно усвоить новые знания и применять их на практике. Литература:
- Водопьянов, Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е. Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
- Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.
П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992.
- М., 2000.
Методика проведения занятия во второй младшей группе
Конспект кульминационного события по ФЭМП «В поисках призов» в старшей группе муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад «Родничок» р. п. Чишмы муниципального района. Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе «В поисках потерянной планеты» Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «В поисках потерянной планеты». Цели: Совершенствовать умение находить место числа.
Инфо
Занятие в старшей группе по ФЭМП «Счет в пределах 10. В поисках клада» ЦЕЛЬ: -совершенствовать умение счета в пределах 10. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, речевое развитие,.
Конспект НОД по ФЭМП «В поисках сокровищ» в старшей группе Программное содержание: — Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; — Продолжать знакомить с количественным составом числа.
Конспекты «математика»фэмп(2 младшая группа)
Вашему вниманию представлена видеозапись непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по сказке «Гуси — лебеди» во 2 младшей группе «В поисках Иванушки». по образовательным областям: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художест-венная литература», «Здоровье» Направление: познавательное, развитие речи. Тема занятия: «В поисках Иванушки» Дети в возрасте от 3до 4 лет (2 младшая группа). Перед собой я поставила следующие цели: Образовательные: продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации); формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер; умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку; закрепить счёт до 5; формировать навык полных ответов на вопросы.
3. анализ программы «гармония» по математике в детском саду
Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов. Цель занятия: обобщить знания, умения и навыки, полученные в течение года. Мною были поставлены следующие задачи: Образовательные: продолжать формировать элементарные математические представления: — различать форму, цвет, размер предметов и объектов; — освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру; — закрепить умение составлять изображение предмета из частей; — умение ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).
Развивающие: — развивать речевую и познавательную активность, внимание, память, мышление, сообразительность, воображение; развитие сенсорной культуры.
Важно
Целенаправленная работа по формированию элементарных математических представлений начинается со второй младшей группы. Очень важно организовать успешное восприятие детьми пространственных форм реальных предметов и их количественные отношения в данный возрастной период, ведь от этого зависит дальнейшее успешное развитие математических представлений у воспитанников. Знакомство детей с элементами математических представлений осуществляется на основе теории множеств.
При работе с детьми младшего дошкольного возраста используются множества предметов, характеризующиеся одним общим признаком, объединяющим эти предметы. Таким образом, мы формируем у детей умение выделять качественные признаки различных предметов (форма, цвет, текстура).
Анализ проведения фэмп во второй младшей группе
Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действия. Объяснения его предельно четки, ясны, конкретны, даются в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Наиболее сложные способы действия демонстрируются 2-3 раза, при этом воспитатель всякий раз обращает внимание малышей на новые детали.
Только многократный показ и называние одних и тех же действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям усвоить способы действий. В ходе работы важно не только указывать детям на ошибки, но и выяснять их причины. Ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения воспитателя неназойливы и немногословны. Иногда ошибки лучше исправлять без пояснений.
Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. С дошкольниками надо учиться через дидактические игры. Формирование элементарных математических представлений предлагает много дидактических игр на изучение материала.
В летний период вы можете закреплять все полученные знания за учебный год. Это нужно делать, играя: «Давайте сравним предметы» (предложите детям 2 игрушки: высокую и низкую). «Кто научился сравнивать полоски? Где широкая, где узкая?»; «Какой цвет от нас убежал?» (покажите 5 квадратов основных цветов, потом один спрячьте. Угадывать они любят, какого цвета не стало). Также можно и прятать геометрические фигуры.
Есть очень интересная и знаменитая игра во все времена: «горячо-холодно» (пусть поиграют в сыщика и найдут небольшую игрушку, спрятанную воспитателем).
На основном этапе НООД решались следующие задачи: Задания: «На лесной опушке», «Три медведя», «Земляничка для медведей», «Теремок», были направлены на обращение к ранее накопленному опыту, развитию памяти, сообразительности, знанию математических понятий, представлений о геометрических фигурах. В ходе занятия дети занимались продуктивной деятельностью, которая была направлена на умение составлять изображение предмета из частей. (Домики для животных). В целях укрепления здоровья детей применила гимнастику (физкультминутку).
Образовательная деятельность на протяжении 15 минут была динамичной, предусматривала быструю смену детской деятельности, что позволило избежать утомляемости детей. Дети все задания и упражнения выполняли с удовольствием и интересом, на протяжении всей образовательной деятельности были активны, любознательны. Атмосфера на занятии была доброжелательная.
В начале учебного года детям даются простые задания по составлению множеств предметов, имеющих только один объединяющий их признак, например, собрать все шарики из группы предметов, обладающих различными геометрическими формами. Далее задания усложняются, детям предлагается составить группу предметов, характеризующуюся двумя общими признаками, например, собрать группу состоящую из красных шаров. Позже детей учат составлять группы из определенного количества предметов, объеденных общим признаком или несколькими признаками, а также находить в двух группах признак, объединяющий или различающий эти две группы. Основное внимание в данный возрастной период уделяется занятиям по сравнению качественных признаков предметов: форме, цвету, длине, ширине высоте. При обучении детей младших групп используется наглядно-действенный метод.
Все родители хотят, чтобы их ребёнок был умным и развитым. Поэтому многие стараются научить малышей сразу считать и писать. Педагоги не рекомендуют таким образом заниматься с детьми.
Они считают, что сначала ребёнок должен освоить элементарные математические представления. Это не цифры. В первую очередь ребёнок должен понимать: мало, много, верх, низ, большой, маленький и т. д. Цифры – малая часть математики. Они должны быть доступны для малыша не раньше 4-х лет.
С каждым годом у ребёнка всё больше расширяется представление о математике. Дети во второй младшей группе хорошо осваивают, какие бывают формы, цвета и др. Даже ориентировка в пространстве считается математикой.
Поэтому ФЭМП во второй младшей группе не предусматривает цифры. Перед обучением надо разработать план занятий на год. Так вы будете уверены, что дети получат все необходимые представления о математике.