В течение последних нескольких лет я проводила семинары, на которых обучала новичков современной каллиграфии. А также я отвечала на бесчисленное множество связанных с этим вопросов по электронной почте. Поэтому я поняла, что необходимо создать пост, который поможет научиться каллиграфии с ноля! Сегодня я расскажу, как освоить это искусство с помощью нескольких простых шагов.
1. Осваиваем поддельную каллиграфию
По моему убеждению, поддельная каллиграфия – созданная обычной ручкой (гелевой, шариковой и т.д.), а не пером, – это лучший первый шаг на пути к работе с пером. Я так считаю по двум причинам:
- Обычная ручка выглядит привычней. Вы все время ею пользуетесь, и можете с ее помощью нарабатывать мышечную память (позже она вам пригодится).
- Поддельная каллиграфия будет полезна не только начинающим. Каким бы ни был ваш уровень, это будет отличным вспомогательным средством при работе над некоторыми проектами. Например, табличка с именем, выполненная шрифтом Amy Style, на фото ниже.
Любой набор каллиграфических прописей-шаблонов, который можно скачать с сайта thepostmansknock.com , начинается с полей для поддельной каллиграфии. Если у вас пока нет таких, я рекомендую набор Amy Style . Этот шрифт отличают прямые вертикальные линии. Поэтому он идеально подходит в качестве начального этапа работы, как ручкой, так и пером, для правшей и левшей. Поупражнявшись пару недель в поддельной каллиграфии и набив хорошенько руку, можно браться за перо.
2. Собираем стартовый набор для современной каллиграфии
Подробное описание этого набора можно увидеть в посте «Оптимальный стартовый набор перьев для современной каллиграфии ». Вот список самых необходимых инструментов и ссылки на них:
- 2 остроконечных пера Nikko G . – Почему я считаю этот вид перьев лучшим для новичков, вы можете узнать по этой ссылке. (Не знаете, как различать перья? Посмотрите на маркировку на хвостовике пера. На ней указан производитель, например “Nikko G”, “Brause EF66”.)
- 1 прямой держатель пера. – Я использую держатели Manuscript с универсальным фланцем. Хотя подойдет любая прямая модель. Мне нравятся держатели с пробковым захватом General, потому что их удобно держать и они тоже универсальны.
- Бумага для лазерной печати плотностью 120 г/см2 (32#) – это недорогая и качественная бумага, по которой тушь не будет растекаться и размазываться.
- Тушь Sumi Ink и чернильница с резьбовой крышкой для хранения туши . (Можете также использовать индийскую тушь). Обе разновидности достаточно насыщенные и с оптимальной вязкостью.
- Художественный стакан . – По существу, просто возьмите стакан с водой. Он вам понадобиться для ополаскивания перьев.
- Неволокнистый материал (например, обеденная салфетка). – Бумажные полотенца тоже подойдут. Но их волокна будут постоянно застревать в прорези пера.
Я предлагаю вам самим собрать каллиграфический набор, а не покупать уже готовый. Как правило, они состоят из низкокачественных инструментов, неприспособленных для новичков. К тому же их цена часто завышена.
3. Промываем перья
Все перья покрываются слоем фабричной маслянистой смазки, сохраняющей их товарный вид до момента продажи. Перед использованием нужно удалить ее. Я для этого зачастую просто втыкаю перо в картофелину! О том, как и зачем это делать, вы узнаете в посте по ссылке .
После удаления смазки тушь будет стекать по перу гладко и равномерно. Если этого не сделать, перо может вообще не писать, или оставлять кляксы.
4. Готовим перо
Вы можете использовать пластиковый держатель Speedball. Но я советую приобрести модель с универсальным фланцем. Он снабжен четырьмя металлическими «лепестками» и кольцом, как на фото ниже. Такой держатель можно будет использовать со множеством перьев разного размера, а не только с каким-то одним видом. Чтобы узнать больше о разных типах прямых держателей, читайте пост по ссылке .
Вот так выглядит держатель перьев с универсальным фланцем.
Если ваш держатель выглядит как на фото ниже, то вам необходимо слегка загнуть лепестки вовнутрь. Часто они продаются именно в таком виде.
Чтобы узнать, как это сделать, смотрите видео ниже.
Справившись с этим, можно переходить к закреплению пера. Вставьте хвостовик пера точно под отверстием в кольце, как на фото ниже.
Если у вас не выходит, смотрите видео ниже.
При правильном расположении пера, оно должно крепко, не шатаясь, сидеть в держателе.
Ваше перо готово к работе!
5. Как правильно держать перо
Держите перо стандартным способом, как обычную ручку. Зажмите держатель между большим и указательным пальцами, оставляя средний палец с обратной стороны рукоятки. Пусть мизинец и безымянный палец опираются на бумагу, пока вы пишите. Читайте больше о том, как правильно держать перо, по ссылке .
6. Окунаем перо в тушь
Какое бы перо вы не использовали, всегда опускайте его в тушь не глубже уровня отверстия по центру пера. Иначе вы наберете слишком много туши, и она зальет весь лист, как только вы коснетесь бумаги.
Набрав пером тушь, слегка постучите им по стакану с водой, стряхивая излишки.
7. Начинайте осваивать современную каллиграфию!
Это раздел «Интенсивной проработки слов» из набора прописей-шаблонов Janet Style .
Главное различие между шариковыми ручками и перьями заключается в следующем: при выведении букв пером нужно сохранять одинаковый угол между пером и бумагой. Не стоит держать его в вертикальном положении, старайтесь придерживаться угла 45 градусов. Если угол слишком большой, перо будет цепляться за волокна бумаги, из-за чего тушь будет ложиться неравномерно. Тяжело усвоить правильную технику работы, не видя ее. Чтоб вам было понятней, я сняла это видео.
Перед тем, как приступить к какому-либо каллиграфическому проекту, советую потренироваться на прописях-шаблонах (опять же, прекрасным выбором будет набор Amy Style , ведь по работе с ним есть видео курс). Распечатайте прописи на бумаге для лазерной печати и наслаждайтесь процессом!
Распространенные проблемы
Опыт обучения современной каллиграфии дал мне уникальную возможность понять трудности и огорчения, с которыми сталкиваются начинающие. Вот список шести главных проблем и их решение:
- Перо цепляется за бумагу. – Уменьшите угол между пером и бумагой. Чем выше вы держите перо, тем сложнее вам будет работать.
- Тушь подается неравномерно. – Выход тот же, что и в предыдущем случае: попытайтесь соблюдать меньший угол наклона пера.
- Не удается провести линию одинаковой толщины. – Убедитесь, что кончик пера плотно и равномерно прижат к бумаге, и вы правильно его держите. Видео курс может вам помочь.
- Тушь растекается. – Это бывает из-за низкого качества бумаги. Убедитесь, что вы пишете по бумаге высокого качества (например, бумага для лазерной печати плотностью 120г/м2).
- У вас дрожит рука. – Читайте пост «Решение каллиграфических проблем: нажим пера и дрожащая рука ».
- Другие проблемы. – Читайте пост «Пять самых часто задаваемых вопросов о современной каллиграфии ».
Что делать дальше
В современной каллиграфии, как и в других занятиях, самое главное – постоянно совершенствовать свое мастерство. Все с чего-то начиняют. Я начинала вот так:
А вот одна из моих последних работ:
Для начала самой лучшей практикой будут прописи-шаблоны. Снова, начинающим я рекомендую Amy Style , хотя подойдет любой набор с сайта thepostmansknock.com . Пока вы только знакомитесь с формами букв, подбирайте для себя интересные проекты. Займитесь , другими видами искусства, связанными с каллиграфией (как вот этот способ создания знаков) и/или напишите таблички с именами на стол для ближайшего мероприятия. Пользуйтесь поисковиком на сайте thepostmansknock.com . Сейчас здесь находится более 300 статей, посвященных обучению каллиграфии и разным проектам. Пока учеба приносит вам радость, ваши навыки будут улучшаться.
Надеюсь, вам понравилось это руководство для новичков по освоению современной каллиграфии. Любые вопросы вы можете задать в комментариях. Спасибо, что прочитали мой пост. Желаю вам отличного дня!
