Личностные и профессиональные качества вожатого
Как понравиться детям
Первая задача вожатого - понравиться детям. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.
Прежде всего попытайтесь выяснить что для вас означает "понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Так как все мы разные, то и "нравиться детям" будем по-разному. В любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.
У этой задачи есть свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "произвести первое впечатление". Есть пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:
1. ваш внешний вид,
2. выражение вашего лица,
5. ваша жестикуляция.
Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех "положительного впечатления" вам обеспечен. А пока примите один совет, как аксиому:
* не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.
Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босую ногу и сальные волосы. Все остальное любого приятного оттенка разрешается.
Второй этап: "произвести второе впечатление".
Задумайтесь о том, чем вы могли бы быть интересны детям. Например:
* чем интересным вы занимались в жизни?
* какие есть способности и таланты?
* за что вас уважают и любят ваши друзья?
* о чем увлекательном вы можете рассказать?
* чему необычайному вы можете научить?
Дети к вам будут присматриваться, будут вас оценивать, высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте все, чем вы могли бы быть интересны окружающим. Для этого не надо обладать какими-то сверхспособностями. Понравиться детям можно и без них. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку "Смок Белью", коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки "Формула 1" или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про "Черный плащ" и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство, будут вас уважать.
Частью родительских обязанностей является направлять детей и помогать им приспособиться к жизни. Часто для этого требуется устанавливать определенные ограничения, отказывать и корректировать поведение ребенка. Для того, чтобы дети не воспринимали такие наставления в штыки, необходимо, чтобы отношения между родителями и детьми обеспечивали доверие и понимание.
Теперь, когда мы выяснили, что хорошие отношения с детьми - залог не только минимизации непонимания, но и их успешности в жизни, давайте разберемся, как же наладить отношения с ребенком.
Если Ваши отношения с ребенком лишены положительных взаимодействий (а согласно исследованиям, таких взаимодействий должно быть пять на каждое негативное взаимодействие), это может нарушить здоровый баланс в отношениях.
Поскольку уже через 30 дней повторения любое действие становится привычкой, постарайтесь включить в Ваш список дел как можно больше действий, направленных на Ваше общение с ребенком.
21 пример положительных взаимодействий
В связи с этим представляем Вашему вниманию 21 пример положительных взаимодействий, которые помогут сблизиться с ребенком.
- Ежедневно обнимайте ребенка на протяжении пяти минут после его пробуждения.
- Завтракайте вместе с ребенком, за столом общайтесь с ним о планах на день.
- Не кричите на ребенка, чтобы заставить его умываться, чистить зубы и т.д. Лучше составьте для него график с картинками и хвалите ребенка, когда он выполняет соответствующие задачи.
- Кладите записку с теплыми словами вместе с обедом, который даете ребенку в школу и т.д.
- Прыгайте вместе по пути в школу или пойте песенки в машине.
- Во время прощания скажите ребенку, что будете за ним скучать и с нетерпением ждать его дома. Также не забывайте желать Вашему дитю хорошего дня вместо привычного "веди себя хорошо".
- На протяжении рабочего дня старайтесь хотя бы минимально отдыхать, чтобы, придя домой, у Вас оставалось больше сил на семью.
- Всегда внимательно слушайте, когда ребенок делится с Вами информацией о том, как прошел его/ее день: не отвлекайтесь во время этого на работу, книгу, телевизор или музыку.
- Если Ваш ребенок ввязался в драку, выслушайте обоих участников конфликта, посочувствуйте им и помогите решить проблему мирным путем.
- Если ребенок расстраивается из-за того, что Вы приготовили на завтрак/обед/ужин не то, что он хотел, не переделывайте блюдо из-за прихоти ребенка. Однако не забудьте посочувствовать ему и дать ему поплакать и т.д.
- Когда Вы вместе с ребенком учите уроки, сочувствуйте, если ребенку сложно, и всячески подбадривайте его.
- Смейтесь над его шутками.
- Несмотря на то, что в определенных действиях ребенка лучше ограничивать, такое ограничение не касается эмоций. Если Вы знаете, что чувствует Ваш ребенок, Вы укрепляете Вашу эмоциональную связь.
- Выделяйте 15 минут в день на игры с ребенком. При этом разрешите ему выбрать род занятий - построить пирамиду из кубиков, нарисовать картину и т.д. Дайте ему почувствовать себя "директором" на эти 15 минут.
- Во время ужина задайте ребенку интересный вопрос и дайте ему время подумать над ответом.
