Педсовет «Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников»
Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников.
Задачи: 1.) изучить сложившуюся в школе систему работы по данному направлению;2.) выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;3.) обновить содержание и формы работы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Участники: администрация и педагоги школы, представители ученического и родительского актива.
Подготовка:
Создание инициативной группы по проведению педагогического совета.
Подготовка экскурсии в музей для участников педсовета.
Анкетирование учащихся 9-11 классов (анкета прилагается).
Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме классными руководителями.
Составление инициативной группой проекта решения педсовета
Оформление, оборудование и инвентарь: доска, проектор, подготовлены рабочие места для участников заседания, мультимедийная презентация по теме педсовета (Приложение 1). На доске оформлена таблица к практической части педсовета.
Ход педсовета
Работа педагогического совета начинается с посещения музея и знакомства с экспозициями: «История школы в истории села
Вступительная часть. Краткое выступление директора школы Булановой Л.Г. о задачах и замысле педагогического совета
Информационно-теоретическая часть. Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе Фоменко Л.Л.
“Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д.Ушинский
Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работы нашей школы, для которого в школе имеются все условия: спортивный зал, имеется библиотека с читальным залом, 2 спортивных секций. Школа работает давно в этом направлении, имеет свой опыт, достижения. Команды наших спортсменов участвовали во всех районных конкурсах, эстафетах, соревнованиях, а также по итогам этих соревнований в зональных, республиканских соревнованиях, где добивались результатов по легкой атлетике, по баскетболу. Неоднократно спортсмены школы занимали призовые места: в районных соревнованиях по легкой атлетике «Шиповка юных».
Квалифицированные педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, республике, району, школе, своей семье, для развития интереса к спорту, военной профессии.
Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Работа по гражданско - патриотическому воспитанию учащихся велась по следующим направлениям деятельности:
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая учащихся).
Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда Шефская помощь.
Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни, военно –
Спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в селе. Все ветераны закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая. Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Книга памяти. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, с чаепитием 8 мая, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и военных конфликтов к Дням воинской славы.
Возрождается в школе Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.
2 направление. Историко-краеведческая работа . Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
Экскурсии в городской краеведческий музей, школьный музей,
Уроки - знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;
Изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников;
Оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью";
Конкурсы лучших чтецов «С чего начинается родина?»
3 направление. Работа военно-исторического музея . Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений является краеведение. Учащиеся совместно с руководителем музея:
Собирают материал о подвигах участников военных событий и оформляют его в картотеку материалов о ветеранах ВОВ и локальных войн.
Составлять и вести « Книгу Памяти».
Охраняют памятники истории родного города, школы.
Проводят культурно-массовую работу среди учащихся школы.
Проведение музейных уроков.
Проведение экскурсий для учащихся 1-11 классов, педагогов, родителей (в соответствии с тематикой стендов, основным разделам, экспозициям музея и к Дням Воинской славы).
4 направление. Формирование правовых знаний. Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.
Уроки обществознания (с 6 класса), экономики, права;
Изучение правил поведения в школе и общественных местах;
Школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);
Встречи с представителями суда и прокуратуры;
Общешкольные мероприятия;
Работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
Работа Совета школы.
5 направление. Воспитание на культурных традициях народа.
Уроки гуманитарного цикла;
Факультатив «основы православной культуры»; "Основы буддизма"
Организация и проведение тематических вечеров, бесед;
Изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;
Изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;
Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, Республики Калмыкии, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, проводят большую экскурсионную работу по памятным и историческим местам, знакомя учащихся с памятниками культуры.
Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.
Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой будущего гражданина.
Но статистика свидетельствует о росте среди старшеклассников негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов. Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов, в котором приняли участие 153 человека. Анкета «Патриот и гражданин» (Приложение 2). Результаты анкетирования видны на диаграмме (слайд 15). При достаточно высоких результатах тестирования, ответы на некоторые вопросы заставляют задуматься. Так на вопросы: «Я многим обязан своей стране» (3% учащихся ответили «нет»), «Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились» (7%- «да»), «Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей» (9% - «нет»). Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.
IV. Практическая часть. Для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизму у школьников присутствующим предлагается принять участие в составление плана совместных действий педагогического, ученического и родительского коллективов. Используя метод «Мозгового штурма», участники педсовета по кругу высказывают свои предложения, которые заносятся в начерченную на доске таблицу:
Мероприятия для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьниковДля кого проводится
(классы, участники)
Ответственные за проведение мероприятияУчащиеся
Родители
Педагоги
Обработанные в дальнейшем инициативной группой данные таблицы будут учтены при составлении Комплексной программы по гражданско-патриотическому воспитанию, при составлении общешкольного плана воспитательной работы и станут основой для планирования работы в классах.