- 1. Сперва необходимо научиться правильно сидеть во время письма. Это поначалу будет не совсем просто, однако спустя некоторое время правильное положение тела войдет в привычку. Итак, когда садитесь, старайтесь держать туловище и плечи ровно, а голову немножко наклоните вперед. Спину следует опирать на спинку стула. Только не опирайтесь грудью на стол и не наклоняйте туловище вперед! Не стоит одну ногу класть на другую, лучше под прямым углом согнуть ноги в коленях. Также следите, дабы ступни касались пола. Руки должны лежать на столе, и вы можете на них опираться. При этом локти следует держать за краем столешницы.
- 2. Если вы научились правильной посадке, теперь научитесь правильно держать ручку. Далеко не каждый взрослый при письме правильно держит ручку. Кто-то еще с детства так пишет, а другие сами переучились. Но им всем нужна практика. Положите ручку на левую сторону среднего пальца, придерживая ее снизу большим пальцем, а сверху – указательным. При этом расстояние от кончика ручки до указательного пальца должно быть приблизительно 1.5-2.5 сантиметра. Пальцы не нужно ни сильно напрягать, ни сильно расслаблять. Во время письма руке нельзя болтаться в воздухе, она должна опираться на мизинец.
- 3. Научившись первым двум составляющим, следует взять парочку прописей и потренироваться. Нет необходимости пытаться сразу писать целые предложения или слова, вначале научитесь рисовать красивые и ровные линии, писать отдельные буквы и лишь потом – слова. Не нужно также сразу пытаться быстро писать, скорость придет со временем.
- 4. Как только вы обучитесь аккуратно и медленно выводить буквы, вам следует понемногу увеличивать скорость письма. Вам может помочь в этом нелегком деле ваш знакомый, просто попросите его продиктовать вам текст, а вы записывайте его. Занимайтесь хотя бы по 20 минут ежедневно, и вы сможете добиться результата.
- 5. Чтобы обучение прошло быстрее, советуем также прочитать статью
Здравствуйте уважаемые читатели блога « »!
Очередная тема моего исследования – каллиграфия. С одной стороны это продолжение темы «», но если графология касается нашего естественного, сформированного привычкой почерка, то каллиграфия – это уже искусство письма.
Основной метод, который будем использовать в исследовании – синоптическое чтение , о котором можно прочесть в моей книге « ».
Суть метода: создание избыточной информации из различных источников. Источниками послужат книги и информация Интернет. Далее эту информацию структурируем, выделяем важнейшие блоки, находим базовые книги и более глубоко их изучаем.
Результат – получаем общее представление о предмете, рассмотренное с разных сторон, системно.
Ассоциации с каллиграфией
Что первое приходит на ум, когда мы слышим слово «каллиграфия»?
Не ошибусь, что это будет какой-либо иероглиф написанный кистью китайским или японским мастером.
Что-то подобного типа:
«Давайте пить чай» мастера Sogi Hazama (1926—1994 г).
Или каллиграфическая надпись.
Возможно, также красиво писал главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» Башмачкин Акакий Акакиевич, всю жизнь служивший переписчиком бумаг «в одном департаменте».
Кто-то вспомнит надпись на открытке:
Для кого-то каллиграфический шрифт – это заглавные буквы, например в сказках:
Что же такое на самом деле – Каллиграфия?
Этимология слова
Каллиграфия — красивый почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe «писать»).
Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Есть и такое определение — «Каллиграфия - искусство изображения слова».
Более поэтично: «Каллиграфия - это музыка, только обращенная не к слуху, а к глазу » (В. В. Лазурский).
Каллиграфия – это что-то среднее между рисунком и письмом. Благодаря каллиграфии письму придается эмоционально-образная графическая выразительность.
Постижение самого искусства каллиграфии, понимание сути процесса возможно только через практику.
Типы каллиграфии
Существует три основных типа каллиграфии:
Римская или Западная,
Арабская,
Китайская или Восточная.
История каллиграфии
История каллиграфии — это история и самих орудий письма, это и история эволюции искусства .
К орудиям письма можно отнести: тростниковое перо-калам в древности, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до первой половины XIX века; кисть в дальневосточных странах.
Еще в первобытных культурах информация передавалась в виде картинок, а не букв. В дальнейшем такие рисунки трансформировались до уровня знаков, обозначающих предметы, указанные на рисунке.
У китайцев – такими знаками стали иероглифы. Искусство написания этих знаков китайцы довели до совершенства.
Из Китая каллиграфия пришла и в Японию (это где-то V век нашей эры — период зарождения каллиграфии в Японии обозначен не так четко). Позже японцы адаптировали китайские иероглифы до родного языка.
В Китае и Японии каллиграфия относится к изящным искусствам, к которым относятся поэзия, живопись.
В древности получить высокую государственную должность можно было только после успешной сдачи императорского дворцового экзамена – и каллиграфия являлась одним из основных условий успеха, наряду со знанием канонических трактатов по философии.
История европейской каллиграфии начинается от шумерской клинописи (4-е тыс. до н. э.). Затем следует упомянуть Египетское иероглифическое письмо, которое восходит к 4-му тысячелетию до н. э.
Далее Греческое капитальное письмо (III в. до н. э.), Римское капитальное письмо (I-V вв.). Унциальное письмо (IV-VIII вв.), Полуунциальное письмо (VI-IX вв.), Готика, текстура (XI-XV вв.), Ротунда, швабское письмо (XV в.).
Описать историю каллиграфии в одной статье практически невозможно, поэтому я отсылаю читателей к книгам, о которых речь пойдет чуть ниже.
Скажу лишь, что до 1440 года, когда был изобретен печатный пресс, каллиграфия была единственным способом создания книг и других публикаций. Каждая копия книги переписывалась писцом вручную. Материалом служил пергамент или калька, а писали при помощи птичьего пера и чернил.
Для своей печатной машинки Иоганн Гутенберг выбрал готический стиль. Он стал первым шрифтом в книгопечатании.
С XV века ведущая роль в европейской каллиграфии перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам. Книгопечатание резко ограничило области применения каллиграфии.
По мере распространения книгопечатания, машинописи и компьютерного набора каллиграфия утрачивала свое исходное прикладное значение и в настоящее время воспринимается преимущественно как эстетический феномен, оставаясь, впрочем, базой для разработки гарнитур наборных шрифтов.
Первые европейские книги шрифтов
Автором первой печатной книги образцов шрифта является Иоганн Нойдерфер старший (1497 — 1563). Самым значительным его произведением следует считать вышедшую в 1538 году книгу «Anweysung einer gemeinen hanndschrift» (Обучение обыкновенному письму ). Нойдерфер заложил основу искусства шрифта в Германии XVI века и указал направление его развития.
Известную книгу образцов шрифта «A Booke Containing Divers Sortes of Hands» («Книга, содержащая разные виды шрифта ») издали два автора - И.Бошезн и И.Бэльдон , в Лондоне, предположительно в 1571 году.
Первой французской книгой была работа Жака де ля Рю «Exemplaires de plusieurs…» («Несколько образцов... .»), изданная в Париже в 1569 году.
Леонард Вагнер (1454 — 1522), который в 1507 году в Аугсбурге издал рукописную книгу LProba centum scriturarum (Образцы ста писем ).
Столетие спустя наиболее известным стало имя Яна ван-ден-Вельде , чья книга «Speieghel der Schrijfkonste» («Зеркало искусства шрифта ») вышла в Роттердаме в 1605 году.
Книга Джорджа Шелли «Natural Writing» («Естественный шрифт ») была издана в Лондоне в 1709–1714 годах.
Джордж Бикгем написал книгу «Universal Penman» («Универсальный мастер шрифта »), которая вышла в Лондоне в 1743 году.
Выдающиеся образцы каллиграфии были известны и на Руси, начиная с "Остромирова евангелия » (переписано в 1057 году дьяконом Григорием).
Каллиграфия в настоящее время
Каллиграфия в обычной жизни уже не имеет прежнего значения, люди практически перестали писать от руки. Но, тем не менее, красивое письмо имеет свое применение в книжной, рекламной и плакатной графике .