- Перед купанием устраивайте бои подушками или иные веселые соревнования.
- Если ребенок не хочет ложиться спать, задействуйте свое чувство юмора и сопереживание, однако настаивайте на своем.
- Спокойно и с сочувствием выслушивайте жалобы ребенка на какие-либо проблемы (например, если он поссорился с другом в школе или детском саду), не спешите нервничать и перебивать маленького рассказчика.
- Если Вы злитесь, когда не можете уложить ребенка в постель, сначала успокойтесь, а потом задействуйте Вашу с ним эмоциональную связь, чтобы добиться желаемого.
- Читайте ребенку перед сном. Обнимайте ребенка и прижимайтесь к нему - дайте дитю почувствовать, что все хорошо. Не забывайте сказать ему, как Вам повезло с ним.
Список кажется длинным, однако на самом деле, чтобы наладить отношения с ребенком и сделать их более теплыми и доверительными, требуется не так уж много времени. Когда Вы выработаете у себя такие привычки, Вы заметите, что ребенок больше идет на контакт, меньше ругается и хочет следовать Вашим советам. Такие отношения между родителями и детьми приведут к тому, что ребенок сам будет обращаться к Вам за советом.
Вопрос психологу
У меня есть девушка (почти невеста) по имени Лена, с которой мы вместе уже довольно длительное время. У неё есть ребенок, девочка Юля, ей 5 лет. У меня детей нет.
Изначально девушка не хотела нас знакомить - боялась, что мы не найдем общий язык. Потом, все же, познакомила, вроде бы все было хорошо.
Но потом началась жуткая ревность - стоило Юле увидеть нас с Леной даже просто держащимися за руки начинались капризы, крики про "хочу это, хочу то, хочу на руки, я устала, хочу спать, хочу есть". К счастью, родственники соглашались за Юлей присматривать, так что время вместе с Леной мы могли проводить вместе. Когда же мы, все-таки, пересекались, то я, лично, просто игнорировал подобное поведение.
Через какое-то время эти капризы сильно снизились, вроде бы даже как-то контакт наладился. А потом она просто стала игнорировать меня.
Лена пыталась с ней поговорить и по её расспросам получилась, что Юля привыкла всегда быть в центре внимания (она единственный маленький ребенок в большой семье), что с ней всегда все носятся. А я этого не делаю и она считает меня плохим.
Тут проблема в том, что я считаю, что детей нельзя так баловать, нельзя делать их "центром мира", потому, что они от этого только больше капризничают. Плюс я вообще не очень знаю, как общаться с детьми такого вот возвраста. Я её, в глубине души, опасаюсь, потому, что очень не люблю истерик и криков.
Она, видимо, это чуствует, и тоже отдаляется.
Я не хочу из-за этого потерять отношения с Леной, нам очень хорошо вместе, мы планируем совместную жизнь, я вообще не представляю свою жизнь без неё.
Как найти общий язык с ребенком?
Дмитрий, если вы хотите быть с девушкой, то Вам просто необходимо наладить отношение с её ребенком. И дело это не из легких.
Она не просто капризная, она не относится к Вам как к доброму дяде, а как к чему-то совсем для неё непонятному. А если дети что-то не понимают, то они как животные (инстинкты, знаете ли) кричат и плачут.
Для понимания, необходимо время и правильное поведение старших. Если же Вы будете противостоять ей, она не поддастся.
Я советую, Вам вместе с девушкой обратится к семейному психологу (именно взрослому), только скоординированными действиями, Вы сможете вызвать доверие у ребенка.
Удачи, Вам.
Хороший ответ 1 Плохой ответ 0Дмитрий! Дети для большинства родителей действительно являются "центром мира".Предлагаю вам просто войти в этот центр, но не взрослым, а ребенком.Давайте пофантазирую как бы это могло быть (а вы то ли так сделаете, то ли сами или вместе с любимой придумаете вариант свой).
Вы узнаете какими игрушками любит играть Леночка. Необходимо приобрести игрушку, такую, какой у нее нет(кстати отличный вариант купить ее вместе в супермаркете игрушек, устроив там маленькую игру.Например нужная кукла в одной руке начнет разговаривать с мишкой в другой руке-это будет веселый диалог двух игрушек-корреспондентов,которые возьмут интервью у оказавшейся тут прекрасной девочки Лены: Ой,какая милая девочка, давай спросим ее, может ли она с нами поиграть, нам скучно вдвоем.Соглашайся,нам будет втроем весело.(девочку ваше перевоплощение должно: удивить, заинтересовать и подтолкнуть на контакт.Тут вы предлагаете купить эти игрушки и продолжить игру дома вместе с вами и мамой,т.к.в магазине нельзя.При общении обязательно присядьте на уровень глаз ребенка.Ваша задача подружиться, полюбить ее так,как Лену.Буду рада, помогла вам,пусть у вас все получится.