Для разработки данной программы и совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся участникам педсовета предлагаю принять участие в составлении плана совместных действий.
V. Заключительная часть. Итоги всех проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что прогрессирует процесс становления системы патриотического воспитания, а мероприятия, направленные на воспитания гражданственности и патриотизма у школьников приняли системный характер в связи, с чем нужно разработать и принять «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско – патриотическому воспитанию на 2018 – 2020 год», включив в нее план мероприятий, посвященный 73– летию Победы. Рассмотреть программу на заседаниях МО, создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая работу по организации совместной общественно – значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.
Обсуждается и утверждается решение педагогического Совета:
Проект решения педагогического совета:
Одобрить работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания, сохраняя традиции школы .
Выбрать инициативную группу для реализации плана гражданско-патриотического воспитания, посвященного 73-годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Заместителю директора по УВР и инициативной группе педагогического совета, разработать и утвердить «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию на 2018-2020 год», создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая работу по организации совместной общественно-значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.
При планировании и организации воспитательной работы на 2 полугодие 2017 –2018 учебного года:
Продолжить проводить внеклассные и общешкольные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию;
Учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников вопитательно - образовательного процесс;
Использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, ДВД, а также документальные, художественно-исторические фильмы;
Приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников-военнослужащих и курсантов военных училищ, а также родителей учащихся.
Ежегодно проводить анкетирование учащихся по гражданско – патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции учащихся.
Патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»
В.Г. Белинский
Цель педсовета: совершенствование форм и способов формирования развития у учащихся гражданского сознания, патриотизма - как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, высокой ответственности и дисциплинированности.
Патриотическое воспитание
(как понимают дети)
- это когда тебя воспитывают и говорят, что нужно быть патриотом;
- это когда у ребенка с самого детства воспитывают любовь к Родине;
- это когда родители воспитывают нас любить свою страну, уважать ее и вставать на защиту страны при любой нужде;
- это когда человека приучают любить свою страну;
- прививание любви и гордости к родному краю, к своей стране;
- это когда родители учат своего ребенка любить все, что его окружает;
- это обучение патриотическим знаниям;
- когда родители приучают тебя не говорить о политике.
Патриотическое воспитание
(как понимают учителя)
- Это воспитание любви к Родине, городу, улице и особенно к семье;
- Это процесс формирования патриотических убеждений, привития любви к Родине, уважение ценностей и героев страны, желания защищать Родину и трудиться во благо ее, воспитание чувства гордости за страну.
- Это комплекс мероприятий, направленных на воспитание у учеников любви к Родине, ответственного отношения к собственным обязанностям; воспитание активных, гуманных граждан.
- Работа школы по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства ответственности и верности своей Родине, готовность выполнить свой гражданский долг.
- Формирование патриотических чувств, готовности к трудовому и героическому подвигу во имя процветания государства.
- Воспитание любви к своей Родине, земле, своему народу.
- Это воспитание в ребенке любви, уважения к Родине, к своему народу.
- Воспитание и прививание любви к Родине.
- Воспитание, направленное на формирование любви, гордости за свою страну, интереса к изучению истории страны, культуры, языка.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебных заведений по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства любви и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов общества.
Анкета для учащихся
1. Знаете ли вы, слышали или слышите сейчас впервые слово патриотизм?
а) знаю;
б) слышал;
в) слышу сейчас впервые;
г) затрудняюсь ответить.
2. Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны?
а) с первой;
б) со второй;
в) затрудняюсь ответить.
3. Патриотизм – это…
а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу;
б) позитивное чувство к Родине;
в) бескорыстная, активная позиция по отношению к Родине;
г) готовность к самопожертвованию;
д) затрудняюсь.
Результаты анкетирования
- А – 83%; Б – 17%;
- А – 50%; Б – 42%; В – 8%;
3. А – 76%; Б – 8%; В – 8%; Г – 8%
Кто такой патриот?
(учащиеся)
- тот, кто любит свою Родину, страну и чтит ее законы и традиции;
- Тот, кто гордится своей страной, всегда хвалит свою страну и помогает ей как может;
- Тот, кто любит сильнее остальных свой город;
- Человек, который любит свою Родину и никогда не предаст ее;
- Человек, который проявляет любовь к своему краю, который готов на все ради своего края;
- Человек с Родиной в сердце;
- Человек, который высказывает свое мнение о политике, о стране и защищает ее;
- Человек, преданный своей стране, служащей ей;
- Человек, который гордится своей страной и защищает ее;
- Человек, который всегда воюет или заступается за свою Родину.