Современные каллиграфические шрифты неограниченно разнообразны, изменяются плотности, наклоны, пропорции, жирности, декоративности шрифта. Для каждой цели можно создать собственный шрифт, соответствующий содержанию и назначению надписи.
Возникает вопрос — а нужна ли каллиграфия в эпоху компьютерных технологий?
Разве, что подписать от руки открытку к юбилею. Печатным шрифтом –это не очень хорошо для такого случая. Нужен красивый почерк, имитирующий каллиграфический.
Конечно, красиво писать можно и с помощью компьютера. Но это уже не творчество, раскрывающее человека. Ведь когда человек пишет, он мыслит, думает не только о содержательной части, но также и о внешней, выразительной части написанного. Мы творим сердцем, душой и рука это инструмент этого творчества.
Каллиграфия, игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.
О почерке как индикаторе характера и индивидуальности написал в XI веке китайский философ и художник Го Жо Су в своей книге «Записки о живописи».
Го Жо-сюй. «Записки о живописи: что видел и слышал ». Издательство: «Наука». 1978 г
У ровного, разборчивого и эстетичного почерка есть чисто практическая польза, которая заключается в следующем:
— исключает ошибку и помогает правильно понять текст;
— не вызывает раздражение у читающего;
— дисциплинирует мысль во время письма;
— полезна для поздравительных открыток и дарственных надписей;
— обеспечивает всегда одинаковую и красивую личную подпись;
— говорит в пользу вашего характера.
Усилить аргументы в пользу красивого почерка можно вспомнив записи в медицинских карточках, которые делают сотрудники медицины.
Анекдот в тему: Врачи вышли на забастовку к зданию мэрии и свои требования написали на транспарантах. Но власти города не смогли их прочитать.
Действительно, сейчас редко можно встретить четкое, красивое, разборчивое письмо. И проблема почерка – это одна из самых важных проблем образования .
А ведь раньше в России хороший почерк был делом государственной важности: писец — второй человек после государя.
В дореволюционных русских школах каллиграфия преподавалась как отдельный, важный предмет.
Каллиграфия – это первое искусство, к которому приобщается ученик. Обучая ребенка грамоте, одновременно с ним начинают заниматься каллиграфией – не только чтобы облегчить процесс запоминания, но и чтобы заложить основы эстетического вкуса , пробудить способность к восприятию искусства.
Хотя и после революции уроки не упразднили, а лишь переименовали в чистописание.
Школьники писали в специальных разлинованных тетрадях, причем первые полгода карандашами, и только потом перьями. Вот почему у старшего поколения, в основном, красивый почерк.
Но и это ещё не всё. Самое главное – письмо было Отрывным.
Однако в 1968 году, во время очередной школьной реформы, отрывное письмо сочли излишеством. Посчитали, что дети будут писать гораздо быстрее, если не будут отрывать перо от бумаги. Специальную разлиновку отменили, как пережиток прошлого, а шариковые ручки стали орудием письма с первого дня в школе.
В результате, получили жуткие детские каракули, а к ним в придачу мышечный зажим (результат безотрывного письма).
Хотя правильнее было бы учить малышей писать сначала карандашом, а уже затем давать шариковую ручку.
Во многих странах дети, пока учатся писать, пишут в рабочих тетрадях карандашами, исправляют столько раз, сколько нужно, и им за это оценку не снижают. А уж тем, кто умеет писать красиво и без исправлений - тем дают пёрышко!
Качество письма во многом определяется тем инструментом, которым пишут. У шариковой ручки пишущая часть – это «точка». А вот для письма, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме дает «ленту» различной ширины.
Для простоты сравнения можно письмо шариковой ручкой назвать простым бегом, а письмо ширококонечным пером - усложненным бегом боком или спиной вперед при меняющемся угле поворота вокруг собственной оси. Кажется невероятно сложным, но именно такое упражнение выполняют мозг и руки ребенка при письме ширококонечным пером на каллиграфических занятиях. Ему приходится мыслить не в двух, а, по крайней мере, сразу в четырех направлениях, использовать свои координацию и пространственное мышление на самом высоком уровне. Такого при обычном письме шариковой ручкой не происходит.
Президент Национального союза каллиграфов Петр Чобитько
на своих занятиях учит:
Шариковую ручку мы держим с постоянным нажимом, рука, а с ней и весь человек – закрепощены; перо нужно обхватить нежно, «иначе блокируете дыхание, движение тела. Линию делаем на выдохе. Сидим ровно, на перо не наступаем – оно на цыпочках движется».
Работаем не пальцами, а всем телом, как рычагом, – наставляет каллиграф, пока мы, как водители-чайники, опасливо трогаемся с места в верху буквы и ме-е-едленно ползем пером вниз.
При каллиграфии всегда идет этот счет, внутренняя работа. Это рисовать можно, и жуя бутерброд, и смотря телевизор. Если возьмешь перо, уже ничем параллельно заниматься не сможешь.
Шариковая ручка очень испортила и людей, и культуру. Вот китайцы и японцы не отказались от своих иероглифов, которые пишутся кисточкой. У нас тоже есть неполная замена перу – перьевая ручка. Когда пишешь пером, ты просто вынужден писать правильно, поворачивая лист, руку или саму поверхность так, как нужно для буквы.
Когда же мы пишем шариковой ручкой – это непрерывное письмо: мы ставим ручку, как нас в школе учили, и пишем, не прерываясь.
В каллиграфии мы задумываемся над каждой буквой, над каждым движением – это, конечно, медленней, но пользы гораздо больше.
Некоторые врачи считают, что нет таких болезней, которые не излечиваются каллиграфией. Когда мы пишем, то берем перо тремя пальцами, получается, что задействуются определенные зоны мозга.
Чистописание/каллиграфия развивает мелкую моторику рук и тем самым развивает мыслительные способности, потому что иннервация мышц кисти руки занимает очень большую площадь (~1/3) в коре головного мозга.
Обучение каллиграфии
Прежде чем перейти к обзору книг по каллиграфии, дам несколько ссылок на сайты, где можно обучиться этому искусству.
Школа Каллиграфии была создана Петром Петровичем Чобитько в 2005 году при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.
3. Курс «Каллиграфъ » , позволяющем за три недели сделать детский почерк одновременно красивым и быстрым.
4. Журнал о шрифте и типографике , языке и времени, людях и визуальных традициях
Занимаясь каллиграфией, однажды вы поймёте, что обрели в этом искусстве способность выражать самые глубокие чувства. На место неистовства, шума и стресса современной жизни к вам придёт спокойствие, гармония и равновесие, вы выиграете умственно и физически.
Книжный обзор «Каллиграфия»
Начну с базовых книг по каллиграфии, затем рассмотрим книги по восточной каллиграфии, книги, посвященные шрифтам и типографике.
Л. Проненко. «Каллиграфия для всех». Издательство Студии Артемия Лебедева. 2013 г
Каллиграфия для всех — книга об искусстве писать красиво. Как пишет сам автор, «Каллиграфия для всех» — это попытка увлечь широкий круг людей искусством красивого письма, помочь овладеть шрифтовой культурой, освоить первоначальные навыки и более сложные приемы работы, познакомить читателя с краткой истории каллиграфии».
Замечу, что данная книга коснется лишь западного типа каллиграфии.
И. Т. Богдеско. «Каллиграфия». Издательство: Агат. 2005 г
Илья Трофимович Богдеско (1923—2010 гг) – российский график, народный художник СССР. В 1951 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в дальнейшем работал в Молдавской ССР.
В книге рассматриваются правила письма на основе начертаний, какие имели место в истории письма от начала первого тысячелетия вплоть до изобретения книгопечатания.
Книга адресована обширному кругу любителей как учебное пособие для самостоятельного изучения каллиграфии.
Методический материал книги, позволяет рассматривать ее как «самоучитель».
Также отмечу, что данная книга касается западного типа каллиграфии.
Клеминсон Р. «Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока».
45 проектов с пошаговыми объяснениями. «Контэнт». 2008 г
Как написано в названии книги — это проекты с пошаговым объяснением. На примере ниже, видно, что это действительно пошаговое руководство.