Хороший ответ 3 Плохой ответ 1«Дети – цветы жизни», - говорит народная мудрость. Иногда эти
цветы дают гладкие и блестящие, сладкие плоды, а иногда – колючки.
Годами родители и педагоги изощряются над воспитанием детей, а результат
иногда – нулевой. Отсутствует именно желание учиться, неповиновение,
неуважение. Перечислять можно долго, но в настоящий момент рассмотрим
проблему уже.
Нежелание учиться. Откуда оно?
Ведь дети с рождения имеют нулевую информацию, все готовы одинаково воспринимать ее. Хотя каждый человек имеет свой интеллект, умственные способности, черты характера, ему присуще учиться и быть обучаемым.
Что в действительности хорошо, а что - плохо? Что красиво, а что – нет? Что такое добро, а что - зло? Лишь научив ребенка правильно, хотя у каждого человека понятия «правильно» в корне отличается, можно достичь желаемых результатов в учебе. Следовательно, для того, чтобы воспитать наилучшие качества в маленькой личности, нужно постоянно консультироваться с другими родителями, специалистами, а не только пользоваться своими устоявшимися убеждениями.
Нужно перебороть свою гордыню и учить ребенка добру, мудрости, сочувствию, руководствуясь еще и помощью извне. В послевоенные времена детей воспитывали лозиной, однако те жестокие годы минули, и это не значит, что если вас воспитывали старинным способом, то и вы должны так поступать со своими детьми.
Идеал человека – это доброжелательный, ласковый, любящий, готовый прийти на помощь патриот нашей величественной страны. Иначе нам никогда не выбиться из списка стран, которые развиваются. Следовательно, воспитывать гражданина своей страны, а не той страны, которую впоследствии покинут в поисках заработка, и есть наша настоящая цель.
Ребенок добывает знание подобно губке, которая впитывает в себя воду. Но рано или поздно губка пересохнет сама по себе, а полученных знаний станет недостаточно. Чтобы этого не случилось, нужно постоянно пополнять губку водой, то есть постоянно давать знания и стимулировать их. Вот в этом и заключается роль, во-первых, родителей и, несомненно – учителей.
Чтобы ребенку привить желание хотя бы ходить в школу, нужно,
прежде всего, и это не секрет, ему понравиться. И только тогда можно
будет говорить об успешной учебе, когда ребенок заинтересован, с
радостью посещает все уроки, когда за промах не наказывают, а
стимулируют, подталкивают к естественному инстинкту – познанию нового,
ведь человек от рождения любознателен.
Следовательно, как все же понравиться ребенку? Как заинтересовать своим предметом? Об этом и пойдет наш разговор дальше.
Представим, ребёнок пришёл в школу впервые. Это значит, что в её жизни изменился круг друзей, появились какие-то дяди и тети, которые принуждают делать непонятные вещи, страшный дядя-директор, который угрожает пальцем.
Задание же педагога – понять ребенка, оказать ему поддержку, передать знания в доступном виде, помочь поладить с одноклассниками. Перечень обязанностей педагога младшей школы очень большой, но рассмотрим проблему налаживания отношений именно между учителем и ребенком.
К каждой девочке или мальчику нужно разработать индивидуальный подход. По-видимому, вы наблюдали, когда дети прячутся за родителей при встрече с чужим человеком, особенно, когда это незнакомое лицо пытается погладить ребенка по головке? А представьте себе: ребенка оставили с учителем, которого он впервые видит!
Индивидуальный подход заключается в том, чтобы найти с ребенком общий язык, т.е. в первые даже пятнадцать секунд установить контакт. Для этого нужно быть очень приветливым и всегда улыбаться – ребенок будет чувствовать себя легче, более свободно, раскованнее.
1. Первое, на что хотелось бы обратить внимание – это то, что при встрече, как было сказано выше, нужно улыбаться и быть доброжелательным. Это настроит ребенка на необходимый лад: установление позитивного контакта в течение первых пятнадцати секунд. Этот метод называется «правилом первых пятнадцати секунд».
Но следует помнить, что каждый ребенок воспринимает все по-своему. Кое-кто, увидев улыбку, может подумать, что этот дядя или тетя очень добрые, и может чувствовать себя слишком свободно. Эта вольность может проявиться через негативное поведение, нарушение дисциплины и тому подобное.