Кто такой патриот?
(учителя)
- человек, любящий Родину, выражающий свою любовь и гордость своей страной в разных видах и формах.
- Человек, готовый совершить подвиг во имя интересов Родины.
- Тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
- Человек, который любит, уважает, ценит и защищает свою Родину.
- Это тот человек, который любит, уважает свою Родину, стремится что-то для нее сделать, улучшить, готовый пожертвовать ради своего народа.
- Внутренний мир человека, его отношение к определенным человеческим ценностям.
Патриот (толковый словарь)
- это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.
- Методы формирования сознания личности.
- Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения.
- Методы стимулирования деятельности и поведения
Направления в системе
патриотического воспитания
- гражданско-патриотическое;
- военно-патриотическое;
- культурно-патриотическое;
- историко-патриотическое;
- спортивно-патриотическое.
Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе
В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления своей страны, ответственности за судьбу Родины.
В 5-8-х классах активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа.
В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, достижений науки и техники, развития патриотических идей
Методические разработки
Довгаль Ирина Валерьевна Старший воспитатель ГБОУ Школа № 1207 Москва 2015
Цель:
- систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию;
- повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по патриотическому воспитанию.
- формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных особенностей родной страны.
Предварительная работа:
- Проведение оперативного контроля «Организация работы по патриотическому воспитанию» .
- Проведение консультации «Патриотическое воспитание дошкольников»
- Проведение семинара-практикума «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
- Оформление тематической выставки «Патриотическое воспитание» (опыт работы, литература, методические разработки) .
Ход педсовета:
1. Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает гордость, уважение за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо изучать и знать культуру и историю своей страны. Следовательно, патриотическое воспитание детей является одной из главных задач дошкольного учреждения.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через определенные этапы, формы и методы.
Этапы патриотического воспитания:
- предварительный, базовый – формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств;
- художественно-ознакомительный – знакомство с народными традициями, национальным искусством;
- когнитивно-эмоциональный – развитие интереса к своей стране;
- эмоционально-действенный – формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности.
Средства патриотического воспитания:
- окружающая мезосреда;
- художественная литература и искусство;
- народный фольклор;
- практическая деятельность.
Методы патриотического воспитания (соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту) :
- повышение познавательной активности;
- эмоциональность восприятия;
- корректировка формирующихся у детей представление о Родине;
- координация разных видов деятельности.
Формы патриотического воспитания:
- создание развивающей среды;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу. Району, экскурсии в музеи, выставочные залы и т.п.) .
Задачи патриотического воспитания:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство с символами государства – герб, гимн, флаг;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Итак, построение педагогического процесса на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, при отборе соответствующих методов и доминирующих целей воспитания.
2. Воспитание в детях любви к Родине (выступление воспитателей) .
Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение, становится важной государственной задачей.
Дошкольное учреждение является начальным звеном, призванное формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие эмоций, мышления, чувств, осознания себя в окружающем мире.
Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности:
- Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к близким людям – отцу, матери, с ощущения их сердечного тепла, заботы, внимания. Эти детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
- Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к тому месту, где ребенок родился, к малой Родине. Исторически доказано: человек, который знает родную историю, культуру родного города, проявляет любовь, преданность, уважительное отношение к своей отчизне.
Дата проведения: 23.01.2017 г.
Цель : выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников,формирования толерантного отношения к окружающим.
Задачи:
изучить сложившуюся в школе систему работы по данному направлению;
выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;
Участники: администрация и педагоги школы.
Подготовка:
Создание инициативной группы по проведению педагогического совета.
Изучение данной темы на заседании МО классных руководителей.
Составление инициативной группой проекта решения педсовета.
Оформление, оборудование и инвентарь :
экран, проектор, подготовлены рабочие места для участников заседания, мультимедийная презентация по теме педсовета
Ход педсовета
I. Вступительная часть
Краткое выступление зам.директора по воспитательной работе о задачах и замысле педагогического совета.
II. Информационно-теоретическая часть
Выступление заместителя директора по воспитательной работе.
1-2 слайд
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д.Ушинский
Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлена процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. И именно в канун 72-годовщины Великой Победы, в связи со сложившейся ситуацией на Украине воспитание патриотизма, толерантного отношения к окружающим является важнейшей задачей коллектива нашей школы, классных руководителей в частности.
3 слайд
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе нашей школы.