«Все о технике. Каллиграфия». Издательство: Арт-Родник. 2012 г.
Здесь подробно изложены все аспекты, которые необходимо знать при изучении каждого стиля и техники. Таким образом, вы сможете свободно освоить навыки каллиграфического письма с помощью кистей, перьев, чернил и прочих инструментов
Мальком Кауч. «Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма» . Белфакс (ИД Юнион). 1998 г
Доступный практический курс по творческой каллиграфии для начинающих от основ до более сложных примеров, как современных, так и исторических.
Две книги по искусству иллюминирования.
1. Жанет Мехиген. «Украшаем каллиграфические тексты. Искусство иллюминирования» . Издательство: Контэнт. 2009 г
Богато иллюстрированная книга об искусстве украшения рукописей – иллюминировании.
2. Патриция Картер. «Декоративная каллиграфия. Иллюминирование».
В этой книге рассказывается об иллюминировании самых разных предметов: поздравительных открыток, закладок для книг, экслибрисов, почтовой бумаги, шкатулок, пресс-папье и др. В книге описаны техники золочения, пуантилизма и зеркального переноса узоров.
Д.И. Петровский. «Каллиграфическая история Руси и Западной Европы. Письмо ширококонечным пером» . 2013 г
Книга-альбом по истории возникновения и развития кириллического и латинского письма в течение последних веков Старой и 1–2 тыс. нэ, проиллюстрированной памятниками кириллической и латинской письменности. Подробно изложена теория и практика написания основных каллиграфических исторических почерков (пошибов) в технике ширококонечного пера (даны прописи на миллиметровой бумаге), с анализом написания всех знаков оригинального алфавита и альтернативной адаптацией на противоположную систему письма (кириллизация латиницы и латинизация кириллицы).
Петровский Дмитрий Ильич. Доцент кафедры Графики Северо-Западного института печати, член Союза художников России, член Союза дизайнеров, член Национального союза каллиграфов. 25 лет преподает искусство шрифта и каллиграфии в различных художественных вузах.
Маргарет Морган. «Буквицы. Энциклопедия. Декоративная каллиграфия». Арт-родник. 2006 г
Декоративная каллиграфия — это искусство украшения книг, в частности заглавных букв, так называемых буквиц. Искусство было распространено в монастырях в Средние века в Европе.
Буквицы — одна из лучших книг по каллиграфии. Множество цветных картинок. Всё достаточно ясно и понятно описано. Даст примерное представление о строении буквы, а также ее эволюции.
В книге приведены подробные инструкции по созданию буквиц и декоративных шрифтов в шести исторических стилях, включая кельтский, готический и романский.
Чобитько П.П. «Азбуковник древнерусского письма. Устав, полуустав, скоропись, вязь».
Издательство: Гимназия Св. Василия Великого. 2008 г
Азбуковником называлась давно забытая форма прописей по изучению различных видов древнерусского письма, которыми пользовались на Руси до конца семнадцатого века.
После того как к 1710 г. Петр I окончательно утвердил гражданский шрифт, письмо в России стало преподаваться в основном по западным образцам и методикам.
Начиная с XIX века в России почти не издавалось пособий по древнерусскому письму. Со временем были утрачены правила и принципы написания древнерусской буквы ширококонечным пером.
«Азбуковник» является пособием по основам древнерусского письма, предполагает практические занятия по изучению его основных форм - устава и полуустава. Автором был разработан систематизированный метод написания уставных и полууставных букв, который не нарушает их основы и не только облегчает сам процесс письма, но и способствует изучению и пониманию исторических образцов, их осмысленному копированию.
Ирина Птахова. «Простая красота буквы».
Издательство: Русская Графика. 1997 г
Книга, посвящена истории шрифта, последовательно и полно раскрывает перед читателями тайны совершенного дизайна, гармонии и красоты привычной типографской буквы.
Читателю станут понятны исторические связи и пути возникновения новых шрифтовых стилей, их преемственность и самоценность.
Вера Белозерова. «Искусство китайской каллиграфии». Издательство: Институт восточных культур и античности, РГГУ. 2007 г
Первая в отечественной литературе обобщающая работа, в которой рассматривается китайская каллиграфическая традиция как уникальный и целостный культурный феномен.
Освещаются основные этапы развития каллиграфии на протяжении четырехтысячелетней истории, включая XX столетие; представлены технические параметры, художественные особенности и эстетические принципы каллиграфического искусства; исследуется творчество выдающихся мастеров каллиграфии; выявляются закономерности эволюции каллиграфической традиции.
В приложении даны переводы трактатов и специализированный справочный аппарат.
Ребекка Ю. «Китайская каллиграфия — это просто!». Издательства: АСТ, Астрель, Харвест, Кладезь. 2010 г
От издателя: Книга состоит из ряда уроков, по мере изучения которых в вашем сознании сформируется стройная система. Вы будете последовательно изучать штрихи, переходя от самых простых к более сложным. Каждый раз, изучив новый штрих, вы сможете сразу писать все новые иероглифы. И в конце вы уже сможете сформировать фразы.
Цюй Лэй Лэй. «Искусство китайской каллиграфии». Издательство: Ниола. 2007 г
Цель настоящего издания — помочь всем желающим, кто хочет овладеть изощренными техниками китайского письма и его различными стилями. Вы узнаете о «четырех сокровищах» китайской каллиграфии: бумаге, туши, тушнице и кистях, научитесь правильно их выбирать и хранить, а главное — постигните основы построения иероглифов.
Соколов В.В. «Тайны китайских иероглифов». Современный литератор. 2009 г
В иллюстративной части издания приведены изображения ключей с указанием их значения и транслитерации названия, составляющих черт и эволюционных изменений, а также примеры использования ключей при создании других иероглифов. В богато иллюстрированном издании кратко описаны происхождение, история и этимология 214 основных иероглифов (ключей) китайского языка.
Сторожук А.Г. «Введение в китайскую иероглифику». Издательство: Каро. 2010 г
Четыре книги, имеющие одинаковое название, но разных авторов.
1. В. Соколов. «Китайская каллиграфия». Издательство: Харвест. 2006 г
В книге кратко описаны происхождение, история и этимология 214 основных иероглифов (ключей) китайского языка. В иллюстративной части книжного и здания приведены изображения ключей с указанием их значения и транслитерации названия, составляющих черт и эволюционных изменений, а также примеры использования ключей при создании других иероглифов.
2. Харевский С.В. «Китайская каллиграфия».
В этой небольшой книжке описано как можно приобщиться к искусству начертания китайских иероглифов.
3. Ят-Минг Кэти Хо. «Китайская каллиграфия. Энциклопедия». Издательство: Арт-родник. 2009 г
В книге представлено более трехсот иероглифов, объединенных различными темами – числа, дни недели, времена года, гороскоп, поздравления, праздники, любовь и др. Каждый из иероглифов сопровождается подробных объяснением его смысла и иллюстрациями его прорисовки.
4. Цюй Ли. «Китайская каллиграфия». Издательство: АРТ-РОДНИК, 2010 г.
Пять основных стилей — от самого раннего пиктографического письма до красивых почерков чжуань, хань, уставного и скорописного — представлены в мельчайших подробностях.
Восхитительные иллюстрации сопровождают каждый этап изучения каллиграфии, в конце которого вы сами сможете свободно писать иероглифы.
Приобретенные благодаря этой книге знания вы сможете применить на практике в процессе работы над 15 проектами, каждый из которых станет прекрасным подарком или предметом для украшения дома.
«Живопись и каллиграфия Китая». Издательство: Вэнь У / Вень У. 2004 г
Иллюстрированный альбом предлагает обзор произведений живописи и каллиграфии известных китайских мастеров. Статья содержит краткое описание истории развития жанров и теоретических принципов традиционной китайской живописи, а также некоторые предания из жизни знаменитых каллиграфов.
По китайской классической теории искусства началом для каллиграфии и национальной живописи послужили простейшие рисунки предметов, которые в последствии развились в иероглифы. Общность происхождения, техника и эстетические принципы живописи и каллиграфии обусловили их тесную связь.