То есть, мы пытались достичь желаемого результата, который заключался в том, чтобы не испугать ребенка, а вместо этого достигли совсем другого. Тот ребенок, который плохо ведет себя на уроке, будьте уверенны, вас уже не боится и уже улыбается шире, чем вы сами.
Чтобы не допустить нежелательной реакции на вашу искренность, нужно своевременно предотвратить нежелательные действия со стороны ребенка. В этом и заключается мастерство педагога, а именно – своевременно заметить и предотвратить. Дети должны знать, что вы доброжелательны, однако ни за что не потерпите плохого поведения. Для того, чтобы дать это понять, иногда достаточно сурового взгляда, а иногда стоит повысить голос.
2. Второе. Не скупитесь на похвалу. Поощрять ребенка нужно даже за наименьшие достижения, за правильно написанную букву и тому подобное. Но помните главный принцип: не перехвалите! Не нужно хвалить ребенка постоянно, даже когда ребенок не достиг желаемого результата. Из-за этого у него возникнет ощущение вседозволенности, и ребенок перестанет стараться, зная, что все равно его похвалят.
Также поощрять можно маленькими сюрпризами, однако, помните, что
ребенок может это воспринять как должное, и тогда внутренний мотив учебы
превратится во внешний, когда ребенок будет согласен учиться, но только
за конфеты. Это обязательно нужно предотвратить. Не нужно ни в коем
случае говорить, что за учебу ребенок будет получать подарки.
Вот
образец правильной мотивации: "Солнышко, ты сегодня хорошо училась!
Кроме хорошей оценки ты сегодня еще получишь маленький сюрприз. Сегодня
особенно хорошо ты показала свои знания. Умница!”
Избегайте следующей фразы: "Теперь каждый урок ты будешь получать конфету за хорошую оценку”. Нужно дать ребенку понять, что не всегда за хорошую оценку он получит подарок. Нужно делать такое поощрение изредка. В ином случае, получив хорошую оценку, ребенок будет разочарован, если не получит ничего.
3. Обязательно, мотивируя ребенка, нужно говорить ему ласковые слова, например, «солнышко», «жемчужинка», «зайчик», «дорогая (ой)», «молодец» и тому подобное... И еще, если Вы погладите ребёнка по головке, он будет сиять от счастья, дома будет рассказывать, как ему нравятся занятия у Вас, и родители тоже будут довольны.
Но, как Вы уже знаете, нужно знать меру во всем, в том числе и в похвале. Многие педагоги считают, что нарушать интимное расстояние ребенка (0,5 метра) не стоит. Однако кто же пожалеет ребенка на уроке, как не Вы? Кто даст такую сильную мотивацию?
Но будьте осторожны! Удостоверьтесь, что ребенок не имеет никаких видов относительно Вас. Первая любовь чаще всего возникает у детей в школьном возрасте, они влюбляются даже в учителей. Тогда Вам этого ребенка будет очень трудно учить. Но это уже другая тема.
4. Наказание. Во-первых, что это такое? Оно бывает физическим и моральным. Ни одно из них не является правильным с правовой точки зрения. Запрещено кричать на ребенка, а тем более бить его. Но должны же быть какие-то рычаги влияния, если ребенок себя плохо ведёт, не выполняет распоряжений учителя!
А выход таков! Плохое поведение недопустимое при учебе. Нужно сначала понять, почему ребенок так ведет себя. Возможно, ему неинтересно? Возможно, он Вас не уважает? Значит нужно добиться уважения ребенка. А, чтобы этого достичь, нужно понравиться ему. Тогда ребенок не будет нарушать поведение у Вас на уроке.
А относительно невыполнения заданий учителя, могут быть следующие причины:
ребенок медленный, рассеянный и не успевает все выполнить;
ребенок болен;
ребенок имеет проблемы дома;
ребенок не заинтересован, хоть и уважает учителя;
ребенок не уважает учителя, хоть и заинтересован предметом.
Как Вы видите, некоторые проблемы нужно выяснять с родителями, а некоторые Вы в состоянии сами преодолеть сами. По возможности не лезьте в семейные дела ребенка, чтобы его не травмировать, чтобы он не замкнулся в себе; однако осторожно можно поинтересоваться, не наказывают ли его дома родители. Возможно, ребенок только и ожидает, чтобы его пожалели. Возможно, Вы единственный, кто сегодня это сделает. И если вы его пожалеете, Вы получите и доверие ребенка, и его уважение, и заинтересованность Вашим предметом.