4 слайд
Педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, военизированные эстафеты. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, краю, селу, школе, своей семье.
В школе воспитание патриотов осуществляется через:
– урочную и внеурочную деятельность педагогического коллектива;
– соблюдение и проведение традиционных мероприятий;
–поисковую работу в селе;
– подготовку выпускников школы к военной службе;
– проведение праздников и соревнований, посвященных военно-патриотической работе.
Данная работа дает положительные результаты:
– созданы в школе оптимальные условия для формирования личности с высоким чувством патриотизма, любви к Родине, готовности служить своей стране;
– итог патриотического воспитания школьников заключается в ежедневном осмыслении своего благородства и уважения к России.
Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. В рамках реализации мероприятий государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации ", в соответствии с комплексным планом по подготовке юношей к военной службе, планом основных мероприятий школы по военно-патриотическому воспитанию учащихся работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся ведется по следующим направлениям деятельности:
5 слайд
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционное ежегодное участие учащихся 1-11 классов в митинге, посвященному Дню Победы).
Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны. Шефская помощь.
Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
Проведение спортивных соревнований, праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ, проживающих в селе. Оказывается шефская помощь ветеранам.
Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы.
В школе ведется работа органов ученического самоуправления, среди которого «Орден милосердия», по оказанию помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.
Учащиеся школы принимают активное участие в Акциях «Письмо ветерану» «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк».
Выступление педагога-организатора Мохиной Л.А. о работе ученического самоуправления, Фадеевой М.В. о патриотическом воспитании.
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
– экскурсии,
– изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников народов Крыма;
– участие в мероприятиях в рамках месячника Национальных культур;
– экскурсии по живописным местам Крыма;
– уроки Крымоведения.
Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.
– уроки обществознания (с 6 класса), истории;
– изучение правил поведения в школе и общественных местах;
– «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, социальной службы, ГИБДД, медработниками);
– общешкольные линейки;
– работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
– работа Совета школы;
– работа школьной психологической службы.
Выступление социального работника о проведенной работе по профилактике правонарушений и преступлений (Сеитвелиева Э.С.)
– уроки гуманитарного цикла;
– внеурочная деятельность «Культура добрососедства»;
– организация и проведение тематических вечеров, бесед;
– изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;
– изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;
– организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Выступление Варыпиной А.В. и Лагуткиной Л.П. о воспитании на культурных традициях.
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Учащиеся школы участвуют в спортивных объединениях, посещают школьные спортивные секции при ДК с. Кольцово. В школе созданы необходимые условия для занятий спортом. Коллектив нашей школы взаимодействует в работе по гражданско – патриотическому воспитанию с разными учреждениями района: дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта и другими.
Роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников играют классные руководители, которые координируют деятельность детского коллектива в общешкольных мероприятиях по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, Крыма, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, проводят большую экскурсионную работу по памятным и историческим местам, знакомят учащихся с памятниками культуры, заповедными уголками Крыма.
Выступления классных руководителей 1-11 классов
Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.
Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой будущего гражданина.
Но статистика свидетельствует о росте среди старшеклассников негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов.
Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с детства воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.
III. Практическая часть ( раздать планы мероприятий )
6 слайд
Для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизму у школьников присутствующим предлагается принять участие в составлении плана совместных действий педагогического, ученического и родительского коллективов в рамках празднования 72-летия Победы. Используя метод «Мозгового штурма», участники педсовета объединяются в группы и предлагают ход проведения одного из мероприятий в рамках 72-летия Победы и отмечают наиболее значимые мероприятия этого плана.
Выступления групп
IV. Заключительная часть
Итоги всех проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что прогрессирует процесс становления системы патриотического воспитания, а мероприятия, направленные на воспитание гражданственности и патриотизма у школьников приняли системный характер.
Обсуждается и утверждается решение педагогического Совета:
Проект решения педагогического совета:
Признать удовлетворительной работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников.
Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания, сохраняя традиции школы.
Классным руководителям совместно с членами Совета воспитательной работы принять активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках 72 –летия Победы.
Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"
Дата проведения: 13 .01.2017 г.
Выступление Фадеевой М.В. о патриотическом воспитании, выступление педагога-организатора Мохиной Л.А. о работе ученического самоуправления.
Выступление социального работника о проведенной работе по профилактике правонарушений и преступлений (Сеитвелиева Э.С.).
Выступление Варыпиной А.В. и Лагуткиной Л.П. о воспитании на культурных традициях.
Выступление классных руководителей о работе по воспитанию граждаственности и патриотизма у учащихся.