Во многих трактатах по искусству говорится: «Каллиграфия и живопись — это различные названия одного и того же явления» . Хороший художник, как правило, был и хорошим каллиграфом. По мнению китайских художников, от прекрасного письма исходит животворная сила добродетели.
«Уставное письмо Кай Шу – каллиграфия». Издательство: Альтекс. 2002 г
Доступное практическое руководство по китайской каллиграфии, с полными техниками написания черт и приложениями образцов написания иероглифов «Чжаю Мэн Фу».
Позволит всем желающим прикоснуться кистью к бумаге, окунувшись в мир Китайской письменности, освоить методы написания основных черт и, в дальнейшем, перейти к более сложным техникам написания иероглифов, так как Кай-шу является только началом...
«Практический курс китайской каллиграфии: 214 ключевых иероглифов». Обучающая программа Издатель: MagnaMedia Developer. 2014 г
Ключевые иероглифы — это базовые иероглифы, из которых состоят все остальные. В учебном пособии даются практические занятия по каллиграфии 214 ключевых иероглифов.
В каждом занятии наглядно демонстрируется каждое движение при написании иероглифа — достаточно взять кисточку или маркер и повторять за преподавателем из КНР Kong Xiankui.
В курсе имеется режим замедленного воспроизведения видео для тех, кто делает первые шаги. Каждый иероглиф рисуется преподавателем вручную по несколько раз.
Три книги для общего развития.
Маслов А. Каллиграфия: образы иного в потёках туши // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. - М.: Алетейя, 2003, с. 251-260.
Книга известного российского востоковеда профессора А. А. Маслова рассказывает об инициациях и мистериях традиционного Китая, связанных с культами бессмертных, путешествиями в загробный мир, погребальными ритуалами и формированием особого духовного климата, где самое обыденное и мирское оказывается возвышенно-священным и наиболее значимым.
Каллиграфии посвящена глава из книги «Каллиграфия: образы иного в потёках туши». с.251-260.
Соколов-Ремизов С. Н. «Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предположений». Издательство: Едиториал УРСС, 2004 г
Книга нацелена на раскрытие и обоснование нескольких определяющих, по мнению автора, тенденций и направлений в перспективном развитии китайского и японского искусства. Рассматриваются наиболее специфические (и одновременно универсальные) черты дальневосточного менталитета.
Завадская Е. В. «Слово о живописи из сада с горчичное зерно». Издательство В. Шевчук. 2001 г.
Книга по истории и искусству Китая. «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» - старинный китайский трактат по живописи в переводе Е.В. Завадской.
Книга, посвященная японской каллиграфии.
Еко Такэнами. «Японская каллиграфия. Подробное руководство и правила написания японских иероглифов». Издательство: Арт-Родник. 2010 г
Подробно изложена информация о стилях японской каллиграфии, о правилах написания иероглифов. Страницы книги включают в себя множество хокку, крылатых выражений, красивых фраз. Все это изображено на ярких и красочных иллюстрациях. Большое количество информации по истории японской каллиграфии.
С. Харевский. «Арабская каллиграфия». Издательство: Харвест. 2007 г
Арабская письменность характеризуется предельно выразительным написанием букв, слов и предложений, Изобилующим декоративными элементами. Это высокое искусство, приобщиться к которому и предлагает читателю эта небольшая книжка.
Виллу Тоотс. «Современный шрифт». Книга. 1966 г
«Современный шрифт» - библия каллиграфа. В книге уделяется внимание как писанию шрифта, так и его рисованию. Большое значение придается типографским шрифтам.
История шрифтов, техника рисования или письма и методика овладения тем или иным, разнообразие шрифтов и их назначение - все эти аспекты подробно рассмотрены в издании.
Таранов Н.Н. «Рукописный шрифт». Издательство: Вища школа. 1986 г
В пособии рассматриваются исторические формы шрифтов. Даются практические рекомендации по созданию рукописных шрифтов и овладению различными инструментами для письма.
Приводятся история и практика писания рукописного шрифта.
Большое внимание в пособии уделяется изучению латинских рукописных шрифтов и переводу латинских шрифтов на русскую основу, а также изменениям, которые претерпевала графика кириллицы с X по XVIII века, и которые проявились в различных видах кириллического письма - уставе, полууставе, скорописи и др.
Геррит Ноордзей. «Штрих. Теория письма». Издатель: Д. Аронов. 2013 г
Геррит Ноордзей - выдающийся голландский шрифтовой дизайнер, типограф, теоретик и педагог. С 1960 по 1990 год руководил курсом шрифтового дизайна в Королевской академии искусств в Гааге.
Знаменитая теория письма охватывает ряд важных для шрифтового дизайна постулатов - от понятия белого пространства в слове до подробного разбора движения штриха с математической точки зрения.
Автор подробно разбирает само устройство письма - штрих, разбивает его на составные: контрапункту, фронтальную линию икривую, вносит в каллиграфию понятия параллельный перенос, расширение и фронт, много исследует, а так же описывает собственные взгляды на развитие письма.
1. А.Кудрявцев. «Шрифт. История. Теория. Практика». Издание: Москва, Университет Натальи Нестеровой. 2003 г
Книга «Шрифт. История, теория, практика» рассказывает о терминологии, рисунке шрифтовой формы, основных начертаниях шрифта; о типографских шрифтах, созданных в разные культурные эпохи, от Ренессанса до XX века, и логически завершается главами об аббревиатурах, товарных знаках, логотипах, шрифтовых плакатах - их содержательных, изобразительных и психологических средствах.
Читая эту книгу, можно узнать не только о том, как развивалась письменность, но и о чем говорили люди той или иной эпохи, что писали этими знаками на бумаге, дереве или камне.
2. А. Г. Шицгал. «Русский типографский шрифт». Издательство: Книга. 1985 г
Книга посвящена истории русского типографского шрифта и практике его применения с середины XVI века и до настоящего времени. Особое внимание уделяется вопросам развития современных систем шрифтов и практике их применения в книге, газете и журнале.
3. Воронецкий Б, Кузнецов Э. «Шрифт». Издательство: Художник РСФСР. 1975 г
Пособие «Шрифт» адресовано всем, кто стремится овладеть мастерством шрифта: и художникам, не имеющим специальной подготовки в этой области, и многочисленным участникам художественной самодеятельности.
Авторы дают читателю то общее, что связано с применением шрифта в любой области: понимание закономерностей его форм, методику работы над ним.
4. Я. Чернихов, Н. Соболев. «Построение шрифтов». Учебное пособие. Издательство: Архитектура-С. 2007 г (стереотипное издание 1958 г).
В предлагаемой читателю книге кратко освещены теоретические основы шрифтовой графики и изложены правила и приемы воспроизведения шрифтов и надписей.
Основное внимание уделено вопросам построения букв. Для студентов строительных, архитектурных, художественных вузов и факультетов.
1. Семченко П. А. «Основы шрифтовой графики».
Высшая школа. 1978 г
2. Смирнов С.И. «Шрифт и шрифтовой плакат». Издательство: Плакат. 1977 г
3. Г. Кликушин. «Декоративные шрифты: Для художественно-оформительских работ». Издательство: Архитектура-С. 2005 г
В настоящей книге собраны декоративные (орнаментированные, каллиграфические, титульные, брусковые, рубленые) шрифты, которые могут быть использованы для художественно-оформительских работ в печати, в наглядной агитации и рекламе.
4. Альберт Капр. «Эстетика искусства шрифта».
1977 г
Книга выпущена к Международной выставке искусства книги в 1977 году.
5. Николай Таранов. «Художественно-образная выразительность шрифтов». Издательство: Перемена. 2000 г
В книге дана развернутая информация об основных видах, понятиях и терминах, применяемых в теории шрифта, рассмотрены вопросы взаимоотношений шрифта и изображения в издании, применения различных видов шрифтов в оформлении книг, журналов, плакатов и других изданий.
Две книги о работе с пером и тушью.
1. Гаптилл Артур Л. «Работа пером и тушью».