Ребенка нужно не наказывать (за это можно попасть за решетку), а стимулировать к учебе, как было описано в пункте 3, рассказывать разные истории из жизни людей, которым пригодился Ваш предмет, рассказывать о том, что это модно, престижно и жизненно необходимо.
5. Называйте ребёнка по имени. Это очень важно. Имя для человека – это наимилейший звук. Убедить хорошо учиться, не называя детей по имени, невозможно!
И последнее, что можно порекомендовать: искренне интересуйтесь своим воспитанником, его жизнью, здоровьем, спрашивайте о том, как он проводит свободное время, какое у него хобби, найдите между вами что-то общее и начинайте творить чудо, которое умеет делать лишь учитель – воспитывать честного, справедливого, вежливого, доброго, любящего свою страну гражданина.
Замечали ли вы когда-нибудь, как ваш ребенок радуется, когда в гости приходит конкретный человек? Будь это ваша подруга или даже коллега. Улыбка не покидает лицо малыша, глаза сверкают, а занимательные истории в адрес гостя кажутся нескончаемыми. Почему так происходит? Может быть, этот человек знает особый подход к детям? С одной стороны это действительно так. Если у вас получится проследить за действиями человека, который хорошо ладит с детьми, то вы будете лучше понимать не только вашего ребенка, но и детей ваших знакомых. А это необходимо, если вы решите посидеть с чужим ребенком. Тут вам и понадобится умение налаживать контакт.
Давайте, разберем всю ситуацию. Улыбка - это первое, что располагает к себе ребенка. Это, я думаю, не вызовет ни малейших сомнений. Недовольное или бесчувственное выражение лица отпугнет не только ребенка, но и взрослого. Поэтому, улыбаемся искренне, никаких излишеств. Натянутая широкая улыбка тоже может оттолкнуть, а не привлечь.
Во время общения старайтесь ограждать себя от неприятных мыслей. Дети часто чувствуют, что мы переживаем. Поэтому вряд ли у вас получится, надев маску доброжелательности, обмануть ребенка. Никаких масок! Только искренняя доброта и неподдельная заинтересованность станут вашими первыми помощниками.
Следующим шагом нужно уделить ребенку внимание. Слушайте, что он говорит, хвалите то, что он вам показывает: игрушки или рисунки. Скорее всего, они вызовут у вас именно положительные эмоции, поэтому об обмане речь и не идет. Далее нужно определить, чем интересуется ребенок. Именно об этом и стоит завести разговор. Желательно перевести игры на более реальные вещи. Многим детям это кажется очень интересным. Как это сделать? Очень просто! Например, он показывает вам нарисованный танк, самолет, солдата. В этом случае расскажите ему занимательную историю про войну. Конечно, не про страдания людей, а, например, про организацию боев, виды войск и т.п. Девочкам, к примеру, рисующим девушек в красивых платьях, можно рассказать о том, как эти платья создаются. Естественно, информацию нужно подавать на языке, который понятен ребёнку. Это не так уж сложно. Со временем вы научитесь делать это, не задумываясь. Такой подход можно использовать практически в любом случае, стоит только проявить фантазию.
Зачастую, детям нравятся подобные разговоры. Они также немного расширят кругозор ребенка, главное, не забывайте, что вы ведете разговор не с взрослым человеком, это очень важно!
Итак, улыбка и необычный подход к общению - это еще не всё. Обязательно слушайте малыша, ни в коем случае не игнорируйте его. Старайтесь развивать темы для разговора, интересные ему, а не только вам. Ведь ребёнок - это уже маленький человечек, который, как и все мы, любит, когда его слушают и обращают повышенное внимание именно на его реплики. Когда вы осознаете это, шансы понравиться ребёнку значительно возрастут. Это будет происходить само собой. И никакие сложные стратегии вам не понадобятся.
Похожие статьи:
Как верно использовать соску? (9360 Просмотров)
Грудной возраст > Воспитание ребенка
Вполне возможно, что ваше дитя спокойно сможет обходиться и без соски. А это очень хорошо для малыша, для его будущего. Большинство педиатров выступают против пустышек. Так как соска может привести (в дальнейшем) к...
Нужно ли ребёнку соблюдать режим (8389 Просмотров)
Раннее детство > Режим крохи
Наверняка вопрос, вынесенный в заголовок статьи, кому-то покажется риторическим, однако, не всё так однозначно, попробуем разобраться: В вопросах режима, как и во всём, что имеет отношение к воспитанию и развитию...