Издательство: Попурри. 2004 г
Эта книга была написана более 70 лет назад, но сохранила свою актуальность и привлекательность для специалистов (художников и архитекторов), а также (благодаря подробной трактовке всех вопросов - от простейших до самых сложных - и насыщенности иллюстрациями) для широкого круга читателей, пока что менее искушенных в выполнении изображений ручкой и тушью.
2. Карл Глассфорд. «Рисунок пером и тушью: линия, фактура, цвет». АСТ, Астрель. 2004 г
Книга, написанная художником Карлом Глассфордом, знакомит читателя с разнообразными художественными возможностями, которые предоставляет техника работы пером и тушью.
Следующие книги посвящены типографике.
Типографика (от греч. отпечаток и пишу) — искусство оформления печатного текста. Типографический процесс включает выбор регистра алфавита, гарнитуры, комплекта и кегля шрифта, выключки и длины строк, межбуквенных, межсловных и междустрочных пробелов, а также взаимного расположения текста и иллюстраций на запечатываемом материале. Задачей типографики, наиболее творческого этапа оформления текста, является определение параметров для последующих процессов набора, вёрстки и допечатной подготовки. (Из Википедии).
Ян Чихольд. «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера». Издательство Студии Артемия Лебедева. 2012 г
Впервые книга была опубликована в 1928 году в Германии и стала своего рода манифестом современной типографики. Это доскональное и увлекательное исследование охватывает широкий круг вопросов – от теорий социального критицизма и истории искусств до возрастающей важности фотографии в графическом дизайне.
Помимо этого, в «Новой типографике» Ян Чихольд формулирует предельно ясные и четкие правила оформления печатных материалов. Последние главы содержат подробные практические указания по верстке повседневных деловых документов – вплоть до рекомендаций по выбору размера бумаги и правильному сочетанию шрифтов. Несмотря на то что описанные в книге стандарты устарели и не используются, а сам Чихольд со временем отказался от многих высказанных идей, издание будет полезно графическим дизайнерам, шрифтовикам, иллюстраторам и верстальщикам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей графического и шрифтового дизайна.
Эрик Шпикерман. «О шрифте». Издательство: ПараТайп. 2005 г
Эта книга попытка разъяснить язык типографики читателям, желающим научиться осознанно и грамотно пользоваться шрифтами. Читатель поймёт, почему существуют так много разных гарнитур, как их нужно использовать и почему каждый день их требуется все больше и больше. По сути это не просто перевод, а локализация книги практически все шрифтовые примеры были пересмотрены с учетом существующих на сегодняшний день кириллических шрифтов.
Книга прививает любовь к шрифту (если ее нет), учит тому, что выбор шрифта это всегда сложный и ответственный процесс, акт творчества (если, опять же, вы об этом никогда не задумывались).
Чихольд Я. «Образцы шрифтов». Издательство: студия А. Лебедева. 2012 г
Эта книга — сборник прекрасных шрифтовых примеров, составленный Яном Чихольдом, известным типографом и художником книги. В издание попали шрифты исключительной красоты, находящиеся вне времени и моды, — настоящие образцы для подражания в шрифтовом дизайне.
Многие ценные исторические иллюстрации приведены в реальном размере и тщательно отретушированы автором, поэтому выглядят лучше, чем в плохо сохранившихся оригиналах. Прежде чем представить коллекцию образцов, Чихольд скрупулезно анализирует форму и устройство букв, разбирает плохие и хорошие шрифты, пишет об использовании прописных и строчных знаков, межбуквенном и междустрочном расстояниях.
Безухова Л.Н., Юмагулова Л.А. «Шрифт в работе архитектора». Издательство: Архитектура-С. 2007 г
Работа рассчитана на всех, кто интересуется вопросами искусства, кто учится по специальности «архитектура», «скульптура», кто занят архитектурно-строительной практикой.
Рудер Э. «Типографика».
Книга. 1982 г
Для всех, кто хочет заниматься настоящим графическим дизайном. Девятнадцать глав книги демонстрируют разнообразие идей и композиционных возможностей типографики.
В книге можно встретить обилие примеров (в том числе и ставшие известными эксперименты самого Рудера) по применению шрифта - автор использует его такими способами, которые не снились даже профи-дизайнеру, знающему композицию и многое понимающему в своей сфере.
Примеры Рудера - это уже скорее искусство дизайна, а не ремесло, предельный случай, к которому нужно стремиться.
Феличи Джеймс. «Типографика: шрифт, верстка, дизайн».
Издательство: БХВ-Петербург. 2014 г
Во втором издании описаны универсальные технические приемы по работе в новейших версиях основных программ верстки для Mac OS и Windows, шрифты Unicode и OpenType, расширенные наборы символов, методы поиска символов, даны последние сведения по веб-типографике (в том числе CSS3). Книга полезна и доступна не только дизайнерам, печатникам и менеджерам полиграфического производства, но и всем, интересующимся вопросами верстки.
Владимир Лаптев. «Типографика: порядок и хаос». Издательство: Аватар. 2008 г
Анализ типографики, вошедшей в культурное наследие второй половины XX — начала XXI века, базируется на критериях, вынесенных в название книги, — порядке и хаосе. Деление издания на четыре раздела соответствует основным типографским стилям нашего времени: швейцарскому (международному) стилю, «новой волне», «цифровому дизайну» и деконструктивизму, как апофеозу постмодернизма. «Типографика: порядок и хаос», с одной стороны — это временной срез стилевого многообразия, с другой — графический дизайн в лицах.
Книга предназначена для профессиональных дизайнеров-графиков, арт-директоров, студентов и преподавателей профильных учебных заведений.
Александра Королькова. «Живая типографика».
Издательство: IndexMarket. 2008 г.
«Живая типографика» посвящена искусству создания книг и является своего рода справочником. Книга адресована, прежде всего, дизайнерам, которые, так или иначе, работают со шрифтами. Но при этом, обилие исторических и технологических справок делают ее интересной для любого человека, который сталкивается в своей жизни с книгами и текстами.
Роберт Брингхерст. «Основы стиля в типографике».
Издательство: Д. Аронов. 2013 г
Эта книга является одной из фундаментальных основ не только типографики, но и дизайна в целом. Роберт Брингхерст предоставил всю необходимую информацию о выборе и сочетании шрифтов, о стиле, ритме, гармонии и форме, рассмотрел их историческое происхождение и современное использование.
"Что такое хорошая типографика? Каковы критерии ее качества? Как добиться лучших результатов в оформлении текста? Книга Брингхерста помогает во всём этом разобраться.
Кирилл Соболев
Если руки золотые, то не важно из какого места они растут.
Содержание
О том, как научиться писать красиво, написано немало научных работ и полезных советов. Процесс кропотливый, поэтому требует и сил, и времени. Взрослому человеку сложно менять свой почерк, однако в мире нет ничего невыполнимого. Немножечко усилий, и все обязательно получится: собственное имя и любая буква или цифра!
Красивый почерк
Аккуратный и красивый почерк – это искусство, овладеть которым вполне может любой желающий. В основе процесса лежит каллиграфия, азы которой еще несколько десятилетий назад преподавались в школе. Ныне этот предмет считается морально устаревшим, он попросту выведен из программы. Однако в быту под красивым почерком понимается не способность терпеливо и неторопливо выводить красивые прописные буквы, а постоянное использование наработанных навыков.
Каллиграфический почерк
Под каллиграфическим почерком понимается техника аккуратного разборчивого письма. Несколько столетий назад она использовалась исключительно в религиозных целях, сейчас у нее гораздо больше назначений. Существуют профессии, в которых каллиграфия является не прихотью, а самой настоящей необходимостью. К ним относятся школьные учителя, библиотекари, работники архивов и те, кто вынужден от руки заполнять множество документов.
Каллиграфия для начинающих
Осваивая непростое искусство каллиграфии, необходимо подобрать соответствующий письменный набор инструментов:
- роллерная ручка или перо (для более опытных учеников);
- тетрадь с бумагой для рисования;
- мольберт, располагаемый под углом 45 градусов.
Красивый почерк формируется из букв, аккуратное написание которых и нужно освоить изначально. Запаситесь терпением: отрабатывать одну буквы придется несколько часов или несколько дней. Однако если вы действительно хотите знать, как научиться красиво писать, добиться результата можно будет вполне быстро.
Каллиграфические прописи
Самый простой способ поправить почерк – использование каллиграфических прописей. Видя перед собой образец, ученик интуитивно пытается копировать стиль и сразу же исправляет свои ошибки. Попробуйте использовать прописи для красивого почерка, если вы хотите поправить свой стиль письма самостоятельно, без привлечения учителей или посещения тематических курсов. Можно взять даже те, которые рекомендованы первоклассникам. В этом нет ничего зазорного, напротив, эти пособия составлены очень удачно.
Уроки каллиграфии
Планируя обучение каллиграфии, надо заранее подготовить свое рабочее место. На поверхности не может быть «лишних» вещей, а рука не должна висеть в воздухе. Вспомните, как готовили парту в школе, следите, чтобы было много света, удобный стол. Следующее, что необходимо сделать – это расчертить лист бумаги. Если вы только начинаете учиться, лучше пользоваться обыкновенной ручкой. Когда красивое написание букв станет для вас привычкой, можно осваивать технологию письма перьями.
Как научить ребенка писать красиво
Учить детей писать можно уже с трехлетнего возраста, если вы ощущаете, что ваш ребенок готов к урокам. Однако если вы думаете, как выработать красивый почерк у ребенка, приготовьтесь потратить много времени и сил. Нужно, чтобы рука ребенка устоялась, поэтому не спешите изучать пропись слишком рано. Оптимальным возрастом считаются 5-7 лет: практика показывает, что дети, начавшие писать в раннем возрасте, очень редко обладают каллиграфическим почерком, и развить его потом сложно. Начиная обучение, используйте пропись с косыми линейками и удобную шариковую ручку.
Как красиво расписываться
Красивая роспись – это визитная карточка любого человека, которая должна выглядеть стильно и замысловато. Тут вряд ли выручит тематическая литература или мастер-классы. Редко удается придумать, как научиться красиво расписываться, за несколько часов. Когда человек впервые расписывается, чаще он использует первые буквы фамилии и хитрый росчерк.
Решившись на изменения во взрослом возрасте, стоит рассмотреть уже существующий вариант и понять, что вам не нравится. Можно изменить угол наклона букв, добавить элементы или попытаться изменить стиль написания. Помните, что элегантная роспись, работающая на формирование положительного имиджа своего владельца, не должна напоминать детскую "каляку-маляку".
Как исправить почерк взрослому
Понять, как сделать красивый почерк, вполне можно и в сознательном возрасте. Принцип обучения от этого не меняется. Необходимо заранее подготовленное рабочее место, пропись, включающая в себя английский или русский алфавит, бумага и шариковая ручка. Порядок действий при разгадки задачи, как научиться писать красивым почерком, будет следующим:
- Подготовка необходимых элементов и полноценного рабочего места.
- Обеспечение правильного положения тела за столом: спина прямая, локти лежат на поверхности стола.
- На расстоянии примерно 30 см от уровня глаз должна быть разложена бумага, на которой и будут выполняться упражнения.
- Шариковую ручку необходимо держать тремя пальцами – большим, указательным и средним так, чтобы расстояние от них до бумаги составляло не более 1 см.
- Выбранная буква должна писаться столько раз, сколько потребуется для совершенного результата, если вы серьезно задумались над тем, как исправить свой почерк.
Упражнения для красивого почерка
Методики, направленные на то, как быстро научиться красиво писать, предполагают и умение концентрироваться на мелочах, становиться дотошным. При этом в разных случаях применяются разные методики:
- Если буквы получаются слишком мелкими/крупными, нужно воспользоваться тетрадью или скачать специальный трафарет. В процессе работы нужно постараться не выходить за границу горизонтальных линий. После длительных тренировок буква будет автоматически вписываться в заданные поля.
- Если отсутствует соединение букв, нужно попытаться писать слова, не отрывая ручки от бумаги.
- Если в процессе письма наблюдается сильный нажим, нужно выработать правильное положение тела за столом. Плечи и руки должны быть расслаблены, а осанка максимально приближена к идеальной.
Чтобы оценить, требует ли почерк исправления, нужно написать в привычной манере несколько строк, например, русский алфавит. Полученный результат желательно передать на оценку третьему лицу. Человек часто привыкает к своему стилю письма и не понимает, почему он плох для других.
Примеры красивого почерка
Каллиграфия требует не только аккуратно написать красивые буквы прописью, но и сохранить собственный стиль человека. Если присмотреться к каждой из работ, можно увидеть в них разный характер. Поняв технологию того, как писать красивым почерком хотя бы русский алфавит, нужно совершенствовать приобретенные навыки, постепенно начиная решать более сложные задачи, а не ограничиваться печатными буквами.
Как изменить свой почерк на красивый
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!Количество людей, увлекающихся леттерингом, растет день ото дня, ведь помимо того, что это просто интересное и творческое занятие, оно может при развитии должных навыков приносить дизайнеру дополнительный, а иногда и основной доход. Предлагаем и вам освоить леттеринг для начинающих, а мы расскажем, как это дело можно структурировать, с чего начать и чем продолжить, какие материалы и инструменты использовать. Поехали!
А что такое леттеринг?
Вы точно знаете, что такое леттеринг, если довольно активно пользуетесь Интернетом, любите модные штучки и посещаете популярные современные места. Даже удивительно, насколько прочно леттеринг вошел в нашу жизнь: креативные текстовые композиции из разнообразных шрифтов, вычурных и не очень, можно увидеть на меловых досках для меню в кафе, среди логотипов мировых брендов, на уличных билбордах, современных открытках, свадебных пригласительных, в заголовках журналов, в шапках веб-сайтов - список можно продолжать еще долго. Выглядит это, например, вот так:
И даже так:
Примеры можно приводить тысячами, потому что ограничивается леттеринг лишь фантазией авторов - но с учетом основ типографики и каллиграфии, конечно. В некотором смысле леттеринг - это современная каллиграфия, только доля творческой свободы здесь очень велика, и правила не так строги. Кстати, а в чем отличие каллиграфии и леттеринга? Ведь для начинающих эти понятия поначалу не имеют ощутимой разницы. Но давайте выясним:
- Само понятие «леттеринг» - заимствованное, транслитерованное кириллицей английское слово «lettering», которое по сути значит «начертание букв». Если быть точным, к леттерингу относят графическое начертание различных букв и символов, которые образуют собой единую композицию из одного или разных шрифтов, имеющую общую стилистику и подходящую к какой-нибудь конкретной ситуации.
- Собственно каллиграфия - это создание ручной надписи/текста, где все буквы имеют единый стиль и выглядят читабельно. Ее обычно используют при написании более объемных текстов, писем, грамот. Например:
Чтобы хорошо уяснить разницу между каллиграфией и леттерингом, запомните следующее: буквы в каллиграфии исключительно пишут, а в леттеринге их скорее рисуют.
Мы уже вкратце описали, где вы могли встречать леттеринг - значит, в этих же областях вы и сможете зарабатывать, если освоите леттеринг для начинающих, а потом отточите мастерство и соберете портфолио. Можно рисовать логотипы для брендов, создавать модные хенд-мейд открытки или принты для одежды и головных уборов, создавать скетчбуки и визитки, оформлять модные кофейни и другие заведения (тут следует освоить меловой леттеринг), оформлять сайты и блоги, рисовать стикеры - потенциал применения данного навыка огромен. А еще леттеринг преподают для начинающих - желающих его освоить сейчас просто море.
Если работы будут достойными, то вы сможете предлагать свои услуги по леттерингу и бороться за выполнение заказов вместе с другими дизайнерами, а если работы будут очень хорошими, и у вас соберется большая аудитория поклонников (речь о подписчиках в популярных соцсетях), то заказчики сами станут вас находить. Тогда начертание букв и слов, вероятно, сможет стать вашим основным источником дохода - ну не прекрасно ли?
В конце концов, занятия леттерингом просто очень увлекательны, помогают реализовать себя в творчестве, снять напряжение после тяжелого дня, отвлечься от повседневной суеты. А ваши открытки родным, друзьям и коллегам, оформленные с помощью таких креативных текстовых надписей, станут самым оригинальным подарком.
Леттеринг для начинающих - инструкция по освоению
Конечно, самый простой способ - пойти на курсы леттеринга для начинающих, где опытные дизайнеры вам все расскажут и, главное, покажут наглядно. Вы сможете работать в более активном темпе, чем дома, будете получать своевременные подсказки от преподавателей, наблюдать за ошибками других студентов, чтобы потом самому их не повторять. Однако, специалисты есть не везде, да и работают отнюдь не бесплатно, поэтому перейдем к следующему варианту.
Второй способ - самостоятельное обучение. Сейчас такое направление графики как нельзя более популярно, что имеет большое значение для начинающих, ведь благодаря широкому спросу формируется соответственное предложение. Как результат - информации вокруг очень много, бери да пользуйся: продается специальная литература, рабочие тетради, печатные скетчбуки с подсказками и советами для начинающих, а в Интернете есть туториалы и видеоуроки для начинающих, причем в немалом количестве. Большинство контента, правда, на английском языке - но в случае с видеоуроками многое будет понятно и без слов.
Выберите принадлежности
Существует множество инструментов, с помощью которых можно создавать шрифтовые композиции, причем использование разных принадлежностей поможет добиваться разнообразных результатов, упростит освоение некоторых техник и сделает сам процесс еще более интересным. Однако стоят все эти штуки недешево, поэтому совсем необязательно в первый же день тратить на материалы и инструменты для леттеринга целое состояние. Можете начать с самых простых и доступных принадлежностей, которые, возможно, уже имеются у вас дома - к примеру, обычных черных ручек и фломастеров.
Пользуются в леттеринге разными инструментами, в зависимости от выбранного стиля и личных предпочтений, но в основном это:
- перманентные маркеры - рисуют плотно и матово;
- лайнеры - похожи на плотные фломастеры, рисуют насыщенно и без «проплешин»;
- ручки - обычные гелевые или шариковые ручки для прописей и тренировок;
- water-brush (ручка-кисть для красок) - для рисования акварельными красками, создания плавных градиентных переходов;
- brush-pen (маркер-кисть) — маркер с очень мягким и гибким кончиком, помогает создавать тонкие линии;
- синтетические кисти - более простой инструмент для красок и туши.
Бумага для леттеринга должна быть плотной, поэтому обычная офисная не подойдет. Для начинающих подойдут и простые альбомы для рисования, либо плотные скетчбуки, также можете пользоваться акварельной бумагой и специальной бумагой для принтера. Красиво смотрится леттеринг на разноцветной бумаге, даже на черной - но тогда нужно покупать белые лайнеры или белую краску.
Изучайте шрифты и основы типографики
Прежде всего, гуру леттеринга не советуют начинать обучение сразу же с рисования. Люди, которые с ходу учатся рисовать, не получают должного развития, что-то в их работах продолжает оставаться «сырым», неправильным, лишним. Недостающая часть пазла - четкое понимание основ типографики и каллиграфии, понимание форм, стилей, композиции и других нюансов. Именно эти знания переведут вас на другой уровень в искусстве леттеринга.
Статей и видео о типографике и шрифтах в Интернете очень много, скажем, на сервисе Youtube, а если вы понимаете английский язык, то возможностей изучить все самостоятельно появляется еще больше (леттеринг для начинающих хорошо помогают освоить видеоуроки Sean McCabe, например). Предлагаем посмотреть одно из полезных видео - интересные примеры того, как типографика используется в нашей повседневной жизни:
Наблюдайте за шрифтами и леттерингом в повседневной жизни: в магазинах, журналах, в кафе, на рекламных плакатах и т. д. Попытайтесь увидеть закономерность их использования, призовите на помощь собственные ощущения как клиента: какие буквы для вас работают лучше? Какая надпись привлекает больше, какая вернее передает содержание? В кофейню с каким леттерингом вы бы охотнее зашли? Почему?
Такие наблюдения помогают обрести понимание «анатомии» букв, законов типографики. К примеру, будет полезно разбираться в том, что именно шрифт Serif привносит в какую-нибудь текстовую композицию в сравнении со шрифтом Sans-Serif, какой добавляет тексту больше объема и глубины, и т. п. При этом вы обнаружите, что леттеринг дает возможность играть со шрифтами в каждом отдельном случае - создавать интересные переходы, к примеру, или разбавлять строгие шрифты игривыми каллиграфическими завитушками.
Набивайте руку
Для начинающих леттеринг на первом этапе выглядит как уроки каллиграфии: вам нужно просто найти образцы красивых шрифтов, которые вам нравятся, и начинать прописывать их в тетради или разлинованном альбоме. Прописывайте букву за буквой, и строчные, и заглавный, совсем как мы это делали в первом классе школы, соблюдая порядок изображения разных частей букв и соблюдая одинаковое расстояние между ними.
Затем тренируйтесь рисовать различные завитки, хвостики, закорючки, которые потом будете вводить в написание букв и слов. Уделите внимание и рукописным шрифтам, и фигурным, и строгим типографическим. Важно, чтобы вы научились уверенно держать в руке инструмент, и развивали мышечную память при написании букв.
Начните с простого
Теперь из букв и завитков можно составлять слова и фразы. Советуем сразу тренироваться писать и на русском, и на английском - в последнем, кстати, благодаря особенностям латинского алфавита, существует еще больше возможностей создать красивую текстовую композицию. Можете брать первые попавшиеся слова и прописывать в альбоме, а может тренироваться, записывая свои любимые цитаты или фразы. Не бойтесь экспериментировать, прописывайте каждое слово/фразу несколько раз, меняя стиль написания и даже шрифт. Пробуйте разные инструменты, и ручку, и маркеры, и краски, оттачивайте мастерство.
Копируйте других
Конечно, перерисовать чужие работы в коммерческих целях не стоит - это воровство авторского контента, но в целях тренировки такой метод может помочь вам научиться лучше чувствовать композицию, следить за взаимодействием разных стилей и шрифтов, и снова развивать мышечную память рук, запоминая, как выполняются на бумаге те или иные буквы и оформительные элементы. В Интернете можно найти массу красивого леттеринга, а также туториалов, которые помогут вам более точно воспроизвести работу.
Генерируйте собственный контент
И, наконец, самый важный этап - это создание собственных буквенно-фразовых композиций и рисунков. Теперь, когда вы набили руку на прописывании букв и шрифтов, научились идеально воспроизводить уже существующие рисунки, воспитали в себе чувство стиля, прониклись работой типографов, дизайнеров и шрифтовиков - можно создавать и свои, оригинальные работы по леттерингу. Это тот этап, который позволит вам больше не складывать рисунки «в стол», а, возможно, публиковать их в соцсетях или блоге, и получать отклики других пользователей, а также полезную критику, которая поможет вам совершенствоваться дальше.
Каким именно способом нужно создавать свои рисунки? На самом деле, каждый художник выбирает для себя тот алгоритм, который удобен ему более всего, но в основном вы можете следовать следующим шагам:
Практикуйтесь как можно больше
Леттеринг для начинающих кажется сложным делом, и новички относятся к своим работам крайне скептически, однако последующая практика всегда меняет дело. Чем больше вы будете рисовать, прорабатывать прописи и шрифты, несколько раз перерисовывать композицию, когда потребуется, тем лучше станут ваши навыки.
Готовьтесь к тому, что леттеринг занимает немало времени, и к этому занятию нужно относиться не просто как к развлечению, но и как к серьезной учебе. Особенно в случае, когда вы планируете потом зарабатывать на этом. Рисуйте много, каждый день рисуйте своих рисунков больше, чем вы видите чужих работ. Пробуйте новые техники, добавляйте новые элементы, представьте, будто вы рисуете открытку, обложку для книги, логотип для известной компании. И результат не заставит себя ждать!
А напоследок, поскольку сейчас очень популярен меловой леттеринг, предлагаем вам посмотреть мастер-класс по созданию красивой текстовой композиции в следующем видео: